Человек который занимается раскопками древних вещей. Какими личностными качествами должен обладать археолог


Сохранившихся до нашего времени задокументированных хроник недостаточно для получения четкого представления о событиях, быте, культуре прошлого. Археолог – это ученый-историк, призванный заполнить существующие пробелы с помощью проведения раскопок. Для работы по этому направлению рекомендуется обладать крепким здоровьем, обширными знаниями в ряде обязательных дисциплин, специфическими личными качествами. На практике археология не так проста и романтична, как кажется многим. Но это нужная, полезная, интересная профессия, которая позволяет получать массу важной информации о прошлом человечества.

Люди, выбравшие профессию археолога, занимаются поиском, изучением, восстановлением и документированием артефактов. Это собирательное название вещественных источников исторических знаний, созданных или обработанных человеком. В этот внушительный перечень входят предметы быта, постройки, оружие, инструменты, деньги и даже кости. В отдельную группу относят письменные источники – изделия с надписями на поверхности.

Виды археологии, их особенности:

  • полевая – раскопка остатков человеческих поселений и исследование следов их пребывания на суше;
  • подводная – изучение останков кораблей, ушедших под воду городов, подъем затонувших артефактов;
  • экспериментальная – восстановление разрушенных или очень старых вещей, важных для истории, путем реконструирования с использованием инновационных технических приемов.

Редко можно найти археолога общего профиля. Обычно представители профессии имеют узкую специализацию с упором на конкретный временной отрезок, регион, исторический период или даже определенную страну, народность.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Полевому или подводному археологу необходима хорошая физическая подготовка и выносливость. Представителям профессии нередко приходится работать в неблагоприятных условиях, при критических показателях температуры и влажности, отсутствии элементарных удобств. Врачи выделяют ряд медицинских противопоказаний для соискателей специальности: болезни сердца, перепады АД, судороги, проблемы со слухом или речью, сахарный диабет, нарушение состава крови, дерматиты, хронические инфекции. Необходимо также отсутствие аллергических реакций на различные раздражители – от пыли или укусов насекомых до химических реагентов.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

  • чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
  • управляться с фото-аппаратурой;
  • владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
  • обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Где и как работают археологи

Раскопки – далеко не единственное место работы искателя артефактов. Активные практические действия в зоне возможного присутствия реликвий считаются скорее редкостью, чем системой.

Функции археолога не ограничиваются расчисткой участка земли, в котором возможно наличие важных для истории предметов. Все начинается с поиска подходящей области по историческим источникам, что подразумевает длительную кропотливую работу с бумагами.

После установления зоны поиска артефактов на место выезжает группа, оснащенная всем необходимым. В ее состав помимо археологов входят рабочие, лаборанты, ассистенты, технологи, другие специалисты. Обычно их трудовой день начинается с восходом солнца, продолжается весь световой день, во время которого делаются короткие перерывы на отдых. На некоторых участках действовать приходится очень осторожно, из-за чего некоторые профессионалы часами занимаются практически ювелирным удалением слоев земли с найденных предметов.

Большую часть своей трудовой жизни археологи работают в кабинетах, лабораториях, библиотеках. Они собирают информацию, анализируют ее, сопоставляют факты. В случае необходимости специалисты занимаются восстановлением разрушенных предметов, их исследованием с помощью современных технических подходов. Не меньше времени у них уходит на обмен информацией с коллегами, документирование полученных данных.

Зарплата археолога в России

Доходы ученых зависят от места их работы, наличия ученой степени, вида деятельности, степени активности. В среднем оклад кандидата наук составляет 30-40 тыс. рублей. Обладатель ученой степени может рассчитывать на 50-60 тыс. рублей. Зарплата археолога может существенно прибавиться, если он имеет вес в научном обществе, занимается написанием статей или выпуском книг. Профессионалов с известным именем в своей области нередко приглашают читать лекции, выполнять функции консультанта на съемках фильмов, выступать цензором учебной или научно-популярной литературы. За границей археолог нередко получает на порядок больше, но в других странах хватает своих специалистов, поэтому найти где-либо место удается единицам.

Преимущества профессии археолога

Археология – интересная наука, которая привлекает сотни тысяч людей одним только шансом поучаствовать в раскрытии тайн истории. Ее почитатели видят еще немало плюсов в профессии археолога, но все они субъективны. У ученых есть шанс найти что-то значимое, сделать открытие, самим войти в историю. С каждым годом интерес к направлению все больше растет, появляются интересные государственные программы финансирования поездок. У профессионала с обширным багажом знаний есть немало способов хорошо заработать на археологии – статьи, семинары, лекции, книги, телевизионные программы.

Все чаще в проведении исследований становятся заинтересованы негосударственные структуры. У подкованных и амбициозных искателей артефактов появляется шанс заняться частными раскопками в различных климатических условиях. Археология требует от ученого постоянного развития, не дает расслабиться, побуждает к получению свежих знаний, овладению новыми навыками.

Недостатки профессии археолога

Сегодня археология России не находится в упадническом состоянии, как полвека назад, но все еще не считается передовой областью в науке. Исторические факультеты выпускают тысячи молодых специалистов, которые часто испытывают сложности с трудоустройством. Зарплата неопытных кадров изначально может быть настолько мала, что не удовлетворяет базовых потребностей. Чтобы проявить себя в направлении начинающим археологам приходится тратить массу времени – после 4 лет бакалавриата, 2 лет магистратуры и 3 лет аспирантуры требуется набрать минимум 5-летний стаж. Только после этого целесообразно приступать к написанию статей или книг, пытаться устроиться в международную группу.

Некоторые археологи указывают на сложности сочетания профессии с личной жизнью. Это особенно актуально для женщин, мечтающих завести детей. Правда, есть варианты работы без частых командировок. Не каждый раз раскопки становятся удачными, что способно подорвать моральный настрой. Условия в поездках часто не слишком комфортные, справиться с которыми многим современным людям не удается. Сделать яркую карьеру в археологии с вытекающим из этого финансовым благополучием удается лишь единицам.

Профессия археолога – это не 100-процентный шанс заработать денег и добиться славы. Представители направления считают его призванием для тех, кто влюблен в науку, жаждет романтики, не боится тяжелого труда и возможных разочарований.

Археология изучает историческое прошлое всего человечества. В этом ей помогают так называемые вещественные источники. К ним относятся постройки и различные предметы, созданные человеком и сохранившиеся до наших дней: оружие, посуда и украшения, произведения искусства. Они несут определенную информацию об истории человечества.

Определение археологии

Что такое археология? Чаще всего понятие «археология» раскрывается при изучении истории человечества с помощью различных материальных источников или свидетельств.

Изучают все эти источники и свидетельства специалисты-археологи. Они проводят раскопки, изучают найденные предметы и восстанавливают по ним историю, узнают, как жили люди в прошлом.

Подытожим, что такое археология и каково ее значение для современной науки и общества. Большое значение археологические находки представляют для составления исторического описания жизни общества в те времена, когда еще не существовало письменности.

Немного истории

Рассмотрим, откуда берет свое начало археология. Первое упоминание термина «археология» датируется 4 веком до нашей эры. Великий философ Платон говорил о существовании науки о древности. Но со временем этот термин в разных странах приобрел разное значение. Общенациональное современное понимание того, что изучает эта наука, сложилось примерно в 19 веке.

Итак, древняя археология берет свое начало еще со времен царствования Набонида в Вавилоне. В древности целью исследований в основном были поиск надписей фараонов и императоров. Эпоха Средневековья приостановила развитие этой науки. Но возобновились археологические раскопки уже в 16 веке в Италии. Научную цель раскопки приобрели только в 18 в. Деятели французской революции стали проявлять активный интерес к предметам времен античности.

Труды археолога из Швеции О. Монтелиуса включают распределение найденных предметов по определенным типам. Типы он заключил в ряды. Таким образом, имеется возможность проследить за эволюционными изменениями человечества.

Российская археология

Археология России тесно связана с именем А. Н. Радищева. Он поддерживал теорию о существовании трех веков (каменного, бронзового и железного) в истории развития человечества. Также большой вклад в развитие данной науки внесли такие ученые-археологи, как Э. Ларте, Дж. Леббок, К. Томсен, Э. Пьет.

В современной системе Российской академии наук свое место занял Институт археологии, являющийся одним из ведущих учреждений по исследованиям в данной области знаний.

Типология вещественных источников

В основном найденные предметы, которые представляют для археолога научную ценность, разделяются на несколько групп. К первой относятся артефакты. Это различные украшения, орудия труда, одежда, глиняная посуда и даже отходы производства.

Ко второй категории относятся постройки или сооружения, сделанные людьми, гробницы, туннели, а также самые обычные ямы для хранения. Отдельную группу составляют биологические остатки: пыльца и зерна растений (называются они экофактами), раковины улиток, древесина.

К последней категории относят почвенные и галечные отложения, которые скапливаются на площади памятника. Они помогают определить природу их происхождения. Образцы таких отложений обязательно берутся для проведения лабораторного исследования.

Археолог - ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам, занимается археологией (от архео (archios) - древний и от греч. lygos - слово, учение).

Археология представляет собой историческую дисциплину, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Ученый-археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга - и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента.

Конечно, в большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее. Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

Жизнь в экспедиции расписана очень четко: в 7 утра общий подъем (а дежурные по завтраку должны встать еще раньше), работа в течение всего часового дня с небольшими перерывами на еду и иногда на купание, отбой в 11 вечера.

Личные качечтва

Готовность к кропотливой работе,

Аккуратность,

Выдержка,

Терпение,

Ответственность,

Пунктуальность,

Целеустремленность,

Увлеченность,

Способность к абстрагированию,

Любовь к истории.

Профессиональный археолог обязательно должен иметь высшее образование.

Медицинские противопоказания

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;

Судороги, потери сознания;

Расстройства слуха;

Расстройства речи;

Хронические инфекционные заболевания;

Сахарный диабет;

Геморроидальные расстройства;

Кожные заболевания;

Снижение остроты зрения.

наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, жилищам, погребениям и т.д.), находимым главным образом при раскопках.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Археология

(греч. наука о древности), отрасль науки, изучающая др. культуры на основе веществ, источников, к которым относятся остатки историч. памятников, обнаруж. случайно или в ходе целенаправл. поисков находки. Исключаются из А. памятники письменности, произведения др. литературы, монеты, медали и печати; их исследование составляет предмет неск. наук: эпиграфики, филологии, палеографии, истории литературы, нумизматики и сфрагистики, - играющих в А. вспомогательную роль. Первоначально А. называлась наука о прошлом (например, у Фукидида). Возникновение классич. А. как науки о веществ, памятниках относится к эпохе Возрождения, когда возрос интерес к рим. и греч. древности. С кон. 18 в. - нач. 19 в. проявляется интерес к др. памятникам Египта, др. Ближнего Востока, Греции, М. Азии, Сев. и Центральной Европы. Во 2-й пол. 19 в. начинаются раскопки в Трое, Олимпии, Пергаме и других местах. Одновременно в самостоятельный раздел А. выделяется изучение первобытных культур (А. как наука о доисторич. временах). Классич. А., которая разделилась на ближневост. А., вост. - азиат. А., рим. А., христианскую А., Ср.-век. А. и т. д., ориентировалась на художественно-научный метод, основоположником которого являлся И. И. Винкельман (1717 - 1768). Если вначале под влиянием Винкельмана в центре археологич. исследований находились произведения искусства, рассматриваемые преим. с эстетич. позиций, то в кон. 19 в. начинаются исследования в области др. архитектуры (Дерпфельд, Пухштейн, Кольдевей, Виганд). С увеличением числа собранных произведений углубляется и пересматривается классификация художеств, стилей. В 20 в. в изучении античной материальной и художеств, культуры все в большей степени начинают учитываться обществ, стороны того времени (политич., экономич. и пр.). В наст, время в А. используются новейшие технич. достижения и методы, например аэрофотосъемка, фотография в ультрафиолетовых лучах. Как самостоятельное направление оформилась подводная А.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Археология: наука и общество

Общественные представления об археологии и археологах могли бы стать темой специального исследования. До недавнего времени археолог представлялся общественности этаким одержимым ученым чудаком — здесь можно вспомнить и Федю из «Песни студентов археологов» В.Высоцкого, который «древние строения искал с остервенением»; и профессора Мальцева с золотым шлемом Александра Македонского из фильма Л. Гайдая «Джентльмены удачи»; и даже продолжающие этот ассоциативный ряд образы археологов, использованные совсем недавно в телевизионных рекламных роликах стирального порошка («Смотри какая древность!») и пива («Душевно сегодня покопали!»).

В западной массовой культуре археолог, как правило, оказывается персонажем захватывающего детективного или приключенческого сюжета, будь то Индиана Джонс из серии фильмов С. Спилберга или «расхитительница гробниц» Лара Крофт из боевика С. Уэста. Археолог в этих и подобных им фильмах — детектив, ставящий перед собой цель найти определенный предмет, обладающий сверхъестественными свойствами, ранее, чем это сделают представители неких злых сил. Очевидно, что подобный взгляд на археологию не имеет отношения к действительности. Более того, по существу такого рода фильмы и игры оказываются «мощной рекламой кладоискательства как нового вида спорта» (Макаров 2004: 4) и формируют ложные представления о целях и задачах профессиональных археологических изысканий.

Сами археологи стали заниматься связями с общественностью совсем недавно. Пожалуй, лишь в 1990-х гг. археологические организации существенно активизировали работу по разъяснению целей, задач и характера своей деятельности и стали более активно пропагандировать общественную значимость изучения и сохранения археологического наследия. Здесь следует отметить российский образовательный проект, рассчитанный именно на широкую общественность, а не профессионалов-археологов — «Международный летний культурно-исторический университет „Старая Ладога“», проводившийся в Санкт-Петербурге и Старой Ладоге в 2004-2006 гг. (Кирпичников 2004). Участники этой летней школы получили уникальную возможность принять участие в археологических раскопках, а также прослушать лекции известных ученых по истории и археологии России.

Какую общественную функцию выполняет археология или, проще говоря, зачем она нужна обществу? Схожим вопросом задавался 15 лет назад известный петербургский археолог Г.С. Лебедев: «Какова культурная функция археологии? Почему она на протяжении десятилетий, столетий сохраняет свою притягательную силу для новых и новых поколений? Дело, видимо, именно в том, что археологии принадлежит уникальная культурная функция: материализация исторического времени. Да, мы исследуем „археологические памятники“, т. е. попросту копаем старые кладбища и свалки. Но ведь при этом мы совершаем то, что древние с почтительным ужасом называли „Путешествием в царство мертвых“. Связывая древние вещи с отложениями земли, в которых они лежат, и осмысливая эти связи, археология создает материальную и объективную основу для субъективного общественного самосознания… Именно поэтому общество с развитым самосознанием испытывает растущую потребность в данных археологии, в объективации исторического времени» (Лебедев 1992: 450).

Действительно, именно благодаря открытиям археологов мы может в полной мере ощутить ход истории, почувствовать или, образно говоря, «увидеть» время в конкретных древних вещах и сооружениях. «Наглядная» материализация исторического времени в древних вещах помогает преодолеть тот разрыв в его восприятии, о котором писал русский философ Н.А. Бердяев (1990: 57): «Прошлое с своими историческими эпохами есть вечная действительность, в которой каждый из нас, в глубине своего духовного опыта, преодолевает болезненную разорванность своего бытия». Эта же мысль звучит в работе археолога М.Е. Ткачука (1996: 32-33): «Мы сталкиваемся с неосознанным стремлением упорядочить время не линейно (день, ночь, неделя, месяц, пятилетка, двенадцать лет), а качественно, подойти к нему ценностно, разбить на этапы с точки зрения „Всемирного потопа“, „Сотворения мира“ или „Основания Рима“. Ведь во времени движутся не некие абстрактные культуры — движутся ценности, представления о добре и зле, героях и антигероях».

На самом деле, стремление материализовать историческое время в той или иной степени присуще каждому из нас. Современные функциональные вещи, заполняя собой пространство, по выражению Ж. Бодрийяра (1995: 61-63), «не обеспечивают наполненность времени». Между тем, старинная вещь «лишена какого-либо выхода в практику и явлена нам исключительно затем, чтобы нечто означать. Она не является внефункциональной или просто „декоративной“, и в рамках системы у нее есть вполне специфическая функция: ею обозначается время».

Приведенные выше наблюдения французского социолога относятся к его исследованию мира вещей современного общества потребления. Однако, аналогичные соображения можно «спроецировать» и на общественную функцию археологии, на то место, которое она занимает в общественном сознании: подобно тому, как старинные вещи являют свою историчность среди вещей современных, «среди лишенной истории домашней обстановки» (Бодрийяр 1995: 71), археология дает возможность обществу «увидеть» материальные воплощения чувства исторического времени в виде музейных экспозиций, популярных изданий, публичных выступлений ученых, сообщениях средств массовой информации о деятельности научно-исследовательских учреждений и т. п.

Очевидно, что охарактеризованная общественная функция археологии оказывается одним из важнейших факторов в формировании национального самосознания. Изучение древностей оказывается своего рода катализатором данного процесса. Это обстоятельство неоднократно осознавалось и отчетливо формулировалось многими политическими лидерами. Говоря об общественно-политическом значении отечественного археологического наследия, необходимо особо отметить беспрецедентные в истории нашей страны визиты Президента России В.В. Путина в первую столицу Руси Старую Ладогу, состоявшиеся в 2003 и 2004 гг. В ходе визита 2004 г В.В. Путин не только принял непосредственное личное участие в раскопках остатков поселения IX в., но и отметил общественную значимость археологических изысканий в целом: «..Это очень нужное и полезное дело, потому что это живая история, не выдуманная из головы, не предположенная, а факты» (цит. по — Кирпичников 2004: 9).

Какое же место занимает археология в современной системе исторических наук? Каким образом изучение исторического прошлого «распределяется» между различными научными дисциплинами? Перед тем, как перейти к этим основным вопросам данной главы необходимо подробно остановиться на том, как сформировалось современное значение самого по себе термина «археология».

Современное значение термина «археология» сформировалось сравнительно недавно — в XIX в., в то время, как сам термин появился еще в античную эпоху. Буквальный смысл древнегреческого слова «arxaiologia» — изучение древности. Принято считать, что этот термин впервые был использован греческим философом Платоном в диалоге «Гиппий Больший», датируемом 380-ми гг. до н. э. Этот диалог ведется от лица философа Сократа и известного греческого софиста Гиппия из Элиды; Гиппий не раз бывал в Лакедемоне (Спарте), и Сократ расспрашивает его об этом государстве о его жителях. В частности Сократ спрашивает, какие публичные выступления Гиппия особенно понравились лакедемонянам? И Гиппий отвечает: «О родословной героев и людей, Сократ, о заселении колоний, о том, как в старину основывались города, — одним словом, они с особенным удовольствием слушают все рассказы о далеком прошлом (об археологии), так что из-за них и я сам вынужден был очень тщательно все это изучить».

Термин «археология» оказался востребованным античной исторической наукой. Так, греческий историк I в. до н. э. Диодор Сицилийский описывая в своей «Исторической библиотеке» события, предшествовавшие Троянской войне (около 1200 г до н. э.), использовал словосочетание «эллинские археологии». В 7 г. до н. э. историк Дионисий Галикарнасский написал труд под названием «Римская археология», в котором рассматривал историю Рима с древнейших времен до Первой Пунической войны (264-241 гг. до н. э.). Кстати, благодаря именно Дионисию Галикарнасскому термин «археология» стал знаком книжникам поздней Московской Руси 1670-1680-х гг.: в анонимном «Предисловии к исторической книге, составленной по повелению царя Федора Алексеевича» упоминается «Дионисий Аликарнасей», который «в начале архиологии пишет, что историку надобно быти истинну…».

Греческий историк и географ Страбон пользуется термином «археология» в своем труде «География», завершенном около около 7 г. до н. э. Позднее в I-II вв. н. э. этот термин был востребован иудейским историком Иосифом Флавием и греческим историком и философом I-II вв. н. э. Плутархом. Одно из сочинений Иосифа Флавия так и называется — «Иудейская археология». Оно было завершено в 90-х гг. н. э. и представляет собой историю Иудеи от сотворения мира до периода правления императора Нерона — 54-68 гг.

В латинской традиции (как в Древнем Риме, так и позднее — в средневековье) использовался другой термин — antiquitates (древности), а также — antiquarius (антикварий, любитель древностей). «Antiquitates rerum humanarum et divrnrum» («Человеческие и Божественные древности») — так назывался не дошедший до нашего времени труд ученого-энциклопедиста II-I вв. до н. э. Марка Теренция Варрона, посвященный истории и культуре римлян. В эпоху Возрождения слово «antiquarius» также обозначало любителя античных вещественных древностей.

В 1767 г профессор Геттингенского университета Х.Г. Гейне возродил греческий термин, прочитав курс лекций «Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян». А в 1799-1800 гг., в Нюрнберге ученик Х.Г.Гейне И.Ф. Зибенкес опубликовал в двух томах первый «Справочник по археологии». Несколько позднее, в 1809-1810 гг. другой ученик Х.Г. Гейне И.Ф. Буле прочитал аналогичный курс лекций «Археология и история изящных искусств» в Императорском Московском университете. Однако, в то время этим словом называлась исключительно история античного искусства. В начале XIX в. термин «археология» получает распространение «для обозначения особой дисциплины, трактующей о вещественных памятниках классической древности» (Жебелев 1923а: 26).

Самое первое упоминание термина «археология» в России (после 1670- 1680-х гг.) относится, видимо, к 1803 г и встречается в «Новом словотолкователе» Императорской Академии наук. Здесь «археология» объясняется просто как «описание древностей». Несколькими годами позже, в 1807 г Н.Ф. Кошанский издает русский перевод труда французского ученого О.Л. Миллена под названием «Руководство к познанию древностей», в котором в самом начале дается следующее определение: «Археология заключает в себе науку древностей, то есть знание нравов, обрядов и памятников древних, дошедших до наших времен» (Милень 1807: 1). Обе формулировки довольно-таки расплывчаты, однако, археология не ограничивается в них исключительно античным искусством. В течение первой половины XIX в. термин «археология» начинает использоваться в России все чаще и в 1846 г в Санкт-Петербурге появляется первое учреждение, в названии которого он присутствует — «Археологическо-Нумизматическое Общество». Понимание же археологии как науки об именно вещественных древностях вообще сформировалось в середине XIX в. и окончательно возобладало лишь на рубеже XIX-XX вв.

В Советской России начиная с рубежа 1920-1930-х гг. и вплоть до конца 1930-х гг. термин «археология» был объявлен названием чуждой буржуазной науки. В 1932 г С.Н. Быковский (1932: 3) писал: «Можно считать окончательно установленным, что археология в старом понимании себя изжила и сторонников иметь не может. С этим старым пониманием связано антинаучное деление исторических наук по видам источников. Основным признаком специальности археолога являлась работа над вещественными памятниками. Старый археолог — по преимуществу вещевед в полном и дурном смысле этого слова. Он изучал, как правило, не общественные явления, отраженные в вещах, а самые вещи». А двумя годами ранее идеолог молодой советской археологии В.И. Равдоникас (1930: 13) отмечал: «Узость и неудовлетворительность старой вещеведческой археологии заставили в советское время ввести у нас другое название, — „история материальной культуры“…».

Действительно, в 1919 г. декретом Совета Народных Комиссаров была учреждена «Российская Академия истории материальной культуры» (первоначально заместителем народного комиссара просвещения М.Н. Покровским было предложено название «Академия материальной культуры», однако, В.И. Ленин добавил слово «история»). Позднее «историю материальной культуры» стали воспринимать не просто как формальную замену термина «археология» — новому словосочетанию стремились придать новый смысл: «Понимая термин „материальный“ в философском смысле, предметом истории материальной культуры необходимо будет признать область истории материального производства, как и условия развития последнего. Такой науке по преимуществу придется иметь дело с изучением материального базиса общества на различных ступенях развития.» (Быковский 1932: 4). Однако, начиная с середины 1930-х гг. термин «археология» постепенно возвращается: с 1936 г начинает издаваться серия научных сборников «Советская археология»; в том же году на историческом факультете Ленинградского государственного университета создается кафедра археологии (ее предшественница называлась «кафедра истории доклассового общества»), а в 1939 г кафедра археологии открывается на историческом факультете Московского государственного университета; наконец, в 1959 г Институт истории материальной культуры Академии наук СССР становится Институтом археологии.

«Археология есть история, вооруженная лопатой», писал в 1940 г советский археолог А.В. Арциховский (1940: 3). Пожалуй, ни до, ни после этого высказывания, ставшего крылатой фразой, никто не формулировал позицию археологии в системе исторических дисциплин столь образно и, в то же время, однозначно. Однако, диапазон мнений о взаимоотношении археологии и истории конечно же не исчерпывается данной точкой зрения и определяется, в первую очередь, представлениями о том, что является предметом археологии (то есть — что собственно изучает археология).

Л.С. Клейном (2004: 44-46) выделяются три основные позиции исследователей по этой проблеме. Сторонники первой считают археологию исключительно источниковедческой дисциплиной. Соответственно, предмет археологии ограничивается только ее источниками. Археология, по словам И.Б. Рауза, «ограничивается определением тех материальных следов человечества, которые сохранились в земле». «Цели археологии заключаются в получении остатков и в выяснении их сущности» (Rouse 1972: 7). В российской археологии последовательным сторонником данной точки зрения является Г.П. Григорьев (1973: 42), определяющий предмет этой науки как «установление закономерностей развития ископаемых объектов и отношений между ними». Как источниковедческую дисциплину характеризует археологию и сам Л.С. Клейн.

Вторая позиция сводится к признанию в качестве предмета археологии исторического процесса как такового. Археология оказывается в таком случае вспомогательной исторической дисциплиной «внутри» самой истории, так сказать «поставщиком» иллюстративных материалов для историков. Так, К. Рандсборг внутри «всеобъемлющей» истории выделяет «традиционную историю, основанную на письменном тексте» и «историю, основанную на прошлой материальной реальности, иначе — археологию». Основная мощь и своеобразие археологии проявляется именно в исторических исследованиях (Randsborg 1997: 189, 194). С этой позицией может быть сопоставлена приведенная выше точка зрения А.В.Арциховского.

Наконец, представители третьей позиции объединяют в предмете археологии и сами источники, и отраженный в них исторический процесс. То есть, археолог рассматривается как абсолютно самостоятельный специалист, который при желании может писать свою собственную «археологическую» историю без оглядки на разработки историков. Хотя, конечно, сознательно игнорировать имеющиеся в наличии исторические данные никто не собирается.

Пример подобной позиции представлен во «Введении в археологию» Х.Д.Санкалиа, согласно которому предмет археологии включает в себя как непосредственно «изучение древностей», так и «историю прошлых событий» (Sankalia 1965: 1). В российской археологии эта точка зрения представлена в работах Ю.Н. Захарука (1978: 15): «Без органичного единства археологического источниковедения и задач общеисторического исследования нет предмета археологической науки».

Стоит отметить, что эта группировка взглядов на проблему предмета археологии не является исчерпывающей. За ее рамками оказались такие неожиданные точки зрения как, например, позиция М.В. Аниковича (1988: 96), согласно которой «археология как практическая деятельность не выделяется в одну особую самостоятельную науку». Однако, так или иначе, все охарактеризованные выше позиции основываются на специфике археологии, определяющейся ее источниками — вещественными древностями (иначе говоря, материальными остатками). И именно это обстоятельство отличает археологию от собственно истории, источниками которой являются, как правило, письменные тексты.

Письменные и вещественные источники различаются принципиально по многим показателям. Но самое главное их различие заключается в том, что первые являются сообщениями, в то время как вторые — остатками: «Исторические источники сообщают об историческом прошлом, в них фиксируется действительность, видоизменяясь согласно представлениям того, кто их пишет… Археологические источники не создаются намеренно. В археологических источниках до нас дошли не сообщения о прошлой жизни, а фрагменты этой жизни.» (Григорьев 1981: 5).

Наличие или отсутствие письменных свидетельств является столь значительным фактором для источниковой базы исторических исследований, что именно он лежит в основе выделения «преистории» (иначе — «доистория», близкий по значению термин — «история первобытного общества»), определяемой как «древнейший период существования человека, о котором нет никаких письменных данных» (Вишняцкий 2005: 14) и который предшествует собственно «истории», уже освещенной письменными источниками. Иногда выделяют еще промежуточную «протоисторию», определяемую как период в жизни человечества после появления письменности, но вне тех областей, где есть письменные источники. Считается, что первым термин «преистория» использовал французский исследователь П. Турналь при публикации в 1830-х гг. находок, сделанных в пещерах южной Франции. В англоязычной литературе этот термин впервые прозвучал в 1851 г в названии книги Д. Уилсона «Археология и преисторические анналы Шотландии».

«Письменность, — считает Л.Б. Вишняцкий (2005: 14), — лишь формальный критерий отделения,преистории“ от,истории“, а суть различий между двумя этими периодами лежит неизмеримо глубже: в характере общества, в движущих силах развития культуры, наконец, в человеческой психологии.» Однако, такое понимание письменности как исключительно формального признака представляется в данном случае неверным. Наличие или отсутствие письменных источников во многом предопределяет наши представления об исследуемом периоде. Наличие письменных текстов, в первую очередь, дает нам чрезвычайно важную информацию о языке, на котором они написаны; кроме того, как правило, мы встречаем в этих свидетельствах названия оставивших их народов, а нередко — и имена конкретных личностей. Наконец, письменное известие в той или иной степени отражает собой точку зрения, мировоззрение его автора. В вещественных древностях все это отсутствует в принципе. Археология доистории — это бессловесный мир анонимных материальных остатков.

Обратимся к истории формирования базовой археологической периодизации прошлого человечества — «системы трех веков».

Предположение о господстве различных материалов в различные эпохи истории человечества высказывалось еще в трудах античных авторов. Так, еще древнегреческий поэт VIII-VII вв. до н. э. Гесиод в своей поэме «Труды и дни» писал о последовательном существовании пяти поколений людей — золотого, серебряного, медного, героев- полубогов и, наконец, железного — современного Гесиоду. Во II в. н. э. греческий историк и географ Павсаний включил в свое сочинение «Описание Эллады» следующее рассуждение: «А что в героические времена оружие вообще все было медное, свидетелем этого является Гомер, в тех стихах, где он описывает секиру Писандра (Илиада, ХIII, 612) и копье Мериона (Илиада, ХIII, 630). И, с другой стороны, это подтверждается копьем Ахиллеса, хранящимся в Фаселиде в храме Афины, и мечом Мемнона, находящимся в Никомидии в храме Асклепия; у копья острие и нижняя часть сделаны из меди, а меч вообще весь медный. Я это видал и знаю, что это так».

Древнеримский поэт и философ I в. до н. э. Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» выделял три периода (камня, меди и железа) в технологическом развитии человечества, причем под «камнями», подразумевались, судя по всему, не изготовленные из этого материала орудия, а камни как таковые. Важно подчеркнуть, что поэма Лукреция была хорошо известна в Европе эпохи Возрождения и более позднего времени — первое ее издание состоялось еще в 1473 г.

Использование каменных ножей и преобладание медного вооружения, и особая ценность изделий из железа (обусловленная, видимо, их редкостью в соответствующее время) упоминается в текстах Библии. Так, каменные орудия упоминаются, например, в «Книге Иисуса Навина» (5: 2-3) — «2. В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе каменные ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. 3. И сделал себе Иисус каменные ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном „Холм обрезания“». «Железные сосуды» упоминаются среди особых ценностей, принесенных «в сокровищницу дома Господня» после взятия Иисусом Навиным Иерихона около 1400 г до н. э.: «А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро, и золото, и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня» (Книга Иисуса Навина 6: 23). С другой стороны, преобладание медных предметов, обнаруживается в описании вооружения филистимского воина Голиафа, убитого Давидом в царствование Саула (около 1030-1010 гг. до н. э.): «4. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди. 5. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; 6. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; 7. И древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец» (Первая книга Царств 17: 4-7).

Суждения античных авторов об эпохах господства различных материалов в истории человечества (с учетом сведений, представленных в Библии) нашли свое продолжение в предположениях французских и скандинавских ученых ХVIII — начала XIX вв. Разработка гипотезы Тита Лукреция Кара была продолжена монахом ордена св. Бенедикта Нурсийского Б. де Монфоконом, антикварием Н. Магюделем, философом и историком А.-И. Гоге и другими исследователями. В 1813 г профессор Копенгагенского университета, историк Л.Ш. Ведел-Симонсен высказал следующее соображение: «Предметы вооружения и утварь древнейших обитателей Скандинавии были первоначально сделаны из камня или дерева. Позднее эти люди стали использовать медь … и только недавно появилось железо. Поэтому, с этой точки зрения, история их цивилизации может быть разделена на век камня, век меди и век железа. Эти века не были отделены друг от друга настолько четкими границами, что они не,перекрывали“ друг друга. Несомненно беднота продолжала использовать каменную утварь после появления медного инвентаря, а медный инвентарь — после появления аналогов из железа». Однако, несмотря на столь четкую и в то же время корректную формулировку системы трех веков, она не была еще обоснована фактическим материалом — археологическими находками. Это было сделано несколько позднее.

В 1807 г в Дании, с целью формирования Национального музея древностей был учрежден «Королевский Комитет по сохранению и коллекционированию национальных древностей», секретарем которого стал директор библиотеки Копенгагенского университета Р. Нируп. В 1816 г его сменил на этой должности К.Ю. Томсен, который тогда же был назначен «первым хранителем» Национального музея древностей. Главной задачей Томсена было упорядочивание коллекций древних вещей для музейной экспозиции и он классифицировал их, таким образом, чтобы по ним можно было продемонстрировать технический прогресс — распределил археологические находки на группы, основываясь на материалах, из которых они были сделаны. В 1819 г Национальный музей древностей, экспозиция которого была построена по описанному принципу, был открыт для общественности, а в 1836 г Томсеном был издан «Путеводитель по северным древностям», в котором нашла отражение его классификация. Результатом этой классификации стало выделение трех периодов в технологическом развитии населения Северной Европы — каменного, бронзового и железного.

Томсен отмечал, что бронзовые вещи с режущим лезвием (орудия или оружие) не встречаются вместе с такими же железными вещами; что с подобными вещами из бронзы встречаются украшения одного облика, а из железа — другого, и т. д. Таким образом, Томсен не просто классифицировал отдельные вещи, он стремился классифицировать совокупности находок — комплексы вещей. Важно подчеркнуть, что Томсен не устанавливал никаких абсолютных (календарных) дат, он показал лишь последовательность смены периодов в развитии производства орудий.

В эти же (1830-е) годы под влиянием Томсена, в соответствии с системой трех веков были организованы музейные экспозиции в Швеции — в музеях Лунда и Стокгольма. В 1834 г. система трех веков была поддержана шведским зоологом, профессором Лундского университета С. Нильссоном в очерке о появлении охоты и рыболовства в Скандинавии, представлявшем собой введение к новому изданию его труда посвященного фауне этого полуострова. В это же время системой трех веков стали пользоваться и ученые северо-восточной Германии — Г.К.Ф. Лиш и И.Ф. Даннайл. Позднее, классификация Томсена была подтверждена его учеником Й.-Я.А. Ворсо в монографии 1842 г «Датская старина по материалам древних саг и раскопок курганов».

В настоящее время, нередко звучат скептические оценки системы трех веков. Так, авторы «Археологического словаря», отмечая «пропуск» эпохи бронзы в процессе развития некоторых регионов, полагают, что «система постепенно изживает себя и, несомненно, будет заменена, как только будет предложена лучшая.» (Брей, Трамп 1990: 250). Однако, несмотря на существование таких точек зрения, основа системы трех веков (эпоха камня — эпоха бронзы — эпоха железа) получила в мировой археологии «ранг универсальной археологической периодизации — общемировой и всеобъемлющей (общекультурной)» (Клейн 2000а: 495). Формирование этой периодизации в XIX в. характеризуется как «переворот в археологии, в деле превращения ее из простого собирательства в науку» (Монгайт 1973: 19) и именно система трех веков признается всемирной (панойкуменной) археологической периодизацией. Этапы, выделяемые «внутри» «веков», уже относятся исключительно к региональным периодизациям. Система трех веков представляет собой археологический «каркас» истории (в широком значении этого слова, включающем дописьменную эпоху), инструмент, который связывает археологическое видение процесса развития человечества с исторической действительностью.

Система трех веков изначально не была привязана к абсолютным датам (то есть — к календарной шкале времени). Тем не менее, предполагается, что она охватывает собой именно тот отрезок истории, который изучает археология. И если начало этого отрезка, само собой разумеется, относится к появлению человека на Земле и началу человеческой деятельности, то его конечная дата не столь очевидна.

В 1851 г члены Императорского Археологического Общества в Санкт-Петербурге приняли решение: «назначить 1700 год крайним пределом для исследований Русских древностей. Все памятники, появившиеся после этого времени, не входят в круг его занятий». Сегодня несостоятельность подобного подхода представляется очевидной. Археологи уже достаточно давно исследуют объекты гораздо более позднего, чем 1700 г, времени. Любопытно, что первые подобные попытки в России относятся как раз к середине XIX в. — еще в 1830-е гг. начальник архива Инженерного департамента, «Генерал-Инспектор по Инженерной части» А.Л. Майер стремился выявить стены Зимнего дворца 1710-х гг., в котором умер Петр I. Впрочем, А.Л. Майер не производил раскопок, а использовал лишь письменные и графические документы в сочетании с натурными наблюдениями. Однако, необходимость подобных раскопок он формулировал довольно отчетливо: «.Если воинская слава России быстро превзошла славу Греции и Рима, то иногда столь же скоро и памятники великих ея мужей уподоблялись памятникам древних героев, с трудом и медленно отыскиваемым в классической земле или под новыми зданиями, изгладившими следы бывших некогда на их месте» (Майер 1872: 7). И уже в 1853 г, в ходе изысканий Ф.Г. Солнцева была выявлена «угловая жилая комната нижнего этажа дворца Петра I» (Михайлов 1988: 244). Тем не менее, спустя столетие, когда А.Д. Грач проводил раскопки на территории стрелки Васильевского острова в Ленинграде в 1952 г, он, публикуя результаты своих исследований, вынужден был объяснять необходимость археологического изучения остатков деятельности населения Санкт-Петербурга XVIII в., «так как считалось, что в задачи археологии в основном входит изучение памятников глубокой древности» (Грач 1957: 7-9). Сегодня же полноценное археологическое изучение Санкт- Петербурга в течение всех трех столетий его существования является признанным направлением исследований. «Петербург, — пишет Г.С. Лебедев (1996: 15), — сохраняет весьма ценные объекты специфической бытовой культуры, начиная со „шведских трубок“ времен Северной войны 1700-1721 гг до становящихся реликвиями бытовых вещей Ленинградской Блокады 1941-1944 гг.»

Некоторые археологи, не называя каких-либо абсолютных (календарных) дат, полагают, что «археология начинается, когда заканчивается живая память» (Daniel 1962: 5) и указывают на «фактор забвения» (Клейн 1978а: 58), определяющий финальный предел хронологического интервала, относящегося к объекту археологии, — «исторического прошлого» по С.А. Жебелеву (1923б: 4). С этим трудно согласиться. Наверное, самым ярким примером полноценного использования методики археологических раскопок для изучения событий недавнего прошлого остаются исследования героической обороны в мае-октябре 1942 г Центральных Аджимушкайских каменоломен близ Керчи советским гарнизоном под командованием полковника П.М. Ягунова. Первые изыскания здесь были проведены в 1972 г. по инициативе Керченского историко-археологического музея и журнала «Вокруг света» (Рябикин 1972: 17-23), впоследствии они были продолжены в 1980-1990-х гг Важно подчеркнуть, что это были в полной мере научные исследования, сопровождавшиеся сплошной зачисткой больших участков штолен и профессиональной обработкой полученных материалов. Очевидно, что археологические исследования Аджимушкайских каменоломен никак нельзя соотнести с «фактором забвения» — они начались спустя всего лишь 30 лет после событий 1942 г, представители поколений свидетелей и участников Великой Отечественной войны и сегодня являются носителями той самой «живой памяти» об этом времени.

Впрочем, в вопросе определения конечной даты отрезка истории, изучаемого археологией, главное, конечно же, не в том, насколько более «поздний» пример раскопок возможно привести в данный момент. В конце концов, мы можем «остановиться» на изучении современных бытовых отбросов североамериканского города, предпринятом в качестве эксперимента группой исследователей Аризонского университета по руководством Уильяма Рэтджи в 1970-х гг По мнению У. Рэтджи, «применение археологических методов для изучения нашего общества может способствовать более глубокому пониманию самого общества» (Ренфрю 1985: 8). То есть, изучение современного мусора является в данном случае не просто неким экзотическим вариантом практического занятия для студентов, а отчетливо осознается в качестве возможного (хотя и не востребованного) способа исследования современной культуры. Любопытно отметить, что, характеризуя систему трех веков, археологи нередко утверждают, что «железный век продолжается и сейчас» (Амальрик, Монгайт 1966: 52). То есть, современность оказывается включенной в хронологические рамки всеобщей археологической периодизации!

Наверное, следует признать, что археология является, в первую очередь, «ремеслом, комплектом методик» (Daniel 1969: 86).

Неслучайно археолога часто сравнивают с детективом. Первым это сделал Г. Кларк, по мнению которого археолог «напоминает криминалиста. Он должен быть уверенным в косвенных доказательствах и большая часть его времени уходит на детали, которые могут казаться тривиальными, несмотря на то, что как следы человеческих действий они представляют чрезвычайный интерес» (Clark 1939: 1).

Востребованность же этого «криминалистического» метода для изучения различных исторических эпох определяется различными факторами. Пример Аджимушкайских каменоломен убедительно показывает, что даже при изучении новейшей истории «в силу конкретных исторических причин может оказаться, что единственным преимущественным или неизбежным средством получения информации о каком-либо событии будут археологические изыскания» (Боряз 1975: 11). А то, что раскопки остатков человеческой деятельности XX в. случаются гораздо реже, чем, например, археологические исследования поселений каменного века, обусловлено информационной уникальностью доисторических материальных остатков и, что особенно важно, традиционным восприятием археологии как науки о древностях.

Умер - - советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
  • 2001 Умер Хельге Маркус Ингстад - норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л"Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.