Что значит слово расист. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т


Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Расизм - утверждение превосходства одной расы над другими.

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».

Большой юридический словарь под ред. А. Я. Сухарева и В. Е. Крутских даёт два определения:

Расизм Одно из международных правонарушений. Расизм и расовая дискриминация включают расистскую идеологию, установки, основанные на расовых предрассудках, дискриминационное поведение, структурную организацию и институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а также идею о том, что подобные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения; проявляются в дискриминационных законодательстве и практике. Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их. Осуществление расистских теорий на практике выражается в политике расовой дискриминации, то есть любом различии (исключении, ограничении или предпочтении), основанном на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нарушающем права человека и основные свободы в политической, экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. объявила преступлением расизм и расовую дискриминацию

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется как

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни

В западных странах расизм расценивается как преступление и преследуется законом, последователи идей расизма считают это политическими репрессиями.

История

Жозеф де Гобино

Основателем доктрины расизма (и в частности - нордизма) принято считать Жозефа де Гобино , предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге - на их цивилизационную успешность. Нордическая раса , по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбер Мемми .

США

Афроамериканцы в США

Расистская карикатура на косаинидов

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афро-американцев, американских индийцев и другие меньшинства от мейнстрима американской жизни. Вместе с тем расизм и сегодня остается одной из самых горячих тем американской общественной жизни .

Индейцы в США

Европа

Основная статья : Расовая теория

Основная статья : Нордицизм

Германия

Третий Рейх

ГДР

Лиц с расистскими взглядами в Восточной Германии преследовали как уголовно, так и политически. ГДР проводила также антиколониальную политику и оказывало всяческую помощь странам Африки.

Объединенная Германия

Российская Федерация

Южноафриканская республика

Сионизм и расизм

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Борьба с расовой дискриминацией является одной из задач Международного дня, посвящённого терпимости , который был установлен ЮНЕСКО в 1995 г.

Генеральная Ассамблея ООН на 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества ». Резолюцией № 2544 (XXIV) 1971 год был объявлен «Международным годом по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией».

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

«Положительная» дискриминация

«Положительной дискриминацией» называется предоставление социальных привилегий определённым слоям общества, оправдываемое утверждением их ущемлённого положения в данном обществе. Такая практика, распространяющаяся, среди прочих, на этнические меньшинства , не осуждается как расистская и не преследуется ни государствами, ни международными организациями.

«Расизм» как повод для преследований

«Научный расизм»

Существуют различные точки зрения о связи способностей людей различных расовых и национальных групп с культурными или биологическими факторами. Тем не менее, исследования, в которых выражается точка зрения о биологическом неравенстве способностей людей различных рас, с окончания Второй мировой войны де-факто являются негласным табу и приравниваются к расизму. Однако в то же время не стоит путать с дискриманиционным расизмом идеи немецких и других антропологов, основанные на разном культурном и экономическом развитии общества в зависимости от рассовых свойств носителя.

Кристофер Бранд

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте надоедливых людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта .

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной .

Примечания

  1. Shider L.Enciclopedia of the Third Reich. NY., 1976
  2. Расовая сегрегация в США
  3. Сообщение "РосБизнесКонсалтинг " от 21 мая 2009 "В Европе отмечен рост расизма"
  4. Асламбек Паскачев «География конфликта: Кондопога, Ставрополь, Москва. „Кавказофобия становится грозной разрушительной силой“»
  5. Свидетели ничего не помнят Происшествия. Газета. GZT.ru
  6. Поджоги екатерингубургских кафе не связаны с межэтническими противоречиями: новости - Накануне

Довольно часто можно услышать, что расизм процветает в мире, а расисты стали вести себя очень вызывающе. Вот только не всегда понятно, что такое расизм и кто такой расист. В этой статье мы решили рассказать о том, кем являются расисты, какие цели они преследуют и какие виды расизма вообще бывают. Рассмотрим также, откуда в мире и в нашей стране в частности появилось такое движение, как расизм.

Кто такой расист и чего он хочет

Очевидно, что слово расизм произошло от слова раса. О том, что именно оно обозначает, мы уже рассказывали в статье - Что такое раса .

Расист - это человек, который искреннее убежден в том, что именно его раса является главенствующей. Он нетерпимо относится к представителям других рас, считая их низшим сословием.

Некоторые расисты искренне уверены в том, что принадлежность к конкретной расе изначально определяет уровень интеллекта, уровень жизни и право пользоваться определенными привилегиями. Поэтому они считают, что люди, не принадлежащие к высшей, по их мнению, расе, если и должны существовать, то лишь как самое низшее сословие. То есть расисты добиваются признания своей расы в качестве высшей, а от представителей других рас ждут поклонения.

В настоящее время, к сожалению, расизм, а точнее некоторые его формы, активно прогрессирует, что пугает не только обычных жителей, но и политиков, экономистов и представителей религиозных объединений.

Расизм - история появления

О понятии "расизм" мы уже рассказывали в нашей статье - Что такое расизм . Теперь хотелось бы поговорить о том, откуда он появился в мире и в нашей стране в частности.

Итак, сам расизм появился достаточно давно, а именно еще в начале 16 века. Уже тогда раса белых людей была негласно признана высшей, а люди с черным цветом кожи должны были быть их рабами, то есть, по сути, являлись низшим сословием. И так продолжалось на протяжении долгих лет.

Если же говорить о расизме в нашей стране, то он существовал уже в 19 веке, однако наибольшее распространение получил именно в годы перестройки, а именно в 1991 году. С тех пор и по сегодняшний день яркими его представителями являются скинхеды. Подробнее о том, кто это, вы узнаете из нашей статьи - Кто такие скинхеды .

Виды расизма

Сегодня выделяют три основных вида расизма:

  1. Расизм белый. Представители его убеждены в превосходстве белой или, как они сами ее называют, арийской расы над всеми остальными. Пример - нацисты во главе с Гитлером: именно они провозгласили арийцев чистой нацией, считая, что такие люди должны господствовать в мире.
  2. Черный расизм возник вследствие протеста представителям белого расизма. В соответствии с ним господствующей нацией должны быть именно люди с черным цветом кожи, а представители европеоидной расы должны им подчиняться. Данный вид расизма активно распространен в странах Америки.
  3. Антисемитизм. Основывается на открытой ненависти к представителям семитской языковой группы, однако не ко всем народам, а лишь к евреям. По праву можно говорить о том, что данная разновидность расовой нетерпимости является одной из наиболее древних.

Конечно, это далеко не все виды существующего ныне расизма, однако именно эти наиболее часто встречаются в обществе.

Что значит расист? Сегодня очень часто можно слышать этот термин в средствах массовой информации. Слова «расизм» и «расист» периодически слетают с уст современных людей. Но далеко не каждый употребляющий их понимает истинное значение этих понятий. Что ж, попробуем разобраться и ответить на вопрос: расист - это кто?

Корень слова «расизм» и толкование понятия

Морфологический анализ данных слов показывает, что оба они имеют корень «раса». А значит, так или иначе, связаны с принципом разделения людей на популяции по определенным биологическим признакам. На сегодняшний день, согласно основной классификации, в мире выделяют три расы - черную (негроидно-австралоидную), белую (европеоидную) и желтую (монголоидную). За каждой из них закреплена определенная территория на планете, которую населяют большинство представителей данной конкретной популяции. И все было бы гладко в этой системе, если б не породило человечество такое явление, как расизм.

Кто такой расист: определение термина

Говоря простыми словами - это человек, возвышающий себя над другими на основании своего цвета кожи. Обратившись к разным видам словарей и проанализировав их толкования, можем привести обобщенное толкование: расист - это человек, возвышающий одну популяцию людей над другой только лишь на основании биологических особенностей. И если само это понятие появилось относительно недавно (в 19-м столетии), то история его проявлений уходит в глубь веков.

Проявления расизма в истории человечества

Во времена рабовладельческого строя одни люди считали, что другие родились только лишь для того, чтобы служить им, работать на них. Отсюда слово «раб» и, следовательно, название строя. Следующий период развития человечества - средневековье - породил кровное разделение всех на «знать» и «чернь». И снова вторая категория должна была ублажать первую. Капитализм оправдывал генетическим неравенством свои действия по отношению к аборигенам материков, которые были открыты и колонизированы белыми людьми - европейцами.

Индейцы обеих Америк и Австралии безжалостно уничтожались, а их материальные блага и земли осваивались пришельцами, считающими себя представителями более развитой, лучшей расы. Одной из самых последних и самых ярких вспышек расизма стал режим фашистской Германии, основанный на убежденности немцев в том, что они принадлежат к высшей расе арийцев и поэтому имеют право силой отнимать у остальных народов все, вплоть до самой жизни. Гитлер даже устраивал специальные экспедиции на восток, в сакральную страну «Шамбалу», где по легенде хранятся захоронения людей, которые господствовали на Земле много веков назад. Немцы пытались найти доказательства, что их раса происходит от древних высокоразвитых цивилизаций, однако их старания не увенчались успехом.

Как видим, во все времена расизм служил единственной цели - обогащению одних людей за счет других под прикрытием идеологии избранности. И всегда сопровождался кровью, разрухой, войной, смертями миллионов невинных…

Разработка расистской теории

Первую концепцию расизма разработал в середине 19-го века французский философ Ж. А. Гобино, который как раз и провозгласил «арийцев» высшей расой. Из его теории, а также из разработок некоторых других мыслителей следовало, что люди изначально неравноценны. Это определяется природой, и каждой расе навсегда уготовано свое место. Кто-то «приговорен» быть двигателем культурного и технического прогресса, а другой навечно записан в «подсобники», «разнорабочие». И такой порядок вещей, по мнению авторов теорий, должен был сохраняться - смешение рас они считали вредным для человечества. Спустя каких-то 30 лет все это взял на вооружение Гитлер, затеявший самую кровопролитную в истории планеты войну.

Расист: значение слова сегодня

В наши дни это понятие по-прежнему процветает, хотя и не так ярко выражено. Сегодня расист - это представитель «ультраправой» радикальной организации. Такие люди имеются практически в каждой стране, их цель - очистить свое государство от представителей других наций и биологических рас. Методы самые разные, зависят они от жесткости правовой системы государства. Если правительство надлежащим образом следит за соблюдением прав человека и на законодательном уровне признает проявление расизма преступлением, то радикалы находятся в тени и изредка устраивают вылазки и погромы. Пример: скинхеды в России, радикальные европейские футбольные фанаты (ультрас) и т. д.

А если правительство не контролирует ситуацию в стране, то начинается хаос. В некоторых подобных государствах человека могут избить и даже убить только за цвет его кожи, разрез глаз и вероисповедание. Наиболее опасными считаются африканские и азиатские страны, где ведется гражданская война или другие локальные конфликты. Белые ненавидят черных и наоборот, радикальные мусульмане убивают христиан и т. д. Расист - это человек, пытающийся унизить и иногда даже покалечить или лишить жизни людей, которые от него отличаются.

И хоть расизм давно осужден мировой общественностью, но проявления его то и дело случаются в разных уголках планеты, в том числе и в нашей стране. И сегодня еще, несмотря на достижения прогресса и множество принятых превентивных мер, можно встретить расистов - людей, искренне убежденных в своей принадлежности к высшей (лучшей) касте и допускающих существование представителей популяций «низкого» сорта только лишь в качестве своих поклонников и рабов.

Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Отличное определение

Неполное определение

РАСИЗМ

(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.

Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.

Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).

Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).

Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.

Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.

Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).

В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.

Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.

Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.

В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).

Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.

Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.

Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.

ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.

Против расизма. М., 1966.

Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.

Расы и общество. М., 1982.

Расы и расизм: история и современность. М., 1991.

Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.

Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.

Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.

Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.

Race, Science and Society. P. 1972.

Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.

La science face au racisme. P., 1986.

Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Идеологи расизма считают, что они выполняют волю Природы, помогая сохранить ей наиболее важные ее создания. Они утверждают, что превосходство и неполноценность других имеет биоантропологическую природу, поэтому не могут быть изменено под влиянием социальной среды и воспитания.

Соображения о природном неравенстве рас появились в рабовладельческом обществе и служили для обоснования различий между рабами и рабовладельцами. В средние века суждения о «кровных» различиях оправдывали сословное неравенство. В 16-18 века, когда европейские государства захватывали колонии, расизм был бесчеловечной эксплуатации и истребления , народов Южной Азии.

В середине 19 века появились первые теоретические труды по расизму. Основателем расистской теории называют Жозефа де Гобино, который объяснял разные исторические модели психическими особенностями рас их создателей. В своих сочинениях он объявил «высшей» расой голубоглазых и светловолосых арийцев. Позже термин «арийская раса» использовали германские фашисты, которые относили к ней преимущественно немцев. Расизм стал официальной идеологией , он для оправдания захватнической политики, физического уничтожения миллионов мирных людей, создания концлагерей, пыток и казней. Подобная «расистская практика» проводилась и японскими милитаристами в Китае, итальянскими фашистами в Эфиопии. Расистские идеи нашли отражение в социальном дарвинизме, по которому закономерности развития человеческого общества сводятся к закономерностям биологической эволюции.

В современном, широком понимании, расизмом называют печатные, словесные, физические проявления ненависти к отдельным людям или целым народам, политику преследований, причинение насилия, нагнетание вражды, распространение порочащих сведений по национальному или расовому признаку, по этнической, религиозной принадлежности. У слова есть множество близких по значению - , шовинизм.

Сегодня расизм является строжайшим общественным табу и преследуется во многих странах по закону, причем не только реальные действия, но и проповедь расизма. Определение расизма не принято распространять на профессиональные, возрастные или гендерные группы, на сексуальные меньшинства, на исторические феномены.

Причина расизма - в человеческом мышлении, а не в цвете кожи. Поэтому исцеление от расовых предрассудков, нетерпимости и ксенофобии нужно искать в избавлении от ложных убеждений, которые на протяжении многих тысячелетий подпитывали неверные концепции. Всякая теория превосходства, основанная на расовом различии, не находит подтверждения в научном отношении, кроме того, она предосудительна, несправедлива и опасна. Для расовой дискриминации не существует никакого теоретического и практического оправдания.