изображение картин русской природы в романе а. с


Картина родной природы. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному опреде­лению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой по­этической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.

На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная род­ная страна с её лугами, рощами, холмами и нивами.

Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин в «Евгении Онегине» создал поэтический кален­дарь времён года, развёртывая действие романа под открытым небом.

Знаменитые зимние картины -

«На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре» - сменяются живыми весенними этюдами:

«Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года», описанием недолгого северного лета, «карикатуры южных зим» и, наконец, столь любимой поэтом осени, от ранней, когда «Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…», до поздней, когда

«Встаёт заря во мгле холодной,..

На нивах шум работ умолк.» и природа застыла в ожидании новой зимы. И вот она, нако­нец, пришла, и снова «всё ярко, всё бело кругом».

Простыми словами поэт рисует чудесные и, главное, живые картины. При помощи эпитетов (сиянье розовых снегов, зимы блистательным ковром), сравнений (опрятней модного паркета бли­стает речка; природа, как жертва, пышно убрана), метафор (поток, не скованный зимой, небо осенью дышало, ложился на поля туман) и особенно олицетворений (Встает заря во мгле холодной, Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин).

Пушкин делает природу живым участником событий.

Родная природа, по убеждению поэта, - великий воспитатель. В отношении к природе проявляются и лучшие черты человека, вос­питанные тесным общением с ней, и худшие, которые объясняются отрывом от неё, от народа, неразрывно связанного с родной землёй.

Так, характер Татьяны, «русской душою», воплощающий «милый идеал» Пушкина, с её любовью к народным обычаям, к духовной жизни народа, мог сформироваться только на лоне родной природы.

Не случайно пейзаж зимней деревни даётся через восприятие этой любимой пушкинской героини:

«Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…»

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней - одна из самых поэтичных и трогательных в романе - даётся в чу­десной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А ку­сты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековече­ны сердечным волнением влюблённой Тани.

А вот «лишний человек» Онегин, очень далёкий от народной жизни, не любит природу, она не трогает его. Для Евгения «и в де­ревне скука та же».

Для Татьяны же родные места - незабываемая память сердца. Не забудет и читатель природу любимых поэтом мест, а побывав в Пушкинском заповеднике на Псковщине, легко узнает и живо­писные возвышенности Тригорского, и узкую извилистую ленту Сороти, и зеркальные озера, увидит «подвижные картины» вос­созданной в романе родной природы.

Запомнится и весеннее обновление земли и лёгкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок.

Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Особый, одушевленный пейзаж Пушкина в «Евгении Онегине» очень важен и для самохарактеристики автора. Пушкин то прямо говорит о своей любви к родной земле («Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! я предан вам душой»); то одним эпитетом «пре­лестный» («Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок») передаёт своё восхищение русской деревней; то противопоставляет картинам пышной южной природы («волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал») пейзаж привычный, но такой близкий душе («Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, перед из­бушкой две рябины, Калитку, сломанный забор…»).

Всё это говорит о переходе поэта от романтизма к реализму. Не случайно последнее лирическое отступление из ненапечатан­ного «Путешествия Онегина» Пушкин включал в опубликованные отрывки этой главы.

Пушкинские пейзажи в «Евгении Онегине» - это настоящая живопись словом. В них (пейзажах) всё: краски, игра света и тени, тишина, шорохи, звуки - представляется единственно возможным, восхищает точностью, правдивостью и поэтическим совершенством.

Мне кажется, что известная мысль о том, что, читая Пушкина, можно наилучшим образом воспитать в себе человека, имеет пря­мое отношение к миру природы, который живет на страницах «Оне­гина» и пробуждает «чувства добрые» в каждом, кто читает роман.

«Евгений Онегин» - самое задушевное про­изведение А. С. Пушкина, в котором нашли свое отражение заветные мысли и чувства поэта, его размышления о жизни, взгляды, нравственный идеал, отношение к окружающему миру. В рома­не перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа - во всем ее мно­гообразии и изменчивости.

Наверное, трудно найти в русской поэзии та­кое динамичное и яркое описание весны, как в этих строчках из романа «Евгений Онегин»:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Всего 14 строк, но в этих строках открывает­ся вся картина весеннего пробуждения природы, с того самого момента, когда с шумом начинают свой бег весенние ручьи, и заканчивая пением соловья в одевшейся в зелень роще. Снег уже со­шел с лугов и полей, безоблачное небо согревает своей теплотой, на деревьях распускаются не­жные, трогательные листочки. На лугах появи­лись первые цветы. И вот уже пчела, неутомимая труженица, вылетела собирать душистый нектар. Луга наполнились стадами - жизнь кипит, вес­на наполняет ее новым смыслом

Под удивительным пером Пушкина - гени­ального художника слова - оживают и обрета­ют новые краски картины весенней природы. Небо у него блестит, сияет голубизной, радуясь тому, что наконец-то освободилось от тяжелых зимних туч. Леса «зеленеют пухом»: листочки, только что успевшие проклюнуться, такие не­жные, что деревья действительно кажутся по­крытыми пухом, легкими и воздушными. Кро­ны их еще не сомкнулись, создавая ощущение прозрачности леса. Жужжание пчелы, шум па­сущегося на лугу стада, радостная трель соловья - все это наполняет картину неповторимым жи­вым движением, радостью, торжеством.

Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…

Восхищаясь «утром года» - этим прекрас­ным, волшебным временем, когда все вокруг про­буждается ото сна, автор тем не менее обнаружи­вает и другое отношение к весне:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно,

И все ей кажется темно?

Однако природа в романе - это не просто кар­тины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравствен­ные идеалы. Именно поэтому положительные ге­рои произведения, такие, например, как Татьяна, всегда рисуются в окружении природы.

Описания деревенской русской природы пора­жают великолепием и теплотой, с которой отно­сится к ней автор. Пушкин описывает весну, ри­сует зимние и осенние пейзажи. Автор показы­вает нам, сколько прелести и поэтичности заклю­чается в этих всем знакомых, родных, но не все­гда замечаемых нами картинах.

Картины природы являются также непосред­ственным окружением человека, той средой, ко­торая изначально призвана сопутствовать людям во всех их делах:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…

Зимний пейзаж в романе вызывает радость и восторг у читателя так же, как и у крестьянина, обновляющего зимний путь, как и у неугомонных шаловливых мальчишек.

Легкая авторская ирония ощущается в обра­щении к читателю, который, возможно, не най­дет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как ука­зывает Пушкин, уже описан «роскошным сло­гом» и изображен «певцом финляндки молодой».

С любовью к родной природе у поэта неразрыв­но связаны мысли о родине, о Москве. Глубоким патриотизмом проникнуты строки, посвященные русскому народу и Москве:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Возможно, именно прекрасные лирические отступления, в которых автор говорит о родной земле, с огромной искренней любовью описыва­ет родную природу, позволили В. Г. Белинскому сказать о романе «Евгений Онегин»: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и об­гоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда бу­дет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Работу выполнила Алексеева Татьяна Алексеевна, учитель литературы МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района

2 слайд

Описание слайда:

1. Пейзаж в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин. 2. Деревенский пейзаж. 3. Пейзаж как средство характеристики персонажа. 4. Времена года в романе. 5. Роль пейзажа в романе А. С. Пушкина.

3 слайд

Описание слайда:

В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Точные даты, однако, вспомнит лишь достаточно внимательный читатель. А вот сам ход времени восстанавливается в памяти очень легко: летом Онегин отправляется в деревню, скучая, проводит там осень, зимой - после дуэли с Ленским - покидает свое имение, весной Татьяна приходит в имение Онегина. Смена времен года определяет хронометраж действия в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия.

4 слайд

Описание слайда:

Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». СОДЕРЖАНИЕ

5 слайд

Описание слайда:

Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений». Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие. Описывая свое отношение к природе и отношение Онегина, Пушкин акцентирует внимание читателя на том, что сам автор и его герой разные по своей натуре. Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле...

6 слайд

Описание слайда:

«Уединенные поля», «сумрачная дубрава» - это признаки «приюта» изгнанника света. Благодаря этому становится понятен характер скучающего Онегина. Если поэт расцветает на лоне сельской природы: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», - то Онегин в деревне «скучает» и не видит «прелестного уголка», в котором живет.

7 слайд

Описание слайда:

Простая деревенская картина предстает пушкинскому взору великолепным летним пейзажем: «господский дом уединенный», «огромный, запущенный сад», цветущие луга и нивы золотые, лениво бродящие в лугах стада.

8 слайд

Описание слайда:

Пейзаж в романе выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

9 слайд

Описание слайда:

Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели отмечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. Татьяна жила среди красот русской природы. С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны: Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет... Этот романтический пейзаж соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини - ее задумчивость, мечтательность, поэтичность

10 слайд

Описание слайда:

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов - звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Движение небесных светил пронизывает весь роман. Татьяна предстаёт в романе в первый раз в момент её задумчивости на фоне звёздного неба. Бесконечное звёздное небо и бег луны отражаются в зеркале Татьяны во время гадания. При луне она пишет письмо Онегину.

11 слайд

Описание слайда:

Неразрывную связь Татьяны с миром природы Пушкин подчеркивает и другим пейзажем. Накануне отъезда в Москву она, как с давними друзьями, прощается с полями и «мирными долинами», лесами и «знакомых гор вершинами»: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Остановляют поневоле Татьяну прелестью своей.

12 слайд

Описание слайда:

Через пейзаж, через соотношение образа Татьяны с природой раскрывается Пушкиным смысл перелома в судьбе Татьяны. Еще никогда внутреннее единство, неразрывность героини с сельской природой не подчеркивалась автором так сильно: Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей Останавливают поневоле Татьяну прелестью своей!...

13 слайд

Описание слайда:

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем: Татьяна (русскою душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозной, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

14 слайд

Описание слайда:

Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция. Такую душу она получила от матери-природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужицком рае. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни.

15 слайд

Описание слайда:

Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством: Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

16 слайд

Описание слайда:

Совершенно по-другому соотносится природа с образом Ленского, чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно выдержаны в элегических тонах. «Луна», «ночь», «уединенье» - стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании: Простите, игры золотые! Он рощи полюбил густые, Уединенья, тишину, И ночь, и звезды, и луну. Ленскому недоступно истинное понимание красоты природы, так как юный поэт увлекается «романтическими розами», а не настоящими. Содержание

17 слайд

Описание слайда:

Описание зимы встречается в романе трижды. В четвертой главе создана картина ранней зимы: «блистает речка, льдом одета». Данное описание лаконично, но жизнерадостно: «Веселый, мелькает, вьется первый снег». В пятой главе Пушкин рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение.

18 слайд

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето - глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень - глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима - глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна - глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе - следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени - зимой. * Настала осень золотая. * Природа трепетна, бледна * Как жертва пышно убрана… * (глава 7, строфа 29) Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) -здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим. * Вот север, тучи нагоняя, * Дохнул, завыл и вот сама * Идет волшебница зима. * Сравним это описание с веселой, радостной зимой в главе четвертой: * Мелькает, вьется первый снег, * Звездами падая на брег. В 7-й главе другая зима - холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья: * Не радо ей лишь сердце Тани… * Татьяне страшен зимний путь. Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны - «русской душою», на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского. * То видит он: на талом снеге * Недвижим юноша лежит, * И слышит голос: что ж? убит! * такою вспоминается Онегину эта страшная минута жизни. На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны. Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей - тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, «увяданья наших лет, которым возрожденья нет». Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй - шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы: * Два дня ему казались новы * Уединенные поля, * Прохлада сумрачной дубровы, * Журчанье тихого ручья; * На третий роща, холм и поле * Его не занимали боле; * Потом уж наводили сон * (глава 1, строфа 54) * «Однако в иоле уж темно; * Скорей! пошел, пошел, Андрюшка! * Какие глупые места!» * (глава 3, строфа 4) В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие). В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум её лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль «сумрачной России» (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.

В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Мы непосредственно чувствуем победоносную силу весны, которая гонит снега, превращая их в мутные ручьи…

В “Отрывках из путешествия Онегина” описываются Кавказ, Крым, дается подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение Одессы. Целая поэтическая география России, подаренная нам гениальным поэтом! Особое место в “Евгении Онегине” занимают описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние, осенние пейзажи. При этом он, как и в изображении людей и их характеров, вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно. До Пушкина поэты изображали природу в классических и романтических произведениях, искали красоты, поэтичности только в грандиозных, необычных для русского человека картинах высоких гор, пропастей, водопадов, бурно текущих рек, морей. Пушкин так говорит о романтических вкусах своей молодости:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал...

Своими высокопоэтическими изображениями простой, скромной природы средней России Пушкин решительно изменил вкусы читателей и писателей тоже. Он показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.

… Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна…

Сорок веселых, на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Это - начало зимы. А вот как описана весна в деревне. Здесь и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчел за медом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая еще более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, - соловьиные песни по ночам. Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заражает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, по сравнению с югом, но прекрасную в своей простоте природу.

В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных описаний хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что это светлое содержание романа берет верх над печальными размышлениями автора.