Сценарий познавательного досуга для пушкинской недели пушкина волшебные сказки. Развлечение по сказкам Пушкина для детского сада


Ведущий: Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.

Наполнив зал волшебными стихами.

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:

Волшебная палочка раз, два, три

В сказку нас перенеси!

(Дети закрывают глаза. Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.)

Вот мы и в Лукоморье.

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… .

Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?

(Играет музыка и в зал входит ученый кот с книгой.)

Кот :

Здравствуйте ребята! Я ученый кот.

Говорят коты и кошки любят греться на окошке,

Любят сливки и печенье, но не любят приключенья.

Я – совсем наоборот. Я не зря – Ученый кот!

Я в душе авантюрист и немножечко артист.

Но – подчеркиваю, лично, я учился на отлично.

И поэтому – то вот, я вполне ученый кот.

Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?

Ведущий : Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам.

Кот: А вы их знаете

1 ученик:

Сказки Пушкина мы знаем.

Любим очень и читаем.

Изучаем наизусть.

В них живет наш русский дух.

2 ученик:

Мы Пушкину наш праздник посвятим,

Наполнив зал чудесными стихами.

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами

3 ученик:

Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

4 ученик:
Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

5 ученик:
Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает,

6 ученик:
Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Кот: Ну, я сейчас проверю, как вы знаете сказки Пушкина. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.

Вот вам моя первая загадка:

    Она не простая

Чешуёй сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.

Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке». Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем в эту сказку.

(1 класс показывает сказку)

Кот: А теперь пришло время для второй загадки:

    В море остров есть далёкий,

    Там под ёлкою высокой

    Звонко песенку поет,

    Золотой орех грызет,

    Изумрудец вынимает

    И в мешочек опускает.

    И засеян двор большой

    Золотою скорлупой!

    Это право не безделка!

    Вы догадались, кто это? …

    Кот: Правильно, белка из сказки «О царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди»

    (3 класс показывает сказку)

    Кот: Отгадайте мою третью загадку

    Ну, а он с высокой спицы

    Стережет царя границы.

    Чуть опасность, где видна,

    Он очнется от сна,

    Шевельнется, встрепенется,

    К той сторонке обернется

    И кричит: «Кири-ку-ку!

    Царствуй, лёжа на боку! »

    Тут же все в поход идут

    И отпор врагу дают!

    Он красивый, золотой!

    Он Дадону как родной:

    Шпоры, перья, гребешок!

    Кто он, дети?. . (Петушок)

    Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке».

    (2-Б класс показывает сказку)

    Кот: Пришло время для новой загадки.

    И сияет, и блестит,

    Никому оно не льстит,

    А любому правду скажет –

    У него царица спросит:

    Я ль, на свете всех милее,

    Всех румяней и белее?..

    Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях». Да, с зеркалами спорить трудно.

    (2-А класс показывает сказку)

  1. Кот:

    Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений, юмора и славных героев. Послушайте мою пятую загадку:

    По дому он трудился неустанно:

    Семью кормил, вставал поутру рано…

    Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать,

    Придумал его к бесам за оброком послать.

    Из какой сказки Пушкина этот герой?

    Правильно! Это Балда из сказки «Сказка о попе и о работнике Балде».

    (4 класс показывает сказку)

  2. 7 ученик: Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!

    Спасибо за любовь к родному слову.

    Мы этой встрече были очень рады.

  3. 8 ученик:

    Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,

    Твои стихи я слышу с колыбели.

    Я сказками волшебными согрет,

    Что музыкой в душе моей звенели.

  4. 9 ученик:

    Огонь свечи озарил портрет,

    Твоё лицо мы видим, поэт,

    Твои стихи нас к себе манят

    И взрослых, и ребят.

  5. 10 ученик:

    К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины.

    Ведущий: Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, К сказкам Пушкина спешим опять.

    11 ученик: Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом,

    ВСЕ : Убегаем в пушкинские сказки,
    Чтоб добрей и лучше стать потом.

    Ведущий: Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

    А Пушкин есть и будет с нами

    И через сто, и тыщу лет.

    Он не померкнет, не увянет...

    Великий русский наш поэт.

  6. Первый ученик: Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

  7. Второй ученик:

    Я сказку эту каждый день читаю,

    Ее почти уж наизусть всю знаю,

    Но снова, снова книгу открываю

    И рыбкой золотою стать мечтаю.

    Третий ученик:

    Мне пушкинская сказка помогает

    Представить море...

    Как оно играет,

    И как бурлит оно,

    И как хохочет...

    Сказать как будто море

    Что-то хочет.

  1. 4 ученик:

    Наше море как живое,
    Такое яркое, такое голубое…

    Волнами ласково зовёт к себе, манит

    И в сказку мудрую

    Нам двери отворит.

    1 ученик: Пушкин «Сказка о золотом петушке»

    2 ученик:

    Мы сказку эту каждый день читаем,

    Ее почти уж наизусть всю знаем,

    Но снова, снова книгу открываем

    И Шамаханскою Царицей стать мечтаем.

    3 ученик:

    Нам пушкинская сказка помогает

    Представить царство...

    Где великий царь Додон

    Страною правил,

    4 ученик:

    Но случилось чудо,

    и вот волшебным петушком

    владеет он…

    История о власти и измене.

    Пусть сказка оживёт на этой сцене

  1. Ученица: Пушкин «Сказка о царе Салтане, о князе Гвидоне …

  2. Ученица: Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет.

  3. Ученица: К царству славного Салтана

    Вместе с вами поплывём

    И спектакль мы свой начнём.

  4. Ученик: Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырей»

  5. Ученик: Как мы хотим всегда героем стать,

    Со злом сражаться, на коне скакать,

    Чтоб месяц освещал дорогу и ветер дул в лицо,

    Хотим красавице-царевне подарить кольцо.

  6. Ученик:

    Мы про кольцо у Пушкина не знаем сказку.

    Но вот ещё один сюжет известный

    Надеюсь, всем вам будет интересно

    Про зеркальце волшебное узнать,

  7. Ученик:

    И вместе с Елисеем славным

    Царевну у богатырей сыскать.

    Смотрите, сказку вспоминайте,

    И если что артистам помогайте.

  8. Ученик: Пушкин «Сказка о попе и о работнике Балде»

    Ученик: Яркий, шумный балаган

    До чего приятен нам!

    Сколько в нём веселья, смеха,

    А герои – вот потеха!

  9. Ученик: Поп, Балда и попадья,

    Бес и вся его семья

    В этой сказке поселились,

    Чтобы мы повеселились.

    Чтобы сказки не обидеть-
    Надо их почаще видеть.
    Их читать и рисовать,
    Их любить и в них играть!
    Сказки всех отучат злиться,
    А научат веселиться,
    Быть добрее и скромнее,
    Терпеливее, мудрее.
    Очень любят книжки
    Взрослые и дети,
    Никому без книжки
    Жить нельзя на свете
    В городах и сёлах
    Много книг чудесных –
    Умных и весёлых,
    Очень интересных
    Даже маленький ребёнок,
    Не умеющий читать,
    Только выйдет из пелёнок-
    Просит книжку показать
    Мы дружны с печатным словом,
    Если б не было его,
    Ни о старом, ни о новом
    Мы не знали б ничего
    В Лукоморье дуб стоит,
    Цепь на нём качается
    А по дубу ходит кот,
    Всем нам улыбается.

    Царевна Лебедь :
    Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
    С тобой интересным бывает досуг.
    Мы время отлично проводим вдвоём
    И наш разговор потихоньку ведём.
    Девочки-книги :
    Кто с книгой по жизни шагает,
    Кто с книгой умеет дружить,-
    Тому эта дружба всегда помогает
    Учиться, работать и жить!

    Книга 1 :
    В какой сказке:
    «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком»
    («Сказка о царе Салтане»)
    Книга 2 :
    Из чего князь Гвидон сделал себе лук?
    (Из дуба) «Сказка о царе Салтане»
    Книга 1 :
    На чём сидел золотой петушок, охраняя границы государства?
    (На спице) «Сказка о золотом петушке»
    Книга 2 :
    Кто из героев сказки ел вареную полбу и спал на соломе?
    (Балда) «Сказка о попе и его работнике Балде»
    Книга 1 :
    Сколько лет жил в ветхой землянке старик со старухой?
    (30 лет и 3 года) «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Книга 2 :
    Сколько сыновей было у царя Додона?
    (Два) «Сказка о золотом петушке»
    Книга 1 :
    Кто похитил царевну в сказке «Руслан и Людмила»?
    (Черномор)
    Книга 2 :
    Кто дал царевне отравленное яблоко?
    (Черница) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
    Книга 1 :
    Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами?
    (5 раз) «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Книга 2 :
    Где встретились поп и Балда?
    (На базаре) «Сказка о попе и его работнике Балде»
    Царевна Лебедь :
    Молодцы, ребята! Вы так хорошо знаете героев сказок Пушкина.

    КОНКУРС "ЧЬИ ВЕЩИ?" Ученый Кот поочередно задает вопросы участникам заключительного этапа викторины, на ответ дается не более пяти секунд, при неправильном ответе одного из участников право ответа на этот вопрос переходит к следующему.
    Разбитое корыто? (Старуха)
    Невод? (Старик)

    Белочка? (Князь Гвидон)

    Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан)

    Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)

    Шапка-невидимка? (Черномор)

    Золотой петушок? (Царь Дадон)

    Дубовый лук? (Князь Гвидон)

    Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане")

  1. Песня «Посвящение Пушкину»

    Огонь свечи озарил портрет,

    Твоё лицо мы видим, поэт,

    Твои стихи нас к себе манят

    И взрослых, и ребят.

    Припев:

    К нам из сказки приходит Салтан,

    Лебедь к нам уж плывёт по волнам,

    Озорной рассмешит нас Балда,

    В море рыбка уйдёт навсегда.

  2. Цель:
    Расширить знания детей о писателе А.С.Пушкине, привить любовь к его творчеству.
    Задачи:
    Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Пушкина показать, что добро всегда побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
    Оформление зала:
    Рисунки детей. Портрет писателя. Книжная выставка. Дерево с надписью:«Лукоморье».

    Сценарий праздника по сказкам Пушкина «Путешествие в Лукоморье»

    Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии, закрепить знание детьми сказок А.С.Пушкина

    Задачи:

    1.Обобщать знания детей по сказочному творчеству А.С.Пушкина, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях;

    2.Воспитывать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина, эстетические чувства.

    3.Развивать у детей коммуникабельность, творческие способности, память, мышление, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу, интерес детей к художественной литературе, способствовать обобщению и закреплению знаний сказок А.С. Пушкина.

    Планируемые результаты:

    Подготовка к празднику : чтение сказок Пушкина, беседа о поэте; рассматривание иллюстраций разных художников в разных изданиях сказок; изобразительное детское творчество, выставка рисунков, изготовление костюмов; оформление выставки книг в групповой библиотеке, иллюстрации, портреты А.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; поход в детскую библиотеку – знакомство с биографией А.Пушкина, его творчеством и творчеством его современников; заучивание отрывков из сказок; разучивание танцев; украшение зала.

  3. Виды детской деятельности:

    Чтение стихов.

    Инсценировка.

    Пение песни.

    Танцы.

    Игра.

    Рисование.

    Ответы на вопросы.

  1. Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие родной страны через знакомство жизнью и творчеством великого поэта А. С. Пушкина.

    Задачи:

    1. Продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина, учить анализировать характер и поступки героев, в игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А. С. Пушкина.

    2. Развивать речь, образное мышление, память, творческие способности.

    3. Прививать любовь к творчеству русских поэтов, писателей, к русскому языку.

    4. Воспитывать активность и доброжелательность во взаимодействии с педагогами и сверстниками во время проведения праздника.

    Задачи музыкального воспитания:

    Самостоятельно исполнять песню, предавая её торжественный, спокойный характер. Отчётливо произносить слова.

    Закреплять умение звонко петь и выразительно выполнять движения по содержанию хороводной игры.

    Исполнять парный танец «Полька» в соответствии с характером произведения и формой построения.

    Планируемые результаты: У детей систематизируются знания о детстве А. С. Пушкина; сформируется познавательный интерес к изучению произведений великого русского поэта.

    Предварительная работа: Чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, рисование картин к произведениям А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов по сказкам поэта.

Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для старших дошкольников

Задачи:
1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;
2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина;
3.Развивать речь, образное мышление, память;
4.Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.

Оборудование:
Презентации по сказкам Пушкина,
Выставка книг А.С. Пушкина,
Выставка детских рисунков,
Предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.),
Диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки
Детские музыкальные инструменты.

Предварительная работа:
Чтение сказок А.С. Пушкина,
рассматривание иллюстраций,
рисование сказок А.С Пушкина,
слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (да). Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.

На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина

Воспитатель: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
(Звучит музыка)

На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.

1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

2 ребенок. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

3 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,

4ребенок. Русалка на ветвях сидит;

5 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

6 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;

7 ребенок. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

8 ребенок. Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

9 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

10 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

11 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;

Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!

За дверью слышится мяуканье.

Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Из-за двери появляется кот.


Воспитатель: Как вы сюда попали?

Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.

Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…

Заставка на экране «Сказки Пушкина»
Кот
Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!

Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.

На экране «перелистывается» страница и открывается название сказки.
(далее также после каждой загадки)

Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)


Кот: (обращается к детям): А теперь вы - волны из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.

Игра «Море волнуется»
(музыкальное сопровождение)

Кот: А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна. Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется, И кричит: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)

Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

Кот .Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце) (Кот берет зеркало)
- А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее?

Игра: «Повторяй за мной»
Показывает движения, дети вместе с ним.
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»? (Черномор)

Оркестр детских инструментов
Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».


Кот: (Загадывает про сказочную белочку…)

Танец «Белочка с орешками»


Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Но у меня есть к вам еще задание. Ответьте на мои вопросы по сказкам Пушкина.

Кот: 1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).

2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).

5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)

6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)

7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)

Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

Сценарий досуга для старших дошкольников

« Путешествие по сказкам Пушкина»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Задачи и цели:

1. Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве для детей.

2. Совершенствовать выразительность речи.

3. Развивать память и творческое воображение.

4. Испытать чувство восхищения и радость общения со сверстниками и гостями.

Оборудование и материалы: книги А.С. Пушкина, сценические костюмы героев сказок А.С. Пушкина, настенное панно «У лукоморья», листы альбома, акварельные краски, кисточки, салфетки, предметы из сказок А.С.Пушкина.

Выставка детских рисунков.

Презентации по сказкам А.С.Пушкина

Предварительная работа:

Чтение детям произведений А.С. Пушкина.

Этическая беседа на тему «Сказка – ложь, да в ней намек».

Заучивание стихов А. С. Пушкина.

Драматизация отрывков сказок А.С. Пушкина.

Подготовка оборудования.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам А. С. Пушкина, побываем в сказочной стране под названием «Лукоморье».

Первый ребенок : Мы расскажем вам, почему А.С. Пушкин так любил русские народные сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на народные.

Второй ребенок : Когда А.С. Пушкин был совсем маленьким и все его звали просто Саша, у него была нянюшка – простая крестьянка, которую звали Арина Родионовна Матвеева. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня. Ему очень нравились напевные слова, которыми говорила его нянюшка.

Третий ребенок: В то время в дворянских семьях было модно говорить по-французски, а русский язык считался грубым. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что нет на свете языка более красивого, чем русский.

Четвертый ребенок: Когда А. С. Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту русского языка. Поэт писал свои стихи простым языком, который был понятен всем – и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому А. С. Пушкина и называют народным поэтом.

Воспитатель: Что ж, начнем! Предлагаю вам первый конкурс.

Конкурс 1. «Угадай сказку»

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане»)

Игра «Белочка с орешком»

Дети становятся в круг и, складывая ладошки лодочкой, протягивают руки навстречу Белочке. Белочка ходит по кругу с орешком в руках, изображая, что вкладывает в ладошки ребят орешек, а кому-нибудь дает его на самом деле. После слов «Раз, два, три, беги!» ребенок с орешком выбегает в центр круга, задача остальных детей не дать ребенку выбежать в круг.

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

Я ль, скажи мне, всех милее

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?

Ты прекрасна – спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Игра: «Повторяй за мной»

Убыстряя все более и более показывать движения

И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Игра «Море»

Воспитатель: Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в этой сказке.

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом).

2. Вот пошёл он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.

(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом).

3. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю – почернело синее море.

(дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее).

4. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море.

(волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется!

(«Сказка о золотом петушке»)

Игра «Куда смотрит петушок»

Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

Конкурс 2. Иллюстрируем сказку А.С.Пушкина

Детям с родителями даются листы альбома, краски и карандаши. Вместе они иллюстрируют одну из сказок А. С. Пушкина.

Конкурс 3. «Игра в рифмы»

Воспитатель: Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы!

Ложка – кошка, плошка, мошка.

Совет – ответ, привет, рассвет.

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – плот, кашалот, бегемот.

Кружка – подружка, клюшка.

Роза – береза, заноза.

Конкурс 4. «Знаете ли вы?»

Воспитатель: Мы с ребятами так много узнали об А. С. Пушкине. А знаете ли вы?

– Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна Матвеева.)

– Где родился А. С. Пушкин? (В Москве.)

– Что больше всего любил делать маленький Саша? (Очень любил читать, рассказывать стихи наизусть.)

– Какие предметы в лицее он не любил? (Арифметику.)

– Кто научил А. С. Пушкина русской грамоте? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал

1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).

2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).

5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)

6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)

7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)

Конкурс 5. «Творческое задание»

Дети вместе с родителями инсценируют отрывок из сказки А. С. Пушкина.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя.

Там в облаках, перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет.

Там русский дух, там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Воспитатель: Ну что ж, праздник наш закончился. Как мы с вами интересно время провели!

А сейчас всех приглашаем на чаепитие!

Наймушина Надежда
Сценарий мероприятия «Страна сказок А. С. Пушкина»

Цель :

Обогащение познавательной сферы ребёнка информацией, лежащей за пределами воспринимаемой действительности.

Задачи :

Знакомство детей с биографией А. С. Пушкина ;

Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Развитие литературной речи;

Развитие образного мышления;

Совершенствование сенсорного восприятия;

Формирование элементарных математических представлений.

Страна сказок А . С. Пушкина

Сцена оформлена в виде старинной комнаты. В зале – элементы декораций к сказкам А . С. Пушкина .

Ведущая : Много лет назад, когда ещё не было вас, ребята, не было ваших мам, бабушек, и даже бабушек ваших бабушек, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных , где уже была маленькая девочка Оля, родился мальчик. Назвали его Сашей. Детей воспитывали и растили бабушка Мария Алексеевна, а потом – няня Арина Родионовна.

(Девочка, исполняющая роль няни, качает колыбельку; тихо звучит колыбельная)

Ведущая : Няня, Арина Родионовна, знала очень много сказок , интересных историй. Саша любил слушать сказки . Давайте и мы послушаем, что рассказывает няня маленькому Саше.

Няня : У моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, и по цепям ходит кот : вверх идёт – сказки сказывает , вниз идёт – песни поёт…

Ведущая : А когда А. С. Пушкин стал взрослым , он, вспоминая эту сказку няни , написал вот какие строки :

(читает ребёнок)

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

Ведущая : Вот какие получились замечательные стихи. И Наташа так хорошо прочитала их, что мы с вами попали в самый настоящий волшебный лес, к волшебному дубу. А в волшебном лесу всегда происходят чудеса!

(появляется Кот, показывает фокусы)

Вед.: Послушайте, ребята, какую ещё сказку рассказывала Арина Родионовна маленькому Саше :

«Некоторый царь решил жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвасталась, что всё государство одним зерном прокормит, вторая – что одним куском сукна оденет, третья – что с первого раза родит ему 33 сына…»

Как вы думаете, какую сказку написал А . С. Пушкин , вспоминая эту? Правильно, это «Сказка о царе Салтане… »

(инсценировка «Сказки о царе Салтане… » , отрывок)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица, -

Говорит её сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора :

Речь последней, по всему,

Полюбилася ему.

Царь :

Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица,

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая – повариха.

(уходят)

Вед.: Ребята, а вы помните, какие три чуда были у князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане… » ? (ответы детей)

Мы сегодня попали в волшебную страну сказок А . С. Пушкина , и поэтому можем увидеть чудо!

… Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые –

В них скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд,

Слуги белку стерегут…

(входит Белочка, поёт песенку, пляшет)

Белочка :

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко! (уходит)

(выходит Петушок, поёт)

Петушок :

Ку-ка-ре-ку! Царствуй лёжа на боку!

Вед.: Ребята, в какой сказке живёт Петушок ?

Петушок пришёл к нам с картинками, да с непростыми. Их нарисовали дети, которые живут и учатся в нашей прогимназии. Ну-ка, отгадайте, к каким сказкам они нарисованы .

(игра «Угадай сказку » )

(выходит Золотая Рыбка, поёт)

Рыбка :

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница,

Рыбка хочет поплясать. (пляшет)

Вед.: Из какой сказки приплыла к нам Рыбка?

Рыбка хочет с нами поиграть, ребята. Она принесла нам картинки с изображением моря. Давайте поможем Рыбке расставить картинки по порядку. (расставляем)

А теперь давайте покажем какое было море в начале сказки , в середине, в конце сказки .

(игра «Покажи море» - пантомимика, под музыку)

Вед.: Ребята, тут на столике лежит зеркальце, да какое-то непростое, оно говорящее. Чьё оно? Из какой сказки ? Кто хозяйка этого зеркальца?

(выходит Царица)

Царица :

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Вед.: Вот и нашлась хозяйка зеркальца. А какая она была в сказке , ребята?

(ответы детей)

Вед.: Дети, учёный Кот подарил нам на наш сегодняшний праздник замечательные картинки. Давайте рассмотрим их. Но что-то в этих картинках не в порядке. Кто-то перепутал героев. Уж не проделки ли это злой царицы? Но ничего, мы знаем, кто в какой сказке должен жить и мы с вами, ребята, наведём порядок.

(игры «Картинки-путанки» , «Путаница» )

… Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Вед.: Посмотрите, ребята, какой красивый кораблик! Вы знаете как он называется? Верно, это парусник. Давайте посчитаем, сколько у него парусов. А под какими номерами треугольные паруса? А четырёхугольные? На этом паруснике мы с вами отправимся к волшебным островам.

Внимание, на горизонте - остров!

«Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят» . Это остров Потерянных чисел», сделаем остановку, поможем местным жителям.

(1. игра «Путаница» - надо восстановить числовой ряд;

2. игра «Отыщи число» - на таблице с числами найти задуманное число, заштриховать его.)

Вед.: «… Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят…» . Вот мы и приплыли к острову Ошибок.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевна связала богатырям эти шарфы. Всем ли богатырям хватит шарфов? Сколько не хватает?

Молодцы, ребята, вы всё правильно посчитали. Садитесь на кораблик, поплывём дальше. «… Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят…» . Мы приближаемся к острову Математических загадок, и мы должны их решить, чтобы можно было отправляться дальше.

(Задача-головоломка : Из-за бревна выглядывает шесть заячьих ушей. Сколько зайчиков спряталось за бревном?

Игра «Чудесный мешочек» - найти на ощупь и достать из мешочка заданную геометрическую фигуру)

Вед.: А сейчас, ребята, садитесь на кораблик, и мы поплывём обратно в наш детский сад. Чтобы не было скучно в пути, споём песенку :

Нам без сказок скучно будет жить ,

Ведь от сказок наша встреча так искрится,

Расскажи её своим друзьям,

И умчится в Лукоморье, словно птица…

И тогда к тебе придёт

Настоящий умный кот,

И Русалка спляшет с Лешим в хороводе.

Вот уж двести с лишним лет

Знает сказки белый свет

И, конечно, любят Пушкина в народе !

Вот и закончилось наше сказочное путешествие !

Образовательные цели:

· Обобщить и дополнить знания учащихся, которые получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

· Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

Развивающие цели:

· Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

· Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

· Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;

· Вдохновить кого-либо начать писать собственные сказки или стихи.

Воспитательные цели:

· Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

· Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

· Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

· Воспитывать чувство прекрасного;

· Укреплять дух соревнования;

Оборудование : музыкальный центр.

Оформление класса: Портрет А.С. Пушкина;

Плакат:

В класс пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся
И в игру скорей включайся!

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин

"Памяти Пушкина":


И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
А. Плещеев.

"Парад сказочных героев" (под музыку входят ученики в сказочных костюмах).

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наша встреча будет для вас интересна и полезна, станет настоящим праздником.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: "Как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты". Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Итак, представьте:

Сценка.

(На фоне мелодии ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)

Ведущий.

Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что на всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.

Няня . - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночком. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?

Ведущий .

Она быстро досказала сказку.

Няня . - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".

Ведущий.

Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.

Слово учителя.

6 июня 2014 года в России отмечается 215-гая годовщина со дня рождения А.С.Пушкина.

Наше мероприятие называется "По страницам сказок А.С. Пушкина". Проведем мы его в форме путешествия. Почему путешествия? Да потому, что эта традиция народных сказок. Путешествуют сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, царевич на Сером волке, Иван - крестьянский сын: А так как вы все любите игры, песни, загадки и пляски, это будет необычное, игровое путешествие в удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Но, прежде чем мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам о событии, которое произошло недавно. В село Михайловское пришло удивительное письмо. Его прислал (кто бы вы думали?) Кот ученый. Он обратился в музей с просьбой помочь восстановить некоторые детали сказок, которые подзабыл. А так как у сотрудников перед юбилеем много работы, они попросили помочь коту вас, ребята, и переслали это письмо сюда, в школу №5.

(Учитель читает текст).

Многоуважаемые господа!

Долгие годы мои сказки были самым любимым развлечением всей российской детворы. В Лукоморье шли нескончаемым потоком люди. Я, не останавливаясь ни днем ни ночью, рассказывал и рассказывал сказки, пришедшие к нам из глубины веков от дедов и прадедов. Дети, слушавшие мои сказки, вырастали, становились мамами и папами и, в свою очередь, приводили ко мне своих детей.

Но я постарел, а мир изменился. Сейчас все меньше детей готовы слушать певучие народные сказки, их все больше интересуют телевидение и компьютеры. Школьники готовы часами играть с заморскими чудищами, все чаще выказывают неуважение родному языку, наследию устного народного творчества. Все меньше их приходит ко мне, в Лукоморье, на полянку сказок, все реже они готовы слушать, а тем более читать сказки. И я, старый и больной кот, ничего не могу с этим поделать.

Многоуважаемые господа, помогите мне! Не дайте погибнуть в сердцах детей любви к доброй, милой, лукавой русской сказке! Помогите восстановить в памяти их все подробности, все мельчайшие детали самых лучших из сказок - тех, что стали бессмертными, благодаря легкому поэтическому перу Александра Сергеевича Пушкина.

С надеждой и уважением к Вам, Кот ученый.

P.S. Вот такие сказки я рассказываю ребятам сейчас.

Старуха Салтану: ":Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось:"

Салтан (возмущенно) ":Какое корыто?! Что я царь или дитя?..."

Слово учителя.

Ребята! Вы поняли, какую сказку рассказал нам Кот? Можно ли назвать одну сказку? (нет, сначала прозвучали слова из "Сказки о рыбаке и рыбке", а затем из "Сказки о царе Салтане:").

Значит, действительно, у Кота проблемы, много он подзабыл. Вы готовы помочь ему вспомнить все? Тогда отправляемся в наше путешествие.

Но сначала нам надо открыть замок волшебной двери, через которую мы попадем в сказочную страну.

Для этого предлагаю задачки.

Задача №1:

Сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ: 3 раза).

Задача №2:

Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Ответ: 30 и 3 года).

Задача №3:

Сколько богатырей защищали мертвую царевну? (Ответ: семеро).

Задача №4:

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (Ответ: три щелчка по лбу).

Задача №5:

Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в "Сказке о мертвой царевне?» (Ответ: пять раз).

Задача №6:

Сколько девиц-сестриц сидело под окном? (ответ: три).

Задача №7:

Сколько раз князь Гвидон летал к Салтану? (Ответ: три раза).

1. Комар 2. Шмель 3. Муха

Учитель:

Первое место, куда мы попадаем - это "Аллея знатоков". Здесь нам придется ответить на вопросы сказочной викторины. (Условия: за каждый правильный ответ - один балл). Готовы? Повторим наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Первая часть викторины. "ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?" (Назовите произведение Пушкина, из которого приведены строки).

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
("Сказка о рыбаке и рыбке")

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
("Сказочная поэма "Руслан и Людмила")

Какая сказка начинается этими строками? О каком времени года идет речь в начале этой сказки?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", о зиме).

Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь уводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке").

Вторая часть викторины. "УЗНАЙ ГЕРОЯ".

О ком написан этот отрывок, из какой он сказки?

Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(О царе Дадоне "Сказка о золотом петушке").

В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке").

Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется:
(Черномор из сказочной поэмы "Руслан и Людмила").

Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
(Царевич Елисей "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина,
Ах, витязь, то была (Наина - коварная колдунья из поэмы "Руслан и Людмила").

В уныньи, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один - Рогдай, воитель смелый:
Другой - Фарлаф, крикун надменный:
А кто третий соперник Руслана в поэме "Руслан и Людмила"?
(Молодой Хазарский хан Ратмир).

Перечислите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).

Молодцы! Многих героев сказок узнали! Сейчас будет задание посложней.

Третья часть викторины "ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ТЫ ЧИТАТЕЛЬ?".

Вы хорошо помните "Сказку о царе Салтане:". По жестокой несправедливости царицу и ее сына посадили в бочку, которую выбросили в море, но "пленники" обратились с мольбой к волне.

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько.
Как "освободились" из своего плена царица и ее сын?
Ответ ребят, уточнение учителя
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся;
Поднатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвит он,
Вышиб дно и вышел вон.

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет:

Что делают из скорлупок золотых орешков, которые грызет белка в "Сказке о царе Салтане"?

Ответ:

Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.

Три раза закинул старик невод:
В первый раз пришел невод с тиной,
В третий раз с золотой рыбкой.

А во второй раз, с чем пришел невод в "Сказке о рыбаке и рыбке"?

Ответ:

С травою морскою.

"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе:"

Так сказал старик золотой рыбке, отпустив ее на свободу, но его старуха захотела воспользоваться умением золотой рыбки исполнять желания.

Кем хотела стать старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина?

Ответ: столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою. "Копилка для любознательных" (Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода).

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Вступление к какому произведению прозвучало? Что означает слово лукоморье?

Ответ: поэма в шести песнях "Руслан и Людмила".

Ребята, сейчас была сложная интеллектуальная игра, мы прошли длинную "Аллею знатоков" и теперь отправляемся дальше. Давайте скажем: Ура! Ура! Продолжается игра.

Домашнее задание смотрим. Сейчас мы с вами попадаем на бульвар "Веселых мимов". Было задание: с помощью пантомимы изобразите содержание какого-либо отрывка из любой сказки Пушкина.

Теперь мы попадаем в необыкновенное место города - на улицу "Забавных недоразумений". Здесь все таинственно, необычно. Всем нам предстоит применить фантазию и смекалку, чтобы справиться с этими непростыми заданиями. Готовы? Ну, давайте, рискнем. И чтобы нам сопутствовала удача, давайте снова повторим "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Сейчас прозвучат вопросы под рубрикой "Пушкинская сказка на новый лад".

Задание: Узнайте, какие пушкинские герои могли прислать такие телеграммы?

Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Ответ: Балда!).

Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Ответ: корабельщики).

Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно! (Ответ: молодая царевна).

Приеду с подарками, так как на весь мир одона наткала я полотна. (Ответ: вторая сестрица).

Очень жаль, приехать не могу:
"Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла".
(Ответ: царь Дадон).

Догадайтесь, герои каких сказок Пушкина могли бы дать такие объявления?

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как:

Укусы правого и левого глаза,
Волдыри на носу. (Ответ: Гвидон)

Тем, кто интересуется квартирой! Недорого сдаю на лето свою гостиницу в аренду.
В горнице имеются:
Кругом лавки, крытые ковром,
Стол дубовый,
Печь с лежанкой.
(Ответ: семеро богатырей).

Помните сказочный терем, к которому приходит царевна: лающий пес, тишина на подворье, в светлой горнице - лавки, крытые ковром, печь, полати.

Разгадайте загадку:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Ответ: Елисей - Енисей).

Будьте внимательны. Ответьте на такие необычные вопросы.

В какой сказке говорится о коварстве красивой девушке? Об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимых больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?

В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип "от каждого по способностям, каждому по труду" и присвоило заработную плату трудящегося. А последний учинил самосуд, причинил должностному лицу тяжкие телесные повреждения. (А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде").

Молодцы! Ну, а такого вы не ожидали. Супер игра. "Черный ящик"

Вам необходимо определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. (Отвечают все, правильный ответ - лепесточек).

1. Балда с помощью этого предмета доказал бесенку свое превосходство. (Палка).

2. Предмет, перед красотою которого не устояла царевна. (Яблоко).

3. Предмет, с помощью которого Людмила определенное время находилась в безопасности в замке Черномора. (Колпак).

4. Балда с помощью этого предмета хотел "море морщить", "проклятое племя" бесов корчить. (Веревка).

5. С помощью этого предмета царица-мачеха пыталась узнать о своей красоте. (Зеркальце).

Мы с вами подошли к "Дому актера". Наши ребята покажут инсценированный отрывок из "Сказки о царе Салтане:".

СЦЕНКА

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет:

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорого нам твой образ благородный;Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!