Жилин и костылин происхождение. Повторение знаний теории литературы


Основной прием повести - противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был» , «Хоть невелик ростом, а удал был», - подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.
Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого. Они оба русские офицеры. Участвуют в войне за присоединение кавказа к России. Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью, проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары. Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера. Жилин был храбр и, подумав, что если доьежит до ружья (оно было у Костылина) , то они спасуться, закричал Костылину. Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен, где они и встретились. Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их. (5000 рублей). Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать. Письмо он на другой адрес отправил. Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать. В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины. Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу. Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе. Поэтому их и поймали. Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих. Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей. В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин Найду что-то еще, то напишу, удачи

Рассказ А.Н. Толстого «Кавказский пленник» написан под впечатлением реальных событий, участником которых автор стал во время службы на Кавказе в 1853 году. Он едва не попал в плен к горцам и в столкновении с ними потерял товарища.

Позже, возвращаясь к пережитым событиям, писатель создал образ офицера Жилина, который нашел силы выбраться из чеченского плена и сумел в сложнейшей жизненной ситуации сохранить человеческое достоинство.

Главный герой произведения Жилин – представитель дворянского сословия, но из обедневшего рода. В чертах его характера и поведении не чувствуется барства и спеси: он прост в общении, многое умеет, спокойно переносит тяготы военной службы.

Оказавшись в плену из-за неосмотрительности своего товарища Костылина, Жилин не теряет надежды на освобождение и, хорошо зная нравы горцев, старается найти с ними живой контакт: чинит сломанные часы, мастерит игрушки для детей, уверенно ведет себя во время переговоров.

Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.

Жилин в своем письме к матери указывает неверный адрес. Он по убеждению не может заставить волноваться близких и надеется только на собственные силы, убеждая Костылина бежать, не дожидаясь выкупа.

Побег оказывается неудачным, и это усложняет положение пленников. Их перестают кормить, сажают в яму и заковывают в колодки. Жилин продолжает бороться за свое освобождение и пытается поддерживать товарища, который не в состоянии самостоятельно противостоять сложившимся обстоятельствам. Жизнь Костылина сводится к ожиданию выкупа – только в этом он видит спасение и отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы самостоятельно вернуться домой. Костылин перестает быть хозяином своей судьбы и полностью, по-рабски подчиняется воле горцев, которые увеличивают сумму выкупа.

Жилину помогает Дина, тринадцатилетняя девочка, привязавшаяся к русскому офицеру за его доброту и неунывающий нрав. Второй побег, от которого Костылин отказался наотрез, спасает Жилина от верной смерти.

Герои наделены говорящими фамилиями. Такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть жизнестойкость своего главного персонажа и слабость характера его товарища. Этой же цели служит портретная характеристика: Жилин худощав, подтянут, подвижен; Костылин медлителен и грузен настолько, что задыхается при ходьбе. Противопоставление героев не бросается в глаза, но служит раскрытию основной идеи произведения: Жилин оказывается на свободе только в силу своих личных качеств. Судьба Костылина остается неизвестной, однако читатель может предположить, что сломленный человек вряд ли дождется избавления.

Офицер Костылин является в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» ярким второстепенным персонажем. Он полная противоположность главному герою Ивану Жилину как во внешности (первый — сухой, стройный и подтянутый, второй — грузный, толстый и одутловатый), так и по характеру.

Если Жилин настоящий герой и образец мужества и чести, то Костылин — довольно подлый, эгоистичный и слабовольный человек, который ради собственной выгоды не побрезгует предательством.

Характеристика героя

("Пришёл работник, и идёт за ним человек какой-то, толстый, босиком и ободранный; на ноге тоже колодка " - так с Жилиным оказывается в плену другой офицер — Костылин)

Костылин - богатый и влиятельный русский офицер дворянского происхождения, имеющий достаточно высокий ранг для того, чтобы начальство разрешило ему отпуск. Вместе с Жилиным он отправляется в путь с военным обозом и попадают в плен к татарам. Когда происходит нападение горцев, Костылин имевший при себе ружье, даже не успевает им воспользоваться, потому что потеряв голову от страха, и трусливо бросив товарища на произвол судьбы, пытается убежать. Но его ловят и пленяют, он окончательно раскисает и готов пойти на все условия похитителей, лишь бы получить свободу.

Испуганный и потерянный он сразу же покорно соглашается написать письмо с требованием выкупа за пять тысяч монет, хотя умный и толковый Жилин пытается хотя бы выторговать за это у татар хоть немного еды и чистой одежды. В плену он ведет себя как слабый и бесхребетный человек, не пытающийся ничего предпринимать, и просто ожидающий когда за него заплатят деньги. Жилин начинает вести подкоп, а Костылин даже не пытается ему помочь, пассивно наблюдая за его усилиями. Он ничего не делает, никуда не выходит, в отличие от деятельного и предприимчивого Жилина, и целыми днями или ждет письма из дома с вестями о выкупе, или просто спит.

Во время первого побега изнеженный и не привыкший к трудностям Костылин постоянно ноет и стонет, соглашается, чтобы худой и изможденный Жилин с изрезанными ногами тащил его на себе. В итоге была организована погоня и их поймали. В наказание посадили в глубокую яму в земле, пессимист Костылин окончательно потеряв всякую надежду освободиться, падает духом и покорно ждет своей участи. Когда Костылин пытается бежать второй раз, он отказывается даже вылазить из ямы и не пытается больше преодолевать какие-либо трудности. Жилин удачно совершает второй побег и оправившись после плена продолжает службу на Кавказе, а Костылина освобождают через месяц после того как приходит выкуп, больного, измученного и еле живого.

Образ героя в произведении

("Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит ")

Вся сюжетная линия рассказа Толстого «Кавказский пленник» построена на противопоставлении характеров и поведения двух центральных персонажей: Жилина и Костылина. В сложной жизненной ситуации, в которой они оказались, каждый из них ведет себя по-разному и проявлет скрытые черты своего характера: кто-то храбро и мужественно сражается за свою свободу, кто-то трусливо и пассивно ждет спасения извне. На примере этих героев автор хотел показать читателям каким должен быть настоящий человек, и каким нет.

Даже фамилии для своих героев Толстой выбрал неспроста, ведь Жилин сразу ассоциируется с силой, жилистостью, выносливостью и крепостью, а Костылин перекликается со словом костыль, т.е. со слабым человеком, которому нужна поддержка и опора. Все поступки и поведение Жилина в описываемых в рассказе событиях вызывают уважение и гордость за наш русский народ, а Костылина — осуждение и даже презрение за его трусость, слабость и предательство. Жилин по-настоящему заслужил право быть свободным, ведь он приложил к этому все свои усилия, и Толстой искреннее восхищается его качествами и проявляет к нему искреннюю симпатию. И наверное неспроста в название рассказ вынесено слово «пленник» в единственном числе, ведь конечно же Жилину, и уж никак не Костылину, посвящено данное повествование.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Б.Н ЕМЕЛЬЯНОВА»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: «ОБРАЗ ЖИЛИНА И КОСТЫЛИНА. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ».

Степкина Алина Александровна, учитель русского языка и литературы,

Щекино 2016

Цели урока:

Образовательная: сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Развивающая: развитие навыков анализа, создания характеристики героя.

Воспитательная: воспитание толерантности и человеколюбия.

УМК: Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательного учреждения в 2ч.- М: «Просвещение, 2013 г.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщение.

Личностные: воспитание духовно- нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения.

Ход урока

    Организационный этап

    Актуализация знаний учащихся

Кто из героев вызвал уважение, кто- неприязнь?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

(Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин- герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина).

    Работа по теме урока

    Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина по следующему примерному плану, который может быть записан в тетради.

    Портрет героя.

    Особенности характера.

    Отношение к близким, окружающим, миру.

    Отношение к нему окружающих.

    Поведение в плену.

    Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении.

    Составление сравнительной таблицы

Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.

Ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество

Жилин

Костылин

Смысл фамилии

Жилы- кровеносные сосуды, сухожилия.

Костыль-палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги.

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был».

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».

Предусмотрительность

«- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».

«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку).

Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил) …»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

Храбрость- трусость

«-…Не дамся же живой…»

«-…С ними что робость, то хуже».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

«А Костылин заробел».

«Костылин так и упал со страху».

Поведение в плену

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал,- чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду».

«Жилин на всякое рукоделье был мастер».

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».

Мнение татар о пленниках

«Джигит»

«Смирный»

Наблюдательность, любознательность

«Стал Жилин немножко понимать по- ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Выносливость, мужество

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает».

«Костылин все отстает и охает».

Верность, преданность

«…не годится товарища бросать».

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади.

    Литературная игра «О ком идет речь?» (по группам)

Учащиеся делятся на группы, после чего получают карточки. Ребята по описанию должны угадать героев рассказа.

    И умная, и хорошая, и именье есть. (Невеста Жилина)

    Быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит. (Абдул)

    Хоть и невелик ростом да удал был. (Жилин)

    Визжит, зубы оскалил, ружье наготове. (Кази- Мугамед)

    Идет, бывало, в чалме своей, костылем подпирается, как волк, озирается. (Старик)

    Человек какой-то, толстый, босиком и ободранный, на ноге тоже колодка. (Костылин)

    Побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно- монисты в косе на спине побрякивают. (Дина)

    Словарная работа. Запись в литературоведческий словарик.

Сюжет- это цепь событий, происходящих в произведении

- В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ- небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

- Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?

Композиция- построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временной последовательности.

Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.

Композиция рассказа «Кавказский пленник» основан на его сюжете.

    Итоговая беседа.

Пленник- человек, находящийся в плену. Какой образ и какие ассоциации возникают у вас при произнесении названия рассказа Л.Н.Толстого?

- Кто из героев больше похож на кавказского пленника и почему?

Обратите внимание на употребление писателем слова «пленник» в единственном числе. Как это можно объяснить?

- В чем поучительный смысл рассказа? Как в названии рассказа проявилось отношение автора к героям?

- Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя?

- Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать?

IV. Домашнее задание

Сравните героев рассказа «Кавказский пленник», заполнив

таблицу, которую мы заполняли в классе.

Какой вывод вы можете сделать?

    Этап рефлексии

У учащихся на столах лежат карточки, где они подчеркивают нужное.

На уроке мне было:

- интересно

- скучно

- безразлично

Я на уроке:

- работал

- отдыхал

- помогал другим

Мои итоги:

- я все понял

- узнал больше

- многое непонятно

Использованная литература:

    Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Литература в 5 классе, книга для учителя, М., Русское слово, 2000г.

    И.В. Булгакова, Нестандартные уроки литературы 5-7 классы, Ростов-на-Дону, Феникс,2003г.

    http://www.literaturus.ru/