Смоленское отделение срп. О чём говорит смоленск


Член Смоленской областной организации Союза писателей России Людмила Колесова – автор четырех поэтических книг — в значительной мере свое творчество посвящает теме Великой Отечественной войны. И это вполне закономерно. Отец Людмилы Александровны – фронтовик, прошедший войну от Брестской крепости до Берлина

Литературная гостиная Смоленского исторического музея 18 декабря 2018 года принимала любителей поэзии на презентации новой книги поэтессы Лины Меркуловой «Дыханье Родины святое…».

Музыка завораживает

Гостей встречала лёгкая музыка, которую исполнял на пианино племянник Лины Клавдиевны Артём Жижкин – солист Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Атмосфера зала сразу дала понять, что сейчас будет праздник.

Недавно состоялась встреча участников литературного объединения «Нива» с поэтессой и бардом Вероникой Верещетиной, стихи которой не раз публиковались на страницах районной «Сельской правды». Они отличаются светлым оптимизмом, задушевность, искренностью, нежностью. Многие из них посвящены самым маленьким читателям. Особенно выразительно звучат ее стихи, положенные на музыку. Их поэтесса любит исполнять сама под гитару, что очень нравится любителям песни и поэзии.

1 декабря Международный общественный благотворительный фонд «Диалог культур – единый мир» с Союзом литераторов РФ подвели итоги Международного литературного конкурса «ЭТНОМИР – радуга созвучий» в ходе Праздника Слова.

Первый конкурс порадовал масштабностью и количеством участников. Всего приняли участие 80 писателей и литераторов из пяти стран и 36 регионов России. В номинации «Проза» – 22 участника, «Поэзия» – 43, «Публицистика» – 15.

Участвовали литераторы из Узбекистана, Молдовы, Украины, Беларуси. Российские литераторы прислали свои заявки из городов: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Воронеж, Смоленск, Екатеринбург, Тамбов, Волгоград, Ханты-Мансийск, Томск, Омск, Тюмень.

В яркий праздник мелодий звучащего слова вылилось мероприятие, посвящённое 55-летию клуба авторской песни «Диво» (Смоленск). Родившись в 1963 году на базе турклуба им. Евг. Абалакова в пединституте, «Диво» вот уже добрых пять десятков лет является не только оплотом бардовской песни в городе-герое, но и одним из её законодателей мод и в России, и в республиках бывшего СССР, в том числе и прибалтийских.

На очередном заседании литературного объединения «Нива» при редакции газеты «Сельская правда» его участников порадовали приятные сюрпризы. Все поэты и прозаики получили авторские экземпляры недавно отпечатанного справочника «Литераторы Смоленского района». Остальные экземпляры еще раньше были переданы в Централизованную библиотечную систему района.

26 октября 2018 года в Москве в Центральном Доме литераторов состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов Международного конкурса «Национальная литературная премия «Золотое перо Руси – 2018».

Этой престижной премией отмечаются писатели и мастера искусств.

В 15-й раз проходил этот праздник,организатором и душой которого стала писатель Светлана Савицкая. На конкурс свои работы прислали 30 тысяч авторов из 70 стран мира.

18 октября в Хрустальном зале Правительства Брянской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное 55-летию Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России. В фойе зала сотрудники Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева презентовали выставку, посвященную становлению Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России.

В мероприятии приняли участие председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов, сопредседатель Правления Союза писателей России Вадим Терёхин, председатель Гомельского областного отделения общественного объединения «Союз писателей Беларуси» Владимир Гаврилович, председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России, секретарь Союза писателей России Олег Дорогань, член Правления Союза писателей России Виктор Кирюшин, заместитель Губернатора Брянской области Николай Щеглов, участники литературных объединений, представители печатных изданий, творческих союзов, общественных организаций, учреждений образования.

Антон Савенок

Машина времени

«Чем славится индийская культура?» — задался как-то вопросом Владимир Высоцкий и написал очередной шедевр про индийских йогов. «Чем славится смоленская культура?» — спросили мы сами у себя и… попытались найти ответ на этот вопрос. Есть имена, которые вот уже много лет у всех привычно ассоциируются со Смоленщиной. Глинка, Твардовский, Исаковский, Коненков, Пржевальский… Гагарин, конечно же. Однако, как выясняется, много известнейших, талантливейших, самобытных писателей, артистов, музыкантов, имена которых у всех на слуху, тоже были так или иначе тесно связаны в различные периоды своей жизни со смоленским краем. Больше того, именно пребывание на смоленской земле, пусть даже недолгое, оказало существенное влияние на все их творчество.

В этом номере поговорим о писателях — инженерах человеческих душ.
При подготовке использованы материалы wikipedia.org, persones.ru, gorodnews.ru

Айзек Азимов


Портрет всемирно-известного писателя-фантаста наряду с прочими знаменитыми уроженцами Смоленщины украшает собой один из холлов здания администрации Смоленской области. И это столь же странно, сколь и понятно. Действительно, нынче деревня Петровичи, в которой 2 января 1920 года в скромной еврейской семье родился Исаак (Айзек — аглоязычное произношение этого библейского имени) находится в Шумячском районе Смоленской области. Так что вроде бы все правильно: земляк — он и в Африке земляк. Только вот на момент рождения Азимова этот населенный пункт по административно-территориальному делению относился к Белоруссии.

В возрасте неполных трех лет от роду Азимов был увезен родителями в Америку и ни в России, ни в Белоруссии больше ни разу в жизни так и не побывал; да и русского языка он никогда не знал (в семье все всегда изъяснялись исключительно на идиш, а в США «родным» для него стал, естественно, английский). Так что, уважаемый читатель, решай сам, насколько корректно называть Айзека Азимова смоленским писателем.

В своей автобиографичной книге «Пока свежа память» Айзек Азимов так писал о своей малой родине: «Город, где я родился, называется Петровичи… Я всегда считал, что Петровичи, наверное, большой город или даже отдельная провинция и был весьма разочарован, когда узнал, что это было небольшое местечко. Мой отец иногда видел карты Европы или России в моих школьных учебниках или еще где-либо и всегда жадно пытался найти Петровичи, но не находил. Позже, когда я вырос, я сам пытался искать Петровичи, мне хотелось знать, не мираж ли все это, может, я родился в чистом поле или безжизненной пустыне. Во время Второй мировой войны я купил себе большую карту Европы, на которой намеревался отмечать цветными булавками изменения на фронтах. Изучая ту часть России, где в то время шли бои, я с радостью и удивлением нашел Петровичи. В первый раз я увидел Петровичи на карте! Я отметил эту точку особенной булавкой, которая всегда оставалась на месте, куда бы европейские фронты ни передвигались. В конце концов, мне требовались все возможные доказательства, что я на самом деле где-то родился…

Расположение Петрович мне кажется необычным. Я никогда в жизни не жил ни дальше на востоке, ни севернее, чем там, где родился …»

В конце 50-х годов прошлого века, когда наступила хрущевская «оттепель», жители уже «смоленских» Петровичей отважились написать письмо своему великому и к тому времени уже известному и в СССР земляку. И Азимов ответил на него.

«Очень приятно услышать вести из местечка, в котором я родился. Мои родители жили там счастливо и с любовью вспоминали о нем много лет после того, как переехали в Соединенные Штаты. Я не помню Петровичи, потому что покинул их до своего третьего дня рождения. Но я никогда не забывал, где я родился. Что касается информации обо мне, ее очень мало. Моя жизнь состоит исключительно из писательства и может показаться кому-нибудь невероятно скучной. К сегодняшнему дню я опубликовал 379 книг, поэтому, как видите, у меня нет времени ни на что другое. Но это дает мне ощущение внутреннего счастья …»

С чем же сейчас связано имя Айзека Азимова для читателей во всем мире? В 1941 году из-под его пера вышел рассказ «Лжец», в котором впервые в истории литературы появились механические аналоги человека — роботы. Азимовым были разработаны три закона роботехники, ставшие непререкаемыми догматами для фантастов всего мира. Вы их, конечно же, прекрасно помните, этими аксиомами и по сей день активно пользуются писатели-фантасты и создатели художественных фантастических фильмов.

законы роботехники

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму закону.

Айзек Азимов за свою жизнь неоднократно удостаивался престижнейших премий в области научной фантастики — Хьюго и Небьюла (последнюю, например, называют «Оскаром» фантастической литературы). В англо-американской литературной традиции Айзека Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Умер писатель Азимов 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности. По воле покойного тело его было кремировано, а пепел развеян.

Александр Беляев


Один из самых известных уроженцев города Смоленска. Кто из нас в детстве и юношестве не зачитывался его захватывающими, остросюжетными и очень познавательными произведениями? «Голова профессора Доуэля» и «Властелин мира», «Остров погибших кораблей» и «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо» и «Последний человек из Атлантиды». И, конечно же, «Человек-амфибия» , Ихтиандр и Гутиере…

Произведения Беляева всегда настолько поглощали читающего, что «проглатывались» буквально за считанные часы, оставляя после прочтения незабываемое послевкусие радости и восхищения. В то время как жизнь Александра Беляева была совсем не безоблачной, и радостей в ней было не так уж и много. Гораздо больше в ней было человеческих трагедий.

Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина (умерла в детском возрасте от саркомы) и брат Василий, студент ветеринарного института (утонул, катаясь на лодке).

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в духовную семинарию. Александр окончил ее, однако священником не стал. Наперекор отцу он поступил в юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать, давая уроки, рисуя декорации для театра, играя на скрипке в оркестре цирка.

По окончанию лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и вскоре приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: можно было снять и обставить хорошую квартиру, купить неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу, побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. (Тем не менее, в памятном для Российской Империи и всего мира 1914 году Александр Беляев оставил юриспруденцию ради литературы и театра.)

Пять лет спустя Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось очень неудачным — развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на несколько лет приковала к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы помочь, Александр Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, писатель активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского.

Целеустремленность и сила воли дали свои плоды: в 1922 году Беляев возвращается к полноценной жизни, перебирается из Ялты в Москву, где устраивается на работу юрисконсультом. Там же начинается его серьезная литературная деятельность.

В журналах «Вокруг света», «Знание-сила» , «Всемирный следопыт» печатаются научно-фантастические рассказы и повести Беляева, пользующиеся большой популярностью среди читателей. Очень скоро писатель заслуживает титула «советского Жюля Верна».

В 1925 году была опубликована повесть «Голова профессора Доуэля», которую автор называл историей биографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

За годы жизни в Москве Александром Беляевым были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» , «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году Беляев с семьей переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они в основном в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось из дождливого Ленинграда переехать в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и собственная болезнь (спондилит). В итоге семья вернулась в Ленинград, где Беляев продолжил заниматься литературным трудом. Незадолго до войны он перенес очередную операцию, на предложение эвакуироваться с началом боевых действий ответил отказом.

Город Пушкин (пригород Ленинграда), где в последние годы писатель жил с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года Беляев умер от голода. Немецкий генерал и четыре солдата вынесли его тело из дома и где-то похоронили. Было странно, что немцы хоронят русского, однако генерал пояснил ситуацию, прочитав краткую речь, из которой следовало, что в детстве он зачитывался Беляевым и поэтому в знак признательности они с честью предают его тело земле. (Место захоронения писателя достоверно неизвестно, а памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена лишь на предполагаемой могиле.)

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Михаил Булгаков


Несомненно, Михаил Булгаков — один из самых читаемых писателей XX (а теперь уже и XXI) века. Сейчас его имя окружено читательским вниманием и в России, и за ее пределами. А читатели старше сорока лет, наверняка, прекрасно помнят время, когда даже имя Михаила Афанасьевича находилось фактически под запретом. Не говоря уже о его совершенно не отвечающих принципам соцреализма произведениях. Многие из «советского» поколения впервые читали «Мастера и Маргариту» в самиздатовских ротапринтных вариантах. И для миллионов советских людей эта книга стала настоящим откровением. Впрочем, как и «Белая гвардия», и «Собачье сердце», и его рассказы, основой для многих из которых послужил личный жизненный опыт Булгакова, приобретенный им во время работы на смоленской земле.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя киевской духовной академии Афанасия Булгакова и его жены Варвары в (девичестве Покровской). Оба родителя будущего писателя происходили из старинных семей орловских и карачевских (Орловской губернии) священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых.

В девятилетнем возрасте Михаил был зачислен в приготовительный класс киевской гимназии, который окончил «с наградой второй степени». Далее была учеба в знаменитой первой мужской Александровской гимназии. Из юношеских увлечений Булгакова можно выделить футбол — игру, только начинавшую в ту пору завоевывать популярность в России (им увлекались и братья Михаила, Николай и Иван), а также увлечение театром: и в качестве зрителя, и как участника летних дачных спектаклей.

Окончив гимназию, Булгаков недолго колебался в выборе профессии, поступив на медицинский факультет киевского императорского университета святого Владимира, диплом об окончании которого получил в 1916 году. Будущего писателя утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

С сентября 1916 года в жизни Михаила Булгакова начинается «смоленский период». Он был направлен в смоленскую врачебную управу и получил назначение в село Никольское Сычевского уезда заведующим 3-м врачебным пунктом. Вместе с женой Тасей они прибыли туда 29 сентября — именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее.

Жена Булгакова так описывала новое место жительства: «Ничего нет. Голое место, какие-то деревца… Издали больница видна, дом такой белый и около него флигель, где работники больницы жили, и дом врача специальный. Внизу кухня, столовая, громадная приемная и еще какая-то комната. Туалет внизу был. А вверху кабинет и спальня. Баня была в стороне, ее по-черному топили …»

Тем не менее даже в этой «глухой деревне» было все, что необходимо врачу.

В Никольском Булгакову приходилось быть и терапевтом, и хирургом, и окулистом, и стоматологом, и венерологом. И со своими обязанностями он прекрасно справлялся. Местные крестьяне, поначалу не очень-то доверявшие молодому доктору, после нескольких удачно проведенных операций изменили свое отношение и стали активно пользоваться его незаменимой помощью. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача», а в рассказе «Морфий» Булгаков косвенно повествует о том, как сам пристрастился к наркотику.

Вот как это было. Опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больной дифтеритом девочки, Булгаков был вынужден сделать себе прививку от той страшной болезни. Начавшиеся вследствие этого сильный зуд и боли он стал заглушать морфием, и в результате употребление наркотика вошло в привычку. Вскоре он впрыскивал себе морфий по два раза в день. К концу лета 1917 года очень многие стали подозревать о тяжелом недуге Булгакова. Работать в Никольском стало невозможно, и он попросил о переводе в Вязьму. Просьбу эту удовлетворили, и с 20 сентября 1917 года доктор Булгаков стал заведующим инфекционного и венерологического отделений Вяземской городской земской больницы.

Однако перевод на новое место работы не помог излечиться от морфинизма. В итоге в Вяземской больнице Булгаков проработал менее полугода, после чего возвратился в Киев, где стараниями жены Татьяны и своего отчима-врача сумел избавиться своего смертельного пристрастия (практически чудом, как считают наркологи).

Несмотря на все пережитые в Никольском и Вязьме беды и страдания, Булгаков описывал свое пребывание на Смоленщине не в самых мрачных красках: «А все-таки хорошо, что я пробыл на участке… Я стал отважным человеком ». Здесь оформился и закалился его характер, здесь же он начал писать, писать о Смоленщине, о своей медицинской практике в Никольском. Позднее эти заметки были переработаны в «Записки юного врача», реалистичные, но жизнеутверждающие рассказы.

Потом были «Роковые яйца» и «Собачье сердце», были великие пьесы: «Дни Турбиных», «Бег», «Жизнь господина де Мольера», «Кабала святош». Были долгие годы непризнания, презрения и гонения. Были отчаянье и разочарование. Был главный труд всей жизни — роман «Мастер и Маргарита», писавшийся с 1929 года до 1940 года, года его смерти.

Но свои первые литературные опыты Булгаков начал именно в Вязьме, описывая жизнь земского врача в Сычевском уезде.

Борис Васильев


По произведениям Зощенко сняты несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» С его рассказами выступали и выступают на сцене много поколений замечательных артистов: Игорь Ильинский, Сергей Юрский, Михаил Светин, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Ефим Шифрин.

Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство…

Михаил Зощенко родился 28 июля (9 августа) 1894 года в Петербурге. Отец будущего писателя Михаил Иванович Зощенко был художником. Мать Елена Осиповна Зощенко (урожденная Сурина) — актрисой.

В 1913 году Зощенко окончил ленинградскую гимназию, поступил в университет на юридическую кафедру, однако отучился там всего один год, после чего был зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава на правах вольноопределяющегося 1-го разряда, окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени и был произведен в прапорщики с зачислением по армейской пехоте.

С начала марта 1915 года находился в действующих войсках.

Об этом времени Зощенко писал: «..Служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии… В 19 лет я уже был поручиком… В 20 лет имел 5 орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что я был два года на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами, испортил сердце… »

После Февральской революции Зощенко назначили начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта Петрограда. Вскоре, однако, он оставил эту должность и перебрался в Архангельск, там работал адъютантом Архангельской дружины.

Октябрьскую революцию Зощенко воспринял позитивно и встал на сторону Советской власти.

С 1917 до 1919 года в жизни Михаила Зощенко наступил «смоленский» период. Сначала он работает секретарем смоленского суда, а затем едет в деревню Маньково (нынешний Краснинский район), где трудится — внимание! — инструктором по кролиководству и куроводству.

Многие критики считают, что первые рассказы Зощенко периода 19211-1923 годов имеют многочисленные вкрапления из воспоминаний в период пребывания его в Манькове в ноябре—декабре 1918 года. В них писатель упоминает о том, как хорошо жить в провинции. В столицах полная нехватка хлеба. Зато «председатель исполкома кур разводит, член партии тоже кур разводит, доктор Гоглазов — кур, а комендант станции кролиководством занят » (рассказ «Война»). Смоленская губерния и город Смоленск часто фигурируют в ранних произведениях автора.

В 1919 году Михаил Зощенко спешно уезжает из Маньково. По всей видимости, тому были достаточно веские причины. По данным историков, имел место конфликт Зощенко с местной «земельной» элитой. Его возмутило и потрясло желание расправиться с некоторыми из крестьян, которых помещики в случае «краха большевиков» собирались сослать на каторгу, выпороть розгами и даже кое-кого повесить.

В Маньково у писателя случился роман с девушкой Вероникой, дочерью одного из местных помещиков. В этой истории не совсем красиво поступили все стороны: сам Михаил Зощенко не был готов к семейной жизни, тем более с провинциалкой, отец же Вероники, оскорбленный таким поведением, написал донос в местную ЧК, обвиняя его в подготовке контрреволюционного заговора.

Эта же неприглядная история послужила причиной конфликта автора с сестрой Еленой (Лёля, Лёлище из детских рассказов Зощенко). Она, прожившая в этих краях не один год, была неприятно удивлена, узнав, что брат позволяет себе поступки, оскорбляющие людей, с которыми знакома много лет. Она попросила Михаила немедленно уехать, чтобы не позорить ее честь, обещая оставить в тайне эту историю.

Так или иначе, но Зощенко покинул Смоленщину и, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, ушел добровольцем на фронт.

После демобилизации он сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. В печати дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья»…

Безоблачная жизнь писателя резко оборвалась в августе 1946 года. После известного постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» творчество Зощенко подверглось оглушительной критике, он был исключен из членов Союза писателей и подвергся жестоким гонениям.

В 1946-1953 годах Михаил Зощенко занимался главным образом переводческой деятельностью (без права подписи переведенных работ), а также подрабатывал сапожником. В июне 1953 года был вновь принят в Союз писателей, работал в журналах «Крокодил» и «Огонек». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти Зощенко было отказано в пенсии.

Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. В 1958 году власти запретили его похороны на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, и он был похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.

Михаил Пришвин


Один из самых своеобразных российских писателей. Он ни на кого не похож — ни в российской, ни в мировой литературе. Судьба его творчества довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть литературного наследия была опубликована вдовой писателя Пришвиной уже после его кончины.

Главный предмет в произведениях Михаила Пришвина — отношение человека к природе, их неразрывная связь и влияние друг на друга. Написанные им книги вызывали у современников и потомков полярные чувства, от восхищения до полного неприятия, что говорит о несомненной самобытности и необыденности творческого таланта автора.

Народный учитель и агроном, географ-краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего замечательный художник слова — именно таким представляется Михаил Пришвин своим читателям.

Родился будущий писатель 4 февраля 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии в фамильном имении Хрущево-Левшино. В 1883 году мать Мария Ивановна Игнатова отвезла Мишу на учебу в первый класс Елецкой классической гимназии. Там Пришвин успехами не блистал — за шесть лет учебы дошел только до четвертого класса, и в этом классе должен был в очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии Розановым — будущим известным философом — был отчислен «за дерзость учителю». Оканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище, а затем в Рижском политехникуме и на агрономическом отделении Лейпцигского университета, где Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя.

До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии. За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом и переводы книги Бебеля «Женщина и социализм» в 1897 году был арестован и около года провел сначала в Лифляндской, а затем в Елгавской тюрьмах.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, печатал свои очерки в различных газетах.

В Смоленск Михаил Пришвин приехал в августе 1920 года с мандатом Луначарского для сбора фольклора. По сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены, невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых. Талантливый писатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстро освоился на новом месте, став педагогом. Одновременно он заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок и писал свой дневник.

Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Михаил Пришвин переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь, в Алексино он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года сделал примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете ».

В своем учительствовании Михаил Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь Добровольского, произведения Чехова, Бунина и других русских классиков. В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения. В Алексино он создал целую программу изучения родного края. Для этого составлял рассказы из жизни лесного и степного народа, и на их основе проводил уроки словесности, знакомя детей с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем — через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей, слушая увлекательные и познавательные рассказы учителя.

В 1922 году Михаил Пришвин покинул Смоленщину.

Свое последнее крупное произведение — повесть-сказку «Корабельная чаща» Пришвин писал в течение 1952-1953 годов и окончательно закончил, будучи тяжело больным, в последний месяц своей жизни. В печати он успел увидеть главы своей повести. Они открывали его последнюю из вышедших при жизни книг, большой сборник рассказов и повестей для юношества — «Весну света». Главы шли под общим заголовком «Слово правды». 31 декабря 1953 года в качестве новогоднего подарка тяжелобольному писателю были доставлены домой сигнальные экземпляры его «Весны света».

Пришвин умер 16 января 1954 года, когда его повесть «Корабельная чаща» набиралась для опубликования в журнале «Новый мир», а затем отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

22 октября в литературной гостиной Смоленской областной библиотеки имени А.Т. Твардовского прошёл поэтический вечер, собравший тесный круг молодой талантливой аудитории, неравнодушной к проблемам сегодняшнего дня. «Первому Смоленскому» удалось узнать, на кого в своём творчестве ориентируются молодые авторы, какой видят они современную литературу и какого желают ей будущего.

– Редакторы ведущих смоленских издательств считают, что современная поэзия не может быть востребована широким читателем, что спрос всегда есть только на классику. Мы не будем сегодня диспутировать: есть поэзия, в каком она состоянии? Безусловно, она есть, и доказательством этому станут выступления наших поэтов.

Этими словами был открыт молодёжно-поэтический вечер под названием «Ваш выход!». На час с небольшим маленькая литературная гостиная стала площадкой, на которой со своими воззваниями, жизненными наблюдениями, размышлениями выступило сразу несколько поэтических школ и объединений. Среди них – старейшее литературное объединение Смоленска «Персона», руководители которого представили на зрительский суд своих учеников, таких разных и уже прошедших в поэзии немалый путь.

Антон Азаренков (Спасибо, что остался…)

Антон родился в 1992-ом году в Рославле. По его словам, сочинение стихов для него началось как подражание старшей сестре и текстам любимых кассетных рок-групп. Любовь к литературе, жившая в нём с детства, определила дальнейший путь Антона. Он поступил на филфак Смоленского госуниверситета, и это решение поистине стало судьбоносным, так как именно филфак свёл Антона с «Персоной», участником которой он является уже на протяжении пяти лет.

– Для меня поэзия – это высшая форма существования языка. Если человек пишет – он должен писать, это лучший способ выражения чего-либо. Поэзия никогда не заканчивается. Но существует она сейчас, на мой взгляд, только в толстых литературных журналах. Есть такое слово – инфляция: когда денег становится много, они обесцениваются. То же самое и в поэзии: стихов много, но мало хороших. Поэтому для современного читателя важно обращаться к литературным журналам, чтобы иметь представление именно о качественной поэзии, выходящей сегодня.

Строчка от Антона:

…Мы всё перетерпели, – шепну через года,

Но, сколько б ни болели, мы здесь не навсегда.

Четыре точки на стекле – до, ре, ми, фа…

На фоне сна – зудёж кровоподтёка.

Запомнил всё, проникся, наглотался…

Спасибо, что остался.

Дмитрий Терновой-Комаров (Где становится бессмысленным понятие «высоко»…)

Дима родился в Смоленске и образование получил самое что ни на есть разностороннее: «Согласно первому (средне-специальному) я менеджер; второе (высшее) позволяет работать мне учителем истории. На подходе третье, опять средне-специальное, и самое любимое - музыкальное».

Писать стихи Дима начал ещё в детстве, участвовал в разных конкурсах, публиковался в журналах, но своих литературных побед никогда не считал, всецело отдаваясь процессу внутреннего творчества.

– Современных российских писателей я воспринимаю как товарищей. Наша литература, на мой взгляд, сейчас живёт очень активной жизнью, она проникает в музыку, в фильмы, в сериалы, да и писать сегодня может кто угодно – хоть на телефоне. Литература сегодня – один из ведущих видов искусства в нашей стране, где порой не разбираются в живописи, в скульптуре, но Достоевского и Чехова, к примеру, знают все.

Строчки от Димы:

Величайшая несправедливость –

Разделить поэтов на языки…

Сегодня мы с тобой сироты

Без родителей, закона и бога.

За каждой ступенью

Нас ожидает тьма

Приключений,

Пройдя все уровни грехопаденья,

Смерти и воскресенья,

Мы почти доберемся до лета.

Ты покажешь мне место, где расходится шов вселенной,

где высокоэтажки отстают от неба,

где начинаются звезды

и становится бессмысленным понятие «высоко».

Денис Шполянский (от Таланта до Тантала)

Денис окончил исторический факультет Смоленского государственного университета и сейчас учится в аспирантуре, одновременно работая учителем истории и обществознания. Стихи Дениса публиковались во многих смоленских альманахах, а сам он носит звание Дипломанта II фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм имени Н.И. Рыленкова «Рубикон». Поэтический стиль Дениса очень ярок и узнаваем, а темы для своих стихов он черпает из истории.

– Как историк, я знаю, что поэзия всё время развивается, хоть и сложно определить, в какой фазе она находится сейчас. Современные поэты слишком редко появляются на публике, в основном собираются где-то в кулуарах, в библиотеках, как сегодня, или, может, в каких-то ЖЖ, на сайтах, форумах, то есть живут достаточно замкнуто. На экраны же сегодня выходит в основном такая низкокачественная, пошлая продукция, что, если бы человек из прошлого или будущего оказался перед нашими экранами, он бы вообще не понял, был ли в этой стране Пушкин или Серебряный век…

Строки от Дениса:

Дрожит, как и должно, лавровый лист,

Скудеют ветви оливы.

Что море? Море волнуется,

Хоть в принципе безразлично.

И ты безразличен, за веком век

Ты знаешь, тебя учили:

Восходят новые месяцы

И новые властелины

Погод и судеб человеческих,

Поверхностей и поверий,

О долгом и тёплом Августе

Тебе ли грустить, Тиберий?

Андрей Федоскин (В центре – мы…)

Андрей присоединился к «Персоне» совсем недавно, ещё будучи в одиннадцатом классе школы. На свой первый урок в студии он принёс собственные тексты для рок-песен, желая их совершенствовать. Руководители студии говорят об Андрее, что он может переписывать один текст бесчисленное количество раз до тех пор, пока результат не покажется ему хорошим. В настоящее время он активно изучает классическое стихосложение и параллельно играет в рок-группе «Пирактодель».

– Мне кажется, что сегодня литература продолжает развиваться. Современная поэзия представлена очень большим количеством авторов, у некоторых из которых есть своя «фишечка». Вполне возможно, что в будущем из этого выльется какое-нибудь новое литературное течение.

Строки от Андрея:

…Наружу! В бой!

К вершине! Трибуны рвет толпой,

В центре – мы. До нас

Никто не взлетел.

На этом поэтическом вечере, помимо молодых авторов, выступало немало поэтов с именем, в том числе руководитель городской студии поэзии «Смоленская юность» Вячеслав Иванов и почётная гостья вечера – латвийская поэтесса и главный редактор самого старого литературного журнала Латвии «Ars» Елена Ермолаева. Все гости и участники вечера единогласно признали: молодая современная поэзия важна для нашего времени, так как она тоже формирует своеобразную картину мира и человека в этом мире.

– Нашей задачей было показать подрастающему поколению, что есть не только Пушкин и Лермонтов, но и множество современных авторов, творчество которых по-своему замечательно.

Смоленская земля богата поэтами, известными на всю Россию. Твардовский А.Т, Исаковский М.В, Рыленков Н.И, Мишин А.В. Каждый из них писал о своей родине в стихах. Представляем вам стихи смоленских поэтов

Алексей Викторович Мишин (1936- 2009)

Твардовский Александр Трифонович (1910-1971)

Исаковский Михаил Васильевич (1900-1973)

Рыленков Николай Иванович (1909-1969)

Стихи о смоленщине

Смоленщина (Мишин А)

Смоленщина!
Ты вся как на ладони
Моих минувших и грядущих лет.
Твои холмы и рощицы на склоне
Живут во мне,
Как воздух и как свет.

Просторы льна.
Густой медовый клевер,
И родники, что блюдца, здесь и там.
А сколько рек бегут на север
И к южным голубеющим морям?

Среди лесов, полей
Их путь недолгий,
То светлая Вазуза,
То Устром
Сливаются то с матушкою-Волгой,
А то неспешно с батюшкой-Днепром.

Какие весны!
Зори здесь какие!
Вечерний свет - рассветный достает!
Здесь соловей в минуты зоревые
Дуэтом в роще с иволгой поет.

И замирает каждая травинка.
Под эти трели и Гагарин рос,
И эти песни
Сам великий Глинка
Через года в душе своей пронес.

Мой трудный край
Не тихая обочина,
Полет судьбы его высок…
Что ни изба -
Свинцом войны прострочена,
Что ни верста - могилы у дорог…

Здесь вырастают новые таланты.
Рождаются и музыка и стих.
Уже и лайнеры,
И чудо-бриллианты
Страна берет из добрых рук твоих.

Я припаду к тебе, моя землица.
Где над цветком
Плывет шмелиный гуд.
Напьюсь воды,
Взгляну в родные лица -
И силы добрые по жилам потекут.

Бывают дни
Суровы, непогодливы.
От бед и слез
Мне добрый друг не мил,
Но я без этой малой родины,
Как будто бы
Птенец в гнезде без крыл.

О, как был прав
Твардовский в час покоя,
Сказав негромко,
Но на всю страну:
- Какое счастье дорогое
Иметь свою родную сторону!

Смоленск (Исаковский М.)

Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
И нет её: здесь немцы побывали.

Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошёл. Здесь немцы побывали.

Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли.
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь в яму зарывали.

Я видел всё, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений…
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени.

Ты не склонился гордой головой,-
Пускай изранен, даже искалечен,
Но ты стоишь, но ты вовек живой,
Навстречу солнцу расправляешь плечи.

Ты вырвался из вражеских когтей,
Избавился от ночи окаянной.
И неустанно тысячи людей
Твои, Смоленск, залечивают раны.

И снова песни вольные звучат,
Звучит свое, родное сердцу, слово,
И бабушки баюкают внучат,
И солнце всходит и заходит снова.

Ты жив, Смоленск, и будешь вечно жить!
А те, что надругались над тобою,
Что всю страну хотели задушить,
За свой разбой заплатят нам с лихвою!

Ты слышишь - грянул благодатный гром,
Разя врагов ударом исполинским!
И сколько их свалилось за Днепром,
И сколько уничтожено под Минском!

Они лежат, повержены во прах,
Валяются, железной бурей смяты,
Они гниют в болотах и лесах -
Хваленые фашистские солдаты!

Кровавых дел им больше не вершить,
Над нашею землею не глумиться...
А ты живешь и вечно будешь жить,
И с каждым годом выше возноситься!

Сентябрь, 1944

КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ
(Исаковский М.)

Край мой смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила.

Здесь моя юность
Когда-то бродила,
По перелескам
Костры разводила.

В жите высоком
Венки заплетала,
Встречи нежданной
Здесь ожидала.

В дальние дали
Отсюда стремилась.
Где ж она делась?
Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела
Весенней водою,
Знать, отгорела
Вечерней зарею.

Что ж я брожу
По родимому краю,
Что же я снова
Ее вспоминаю?

Ей никогда
Не вернуться обратно,
Желтые листья
Мне шепчут невнятно.

Гуси кричат,
Надо мной пролетая,
Что миновала
Пора золотая.

Кто-то чуть слышно
Ведет на гармошке:
- Позарастали
Стежки-дорожки;

Позарастали
Мохом, травою,
Где мы гуляли,
Милый, с тобою…

АПРЕЛЬ В СМОЛЕНСКЕ
(Исаковский М.)

Прокатилась весна тротуаром,
Расколола суровые льды.
Скоро, скоро зеленым пожаром
Запылают на солнце сады.

Все шумнее ватага воро нья,
Все теплей перелив ветерка.
И в квадрате ожившего Блонья
Зашумела людская река.

А вдали - за стеной крепостною,
У сверкающей солнцем стрехи,
Петухи опьянились весною
И поют о весне петухи.

Ты помнишь лето под Смоленском
Н.И. Рыленков 1944г

Ты помнишь лето под Смоленском,
Зеленый домик у Днепра?
Бродить по тихим перелескам
Я уходил с тобой с утра.

Еще туман стоит в низине,
Но облака ушли, как сны,
А небеса прозрачно-сини,
А травы влажно-зелены.

Свистят щеглы, спросонок нежась,
Шумят на вырубках овсы...
Всем телом мы вбираем свежесть
Листвы, тумана и росы.

Как будто снова в свете резком
Предстала первых встреч пора...
Ты помнишь летом под Смоленском
Зеленый домик у Днепра?

Закатов яркие открытки.
Ночей туманный окоем...
Да, было нам дано в избытке
Все то, что счастьем мы зовем.

Но, лишь постранствовав по свету,
Увидев дальние края,
Мы оценить сумели эту
Простую радость бытия!

Октябрь 1944

У меня в Смоленске
Рыленков Н.И. 1953


Девушка хорошая живет.
Синие глаза, а брови, брови,

Все мне мило, все мне по душе в ней,
Улыбнется - на сердце весна.
Говорят, на фабрике на швейной
Мастерица первая она.

Поглядишь - к лицу ей все наряды,
Хоть она и ходит не в шелках.
Все ребята из моей бригады
Про нее поют на вечерах.

И хотя ни словом и ни взглядом
До сих пор ей не открылся я,
Счастлив тем, что ходит где-то рядом
Радость синеглазая моя!

Верю я: куда она ии глянет,
Поутру иль на исходе дня,
Мастеров-строителей вспомянет,
Вместе с ними вспомнит и меня!

У меня в Смоленске, в Заднепровье,
Девушка хорошая живет.
Синие глаза, а брови, брови,
Словно крылья ласточки, вразлет.

Семь холмов
Рыленков Н.И. 1962

Из глубины веков идет молва,
И Днепр ей вторит,
Стоит мой город.

Как Русь, он древен и, как время, нов,
Подобный чуду,
В него влюблен я, но его холмов
Считать не буду.

Где б мы ни родились в свой день и час,
В любимом деле
Есть семь холмов у каждого из нас,
Семь дней недели.

Мы сами воздвигаем те холмы
Судьбе подножьем,
И с тех холмов любые дали мы
Увидеть можем.

А все-таки приятна мне молва,
Ей сердце вторит,
Что на семи холмах, как и Москва,
Стоит мой город.

У памятника Глинке
Рыленков Н.И. 1957

Есть в древнем русском городе Смоленске
Уютный старый сад, и в том саду
Стоит он у Отчизны на виду,
Прислушиваясь к музыке вселенской.

Живет в нем русской песни деревенской
Простой напев про радость и беду,
Мазурки гром с его душой в ладу,
Испанской пляски радостные всплески.

Недаром он всю жизнь стремился в дали,
Везде искал и находил родство.
Как много песен нам родными стали,
Пройдя сквозь душу щедрую его.
С ним гений наш стоит на пьедестале,
Отзывчивости нашей торжество.

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то...
Рыленков Н.И. 1960

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то
Был княжий двор, стоит старинный храм.
Я прихожу весной в часы заката
К нему, как в гости к древним мастерам.

Не зря он слыл, по слову летописца,
В полночных странах чудом красоты-
Мы и теперь не устаем дивиться,
Узнав величья прежнего черты.

Не божий дух, суровый и бесплотный,
Не лик войны, что снился у костров,
Запечатлелся взлет мечты народной
В творенье безымянных мастеров...
Рожденная в далекие века,
Нам та мечта понятна и близка.

Щитом Руси ты назван был недаром...

Щитом Руси ты назван был недаром,
Мой древний город, город молодой.
Стоял, готовый к вражеским ударам,
Ты над былинной, над живой водой.

Потерян счет в столетьях схваткам ярым
У стен твоих, где бился ты с бедой.
Ты голодом, и мором, и пожаром
Опустошался, город мой родной.

Я видел сам, как ты вставал из пепла,
Как, умываясь потом, молодел,
Пред Родиной, что в испытаньях крепла,
Не сетуя на трудный свой удел.
Тебе известно больше, чем кому,
Как дорог мир народу моему!

МАСТЕР ФЕДОР КОНЬ В СМОЛЕНСКЕ

Пока подвластны глина и огонь,
Отвес и камень - жить на свете стоит.
Холмы надежны. Мастер Федор Конь
Сей град на диво временам обстроит.

Пусть на Москве трезвонит царь-юрод,
Пусть ждет Борис его кончины скорой,
Он тут такую крепость возведет,
Что станет в бедах родине опорой.

Со всей Руси собрав гулящий люд,
Не выставлял он ни вина, ни меда.
Печет жара, косые ливни льют,
Но в общем деле не тяжка невзгода.
Сильней и выше царской власти тут
Дерзанье мастера и труд народа.

МОЙ ГОРОД

В нем воздух на истории настоян,
Не обошли века его причал.
Меня он сам, и труженик и воин,
Гражданственности высшей обучал.

Великие предвидя испытанья,
Он с юностью беседовал моей
То языком старинного преданья,
То языком легенды наших дней.

Припомню те уроки я и снова
Пред ним склоняю голову свою.
Он дал мне силы выстоять в бою,
Сберечь в душе святое, чувство слова.
Я чую родниковую струю,
И счастья мне не надобно иного.

СТИХИ, СКАЗАННЫЕ В КУТУЗОВСКОМ САДУ У СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ

Товарищ, помни: здесь погребены
Твоей отчизны верные сыны,
Что за нее не пожалели жизни.
Они свой долг исполнили сполна,
Прочти и повтори их имена
И, как они,учись служить отчизне

МОЕМУ ГОРОДУ

Город мой! Про тебя
Скажет каждый, кого не спроси:
Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!

Это память веков,
Что вошла в наши дни наяву...
С чем еще я сравню тебя?
Как я тебя назову?

Перед взором моим
В час, когда пламенеет закат,
Бастионы твои,
Как свидетели славы, стоят!

Сколько раз поднимал ты
Народ свой за Русь постоять!
От твердыни твоей
Отступила Батыева рать.

Здесь перчатки свои
Позабыл Бонапарт впопыхах.
Каждый камень в стене твоей
Кровью и дымом пропах.

Нет, недаром мы в юности,
Только повеет весной,
Собирались с друзьями
У старой стены крепостной.

И когда подымали
Мы в мае знамена весны -
Нам просторные улицы
Были узки и тесны.

И в литавры гремел
Старый город со всех площадей:
- Поколенье весны,
Всем под небом Отчизны владей!

Нам казалось, что предки
Глядели на нас из бойниц,
Говоря: ни пред кем
Никогда мы не падали ниц!

Ни пред кем, никогда,-
Так клялись мы друг другу весной
Над днепровской волной,
У старинной стены крепостной

Разве знали тогда мы -
Что близится час и в бою
Кровью будем скреплять
Мы суровую клятву свою!

Город мой! Мы прошли
Сквозь смертельный огонь навесной,
Чтобы встретиться вновь
У старинной стены крепостной!

Ты лежал перед нами -
Сожжен и поруган врагом,
На холмах твоих древних -
Чернели руины кругом.

Но руины твои -
Стали трижды священны для нас.
Знали мы, что из пепла
Вставал ты в столетьях не раз.

И тебе поклялись мы:
- Доколь ты не встанешь опять -
Нам покоя не знать,
Нам бессонных ночей не считать!

Верил каждый из нас:
Прорастет даже камень седой
У истоков Руси,
Над волшебной днепровской водой!

И пока не покатятся
Волны днепровские вспять,
Ты на круче веков -
Выше прежнего будешь стоять!

И, увидев тебя,
Скажет каждый, кого ни спроси:
- Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!

Рыленков Н.И. 1943-1947