Что такое музыкальная композиция. Что такое композиция в музыке, литературе, живописи? V


На первый взгляд создание музыки может показаться невероятно сложным заданием. И первый вопрос, который возникает у желающего создать собственную мелодию это “С чего начать?”. Но вся прелесть музыкальной композиции состоит в том, что здесь нет никаких четких правил, нет ограничений, которые указывают вам, с чего начинать и чем заканчивать свою работу. Но, конечно же, существует несколько методов, которые помогут вам запустить творческий процесс.

Несмотря на то, что к композиции существует несколько подходов, вы должны помнить о трех вещах:

  • Гармония
  • Мелодия

Это три основополагающих музыки. Вы можете располагать их для себя в любом порядке, смешивать некоторые из них или вообще игнорировать что-то из этого. Многие композиторы экспериментируют, не учитывая гармонию и/или мелодию или время.

Можно добавить еще один элемент – свинг. И хоть обычно свинг относят к джазу и импровизированной музыке, вам не стоит отбрасывать его, если вы создаете музыку другого стиля.

Также стоит помнить о том, что вы должны обладать некоторыми навыками, чтобы создавать музыку:

1. Умение читать по нотам.

Это первый и самый главный пункт. Даже если вы пользуетесь какими-то программами, которые пишут ноты за вас, вы должны уметь читать с листа. И, конечно же, вы должны знать музыкальную грамоту. Это самое основное, что должен уметь музыкант. Вы должны знать, как выглядит знак паузы, какие знаки обозначают различные эффекты (стаккато, тремоло, пиано, форте и т.д.).

2. Вы должны знать различные музыкальные стили

Вы, возможно, считаете бессмысленным изучать другие стили в музыке, кроме того, который вам нравится, и это огромная ошибка. Не стоит думать, что суровому металлисту не к лицу слушать классику – многие рок-звезды не раз говорили о том, что любят классическую музыку и слушают ее; любителю джаза не стоит игнорировать более простые музыкальные стили, а утонченному слушателю классики не стоит воротить нос от рэпа и хип-хопа. И не из-за того, что вся музыка достойна внимания, хотя так и есть. Слушая различные стили, вы расширяете свой кругозор и узнаете новые приемы в музыке. Также старайтесь не просто слушать музыку ради наслаждения, а буквально “разбирать” ее в уме на отдельные инструменты. Анализируйте то, что слышите. Пытайтесь понять, как создать то или иное звучание.

3. Знайте, как звучат инструменты

Стремитесь узнать, как звучит каждый существующий инструмент (хотя бы самые распространенные). Вы должны знать, как звучат те или иные эффекты, “примочки” и так далее. Вы, конечно, можете сказать, что не собираетесь создавать сложные музыкальные произведения, но все же знание звучания инструментов поможет вам как минимум развить свой слух и расширить кругозор. Ну а может вы в будущем захотите добавить к одному своему инструменту еще и другие.

Подготовка

Послушайте все ваши любимые композиции и попробуйте понять, есть ли какой-то шаблон, что-то общее. Есть ли контрастирующие отрывки? Сколько их? Насколько они длинные? Повторяются ли какие-то приемы? Повторяется ли ритм мелодии? Какое настроение создают эти композиции? Как они это делают? Придерживаются ли они одной и той же тональности?

Проанализируйте и сделайте заметки, которые потом послужат вам источником идей.

Шаг 1: Стиль

Определитесь, в каком стиле вы ходите создавать музыку. Послушайте композиции в данном стиле и проанализируйте, какие приемы используются, как часто вся композиция придерживается одного и того же метра (4/4, например). Подумайте, будете ли вы делать что-то похожее или же будете экспериментировать.

Шаг 2: Форма

Определитесь с формой вашей композиции. Большинство музыкальных композиций состоят из равных секций (повторяющиеся секции) или из отличных друг от друга (контрастирующие секции). Определитесь с длиной композиции, с тем, сколько секций в ней будет. Помните о том, что у каждого стиля есть свой собственный набор общих форм, таких как 32-тактовая ААВА форма в джазе или блюзовый период, состоящих из трех фраз, каждая из которых содержит 4 такта. Вы можете использовать одну из существующих или придумать свою собственную. Старайтесь только не делать ее слишком сложной.

Шаг 3: Создайте свою идею

Используйте какое-либо устройство, чтобы записать свои идеи. Наиграйте несколько мелодий, которые придут вам в голову. Или спойте их. Эти мелодии не должны быть совершенны, никто их не слышит, кроме вас.

Шаг 4: Первый музыкальный мотив

Теперь прослушайте то, что записали. Есть ли что-то, что вам нравится, то, что вы смогли бы развить в полноценную мелодию? Если вы не можете выбрать что-нибудь, что вам бы очень понравилось, вы всегда можете обратиться к уже существующим ритмам и нотам. Помните, что этот набросок, который вы создаете на данном этапе, не должен быть сложным. Ваша задача – создать основу, которую вы будете развивать.

Шаг 5: Преобразуйте свой мотив

Теперь, когда у вас есть мотив, вы можете поступить следующим образом: вы можете расширить его, сократить, сыграть наоборот, повторить. Вы можете немного изменить его, а можете изменить его до неузнаваемости. Делая это, вы создаете музыкальную фразу – более полную мысль или идею.

Шаг 6: Контрастирующая секция

Почти во всех стилях музыки есть контрастирующая секция, которая добавляет изюминку в произведение. Такую функцию выполняет бридж в поп или рок-песне, раздел В в джазе, разработка в классических сонатах. Чтобы написать контрастирующую секцию, повторите шаги 4 и 5, пытаясь не играть свой основной мотив. Вы можете сделать ее в другом ритме, придать ей другое настроение и так далее.

Шаг 7: Объединяем все вместе

На данный момент у вас есть пара контрастирующих секций, теперь их нужно объединить. Подумайте о форме, в которой вы хотели создать свою мелодию, будет ли то, что получилось, подходить к ней? Не бойтесь менять что-либо. Посмотрите, выглядит ли ваша мелодия целостной, или нужно что-то еще дописать. Считаете ли вы нужным добавить еще что-то?

Шаг 8: Аранжировка

Превратите мелодию в полноценную музыкальную композицию, добавив украшения и подкрепив ее мелодией левой руки, например (если вы играете на фортепиано). Подумайте, нужно ли добавить другие инструменты или вокал. В целом, сделайте все для того, чтобы ваша композиция зазвучала так, как нужно. Можете обратиться за помощью к знакомым музыкантам, чтобы они добавили что-то интересное в вашу композицию.

Песня - один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Самым популярным является песня. Основные и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель - народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые - исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие сочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову,

Бардовская песня

Жанры песен, которые появились в 20 веке - это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель - один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды - это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.

Тема о которой я хочу сегодня поговорить важна для аранжировщиков, композиторов и для исполнителей. Она с одной стороны довольно проста для понимания, но очень сложна в освоении. Проблемы осложняет то, что несмотря на обилие учебников по - количество книг которые рассматривают эту проблему целостно просто мизерно. Самая популярная книга - это наверное «Логика музыкальной композиции» Назайкинский. И как вы понимаете, то о чем я хочу поговорить - это музыкальная композиция.

Что такое музыкальная композиция?

Вот одно из определений композиции в любом искусстве — построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.

Еще — сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.

То есть это структура форма произведения, которая обладает определённой логикой на всех уровнях и слоях музыкальной композиции.

Как это проявляется?

Чтобы описать это максимально просто - лучше всего идти от обратного, то есть посмотреть на то, когда композиция разваливается. Это довольно распространенная ошибка даже в среде опытных авторов. Как же проявляется нарушение законов композиции в музыке любого стиля?

Прежде всего это проявляется в нарушении связей между уровнями композиции.

Давайте я уточню, что подразумевается под уровнями композиции.

Есть микроуровень - это интонация. Как правило хорошая композиция, опирается на несколько базовых интонаций.

Уровень мелодии - это основная тема или любое построение уровня периода.

Как связаны микроуровень и уровень мелодии?

В основе любой даже длинной мелодии будет лежать основная интонация, которая будет угадываться даже в самом завуалированном виде - это обеспечивает интерес слушателя, а с другой стороны сопереживание и узнавание.

Самая популярная ошибка - это наличие большого количества интонаций и отсутствие связи между уровнями.

Третий уровень - это макроуровень - уровень небольшого произведения либо части сложной формы (в таком случае можно говорить еще о надмакроуровне - но понятия условные, тут каждый может использовать удобную для него терминологию).

В хорошо выстроенной композиции сочетается постоянный процесс обновления с повторениями некоторых элементов - это одно из важнейших правил композиции.

И хотя современная музыка очень часто основана на повторах, можно заметить, что грамотные продюсеры и аранжировщики обеспечивают непрерывное нелинейное изменение музыкального материала с помощью автоматизации, небольших видоизменений, вариаций и т. д.

Здесь важным является именно нелинейное изменение.

Как правило, неопытные композиторы любую свежую идею добавляют на стыке формы, например через 4-8 и т. д. тактов. Для создания цельной композиции, гораздо ценнее вводить изменения в середине тактов и построений. И хотя существует большое количество музыки квадратного типа даже среди классиков можно практически всегда увидеть нелинейную составляющую в том или ином виде.

Думаю о законах и фишках музыкальной композиции я напишу отдельную статью, а пока продолжим.

Итак, логика проявляется на всех уровнях и слоях, как написал выше - это значит, что она будет не только в мелодии, но и в гармонии, линии баса и т.д.

Еще раз уточню, что под логикой я здесь подразумеваю прежде всего интонационную связь. Так как интонация может быть и ритмической, то очень часто ритмический паттерн будет организовывать построение.

Композиция, как процесс охватывает все уровни произведения. С начала работы над произведением и до его завершения каждый композитор так или иначе следует определённой логике композиции. Кто-то использует уже оправдавшие себя схемы, кто-то просто копирует те, которые ему известны - но пожалуй есть единственный подход к которому должен стремиться музыкант - это создание уникальной композиционной структуры на основе имеющихся шаблонов. При этом шаблон здесь подразумевает какую-либо общеизвестную схему музыкальной формы, которая используется композитором, как отправная точка для работы. При этом структура может сразу же осознаваться композитором либо проявляться по мере продвижения в композиционной работе.