За кадром: кто писал музыку к советским фильмам. О неверных названиях музыкальных композиций


О дезинформации в названиях музыкальных композиций, или Что такое «Музыка ангелов»:

"Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы, никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список:

1. Моцарт – Музыка ангелов - неправильное название, эту мелодию написал Yiruma? и называется она «River Flows in You», более редкая замена - Ян Качмарек – Goodbye (из фильма Хатико). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz».

2. Композицию «Мелодия слез» (или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал. ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears.

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте» - ошибочное название, на самом деле эта композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise.

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» написал Клинт Мэнселл, но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В Википедии присутствует ошибка в статье о фильме).

5. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (или же Осенний вальс) (4:27)» Этого Шопен тоже никогда не писал, композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint. Исполнителем является Ричард Клайдерман.

6. Вагнер – Свадебный марш/Сон в летнюю ночь/Увертюра - композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen – Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. Второй вариант Hans Gьnter Wagener - Sommernachtstraum.

7. Д. Д. Шостакович – Симфония №5 (Симфония души) или еще ее называют прелюдией - название неверное, эта композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden.

8. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (1:31)» - еще одно неверное название, мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen – Mother’s Journey. Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик – Апрель мечты» – настоящее название Yanni Hrisomallis – One Man’s Dream.

10. Штраус – Ромео и Джульетта – это не Штраус, а Нино Рота,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта», называется What Is a Youth?

11.Wilhelm Richard Wagner – Trдne (Вагнер – Слеза) – неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов – Прощай, жестокий мир

12. Верди – Сицилийская вечерня - неверное название, композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота.

13. Штраус – Медленный вальс – настоящее название Secret Garden – Dreamcatcher

14. Пуччини – Тоска (скрипка), также приписывается Верди, Вивальди и Ванессе Мэй – все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton, обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер – Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь - неверное название, на самом деле это Secret Garden – Awakening

17.Бетховен – Silense - неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar – Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси – Героическая колыбельная - неверное название, на самом деле это Carter Burwell – Bella’s Lullaby.

19. «Адажио» Альбинони - известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто, а не Альбинони.

21. Clou – Слушая тишину - неверное название, на самом деле это Origen – Dance of the Clouds.

22. Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия № 13 - на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети).

23. Моцарт – Гимн Лиги чемпионов УЕФА - Моцарт не писал гимн лиги чемпионов.

25. Johann Pachelbel – «Canon in D major» – приписывается иногда И. С. Баху.

26. Cаундтрек к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса приписывается Фредерику Шопену.

27.Wilhelm Richard Wagner – Himmelfahrt Schцn - неправильное название, на самом деле это Jonathan Cain – Bridal March.

28. Рихард Вагнер – Воплощение любви – (3.33), на самом деле это Toni Hulji – Croatian Rhapsody.

Еще до возникновения социума человек наслаждался звуками, которые издавала природа. Шум ветра и прибоя, стрекот насекомых и мелодичное чириканье птиц сливались воедино, и наши предки услышали среди всего разнообразия невероятный спектр звуков, образующих неповторимые мелодии. Но и какие легенды хотят вокруг этого прекрасного искусства? Что следует знать человеку об этой сфере жизни?

Зачем нам музыка?

Это энергия, которая вызывает у людей определенные эмоции. Музыка - это состояние души, которое преподносится в виде гармонично скомпонованных звуков. Все мелодии воистину уникальны, ведь когда один мотив может вызвать грусть и слезы, другой подарит вам радость и прилив сил. Сегодня многие народы ценят это искусство и восхваляют его так же, как и религиозные священные писания. Например, в Индии есть поверье, что исполнение мелодий помогает открывать чакры, освобождать тело от накопленной негативной энергии и заполнять его теплотой, светом и любовью. Иногда простые мотивы служат мантрами для медитации.

И как она появилась?

На уроках сольфеджио и музыкальной литературы рассказывают, как появилась музыка. Чтобы детки восприняли это искусство должным образом, учитель приводит примеры, сравнивая звуки с природой. Преподаватель стучит по столу карандашом, отбивая ритм, словно капает дождь, а затем делает стрекот, используя высокие тональности на фортепиано, чтобы изобразить пение птиц. Таким образом учитель показывает, что музыка всегда была вокруг нас, задолго до создания инструментов, то есть с момента сотворения мироздания.

Так как появилась музыка? Во-первых, человек услышал звуки и осознал, что они грустные и веселые, быстрые и медленные, громкие и тихие - это послужило основой создания искусства. Во-вторых, человек стал подражать этим звукам, напевая пение птиц и изображая звук ветра. В-третьих, люди стали объединяться в небольшие группы и производили хаотичные звуки, из которых и родилась самая первая, но великолепная песня.

Танцуют все!

Теория, указанная выше, отвечает еще на один вопрос: "Что появилось раньше: музыка или танцы?". Мелодия возникла раньше, ведь все телодвижения совершались под любой инструмент. Ярким примером будут древние африканские племена. Их сумасшедшие танцы сопровождались боем небольшого барабана (джембе) и легким завыванием. Чем грандиозней событие, тем больше танцоров принимало участие. Соответственно, племена использовали несколько ударных инструментов.

Другой яркий пример, который доказывает, что музыка произошла раньше чем танцы - шаманы. Племена должны были создавать мелодию, которая вгоняла бы жрица в транс с помощью народного инструмента - варгана (коусяна, икки). Такой инструмент выглядит как маленькая палочка, резонирующая определенную мелодию. Тембр, громкость и тональность регулируются дыханием, вибрацией и голосом музыканта. Такой инструмент можно встретить и в Казахстане, и в Якутии, и в Китае, и в Монголии, и в Японии, и даже в Венгрии с Россией.

С чего начался путь искусства

Чтобы понять, как давно появилась музыка, необходимо проследить возникновение первого инструмента. Можно смело считать, что источник развития искусства - ударные, которые широко распространены по всему миру. Это и не удивительно, ведь чтобы создать простой барабан, достаточно использовать деревянную основу и туго натянуть с двух сторон кожу. Благодаря вакууму внутри инструмента и натянутой мембраны снаружи при ударе образуется глухой вибрирующий звук.

Следующая группа инструментов - духовые. Их изготавливали из рогов парнокопытных, ведь внутри костяного нароста после высыхания образовывалась пустота. Попробуйте провести эксперимент в домашних условиях, чтобы понять когда появилась первая музыка: возьмите обычный стакан и подуйте в него, используя голос. Вы услышите приглушенный звук, который напоминает звук трубы. Позже маленькие флейты начали делать из веточек. Тогда с помощью небольших отверстий можно было регулировать тональность мелодии. Археологические раскопки доказали, что флейты существовали у неандертальцев и имели достаточно сложное строение (мундштук, отверстия).

Следующие инструменты - лира и арфа (смычковые). Для изготовления такого инструмента достаточно было натянуть на рога парнокопытного сплетенный конский волос, который создавал специфический звук. Высота звуков зависела от натянутых струн: чем слабее, тем ниже звук.

Развлечение или религия?

Религиозные верования появились вместе с человеком, поэтому все инструменты выполняли лишь одну роль - поклонение духам, призыв о помощи и воспевание богов. Позже люди стали понимать, что все мелодии способны вызывать или радость, или грусть, поэтому их применяли и для развлечения, и во время скорби.

Почему появилась музыка? Потому что человечество находится все время в развитии и ищет различные духовные пути. Именно поэтому мы так глубоко веруем в сверхъестественное, развиваем творческие направления, такие как изобразительное искусство, танцы или пение. Интересный факт, но более 8 веков назад музыка входила в число семи вольных искусств, которые практиковались в Греции и Риме. Считалось, что это не творчество, а точная наука, которая научит мыслить логически, сопоставлять факты. Музыку нередко сравнивают с числами, а посему ее рекомендуют изучать тем, кто хочет достигнуть успеха в профессиях с математическим уклоном.

Факт или вымысел?

Существует легенда, как появилась музыка. История пришла к нам от степного казахского народа. Легенда рассказывает о группе людей, которые вели быт, никогда не улыбались и не смеялись. У них не было праздников и веселья. Народ рождался и погибал в тоске, не ведая счастья, радости и вдохновения. Причина проста: на нашей планете не было мелодий, ведь они все существовали на небе. Человек никогда не слышал, как и не знал, есть ли у ветра голос.

Однажды песни решили странствовать по свету и покинуть свой родной небосвод. Опустившись над землю, мелодии изменили наш мир, и люди наполнились счастьем и радостью. Песни пронеслись над озерами и морями, лесами и полями, и везде, где они бывали, появлялись звуки. Именно тогда люди и услышали великолепную песню, а затем стали повторять и учить, чтобы передавать из поколения в поколение. Песни покинули наш мир и отправились в странствование, но народы смогли запомнить малую часть звуков, чтобы создавать уникальные и разнообразные мелодии.

Искусство вечно

Все мелодии будут существовать вместе с человеком. Музыка открыла тайную дверь в наши души, затронула самые нежные и хрупкие струны. Это удивительно, но ученые доказали, что такое искусство помогает повысить интеллектуальные способности и даже излечить. Не секрет, что даже растения способны чувствовать ритм, громкость, вибрации и характер мелодии. Например, группе добровольцев дали задание вырастить определенное растение. На каждого участника - по одному горшочку. На протяжении нескольких месяцев люди приходили и давали слушать своему растению определенную мелодию. Они могли кричать, включать классическую музыку или оглушать тяжелым роком.

Результаты были ошеломляющими: растения, которые росли рядом с классическими мелодиями, начали давать плоды и их рост заметно увеличился. Те, которые слушали рэп - погибли, а рок - выросли, но не выпустили даже цветка. Этот эксперимент доказал, что музыка напрямую влияет на растения и живые организмы. Это поможет понять, как появилась музыка и почему она до сих пор имеет важную ценность в нашей культуре.

Первая музыка в России

Многие задаются вопросом: "Откуда появилась музыка у славян?". Как и многие древние народы, славяне почитали музыку и использовали ее в ритуалах. Чаще всего мелодии можно было услышать во время различных языческих обрядов, а иногда и во время магических. Самый первый инструмент - бубен, а затем стали появляться флейты, цимбалы, скрипки.

Например, история рассказывает, что народные инструменты включали в себя деревянные ложки, которыми отстукивали ритм. Это доказывает, что славяне изначально применяли любые бытовые предметы, чтобы создать определенную мелодию. Например, ведро, труба, пила или заслонка.

Заключение

В те времена, когда фильмы Кристофера Нолана в наших краях не вызывали бурных обсуждений, малое количество людей знали про Ханса Циммера или Клинта Манселла. Может, это объясняет привычку подписывать незнакомую мелодию именем классиков. Главными героями мистификаций стала великая тройка: Моцарт, Бах, Бетховен. В разное время к списку жертв присоединялись Рахманинов, Шопен, Вивальди, Верди. Прекрасно, что у людей остался интерес к классической музыке. Но почему дуэт для кларнета и гобоя Бетховена называется «Розовые облака»? Неизвестный подумал, что оригинальное название неточно описывает настроение мелодии и решил обыграть классиков? Так им и надо. И если европейские классики не смогут пожаловаться на судьбу своих композиций, то список современных неоинструменталистов, чьи мелодии использовали в таких странных обстоятельствах, пополняется новыми именами: Yiruma, Nils Frahm, Max Richter и норвежско-ирландский дуэт Secret Garden.

Моцарт – «Реквием по мечте» | Clint Mansell

Моцарт – «Ближе к мечте» | Secret Garden

Бетховен – «Мелодия слёз» | The Daydream

Моцарт – «Музыка ангелов» | Yiruma

Зал славы XX века

Элвис Пресли, The Beatles, Боб Марли, Фрэнк Синатра и десятки рок-групп. Культовые музыканты своего времени прошли испытание социальными сетями, но к их дискографии добавилось несколько чудесных песен менее популярных коллективов. Нельзя пройти мимо такой несправедливости, мы воздадим каждому по заслугам. Когда известный музыкант записывал кавер на песню, то можно понять, что аудитория по незнанию приписывала любимой группе чужие заслуги. Не все знали о Нине Симон, когда слушали Muse «Feeling Good», или про Леонарда Коэна, когда слушали «Hallelujah» в исполнении Руфуса Уэйнрайта. Но некоторые ошибки простить нельзя.

Elvis Presley – «Only You» | The Platters

Elvis Presley – «Rock’n’roll» | Bill Haley

The Beatles – Lemon Tree | Fool’s Garden

Bob Marley – «Don’t Worry Be Happy» | Booby McFerrin

Frank Sinatra – «I love you baby» | Frankie Valli

Современность

Чем современнее группа, тем меньше она поддается переименованию и распространению под чужим именем. Если играть, то по крупному — переименовывать целые альбомы! Так было в случае с Muse, когда группа Dear Sherlock выпустила в сеть альбом с названием «Muse — the Resistance», так было с Linkin Park и Tribal Ink «Erection». Но единичные случаи с переименованием остались. Когда песню UNKLE «Rabbit in your headlight» подписывали как Radiohead, это можно понять — все-таки в ней поет Том Йорк. Но что делать с Sum 41 – «Scottie Doesn’t Know» (Lustra) или Nirvana – «She Hates Me» (Puddle of Mudd).

Выдающийся советский композитор и музыкант Сергей Прокофьев (слева) и кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Репродукция Фотохроники ТАСС

Альфред Хичкок считал приход звука в кино величайшей трагедией в истории "главнейшего из искусств". Но даже в "немые времена", когда фильмы озвучивали таперы, оно развивалось рука об руку с музыкой. Мы с легкостью запоминаем имена режиссеров и исполнителей главных ролей в полюбившихся фильмах, но фамилия автора саундтрека, за редкими исключениями, в голове не задерживается. Настало время исправить эту несправедливость.. Читайте первую часть его материала.

Сладкозвучная классика

Собственно, под термином "классика" здесь и далее мы будем понимать не столько то, что мы привыкли с ним ассоциировать – симфоническую музыку, исполненную высоколобыми музыкантами в Большом концертном зале консерватории имени Чайковского, сколько плоды творческих усилий членов Союза композиторов СССР. Диапазон получается довольно приличным: включающим в себя как собственно симфонические произведения, так и советскую эстраду, джаз, так называемый "филармонический" рок и позднесоветскую поп-музыку во всем ее многообразии. Объединяет эту разношерстную кучу стилей и жанров лишь одно – вся эта музыка писалась людьми, имевшими советское академическое (одно из лучших в мире, к слову) музыкальное образование.

Ну и что, в конце концов, тот же Моцарт или Гайдн написали немало легких вещей, предназначенных для увеселения широкой публики. Да и что греха таить – сегодняшние "попробуй джага-джага", как правило, сочиняются теми же руками, что и авангардные симфонии, ибо для создания примитивного сочетания нот, способного влезть в мозги всем и каждому, как раз и требуется крепкий профессионал.

Практически все "топовые" советские композиторы сочиняли для кино, поскольку именно эта работа и являлась основным источником их дохода, не считая отчислений с продажи клавиров (нотных записей), а "авторские" в системе Госконцерта были мелочевкой "на пиво".

"Безбедно могли жить только те композиторы, которые писали музыку для кино. Сложилась даже особая каста кинокомпозиторов <…> Платили за музыку в кино по минутам, и надо было её выдавать много и быстро. Потому, как правило, складывались кругленькие суммы, и в то же время потоком шля откровенная халтура, даже у небездарных людей".

(Виктор Екимовский, "Автомонография")

Важно еще понимать и то, что вся творческая система СССР была организована по корпоративному принципу: Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и так далее. Члены творческих союзов, а вернее – их элита, имели преимущественные права на получение престижных и дорогостоящих заказов в своей области. С одной стороны, таким образом поддерживался определенного рода профессиональный ценз, а с другой – эти союзы превращались в замкнутые и застоявшиеся болотца. Наш главный рок-критик Артемий Троицкий писал, что после того как в 1973 году Дэвид Тухманов вступил в песенную секцию московского отделения СК, в течение 10 лет туда не было принято ни одного человека. А средний возраст советского композитора в период "высокого застоя" составлял около 60 лет, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сергей Прокофьев одним из первых начал сочинять специально для кино. За ним числятся саундтреки к восьми фильмам, включая "Александра Невского" и "Ивана Грозного" Эйзенштейна. По признанию самого режиссера многие куски фильма он монтировал ориентируясь на мелодический рисунок фонограммы – и это пожалуй один из немногих случаев в истории кино когда музыка управляла происходящим на экране, а не наоборот.

Владимир Дашкевич – последний из советского поколения великих. До конца 1991 года успел написать саундтреки к 57 фильмам, среди которых немало знакомых и с детства любимых: "Бумбараш", "Сентиментальный роман", "Волны Черного моря" (экранизация "Белеет парус одинокий" В. Катаева), все серии "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Пеппи Длинныйчулок", "Плюмбум", "Собачье сердце", "Это мы, Господи!" и "Афганский излом".

Всю жизнь нас сопровождает музыка. Она может быть разной: от красивых мелодичных отрывков до больших гармоничных произведений. Мелодия - это последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое.

Понятие мелодии

В основе каждой композиции лежит мелодия. Она представляет собой скелет, на который наращивают остальные звуки, чтобы создать произведение. Мелодия - это распев (в переводе с греческого языка). В теории музыки это понятие используют для выделения одного голоса из фактуры произведения.

При этом она всегда представляет собой солидарную последовательность звуков. А также имеет определенный темп, тембр и тональность. Мелодия - это то, что задает характер всему произведению. Если из любой популярной композиции выделить мелодию, то вы узнаете произведение именно по ней.

Использование мелодий

Мелодия - это основа для написания музыки, которую мы все слышим в хитах любимых исполнителей, на танцевальных площадках, по радио и телевидению. Интересно, что композиторы создают свои мелодии для разных случаев с определенными правилами. Например, для хитов и рекламы им необходимо делать композиции, которые будут незамысловатыми. Для этого берутся самые простые последовательности звуков, характерные для народной музыки. Они отличаются легкостью запоминания и воспроизведения. Именно из-за простоты мелодий некоторые хиты или рекламные фрагменты хорошо запоминаются.

Мелодии используются повсеместно от классических многоголосных произведений до звуков будильников и сигналов вызовов телефона. Любую народную песню или всемирно известный хит можно переложить в мелодию, расписав произведение по нотам. Этот прием используется при создании вариантов любых музыкальных композиций для фортепиано.

Изучение основ игры на любом музыкальном инструменте начинается с несложных мелодий. Они наиболее просты к запоминанию. Композитор, при создании любого произведения, начинает работу с сочинения мелодии, а уже потом наращивает на нее дополнительные звуки в ходе объединения инструментов задающих ритм и объем звучания.

Применение мелодий в мобильных телефонах

Пик использования мелодий пришелся на появление мобильных телефонов. Особенно это касалось первых моделей, рингтоны которых были полифоническими или вовсе моно. Мелодии на звонок стали использовать для замены неприятных уху звуков (классических сигналов аналоговых дисковых телефонов) на более гармоничные и не раздражающие.

Однако нельзя сказать, что впервые мелодии были использованы на мобильных. Стационарные модели с кнопочной системой набора номера также подавали сигналы гармоничными переливами. Чаще всего в основе таких мелодий лежали классические произведения.

Сейчас каждый смартфон имеет в своей памяти предустановленный набор мелодий, которые пользователь может использовать по своему усмотрению. Устанавливать мелодии можно отдельно на каждый сигнал вызова. Будильник возможно выбрать такой, чтобы не раздражал по утрам. А оповещение о входящем смс-сообщении способно отображаться всего одним звуком.

Сложно ли изменить мелодию на телефоне

Мелодии на телефон чаще всего вносят в его память. При помощи настроек легко выбрать подходящие из нескольких вариантов стандартного пакета. В первых полифонических телефонах была интересная опция - пользователь сам при помощи набора звуков мог создать приятную мелодию. Позже эту возможность убрали, так как она не пользовалась спросом. Большинство людей не использовали созданные мелодии, а предпочитали выбирать звуки из стандартного пакета.

Необходимость сочинять новые мелодии пропала с развитием телефонов с МР3 и полифонии. Практически все популярные хиты есть в этих форматах. Сейчас у пользователей смартфонов нет проблемы с тем, как изменить мелодию. Им достаточно скачать или скопировать с любого диска интересующий трек и заменить им звонок или звук входящих сообщений. В сети можно найти самые разные варианты.

Развитие мобильных технологий позволяет заменять мелодиями даже гудки. Большинство мобильных операторов сделали это платной опцией, но на некоторых тарифных планах замену гудков на мелодичные переливы можно произвести и бесплатно. Иногда эта возможность включена в тариф по умолчанию. В этом случае вместо гудка обычно используется корпоративная мелодия оператора.