Основными способы профилактики стресса. Методы профилактики стресса


Каждый из нас испытывает стресс по разным причинам, и реагируем на него мы тоже не одинаково. Поэтому не существует универсального метода борьбы со стрессом, который был бы эффективен для всех. Ниже представлены наиболее популярные и эффективные методы, уменьшающие воздействие стрессовых факторов на нашу психику.

Упражнения

Регулярная физическая активность является одним из наиболее эффективных методов преодоления стресса. Во время движения, напряженные мышцы расслабляются, и улучшается кровообращение. Организм усилено питается кислородом. Упражнения улучшают общее самочувствие и позволяют отойти на расстояние от ежедневных проблем.

Хобби

Исследования показывают, что люди, предоставляющие свободное время своему хобби гораздо реже страдают от проблем, связанных со стрессом. Отдавая себя любимым занятиям до конца, мы забываем на мгновение о проблемах и даем организму время на восстановление сил, прежде чем ему предстоит вернуться на поле боя вновь.

Мыслительные техники

Данные методики заключаются в целенаправленной релаксации ума. К мыслительным техникам относятся такие методы, как медитация, гипноз или методы визуализации.

Расслабление тела

Некоторые относят эти методы к физической активности. Но, следует разделять их, поскольку расслабление достигается с их помощью, но по другому принципу. Телесные техники релаксации, например, дыхательные, во время которых контролируется каждый вдох, не подразумевают сильных физических нагрузок. Но, благодаря им мы снижаем уровень напряжения, связанного со стрессом. Другим примером здесь являются методы, заимствованные из дальнего востока, такие как йога или тай-чи.

Разговор

Это, наверное, самый простой метод борьбы со стрессом. Некоторым людям достаточно того, что они расскажут кому-то о своих проблемах, и сразу чувствуют себя лучше. Если ваши проблемы не для посторонних ушей, вы можете попробовать написать их на листе бумаги. Этот метод рекомендуют некоторые психологи, потому, что заботы перенесенные на бумагу легче воспринимать эмоционально, благодаря чему уровень стресса значительно снижается.

Выше описанные методы направлены на преодоление стресса. Однако, следует подумать, что вместо того, чтобы бороться со стрессом, вы смогли бы устранить его причины. Не всякую причину можно ликвидировать, тем не менее, ниже приведены несколько способов, которые, могут снизить уровень воспринимаемого стресса.

Освоение техник управления временем

Огромное количество людей подвергается стрессу из-за коротких сроков и нехватки времени. Как в работе, так и дома, мы все еще живем по часам, держа в голове бесконечный список дел. Существует много методов и средств, позволяющих сохранять контроль над сбегающими в вечность минутами. Изучите основы тайм-менеджмента, и найдите технику в соответствии с вашими требованиями. Это поможет вам спокойно принимать решения в отношении того, что нужно в данный момент делать. Также стоит избавиться от угрызений совести, связанных с тем, что, выбрав одно дело, вы должны отложить в сторону другие.

Поддержание равновесия и баланса

Это совет, наверное, самый трудный для реализации. Он заключается в том, чтобы стараться сохранить баланс между ответственностью и задачами для выполнения и личной жизнью, и иногда оставлять время для себя. Учитесь оставлять суету, и уединившись один на один с собой, отдыхать. Отрыв от повседневной спешки, хотя бы на некоторое время поможет вам взглянуть на многие вещи со стороны, благодаря чему они перестают быть столь всепоглощающим.

Проводите время с семьей и друзьями

Хотя иногда дом и друзья также могут быть источником стресса, для большинства из нас, но, чувство принадлежности и одобрения со стороны близких – это мощный препарат, который дает силы и успокаивает. Получив поддержку от близких людей, мы обретаем новый заряд энергии для того, чтобы сразиться со своим стрессом.

Контролируйте свой ум

Люди, страдающие от чрезмерного стресса, часто имеют навязчивые, возвращающиеся стрессовые мысли. Если вы чувствуете, что по-прежнему упорно думаете о проблеме, хотя и не можете ее в данный момент решить, просто удалите ее из головы. Это нелегко, потому что стрессовые моменты вызывают ситуации, которые небезразличны для нас, и поэтому они остаются в мыслях. Старайтесь переключать свои мысли на что-то другое, если в данные момент не можете ничего предпринять для улучшения ситуации. Лучшим примером является то, что не стоит думать о работе после возвращения домой. Время, после работы, стоит использовать для отдыха и восстановления сил, вместо того, чтобы терзаться из-за завтрашней встречи с начальником.

Методы измерения стрессовой реакции. Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилактического характера, а также методов и средств оперативной регуляции (коррекции) состояний стресса привлекает к себе внимание ученых различных областей научного знания о человеке.

Одним из методов профилактически стресса является измерение стрессовой реакции.

Учеными выделены следующие методы измерения стрессовой реакции.

Химические методы измерения , – например, лабораторный анализ крови на различные гормоны.

Электромиографические методы (ЭМГ) – оценка влияния стрессовой реакции на поперечно-полосатую мускулатуру. ЭМГ может рассматриваться как косвенное определение мышечного напряжения (измеряется электрохимическая активность нервов, иннервирующих ту или иную мышцу). Практическое преимущество использования ЭМГ - регистрации стрессовой реакции состоит в доступности для измерения практически всех мышечных групп.

Гемодинамические способы измерения . Предусматривают оценку влияния стрессовой реакции на сердце и сосудистую систему. Наиболее распространенными критериями оценки здесь выступают периферический кровоток и частота сердечных сокращений.

Электрокожные методы измерения . Заключаются в оценке влияния стресса на электрические характеристики кожи (например, кожно-гальваническое сопротивление – КГС; кожный потенциал – КП).

Психологические методы . Связаны с определением «психологических» эффектов стрессовой реакции.

В 1967 г. учеными Р. Холмсом и О. Рае была разработана Шкала оценки социальной адаптации (Табл. 4). Шкала представлена 42 событиями из жизни человека. Каждое событие «пробаллировано».

При работе со Шкалой испытуемым предлагается пометить галочкой те события из представленного списка, которые им пришлось пережить за последний год. Для того, чтобы получить общий балл, свидетельствующий об уровне социальной адаптации испытуемого, необходимо суммировать количество отмеченных баллов. Общий балл, превышающий 150 единиц, определяется как жизненный кризис. При этом, от 159 до 199 баллов рассматривается как легкий кризис, от 200 до 299 баллов – умеренный кризис, а свыше 300 баллов – серьезный кризис.

Таблица 4

Шкала оценки социальной адаптации

Жизненные события

Показатель

Смерть супруга

Разрыв семейных отношений

Тюремное заключение

Смерть близкого родственника

Собственная болезнь или травма

Вступление в брак

Увольнение с работы

Примирение с супругом

Выход на пенсию

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

Ожидание рождения ребенка

Физиологические проблемы

Появление нового члена семьи

Перемены в бизнесе

Изменение в финансовом положении

Смерть близкого друга

Перемены в характере работы

Изменение количества конфликтов с супругом

Кредит под большие проценты

Лишение возможности погасить кредит

Изменение служебных обязанностей

Сын или дочь покидают дом

Неприятности с родственниками супруга

Выдающиеся личные достижения

Супруг перестает или начинает работать

Начало или завершение учебы

Изменения в условиях жизни

Пересмотр личных привычек

Проблемы с начальством

Изменения в графике или условиях работы

Перемена места жительства

Смена места учебы

Изменения в проведении досуга

Изменения в религиозной активности

Изменения в социальной активности

Изменения в режиме сна и бодрствования

Изменения в количестве общих встреч семьи

Изменения в привычках, связанных с принятием пищи

Отпуск (каникулы)

Большой праздник

Мелкие нарушения закона

Наиболее валидной и достоверной методикой, предназначенной для оценки влияния длительного стресса на структуру личности, по мнению ученых, можно считать Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI). Данный тест состоит из 10 основных клинических шкал:

    Ипохондрия.

    Депрессия.

    Конверсионная истерия.

    Психопатическая девианта.

    Мужественность – женственность.

    Паранойя.

    Психостения (тревожность как черта личности).

    Шизофрения.

    Гипомания (проявление энергии).

    Социальная интроверсия (стремление к одиночеству).

Клиенту (пациенту) предлагается 550 утверждений-высказываний, которые впоследствии, будут оцениваться по матрице в соответствии с обозначенными шкалами.

Определенный интерес представляют Шкала тревоги Тейлора, состоящая из 50 утверждений-высказываний; Шкала субъективного стресса, направленная на изучение ситуационных эффектов, вызываемых у человека стрессом (состоит из 14 описательных выражений, при помощи которых пациент может описать свои субъективные реакции в стрессовой ситуации).

Отечественным ученым Ю.В. Татурой предлагается Тест на интенсивность стресса. В рамках данного теста выделяется четыре группы симптомов стресса.

Физиологические симптомы

Стойкие головные боли;

Неопределенные болевые ощущения;

Нарушение пищеварения;

Спазматические, резкие боли в области живота;

Нарушение функционирования кишечника;

Сердцебиения (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно, часто);

Чувство нехватки воздуха на вдохе;

Тошнота;

Судороги;

Повышенная утомляемость;

Подверженность аллергиям;

Повышенная потливость;

Неосознаваемое сжатие кулаков или челюстей;

Обмороки;

Частые простудные заболевания;

Различные инфекционные заболевания;

Беспричинное возобновление болезненных состояний, имевших место ранее;

Быстрое увеличение или потеря массы тела;

Ощущение покалывания в конечностях;

Мышечное напряжение, частые боли в области шеи и спины;

Кожные сыпи;

Чувство комка в горле;

Двоение в глазах, затруднение при рассматривании предметов.

Интеллектуальные симптомы

Нерешительность;

Ослабление памяти;

Ухудшение концентрации внимания;

Повышенная отвлекаемость;

- «туннельное» зрение (нарушения периферического зрения);

Плохие сны, кошмары;

Ошибочные действия;

Потеря инициативы;

Постоянные негативные мысли;

Нарушение суждений, спутанное мышление;

Импульсивность мышления, принятие поспешных решений.

Эмоциональные симптомы

Беспричинная повышенная раздражительность;

Необоснованное беспокойство;

Подозрительность;

Мрачные настроения, депрессии;

Суетливость в движениях, действиях;

Ощущения напряжения;

Нервная истощенность;

Подверженность приступам гнева;

Циничный, неуместный юмор;

Ощущение нервозности, боязливости, тревоги;

Потеря уверенности в себе;

Уменьшение удовлетворенности собственной жизнью;

Чувство отчужденности;

Отсутствие заинтересованности;

Сниженная самооценка;

Неудовлетворенность работой.

Поведенческие симптомы

Потеря аппетита или переедание;

Увеличение проблем в семье;

Неспособность рационально распределять время;

Избегание дружеских отношений с окружающими;

Неряшливость, неухоженность;

Антисоциальное, девиантное поведение, лживость;

Неспособность к развитию;

Низкая продуктивность деятельности;

- «склонность» к авариям, травмам;

Нарушение сна;

Более интенсивное курение и употребление алкоголя;

Систематическое доделывание работы дома;

Отсутствие времени для отдыха.

Каждый из выше названных симптомов оценивается в 1 балл. Уровень стресса до 10 баллов считается нормой. Более 10 баллов – требующим принятия определенных мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на очень высокий.

Приемы управления функциональными состояниями. Анализ материалов психологических исследований показал, что все стрессовые факторы можно разделить на пять групп:

    Повседневные неприятности (в семье, на работе, в транспорте и т.д.).

    Сложные события периодического характера (неудачи при поступлении в вуз, увольнение с работы, уход на пенсию и т.д.).

    Непредвиденные, неожиданные события, стимулирующие возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (опасная болезнь, трагическая ситуация в семье и т.д.).

    Неприятности, конфликтные ситуации на работе и (или) в семье (несправедливость в отношениях коллег по работе, разлад в семье и т.д.).

    Стихийные бедствия, крупные катастрофы. По мнению ученых, данная группа чрезвычайных обстоятельств создает психотравмирующие воздействия пролонгированного характера, что может в значительной мере изменить образ жизни людей, их сознание, ценностные и мировоззренческие установки и даже личностные характеристики.

Исследуя проблему управления функциональными состояниями в ситуации стресса, ученые выделяют два направления.

Первое направление – профилактическое. Преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта. Профилактическое (превентивное) направление преодоления стресса может происходить за счет изменения стрессорной реакции в результате повышения устойчивости организма и психики к воздействиям стрессора, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функционального состояния после выраженных стрессорных воздействий. Данное направление преодоления стресса имеет, как правило, оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит достаточно генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента).

Второе направление предусматривает решение задачи преодоления стресса у конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности.

Также необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:

1) физиологического – обеспечение двигательного и вегетативного компонентов состояния;

2) психологического – проявление психических процессов, характерологических качеств, особенностей активации, эмоционально-волевой регуляции;

3) поведенческого – точность и скорость выполняемых действий, целенаправленность активности, деятельности в форме речевого и двигательного поведения.

Также, по мнению ученых, можно выделить и социальные формы управления стрессом, к которым, в первую очередь, относятся воспитание личности, формирование ее мировоззрения, целевых установок, ценностных ориентаций, идеалов и т.д.

Классификация приемов управления состоянием психологического стресса. Как отмечалось выше, зарождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъективных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических, физиологических, профессиональных и пр.) особенностей конкретного индивида.

К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экстремальные воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и других характеристик окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов обусловливается особенностями внутреннего мира индивида, его субъективной оценкой значимости того или иного события, степени неопределенности воздействия, уровня морально-нравственного развития личности (ответственность, дисциплинированность и т.д.), развития психологических характеристик (мотивация, способности, воля и т.д.), профессиональных качеств (подготовленность, опыт и т.д.). Совокупность этих факторов предопределяет характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, степень его устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т.д.

В связи с наличием разнообразных условий проявления стрессогенности в субъект-объектных отношениях в различных жизненных ситуациях, своеобразным характером причинно-следственных связей между различными факторами, особенностями механизмов регуляции состояний стресса учеными разработано большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса.

Изучив различные классификации методов и средств управления стрессом, А.Б. Леонова отмечает, что максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса является устранение причин его развития. Вместе с тем, исследователь предлагает две группы способов непосредственного воздействия на функциональное состояние.

Первая группа включает в себя:

Нормализацию режима питания и витаминотерапия;

Формакотерапию;

Рефлексотерапию;

Функциональную музыку и цветомузыку;

Коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

Вторая группа предполагает:

Самогипноз;

Нервно-мышечную релаксацию;

Сенсомоторную тренировку;

Аутогенную тренировку;

Гимнастику и массаж;

Специальную подготовку и обучение;

Поведенческую психотерапию;

Групповой тренинг.

Перечисленные способы предполагают использование вербальных, невербальных, аппаратных, контактных, дистантных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием.

Такие ученые, как В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов предлагают также все методы регуляции психологических состояний делить на две группы:

1 – методы оперативного управления состоянием;

2 – методы программного (имеется в виду заранее запланированное) воздействия и управления.

Внутри каждой группы выделяются четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния.

Первый класс (методы психической регуляции):

Аутогенная тренировка;

Специальные приемы регуляции;

Самоконтроль-саморегуляция;

Музыкотерапия;

Аромофитоэргономика.

Второй класс (методы психофизиологической регуляции):

Физические упражнения;

Рефлексотерапия, рефлексопрофилактика;

Термовосстановительные процедуры;

Электростимуляция.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы):

Организация рационального режима труда, отдыха и питания;

Активный отдых;

Закаливание;

Регуляция окружающей среды.

Четвертый класс (фармакологические средства):

Адаптогенты;

Неотропы;

Стимуляторы центральной нервной системы;

Транквилизаторы;

Витамины.

Индивидуальная профилактика стресса. Исследованиями ученых установлено, что сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлением, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции.

Как показывают исследования ученых, для того, чтобы поставить стрессу надежный заслон, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методы, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком законов, управляющих работой его собственного организма.

В качестве одного из наиболее эффективных методов ученые предлагают систему психологической саморегуляции .

В основе методов саморегуляции положены следующие практические навыки:

    Расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического). Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Не случайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем. Для того, чтобы достичь состояния расслабления, рекомендуется большим и указательным пальцами хорошо промассировать на обоих ушах мочку. Перед массажем целесообразно нанести на кончики массирующих пальцев немного мятного масла или въетнамского бальзама «Звездочка». Большое значение как фактор индивидуальной профилактики стрессовых состояний имеет и самомассаж всего тела (от макушки головы до кончиков пальцев ног) с небольшим количеством растительного масла. При этом ученые считают, что для большего эффекта снятия стресса людям с холерическим и сангвиническим типом темперамента следует использовать подсолнечное масло; меланхоликам – кунжутное; флегматикам – кукурузное или горчичное. После массаже следует принять горячий душ или ванну, что усилит эффект расслабления. Добиться эффекта расслабления помогут и специальные успокаивающие ванны. В горячую воду предлагается добавлять по 1/3 чашки имбиря и чайной соды или экстракта розмарина. После такой расслабляющей ванны целесообразно в течение 30 минут отдохнуть. Также в целях обеспечения расслабления можно использовать и аромотерапию (использование различных ароматических эфирных масел, таких как бергамотовое, гераниевое, мятное, ромашковое, сосновое и т.д.).

    Успокаивающее дыхание, уравновешивающее душевное состояние человека. Рассматривая проблему индивидуальной профилактики стресса, Ю.В. Татура отмечает: «Научитесь оставаться спокойным и холодным в стрессовой ситуации. Дышите медленно и глубоко и представляйте, что выдыхаете свой стресс наружу» (31; С. 86).

    Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими, что поможет устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями. Здесь имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Как отмечает Ю.В. Татура, если возможно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное. Кроме того, очень важно постоянно осуществлять рефлексию своих мыслей, постепенно заменяя негативные мысли на позитивные, что поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции.

    Создание положительного эмоционального настроя, душевного равновесия. Необходимо помнить, что психологический стрессор всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности). Ю.В. Татура предлагает механизм «избежания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений:

1) Необходимо определить самую сильную эмоцию, которую Вы испытывали в течение последнего времени (в течение последних суток).

2) Необходимо сосредоточиться не этой эмоции.

3) Необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию (что происходило непосредственно перед тем, как у Вас данная сильная эмоция возникла?).

4) Необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию.

5) Необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях.

6) Необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух). Записывайте свои мысли в ситуациях, когда Вы испытываете стресс. Проанализируйте собранную информацию. Вы можете отметить, что определенные мысли повторяются. Это те стереотипы Вашего мышления, которые вызывают стресс при определенных ситуациях.

7) Установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).

Как фактор повышения стрессоустойчивости ученые выделяют и психологическую разрядку (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции).

Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса ученые выделяют коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогентов типа элеутерококка, золотого корня, заманихи, валерианы и т.д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет (что также очень важно в ситуациях стресса). Не случайно рекомендуется использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, а также для профилактики и даже лечения различных болезней. Также необходимо отметить, что для адаптогентов характерно отсутствие каких-либо отрицательных эффектов и привыкания к ним даже при условии достаточно длительного применения.

Также необходимо помнить, что реакция на стресс во многом обусловливается подходом человека к своему здоровью . Необходимо научиться максимально разумно реагировать на окружающую действительность, а также вести активный и здоровый образ жизни. Снижению стресса будет способствовать позитивное восприятие окружающего мира.

Также как сильнейший стрессовый фактор учеными рассматривается социальная изоляция. Именно поэтому необходимо избегать уединения с проблемами. Не следует стесняться, бояться сказать окружающим о том, что у Вас случились неприятности и в чем они состоят.

Также необходимо учитывать, что долговременный стресс, как и хроническое заболевание, вылечивается намного сложнее. Нельзя позволять конфликтам, которые зачастую являются причиной формирования стресса, затягиваться. Конфликтные ситуации необходимо разрешать как можно скорее. При этом, как считают многие исследователи, очень важно избавиться от раздражения, не затаивать обиды, самим найти способ урегулировать конфликтную ситуацию.

Методом индивидуальной профилактики стрессовых состояний является релаксация . Релаксация – это расслабление. Термин произошел от латинского слова, обозначающего уменьшение напряжения, ослабление, облегчение. В современной психологической науке термином «релаксация» обозначают состояние покоя, связанного с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация, по мнению ученых, выключает или замедляет «внутренние часы» организма человека как функционирующей системы, ограждая его от тревог и волнений.

Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная релаксация возникает, например, во время сна человека, под воздействием транквилизаторов и т.д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению.

Исходя их того, что стресс – это физиологические или психологическое напряжение, а релаксация, – это расслабление, т.е. состояние, прямо противоположное напряжению, навыки быстрого расслабления позволяют быстро и эффективно снижать уровень стресса. Одним из самых надежных способов обучения релаксации является метод нервно-мышечной релаксации, который основывается на взаимозависимости между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Если научиться правильно снимать избыточное мышечное напряжение, можно научиться и управлять своими эмоциями.

Обучение релаксации, как правило, осуществляется в три этапа. На первом (базовом) этапе необходимо научиться целенаправленно расслаблять все мышцы в максимально удобных, комфортных условиях при отсутствии помех.

Второй этап – обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью (при чтении, письме и т.д.).

На третьем этапе необходимо научиться отслеживать напряжение разных групп мышц при различных эмоциональных состояниях (волнении, страхе, гневе и т.д.) и при помощи мысленной команды, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы.

Учеными (медиками, физиологами) разработано множество комплексов упражнений, которые позволяют в считанные минуты полноценно отдохнуть, забыть обо всех проблемах, найти нужное решение в критической ситуации.

Как пример приведем несколько таких комплексов.

Комплекс упражнений 1

    Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение с ускорением, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Осуществляйте при этом рефлексию своих ощущений.

    Зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд; затем – расслабьте (тоже на 10 секунд).

    Наморщите нос на 10 секунд.

    Крепко сожмите губы, расслабьте.

Комплекс упражнений 2

Сядьте удобно, руки сложите на коленях, ноги поставьте на пол, найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить внимание.

    Закройте глаза. Снова просчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, что с каждым выдохом уменьшается и, наконец, полностью исчезает напряжение.

    Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в теплые пастельные цвета. С каждым выдохом цветной туман сгущается, постепенно превращаясь в облака.

    «Плывите» по этим облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. Дышите медленно, спокойно, отгораживаясь от всех Ваших волнений и проблем при помощи воображения.

Данный комплекс упражнений очень эффективен при стрессе. Первую неделю целесообразно считать от 10 до 1. Вторую – от 20 до 1. Третью – от 30 до 1 и т.д. постепенно доведя счет до 50.

При выполнении медитационных и релаксационных упражнений необходимо строго придерживаться режима времени. Их выполняют от 10 до 30 минут (не более).

Как метод индивидуальной профилактики стрессовых состояний ученые предлагают использовать и гипноз . Как показывают результаты клинических исследований, процессы внушения (в том числе и с помощью самовнушения и самогипноза) могут наделять человека огромной силой (как физической, так и моральной), которая поможет человеку справиться со сложными, проблемными ситуациями. Гипнотические воздействия могут привести к высвобождению чувств, мыслей, воспоминаний (исследования С. Криппнер, В.А. Райков, О.К. Тихомиров и т.д.). Рядом ученых проведены исследования по активации творческих способностей человека в состоянии гипнотического транса. При этом были получены весьма ощутимые результаты. В состоянии гипноза у человека как бы высвобождались резервные, потенциальные возможности, повышались самооценка и уверенность в своих силах (что не всегда присуще людям в обычном состоянии). Именно гипноз, в данном случае, способствовал программированию мозга человека на достижение определенных результатов, изменению негативного жизненного опыта на позитивный и т.д.

Вопросы для самоконтроля

    В чем специфика методов изучения стрессовой реакции?

    Назовите основные группы стрессовых ситуаций?

    В чем сущность направлений противодействия стрессу?

    Охарактеризуйте способы воздействия на стресс (согласно подхода А.Б. Леоновой)?

    Раскройте специфику методов психологической саморегуляции как форму психологической защиты от стресса.

    Каковы сущностные особенности релаксации как метода индивидуальной профилактики стресса?

    В чем особенности гипноза как метода профилактики стрессовой реакции?

Состояние стресса знакомо всем, от новорожденного до немощного старика. Самый первый стресс, испытываемый в момент появления на свет, нам не подвластен.

В сознательном возрасте, мы вполне можем им управлять: впускать или нет его в свою жизнь, регулировать заряд от положительного до отрицательного, степень накала страстей и их длительность. Не зря мудрые китайцы обозначили это явление двумя иероглифами: опасность и возможность .

Ганс Селье, канадский физиолог самым первым дал определение стрессу. Он разделял его на положительный и отрицательный:

  • положительный умеренной силы улучшает внимание, заряжает человека позитивной энергией, укрепляет иммунитет, повышает заинтересованность в достижении цели, наполняет жизнь яркими эмоциями.
  • отрицательный , напротив, готовит организм к борьбе с опасностью - в этом его основное биологическое назначение. По мнению Селье, сильная негативная встряска нервной системы может дать толчок многим серьезным болезням и преждевременному старению.

Его точка зрения подтверждается как статистикой:

7 из 10 случаев инфаркта миокарда, вызываются психоэмоциональными перегрузками,

так и наукой:

австралийские ученые из Института Гарвана (Сидней) установили, что человек, живущий в состоянии длительного стресса, открыт для вирусов и инфекций, происходит усиленная выработка гормона нейропептида Y, нарушающего защитные функции организма.

Последствия стресса:

общее ухудшение здоровья и , развитие депрессивных состояний, фобий и других психических нарушений. У человека ухудшаются отношения с окружающими людьми, может возникнуть наркотическая или алкогольная зависимость. Возможны попытки суицида.

Что происходит с организмом во время стресса?

Владислав Можайский, врач-психотерапевт так описывает это состояние: наш организм состоит из множества мельчайших клеточек, внутри каждой из них - своя определенная среда. Представьте, что в момент стресса эта среда превращается в соляную кислоту.

Организму очень сложно справиться с таким огромным количеством вредных биохимических веществ и ферментов. Поэтому их выброс неизменно происходит в кровь и лимфу.

Сигнал об опасности поступает в мозг и под воздействием гормона стресса кортизола и гормона действия адреналина организм мобилизует все свои ресурсы:

  • резко повышается мышечный тонус, все тело как бы сжимается, готовясь к прыжку или бегству, что дает колоссальную нагрузку на сердце
  • ускоряется сердечный ритм,
  • мы теряем аппетит, т.к. пищеварение замедляется,
  • , подымается давление,
  • повышается свертываемость крови.
  • кровь отливает от мозга, мы медленнее соображаем, хуже слышим и видим,

Результатом таких изменений в организме могут стать потеря сознания, рвота, приступ удушья, диарея. У людей среднего возраста высок риск инсультов и инфарктов.

Как накапливается стресс

Стрессы мы испытываем в течение всей жизни:

  • взрослея - любое проявление индивидуальности наталкивается на ограничения «нельзя», «так не делают», «ты должен себя хорошо вести» и тому подобные. Это порождает возмущение и нервную реакцию, причем, чем младше возраст, тем искреннее и быстрее реакция.
  • В сознательном возрасте, мы уже сами себя кодируем на стресс : «я обязан», «я должен», «мне необходимо» и другими.

Такие установки неизменно создают излишнее нервное напряжение, хочется успеть много и прямо сейчас, но времени не хватает, мы начинаем отрывать недостающее время у детей, у семьи, у любимого хобби. Жизнь обретает бешеный ритм, накапливается нервная, а значит и мышечная усталость, мы теряем самоконтроль над эмоциями, можем вспылить, сорваться, рассердиться или разразиться неуместными слезами или смехом.

Чтобы не подвергать свое здоровье стрессовым встряскам, необходимо следить за своим эмоциональным состоянием, за уровнем тревожности, .

Если такая мелочь, как не вымытая посуда вызывает волну возмущения, а потеря ключей или размолвка с мужем кажутся концом света стоит задуматься: по плечам ли вам тот груз ответственности и обязанностей, который вы на себя взвалили?

По статистике наиболее подвержены стрессам женщины от 30 лет до 40 ,

находящиеся в возрасте так называемой «наибольшей тревожности». В этот период жизни им приходится решать одновременно несколько приоритетных задач: дети маленькие и требуют много внимания, родители состарились и им необходима забота и уход, карьера на пике построения и тоже отнимает львиную долю сил и энергии.

Спровоцировать стресс могут:

  • длительное нервное напряжение ,
  • постоянное психологическое давление,
  • депрессивные состояния,
  • физическое истощение - бессонница, авитаминоз, недоедание, бесконтрольный прием психотропных веществ.

Способы профилактики стресса

Любой стресс будет длиться ровно столько, сколько мы позволим ему быть в нашем сознании.

Спонтанная реакция. Универсального лекарства против стресса не существует. Но, если вам все же не удалось избежать сильного нервного срыва, то не сдерживайте своих эмоций, прислушайтесь к себе, ваш организм сам подскажет, какое лекарство для него подойдет.

Посмотрите на поведение животного, которое испугалось хищника, оно убегает, т.е. ДВИГАЕТСЯ!!! Посмотрите, как реагирует ребенок, когда ему не нравится что-либо - очень ЭМОЦИОНАЛЬНО: или плачет, или кричит, или корчит рожи.

Реакция непосредственная и спонтанная - самая первая и нужная помощь самому себе!

Меняем отношение к ситуации. Понижайте значимость события или ситуации, вызывающих психическое напряжение: «Это еще не конец света!», «Могло быть и хуже», «Все, что ни делается - к лучшему!» Такими мыслями вы создаете в мозге доминирующий очаг возбуждения, который тормозит и замещает прежний.

Умейте отказывать. Очень часто причиной срыва служит неумение отказывать, в результате на работе на вас взваливают помимо основных обязанностей кучу дополнительных, а друзья, пользуясь вашей добротой, обременяют вас своими проблемами.

Обещая что-либо, начиная любое дело, оставляйте себе лазейку, не обнадеживайте собеседника на 100%. Ведь будущее никому не известно и программировать его сложно. Всегда существует высокая вероятность, что обещанное выполнить вы не сможете.

Не взваливайте на себя большую ответственность, возьмите на вооружение такие словосочетания, как «я подумаю», «я перезвоню при случае», «постараюсь, но обещать не могу», «я это выполню, если будет возможность» и тому подобные.

Это позволит снизить психоэмоциональное напряжение в случае неудачно складывающихся обстоятельств.

Ищите помощников , не тащите весь груз сами. Разделите объем работы с коллегами, домашние дела с домочадцами, не старайтесь все делать самостоятельно. Признаться в том, что вам физически сложно справляться одному, вовсе не стыдно.

Составляйте списки , планируйте свой день заранее. Выбирайте приоритетные дела, перенесите назавтра те, что могут подождать. Не стремитесь решить все и сразу. Такое стремление ничего хорошего не принесет, а вот усталости и напряжения нервов добавит. Из-за того, что запланированные дела не выполняются, растет недовольство собой, что становится причиной раздражительности и конфликтов с окружающими.

Как совладать с тревогами

Разделите тревоги на три группы:

  1. «Тревожные звоночки». Эти проблемы требуют безотлагательной реакции.
  2. Тревоги-напоминания о не устраненных проблемах.
  3. Грядущие проблемы. Предчувствия угроз в будущем.

Тревожные звоночки заслуживают серьезного отношения. Если ты чувствуешь дым и беспокоишься о возможном скором пожаре, то отбрось все свои дела и займись вплотную решением этой проблемы.

Тревогам-напоминаниям типа «поздравить папу с профессиональным праздником», «завтра у сына плавание, не забыть!», «сдать вещи в химчистку» место в ежедневнике. Не забивайте свою голову, пользуйтесь записными книжками, компьютерами, напоминалками в телефоне.

Грядущие проблемы достойны вашего внимания, но не подчиняйте им свою жизнь, не впускайте страхи заранее. Выделите время, когда вы сможете спокойно размышлять о предстоящих рисках с деньгами, с работой, с бизнесом. Размышлять и искать конструктивное решение. Не позволяйте себе постоянно мусолить эти темы в мыслях. Готовьтесь к проблемам, не паникуя. Продумывайте свои действия наперед спокойно, не растрачивая свои душевные и умственные ресурсы на то, что устранить не в вашей власти.

Контроль мыслей.

Часто толчком для переживаний может послужить мысль, пришедшая на ум спонтанно. Если вы заметили, что который раз на дню по одному и тому же поводу нервничаете, задайте себе вопрос: «Эту ситуацию я могу изменить?» Если нет, то выбросьте повод для беспокойства из головы, заставьте себя переключить внимание на что-нибудь другое, .

Принятие решений.

Пытаясь принять самое правильное решение, не перенапрягайтесь. Любое решение требует затрат интеллектуальных ресурсов. Если решения о переезде на жительство в другой город, рождении ребенка, заключении брака тщательно и долго обдумываются - это нормально. Но, выбирая между «вольво» и «саабом», не давайте себе больше нескольких дней на размышления. Мороженое, ванильное или шоколадное, одинаково вкусное.

Старайтесь видеть в любой ситуации светлые стороны, не зацикливайтесь на неприятностях, и они быстрее уступят место радостным событиям.

Позитивное восприятие жизни не только помогает избежать , но и способствует более высокому качеству жизни.

Желаю вам хорошего настроения и бодрости духа!

Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

Источники: malahov-plus.com, А. Леонова и Д.Костикова «На грани стресса / В мире науки» 2004г., Селье «Стресс без дистресса».


Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Методы профилактики стресса

Методы профилактики стресса

Образом жизни конкретного человека являются все его действия в течение дня, месяца и вообще всей жизни. В понятие образа жизни входит множество составляющих, в том числе как он начинает свое утро, трудовую деятельность, характер питания, физическая активность, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое. Образ жизни зависит от каждого конкретного человека, будет ли он здоровым, активным или нездоровым, пассивным. Существует 3 других метода.

Противострессовая переделка дня. В повседневной жизни многие из нас регулярно допускают одну и ту же ошибку: вернувшись домой после интенсивной трудовой или учебной деятельности, мы продолжаем находиться в состоянии возбужденности, нервозности и дома. В результате даже те члены семьи, у которых был относительно спокойный день, подвергаются воздействию тех стрессовых факторов, от которых не смог отрешиться один из них. Дома каждый хочет и должен быть самим собой и не должен мешать это делать другим членам семьи. Домашний очаг должен быть для человека самым комфортным местом, он должен быть в этом всегда уверен. Помня об этом, несложно понять, что привычка приносить домой стресс разрушает семью, превращает домашний очаг в еще одно поле битвы и дополнительно усугубляет стрессовую ситуацию. Поэтому, приходя домой после трудового дня, насыщенного различными событиями, желательно потратить небольшое количество времени (10–15 мин) на релаксационные упражнения.

Примеры релаксационных упражнений

1. Необходимо сесть в кресло, расслабиться и спокойно отдохнуть, ни о чем не задумываясь. Если нет возможности сесть в кресло, можно поудобнее сесть на стул, приняв релаксационную «позу кучера».

2. Медленно, делая акценты на каждом этапе действий, заварить крепкий чай или сварить ароматный кофе, в зависимости от собственных предпочтений. Растянуть процесс употребления напитка на 10 мин, смакуя и ни о чем серьезном не размышляя в этот момент.

3. Включить любимую музыку и послушать ее, закрыв глаза, отдавшись приятным воспоминаниям.

4. Принять ванну, она не должна быть горячей, температура ее должна быть комфортной. Если человек привык использовать ароматические соли, можно их добавлять, предварительно ознакомившись с особенностями действия именно этих солей, они не должны быть возбуждающими.

5. Погулять на свежем воздухе, желательно, чтобы окружающий пейзаж был приятен глазу.

6. Надеть спортивный костюм и кроссовки и сделать небольшую десятиминутную пробежку.

Перечисленные упражнения элементарны, какому из них отдать предпочтение, зависит от личных особенностей, вкусов и пристрастий, но любое из них поможет справиться со стрессом, так как переключает внимание и мысли на другой вид деятельности, хотя бы на короткий промежуток времени.

Первая помощь при остром стрессе

Острый стресс развивается в том случае, если человек неожиданно оказался в стрессовой ситуации (взыскание на работе, нелицеприятное высказывание сослуживца, ссора дома, неожиданное известие о болезни или другой неприятности кого-то из близких). На первом этапе человеку необходимо понять, что у него начинается стресс, только после этого он сможет начать осознанные действия по предотвращению его дальнейшего развития. Волевым усилием необходимо приостановить собственное дальнейшее вхождение в стрессовое состояние. Для выхода из состояния острого стресса необходимо подобрать индивидуальный метод самопомощи. В большинстве случаев те, кто использует такие приемы, имеют универсальный метод для различных стрессовых ситуаций. Зная такой способ и будучи в нем уверенным, человек в критической ситуации сможет быстро сориентироваться и эффективно помочь себе.

Ниже даны наиболее распространенные приемы самопомощи.

1. Противострессовое дыхание. Сначала глубокий вдох через нос, после глубокого вдоха задержать дыхание на 1 с, после чего сделать длинный медленный выдох.

2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, облизать губы, расслабить плечи, глядя в зеркало, сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела, при этом помнить, что лицо и тело выражают эмоции, мысли, внутренне состояние.

3. Попав в состояние острого стресса, сознательно постараться притормозить немедленную необдуманную реакцию, затем внимательно оглядеться вокруг, тщательно осмотреть окружающее помещение. При осмотре обращать внимание на мельчайшие детали, даже если они хорошо известны. Медленно, не торопясь, необходимо мысленно перебрать все предметы один за другим в определенной последовательности (по величине, по цвету или по любому другому признаку). Все внимание должно быть поглощено такой «инвентаризацией». Мысленно необходимо проговаривать описания того, что является предметом «инвентаризации»: «коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т. п. В результате таких действий человек отвлекается от внутреннего стрессового напряжения, сосредотачиваясь на конкретном предметном и образном восприятии окружающей действительности.

4. Использовать любую возможность, чтобы покинуть территорию, где произошел стресс, перейти в другое помещение, где нет людей, или выйти на свежий воздух, т. е. очутиться там, где можно спокойно подумать, чтобы при этом никто не отвлекал и не был свидетелем размышлений. После этого необходимо сменить обстановку.

5. Если позволяет ситуация, необходимо заняться совершенно другой деятельностью, чем та, которой человек был занят в момент возникновения стресса. Подойдут стирка белья, мытье посуды, уборка. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенная связанная физическим трудом, выполняет функцию громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включить успокаивающую музыку, ту, которая нравится. Слушать музыку нужно внимательно, концентрируясь на ней. Концентрация на чем-либо одном называется локальной концентрацией, она способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

74. Обратиться к любому постороннему человеку, находящемуся рядом, и поговорить с ним на любую тему, не касающуюся стрессовой ситуации. Такой маневр является отвлекающим, он переключает сознание на совершенно иные события и вытесняет эмоции и мысли, связанные со стрессом.

Аутоанализ личного стресса

Для использования этого метода борьбы со стрессом надо научиться определять свои собственные индивидуальные реакции на стрессовую ситуацию и дифференцировать их от других физиологических и психологических проявлений. Самым простым и эффективным методом на данный момент является ведение дневника стрессов. Метод весьма прост и интересен, учитывая, что большинство людей в тот или иной период жизни вели дневники. Однако метод требует некоторого терпения, так как записи должны быть регулярными в течение некоторого периода времени. Ежедневно на протяжении месяца в дневнике отражаются обстоятельства, приведшие к стрессовой ситуации, и собственные ощущения по этому поводу. Для ведения записей лучше отвести определенное время в конце дня и делать записи лучше дома вечером, в спокойной обстановке легче сосредоточиться и припомнить мельчайшие детали, так как в последующем анализе любая незначительная деталь может оказаться важной. Если по каким-то причинам регулярность записей часто нарушается, лучше их не использовать для анализа, так как события, описанные не сразу, а через день и более после их наступления, могут выглядеть недостаточно достоверно. В этом случае написание дневника лучше немного отложить во времени. Анализ записей следует проводить после завершения отведенного времени (месяц или несколько недель). В результате анализа удается выявить факторы, чаще всего приводящие к стрессовой ситуации, особенно если удалось сделать записи сразу после наступления стресса. Далее следует проанализировать и выявить основные признаки стрессового состояния, повторяющиеся чаще всего. У одного и того же индивидуума признаки стресса обычно идентичны независимо от ситуации, приведшей к стрессу: раздражительность, несосредоточенность, рассеянность, дрожь в конечностях, покраснение лица, потливость, чувство нехватки воздуха, сухость во рту и др. Анализ записей поможет также выявить, в какое время суток чаще случаются стрессовые ситуации, происходит это дома, на работе или где-либо еще. В целом дневник стрессов позволяет установить причины, обстоятельства, индивидуальные проявления и другие личностные особенности стресса каждого индивидуума.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса 7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на

Из книги Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам автора Файдыш Евгений Александрович

7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на операторские профессии с учетом их устойчивости к воздействию стресс-факторов

Из книги Как избавиться от стресса и депрессии [Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым] автора Пигулевская Ирина Станиславовна

7.2. Аналитические модели и методы оценки и прогноза информационно стресса Многочисленные исследования, некоторые результаты которых изложены в III главе, свидетельствуют о том, что состояние психической напряженности и стресса может быть следствием выполнения сложной,

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

2.3. Методы профилактики и очистки от СКО, особенности кармического вихря. Говоря о практических методиках обеспечения чистоты и гармонии нашего подсознания, главный акцент должен быть сделан на профилактике образования СКО. Если психика лишена гармонии и целостности, а

Из книги Картина мира в представлении спецслужб от мистики до осмысления автора Ратников Борис Константинович

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Методы аутогенной релаксации в преодолении стресса Если у пациента по предложенным тестам обнаружены высокие показатели, то следует решить вопрос о его психологическом и физическом здоровье. Возможно, в работе с ним нужно использовать когнитивные стратегии

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Из книги автора

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);+

Из книги автора

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса Психологические тесты (бланковые и проективные) В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих субъективно оцененный уровень стресса, а также сопутствующих негативных эмоциональных переживаний –

Из книги автора

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный

Из книги автора

Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции» Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.Вопросы к семинару:1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от

Из книги автора

Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции» Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры». В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то,

Из книги автора

Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса Дыхательные техники Упражнение 6.1. Медитация на дыхании.Сядьте поудобнее, на время отвлекитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйте свое внимание только на потоках воздуха, которые входят в ваши легкие, а затем покидают его в

Из книги автора

Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического

Из книги автора

Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса Одним из направлений профилактики развития стресса является совершенствование трудовой деятельности человека на основе изучения и учета ее психологических закономерностей, роли психических, психофизиологических,

Из книги автора

Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса

Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Несмотря на развитие цивилизации, люди так и не смогли избавиться от факторов, вызывающих стрессы. Проблемы поиска пищи, выживания и защиты от врагов, актуальные для наших далеких предков, сменились на постоянное беспокойство о политической и экономической обстановке в стране и мире, угрозой безработицы, социальной незащищенностью, ростом преступности и терроризма. Даже повседневные проблемы – конфликты на работе и дома, сдача экзаменов, неразделенная любовь, переезд, болезни близких людей – негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Как же бороться со стрессом и можно ли от него защититься?

Термин «стресс» произошел от французского слова «estresse», что означает «угнетенность», «подавленность». Стресс – это состояние повышенного физического или психического напряжения, возникающее под влиянием того или иного фактора.

Канадский ученый Ганс Селье является создателем теории стресса. Он считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса, отвечая на раздражители не только защитной реакцией, но и однотипным физиологическим процессом. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации. Это требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил.

Ганс Селье

Г. Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Г. Селье подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.

Виды стресса

В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

  • Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
  • Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
  • Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.
  • Информационный стрес с возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.

Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.

Чем опасен стресс?

Стрессовые ситуации негативно влияют не только на психологические механизмы, но и на весь организм в целом, приводя к ряду проблем. Стресс вызывает следующие нарушения в организме:

  • повышает риск возникновения заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы;
  • снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
  • вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
  • провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
  • вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
  • разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
  • вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
  • способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.

Способы профилактики стресса

Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют?


Что такое профессиональный стресс?

Психологи выделяют еще одну разновидность стресса – профессиональный стресс. Он представляет собой эмоциональное напряжение, сопутствующее профессиональной деятельности человека. Если работник испытывает трудности в своей повседневной деятельности, имеет напряженные отношения с сотрудниками, руководством, или просто не удовлетворен своей работой, у него постепенно развивается стресс. Профессиональный стресс можно разделить на три вида:

  • Рабочий . Причины, вызывающие его, связаны с условиями труда (неудобный график работы, плохая организация рабочего места, однообразная работа, недостаточная безопасность труда).
  • Производственный . Связан с самой профессией или видом деятельности (психологический климат в коллективе, профессиональный уровень, социальная ответственность, ролевой статус).
  • Организационный . Его причиной является негативное влияние на работника особенностей самого предприятия (стиль управления, кадровая политика, нарушение субординации, организационные изменения).

Ни один человек не застрахован от профессионально стресса. В группу риска попадают владельцы предприятий, директора и менеджеры, а также рядовые сотрудники. Помимо внешних факторов, вызывающих стресс, большое значение имеют и индивидуальные особенности личности работника. Больше всего подвержены стрессу люди с повышенным уровнем тревожности, эмоционально лабильные и склонные к депрессивным реакциям.

Последствия профессионального стресса могут серьезно отразиться на человеке. У него появляется неудовлетворенность своей профессией, апатия, депрессия, снижение самооценки, тревожность и раздражительность. Кроме эмоциональных реакций, стресс провоцирует у работника возникновение мышечных и головных болей, переутомление, сердечно-сосудистые проблемы. В результате хронического стресса организм включает психологическую защиту, и у человека наступает профессиональное выгорание.

Подмечено, что профессиональный стресс, возникающий у одного из работников, может постепенно охватить весь коллектив. В результате в коллективе нарастает напряженность, учащаются конфликты, снижается продуктивность труда, повышается текучесть кадров, у работников падает мотивация к труду, появляется критика в адрес руководства. Все это негативно отражается на работе предприятия. Поэтому руководство должно быть заинтересовано в профилактике стресса у своих работников и коррекции их психоэмоционального состояния.

Профилактика профессионального стресса

Основными средствами профилактики стресса на предприятиях являются следующие:

  1. Информирование работников предприятия. Руководство предприятия обязано ввести систему информирования сотрудников о том, что такое профессиональный стресс и каковы его признаки. Удобнее всего печатать информацию о стрессе и методах его профилактики в корпоративной газете или вывешивать на информационном стенде, чтобы каждый работник мог с ней ознакомиться. Идеально, если на предприятии имеется психолог, к которому работники могут обращаться со своими проблемами.
  2. Проведение тренингов для работников предприятия. На этих тренингах персонал обучают умению избегать стрессовых ситуаций, нахождению оптимальных решений в трудных ситуациях, приемам управления стрессом.
  3. Проведение тренингов для руководства предприятия. Руководителей тоже обучают поиску наиболее успешных стратегий управления, умению брать на себя ответственность и принимать эффективные решения. Подобные тренинги обычно проводят приглашенные специалисты.
  4. Корректировка микроклимата в рабочем коллективе. Часто профессиональный стресс вызывается неблагоприятным микроклиматом в коллективе. В этом случае довольно эффективными оказываются специальные программы по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту, проводимые специалистами. Для сплочения коллектива полезно организовывать корпоративные праздники, выезды на природу, спортивные мероприятия. Неплохим вариантом может стать создание комнат психологической разгрузки, где каждый сотрудник сможет отдохнуть и настроиться на рабочий лад.

Таким образом, профилактика стресса очень важна для здоровой и полноценной жизни человека и эффективной профессиональной деятельности.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .