Жозеф верне картины. Художник Верне Клод Жозеф: биография, творчество, наследие


Б. Беллотто. «Рыночная площадь в Пирне на Эльбе», Музей изобразительных искусств, Хьюстон

Беллотто вскоре стал очень популярным не только в Италии, но и в других странах Европы. В 1747 году художник получил приглашение приехать в Дрезден и работать при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По заказу министра саксонского короля, графа Г. Брюля, он выполнил цикл архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны. Картины «Площадь перед церковью Креста в Дрездене», «Площадь Нового рынка в Дрездене», «Цвингер в Дрездене», «Старые укрепления Дрездена», «Пирна с запада от угла широкой улицы» и «Ров Цвингера в Дрездене» хранятся в Эрмитаже в Санкт‑Петербурге.

На полотне «Рыночная площадь в Пирне на Эльбе» (Музей изобразительных искусств, Хьюстон), как и на многих других картинах этого цикла, изображен уголок города – площадь и окружающие ее двухи трехэтажные дома с остроконечными черепичными крышами. За домами на фоне высокого чистого неба возвышаются башня и колокольня со шпилем. Некоторое время Беллотто работал в Мюнхене. Там он исполнил несколько видов города, запечатлел усадьбы, парки и предместья города. В 1752 году он вернулся в Венецию, где жил в течение шести лет.

В 1758 году Беллотто вновь покинул Италию. На этот раз он получил приглашение от императрицы Марии Терезии посетить Вену. Там художник прожил три года, выполняя многочисленные заказы придворных. После чего он вторично побывал в Мюнхене.

В 1768 году Беллотто приехал в Варшаву, где был назначен на должность придворного живописца короля Станислава Августа Понятовского. Здесь художник жил и работал оставшуюся часть жизни. Он написал множество видов Варшавы и Кракова, изображал дворец и парк в Вилланове и замки на берегу Вислы.

Большинство этих ведут, так же как и его более ранние работы, дополнены фигурками людей, оживляющими архитектурные пейзажи. Среди многочисленных произведений Беллотто того периода можно отметить «Церковь кармелиток и дворец Радзивиллов» (1767), «Вид на Вилланов с юга» (1760‑е), «Реконструкция королевского дворца» (1767). Все они выставлены в Варшаве в Королевском дворце, который ныне превращен в музей.

В конце 1760‑х годов Беллотто выполнил несколько пейзажей, на которых по памяти изобразил виды Италии («Вид Форума», 1769 и «Площадь Ротонды в Риме. Пантеон» (1769, обе – в ГМИИ, Москва).

(1714–1789)

Современники Клода Верне рассказывали, что, путешествуя на корабле, он попал в сильный шторм. Бесстрашный художник не спрятался в каюту, а остался на палубе, попросив матроса привязать себя к мачте, чтобы его не смыло за борт. Он не только наблюдал за стихией, но и пытался рисовать. Таким его и изобразил на своей картине внук художника, известный живописец и график Орас Верне.



Французский художник Клод Жозеф Верне, учившийся в Академии художеств, не стал дожидаться, когда академическое начальство отправит его для совершенствования мастерства в Италию, а поехал туда самостоятельно, на средства богатых друзей своих родителей. В Италии он учился у А. Манглара, Дж. Паннини и А. Локателли. Очень скоро Верне превзошел своих наставников. Большую роль в становлении молодого художника сыграла работа с натуры. Верне рано понял, что только в общении с природой можно стать настоящим мастером. С альбомом и карандашом он часами просиживал в окрестностях Неаполя, в Тиволи, на берегах Тибра. Как и другие художники, привлеченные в Италию красотой ее природы и живописными античными развалинами, Верне тщательно изучал творчество итальянских мастеров. Особый интерес он проявлял к романтическим пейзажам Сальватора Розы, к ведутам Гаспаре Ванвителли и композициям с античными руинами Джованни Баттисты Пиранези.

Очень скоро Верне стал одним из самых популярных живописцев в Италии, а вскоре слава о нем достигла и родины художника, Франции. Его картины были совсем не похожи на надуманные и немного декоративные пейзажи современных ему мастеров. Главные свойства живописи Верне – тонкая наблюдательность и виртуозная передача световоздушной среды.

Излюбленные мотивы композиций Верне – море в различное время суток, архитектурные пейзажи с видами Рима, морские гавани и суровые скалы. Его пейзажи напоминают произведения Сальватора Розы (к этому итальянскому мастеру Верне относился с глубочайшим уважением). Именно от Розы идут простота и строгость форм, прозрачность красок дальних планов, в то время как первый план написан плотными и густыми мазками. Таковы пейзажи «Морской берег около Анцио» (1743, Эрмитаж, Санкт‑Петербург), «Вид моста и замка Св. Ангела» (1745, Лувр, Париж), «Вилла Памфили» (1749, ГМИИ, Москва).

Чувствуется, что художника волнует проблема соединения ландшафта с жанровыми сценами. И хотя пейзаж в таких картинах занимает главное место, сцены с человеческими фигурами также значимы для автора. В этом смысле интересно полотно «Итальянская гавань» (1750, Эрмитаж, Санкт‑Петербург), написанное Верне в последние годы его пребывания в Италии. На фоне морской гавани с кораблями и портовыми постройками на берегу зритель видит группы людей.

К. Ж. Верне. «Итальянская гавань», 1750, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Это рыбаки, вытягивающие сети из воды, торговки рыбой. Выделяются фигуры хорошо одетых дам и господ. Среди них – жена Верне Вирджиния и его сын Ливио, покупающие рыбу. С течением времени жанровые сцены в его пейзажах стали играть еще более значительную роль.

В 1753 году Верне возвратился на родину. Франция с восторгом встретила знаменитого художника, почти двадцать лет прожившего в Италии. Вскоре он получил звание академика. Французское правительство предложило мастеру создать серию пейзажей с видами французских портов. Верне написал 15 полотен, которые ныне принадлежат Лувру.

На них с большой точностью изображены порты (Ла‑Рошель, Тулон, Марсель и др.) с причалами, таможнями, складами, маяками, береговыми артиллерийскими укреплениями и близлежащими улицами. Все полотна имеют трехметровую длину.

Эти пейзажи не пустынны: художник поместил на них иностранных купцов в необычных одеяниях, местных простолюдинов, богато одетых дам и кавалеров, солдат возле орудий. Среди героев картин Верне можно увидеть членов его семьи и самого художника с альбомом для зарисовок.

Один из самых популярных парижских пейзажистов, Верне не знал недостатка в заказах. Публика требовала от него картины с кораблекрушениями и пожарами, виды моря, освещенного луной или заревом заката. Эффектное зрелище предстает взору зрителя на картине «Вход в палермский порт» (1769, Эрмитаж, Санкт‑Петербург). Золотистая лунная дорожка лежит на спокойной поверхности моря.

К. Ж. Верне. «Кораблекрушение», 1763, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

К. Ж. Верне. «Вход в палермский порт», 1769, Эрмитаж, Санкт‑Петербург

Таинственный свет луны, выглянувшей из‑за туч, льется на парусники, покачивающиеся на воде. Теплый, чуть красноватый свет костра на берегу выхватывает из ночного мрака фигуры купцов.

Заваленный заказами, Верне все реже и реже выезжает на этюды. Теперь он работает в мастерской и главный его помощник – собственное воображение. Художник все больше увлекается различными театральными эффектами, создавая пейзажи с бурями, кораблекрушениями и драматичными сценами спасения утопающих. Среди лучших работ с подобной тематикой – «Кораблекрушение» 1763 года, хранящееся в собрании Эрмитажа. Вся природа находится в бурном движении: вздымаются волны, клубятся свинцовые тучи, ветер гнет ветви растущего на скале дерева. Один корабль уже разбился о скалы, другой еще сражается с разбушевавшейся стихией. Вспышки молний освещают сцену спасения пассажиров с погибшего судна.

Живопись Клода Жозефа Верне оказала большое влияние на развитие европейского пейзажа. Его картины являлись образцом для подражания у художников‑романтиков.

Художник Верне Клод Жозеф родился в творческой семье: и отец, и его дед посвятили свои жизни живописи. В отличие от многих других представителей профессии, Клод стал знаменитым еще при жизни. Его морские пейзажи были тепло восприняты российским императором Павлом I, а Людовик XV заказал целую серию полотен, посвященных французским морским портам. При жизни автора его картины украшали дворцы по всей Европе, а сегодня они висят во всех крупнейших музеях.

Детство и юность

Художник Верне Клод Жозеф родился во французском городке Авиньоне 14 августа 1714 года. Хотя родители не были богаты, отец мальчика много времени посвятил его образованию, в частности развитию художественного таланта. Когда Клод подрос, его отправили в Италию, чтобы учиться у лучших мастеров той эпохи. Большинство его сверстников из небогатых семей были вынуждены несколько лет ожидать получения академической премии, чтобы оплатить обучение, но Клоду Верне повезло больше других. Его образование оплатили богатые друзья семьи, которые восхищались творчеством его отца и деда.

Жизнь в Италии

Благодаря своим покровителям Верне получил возможность учиться у величайших мастеров: Паннини, Манглара, Локателли. Юноша много писал с натуры, изображая речные берега и морские пейзажи. Этому занятию он посвятил девятнадцать долгих лет. В данный период жизни им были написаны великолепные полотна, которые в настоящее время хранятся в музеях: "Вилла Лудовизи" - Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга, "Вилла Памфили" - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, "Понте Ротто", "Вид моста и замка Святого Ангела" - Парижский Лувр.

В ранних картинах художника Верне проявилась тонкая наблюдательность, искусная передача света и тени, великолепная реалистичность, нетипичная для прочих живописцев этой эпохи. Современники предпочитали более декоративное, приукрашенное изображение пейзажей. Благодаря необычайному мастерству, Клод Жозеф стал знаменит на родине еще до возвращения из Италии и продолжал пользоваться неизменной популярностью до самой смерти.

Возвращение в Париж

В 1753 художник Клод Верне вернулся в Париж. Здесь он получил почетное звание академика и по заказу французского короля Людовика XV создал одну из своих наиболее знаменитых серий - Пятнадцать полотен с изображением Марселя, Ла Рошели, Тулона и других городов на сегодняшний день принадлежат Лувру, но физически находятся в Морском музее в Париже. Сначала во время работы над картинами Клод Жозеф отправлялся в город, который писал, и создавал восхитительные этюды с натуры, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились. Существует мнение, что все этюды (либо часть из них) находятся в частных коллекциях и скрыты от посторонних глаз.

Со временем Верне стал получать такое огромное количество заказов, что на поездки не оставалось времени. Знаменитый французский писатель, философ-просвятитель и драматург написавший книгу "Салоны", так высказался о Клоде в 1759: "Вижу целую серию картин Верне, часть из них срисованы с натуры, другая часть является плодом воображения, но каждая из них написана пылко, вдохновенно, с необыкновенным мастерством. Этот автор обладает поразительной легкостью".

Стиль и тематика

Излюбленной темой творчества художника Клода Верне являются пейзажи и морские виды. Именно благодаря искусному изображению морских бурь слава живописца гремела на всю Европу. Художники того времени редко писали что-либо на свое усмотрение, большая часть полотен создавалась под заказ. Когда заказчиков стало слишком много, Верне перестал выезжать из Парижа и полностью сосредоточился на воображении. Он работал, полагаясь исключительно на память, а также используя собственные готовые эскизы отдельных деталей. С некоторых пор, изображая сцены кораблекрушений, автор увлекся яркими драматическими эффектами, принеся в жертву тонкий и неповторимый колорит, свойственный ранним трудам. Но Клод Верне сыграл важную роль в развитии европейского пейзажизма и романтизма.

Особенности техники

Рисование маслом эскизов с натуры сыграло ключевую роль в становлении живописи 18-19 веков. Многие художники Европы переняли такую манеру, но все же этот прием оставался типично французским. Набросок маслом являлся самостоятельным полотном, позже скопированным на холст большего размера и дополненным новыми деталями. В результате картина получалась необычайно реалистичной, живой и динамичной, а сцены бурь и кораблекрушений заключали в себе яркую эмоцию и драму. Даже после того, как Верне стал рисовать по памяти, он сохранил небывалую легкость письма, усвоенную в юные годы.

Художник Верне Клод Жозеф умер 3 декабря 1789. Его сын Антуан и внук Орас продолжили семейную традицию и тоже посвятили себя живописи. Художественная династия продолжила свое существование, а творческое наследие Клода Жозефа живет по сей день.

Жозеф Верне (1714-1789) был одним из самых любимых художников XVIII века, чья слава далеко перешагнула за границы его родины. Известностью этой он был обязан главным образом своим морским видам, которыми так восхищался
Дидро на выставках Салонов. Молодые годы Верне провел в Италии, где писал живописные окрестности Рима. Картины эти пользовались огромным успехом, и художник был завален заказами. В 1753 году он вернулся во Францию, где сразу же был избран в Академию живописи и получил большой государственный заказ на изображение главнейших морских портов Франции. Верне обладал подлинным талантом, о чем свидетельствуют его ранние произведения.

Все увеличивающийся спрос на картины привел его творчество к известному упадку. Работы Верне последних лет - преимущественно патетические сцены кораблекрушений- отличаются театральностью и монотонным повторением одних и тех же шаблонных мотивов.
Подобно своему великому предшественнику пейзажисту Клоду Лоррену, Верне любит широкие панорамы и различные эффекты освещения, но его пейзажи ближе к реальной жизни, что говорит о нем как об остром и заинтересованном наблюдателе. Человеческие фигурки, бывшие у Клода Лоррена простым стаффажем, становятся у Верне подлинной душой его пейзажей, что сближает их с произведениями жанровой живописи того времени. Картина «Вид парка виллы Памфили» написана Верне в окрестностях Рима в 1749 году. Как и парная к ней «Вилла Людовизи», ныне находящаяся в Эрмитаже, она была указана мастеру известным коллекционером маркизом де Вийеттом в числе других восьми картин. Изображая вид красивого итальянского парка с гуляющей в нем публикой, Верне удачно сочетает декоративный размах целого с конкретностью и правдивостью в передаче всех деталей. Широкая прямая аллея, украшенная вазами и балюстрадами, большие деревья, причудливо подстриженные по моде того времени, живые типы людей, схваченные прямо с натуры, как бы воскрешают перед нами кусочек быта XVIII века.
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

14 августа 1714 — 3 декабря 1789 Морские виды и пейзажи французского живописца Claude Joseph Vernet (Клод-Жозеф Верне, 1714–1789).

Клод Жозе́ф Верне́ (фр. Claude Joseph Vernet, часто без первого имени — Жозеф Верне; 14 августа 1714, Авиньон — 3 декабря 1789, Лувр, Париж) — французский живописец, отец художника Карла Верне и дед художника Ораса Верне. Родился в Авиньоне, учился в Италии у Бернардино Ферджони и стал одним из самых выдающихся пейзажистов своего времени.

Claude - Joseph Vernet
Entrée d"un port avec un navire tirant une salve (1761)
Private collection?

Жозеф писал главным образом морские виды (серия “Порты Франции”, 1753–1763, Лувр, Париж), кораблекрушения, в которых традиции классицистического пейзажа соединяются с романтикой бурь, штилей, закатов и лунных ночей, прибрежных идиллий, с интересом к передаче световоздушной среды.


Entrance of the Port of Marseille \ Вид на порт Марселя
Louvre Museum

Его большие холсты приобретались для украшения дворцов по всей Европе, в настоящее время находятся во всех крупных европейских музеях. Одна из крупнейших коллекций — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. С рисунков К. Ж. Верне делались гравюры.

Claude-Joseph Vernet
A Shipwreck in Stormy Seas (Date: 1773)
National Gallery (London)

Клод-Жозеф Верне
Морской порт
Национальная галерея

Антонио Вивальди *Времена года - Лето*

Claude Joseph Vernet (1714–1789)
Summer Evening, Landscape in Italy
National Museum of Western Art

Верне прославился, главным образом, как пейзажист-маринист, и Айвазовскому делали комплимент, называя его «новым Верне»

Но он был не только выдающимся живописцем, но и умелым дельцом, выгодно продававшим картины, а затем ставшим писать почти исключительно на заказ, причем в своеобразное ТЗ он соглашался включать не только размеры и жанр картины, но и конкретный пейзаж, который будет достоверно изображен, а равно сюжет (часто ему заказывали бурю или кораблекрушение, но иногда, наоборот, штиль, прибрежную идиллию) и даже колорит пейзажа, который гармонировал с интерьером зала, в котором заказчик планировал повесить картину. Но за такую мастерскую работу Верне брал соответствующую плату.

Claude-Joseph Vernet
The Shipwreck (1772)
National Gallery of Art

Claude-Joseph Vernet
Sporting Contest on the Tiber at Rome (1750)
National Gallery (London)

Сам Клод Жозеф Верне до последних дней работал в Лувре, где и умер в декабре 1789 года. Несмотря на разные версии его кончины, в том числе, и детективные, очевидно, что Верне, который еще при жизни слыл образцом спокойного таланта, который не отвлекается ни на что, кроме создания картин, не пережил революционных событий 1789 года.

Claude Joseph Vernet (1714–1789)
The four times of day: Evening
Art Gallery of South Australia

Как бы то ни было, а фраза «Умереть в Лувре», имеющая для художников всего мира примерно тот же смысл, что для актеров фраза «Настоящий артист должен умереть на сцене», была сказана именно про Верне.

Claude-Joseph Vernet
A Landscape at Sunset (1773)
National Gallery (London)

Верне, Клод Жозеф - французский художник, живописец-маринист, один из выдающихся пейзажистов своего времени. Оказал большое влияние на развитие пейзажной живописи в Европе, в частности, на становление романтизма. При жизни прославился изображением морских бурь. Поклонником таланта Верне был российский император Павел I. Художник

родился в Авиньоне. Учился живописи сначала у своего отца А.Верне, затем в Италии - у Бернардино Ферджони. В 1734 - 1753 годах жил и работал в Риме. Писал виды Тиволи и Неаполя. Много времени уделял работе с натуры, добиваясь невероятной достоверности в передаче свето-воздушного пространства. Пейзажи и морские виды итальянского периода отличает тонкая наблюдательность и виртуозность исполнения. В 1753 году художник вернулся во Францию и сразу же завоевал популярность у современников. Вершиной карьеры Верне стало присвоение ему звания академика, а также заказ самого короля Людовика ХV на серию картин "Порты Франции". Эта серия, изображающая портовые города Ла Рошель, Тулон, Марсель и др., принадлежит Лувру, а выставлена для публичного просмотра в Морском музее Парижа. Получая огромное количество заказов, художник постепенно терял возможность выезжать из Парижа на пленэр, писать этюды с натуры. Он работал, полагаясь на свою память и воображение, в результате чего иногда чрезмерно увлекался театральными эффектами, в картинах становилось все меньше воздуха и света, колорит темнел. Его работы приобретались для украшения дворцов по всей Европе и в настоящее время находятся в коллекциях всех крупных европейских музеев. Одно из самых больших собраний работ Верне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. С картин художника уже при его жизни делались многочисленные гравюры.родился в Авиньоне. Учился живописи сначала у своего отца А.Верне, затем в Италии - у Бернардино Ферджони. В 1734 - 1753 годах жил и работал в Риме. Писал виды Тиволи и Неаполя. Много времени уделял работе с натуры, добиваясь невероятной достоверности в передаче свето-воздушного пространства. Пейзажи и морские виды итальянского периода отличает тонкая наблюдательность и виртуозность исполнения. В 1753 году художник вернулся во Францию и сразу же завоевал популярность у современников. Вершиной карьеры Верне стало присвоение ему звания академика, а также заказ самого короля Людовика ХV на серию картин "Порты Франции". Эта серия, изображающая портовые города Ла Рошель, Тулон, Марсель и др., принадлежит Лувру, а выставлена для публичного просмотра в Морском музее Парижа. Получая огромное количество заказов, художник постепенно терял возможность выезжать из Парижа на пленэр, писать этюды с натуры. Он работал, полагаясь на свою память и воображение, в результате чего иногда чрезмерно увлекался театральными эффектами, в картинах становилось все меньше воздуха и света, колорит темнел. Его работы приобретались для украшения дворцов по всей Европе и в настоящее время находятся в коллекциях всех крупных европейских музеев. Одно из самых больших собраний работ Верне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. С картин художника уже при его жизни делались многочисленные гравюры.

Наш сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. сегодня не составит труда – можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и , найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ