Проблема раскаяния и прошения в романе Л. Н


Эпохальное произведение «Война и мир» раскрывает перед читателем не только реальные картины исторических событий первой четверти XIX века в России, но и отражает широкую палитру многообразия отношений между людьми. Роман Толстого можно смело назвать произведением идей, ценность и объективность которых является актуальным и в наши дни. Одной из проблем, которые поднимаются в произведении, является анализ сущности понятия любви. В произведении автор решает вопросы прощения неверности, самопожертвования ради любимого человека и многие другие, объединенные темой любви. Главная любовная история, в которой олицетворен идеал искреннего чувства, отражена в отношениях Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого.

Идеалы любовных и семейных отношений

По замыслу Льва Николаевича Толстого понятие любви и брака в прозаическом произведении несколько разграничены. На примере отношений Пьера и Наташи писатель олицетворяет в романе идеал истинного семейного счастья, гармонии отношений между людьми, доверия, спокойствия и уверенности в супружеском союзе. Идея простого человеческого счастья и обретения гармонии в простоте является основной в произведении Льва Николаевича и реализуется через изображение семейных отношений Безуховых.

Взаимоотношения Наташи и Андрея символизируют любовную линию романа. Между ними нет ни тени тех понятий, которые идеализирует автор в конце произведения на примере семьи Безуховых. Именно это позволяет предположить, что понятие любовь и семья для Толстого несколько иные. Семья дарит человеку уверенность, стабильность и спокойное счастье. Любовь же, по Толстому, способна как окрылить, так и уничтожить личность, изменить ее внутренний мир, отношение к окружающим и полностью повлиять на жизненный путь. Именно эти чувства коснулись героев Андрея и Наташи. Их отношения – далеко не идеальны, однако являются олицетворением символа настоящей любви в романе «Война и мир».

Отражение войны на жизнях людей

На примере отношений между Болконским и Наташей автор изображает одно из трагических последствий такого явления, как война. Если бы не участие Андрея в боевых действиях и его ранение во время Бородинского сражения, возможно, именно эти герои стали бы олицетворением не только настоящей любви в романе, но и могли бы символизировать идеал семьи. Однако по замыслу Толстого, героям не было дано такого шанса. В романе «Война и мир» любовь Наташи и Андрея, завершившаяся смертью Болконского, – один из сюжетных и идейных приемов изображения драматизма и трагизма войны.

История отношений

Встреча этих героев изменила жизни их обоих. В сердце угрюмого, скучного, неулыбчивого и разочаровавшегося в жизни, обществе и любви Андрея возродилась вера в прекрасное, желание жить и быть счастливым. Сердце живой и чувственной Наташи, открытое к новым эмоциям и чувствам, также не устояло перед судьбоносной встречей, и было отдано Андрею. Они полюбили друг друга практически с первого взгляда. Их обручение стало логическим продолжением романтического знакомства, окрылившего Андрея и подарившего ему веру в новую жизнь.

Каким болезненным стало его разочарование в своей избраннице, когда неопытная и незнающая жизненных законов и людской жестокости Наташа не устояла перед соблазнами светской жизни и запятнала чистое чувство к Андрею своим увлечением Анатолем Курагиным. «Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» Несмотря на сильные чувства к Наташе, Андрей не может простить ей это предательство. «И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её», говорит он своему другу Пьеру.

Трагизм финала – суть авторского замысла

Крушение надежд и жизненных планов приводит его к настоящему отчаянию. Не обошло это чувство и бедную Наташу, которая, осознав свою ошибку, корит и мучает себя за то, какую боль она причинила любимому человеку. Однако Толстой своим настрадавшимся героям решил подарить последний миг счастья. После ранения на Бородинском сражении Андрей Болконский и Наташа встречаются в госпитале. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет героям быть вместе из-за серьезного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой женщиной.

Важность умения простить и быть прощенным

Такой сюжетный замысел реализует Лев Николаевич Толстой с целью провозглашения идеи о важности умения простить и заслужить прощение. Несмотря на трагические события, которые разлучили молодых людей, они пронесли это чувство до конца жизни. Динамические и не всегда идеальные отношения этих героев романа «Война и мир» являются еще одним аспектом идейного замысла писателя. Несмотря на то что в романе «Война и мир» Болконский и Наташа олицетворяют идеал любовных отношений, они достаточно приближены к реальной жизни, в которой есть место недопониманию, обидам, изменам и даже ненависти. Любовная история Андрея и Наташи, автор намеренно придает им неидеальный оттенок. Эпизод, связанный с изменой невесты, и расставание героев придают особой реалистичности как героям произведения, так и всему роману.

Описывая взаимоотношения Андрея и Наташи, автор демонстрирует, что перед читателем находятся обычные люди, которые могут допустить ошибку, будь то измена, гордыня или ненависть. Благодаря такому изображению взаимоотношений главных героев любовной линии романа-эпопеи читатель обретает возможность ощутить реальную жизненную историю, верить и сопереживать персонажам, прочувствовать весь трагизм и несправедливость такого социального явления, как война, что является одной из основных идей произведения и сочинения на тему: «Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир».

Тест по произведению


Проблема раскаяния и прошения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере Наташи Ростовой и Андрея Болконского)

Настоящая любовь лишь та, без которой не может быть счастья. Бинд Коол

Любовь живет, пока она нужна. и нет чувства прекраснее чем это. Она одухотворяет. Даже Толстой не смог дать определения любви, но он показал ее в отношения Наташи и Андрея.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Ведь для каждого из них это чувство занимало особое место в жизни. Наташа смогла обрести бесценный опыт, а Андрей смысл жизни. Любовь для них как чудо, истинное и совершенно, дар свыше. Герои духовно сильны, они способны на многое ради своих чувств. Они готовы жертвовать собой ради друг друга. Вот в чем настоящая сила их любви, именно она поможет Андрею простить измену Наташи и понять, что ревность и гордыня - пустое. А Наташа сможет признать свою ошибку:

Простите! – сказала она шепотом - Простите меня…

Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде - сказал князь Андрей.

…Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него.

Только теперь возлюбленный поймут, что они потеряли, но будет уже поздно: князь Андрей умирает. Он прощает Наташе ее ошибку и понимает, что нет ничего важнее любви.

И сколь со мной не спорь ты

И что не говори…

На свете нет задачи

Только сильные мира сего способны признавать понимать и прощать ошибки. После смерти Андрея Наташа обретает новый смысл, память о нем греет больше чем прежде и заставляет жить дальше. Измена – лишь происки неопытности, а прощение – сила души.

Обновлено: 2017-08-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

почему князь Андрей в начале простил Наташу? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Поляков[гуру]
«Он был слишком хорош для этого
мира» .
Наташа Ростова
Сколько раз задавались мы вопросом, почему же всё-таки Л. Н.
Толстой выбрал такую судьбу одному из главных своих героев в романе-
эпопее «Война и мир» , князю Андрею Болконскому – погибнуть в тридцать
с небольшим лет, когда, казалось бы, в жизни всё только начинается?
В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает
последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: «совершенно
новым, завистливым взглядом» он смотрит «на траву и полынь». И потом,
уже на носилках, он думает: «Отчего мне так жалко было расставаться с
жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю» .
Ощущая приближающийся конец, человек хочет прожить всю жизнь в миг,
хочет узнать, что ожидает его там, в конце её, ведь осталось так мало
времени…
Теперь перед нами совсем другой князь Андрей, и в оставшееся
отведённое ему время ему предстоит пройти целый путь, словно
переродиться.
В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и
жизнь с попеременным преобладанием теперь борются друг с другом. Эта
борьба проявляется в двух формах любви: одна – земная, трепетная и
тёплая любовь к Наташе, к одной Наташе. И как только такая любовь
пробуждается в нём, вспыхивает ненависть к сопернику Анатолю и князь
Андрей чувствует, что не в силах простить его. Другая – идеальная
любовь ко всем людям, холодноватая и внеземная. Как только эта любовь
проникает в него, князь чувствует отрешённость от жизни, освобождение
и удаление от неё.
И вот борьба
завершается победой идеальной любви – князь Андрей умирает. Значит,
«невесомая» отданность смерти оказалась для него намного легче, чем
соединение двух начал. В нём проснулось самосознание, он остался вне
мира. Может быть, не случайно самой смерти как явлению строки в романе
почти не отведены: для князя Андрея смерть настала не неожиданно, она
не подкралась - это он ждал её долго, подготавливаясь к ней. Земля, к
которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту, так и не
далась ему в руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного
недоумения, неразгаданной тайны.
Духовные искания князя Андрея Болконского имели прекрасно подобранный
Толстым исход: один из любимейших его героев был награждён таким внутренним
богатством, что иного способа жить с ним, как выбрать смерть (защиту) , и не
найти. Автор не стёр князя Андрея с лица земли, нет! Он даровал своему
герою благо, от которого тот не мог отказаться; взамен князь Андрей оставил
миру всегда согревающий свет своей любви.
Коротко: перед смертью Андрей понял смысл жизни и простил Наташу, т. к. любил всю жизнь и умирая, он не мог не простить.

Примерный текст сочинения

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Наташа Ростова и Андрей Болконский - одни из главных героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а также Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением истинных человеческих качеств: истинной любви и душевной красоты. Судьба свела Андрея и Наташу, они полюбили друг друга, но их взаимоотношения не были простыми. И об этих двух героях я и хочу написать свое сочинение. Сначала мне хотелось бы рассказать о каждом из этих героев в отдельности, а потом дать анализ истории их взаимоотношений.

Наташа была самой любимой героиней Льва Николаевича Толстого. Он воплотил в этой девушке самые лучшие черты. Толстой, видимо, не считал свою героиню расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность сердца побеждали отсутствие глубокого острого ума и соблюдение хороших манер.

Несмотря на ее внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстой подчеркивает беспощадно, что Наташа далеко не так красива, как, например, Элен), она привлекала, тем не менее, многих людей именно своими необычайными душевными качествами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и, наслаждаясь умиротворяющим звучанием этого замечательного голоса, забывает все свои горести и тревоги. Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна, что все остальное - мелочи, не стоящие внимания, а самое главное, что «...вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы...» Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...»

Наташа, конечно, помогала людям не только в трудных ситуациях. Она просто, уже одним своим существованием, приносила радость и счастье окружавшим ее людям. Вспоминается в связи с этим зажигательная русская пляска в Отрадном. Или еще один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не понимает оживленного, восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой. Такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. «Пустоцвет», - скажет о ней Наташа, и в этом слове будет самая жестокая о Соне.

Неудивительно то, что в Наташу были влюблены многие мужчины, в том числе, князь Андрей Болконский. Впервые Толстой знакомит нас с князем Андреем в салоне Анны Павловны Шерер и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был «усталый скучный взгляд», часто «гримаса портит его красивое лицо». Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие чело-веческие достоинства, как верность чести и долгу. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, потому что видит и понимает всю пустоту пред-ставителей «света». Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской рево-люции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви.

Взаимоотношения Наташи и Андрея, думаю, составляют одни из самых трога-тельных страниц романа. Любовь Ростовой и Болконского - чувство, которое было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали нечто, объединяющее их обоих, некое единство душ. Князь Андрей словно помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. Теперь хочется задать вопрос себе. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно увлекается Анатолем Курагиным? Неужели у нее не хватило душевной прозорливости, чуткости, чтобы понять всю низость и пошлость этого человека?

По-моему, это довольно простой вопрос, и судить строго Наташу не стоит. У нее изменчивый характер. Толстой не пытается идеализировать свою любимую героиню: Наташа вполне земной человек, которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, непосредственность, влюбчивость, доверчивость.

Наташа явилась загадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а от-крывалась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу. Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немалую роль, мне кажется, в этом «возвращении» сыграл Пьер. Она поняла и осознала свою вину перед Андреем, и поэтому в последние дни его жизни так нежно и трепетно заботилась о нем. Князь Андрей умер, а Наташа осталась жить, и по-моему, ее дальнейшая жизнь была прекрасна. Она смогла испытать большую любовь, создать великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение.

Наташа Ростова очень любила свой семейный очаг и детей. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня.
Такова история этих двух героев, о которых мы узнали со страниц великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир».