Иосиф уткин. биография Иосиф Павлович Уткин



спецкор Совинформбюро от газет «Правда» и «Известия»
Биография
Иосиф Павлович Уткин - русский и еврейский поэт и журналист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Иосиф Уткин родился на станции Хинган в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Очень скоро семья переехала в Иркутск, где и прошли ранние годы будущего поэта.
Иосиф окончил трёхгодичную городскую школу и поступил в четырёхклассное училище, откуда на четвёртом году учёбы был исключён. Он пропускал занятия, ибо в это же время работал, – ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом. Иосиф устроился маркёром в биллиардную сибирского «Гранд-Отеля», где приходилось скрываться от школьных учителей; потом продавал вечерние газеты, разносил телеграммы; служил на кожевенном заводе.

С приходом советской власти у 15-летнего Иосифа началась, по его словам, «активная политическая жизнь».
Вместе со старшим братом Александром он идёт в рабочую дружину и участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками. А в мае 1920 он, один из первых иркутских комсомольцев, отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт.
Конец 1922 – поворотный момент в биографии Уткина.

Он становится репортёром иркутской газеты «Власть труда», и вскоре имя его начинает появляться на страницах сибирских газет и журналов. Так с 19 лет начался его путь поэта.

На страницах «Власти труда» Уткин помещал свои первые стихи – написанные на скорую руку стихотворные репортажи-отклики на то, чем жила в те годы страна.
В 1924 Иркутские губернские комитеты партии и комсомола решают отправить Уткина учиться в Москву в Институт журналистики. В Москве началась уже настоящая литературная биография Уткина. В конце 1924 – начале 1925 на страницах московских журналов «Огонёк», «Прожектор» и «Смена» появились стихи Уткина о гражданской войне «Рассказ солдата», «Расстрел», «Песня о матери» и другие.
Настоящий же успех принесла Уткину поэма – поэма о переменах, внесённых революцией в жизнь еврейского местечка. Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь.
Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

В самом начале 1927 вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. Уткин пишет много стихов в газеты «Правда», «Известия», «Рабочая Москва», «Комсомольская правда» – о Красной Армии и комсомоле, о советской женщине и ударниках стройки, об электрификации. В 1931 лучшие из газетных стихов Уткина вышли отдельной книжкой под названием «Публицистическая лирика». Рецензия на неё была отрицательной. Нелепый ярлык «мелкобуржуазности» прилип к поэту.

Факты нарушения законности в конце 30-х гг. наложили отпечаток на творчество многих советских писателей, в том числе и на поэзию Уткина. Естественно, что некоторые свои вещи Уткин опубликовать в то время не мог. В его сборники, вышедшие в 30-е гг., вошло менее половины им написанного.
Опубликовал в 1933 г. стихотворение «Обида» – своеобразный отклик на поднимающий голову антисемитизм.
Но и та часть поэзии Уткина, которая была известна читателям и слушателям, пользовалась большой любовью и популярностью. Уткин был одним из весьма немногочисленных поэтов-лириков в годы, когда на лирическую поэзию был большой голод; значение его творчества трудно переоценить.

Последняя «мирная» поездка Уткина состоялась летом 1941. Ещё в июне поэт выступал в Севастополе, а в августе он оказался в брянских лесах – в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага».
В сентябре 1941, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины – ему оторвало четыре пальца правой руки. Это обстоятельство ни на единый день не вывело поэта из боевых рядов. Стихи свои он диктовал, даже находясь в полевом госпитале.
Не прекращал он литературной работы и в Ташкенте, куда был отправлен на излечение. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики – «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами.

И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Наконец, летом 1942 Уткин вновь оказался на Брянском фронте – в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия».
В войну было создано немало песен на его стихи «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие.
Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина – «О родине, о дружбе, о любви», – маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

—————————————————————————————————————————————————————
Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это - другая.

Это значит… сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы

Надо мною грустят в тишине,

А такую разлуку с любимой

Ты простишь

вместе с Родиной мне.

Только вам я всем сердцем

и внемлю,

Только вами и счастлив я был:

Лишь тебя и родимую землю

Я всем сердцем,

ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы

Надо мной не склонятся, дремля,

Только ты мне

и будешь любимой,

Только ты да родная земля!

———————————————————————————————————————-

В санбате

На носилках из шинели
Одиноко мне и жутко.
Изумленно шепчут ели:
«Неужели это Уткин?!»

Гимнастерки не по росту
Надо мной глаза склонили…
Удивленно смотрят сестры:
«Уткин, милый… Это вы ли?!»

И опять шинель – как лодка.
Я плыву куда-то… это
Сестры грустные в пилотках
На руках несут поэта!

И от слез теплее глазу.
И тоска меня минует:
Сколько рук прекрасных сразу
За одну найти, больную.
——————————————————————————————————————

Над землянкой в синей бездне
И покой и тишина.
Орденами всех созвездий
Ночь бойца награждена.
Голосок на левом фланге.
То ли девушка поёт,
То ли лермонтовский ангел
Продолжает свой полёт.
Вслед за песней выстрел треснет -
Звук оборванной струны.
Это выстрелят по песне
С той, с немецкой стороны.
Голосок на левом фланге
Оборвётся, смолкнет вдруг…
Будто лермонтовский ангел
Душу выронит из рук…

Родился 14 мая 1903 года на станции Хинган, ныне Хинганск Китайско-Восточной железной дороги, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась в родной город Иркутск, где будущий поэт прожил до 1920 года. Учился в трехлетнем начальном училище, затем - в четырехклассном вышеначальном училище, из последнего класса которого был исключен за плохое поведение и вольномыслие. Виной этому были частые пропуски занятий, так как одновременно с учебой Иосиф работал, - ему пришлось стать кормильцем семьи, брошенной отцом.

В 1919 году во время антиколчаковского восстания в Иркутске, вместе со старшим братом Александром вступил в Рабочую дружину, в которой состоял до установления Советской власти. В начале 1920 года вступил в комсомол, а в мае 1920 года в составе первой добровольческой группы иркутского комсомола выехал на Дальневосточный фронт.

В 1922 году становится репортером в газете «Власть труда», в которой появляются его первые стихи на злобу дня. Затем работает в молодежной газете Иркутска «Комсомолия», в губкоме комсомола - секретарем комсомольской газеты, политруком у допризывников. Принимал активное участие в ИЛХО (Иркутском литературно-художественном объединении) и ежемесячном журнале «Красные зори», который с 1923 года стал издаваться в Иркутске. В 1924 году по путевке комсомола, как наиболее достойный из молодых журналистов был послан учиться в Москву в Институт журналистики.

С 1922 года в сибирской прессе печатал свои стихи, а по приезде в Москву начал печататься и в московских изданиях. В 1925 году вышла первая книга «Повесть о рыжем Мотэле…» - поэма о переменах, внесённых революцией в жизнь еврейского местечка. Это был первый настоящий успех молодого поэта. Первое публичное чтение «Повести», состоявшееся во ВХУТЕМАСе на литературном вечере, послужило Уткину своего рода путёвкой в поэтическую жизнь. Опубликованная в 4-м номере «Молодой гвардии» за 1925 год «Повесть» сразу стала заметным событием литературной жизни. Всех привлёк и заворожил её совершенно оригинальный стиль.

С 1925 года работал в «Комсомольской правде» завлитотделом. В самом начале 1927 года вышла «Первая книга стихов» Уткина, составленная из произведений 1923-26 годов. С большой положительной рецензией на неё выступил Луначарский. Окончив институт в 1927 году, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 году пишет и публикует поэму «Милое детство». Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент, где несмотря на ранение не прекращает литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

Возвращаясь из партизанского края 13 ноября 1944 года, И. Уткин погиб в авиационной катастрофе. Самолет упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов Лермонтова…

(14 мая 1903, ст. Хинган КВЖД, Китай – 13 ноября 1944, г. Москва, РСФСР, СССР) - поэт и журналист. Оставил заметный след в культурной истории Иркутской области. Стоял у истоков иркутской журналистики советского периода.

Биографическая справка

Родился на станции Хинган (ныне на территории городского уезда Якэши в автоном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики) в семье служащего Китайской восточной железной дороги. Когда был ребёнком, семья переехала жить в Иркутск. Окончил трёхгодичную городскую школу, после которой поступил в четырёхклассное училище. Из училища был исключен за плохое поведение. Из-за того, что отец бросил семью, Иосиф Уткин был вынужден подростком устроиться на работу. Был маркером в биллиардной, продавал вечерние газеты, разносил телеграммы, служил на кожевенном заводе. После революции 1917 вместе со страшим братом вступил в народную дружину, участвовал в восстании против А. , организованном большевиками. В мае 1920 будучи одним из первых иркутских комсомольцев отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. В 1922 становится репортером иркутской газеты «Власть труда», позднее переименованную в «Восточно-Сибирскую правду ». На страницах этой газеты были напечатаны его первые стихи. По его инициативе и при его активнейшем участии в появилась первая советская молодежная газета «Комсомолия», которая стала называться «Советской молодежью ». В 1924 был отправлен на учебу в институт журналистики в Москву. В 1924-1925 стихи И.П. были напечатаны в московских журналах «Огонёк», «Прожектор» и «Смена». С 1925 работал в «Комсомольской правде» заведующим литературным отделом. Окончив институт в 1927, был послан вместе с поэтами Жаровым и Безыменским за границу, где пробыл два месяца. Работал завотделом поэзии в Издательстве художественной литературы. В 1928 пишет и публикует поэму «Милое детство». Жил в Москве в «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). В 1927 издана «Первая книга стихов» И.П. Уткина. В Великой Отечественной войне участвовал с её первых дней в качестве работника фронтовой газеты «На разгром врага». В войну было создано немало песен на стихи Уткина: «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 вышел последний сборник произведений И.П. Уткина «О родине, о дружбе, о любви». 13 ноября 1944 Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В 1967 решением Иркутского горсовета улица Кузнецовская была переименована в улицу имени Иосифа Уткина . Имя Иосифа Уткина присвоено Иркутской областной юношеской библиотеке.

Творчество

Первые впечатления, давшие материал для стихов Иосифа Уткина, связаны с тяжёлым, нищенским детством в многодетной семье, оставшейся в годы Первой мировой войны без кормильца. Учась в средней школе, Иосиф Уткин одновременно нанимался на разные работы: от разносчика газет до «мальчика» в ресторане и разнорабочего на кожевенном заводе. Еврейская многодетная семья перебивалась с хлеба на воду и видела в Иосифе свою главную опору. Революция, по его словам, полностью перевернула жизнь, дала смысл самому существованию. В 15-летнем возрасте Иосиф Уткин участвует в антиколчаковском восстании , организованном большевиками, и переходит к сознательной и активной политической деятельности. В Иркутске он стал одним из первых комсомольцев, вступив в ряды Красной Армии, работал политинформатором, был военкомом маршевых рот. Впоследствии все эти впечатления легли в основу его лучших произведений о Гражданской войне: «Сибирские песни», знаменитая «Комсомольская песня» («Мальчишку шлепнули в Иркутске...»), поэма «Двадцатый». Важной вехой на его пути стало сотрудничество в иркутской газ. «Власть труда». У. работает в ней репортером, пишет очерки, корреспонденции, начинает печатать стихи. Вскоре его произведения появляются в «Сибирских огнях», «Сибири», «Красных зорях». Он вступает (при «Красных зорях») в первый в своей жизни профессиональный лит. кружок ИЛХО (Иркутское лит.-худож. объединение). Там, вместе с Д. Алтаузеном и М. Скуратовым , он выпускал альманахи, устраивал вечера поэзии и дискуссии. Интересно отметить, что почти при всеобщей тяге молодой советской поэзии к новым формам, порою усложненным, участники этого кружка, и прежде всего сам Иосиф Уткин, стояли за овладение классическими формами, старым лит. наследием. В 1924 Иркутский губком партии и губком комсомола направили Иосифа Уткина на учёбу в Москву. Именно там и началась настоящая его литературная биография. Он пишет прежде всего о Гражданской войне, причём пишет лирично, задушевно и просто. При всем революционном пафосе, пронизывавшем стихи Уткина, они заметно выделялись на общем громком литературном фоне нотой доброты, открытости, искренности и даже печали. Высоко оценил этот удивительный и неожиданный для комсомольской поэзии 1920-х сплав трепета сердца и сурового чувства долга А. В. Луначарский. Он писал об Иосифе , что у него «сознание революционного долга... и сердечная нежность соединяются в один аккорд, получается особенно очаровательная музыка » (Прожектор. 1925. № 22. С. 14). Когда же появилась «Повесть о рыжем Мотэле» (1925), принёсшая поэту поистине всероссийскую славу, Иосифа Уткина горячо приветствовал В. Маяковский. «Повесть о рыжем Мотэле» - о бедном еврейском семействе, вернее сказать, о многих семействах сразу, потому что Мотэле в поэме не один, а появляется в разных лицах.

Вместе с М. Светловым, М. Голодным, А. Жаровым, Д. Алтаузеном И. Уткин вошёл в наиболее известную плеяду комсомольских поэтов того времени. Критика долгое время была исключительно благосклонна к Уткину. В 1927 появилась его «Первая книга стихов». О ней снова одобрительно отозвался А. Луначарский. Он защитил Иосифа Уткина от односторонних и несправедливых нападок критики. Поддержал Уткина и Максим Горький, когда поэт вместе с Жаровым и Безыменским гостил у него в Сорренто. Высоко оценив «Повесть о рыжем Мотэле», Горький поддержал замысел молодого поэта написать большую трилогию о революционном времени. Он начал трилогию с поэмы «Милое детство» (1933), во второй части должна была идти речь о юности и Гражданской войне, а третья посвящалась современности. Наиболее цельным и художественно выразительным получилось обширное начало всей поэмы, а именно «Милое детство». В печати, однако, поэма «Милое детство» одобрения не получила. В 1931 вышел сборник «Публицистическая лирика». До конца 1930-х Иосифа Уткина упорно обвиняют в мещанстве, в потакании обывательским вкусам и в так называемом абстрактном гуманизме. Однако именно в 1930-е он создаёт наряду со своей поэмой, вызвавшей столько несправедливых нареканий, такие песенные шедевры, как «Бой» (1933), «Комсомольская песня» (1934), «Песня о пастушке» (1936), «Песня о младшем брате» (1938). Его лиризм набирает силу, стихи становятся и масштабнее и эмоциональнее. В обстановке тех лет, когда существование самой лирики под воздействием критиков-догматиков находилось под угрозой, Иосиф Уткин вёл неотступную поэтическую защиту лирических прав поэта. Во второй половине 1930-х выходят несколько сборников: «Избранные стихи» (1935), «Стихи» (1937), «Лирика» (1939) и другие.

В годы Великой Отечественной войны Иосиф Уткин добровольцем ушел на фронт. Несмотря на тяжёлое ранение в 1941, он возвращается в свою воинскую часть. Работает в армейских газетах, печатает много стихов. В 1942 было опубликовано три сборника- «Стихи о героях», «Я видел сам», «Фронтовые стихи». В эти годы Иосиф Уткин создаёт ставшие популярными песни «Гвардейский марш», «Родине», «Заздравная песня» и другие произведения. Летом 1944 вышла последняя прижизненная книжечка его произведений «О родине. О дружбе. О любви». Остался незавершенным опыт Иосифа Уткина в области прозы - «Рассказ майора Трухлева». Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.

В поэзии советского периода И.П. Уткин оставил достаточно заметный поэтический след, его поэзия - один из пиков романтического советского искусства.

Первое стихотворение

«Песня о матери» (1924)

Вошёл и сказал: «Как видишь, я цел, Взять не сумели Враги на прицел. И сердце не взяли, И сердце со мной! И снова пришёл я, Родная, домой. Свинцовые ночи Не ждут впереди!» И орден Пылал у него на груди. А очи - как дым! А сердце - как дым! Так радостно жизнь уберечь молодым! И больно сказала Седая мать: «Мой милый, Устала я плакать и ждать. Я знаю, как много Страданий в бою. Но больше боялась За совесть твою. Скажи: Человеком На фронте ты был?..» И глухо сказал он: «Семнадцать убил…» И годы - как дым, И радость - как дым, Так горестно жизнь потерять молодым!.. И больше никто Говорить не мог. И молча солдат Ступил за порог, А сзади, как водная Муть глубока, Глазами старухи Смотрела тоска. Он шел к горизонту, Тоска - впереди, И орден… Дрожал у него на груди. Ах, бедная мать! Ах, добрая мать! Кого нам любить? Кого проклинать?

Стихи-песни

Почти все стихотворения Иосифа Уткина отличает напевность – они представляют собой готовые песни и легко ложатся на музыку. Известный исполнитель авторской песни Сергей Никитин для своей самой первой песни, написанной в 1962 году, выбрал именно стихи Иосифа Уткина:

Ночь, и снег, и путь далёк; На снегу покатом Только тлеет уголёк Одинокой хаты. Облака луну таят, Звёзды светят скупо, Сосны зимние стоят, Как бойцы в тулупах. Командир усталый спит, Не спешит савраска, Под полозьями скрипит Русской жизни сказка. … Поглядишь по сторонам - Только снег да лыжни. Но такая сказка нам Всей дороже жизни!

Литература

  1. Луначарский А. В. Иосиф Уткин // Луначарский А. В. СС: в 8 т. М., 1964. Т. 2.
  2. Саакянц А. А. Иосиф Уткин: Очерк жизни и творчества. М., 1969.
  3. В ногу с тревожным временем: Воспоминания об Иосифе Уткине. М., 1971.
  4. Коржев В. Г. Иосиф Уткин: Очерк творчества. Новосибирск, 1971.
  5. Долматовский Б. [Вступ. статья] // Утким И. Избранное. М., 1975.
  6. Стихотворения и поэмы / вступ. статья 3. Паперного. М., 1961.
  7. Стихотворения и поэмы / вступ. статья и прим. А. А. Саакянц. М.; Л., 1966. (Б-ка поэта. Б. серия); Избранное. М., 1975.
  8. Павловский А.И. Уткин, Иосиф Павлович - яркий представитель романтического советского искусства Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т. 3. 2005

, Московская область) - русский советский поэт и журналист. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн .

Биография

С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском . В сентябре 1941 года , в бою под Ельней , Уткин был ранен осколком мины - ему оторвало четыре пальца правой руки. Отправлен на лечение в Ташкент , где, несмотря на ранение, не прекращает литературной работы. Менее чем за полугодовое пребывание Уткина в Ташкенте им были созданы две книжки фронтовой лирики - «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом оборонных песен, написанных совместно с московскими композиторами. И всё это время Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро , от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Многие стихи были положены на музыку, пелись на фронте «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 года

У меня складывается впечатление, что только престарелые харьковчане, в том числе и бывшие, сохранили искреннюю увлеченность русской поэзией (преувеличиваю, конечно, но -" да простится мне это!") А как доказательство - очерк Давида Шермана об Иосифе Уткине. Этот поэт лично мне дорог своими двумя поэмами "Повесть о рыжем Мотэле" и "Милое детство". В поэзии двадцатых годов прошлого века эти поэмы стоят особняком - их просто не с чем сравнивать. А для Давида это дебют. Поэтому читайте, не особенно придираясь, и пожелайте ему успехов!

Владимир Солунский

Тяжелое - забудется,

Хорошее - останется.

Что с родиною сбудется,

То и с народом станется,

Передо мной книжка в твердом серо-голубом переплете: ИОСИФ УТКИН «Стихотворения и поэмы». Издательство «Художественная литература», Москва, 1961. Купил я ее в те, уже далекие годы, в Харькове в огромном книжном магазине, который занимал весь квартал и находился в здании напротив магазина “Люкс”.

Стихи вроде этих, понравились:

Думал учиться в хедере(школа)

А сделали -

Так что же?

Прикажете плакать?

Нет так нет!

И он ставил десять заплаток

На один жилет.

Первоначально, мне хотелось написать статью о несколько подзабытом поэте Иосифе Уткине, лирическими стихами которого о любви, верности, дружбе и предательстве, я увлекался в молодости. Но по мере того, как я все глубже погружался в пучину интернета, жизнь и творчество поэта И. Уткина обрастали новыми подробностями, которые не вписывались в первоначальный вариант. Ввиду ограниченности объема, лирику придется опустить.

О жизни поэта Иосифа Уткина сведений весьма мало. В основном это пересказ автобиографии, написанной поэтом в 1928 году:

“… Я могу дать о себе некоторые биографические сведения. Любителей «хороших» биографий огорчу. Я не сын «папы от станка» и не «отпрыск сиятельного дворянина».

В 1903 мать меня родила в Хингане, в Китае, где мои родители служили.

С двух-трех лет я живу в Иркутске, где безвыездно просуществовал до шестнадцатилетнего возраста. Чем я занимался в течение этих лет? Очень многим: учился, выгонялся из училищ, был маркером, «мальчиком» на кожевенном заводе и просто бродягой.

В 1919 году принял участие в революционном перевороте в Иркутске. В 1920 пошел добровольцем от иркутской комсомольской организации. Уволившись в 1922 г., стал работать в газете. К этому же году относится начало моей поэтической работы.

В 1924 году попал в Москву, где мирно тружусь и по сие время”.

Иосиф Павлович Уткин родился 13 мая 1903 года в интеллигентной многодетной (семеро детей) еврейской семье. Его отец был служащий на КВЖД. После возвращения в Иркутск семья жила благополучно – для подготовки Иосифа в гимназию был нанят репетитор, который имел отдельную комнату и полный пансион. Но отец бросил семью, когда Иосифу было 11 лет, и ему пришлось стать кормильцем семьи. «Семья без хлеба. Мать мечется. Надо работать. Где работать? Кому работать? Мне, мальчишке. Где придётся»… вспоминал Уткин. Он учился и работал одновременно. Ему удалось окончить трехгодичную городскую школу, но из училища он был исключен - «за плохое поведение и вольномыслие по совместительству», а попросту за прогулы занятий. Иосиф устроился маркером в бильярдную сибирского «Гранд - Отеля», продавал газеты, разносил телеграммы и т.п..

С приходом Октября у 15-летнего Иосифа начинается “активная политическая жизнь”. Вместе со старшим братом Александром (расстрелян «белыми» в 1919 году) записывается в рабочую дружину, участвует в восстании против Колчака, вступает в комсомол и отправляется добровольцем на Дальневосточный фронт. По возвращении в 1922 году становится репортером газеты “Власть труда” и начинает печатать под подписью «Утя» стихотворные репортажи - частушки на злобу дня.

В 1924 году по путевке комсомола Иосиф Уткин поступает в Московский институт журналистики. В эти же годы стихи Уткина о гражданской войне печатают журналы “Огонек”, “Прожектор”, “ Смена”. Уткин, поэт-комсомолец («Я говорю…о рождении моего творчества из Октября»), конечно, прежде всего, поэт революции:

В чем угодно – буду сомневаться.

В революции, товарищ, никогда.

Михаил Кольцов вспоминает: «Женственно тонкий юноша принес в «Огонек» стихи, назвался – Иосиф Уткин. Стихи напечатали, и они привлекли внимание. Пришел в редакцию «Огонька» Маяковский и встретил Уткина:- Так это Ваши стихи? Хорошо, Иосиф Уткин. Делаете стихи как надо. Я теперь буду за Вами следить»

22-х летний Иосиф Уткин быстро становится известным в поэтических кругах столицы, его стихи печатают в центральных журналах, а вскоре в 4-м номере журнала «Молодая гвардия» за 1925 год публикуется его поэма « Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох». Но еще до публикации

«Первое публичное чтение Повести состоялось во ВХУТЕМАСе на литературном вечере. Уткину пришлось выступать после Маяковского. Когда объявили поэта Иосифа Уткина, в зале поднялся смех – Какой Иосиф Уткин? Пришлось вмешаться Владим Владимычу: – Товарищи, это же неуважение к молодому поэту, давайте послушаем! Уткин вышел на сцену. Он был в сапогах и в синей расстегнутой рубахе, из-под нее выглядывал уголок полосатой матросской тельняшки. Буйный костер взлохмаченных волос украшал его высоко поднятую голову. Уткин начал читать с подъемом, вдохновенно. Когда он закончил чтение главы, в зале поднялся невообразимый шум. - Уткина, Уткина! - кричали … Маяковский снова вышел на сцену. - Видите, а вы не хотели слушать! - улыбаясь, сказал он… и дружески, от всей души пожал руку молодому поэту. - Замечательно, товарищ Уткин, …. заходите, Мясницкая, 21, к Асееву. Мы всегда будем вам рады!» ― (Из воспоминаний И. Рахилло)

« Когда Уткин прочел:

От нас до бога

Как от бога до нас …-

Маяковский звонко зааплодировал. Зал подхватил аплодисменты, … Признание состоялось. Успокоенный за Уткина, Маяковский покинул эстраду»,- вспоминает об этом вечере М.Кольцов.

В 1926 году поэма « Повесть о рыжем Мотэле …» вышла отдельной книжкой. «Первый человек, купивший книжку Уткина о Мотэле, - я, хорошая вещь», - вспоминал Маяковский.

Поэму называли <незаурядным> явлением, а ее автора талантливым поэтом. Покоряет оригинальный стиль и язык поэмы. По сути это анекдот, написанный на русско-еврейском жаргоне, на котором говорили жители еврейских местечек дореволюционной России, от лица разных собирательных и нарицательных Мотэле, хотя формально в поэме он один.

Итак, еврейское местечко, где

И дед, и отец работали.

А чем он хуже других?

И маленький рыжий Мотэле

За двоих.

Мотэле работает портным, ставит заплатки на жилет - и не плачет.

Правда, раньше:

(…о давнем

Не умолчишь.)

По пятницам

Мотэле давнэл(молился)

А по субботам

Пересказать поэму практически невозможно, это все равно, что рассказывать анекдот своими словами. Поэму “ …о Мотэле…” надо читать и получать удовольствие от чтения. Так что ограничимся тем, что пройдемся по поэме курсивом.

В еврейском местечке живут обособленно:

Каждый дом - своя родина,

Свой океан.…

Своё счастье,

Свои мыши,

Своя судьба…

Очень редко –

На одну щель!

Вот: Мотэле чинит жилетки,

А инспектор. Носит портфель.

И счастье у каждого свое:…

Мотэле мечтает о курице,

А инспектор Курицу ест …

Вот: Мотэле любит Риву,

Но… у Ривы

Отец - раввин.

А раввин говорит часто,

И всегда об одном:

«Ей надо Большое счастье.

И большой

Так мало, что сердце воет,

Воет как паровоз.

Если у Мотэле всё, что большое,

Так это только Нос. …

Мотэле жил в Кишиневе:…

И у Мотэле

Была мама,

Старая еврейская мать.

Как у всех, конечно, любима.

(Э-э-э…Об этом не говорят!)

Она хорошо.

Варила цимес

Рожала ребят.

Два… Погрома…

И Мотэле стал Сирота.

Но настал день:

Этот день был таким новым,

Молодым, как заря!

Первый раз тогда в Кишинёве

Пели не про царя!...

Редкое мудрое слово

Сказал сапожник Илья:

Мотэле, тут ни при чём Егова,

А при чём – ты.

Так открыли многое

Мудрые слова

Стала синагогою.

Любая голова

А в Кишиневе народ (на базаре волнуется,… волнуется весь ряд…)

Мотька Блох!

Идёт по главной улицё,

Как генерал на парад. ….

Народ отказывается соблюдать заповедь, многовековую традицию:

Это прямо наказанье!

Вы слыхали?

Делать сыну обрезанье.

Отказался

Первый случай в Кишинёве!

Что придумал, сукин сын?!

«До-воль-но кро-ви,

Ува-жае-мый рав-вин!!!»

Люди перестали верить в бога:

Раввин молится, …

«Скоро ли всё это кончится? …

Много дорог, много,

Столько же, сколько глаз!

Как от бога.

Власть пришла народная, а продуктов в магазинах не хватает:

Такую бы жизнь - Ленину,

Как у нас!» -

И, что ожидать,

Что может дать

Комиссаром.

Какой-то Портной? ...

А Мотэле?

Вы не смейтесь,

Тоже не пустяк:

Мотэле выбрил пейсы,

Снял лапсердак. …

Перепутались

Мыши, двери,

Перепутались

Нитки дорог. ….

Разве думал инспектор Бобров,

Что когда-нибудь.

Без погромов

Проблаженствует Кишинёв?!

А «Мудрый раввин Исайя» (с властью надо дружить) хочет выдать замуж за комиссара Мотю Блоха свою дочь:

Вы - мужчина красивый,

Скажемте:

Зять как зять.

Так почему моей Ривы

Не взять? ….

Ну, а раввин… не вынес таких перемен:

Свечи догорают.

Сарра плачет…

Инспектора Боброва бросила жена (кому ты нужен без денег), он сбрил бороду и работает секретарем у начальника Моти Блоха, «Сидит и колет. Текущие дела».

Каждому свой мессия!

Инспектору

Нужно Польшу,

Портному Россия.

…верите…

И Мотэле.

Не уедет,

В Америку….

Не-ет, он шагал недаром,

В ногу с тревожным веком.

И пусть он – не комиссаром,

Достаточно человеком….

Можно и без галопа.

К месту проехать:

И Мотэле будет штопать.

Наши прорехи….

Милая, светлая родина,

Свободная родина!

Сколько с ней было пройдено,

Будет еще пройдено!!!

Уткин никогда не жил в еврейских местечках, и поразительно, как он умело, живо, со знанием дела описывает быт и нравы еврейского местечка. Критики считают, что при написании поэмы он, несомненно, был под влиянием «пьесы Жаботинского «Чужбина» и поэмы Бялика «В городе резни». Но, если в этих произведениях описывают «чудовищную по своей космической мощи картину кишиневского истребления – картину, оттеняемую позорным малодушием жертв», то поэма Уткина воодушевлена, как и вся его поэзия, лирическим началом. Уткина, лирика по натуре, прежде всего, интересует, как происходящие в России судьбоносные события изменяют отношения между людьми. Революция (возможно, с благими намерениями) разрушает веками устоявшийся быт и связи между людьми всего населения России. Еврейское местечко - это особый мир, где люди (в силу установленных властями условий проживания - «черта оседлости», и разрешенных занятий – торговля и ремесло), для того, чтобы выжить, должны были следовать определенным правилам, (ремесло передавалось по наследству, вера объединяла людей в общину, которую возглавлял раввин). «Новый век» рушит вековые устои:

«Плохо»… « Хорошо»…

Оно и так и этак вертит,

И если новым срок пришел,

То значит старым - время смерти

Да, если новым срок пришел,

То, значит старым – Фертиг (конец).

Пришли «новые времена». Мотэле достиг личного благополучия, но он не борец за счастье. Он счастлив уже тем, что в этот «тревожный век», остался «человеком». И неважно, что любимая Ривка осталась только в мечтах, а ему пришлось отказаться от веры его народа. Максимум, на что способен Мотэле: это «штопать прорехи» на пути стремительного развития «галопа» его «милой, светлой, свободной родины» России.

Давая оценку поэме Уткина «Повесть о рыжем Мотэле и …» Евтушенко в Антологии Русской поэзии пишет: «Очаровательное сочетание самоиронии в описании местечкового еврейского быта и сентиментальности, характерное для прозы Шолом-Алейхема, для витебских картин Марка Шагала, ... едва ли не впервые в поэзии.… его мягкий лиризм противостоял железному громыханию пролеткультовщины».

Для героя Э. Багрицкого в поэме «Февраль» нет никаких сомнений: мир местечка с «пресловутым еврейским чадом Гусиного жира», «зубрёжкой Скучных молитв» и «Язычками свечей и библейской кухней…» должен быть, безусловно, разрушен. И герой Багрицкого принимает в этом активное участие. Революция превратила робкого и застенчивого еврейского мальчика в убийцу и насильника. «Я появлялся, как ангел смерти, С фонарём и револьвером». Ради святых идеалов революции, герой Багрицкого разрушает дом, в котором вырос, «родительский дом разворован», а любимую девушку, «девушку в пелеринке, "в зелёном платье», жестоко насилует, «Не стянув сапог, не сняв кобуры». Герой Багрицкого ненавидит мир, в котором вырос « Я беру тебя, как мщенье миру, из которого не мог я выйти». Но впереди герой видит только «чёрный Туннель - без конца и начала...», а «неистовый свет» революции превращается во «мрак». Все жертвы оказались напрасны. Революция породила зло, которое ее и погубило.

Окрыленный успехом поэмы «о Мотэле», Уткин в 1926 году начинает писать поэму

«Милое детство». В 1928 году публикуются первые главы поэмы. Горький, услышав отрывки из поэмы «Милое детство», сказал Уткину: «Когда я прочел „Мотэле“, я подумал - ну, человек, так начавший, или сделает очень многое, или ничего. Теперь я вижу, что это - настоящее и надолго - что это натура»

После возвращения на родину из поездки в Италию с группой молодых поэтов и посещения Горького на Капри в 1928 году, Уткин заканчивает первый вариант поэмы, но вскоре прекращает работу над ней. Сказывалась раздраженность и неопределенность после публикаций, где поэт был заклеймен как поэт мелкой буржуазии и мещанства. Поэт возвращается к поэме после двухлетнего перерыва, и окончательный вариант выходит отдельной книгой в 1933 году.

Поэма «Милое детство» написана от первого лица – личность героя и облик автора слиты воедино. В местечке живет парнишка - романтик, мечтательный и впечатлительный. Жил он в нужде, и счастьем был обделен «Я понимаю: На счастье – паи», и солнце не так ему светит «И солнце – не мне».

Но, если солнце.

Врывается резко

Ах, как прекрасно.

На дряхлом окне

Тлеет Моя занавеска!

Чтобы выжить, парнишке приходится воровать:

… полюбил я,

Не скрою,

Крыши чужие,

Чужие сады

И вообще -

Всё чужое.

Но самым любимым его занятием было лежать на крыше и ждать когда:

… закачается.

Над тобой

Многомиллионная

Но вот непогода – осень, зима

Осень - погода сходила с ума:

Распутица,

Черные крыши.

Покрыла зима

Блестящим фарфором.…

Настали трудные времена:

Но не дымила.

Шубы - нема. … .

Мальчика отправляют жить к богатой тете:

Можете кушать,

И можете пить.

Тут начинается

Мутная ловля,

Тетя решила.

Посвятить

И торговле.

Учеба давалась нелегко:

Начали с бога.

И, надо признать,

Здесь преуспел я

Только потом -

Через душу.

Я дотянулся до бога!

«Тетя имела… мясное дело» и:

…умудрялась.

Без всякого бунта

При покупателях.

Полтора делать из фунта.

Все, когда-то кончается, наступает весна:

На белокуром снегу.

Трефовые карты….

Это шулер.

Подлая жизнь

Любит играть

На крапленых….

В мясную лавку приезжает знатный покупатель, Генерал:

… А генерал

Любит покушать.

И вкусно.

И тонко…

Нету теленка?

Черт бы побрал,

Завтра же.

Сделать теленка!

Генералу не возразишь, надо зарезать теленка, и тетка на племянника:

Дескать, мерзавец,

Все дрыхнешь и ешь.

И никакого толку

Чтоб ты сгорел!..

Поднимайся и режь.

Для генеральши телку

Но парнишка заупрямился:

Лучше я, тетя,

И верно сгорю,

Чем буду.

Резать….

Смотрел не туда

Был мой приятель.

Характером резок:

Телку не стоит,

А тетку - да.

Тетку бы надо.

Зарезать.…

Тетку бы надо сегодня днем…

Да ты не бойся:

Мы только пугнем.

Но тетя, увидев племянника с другом с ножами в руках, дух испустила сама:

Ангелы тете.

Открыли покой….

Странное дело!

Тетке капут.

(Тетка моя умирала редко)

А канарейки в клетке.

…Седину отряхает сосна.

И ледяные осколки повсюду

Это – весна!

Это весна

Зимнюю бьет.

Посуду….

Настала весна и с ней пришла свобода:

Тетя, прощайте. …

Нате… торгуйте сами.

Лучше уж попросту.

Воровать,

Чем воровать.

С весами…

Убийства, вроде, и не было, но ребят посадили:

Дома - скандал!..

Но знакомый народ

Мать утешал высотой поднебесной

Бог не без сердца!

Может, помрет,

А не помрет,

Так повесят…

Только любимая девушка Леля, (Один человек… Горе скрывая, Замер.)

Но (Милая Леля), только в мечтах, у Лели (Папа. Дом трехэтажный):

Что трехэтажного.

Кроме матерщины?

На допросе:

Старый барон.

Генерально суров

Ну-с,- говорит, -

Ты - из жидов?

Нет,- говорю, -

Из евреев…

Кровь ударяет.

В затылок ему!

Власть не приемлешь.

С пеленок?!

А знаешь кому

Предназначался теленок.

Так что же ты.

Спятил с ума?

Вместо теленка…

Кровавая шалость

Нет - говорю, -

Она сама,

Сама – говорю,- догадалась.

Но тут в Петербурге революция случилась, «Загремел Романов» и малолетним преступникам удалось бежать:

Костя, мы живы! ...

Так, ни о чем.

Так, ни о ком

Вздыхая попеременно,

Шли на восток,

Шли босиком

Два молодых.

Джентльмена.

Им повезло, навстречу красный отряд:

Костя, свобода…

Ядри ее мать!!!

И - понимаете -

Гоп - к командиру.

И ну обнимать

Под командиром.

Кобылу….

И командир говорит:-

Так и быть,

Топай, парнишка,

За нами….

Мол, для других,

Настоящих драк

Нам пригодишься, малый.

И надо же такому случиться. Однажды «В разъезде» повстречали они генерала. В недобрый час повстречал генерал двух друзей:

Я подъезжаю:

Здравствуйте, друг!

Давно, генерал, не видались….

Да не держите.

Руки по швам.

Страхи, какие на ночь!

Остальное доложит вам

Константин Иваныч….

Друг в лобовую:-…

Тетя о вас

Очень скучает…

Я на себя,- говорит. -

Ваше устроить.

Свиданье…

Костя расстегивает кобуру.

Барыня, до свиданья! ...

Я отвернулся.

Вдруг слышу:

Сопит Костя.

За мною….

Я на седле повернулся.

Стало в гортани сухо!

Брильянт окровавленный.

Из мертвого уха! ...

Ужас по мне.

Прорастает, как шерсть.…

И все мои шесть

Я по нему.

Из нагана…

И над товарищем детства

Встал я, растерян и одинок,

Встал и не мог.

Наглядеться,

Детство мое!

Мой расстрелянный мир!

Милое детство?!

Я оглянулся:

Стоит командир,

Мой командир отряда.

Это последний эпизод поэмы. Читателю предлагается самому дописать конец. Например, так:

И говорит мой командир:- Все правильно, сынок, мародерам в новой жизни нет места, и неважно, что ты убил друга детства. Революция непримирима к врагам, каждого мы изничтожим, светлое будущее ждет нас, но прольется еще много крови. В новой жизни не будешь ты воровать, и не страшно, что тетку ты как бы зарезал (всякое может случиться), нам предстоит еще долго воевать, а потом еще долго трудиться. А ты - молодец, выдержал испытание.

И сколько таких «молодых революционеров» шагало в строю красных отрядов за своим командиром, готовых выполнить любое задание своего командира? Кто их считал? Но их было много.

Уткин завершил работу над поэмой в 1933. В 1927 году вышла “Первая книга стихов” Уткина. В своем отзыве на сборник А.В. Луначарский отметил, что поэзия Уткина есть “… музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный”. Уткин публикует стихи, в которых, как подметил Луначарский, присутствует, «сердечная нежность» и «очаровательная музыка».

Уткин, лирик в душе, но лирика не нужна была в те «Жестокие и нужные года».

В 1931 году стихи Уткина выходят отдельной книжкой “Публицистическая лирика”.

Но книга получила плохую рецензию, Иосиф Уткин заклеймен как поэт мелкой буржуазии.

Известно, что личная жизнь поэта не сложилась. И это не могло сказаться на творчестве поэта и его поведении в жизни. Судя по воспоминаниям очевидцев, Уткин вел вольный образ жизни. И.С. Козловский, вспоминая 20-е годы, пишет, что у него с Уткиным происходили поединки и состязания из-за «прелестницы», «одухотворенной Л».

И вот, роясь в дебрях интернета, я наткнулся на документ, оригинал, которого, приведен

Из документа следует, что Иосиф Уткин был женат на приемной дочери Христиана Раковского Елене. Того Раковского, который в 1920-23 годах работал председателем СНК и наркомом иностранных дел Украины, и проживал с женой Александриной и приемной дочерью Еленой в Харькове, который в те годы был столицей Украины. Тот Раковский Христиан Георгиевич, которого называли «незалежник», ученик Плеханова, друг Ленина и Троцкого, разговаривал, практически, на всех европейских языках, в европейских столицах считался лучшим дипломатом 1920-х годов, был автором первых побед советской дипломатии, был сослан в 1927, судим в 1938 и, приговоренный к 20 годам ссылки, сидел в Орловском централе. После начала ВОВ, 11 сентября 1941, был расстрелян по сталинским спискам.

Быть «членом семьи врага народа», хоть и бывшим, после 1937 стало опасным.

Уткин, в предвоенные годы, по воспоминаниям художника-графика Бориса Ефимова, это «красавец мужчина» статный, стройный, с волнистой волной непокорных волос. Поэт вращался в «высшем свете» столицы с утвердившейся репутацией классического «бонвивана», покорителя женских сердец, и считался модным «салонным» поэтом.

Можно по-разному относиться к лирике поэта. Так, одни критики считают, что все созданное поэтом после «Мотэле…» сплошная «графомания». Другие, что Уткин «поэт двух поэм и нескольких «партизанских» стихотворений». Но неизменным и постоянным качеством поэзии Уткина остается теплое отношение к человеку, особенно это проявляется в любовной лирике. Свое отношение к людям Уткин выразил в двух строчках:

Всё великое свершалось.

Для любви, а не для злобы.

Уткин привлекал юных читателей своей любовной лирикой. Радость встреч, горечь расставаний, пробуждение любви и ее увядание - все эти темы присутствуют в стихах поэта. В 1937-1938 гг. поэт уцелел. В 1939 году началась Вторая мировая война, а в 1941 году ВОВ. С августа 1941 года Уткин - в брянских лесах в качестве военного корреспондента. Уже в сентябре 1941 года под Ельней он ранен, ему оторвало 4 пальца на правой руке. На лечение его оправляют в Ташкент. В госпитале Уткин продолжает, писать стихи. Он их диктует медсестрам и нянечкам. За почти полгода лечения Уткин опубликовал две книжки («Фронтовые стихи», «Стихи о героях») и выпустил альбом песен. Уткин рвался на фронт, и летом 1942 года такая возможность представилась. Он опять на Брянском Фронте в качестве спецкора Совинформбюро. И продолжает диктовать стихи. Вот отрывки из стихотворения, опубликованного 19 мая 1944 года:

Лампы неуверенное пламя.

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми, нежными руками

Память прикасается к тебе.…

Каждый звук минувших помню дней!

В мягком свете грусти и разлуки

Прошлое дороже и видней.…

За войну мы только стали ближе,

Ласковей. Прямей. И оттого

Сквозь метель войны, мой друг, я вижу

Встречи нашей нежной торжество.

27 мая Иосифу Уткину исполнился 41 год. Через полгода, 13 ноября 1944 года, самолёт, на котором он возвращался в Москву, потерпел катастрофу и разбился. Последней книжкой, что держал в руках погибший поэт, был томик Лермонтова…

Можно гадать, подстроенная была эта катастрофа или случайная. Но есть одна деталь.31 октября 1944 года секретарю ЦК, А.А. Жданову от наркома КГБ В.Н. Меркулова поступила информация о политических настроениях и высказываниях писателей … В ней приведены слова И.Ф. Уткина: «Руководство … доверено людям не только не любящим мысли, но и равнодушным к ней. …Все поэты пишут политическими формулами… Поэзией нельзя управлять… Она обращается в казенную свистульку». Это было прямое указание. Такое в те годы не прощалось.

Иосиф Уткин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На похоронах выступал И. Эренбург и пел «Смерть» Бетховена И. Козловский.

Современному читателю, собственно, совершено, не важны перипетии того времени, когда творил поэт. Важен тот душевный настрой, который получает читатель от чтения его стихов. Судя по тому же Интернету, интерес к поэту не пропал, его цитируют, особенно молодежь.