Правила написания рецензии. Пример рецензии, правила написания


Что такое рецензии? Это жанр в журналистике, который включает в себя разбор литературного (художественного, кинематографического, театрального) произведения в письменном виде, содержит отзыв и критическую оценку рецензента. В задачу автора рецензии входит объективное описание достоинств и недостатков разбираемой работы, её стиля, мастерства литератора или режиссёра в изображении героев. Для обоснования своей точки зрения приводятся цитаты. Характеризуется небольшим объёмом и лаконичностью.

Характеристика рецензии

Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра:

  1. Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку.
  2. В зависимости от цели написания, могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный.
  3. Типом речи является рассуждение.
  4. Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.

Существует несколько основных принципов рецензирования:

  1. Для этого жанра характерен глубокий анализ текста, аргументация со ссылкой на содержание произведения, краткие выводы о его основной идее.
  2. Качество проводимого анализа зависит от уровня и способностей рецензента.
  3. Рецензент должен выражать свои мысли рационально и логично, без использования эмоционально окрашенных реплик.
  4. Преимуществами автора рецензии являются: эрудиция, высокий уровень подготовки, языковая культура,

План написания рецензии

Как должна выглядеть рецензия? Образец написания или план работы должен содержать в себе:

  1. Обязательное вступление с данными рецензируемого произведения: кто создатель, какой проблеме оно посвящено, почему эта тема актуальна. Важно правильно определить цель и задачи, которые ставит перед собой автор.
  2. В основной части затрагиваются вопросы о том, что находится в центре внимания работы, на чём делается акцент. Рецензент даёт оценку содержанию и форме художественного текста.
  3. Далее следует перейти к описанию недостатков произведения, раскрыть недоработки его автора.
  4. В заключении даётся обобщённый анализ работы, делаются основные выводы.

Что такое рецензия на книгу?

Пытаясь найти ответ на вопрос о том, чем рецензия на книгу отличается от других видов, нужно определить основную цель написания подобных работ. Для литературного произведения очень важна критика и объективная оценка, особенно для новинок, о которых ещё ничего не известно рядовому читателю. Именно рецензии позволяют оценить книгу перед покупкой. Они могут быть внутрииздательскими (написанными для редактора) или внешними (появившиеся после издания). Не нужно путать эти работы с отзывами, где присутствует только личное отношение к произведению.

Существует несколько типичных ошибок в написании книжной рецензии:

  1. Подмена анализа сюжета его кратким пересказом.
  2. Отсутствие аргументации и цитат при оценке работы.
  3. Перегрузка второстепенными деталями в ущерб основному содержанию.
  4. Акцентирование внимания на идейных особенностях, а не эстетике текста.

При оценке художественного произведения нужно обращать внимание также на убедительность и новизну проблематики текста. Важно, чтобы в работе выделялось место для обсуждения человеческой ценности и принципов построения общества.

Что такое рецензия на фильм?

Чтобы написать рецензию на кинематографическое произведение, его пересматривают минимум дважды. После первого просмотра на бумаге фиксируются впечатления от сценария, актёрской игры и спецэффектов. Лучше приступать к работе сразу же, со свежими ощущениями. Затем нужно поискать информацию о режиссёре, исполнителях главных ролей, их основных достижениях и наградах.

План рецензии на фильм

Чтобы понять, что такое рецензии на кинематографические произведения и как их лучше всего писать, нужно заранее составлять план со следующими пунктами:

  1. Краткое содержание кинокартины.
  2. Впечатления рецензента от просмотра.
  3. Оценка актёрского мастерства, проработки персонажей, режиссёрской и операторской работы.
  4. Рекомендации, позволяющие читателям понять, стоит ли смотреть этот фильм.

Еще несколько пояснений, что такое рецензии и какие задачи они должны выполнять: автору нужно описать плюсы и минусы картины, указать на символизм тех или иных эпизодов, которые рядовому зрителю трудно понять самостоятельно. Отдельно можно написать о пейзажах и интерьерах, на фоне которых происходят события, о работе костюмера и точности в передаче деталей, особенно если кино историческое.

Перед тем как опубликовать свою работу, её желательно 1-2 раза перечитать вслух, с перерывами в 20-30 минут, что даст возможность избежать многих ошибок и поправить стилистику текста. Эти небольшие рекомендации помогут будущим авторам в понимании того, что такое рецензии, и позволят сделать запоминающийся и полезный анализ литературного или кинематографического произведения.

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.

Виды рецензий

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

Уровни рецензий:

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;
2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;
3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.
Рецензия второго уровн я позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия;
- анализ его формы и содержания;
- особенности композиции;
- мастерство автора в изображении героев;
- индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
- основная мысль рецензии;
- актуальность тематики произведения.

Советы как писать рецензию

В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;
На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;
В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;
Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;
В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;
Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;
Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.

Типичные ошибки в написании рецензии

Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
Подмена рецензии комментарием или отзывом;
Отсутствие аргументации;
Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
«Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
Неясность позиции рецензента;
Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Примерный план рецензии (порядок пунктов произвольный)

1. Библиографическое описание произведения:

б) для фильма, спектакля – название, режиссер-постановщик, театр (что вы о нем знаете), в каком году был поставлен спектакль, фильм.

3. Сюжет произведения, наиболее яркие эпизоды (объяснить выбор).

5. Особенности жанра и композиции.

6. Оценка мастерства изображения героев, игры актеров.

7. Проблематика произведения, его актуальность и значение.

8. Писательские приемы, режиссерские находки (творческие интерпретации, впечатления от оформления сцены, музыкального сопровождения, спецэффектов).

10. Личные впечатления рецензента (должны прослеживаться на протяжении всей работы; совпали ли ваши ожидания с прочитанным, увиденным). Ещё один вариант плана написания рецензии:

1) Какое общее впечатление от спектакля? Совпали ли ваши предыдущие представления о персонажах с теми, которые вы получили от игры актеров?

2) Как актерский ансамбль сумел передать основную тему и идею пьесы?

3) Кто из актеров наиболее убедительно, оригинально сыграл свою роль? Если вы видели этого актера в другом амплуа, то что, на ваш взгляд, ему больше импонирует?

4) Что показалось не очень сценичным, тусклым в сыгранных действиях комедии?

5) Чего больше – трагического или комического – вы увидели на сцене?

6) Если раньше видели этот спектакль в исполнении актеров другого театра, в постановке другого режиссера и других исполнителей, то сравните игру.

7) Как сценическая обстановка (костюмы, декорации, свет, бутафория), музыка помогают усиливать впечатления от спектакля?

8) Спектакль в целом – удача актерского коллектива и режиссера.

Обратите внимание!

Необходимо различать такие жанры сочинения, как рецензия и отзыв.

Отзыв – впечатление, которое произвели книга, фильм, спектакль. В отзыве высказывается мнение о сюжете и героях произведения, но отсутствуют детали разбора.

Рецензия – критический отзыв о книге, фильме, спектакле, содержащий анализ и развернутую оценку, основанную на личных впечатлениях. В рецензии выражается свое отношение, анализируются достоинства и недостатки произведения, особенности композиции, авторские приемы изображения героев и событий, прослеживаются особенности жанра, конфликта, речи и т.п.

Отзыв

Рецензия

Особенности

жанра

Развернутое высказы­вание эмоциональ­но-оценочного харак­тера о произведении искусства, содержа­щее мнение и аргумен­тацию пишущего от­зыв

Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе кото­рого - анализ художест­венного произведения в единстве его содержания и формы

Цель

1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

2) То же, что в отзыве

Особенности подхода

Система аргумента­ции основана на лич­ном читательском опыте, вкусе и пред­почтениях.

Литературные герои, как правило, рассмат­риваются как челове­ческие характеры, ти­пы; дается оценка с морально-этических, нравственных пози­ций, взаимоотноше­ний персонажей, их поведения. Вывод от­ражает жизненную позицию автора сочи­нения, его личност­ные качества, отно­шение к тем или иным сторонам жиз­ни, нашедшим вопло­щение в литератур­ном произведении

В рецензии преобладает не эмоционально-субъектив­ная (понравилось - не по­нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследова­тель. Предметом исследова­ния является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.).

Самостоятельность мышле­ния автора рецензии опреде­ляется не столько формой высказывания («я ду­маю...», «по моему мне­нию...»), сколько индивиду­альностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоци­аций, убедительностью ар­гументов.

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особен­ности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический ха­рактер, а может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье

Построение

I. Повествование о чи­тательских пристрас­тиях автора сочине­ния, истории его зна­комства с данным произведением, про­цессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулирует­ся оценка прочитан­ного.

II. Рассуждение, в ко­тором обосновывает­ся, аргументируется высказанная оценка:

2) обзор (не пересказ!) изображенных авто­ром событий, наибо­лее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их учас­тия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства ав­тора сочинения в свя­зи с прочитанным).

III. Обобщение, в ко­тором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведе­ниями того же автора, высказывается наме­рение продолжить знакомство с его твор­чеством, содержится обращение к потенци­альным читателям и т. п.

I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, твор­чество автора - заметное явление литературы, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения, юби­лей автора и т. д.). Максимально точное указа­ние на 1-е издание произве­дения. Тезис-предположе­ние об историко-культур­ной ценности исследуемого текста.

II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

1) Анализ названия (семан­тика, аллюзии, ассоциации).

2) Способ организации по­вествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль. 3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета.

5) Другие средства выраже­ния авторской позиции (ав­торская характеристика, ли­рические отступления, пей­заж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности автор­ского стиля и метода. III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

Хотите узнать, что такое рецензия? Лучше всего об этом расскажет эта статья, автор которой - известный ученый А.А.Тертычный. Многие поколения журналистов обучаются жанрам журналистики по его книгам. В этой статье - подробное описание жанра рецензии, того, что это такое, как писать подобные тексты. Опираясь на полученные знания, Вы можете попробовать написать рецензию на фильм, книгу, игру.

Слово "рецензия ” латинского происхождения и в переводе означает "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении ху­дожественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его - выразить отно­шение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецен­зии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что пред­метом рецензии выступают не непосредственные факты действи­тельности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зари­совки, репортажи и т. п., а информационные явления - книги, бро­шюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей иди искусствоведческим иссле­дованием (вспомним "Что такое обломовщина?” Н. Добролюбова, "Базаров” Д. Писарева).

Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культур­ной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невоз­можно в силу ограниченности возможностей СМИ. Поэтому рецензи­руются как правило наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и "скандальные” произведения, то есть задевшие чем-}