Размещено на. Глобальные проблемы человечества – ресурсные, продовольственные, демографические – все они имеют в той или иной мере выход на экологическую


также или так же

Слитно или раздельно?

Оба варианта написания являются верными, однако как пишется «также» слитно или раздельно, зависит от того, в каком значении слово употреблено. А употребляться оно может и в качестве союза, и в качестве наречия и частицы. Многие люди путают – «так же » или «также » как правильно писать это слово?

Правило «также» (союз)

Слитное написание «также » соблюдается в том случае, если слово употреблено в качестве союза. Союз образован в результате сращения наречия «так» и частицы «же». Запомнить правило слитного написания просто: если вместо «также» можно вставить «тоже» или «еще», значит это союз, следовательно, писать слово необходимо слитно .

Примеры

  • Петя любит мармелад, а также пастилу.
  • Я собрал все необходимое: палатку, дождевик, спальный мешок, а также не забыл и про котелок и удочку.
  • Мы перемыли всю посуду, а также начистили до блеска старый медный самовар.

Правило «так же» (наречие и частица)

Раздельным написание «так же » является в том случае, если в тексте оно употреблено в качестве наречия и частицы. Распознать эти части речи можно из контекста предложения. Если «так же » и «таким же образом» являются контекстуальными синонимами, сомневаться в способе написания не стоит – перед вами наречие и частица. Есть дополнительный способ удостовериться в том, что «так же »нужно писать раздельно: опускаем частицу «же», и если смысл предложения не изменился, значит «так же» пишем раздельно.

Примеры

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

  • Люба, так же как и ее сестра Надя, носила две косы: они толстыми змеями сбегали с хрупких девичьих плечиков, и вились кисточками-кончиками у пояса.
  • Как аппетитна говядина в тарелке Сергея! Подайте мне это блюдо так же : на листьях салата и с соусом.
  • Все казалось таким же , как и вчера: так же сияло солнце и чирикали птахи, желтая пыльная дорога змейкой убегала в гору.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Джордж Карлин - единственный, кому американцы позволили смеяться над собой. И, кажется, они ни разу об этом не пожалели.

Религия, родители, политики, потребительство, толстяки, защитники природы, правительство - по любой из этих тем у Карлина всегда находилось множество острот и предельно саркастичных замечаний.

Он обращал внимание людей на то, о чем они не могли или не успевали задуматься самостоятельно. И делал это смешно и емко. Поэтому сайт собрал для вас 25 высказываний этого сурового дядьки.

  1. Недавно я понял, для чего нужна электронная почта - чтобы общаться с теми, с кем не хочешь разговаривать.
  2. В будущем построят машину времени, но ни у кого не будет времени ею пользоваться.
  3. По-моему, нужно создать горячую линию, где никогда не будут брать трубку: для тех, кто никогда не следует советам.
  4. Если вы хотите узнать, как помочь своим детям, - отстаньте от них!
  5. Недостаточно знать, какие ноты нужно играть, - вы должны понимать, почему именно они должны быть сыграны.
  6. Живи так, будто этот день - последний, и однажды так оно и окажется. А ты будешь во всеоружии.
  7. С планетой все в порядке. Это людям кранты!
  8. Что самое замечательное в доме на побережье? Вы окружены идиотами только с трех сторон.
  9. Мне нравится, когда цветок или пучок травы растет сквозь щель в бетоне. Это, черт возьми, героически.
  10. Я вот думал, почему люди, старея, все активнее читают Библию. И тут меня осенило: они ведь готовятся к выпускному экзамену.
  11. Каждый третий житель планеты страдает от той или иной формы психического заболевания. Подумайте о ваших двух лучших друзьях. Если они в порядке, то это должно быть вы.
  12. Каждый раз когда я собираюсь побриться, я думаю, что наверняка на Земле кто-то еще собирается бриться. Поэтому я всегда говорю: «Пойду тоже побреюсь».
  13. Что хорошего в эгоистах? Они не обсуждают других людей.
  14. Есть немало людей, озабоченных безопасностью атомных станций. И не пристегивающихся в машине .
  15. Основная причина, почему Санта такой веселый, - он знает, где живут все плохие девочки.
  16. Я разговариваю сам с собой, потому что я единственный человек, чьи ответы мне нравятся.
  17. Безоговорочный чемпион в тяжелом весе. Но, если он такой безоговорочный, нахрена тогда драться?
  18. Не успеешь найти смысл жизни, как его уже поменяли.
  19. Религия - это как пенис. Нормально, когда он у тебя есть. Приятно, если вы гордитесь им. Но, пожалуйста, не доставайте и не размахивайте им на людях.
    И, пожалуйста, не пытайтесь подсунуть его моим детям.
  20. Если о ком-то вы не можете сказать ничего хорошего, это еще не повод молчать!
  21. Почему в банке всегда привязывают шариковые ручки?! Если я доверяю вам свои деньги, то вы должны доверять мне хотя бы свои ручки!
  22. Продолжайте учиться. Узнайте больше о компьютерах, ремеслах, садоводстве - о чем угодно. Никогда не оставляйте мозг в лености. «Праздный мозг - мастерская дьявола». А имя дьявола - Альцгеймер.
  23. Дом - это то место, где хранится наше барахло в то время, пока мы находимся вне дома, чтобы добыть больше барахла.
  24. Идея о том, что школьная форма помогает соблюдать в школе порядок, - разве все эти школы не вредят, заставляя детей думать одинаково? Теперь они хотят, чтобы они еще и выглядели одинаково!
  25. Видите ли, мой разум не так работает: у меня есть реальная идиотская фигня, которой я пользуюсь, называется «мышление» .

Археологические памятники разнообразны и многочисленны. Они в той или иной степени хранят историческую "память" о прошлом в виде остатков сооружений, погребений и т.д. Будучи органично связанными с местностью, с ландшафтом, археологические памятники являются недвижимыми. Все они отражают в той или иной мере деятельность людей прошедших эпох.

Рис. 2. Археологические памятники:

1 - земляная насыпь кургана Иссык (Казахстан); 2 - святилище Жайсан с наскальными изображениями (Казахстан)

Археологические памятники в современном обществе существуют объективно: общество, ученые могут знать об их существовании, изучать, проводить раскопки, использовать их в определенных целях или не знать о них ничего. Поэтому археологические памятники делятся на известные, учтенные и в той или иной степени охраняемые обществом, и неизвестные, которые еще предстоит открыть.

Археологические памятники представлены несколькими типами:

1. Поселения - это общее название целой группы археологических памятников, связанных с жизнью людей в прошлом. Они различаются в зависимости от эпохи, длительности проживания в них людей и характера их деятельности.

Рис. 3.

Рис. 4.

1 - курган с каменной наброской и ряд каменных столбов - балбалов (Горный Алтай); 2 - древнетюркское святилище Мерке с каменными изваяниями (по А. Досынбаевой)

Так, недолговременные поселения обычно называются стоянками , часто связанными с местами добычи и обработки камня в палеолите, являвшимися кратковременными поселениями скотоводов или местами добычи руды. Вместе с тем стоянками в археологии ошибочно называют большинство поселений древнекаменного века.

Древние поселения, окруженные валами, рвами, содержащие остатки укреплений, представляли собой городища , появившиеся в эпоху бронзы и характерные для последующих эпох.

Особый вид археологических памятников - древние города . Известны превратившиеся в археологические памятники города Древнего Египта, столица Древней Персии - Персеполь, Мохенджо-даро в Индии, город Ромула в Риме, погибшие и ставшие археологическими памятниками города средневековья - Старая Рязань, Любеч, Старая Ладога и др. К этому же виду памятников относятся представляющие археологическую ценность ныне существующие города и их укрепленные части - цитадели, крепости и пространство внутри них.

2. Стратиграфия и "культурный" слой. С поселениями в археологии связаны наблюдения ученых о стратиграфии и "культурном" слое. Если на месте поселения заложить траншею, то на ровной поверхности ее стенок будут видны слои: дерн, ниже - подстилающий его слой, который может быть черноземом, суглинком, супесью (в зависимости от местности), еще ниже будет залегать однородный материковый слой. Слои земли являются природными образованиями, характерными для данной местности. На том месте, где располагалось древнее поселение, будет присутствовать так называемый культурный слой, т.е. слой, связанный с жизнью людей. Присутствующие в нем следы жилищ, костров, остатков производственной деятельности, орудий труда или их частей, фрагментов керамической посуды являются важным материалом для изучения.

Рис. 5.

1 - слои древнего Новгорода X-XX вв.

Рис. 5.

2 - Разрез голоценовых слоев Денисовой пещеры (Горный Алтай): 1) светло-серый суглинок с вкраплением мелкого щебня, 2) черный суглинок с вкраплением щебня, 3) светло-серая супесь с щебнем, 4) темно-серый суглинок с вкраплением мелкого щебня, 5) светло-серый суглинок с вкраплением щебня, 6) светло-желтый отмученный суглинок, 7) черный суглинок с редкими вкраплениями щебня и светло-серого суглинка, 8) темно-серый суглинок, 9) темно-серый суглинок с вкраплением щебня, 10) щебень с беловатой глиной, 11) суглинок с вкраплением щебня, 12) красновато-бурый суглинок, 13) серый осветленный суглинок с вкраплением щебня, 14) темно-желтая отмученная глина, 15) голубовато-серая отмученная глина, 16) желтая глина с щебнем, 17) темно-серая глина, 18) крупный камень (по А. П. Деревянко, В. И. Молодину)

Значение имеет насыщенность, толщина культурного слоя, глубина его залегания от поверхности. Не всегда надежная, эта информация свидетельствует о том, как давно и как долго в том или ином месте жили люди. Так, очевидно, что артефакты древнекаменного века в любом случае будут залегать глубже, чем следы более поздних поселений, находившихся на этом же месте.

Культурных слоев может быть несколько, и изучение последовательности их залегания также представляет интерес. Они могут быть разделены прослойками, не содержащими археологических остатков, что свидетельствует о прерывности жизни на этом месте.

3. Погребения и погребальные сооружения - вторая и наиболее многочисленная группа археологических памятников, представленных грунтовыми могильниками, курганами и гробницами. Такое деление проводится по внешним признакам, наличию или отсутствию сооружений на поверхности над местом погребения.

Грунтовые могильники представляют собой погребения, никак не обозначенные на поверхности, - так называемые грунтовые захоронения. Такие памятники бывает сложно обнаружить. Зачастую их открывают случайно или с помощью естественнонаучных методов, при проведении разведок. Могильники, как правило, не содержат сложных сооружений. Это грунтовые ямы или ямы, выложенные внутри камнем либо деревом; в некоторых случаях они содержат захоронения остатков сожжения в керамических горшках.

Курганы . Курганные сооружения появились в степях Евразии в начале палеометаллической эпохи (начало 3-го тысячелетия до н.э.) с распространением в Евразии производящих форм хозяйства - животноводства и земледелия. Необходимо отметить определенную связь этих сооружений с окружающим ландшафтом: они возводились людьми с учетом особенностей местности, как се часть.

Насыпи-курганы различаются конструктивно и по внешнему виду: их сооружали из земли, земли и камней или только из камня, как, например, в Горном Алтае, или в виде оградок из каменных плит и столбов из камня, поставленных в углах. Курганы можно назвать наиболее распространенными древними погребальными сооружениями, расположенными на территории России.

Более сложные конструкции обнаружены в больших курганах эпохи бронзы и раннего железного века. Обычно они выглядят как установленные в обширных ямах срубы из дерева, иногда один содержит внутри другой, как в курганах, раскопанных в Горном Алтае. Они сделаны из долговечных пород дерева, в частности из лиственницы, сверху покрыты несколькими слоями бревен. Вокруг таких погребальных склепов часто встречаются сопутствующие сооружения из дерева и камня, иногда представляющие собой сложные конструкции (например, в скифских царских курганах на Украине, в кургане Иссык в Казахстане или Аржан в Туве). Известны случаи, когда место погребения оборудовалось не в яме, а на поверхности земли, в так называемой домовине (срубе), в ладье (как у некоторых славянских племен и скандинавов) или в небольшом сооружении из дерева и камня. Над такими наземными погребальными конструкциям устраивались насыпи.

Гробницы как вид погребальных сооружений относятся в основном к археологическим памятникам раннегосударственных обществ (египетские пирамиды, погребальные сооружения Мезоамерики, гробницы китайских императоров династий Цинь, Хань и Мин, величественные сооружения правителей Бахая на Дальнем Востоке, античные гробницы и склепы этрусков, средневековые мусульманские мавзолеи). Особенность гробниц состоит в том, что они являются монументальным архитектурными сооружениями из долговечных строительных материалов, сами погребения располагаются в помещениях внутри сооружения, к которым ведут коридоры-дромосы. Гробницы, эти "дома мертвых", олицетворяют целый ряд духовных ценностей: вечность жизни, идею перевоплощения и возрождения, представления о мироздании, о душе, духовном и телесном и т.д. В классовом обществе они также символизируют власть.

С конструкциями погребальных сооружений были связаны различные типы (обряды) погребений людей. Вместе с конструкциями они составляют единое целое - погребальный археологический памятник.

При исследовании известных в археологии обрядов погребений весьма важным являются следующие показатели: в каком положении был погребен человек, какие предметы и как были расположены рядом с ним, антропологические данные о скелете (пол, возраст и т.д.).

Выделяют два основных типа погребения: трупоположение и трупосожжение. Эти обряды имеют довольно много разновидностей и содержат в себе важную археологическую информацию.

Трупоположение . Обычно археологи сталкиваются не с трупами, а со скелетами некогда погребенных людей и с предметами, которые были размещены с ними в соответствии с представлениями о "загробной жизни" и обычаями погребального культа. Трупы погребенных удается обнаружить лишь в некоторых случаях, в определенных условиях, например в мерзлоте (в курганах скифской эпохи в высокогорных районах Горного Алтая) или в условиях очень сухого климата.

Особенности положения умершего имеют в археологии особое значение. Обычай погребения людей возник в среднем палеолите, примерно 140-100 тыс. лет назад, а так называемые "скорченные" погребения с "окрашенными" скелетами характерны для палеометаллической эпохи в степной части Евразии. Погребения бывают одиночными, парными и групповыми, в больших погребальных камерах, как, например, в культурах скифской эпохи. Найденные погребения порождают множество вопросов: кого хоронили вместе, почему, как в погребальной камере оказалось большое количество погребенных, одновременно или разновременно они погребались, как первоначально была устроена погребальная камера и т.д.

Трупосожжение - хорошо известный археологам, широко распространенный обряд, имеющий разновидности: сожжение трупа внутри могильной ямы; захоронение остатков сожжения за пределами ямы и погребение в ней горсти углей и пепла; погребения остатков сожжения в погребальных урнах, горшках и оссуариях.

Кенотафы - своеобразные "погребения", не содержащие останков умершего, т.е. пустые могилы. Они создавались в разные эпохи. Существует мнение, что такие курганы и могильные ямы сооружались для погибшего или умершего, когда его тело по каким-то причинам нельзя было захоронить.

  • 4. Мегалитические сооружения известны в Испании, Португалии, Британии, Крыму, на Кавказе, в Корее и на средиземноморском побережье Африки. Они разные: это дольмены-ящики из крупных каменных блоков, сверху покрытые каменной плитой; кромлехи - круглые сооружения из больших камней (к этой группе древних сооружений относится знаменитый Стоунхендж в Англии). Эти памятники в основном относятся к концу каменного века и палеометаллической эпохе и различаются по своим функциям.
  • 5. Памятники первобытного искусства представлены так называемой пещерной живописью (полихромными изображениями) древнекаменного века, древнейшей палеолитической скульптурой и графикой. Особую многочисленную группу памятников первобытного искусства составляют памятники наскального искусства, распространенные на всех континентах.

Изображения различны, зависят от времени и места их создания. Есть определенная закономерность их расположения: они связаны с предгорьями, горами, выходами камня на берегах рек, озер, морей. Памятники наскального искусства находятся на поверхности, они открыты. Характерные для них изображения той или иной эпохи отражают материализованную в рисунках духовную культуру древнего человека. В этом заключается их основная особенность.

6. Памятниками хозяйственной деятельности являются места добычи камня и древние рудные выработки, места выплавки металла, остатки оросительных сооружений, древние дороги в ряде районов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа и Крыма.

Прослеживается связь этих памятников с природой. Так, остатки древних оросительных систем встречаются в районах засушливого климата, места добычи полиметаллических руд - в горных районах.

К памятникам хозяйственной деятельности относятся производственные объекты, встречающиеся в городах античной эпохи, раннегосударственных образований в Средней Азии и крупных поселениях раннего железного века и средневековья. Это археологические остатки объектов ремесленного производства - керамического, бронзолитейного, кузнечного, кожевенного и др.

7. Пещерные памятники. Многие археологические памятники расположены в пещерах. Это и палеолитическая живопись, и поселения, чаще палеолитические, находившиеся внутри пещер или на площадках перед входом в пещеру. В более поздние времена пещеры использовались и в культовых целях. Такие памятники находят в горах, в карстовых образованиях. В пещерах встречаются и погребения. Так, одно из самых ранних погребений человека среднего палеолита - неандертальца - было обнаружено в пещере Тешик-Таш, в Узбекистане.

Проведение исследований в пещерах требует наличия спелеологических навыков, использования специального оборудования и сопряжена с дополнительными трудностями: раскопкой напластований и перемещенных слоев, сложностями фиксации материалов в культурном слое пещеры.

  • 8. Архитектурно-археологические памятники составляют весьма многочисленную группу памятников: это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах; замковые постройки, архитектурно-религиозные комплексы, городские укрепления. Архитектурно-археологические памятники как сохранившиеся до наших дней, так и разрушенные, представляют интерес для археологов, историков и архитекторов.
  • 9. Каменные изваяния. Эти памятники принадлежат разным археологическим эпохам - от энеолита и до средневековья (древнетюркские, половецкие и печенежские каменные бабы). Они различны по внешнему виду, назначению, функциям. В одних случаях каменные изваяния связаны с погребальными комплексами, являются их частью с самостоятельными смысловыми функциями, в других представляют собой полностью самостоятельные монументально-изобразительные памятники.

Основная территория распространения изваяний - степная Евразия; находясь на своих первоначальных местах в природной среде, они составляли с ней единое целое.

Выделяют несколько основных типологических и хронологических групп рассматриваемого типа памятников:

  • o стелы энеолита и ранней бронзы, на поверхности которых выбиты сложные изображения из растительных, животных и солярных символов;
  • o изображения конца эпохи бронзы и раннего железного века, так называемые оленные камни. Они антропоморфны, передают в камне и общих чертах фигуру человека; по всей поверхности камня изображены стилизованные "летящие" олени с вытянутыми мордами;
  • o средневековые антропоморфные изображения, принадлежащие средневековым скотоводческим народам. Они изображают человека, на некоторых показаны особенности лица, детали одежды, аксессуары.
  • 10. Клады. Существует два понятия клада - бытовое, когда речь идет о специально спрятанных драгоценных предметах или монетах, и археологическое, связанное с найденными археологическими предметами (вооружения, орудий труда, ценной посуды и др.). Клады могут быть спрятаны по каким-либо причинам и оставлены их владельцами или погребены в результате катастроф. Иногда археологическими кладами называют собрания предметов, которые, строго говоря, кладами не являются. Например, амударьинский клад - собрание археологических предметов из разных мест Средней Азии, скупленные в XIX в. на рынках Пакистана. Клады, как правило, содержат предметы, относящиеся к одному периоду или археологической культуре.
  • 11. Эпиграфические памятники. Это сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох, имеющие историческую ценность. На территории России и стран СНГ встречаются древнегреческие и римские, древнетюркские, славянские, армянские и грузинские стелы, содержащие клятвы, документы, законы и посвящения, намогильные эпитафии и указатели. Эти памятники неразделимы с археологией: как и любые другие археологические памятники, они служат цели исторической реконструкции.
  • 12. Памятники подводной археологии представляют собой остатки прибрежных поселений прошлого, могильники и наскальные изображения, находящиеся под водой (в основном прибрежные, расположенные на небольшой глубине), затонувшие суда разных археологических эпох. В настоящее время открыто довольно много объектов подводной археологии у побережья Черного, Балтийского морей и в бассейне Средиземного моря, у берегов Передней Азии, Северной Африки, на юге Европы, в странах Юго-Восточной Азии.

Археологические памятники неодинаковы по своей информативности, но в любом случае являются важными и часто незаменимыми источниками изучения прошлого. Археологические памятники - невосполнимые объекты материальной и духовной деятельности людей прошлого. Их количество не увеличивается, а напротив, ежегодно уменьшается в результате естественного разрушения, техногенного вмешательства (когда при промышленном строительстве разрушаются памятники археологии) или антропогенного влияния (по причине невежества или безразличного отношения человека к прошлому). Наконец, археологические памятники исчезают и в результате научных раскопок. Переставая существовать, они переходят в новое качество - становятся источником исторических сведений.

Восприятие речи

Особенности восприятия речи

Уровни восприятия речи

  • Восприятия голоса.

Восприятие устной речи

  • Роль знаковых образов.
  • Форма монолога.
  • Волевое усилие.

Нарушения восприятия речи

  • Нарушение чтения.

Развитие восприятия речи

  • Развитие физического слуха.
  • Развитие речевого слуха.

Процесс восприятия речи

04.04.2015

Снежана Иванова

Восприятие речи - сложный процесс, требующий от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным образом, мыслительной деятельности...

Восприятие речи — сложный и интересный процесс, требующий от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным образом, мыслительной деятельности. Жизнь современного человека тесно связана с речью. Практически все свои действия мы сопровождаем определенными высказывания и не можем жить без взаимодействия с другими людьми. Общение является ведущим компонентом всякой деятельности, поскольку любое дело в современном мире построено на том, чтобы каким – то образом контактировать с людьми. Можно с полной ответственностью заявить, что начало нынешнего 21 – го века ознаменовано большими продажами. Причем сейчас продают не только непосредственные продавцы, как это было раньше, но и всякая другая деятельность подчинена торговле. Появились новые специальности и профессии: маркетолог, менеджер, консультант, копирайтер. Все они в той или иной степени обязательно предполагают тесное взаимодействие с людьми.

Особенности восприятия речи

Процесс восприятия речи, в свою очередь, подчинен внутреннему механизму личности, умению складно и грамотно излагать свои мысли. То, как именно человек воспринимает речь другого, зависит от множества факторов. Не последнюю роль здесь играют такие вещи, как тембр голоса, скорость речи, интонация. Известно, что при быстрой скорости речи, индивид проявляет меньшую сосредоточенность на объекте, чем при более медленной. Заинтересованность в предмете разговора тоже откладывает существенный отпечаток на процесс слушания и воспроизведения звучащей речи. Когда информация полезна и индивид осознает ее важность, происходит так называемое мотивированное слушание, то есть обусловленное внешней необходимостью.

Уровни восприятия речи

В современной психологической науке выделяют несколько уровней восприятия речи. Данные структурные компоненты подходят для «живой», то есть произносимой субъектом деятельности речи.

  • Восприятия голоса. На подсознательном уровне каждый человек воспринимает голос собеседника. Хотим мы того или нет, но окружающие оказывают на нас существенное влияние. На самом деле, мы воспринимаем в первую очередь не то, что нам говорят, а с какой интонацией эти слова произносятся. Если голос определенного лица с самого начала внушает нам страх и опасение, совсем не важно, что он скажет. Наше восприятие подсознательно настроится на то, чтобы отгородиться или избежать встречи с новой информацией. И даже в том случае, когда она действительно может оказаться полезной, слова не будут правильно услышаны и приняты.
  • Восприятие тембра и скорости речи. Многочисленными исследованиями было подтверждено, что во вторую очередь человек воспринимает тембр и скорость речи. Если то, как произносит слова говорящий, соответствует нашим собственным представлениям и согласуется с нашими индивидуальными особенностями проговора, значит, такая речь гораздо скорее найдет отклик. В ином случае, слушающему приходится в значительной степени перенастраивать себя, испытывать дискомфорт и напряжение для лучшего усвоения и понимания информации. Вот почему далеко не все студенты на лекциях легко воспринимают речь преподавателя. Именно поэтому сам лектор должен обладать личным обаянием, чтобы заинтересовать своим выступлением.
  • Восприятие смысла высказывания. На третьем этапе находится вхождение информации в центр восприятия – мозговые структуры. Если на предыдущих уровнях все прошло благополучно, и личность эмоционально не отгородилась от слушающего, то содержание высказывания достигает своей цели. Восприятие смысла высказывания происходит легко и свободно в том случае, когда люди максимально расположены друг к другу и между ними нет взаимных претензий, страха или предубеждений.
  • Получение и обработка поступившей информации. Когда речь говорящего была правильно услышана собеседником, в дальнейшем происходит усвоение информации. Ее необходимо осознать, осмыслить, сделать своей. Все это требует определенного времени и, соответственно, волевых усилий. Человеческому мозгу требуется некоторый промежуток для эффективного усвоения.

Формирование ответного высказывания

Последним, но не менее важным компонентом восприятия речи является создание ответной реплики, которая бы соответствовала речевому высказыванию собеседника. Моделирование предложений и произнесение их происходит посредством участия голосовых связок. Прежде, чем найдутся нужные слова, нужно понять истинные мотивы и намерения собеседника. Как правило, ответное высказывание по интонации и силе воздействия соотносится с первоначальным речевым посылом, который исходит от коммуникатора. Иными словами, реципиент почти всегда эмоционально находится на той же волне, как тот, кто начал беседу, или подстраивается под нее.

Восприятие устной речи

Нет никаких сомнений в том, что речь, произносимая голосом, отличается от письменной, то есть воспринимаемой через условные обозначения. Дело в том, что восприятие речи на слух имеет свои характерные особенности, какие не встречаются в письменной. Устная речь, сама по себе, сложный и многоуровневый феномен.

Зрительное восприятие и речь тесным образом связаны друг с другом. Замечено, что чем больше человек читает, тем более сформированной и грамотной можно назвать его речь. Процесс восприятия письменной речи характеризуется рядом особенностей.

  • Роль знаковых образов. Мы воспринимаем любой текст посредством чтения. Предложения в тексте состоят из отдельных слов, а те из букв. Прежде чем человек научится читать, ему приходится осваивать знаковую систему – определенные условные обозначения.
  • Форма монолога. В отличие от живой беседы, в письменной речи мы вынуждены «слушать» позицию автора. То есть восприятие идет из прочитанного материала, а не из формы вопрос – ответ. Мысленно, конечно, можно вести с автором душевный диалог на философские и научные темы, но в основном, читатель только усваивает изложенную в книге информацию.
  • Отдаленность эффекта во времени. При изучении определенной информации нередко происходит формирование собственного мнения по конкретному вопросу, выстраивание индивидуальных точек зрения и взглядов. Но все это становится возможным только в результате активного осмысления прочитанного материала, которое гарантирует его лучшее усвоение.
  • Волевое усилие. Иногда, чтобы эффективно воспринять нужную информацию, необходимо сделать над собой волевое усилие, то есть заставить себя совершать действия, которые на данный момент выполнять не хочется. Регулярные занятия и чтение серьезной литературы дисциплинируют, помогают выработать уверенность в себе.

Нарушения восприятия речи

Люди, страдающие теми или иными расстройствами психики, иногда обнаруживают в себе нарушения восприятия речи. Такие изменения проявляют себя в том, что человек не может запомнить текст после многократного повторения, не умеет выделить главную мысль в прочитанном и не может научиться читать. Чаще всего расстройствами речи страдают люди с явными физическими отклонениями, имеющие ту или иную степень умственной недостаточности.

  • Расстройства понимания устной речи. Проявляются в невозможности сосредоточиться на взаимодействии с другим человеком. Такой человек может не воспринимать как отдельные слова, так и целые фразы, обращенные к нему. Он путает понятия, заменяет слова, «перебирает» в них буквы. Иногда такие изменения в сознании происходят в результате аварий.
  • Нарушение чтения. Данный вид нарушения возникает при повреждениях левого полушария коры головного мозга, височных и затылочных долей. При этом может наблюдаться следующая картина: больной знает названия всех букв, понимает смысл прочитанного, если ему читать вслух, но сам не может сложить слоги.

Развитие восприятия речи

Чтобы развитие речи осуществлялось полноценно, необходимо на занятиях затрагивать все его компоненты: физический, фонематический и речевой слух. Только комплексный подход позволит достичь высоких результатов.

  • Развитие физического слуха. Сюда относится способность адекватно воспринимать звуки из окружающего пространства. Если человек страдает тугоухостью или абсолютной глухотой, то развитие речи делается затруднительным, а во втором случае практически невыполнимой задачей. При нарушениях физического слуха необходимо организовать индивидуальные занятия, способствующие выравниванию индивида в развитии.
  • Развитие фонематического слуха. Включает в себя развитие способности отличать друг от друга близкие по звучанию слова, формирование правильного произношения слов, выговаривание окончаний. Если фонематический слух развит в достаточной степени, то эти знания способствуют выстраиванию связной речи, пониманию смысла высказывания, быстрому овладению чтением и письмом.
  • Развитие речевого слуха. Данная способность состоит из нескольких компонентов, тесно связанных между собой: способность понимать звучащую речь, выстраивать логические связи между предметами и явлениями, самостоятельно моделировать предложения и смысловые отрезки текста, пользоваться родным языком в соответствии с литературной нормой, понимать интонацию, значение слов и отдельных фраз. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется давать задания на составление и пересказ текста.

Таким образом, процесс восприятия речи представляет собой сложную многоуровневую систему, которая подчинена механизмам взаимодействия человека с окружающим миром. От того, насколько успешно он сможет овладеть ее законами и правилами, зависит и степень его социализации.

    “ИЛИ - ИЛИ” - “ИЛИ ИЛИ” (Enten Eller) первое и самое популярное произведение С. Кьеркегора. Опубликовано в 1843 под псевдонимом Виктор Эремита. В русских переводах издано фрагментарно: глава “Диапсалмата” под названием “Афоризмы эстетика” (“Вестник Европы” … Философская энциклопедия

    «ИЛИ – ИЛИ» - (Enten – Eller) – первое и самое популярное произведение С.Кьеркегора. Опубликовано в 1843 под псевдонимом Виктор Эремита. В русских переводах издано фрагментарно: глава «Диапсалмата» под названием «Афоризмы эстетика» («Вестник Европы», май 1866) … Философская энциклопедия

    Подотряд Короткоусые прямокрылые (Brachycera или Caelifera) - В отличие от длинноусых прямокрылых представители этого подотряда обладают относительно короткими антеннами, никогда не достигающими длины тела. В подотряде различают два надсемейс т в а триперстовых и саранчовых. Триперстовыми… … Биологическая энциклопедия

    КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ ИЛИ АРАХНИДЫ (ARACHNIDA) - Паукообразные, или арахниды (Агаchnida)1, это собрание всех наземных хелицеровых. Латинское название класса, в этой транскрипции теперь более принятое, прежде писалось Arachnoidea. Арахна по гречески «паук». В… … Биологическая энциклопедия

    Подотряд Амфисбены, или Двуходки (Amphisbaenia) - При всем их значительном разнообразии современные ящерицы и змеи характеризуются одним очень характерным признаком наличием на теле плотной роговой чешуи, откуда происходит и общее их название «чешуйчатые пресмыкающиеся». В… … Биологическая энциклопедия

    Семейство Цепкопалые, или Гекконы (Gekkonidae) - Под названием цепкопалых, или гекконов, объединяют обширную группу небольших и средней величины весьма своеобразных ящериц, характеризующихся в большинстве случаев двояковогнутыми (амфицельными) позвонками, утратой височных дуг,… … Биологическая энциклопедия

    Отряд Полужесткокрылые или Клопы (Hemiptera) - Полужесткокрылые, или клопы, представляют самый крупный отряд насекомых с неполным превращением. В настоящее время известно свыше 30 000 видов клопов, распространенных по всему земному шару. Свое название полужесткокрылые они получили… … Биологическая энциклопедия

    Семейство бобовые (Fabaceae или Leguminosae) - Жителям стран умеренного климата с детства знакомы горох, фасоль, клевер, вика, белая акация. В тропиках общеизвестны «дождевое дерево», или саман (Samanea saman), и одно из красивейших деревьев мира делоникс царский (Delonix regia, табл … Биологическая энциклопедия

    Педагогические или образовательные технологии - Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как… … Википедия

    БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ (или БИОМЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ - (biomechanical (or biomedical) model of illness) модель болезни, основанная на концепции тела как физической системы, которая может разрушаться и нуждается в лечении для возвращения в рабочее состояние. Хотя имеется много видов неформального… … Большой толковый социологический словарь

    Речь эгоцентрическая, или «речь для себя» - явление, впервые описанное Ж. Пиаже при наблюдении за речью детей 4 7 лет, находившихся в 1920 х гг. в Доме малютки в Женеве. Феноменология этого явления состоит в том, что предоставленный сам себе ребенок, играя, рисуя, занимаясь ручным трудом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Философия. Античные мыслители. Учебник , Гутнер Григорий Борисович , Учебник подготовлен на основе лекций и семинарских занятий, которые автор на протяжении 15 лет проводит в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. В книге предпринята попытка… Категория: Общая философия Серия: Университетский учебник Издатель: Академический проект , Купить за 711 руб
  • Синергетическая модель прорицания в системе Таро Теория и практика , Мукашов И. , Синергетический подход к системе Таро подразумевает под собой общее понимание Таро как единой прорицательной системы, не привязанной к той или иной религиозной традиции; это своего рода… Категория: