Виды бумаги для рисования и творчества. Виды бумаги для рисования Коричневая бумага для рисования как называется


В этой теме речь пойдет о бумаге, которая является одним из важнейших компонентов художественного процесса.
Как мы знаем, для каждого вида краски или красящего пигмента существует определенный тип бумаги. Бумага для сухих техник и для различных видов красок. Бумага, рекомендованная для пастели, для графитовых или цветных карандашей, для угля. Бумага для акрила, акварели, гуаши и пр. – это то, что мы видим на обложке папки или альбома. Бумага различается по текстуре, плотности и способности впитывать.

Серия Accademia

АЛЬБОМ FABRIANO ACCADEMIA

Склейка FABRIANO ACCADEMIA Disegno

Рекомендуется для цветных карандашей.

Склейка FABRIANO ACCADEMIA Schizzi

Рекомендуется для графитовых и цветных карандашей, сангвины, угля.

При использовании цветных карандашей на этой бумаге (Accademia Schizzi и Disegno) рисунок приобретает цвет и живость по мере наложения слоев. Бумага позволяет наложить столько слоев, сколько требуется. Обычно я накладываю не менее 7-8, рисунок приобретает объем, реалистичность и яркий цвет. Schizzi имеет более мелкую фактуру, чем Disegno. Рисунок на Schizzi будет выглядеть более матовым, на Disegno – более блестящим, светящимся, глянцевым (очень хорошо в случае рисования фруктов, ягод). Слои ложатся мягко, цвета легко смешиваются друг с другом, штрихи не видны, поэтому можно рисовать быстро. Очень хорошо «прилипает» акварельный .

Пример рисунка на Schizzi:

Пример рисунка на Disegno:

Бумага FABRIANO SCHIZZI

Пригодна для эскизов, набросков, карандаша, сангины. Бывают блокноты с проклейкой листов сверху или со спиральной скрепкой и перфорацией. Форматы 150-100-50 см, плотность 85 г/м2 (очень тонкая, годится для эскизов).

АЛЬБОМ IDEA

Благодаря слегка шероховатой поверхности и хорошей проклейке подходит для всех сухих техник: для угля, карандаша, сангвины, мела и пастели. Листы склеены сверху. Бумага плотная: 200 г/ м2, форматов 21x29,7 и 29,7x42 см, 50 листов.

Рисовальная бумага Fabriano доступна также в рулонах.

Бумага LANA
Французская фирма, выпускающая бумагу различного характера.
Линия Dissin (Рисунок)

Основные характеристики: плотность 130 g/m2, 150 g/m2, 220 g/m2, легкая и нежная, с легкостью можно использовать ластик или тушевку. Рекомендуется для графитовых и цветных карандашей, сангины, угля, пастели, графита, фломастеров, туши.

Линия Esquisse (Эскиз)

Характеристики: плотность 96g/m2, с легкостью можно использовать ластик или тушевку. Предназначена для эскизов и набросков в карандаше, цветными карандашами, пастели, угля, сангины, сепии. Представлены самые разые форматы. 120 листов.

Бумага Canson


Французская фирма, представляющая разнообразные линии бумаги, среди которых также есть бумага для рисования, бумага для эскизов (папки, блоки на пружинах, склейки).
Для карандаша и угля можно использовать серию "Dessin J.A." (рисовальная бумага с набольшим уровнем шероховатости), или мелкозернистую "СаГран" ("C" а Gran).


Плотность Dessin JA: 90, 120, 160, 200 г/м2, форматы разные.
Плотность "C" а Gran: 125, 180, 224 г/м2.

"Crob Art": белая рисовальная бумага, с небольшим уровнем шероховатости. Предназначена для карандаша и угля. Неплотная: 80 г/м2. Разные форматы.

"XL Sketch Pad" Блокноты форматов А3 (29,7х42), А4 (21х29,7), А5 (14,8х21), плотностью 90 г/м2, объемная бумага. Для эскизов карандашом, углем, пастелью.

Альбом для рисования "1557 Dessin"
Белая бумага с мягкими волокнами. Сделана из альфа-целлюлозы (самая чистая, без древесного волокна). 180 г/м2, форматы А2 - А6.

Альбомы для набросков "1557 Croquis". Плотность 120 г/м2, форматы А2 - А5, по 50 листов.

Пример рисунков, выполненных на зернистой бумаге Canson "C" a Gran:
Лицевая сторона. Зерно бросается в глаза. Создается эффект старого рисунка:

Оборотная сторона. Результат более однородный:

Бумага такой фактуры придает рисунку особый стиль:


Автор 3 последних рисунков: Noon (оригинал)

Фирма Derwent , производящая всемирно известные карандаши, предлагает блокноты для эскизов (sketch books).


Бумага практически гладкая, слегка шероховатая. Плотность 110 и 170г/м2, форматы А4, А5, А6. Штрихи просматриваются хорошо, поэтому работать нужно аккуратно и не торопясь.
Для получения яркости нужно работать остро заточенными карандашами ярких оттенков:

В некоторых случаях, результат получается бледноватым, слегка затуманенным:

Цветная бумага


В огромном количестве разные фирмы представляют нам бумагу различных цветов, которые обычно продаются поштучно. На собственном опыте поняла, что для рисунков в цветном карандаше лучше не брать бумагу ярких, насыщенных цветов – цвет бумаги будет просвечивать и придавать рисунку нежелательный оттенок. Не брать бумагу с очень крупным зерном, предназначенную для пастели – не сможет полностью заполнить лист, и останутся незакрашенные просветы. За счет этого рисунок будет казаться незаконченным. Бумагу лучше брать слегка шероховатую или со средним зерном – в этом случае и рисунок будет казаться фактурным. Отлично смотрятся рисунки на черной бумаге, особенно если это рисунок в светлых тонах.

По возможности, буду добавлять больше информации в этот пост.
Продолжение темы -

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Говорят, что настоящий художник и на салфетке красиво нарисует. Что ж, я не спорю, ибо видела очень красивые вещи, нарисованные действительно на салфетке. Но всё-таки, давайте говорить откровенно: люди, которые занимаются рисованием серьезно, предпочитают рисовать на бумаге или холсте, причем, чем опытнее мы становимся, тем (по моему опыту) возрастают наши требования к материалу. И, как у любого человека, возникают свои предпочтения в силу образа и стиля работы. Здесь приводится небольшое сравнительное описание той бумаги, которая была опробована мной для рисования карандашами, т.к. мне кажется, что многие, если не все с этого начинали и, так или иначе, использовали (или рисуют сейчас, или планируют) карандашный рисунок.

Тестироваться будет бумага: 1 - папка с листами Prof.art , 2 - блокнот для эскизов с отрывными листами Арт-хобби , 3 Fabriano Disegno , 4 - блокнот с отрывными листами Fabriano Sketch , 5 - скетчевый блокнот с надписью "Posters ", 6 - блокнот Moleskine , 7 - блокнот-книга от Derwent .

Для объективности испытуемые листы будут подвергнуты штриковке разными карандашами, а именно: простые карандаши 5Н, НВ, 5В, пастельный карандаш, акварельный карандаш и цветные карандаши серии Nature и от Faber-Castell.

На фото в сравнеии видны оттенки самой бумаги.

1. Prof.art
Папка с 20 листами формата А4 , плотность 100gsm .

Бумага приятная для рисования всеми карандашами. Гладкая, незернистая, чуть-чуть шероховатая. Имеет чуть заметный желтоватый оттенок. При этом она тонкая, поэтому даже при небольшом размытии (например, акварельного карандаша) деформируется - пузыриться, может пойти волнами, может кашлатится.

На самом деле, хотя эта бумага является бюджетной, т.е. продается по достаточно низкой цене, она мне понравилась больше всех остальных. Так получилось, что на этой бумаге я начала тренировочные рисунки разбавленной тушью, т.е. разбавляю тушь водой и рисую кисточкой. Рисовать приятно, и карандашом, и кистью, и прорисовывать детали пером поверх всего тоже нормально. Поэтому если рисовать в своё удовольствие - это то, что надо; единственным минусов на выходе будет неровный лист.

2. Арт-хобби
Блокнот для эскизов с отрывными листами формата А4 .

Тоже приятная бумага. Схожа с предыдущей, но более шершавая и грубая, поэтому при рисовании карандашом большой мягкости может «просвечивать», т.е. нельзя получить 100% черный или темный цвет, будут видны частички бумаги.

Бумага имеет коричнево-желтый цвет. Поэтому не подойдет для всех видов работ и для тех, кто рисует исключительно на белом. Но она идеально (для меня) подходит к пастельным карандашам, т.к. мне очень нравится сочетания их пастельных оттенков с цветом бумаги.

3. Fabriano Disegno
Блокнот с 30 отрывными листами формата А5 , плотность 200gsm .

Хорошая бумага средней плотности. Тоже немного шершавая, поэтому при работе с мягкими карандашами «просвечивает» текстура бумаги. Акварельный карандаш можно размывать, бумага не топорщиться при этом. Больше всего понравилось рисовать не мягкими карандашами (пастельный, акварельный), а обычными цветными, очень хорошо ложаться на бумагу и получаются очень яркие цвета. Сама бумага очень белая, аж светится. Именно поэтому у меня она пошла не очень, т.к. я люблю тонированную.

4. Fabriano Sketch
Блокнот с 60 отрывными листами формата А5 , плотностью 60gsm .

Тонкая бумага немного желтоватого оттенка. Очень хорошо ложаться простые карандаши, и хотя есть шероховатость, карандаш 5В даёт нужный тёмный оттенок. Идеальна именно для скетчей.

Теперь блокноты, которые именно хорошо держат листы, не отклеиваются, не отваливаются, а держаться книжечкой.

5. Posters
Блокнот на спирали формата А5, вообще часто их встречаю, отличительная особенность - тонированная обложка, есть и формата А6.

Бумага почти белая, гладкая. Из-за последнего грифель карандаша плохо стачивается и даже при сильном нажатии не даёт яркого цвета. Это же касается и простых карандашей, даже 5В не оставляет тёмного оттенка.

6. Moleskine
Черный блокнот с мягкой обложкой.

Карандаши ложаться легко, при этом сохраняется яркость цвета, несмотря на то, что бумага гладкая. По моим ощущения, этот блокнот подходит для всех карандашей. Не зря, видимо, молескин стал именем нарицательным. Следует учесть, что бумага цвета слоновой кости и тонкая, поэтому размыть акварельный карандаш не получится. Точнее получится, но выглядить это будет плохо.

7. Derwent
Черный блокнот-книжка формата А5 с жесткой обложкой и жестким переплетов, плотность 100gsm.

Бумага очень приятная на ощупь, беленькая и немного шершавая. Карандаши ложаться мягче, чем на всё остальное, т.е. дают цвет большей интенсивности. Также цвета «просвечивают» шершавость бумаги, даже обычные цветные карандаши. Акварельный карандаш размывать можно, бумага достаточно плотная. Но я, честно, не смогла в нём рисовать! В первую очередь, из-за того, что карандаши слишком крошатся при нанесении, и вокруг рисунка неизбежно появляется мазня, т.к. рукой очень легко растушевать даже линию. Во-вторых, не могу получить однородного цвета из-за шершавости. Возможно, это просто особенности моего стиля рисования, но я очень разочаровалась в этом блокноте, хотя саму фирму Derwent очень люблю и мне нравятся все их товары.

Суммируя всё выше описанное, для рисования простыми карандашами больше всего подходит Prof.art и Fabriano Sketch . Для рисования цветными - Fabriano Disegno , для рисования пастельными - Prof.art и Арт-хобби для любителей тонированной бумаги. Самая универсальная бумага у Молескина , в нем можно рисовать чем угодно. Для акварельных карандашей скорее всего будет самое то - акварельная бумага, но о ней поговорим отдельно. Для блокнота Derwent скорее всего подойдет гуашь или акрил, но это тоже стоит опробовать на практике. А вот блокнот Posters идеально подойдет для записей, планирования и быстрых учебных скетчей .

Выбор бумаги для рисования карандашом – задача достаточно непростая. Начинающие художники часто используют для своих иллюстраций обычные офисные листы бумаги или вовсе — тетради в клеточку. Для набросков такой вариант допустим, но если вы собрались становиться профессиональным художником, то нужно изучить данный вопрос детальнее. В данной статье мы рассмотрим основные типы бумаги для художников , после чего вы сможете определить для себя, на какой бумаге лучше всего рисовать карандашом.

Характерные черты бумаги

Выделим четыре характерные черты бумаги, которые помогут нам в выборе правильного холста:

Виды бумаги

Давайте теперь более подробно рассмотрим два вида бумаги, которые упоминались вначале статьи:

  • Офисная бу мага – это очень тонкий материал. Её отличительной плюс – белизна. Линии от карандаша ложатся ровно и четко. От ластика материал деформируется, а порой мнется или рвется. Отлично подходит для простых рисунков или скетчей, которые впоследствии сканируются.
  • Писчая бумага – это плотная бумага, которая может иметь слегка желтоватый оттенок. Во время сканирования рисунка, бумага дает серый и желтый цвета. Линии получаются еле заметными. Но все же плюсы более значительные – это легко стирающиеся линии и относительно дешевая цена.

В завершении нужно сказать, что каждый художник подбирает лучшую бумагу для рисования под себя. Стоит попробовать различные типы и производителей бумаги, немного поэкспериментировать, чтобы сделать личный вывод на основе личного опыта. Ведь настоящий художник должен не только красиво рисовать, но и разбираться в своем инвентаре

Рисунок создан художником Гаврилой Лубниным

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы расскажем вам о том, как выбирать бумагу для рисования.

Начнём с того, что собственно бумаги существует великое множество видов. И многие художники (даже очень умелые и прокаченные) используют для своих работ бумагу, не предназначенную для рисования карандашом. Чаще всего из бумаги, не созданной для рисования, художники используют бумагу офисную. Вы можете также купить бумагу писчую, газетную, обёрточную – все эти варианты не слишком хорошо подходят для , но некоторые из этих видов использовать можно. Более того, у них есть некоторые преимущества перед традиционной бумагой для рисования. Сначала мы расскажем вам об основных свойствах бумаги, которые отличают один вид от другого, а после – обязательно вернёмся к нашим «нерисовальным» образцам и узнаем, почему на них иногда бывает удобно делать разные наброски.

  • Плотность . Характеризуется показателем веса одного бумажного листа площадью один квадратный метр. У каждого из вас, уважаемые читатели, наверняка были моменты, когда вы работали на бумаге, рвущейся от лёгкого стирания ластиком. Или когда вы проливали на обычный бумажный лист акварель, которая впоследствии просто стекала, почти не меняя структуру бумаги. И в том и в другом случае объяснение кроется в плотности – бумага с невысокой плотностью тонкая, рыхлая, сильно деформируется от воздействия ластиком и очень быстро размокает от краски. Зато бумага высокой плотности не мнется, не деформируется при стирании и не размягчается от даже самых водянистых мазков кистью. Поясним на примерах: плотность обычной офисной бумаги – 80 г/м², а газетной – от 40 до 60 г/м². Рекордных показателей достигают сорта бумаги для акварельного рисования – 500 г/м². Комфортными цифрами для рисования простым карандашом профессионалы считают плотность от 90 до 110 г/м².
  • Зернистость . Она же фактура. Характеризуется гладкостью бумаги, выраженностью или отсутствием текстуры бумажного листа. Высокая степень зернистости придаст вашей работе объёмность и живость, но на гладкой бумаге лучше получаются технические зарисовки и линии передаются в целом более чётко и точно.
  • Работа с ластиком . Здесь мы имеем в виду не только уже упомянутую плотность (бумага не должна рваться и мяться от легких движений ластиком). Качественная бумага для рисования не создаётся проблем со стиранием, намеченные без сильного нажима линии удаляются стирательной резинкой без следа. На некоторых видах бумаги присутствует неприятная особенность – карандашные линии очень трудно удалить ластиком, такой бумаги лучше избегать, особенно если она обладает невысокой плотностью.
  • Белизна . Такой очевидный, но в некоторых случаях очень важный критерий. В каких случаях – спросите вы? Например, если у вас есть необходимость сканировать ваши рисунки. Для нашего сайта с уроками рисования все изображения сначала рисуются на обычной бумаге, а затем сканируются. Бумага, которой пользуются наши художники не слишком качественная, но зато идеально белая, поэтому иллюстрации раздела «уроки рисования» выглядят броско и чётко.

Теперь пара фактов относительно тех видов бумаги, которые мы перечисляли в начале статьи.

Офисная бумага имеет один выделяющийся плюс — она очень белая, то есть, с последним из перечисленных нами факторов у неё полный порядок. Линии видно очень хорошо, фактура гладкая, сканы с листов такой бумаги весьма хороши. Но вот с другими критериями всё не очень – плотность такой бумаги невысока, от воздействия ластиком она мнётся, рвётся, а сами линии стирать весьма трудоёмко.

Писчая бумага – как правило, такая бумага обладает средней плотностью и выраженным желто-серым оттенком. Мнётся эта бумага тоже слишком легко, сканы с неё получаются желто-серые, поэтому линии, если вы рисуете на такой бумаге для сканирования, должны быть очень жирные, чёткие и заметные. Но зато она обладает значительным преимуществом – линии ластика с неё стираются очень легко. Ещё один несомненный плюс – цена, эта бумага является одной из самых дешёвых.

А сейчас мы представим вам несколько брендов, которые производят самую качественную, на наш взгляд, бумагу.

Fabriano Accademia

Очень качественная итальянская бумага, плотность листов составляет 200 г/м². Бумага обладает натуральной зернистостью, изготовлена из высококачественной целлюлозы. Отлично подойдёт как для набросков и эскизов, так и для законченных серьёзных работ.

Хорошая плотность и другие технические характеристики бумаги гарантируют удобство при работе с ластиком — здесь ничего не сомнётся и не порвётся, все линии стираются легко и комфортно.

Бумага Fabriano может быть не представлена в ассортименте магазинов нашей страны, но она очень популярна в мире и вы всегда можете купить эту бумагу в интернет — магазине.

Canson

Французский производитель, который очень серьёзно относится к качеству выпускаемой продукции. Ассортимент видов бумаги огромный, для рисунков именно простым карандашом мы рекомендуем линии Dessin J.A.и «С» a Gran. Бумага этих двух видов выпускается в различных вариантах плотности — листы Dessin J.A. доступны в вариациях от 90 до 200 г/м², «С» a Gran — от 125 до 224 г/м².

Если вы работаете с акварелью, берите варианты с самой высокой плотностью — не прогадаете. В целом, образцы всех видов очень качественные, работать с ластиком удобно, сканируется такая бумага также очень хорошо — белизна на высоком уровне. Из особенностей отметим наличие лёгкой зернистости.

Daler Rowney

Эту английскую бумагу часто хвалят на различных художественных форумах, что неудивительно — альбомы Daler Rowney являются одними из лучших в мире. Фактура — нечто среднее между гладкой и мелкозернистой. Многие художники считают, что именно такая фактура лучше всех подходит для рисования простым карандашом. Отметим, что блокноты для эскизов от этой фирмы не обладают столь высоким качеством, как альбомы — многие жалуются на недостаточно высокую плотность и, соответственно, проблемы со стиранием.

Это был обзор, посвящённый тому, как выбрать бумагу для рисования. Его подготовили для вас художники и авторы сайта Drawingforall.

Оставайтесь с нами, у нас впереди ещё много интересных уроков поэтапного рисования, а также обзоров различных инструментов художника!

Качество бумаги часто определяет результат – рисования, каллиграфии, письма. Безусловно, мастерства начинающему художнику дорогая бумага не добавит, но вот удовольствие принесет точно.

Чтобы понять важность выбора материалов, начинающим художникам часто в качестве эксперимента предлагают порисовать акварелью на офисной бумаге. Результат налицо: бумага сначала полностью промокает, потом скручивается, а краска неконтролируемо растекается. «Наверное, дело в плотности, да и качество не то», – смутно догадывается экспериментатор. Что скрывается за серьезным словом «качество» – попробуем приоткрыть завесу.

Плотность действительно является одной из основных характеристик бумаги. Та, на которой мы печатаем и «ксерим», имеет показатель 80 г/м2 (грамм на метр квадратный). Газетная бумага отличается маленькой плотностью – 45-60 г/м2, картон – повышенной (в среднем 250-300 г/м2), в то время как стандартные визитки немного не дотягивают до картона, имея показатель 200-250 г/м2. Кстати, плотность вышеупомянутой акварельной бумаги может достигать 850 г/м2.

Показатель плотности напрямую связан с прозрачностью – способностью пропускать свет, в то время как белизна отвечает за то, насколько эффективно лист отражает свет. Белизна также измеряется в процентах, в среднем колеблясь от 60% до 98%. Чем выше белизна, тем четче картинка. Простая физика продолжает объяснять, как и почему ведет себя та или иная бумага. Например, глянцевая создает блики за счет того, что большое количество падающего света отражается зеркально – угол падения равен углу отражения, в то время как матовая скрывает в себе свойство преимущественно диффузного отражения света, как бы рассеивая его в разных направлениях. В общем говоря, глянцевую лучше использовать в тех случаях, когда нужно добиться контраста и насыщенности красок крупных цветовых пятен, а матовую – когда важны детали. Рядом с этими двумя качествами-антиподами стоят гладкость и зернистость, но работают они несколько по-другому: на гладкой бумаге четче видны мелкие штрихи детализированных рисунков, в то время как фактура наделяет изображение объемом и экспрессией.

Бумага также может быть покрыта воском (вощеная), специальной пастой (например, мелованная), или полимерной – например, цветной – пленкой. Она может обладать тиснением – рельефным рисунком, или быть сделанной вручную, что обеспечивает высокую плотность, фактурность, неровность краев, а значит, уникальность и как следствие – огромное удовольствие от пользования. Крафтовая, или оберточной, бумага также имеет своих приверженцев. Она довольна прочная, грубая, как правило коричневого цвета. Благодаря своей фактуре, хорошо подходит для работы углем, карандашом и пастелью.

Бумага может быть сделана с добавлением различных волокон – кашемира, фланели, хлопка, в то время как примером натуральной и минимально обработанной бумаги может служить промокательная – спрессованная в незначительной мере, состоящая практически на 100% из чистых волокон целлюлозы. Ее свойства объясняет вся та же школьная физика: избыток чернил быстро впитывается за счет того, что поднимается по многочисленным мелким капиллярам.

Акварель

Любой специалист скажет, что точного рецепта в выборе бумаги не существует – нужно пробовать и искать свою. Это как инструмент для скрипача или туфли для танцора. Однако общие рекомендации все же существуют. Если говорить о хорошей бумаге для профессиональной живописи, то лучше всего выбирать плотную – 200-300 г/м2. Часто листы продаются, закрепленные в специальных склейках, что лишает необходимости каждый раз натягивать лист на подрамник. Праильная акварельная бумага обладает высоким показателем белизны, бывая даже с голубоватым оттенком. Она довольна гладкая, хотя и зернистая. Самая распространенная и проверенная фактура называется «торшон», характерная однородной неровной поверхностью, впрочем, так же, как и менее популярная «яичная скорлупа». Важное качество хорошей акварельной бумаги – содержание хлопка. Некоторые производители используют 100% хлопок. Этим отличается Arches, являясь бесспорным лидером среди знатоков и ценителей качественной бумаги. В том же ряду стоят Hahnemuhle, Fabriano, Cornwall, Bockingford, Daler Rowney, Cotman и многие другие. По большому счету, все советы на тему того, какого производителя выбрать, сводятся к общему выводу – отечественные фабриканты едва ли могут предложить профессионалам достойные альтернативы бумаге западных производителей.

Если же говорить о творческих исканиях новичков, а также регулярных занятиях живописью, то опытные художники советуют обратиться к ватману – он гораздо дешевле и вполне годится для упражнений в мастерстве. Перед использованием его можно проверить с помощью ластика: верхний слой должен быть устойчивым к механическому воздействию резинки. Кроме этого, бумага не должна скатываться при попытке снять слой нанесенной краски, а также не браться пятнами и разводами при попадании на нее воды. Однако эти качества откроются уже в работе. Чтобы не попасть впросак, рекомендуют не покупать большое количество однотипной бумаги сразу.

Карандаш и тушь

Как и в предыдущем случае, к бумаге предъявляются особые требования. Блиц-проверку качества можно совершить также – с помощью стирательной резинки, описанному выше. Для рисования карандашом идеально подойдет матовая мелованная бумага. Этот «зверь» очень редок, не любит ластик и требует лезвия. По большому счету для карандаша и туши хороша будет качественная акварельная бумага, плотностью 200 г/м2, или даже меньше. Для регулярных занятий подойдет все тот же ватман. Единственное требование, строго предъявляемое к бумаге в данном случае – это ее фактура. Рисунок рельефа не всегда подходит для работы с тушью и карандашом. Если, например, бумага имеет бороздчатую структуру, то тушь будет собираться во впадинках. Зернистость также влияет на интенсивность цвета, проявление пигмента и четкость штрихов.

Пастель

А вот пастель наоборот требует фактуры. Речь идет о цветных мягких мелках (карандашах), которые при соприкосновении с бумагой должны хорошо цепляться за поверхность листа. Для этого можно взять специальную бумагу для пастели, а также фактурную акварельную. Поскольку пастель любит цветные листы – таким образом цвет получается более насыщенным – то лист акварельной бумаги можно предварительно залить краской или тушью. Пастелью можно также рисовать по пастельной доске, сделанной из пробковой крошки, а также по специальной наждачной или бархатной бумаге. Последнюю получают путем нанесения волокон на бумажную основу, вследствие чего получается ворс, имитирующий ткань.

Каллиграфия и письмо пером

Основное противопоказание – это тонкая бумага. Стартовать стоит с 90 г/м2, а лучше всего выбрать плотность в 130 г/м2. Такая бумага стерпит не только перо, но и маркер, и брашпен, и рапидограф. Однако плотность – это еще не все. Важно, чтоб бумага была в меру гладкой: не глянцевой, поскольку чернила просто не задержатся, но и не слишком фактурной, чтобы перо не царапало поверхность и не цеплялось за бороздки. Главный совет в выборе бумаги для обладателей перьевой ручки и любителей каллиграфии – выбирать с любовью. Бумагу следует посмотреть на свет, убедившись в безупречности текстуры, а также провести по ней пальцем, оценив, насколько вашему перу будет приятно по ней скользить. Точно так же опытные художники советуют выбирать чернила: покупать лишь те, которые настолько нравятся по запаху и текстуре, что их хочется выпить. Ведь любовь к делу, подкрепленная качественными материалами, неизбежно ведет к успеху и удовольствию от занятия!