Полковник берг война и мир. Cочинение «Характеристика образа Берга


JI . Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

______________________________________________________________________________________________________________________

Цель:

ž на материале романа JI. Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;

ž через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;

ž совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

Умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

ž формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

♦ Как группируется система образов в романе-эпопее?

♦ Как посредством портретной характеристики JI. Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

Слово учителя

В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души. Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI. Н. Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,- это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа. Семья Бергов - идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

ž Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа. Семья Курагиных - стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

ž Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

ž Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа. Семья Ростовых - стиль отношений в семье , основная черта всех Ростовых, единодушие в семье - залог счастья всех её членов.

ž Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI. Н. Тол­стого?

ž К какому типу семьи примыкают Ростовы?

ž Что значит для них родительский дом?

ž В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

ž Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа. Семья Болконских - идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

ž Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

ž Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

ž Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

ž Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

ž Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

ž Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,- материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли - в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.

Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,- расплата за его деспотизм. Бол­конский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - лю­бят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Мо­жет быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых . На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия , добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие , стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

2. Обобщение учителя

- «Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины - только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,- считает А. Яшин.

Наше время - особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья - это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

ž Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

ž Какая же семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

VI. Домашнее задание

2. Опережающие задания

1- Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше...».

2- Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Задачи:

  • обучающая – синтез и углубление знаний об образах героев романа;
  • развивающая – развивать навыки мыслительной деятельности;
  • воспитывающая – воспитать стремление познать себя, любовь к литературе и искусству слова.

Виды работы с учащимися:

  • групповая
  • коллективная
  • индивидуальная.

Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.

Ход урока

Сущность её жизни – любовь…
Л.Н. Толстой.

I. Оргмомент

(проверка готовности к уроку).

II. Слово учителя.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…

Л. Н. Толстой.

Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.

Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.

III. Реализация домашнего задания.

Беседа (выступление по группам).

А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

А что же означает это великое слово «любовь»?

Для этого внимательно посмотрите на экран.

«Любовь» - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

«Любовь» - состояние любящего, страсть, привязанность.

А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.

Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) – «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка,..-… и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке». «Дядюшка пел так, как поет народ…» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) – и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. « А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».

Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

- Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен Курагина никогда никого не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет стыда, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»

- Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее,… - олицетворявшее вполне его мечты о счастье». Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

- Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.

Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

- В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовала его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьезности их чувств.

- Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.

- Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.

- Какое место в жизни героев занимает любовь?

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир». В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими. Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.
В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Одной из таких линий является пара Берга и Веры Ростовой. Берг – не очень знатного происхождения офицер, служащий, в основном, в штабе, который, оказываясь в нужное время в нужном месте и заводя нужные, выгодные ему знакомства, далеко продвинулся по службе.. Берг так долго и с такой значительностью рассказывает всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что в конце концов получает две награды за одно ранение. А на финляндской войне он также «отличается»: поднимает осколок гранаты, которым, был убит адъютант подле главнокомандующего, и подносит этот осколок начальнику. Он тоже настойчиво пересказывает всем этот случай, пока и за финляндскую войну не получает две награды. Берг, согласно классификации Толстого, принадлежит к «маленьким наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников. Толстой отказывает ему в каком-либо почете, в каком либо поощрении. У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», даже во время Отечественной Войны 1812 года Берг не вместе с народом – он, скорее, против народа. Берг пытается выжать из войны максимум: когда все покидали Москву перед пожаром, и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненных, Берг скупает мебель по дешевым ценам.
Вера старшая дочь в семействе Ростовых. Единственный ребенок, которого Ростовы решили воспитывать по существующим тогда канонам: у французских учителей. В результате Вера получилась совершенно выпадающей из дружной, теплой семьи Ростовых, где главенствовала любовь. Даже от одного ее появления в комнате, не говоря уж о том, когда она вступала в разговор, всем становилось неловко. Не удивительно: хоть она была и красивой девушкой, регулярно посещавшей светские балы, первое предложение ей сделал Берг, когда Вере было уже 24 года. Ростовы смутились, так как Берг не имел знатного происхождения. Однако был риск, что новых предложений выйти замуж Вере не поступит, и согласие на брак было дано. Однако и тут нужно отметить Берговскую меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданного 20 тысяч рублей наличных и еще вексель на 80 тысяч. Вообще, Берга можно сравнить с Грибоедовским Молчалиным. Мещанство Берга не знало границ.
Брак Берга и Веры получился под стать характеру Берга: во всем было постоянное заимствование: Берг был очень обрадован, увидев на жене платье точь-в-точь как у княгини Юсуповой. Молодожены давали приемы, каждый из которых ничем не отличался от предыдущего. Несмотря на внешнюю любовь друг к другу, Вера и Берг оставались эгоистичными: любой визит очередного высокопоставленного гостя каждый из них считал своей личной заслугой. Каждый из них считал свою половинку слабой, глупой беспомощной и упивался своим иллюзорным превосходством. У Берга и Веры не было никакой естественности. Когда Толстой, считающий брак Наташи и Пьера идеальным, называл Наташу самкой, он подчеркивал ее естественность, близость к природе. У Веры этого ни в малейшей степени не было. Даже к такой вещи, как детям они относились противоестественно. «Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей». Дети считались Бергом обузой, они противоречили его эгоистическим взглядам – Вера его полностью поддерживала, добавляя «Да, я совсем этого не желаю. Надо жить для общества».
Итак, у Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности, ни доброты, ни каких либо прочих добродетелей, так важных для гуманиста Льва Николаевича Толстого. Поэтому они никак не могут быть названы идеальной парой.

JI . Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

______________________________________________________________________________________________________________________

Цель:

    на материале романа JI . Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;

    через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;

    совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

Умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

    формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI . Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний

Беседа

    Как группируется система образов в романе-эпопее?

    Как посредством портретной характеристики JI . Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

- В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души. Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI . Н. Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,- это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI . Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

    Работа над темой урока

    Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа. Семья Бергов - идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

    Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа. Семья Курагиных - стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

    Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

    Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа. Семья Ростовых - стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье - залог счастья всех её членов.

    Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI . Н. Тол­стого?

    К какому типу семьи примыкают Ростовы?

    Что значит для них родительский дом?

    В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

    Каковы взаимоотношения родителей и детей?

    Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа. Семья Болконских - идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

    Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

    Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

    Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

    Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

    Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

    Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,- материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли- в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.

Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,- расплата за его деспотизм. Бол­конский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - лю­бят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Мо­жет быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых . На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

    Обобщение учителя

- «Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины - только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,- считает А. Яшин.

Наше время - особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья - это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

    Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

    Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

    Какая же семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

    Домашнее задание

    Опережающие задания

    Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше...».

    Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» фигурируют два второстепенных героя, которые призваны в произведении сыграть отведенную им роль. Это Берг и Вера. Такая пара не слишком построена на безграничной любви друг к другу. Начнем с каждого члена семейства по порядку.

Сам Берг является простым офицером, происхождение которого не особо считается знатным в существующем мире. По жизни персонаж ищет для себя любимого выгоду. Сидя спокойно в штабе, не зная стресса и переутомления, Берг старается появляться там, где ему действительно это на руку. Он для построения успешной карьеры заводит очень выгодные для осуществления собственной цели знакомства. Любит в обществе рассказывать о себе только в ярком свете, забывая и умалчивая некую долю правды. Всегда повествует об участии в Аустерлицком сражении, где сам был ранен, за что получил в итоге две, заслуженные или выманенные, награды. Он постоянно бросается в глаза читателям из-за его темных мыслей и безнравственного поведения.

По мнению Льва Николаевича, Берг относится к типу «маленьких наполеонов», что живут лишь завистью, лицемерием и алчностью. Автор не предоставляет героя в почете и успехе. Нет, ибо у персонажа совершенно отсутствуют патриотические качества и настоящая любовь к своей родине. Теплоты к собственным краям у Берга в душе нет... Это доказывает случай во время Отечественной войны, когда большинство людей не знали, куда деться. В такой период страшно было выходить на улицу, оставить детей без присмотра. Постоянные разлуки, несчастные смерти, одни кровавые боевые действия... В это время, когда мир нуждался в помощи, Берг занимался покупкой мебельной продукции по низкой стоимости...

Вера Ростова... Она является первой дочерью в семействе. Героиня в то время считалась единственным дитя, которого родители отважились отправить на воспитание по тогда существующим устоям к другим представителям. А именно - к учителям французским, отличающихся по укладам жизни русских людей... Оттого ребенок вырос замкнутым и нежизнерадостным... Её нахождение в доме бросалось в глаза, потому что девушка не вписывается в любящую и дружную семью Ростовых, которые просты в общении, жаждут гостей и новых встреч.

Вера существенно отличается от собственного семейства... Она изгой... Даже несмотря на её обаятельную и притягательную красоту, от присутствия Веры в одной комнате с семьей всем становилось совершенно неловко и дико... И долгожданное предложение ей, которое помогло изменить настроения в семье Ростовых, сделал Берг лишь тогда, когда героини исполнилось 24 года... Все вокруг понимали, что выдать за иного человека Веру, возможно, будет непросто. Потому и согласились на замужество.

В результате образовалась новая семья. Семья Бергов. Алчная и эгоистичная. Любой визит к ним высокопоставленного лица считался невероятной заслугой одного из супругов. Но каждый раз случались ссоры из-за того, что ни один не желал уступать другому... Особой любви не было, не могло даже быть... В этой семье один другого считает слабым человеком, не способным за себя постоять. В таком семействе нет гармонии, нет искренних чувств... Нет ничего... Страшно!

Несколько интересных сочинений

  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

    В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. Рыбак. Финляндия (описание)

    На картине Владимира Егоровича Маковского изображен летний день, два человека в лодке рыбачат. Один из них еще совсем маленький, второй старше, похож на дедушку. Они наслаждаются природой

  • Что такое эгоизм? Эгоистичный человек этот тот, который думает только о себе. Кто свои личные интересы ставит над интересами других. Кто не оглядывается на потребности других, и даже не предполагает, что своими действиями

  • Сочинение по произведению Маленький принц 6 класс

    Идёт Вторая мировая война. 1942 год, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери пишет свою сказку «Маленький принц». Она была опубликована в Америке, в Нью-Йорке. Автор был военным лётчиком.

  • Продолжите следующий рассказ: Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный. - Я вчера за полчаса все дрова переколол, - сказал Степа однажды. - Когда ты научился? - спрашиваем мы.