Достоевский преступление и наказание история создания. История создания «Преступления и наказания


», как и все произведения Достоевского, насыщен идеями, «носившимися в воздухе», фактами, почерпнутыми из самой действительности. Автор хотел «перерыть все вопросы в этом романе».

Но не сразу прояснилась тема будущего произведения, не сразу писатель остановился на определенном сюжете. 8 июня 1865 года Достоевский писал редактору журнала «Отечественные записки » А. А. Краевскому: «Роман мой называется "Пьяненькие" и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более».

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Однако спустя некоторое время замысел произведения, центральным героем которого должен был стать, очевидно, Мармеладов , стал занимать писателя меньше, так как у него возникла мысль написать повесть о представителе молодого поколения. Достоевский стремился изобразить в новом произведении современную молодежь с ее широкими общественными интересами, шумными спорами по животрепещущим этическим и политическим вопросам, с ее материалистическими и атеистическими взглядами, которые он характеризует как «нравственную неустойчивость». В первой половине сентября 1865 года Достоевский сообщает редактору «Русского вестника» М. Н. Каткову , что он уже два месяца работает над повестью объемом в пять-шесть листов, которую предполагает недели через две – через месяц закончить. В этом письме изложена не только основная сюжетная линия, но и идейный замысел произведения. Черновик этого письма находится в одной из тех записных тетрадей, которые содержат черновые наброски «Преступления и наказания».

«Идея повести не может... ни в чем противоречить Вашему журналу; даже напротив, – сообщает Достоевский Каткову. – Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?", "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. – Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Но после убийства, пишет Достоевский, «развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело...

В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует ».

Достоевский в этом письме подчеркивает, что под влиянием материалистических и атеистических взглядов (именно это он имел в виду, говоря о «странных «недоконченных» идеях, которые носятся в воздухе») Раскольников дошел до преступления. Но в то же время автор указывает здесь и на крайнюю бедность, безвыходность положения героя. В ранних черновых записях также имеется мысль о том, что толкнули Раскольникова на преступление тяжелые условия жизни NB. Посмотрим, из-за чего я это сделал, как я решился, тут злой дух. NB (и тут-то начинается анализ всего дела, озлобления, нищеты) выход необходимости, и выходит, что сделал логично».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Достоевский с увлечением работает над повестью, надеется, что она будет «лучше всего», что он написал. К концу ноября 1865 года, когда много уже было написано, Достоевский почувствовал, что работу надо строить иначе, и он уничтожил рукопись. «Я все сжег... Мне не понравилось самому, – писал он 18 февраля 1866 года барону А. Е. Врангелю. – Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю я дни и ночи и все-таки работаю мало» (там же, стр. 430). «Новый план» – это, очевидно, окончательный план романа, в котором не только переплетаются тема Мармеладова (предполагавшийся роман «Пьяненькие») и тема Раскольникова (повесть о «теоретическом преступлении»), но и заняли свое место Свидригайлов и особенно Порфирий Петрович , который совсем не упоминается в самых ранних записных тетрадях.

Достоевский сначала предполагал вести рассказ от имени героя, дать дневник, исповедь или воспоминания Раскольникова о совершенном им убийстве. В записных тетрадях есть фрагменты, в которых повествование ведется от первого лица – то в форме исповеди, то в форме дневника. В черновиках «Преступления и наказания» также имеются отрывки, написанные от первого лица, с исправлениями первого лица на третье. Писателя смущало, что «исповедью в иных пунктах будет нецеломудренно и трудно себе представить, для чего написано», и он отказался от этой формы. «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтоб каждое мгновение рассказа все было ясно». «Предположить нужно автора существом всеведущим и непогрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения».

Роман «Преступление и наказание» впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год (январь, февраль, апрель, июнь, июль, август, ноябрь и декабрь).

В 1867 году вышло первое отдельное издание: «Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». В нем были сделаны многочисленные стилистические исправления и сокращения (так, например, значительно был сокращен монолог Лужина на поминках, выброшена целая страница рассуждений Раскольникова о причинах, побудивших Лужина оклеветать Соню). Но эта правка не изменила ни идейного содержания романа, ни основного содержания образов.

В 1870 году роман без дополнительных исправлений был включен в IV том Собрания сочинений Достоевского. В 1877 году вышло последнее прижизненное издание романа с незначительными стилистическими исправлениями и сокращениями.

Рукопись романа в полном виде до нас не дошла. В Российской Государственной библиотеке хранятся небольшие фрагменты рукописи «Преступления и наказания», среди них есть как ранние, так и поздние варианты, текст которых приближается к окончательной редакции.

В ЦГАЛИ хранятся записные тетради Достоевского. Три из них содержат записи об идее и построении «Преступления и наказания», наброски отдельных сцен, монологов и реплик героев. Частично эти материалы были опубликованы И. И. Гливенко в журнале «Красный архив», 1924, т. VII, а затем полностью в 1931 году в отдельной книге: «Из архива Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание». Неизданные материалы». Самые ранние записи относятся ко второй половине 1865 года, самые поздние, включающие автокомментарий к роману, – к началу 1866 года, то есть ко времени печатания романа.

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

Федор Достоевский - мастер психологического романа

Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец - Михаил Андреевич - был дворянин, надворный советник, а мать - Мария Федоровна - происходила из купеческого рода.

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие - романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды - консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского - не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель - показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» - самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.

В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали - автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

«Преступление и наказание» - тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.

Главный герой - Родион Раскольников - решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде. Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег. С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета - его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

На руку сестры Родиона - Дуни - претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона - Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том,

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой - дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча - нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.

Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Образ Родиона Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.

Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу. Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег. Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей - это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Соня Мармеладова

В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них

Соня - добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка - что может быть парадоксальней?

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату - это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня - единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы - основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша - решиться на убийство.

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов - еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?

«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.

Аркадий Свидригайлов - вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его - Марфа Петровна - померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») - еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин - это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») - очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм - «Преступление и наказание» - появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

Роман в массовой культуре

В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.

В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» - это название одной из миссий.

Дом Раскольникова в Петербурге

Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.

История создания романа "Преступление и наказание"

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

В 1866 году журнал "Русский вестник", издаваемый М.Н. Катковым, опубликовал рукопись романа Достоевского, которая до нашего времени не дошла. Сохранившиеся записные тетради Достоевского дают основание предполагать, что замысел романа, его тема, сюжет, идейная направленность сложились не сразу, скорее всего в дальнейшем объединились два различных творческих замысла:

1. 8 июня 1865 года перед отъездом за границу Достоевский предложил А.А. Краевскому - редактору журнала "Отечественные записки" - роман "Пьяненькие": "он будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. Листов будет не менее двадцати, но может быть и более".

Проблема пьянства на Руси волновала Достоевского на всем протяжении его творческого пути. Мягкий и несчастный Снегирев произносит: "...в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества"

В "Дневнике писателя" автор обращает внимание на пьянство фабричных после отмены крепостного права: "Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке". Достоевский показывает, что и при "переломе огромном и необыкновенном" не все проблемы решаются сами собою. И после "перелома" необходима правильная ориентация людей. Многое тут зависит от государства. Однако государство фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: "Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод".

Достоевский показывает, что это происходит от неумения вести хозяйство страны. Случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах. По-достоевскому причина пьянства социальна. Если государство отказывается заботиться о будущем народа, о нем будет думать художник: "Пьянство. Пусть ему те радуются, которые говорят: чем хуже, тем лучше. Таких теперь много. Мы же не можем без горя видеть отравленными корни народной силы". Эта запись была сделана Достоевским в черновиках, а по-существу эта мысль изложена в "Дневнике писателя": "Ведь иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, бледнеет ум и развитие, - и что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих".

В государстве видел Достоевский рассадник алкоголизма и в варианте, изложенном Краевскому, хотел рассказать о том, что общество, где процветает пьянство, а отношение к нему снисходительное, обречено на вырождение.

К сожалению, редактор "Отечественных записок" не был столь дальновидным, как Достоевский, в определении причин деградации российского менталитета и отказался от предложения писателя. Замысел "Пьяненьких" остался неосуществленным.

2. Во второй половине 1865 года Достоевский принялся за работу над "психологическим отчетом одного преступления": "Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности...решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна...зла и заедает чужой век, мучая у себя в домработницах свою младшую сестру". В этом варианте ясно изложена суть сюжета романа "Преступление и наказание". Письмо Достоевского к Каткову подтверждает это: "Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божня правда, земной закон берут свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Законы правды и человеческая природа взяли свое".

По возвращению в Петербург в конце ноября 1855 г. автор уничтожил почти полностью написанное произведение: "Я все сжег. Новая форма (роман-исповедь героя. - В.Л.), новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю дни и ночи и все-таки работаю мало". С этого времени Достоевский определился в форме романа, заменив повествование от первого лица повествованием от автора, его идейно-художественной структуре.

О себе писатель любил говорить: "Я - дитя века". Он действительно никогда не был пассивным созерцателем жизни. "Преступление и наказание" создавалось на почве русской действительности 50-х годов XIX века, журнальных и газетных споров на философские, политические, юридические и этические темы, споров материалистов с идеалистами, последователей Чернышевского и его врагов.

Год публикации романа был особым: 4 апреля Дмитрий Владимирович Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Начались массовые репрессии. А.И. Герцен так рассказывал об этом времени в своем "Колоколе": "Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени и вся Россия находятся чуть ли не на военном положении; аресты, обыски и пытки идут беспрерывно: никто не уверен в том, что он завтра не подпадет под страшный Муравьевский суд..." Правительство притесняло студенческую молодежь, цензура добилась закрытия журналов "Современник" и "Русское слово".

Вышедший в журнале Каткова роман Достоевского оказался идейным противником романа "Что делать?" Чернышевского. Полемизируя с вождем революционной демократии, выступая против борьбы за социализм, Достоевский, тем не менее, с искренним сочувствием относился к участникам "раскола России", которые, по его мнению, заблуждаясь, "беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды и истинной пользы", обнаруживая при этом доброту и чистоту их сердец.

Критика тотчас откликнулась на выход "Преступления и наказания". Критик Н. Страхов отмечал, что "автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти".

М. Катков определял теорию Раскольникова "выражением социалистических идей".

Д.И. Писарев осуждал деление Раскольниковым людей на "послушных" и "бунтарей", упрекал Достоевского за призыв к покорности и смирению. И вместе с тем в статье "Борьба за жизнь" Писарев утверждал:

"Роман Достоевского произвел на читателей глубоко потрясающее впечатление благодаря тому верному психическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя. Я радикально расхожусь с его убеждениями, но не могу не признать в нем сильного таланта, способного воспроизводить самые тонкие и неуловимые черты будничной человеческой жизни и ее внутреннего процесса. Особенно метко он подмечает болезненные явления, подвергает их самой строгой оценке и как будто переживает их на самом себе".

Каким был первый этап работы над романом? Его итог? Повесть "Пьяненькие", вопросы воспитания детей в семьях алкоголиков, трагедия нищеты, бездуховности и проч. Повесть осталась незавершенной, потому что Краевский отказал Достоевскому в издании.

Что принципиально нового включал новый вариант романа? Самые ранние наброски произведения относятся к июлю 1855, позднейшие - к январю 1866 года. Анализ черновиков позволяет утверждать:

повествование от первого лица заменено повествованием от автора;

на первый план выведен не пьяница, а студент, доведенный средой и временем до убийства;

форма нового романа определена как исповедь главного героя;

значительно расширено число действующих лиц: следователь, Дуня, Лужин и Свидригайлов представлены психологическими двойниками Раскольникова;

разработаны различные эпизоды и сцены из жизни Петербурга.

Какие элементы и образы "Пьяненьких" нашли художественное выражение во 2-м варианте романа?

образ пьяненького Мармеладова;

трагические картины жизни его семьи;

описание судьбы его детей;

В каком направлении развивался характер Раскольникова?

В первоначальном варианте романа повествование ведется от первого лица и представляет собой исповедь преступника, записанную через несколько дней после совершения убийства.

Форма первого лица позволяла объяснить некоторые "странности" в поведении Раскольникова. Например, в сцене с Заметовым: "Я не боялся, что Заметов увидит, что я это читал. Напротив, мне даже хотелось, чтобы он заметил, что я про это читаю... Не понимаю, зачем меня тянуло рискнуть этой бравадой, но меня тянуло рискнуть. Со злости, может быть, с животной злости, которая не рассуждает". Радуясь удачному стечению обстоятельств, "ранний Раскольников" рассуждал: "Это был злой дух: каким образом иначе мне удалось преодолеть все эти трудности".

В окончательном тексте эти же самые слова герой говорит Соне после своего признания. Здесь заметно отличие в обрисовке характера героя. Во втором варианте, где повествование уже ведется от третьего лица, более отчетливо прослеживается гуманность его намерений: мысли о покаянии приходят сразу же после совершения преступления: "И тогда, когда уж стану я благородным, благодетелем всех, гражданином, я покаюсь. Помолился Христу, лег и сон".

Достоевский не включил в окончательный текст эпизод - размышление Раскольникова после разговора с Поленькой: "Да, это полное воскресение, - подумал он про себя. Он почувствовал, что жизнь разом переломилась, кончился ад и наступила другая жизнь... он не один, не отрезан от человеков, а со всеми. Воскрес из мертвых. Что же случилось? То, что он отдал свои последние деньги - это что ли? Какой вздор. Девочка эта? Соня? - Не то, а все вместе.

Он был слаб, он устал, он чуть не падал. Но душа его была слишком полна".

Такие мысли для героя преждевременны, он еще не испил чашу страданий, чтобы исцелиться, поэтому описание подобных чувств Достоевский переносит в эпилог.

В первой рукописи иначе описана встреча с сестрой и матерью:

"У природы есть исходы таинственные и чудные. Через минуту он сжимал их обеих в своих руках и никогда еще он не испытывал более порывистого и восторженного ощущения, а еще через минуту - он уже гордо сознавал, что он господин своего рассудка и воли, что ничей он не раб и что сознание - опять оправдало его. Кончилась болезнь - кончился панический страх".

Достоевский не включает этот отрывок в окончательный текст, так как он разрушает идейную направленность. Раскольников должен быть абсолютно другим: встреча с близкими, как и разговор в конторе, являются причиной его обморока. Это подтверждение того, что натура человеческая не в силах вынести тяжести преступления и по-своему реагирует на внешние воздействия. Рассудку и воле она уже не подчиняется.

Как складываются взаимоотношения между Раскольниковым и Соней в различных вариантах романа?

Тщательно разрабатывал Достоевский характер отношений между героями. По раннему замыслу они полюбили друг друга: "Он перед ней на коленях: "Я люблю тебя". Она говорит: "Отдайтесь суду". В окончательном варианте героев объединило сострадание: " Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился". Психологически это более глубоко и художественно оправдано.

В иной тональности изначально звучала сцена признания Раскольникова Соне: "Она хотела было что-то сказать, но промолчала. Слезы рвались из ее сердца и ломили душу. "И разве мог не придти?" - прибавила она вдруг как бы озаренная... "О, богохульник! Боже, что он говорит! От Бога вы отошли, и глухотой и немотой Бог вас поразил, дьяволу предал! Тогда Бог опять тебе жизни пошлет и воскресит тебя. Воскресил же чудом Лазаря! и тебя воскресит...Милый! Я любить тебя буду...Милый! воскресни! Пойди! покайся, скажи им...Я тебя во веки веков любить буду, тебя, несчастного! Мы вместе...вместе...вместе и воскреснем...И Бог благословит... Пойдешь? Пойдешь?

Рыдания остановили ее исступленную речь. Она обхватила его и как бы замерла в этом объятии, себя не помнила".

В окончательном тексте чувства героев так же глубоки и искренни, но более сдержанны. О любви они не говорят. Образ Сони порой сливается теперь для него с образом убитой им Лизаветы, вызывая чувство сострадания. Будущее ее он видит трагически: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом...или уйти в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Достоевский знает больше и видит дальше своего героя. В конце романа Соню спасает вера, глубокая, способная творить чудеса.

Почему в окончательном варианте "Преступления и наказания" полнее раскрыты образы Сони и Свидригайлова?

В результате своего эксперимента Раскольников пришел к выводу о том, что путь "сильной личности", добивающейся власти через "кровь по совести", ошибочен. Он ищет выхода и останавливается на Соне: она тоже переступила, но находила силы жить. Соня уповает на Бога и ждет избавления и желает того же для Раскольникова. Она верно поняла, что произошло с Родионом: "Что вы, что вы это над собой сделали!" Вдруг с ее уст слетает слово "каторга", и Раскольников чувствует, что в его душе не закончилась борьба со следователем. Страдания его достигают наивысшей силы, "предчувствовалась какая-то вечность на аршине пространства". О такой вечности говорил и Свидригайлов.

Он тоже переступил "через препятствия", но казался спокойным.

В черновиках судьба Свидригайлова решалась Достоевским иначе: "Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу, покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание. Себя предает. Ссылка. Подвижничество".

В окончательном варианте исход другой, более психологически обоснованный. Свидригайлов отошел от Бога, утратил веру, потерял возможность "воскресения", но и без этого жить не смог.

В чем современники Достоевского видели актуальность "Преступления и наказания"?

С конца 50-х годов XIX века петербургские газеты с тревогой сообщали о росте преступности. Достоевский в какой-то мере использовал некоторые факты из уголовной хроники тех лет. Так широкую известность в свое время получило "дело студента Данилова." В. целях наживы он убил ростовщика Попова и его служанку. Крестьянин М. Глазков хотел принять его вину на себя, но был изобличен.

В 1865 году газеты сообщали о суде над купеческим сыном Г. Чистовым, зарубившим двух женщин и завладевшим их богатством на сумму 11 260 рублей.

Большое впечатление на Достоевского произвел процесс над Пьером Ласенером (Франция), профессиональным убийцей, который пытался представить себя как жертву несправедливо устроенного общества, а свои преступления как форму борьбы со злом. На судебных процессах Ласенер спокойно заявлял, что идея стать убийцей во имя мщения родилась у него под влиянием социалистических учений. Достоевский отзывался о Ласенере как "о личности феноменальной, загадочной, страшной и интересной. Низкие источники и малодушие перед нуждой сделали его преступником, а он осмеливался выставлять себя жертвой своего века".

Сцена убийства, совершенного Раскольниковым, напоминает убийство Ласенером старухи и случайно оказавшегося в квартире ее сына.

Достоевский брал факт из жизни, но проверял его жизнью. Он торжествовал, когда, работая над "Преступлением и наказанием", узнал из газет об убийстве, аналогичном преступлению Раскольникова. "В то же самое время, - вспоминает Н. Страхов, - когда вышла книжка "Русского вестника" с описанием проступка Раскольникова, в газетах появилось известие о совершенно подобном преступлении, происшедшем в Москве. Какой-то студент убил и ограбил ростовщика, и, по всем признакам, сделал это из нигилистического убеждения, что дозволены все средства, чтобы исправить неразумное положение дел. Не знаю, были ли поражены этим читатели, но Федор Михайлович гордился таким подвигом художественной прорицательности".

Впоследствии Достоевский не раз ставил в одну строку фамилии Раскольникова и подходящих к нему убийц из газетной хроники. Он следил, чтобы из Паши Исаева не вырос "Горский или Раскольников". Горский - восемнадцатилетний гимназист, из бедности, с целью грабежа зарезавший семью в шесть человек, хотя по отзывам "был юноша замечательно развитой в умственном отношении, любивший чтение и литературные занятия".

С необыкновенной чуткостью Достоевский умел выделять факты единичные, личностные, но свидетельствующие о том, что "предвечные" силы изменили направление своего движения.

Список литературы

Кирпотин В.Я. Избранные работы в 3-х томах. М., 1978. Т.З, стр.308-328.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л. 1980.

Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей. Л. 1971.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М. 1984.

Замысел романа

Объективная реальность, условия жизни людей, живущих в первой половине девятнадцатого века, тесно связаны с историей создания «Преступление и наказание» Достоевского. В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом – исповедью. «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – мечтает автор.
Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался. Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома». Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании».

Мечты и жестокая реальность

Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского. Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие». В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем – несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник. Редактор журнала выдвинул другие условия. Безвыходное положение заставило писателя согласиться за ничтожно низкую цену продать права на издание полного собрания своих сочинений и по требованию редакции в сжатые сроки написать новый роман. Так неожиданно началась спешная работа над романом «Преступление и наказание».

Начало работы над произведением

Подписав договор и издательством, Ф. М. Достоевский за счёт гонорара сумел поправить свои дела, расслабился и поддался искушению. Увлечённый игрок, он не сумел и на этот раз справиться со своей болезнью. Результат был плачевен. Оставшиеся деньги проиграны. Проживая в гостинице Висбадена, он не мог оплачивать свет и стол, не оказался на улице лишь по милости хозяев отеля. Чтобы закончит роман вовремя, Достоевскому приходилось торопиться. Автор задумал кратко рассказать историю одного преступления. Главным герой – бедный студент, решившийся на убийство и ограбление. Писателя интересует психологическое состояние человека, «процесс преступления». Сюжет двигался к развязке, когда по непонятной причине рукопись была уничтожена.

Творческий процесс

Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник».

Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. М. Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», – писал Достоевский. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».

Дневник кропотливой работы

Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция. Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции рассказ ведётся от третьего лица. Писатель предпочёл «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю. Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям и презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», – читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе. Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.

О ЗАМЫСЛЕ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Создавая в «Преступлении и наказании» новую форму русского романа, Достоевский синтезировал в ней множество разнотипных черт этого романа - от бульварного, уголовно-авантюрного до романа-трагедии. Такой жанровый синтез позволил писателю, как он и намеревался, «перерыть все вопросы в романе» Там же, стр. 415. - и общественные, и моральные, и философские. Здесь органически связались важнейшие темы его творчества. Тема социального гнета, тема насилия, нравственного распада в личности и обществе, тема денег зазвучали с новой силой в едином хоре. Мир кротких и страдающих героев сомкнулся с миром сильных натур, с проявлениями титанической воли и могучих страстей.

Решение этих задач потребовало колоссальной работы. Она началась, вероятно, еще в годы каторги, когда внимание Достоевского было захвачено резкими нравственными контрастами. Здесь открывались писателю еще неведомые стороны человеческой природы, властно влекли мысль и воображение. За фактами такого рода вставали явления общественной жизни, вопросы о том, почему громадные душевные силы нашли исход в переступании через нравственные и уголовные законы, как сложился такой характер.

От возникшего в ту пору, но так и не осуществленного замысла некоего романа-исповеди Достоевский постепенно идет к новым замыслам и широкому воплощению волновавших его вопросов. В 1865 году он сообщает редактору журнала «Русский вестник» Каткову новый план повести, в котором отчетливо намечены идея, сюжет и главное лицо «Преступления и наказания».

А издателю А.Краевскому автор сообщил, что новый роман будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Эта повесть разрасталась в объеме, вбирала в себя все новые события, лица, сюжетные линии, в том числе и материалы задуманного прежде романа «Пьяненькие», давшего черты к образу Мармеладова.

Как об этом свидетельствуют журналистика и литература 1860-х годов, в пору ломки крепостнических порядков и капитализации отживающего дворянского уклада резко заколебалась общественная мораль: уголовные преступления, жажда наживы и денег, пьянство и циничный эгоизм - все это сопрягалось с прямыми атаками на традиционную православную мораль со стороны радикальных общественных сил.

Тема «Пьяненьких», надо думать, быстро была им оценена как узковатая, лишенная не столько социальной, сколько философской остроты, - он ощутил сравнительную бедность своего замысла, его идеи.

В журнале «Время» часто публиковались сообщения об уголовных процессах на Западе. Именно Достоевским и был опубликован отчет об одном уголовном деле во Франции. Некий Пьер Ласенер - преступник, не брезгавший воровством и убивший в конце концов какую-то старуху, объявил себя в мемуарах, стихах и т. д. «идейным убийцей», «жертвой своего века». Отрешившись от всех нравственных «оков», преступник осуществил своеволие «человекобога», к которому призывали революционные демократы, движимые чувством классовой мести «угнетателям» народа.

Разночинская демократия во главе с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым и многими другими внедряла в общественное сознание атеистические и социалистические идеи. В 1863 году был опубликован в «Современнике» роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», который содержал настоящую программу действий по ломке государственных устоев при помощи революционного насилия, по замене общечеловеческих нравственных ценностей (христианских) классовыми.

Достоевского глубоко тревожила проблема человеческой воли, посягающей на преступление, теоретическое оправдание чего он увидел в учении Чернышевского. Таким образом, мы видим две сверхзадачи, которые побудили Достоевского к созданию своего самого совершенного произведения - моральный распад в обществе и наступление социалистическо-атеистических идей.

Достоевский прекрасно усвоил к этому времени три основополагающих истины: отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа.

Достоевский решительно проникается недоверием ко всем гипотезам о правах «сильных», «особенных» индивидуумов, якобы освобожденных от ответственности перед людьми за свои «чрезвычайные» «сверхчеловеческие» поступки. Вместе с тем, тип сильной личности все более и более уясняется им - как явление художественно внушительное, исключительное, но в то же время и реальное, вполне исторически выразившееся в теории социалистов и в практике социалистическо-террористических групп. Это та «фантастическая» личность, которая кажется ему реальнее всех реальностей, это великолепный образ для романа - реалистического «в высшем смысле». Достоевский был ослеплен блеском идеи соединить историю семьи Мармеладовых с историей «человекобога»- социалиста. См. подробнее: Э.А. Абельтин, В.И. Литвинова «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Семья Мармеладовых должна стать той действительностью, на почве которой вырастает уродливая философия «сильной личности». Эта семья и все ее окружение могут предстать реалистическим фоном и убедительным объяснением дел и помыслов главного героя-преступника. В творческих комбинациях писателя складывается сложный сюжетный массив, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии.

Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело.

Мы видим, что в созревании и оформлении идеи романа участвовало много побудительных сил, таящихся в душе и мыслях художника. Но главная задача оформилась чрезвычайно четко - дать отпор заветам романа Чернышевского "Что делать?", развенчать тупиковую и аморальную социалистическую теорию, взяв ее проявление в самом крайнем варианте, в самом крайнем развитии, дальше которого уже нельзя идти. Это хорошо понял критик Н. Страхов, утверждавший, что главная цель романа - развенчать «несчастного нигилиста» (так Страхов назвал Раскольникова).

Противовесом идеям Чернышевского-Раскольникова должна стать православная христианская идея, которая должна указать выход к свету из теоретических тупиков главного героя.

Таким образом, перед Достоевским в 1865 году предстали два замысла, две идеи: один замысел - это мир «бедных людей», где настоящая жизнь, реальные трагедии, реальные страдания. Другой замысел - «теория», надуманная лишь при помощи разума, оторванная от реальной жизни, от реальной морали, от «божеского» в человеке. Теория, созданная в «расколе» (Раскольников) с людьми и потому чрезвычайно опасная. Где нет ни божеского, ни человеческого - там есть сатанинское.

Нужно отметить, что советское литературоведение напрочь отказывало теории Раскольникова в жизненности и саму фигуру Раскольникова объявляло надуманной. Здесь явно виден социально-партийный заказ: отвести «теорию» Родиона Раскольникова от идей социализма (иногда взгляды Раскольникова трактовались как мелкобуржуазные), а самого героя как можно дальше поставить от Чернышевского с его «особенным человеком».