Робер делоне картины. Как робера делоне вдохновляли авиаторы


Делоне Робер (1885–1941)

Робер Делоне считал своей главной задачей изображение хаоса цветовых пятен. Он часто говорил: «Я люблю прежде всего цвет, все люди любят прежде всего свет. Они изобрели огонь». Этот огонь и свое противостояние ему мастер запечатлевал в каждой своей композиции: «Драматизм, катаклизм… Это - синтез всего, что присуще эпохе разрушения. Пророческое видение. Также социальные отзвуки: война, крушение основ. Видение катастрофического проникновения, предрассудки, неврастения… Космические потрясения, желание очищения. Закопать старое, прошлое… Свет все деформирует, все разрушает… Больше геометрии. Европа рушится…»


Робер Делоне не имел специального художественного образования. Он начал рисовать в 1905 году под впечатлением живописи Сёра, Сезанна и Гогена.

Как творческая личность Делоне сложился в результате размышлений на тему о неизбежном рождении новой идеологии из мирового хаоса. Художник в этом случае только помогал бы естественному историческому процессу, разрушая общепринятые догматические нормы и культурные основы устаревшего общества.

В 1908 году Делоне увлекли идеи кубистов. Он стал членом объединения «Золотое сечение». В это время художник пишет главным образом пейзажи, городские виды, насыщенные экспрессией, и ломаные геометрические очертания архитектурных объектов, впрочем, легко узнаваемых («Город»; «Сен-Северен»; «Эйфелева башня»; «Башни Лана»; «Город № 2», 1910; Национальный музей современного искусства, Париж; «Башня», 1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Красная Эйфелева башня», 1911–1912, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).


Р. Делоне. «Окно № 2», 1912 год


Вскоре Делоне почувствовал, что ему тесны рамки традиционного кубизма. Его манера письма всегда была непохожа на стиль остальных членов группировки. Делоне очень внимательно относился к колористическому строю своих картин, весьма далекому от аскетизма кубистов. Таким образом, художник стал сочетать кубические приемы в моделировке объемов с собственным пониманием цвета. Он оставлял за собой право показывать мир таким, каким он его видит.

В своей книге «Живопись как чистая реальность» Делоне называл своим прямым предшественником Ж. Сёра, поскольку именно этот мастер сумел разложить картину на искрящуюся мозаику цветовых пятен. Художник сделал вывод, что только с помощью анализа цвета и света можно изменить материальную предметность мира, и это станет основой нового искусства. «Пока искусство не освободилось от предмета, - говорил Делоне, - оно осуждает себя на рабство. Это верно даже в тех случаях, когда явления света в предметной среде подчеркиваются без возвышения его до живописной самостоятельности». Из этого вытекала и задача нового искусства, как его понимал Делоне, - создание «архитектуры цвета» и его «динамической поэзии».


Р. Делоне. «Дань уважения Блерио», 1914 год


Художник считал, что дополняет исследования кубистов, которые чересчур большое внимание уделяют линии, но мало занимаются конструированием в области колорита. Находясь в объединении кубистов, Делоне все же был близок к экспрессивным формам искусства - настолько эмоционально взволнованной была колористическая гамма его работ. К примеру, художник настаивал на особой экспрессии сочетания красного и синего цветов. Он даже придумал ему особое название - «удар кулака». Это сочетание позволяет зрителю непосредственно почувствовать колебания световых волн, как ухо чувствует музыку. Делоне считал: «Цвет является функцией самого себя, и его действие проявляется в любой момент, как в музыкальной композиции эпохи Баха или в хорошем джазе». Г. Аполлинер придумал для подобного метода творчества название «орфизм» по имени легендарного древнегреческого певца Орфея. Тот же Аполлинер объявил, что Делоне единственный во французском искусстве сумел достичь внеобъективного творчества, которое подчиняется лишь внутреннему сюжету и нисколько - внешнему.


Р. Делоне. «Эйфелева башня», 1926–1928 годы


В 1912 году Делоне открыто объявил о своем разрыве с кубистами. В тот момент его больше занимала беспредметная живопись. Порой он отступал от характерной для него хроматической насыщенности и сочности. Так, акварельные работы художника легки и прозрачны; этого эффекта невозможно было достичь при использовании масляной живописи.

С 1912 года живописец создал ряд серий картин, отмеченных чертами беспредметного искусства. Это «Окна» (Музей, Гренобль; Музей искусств, Филадельфия), составляющими которых являются призматические формы с мерцающими гранями, где отражаются невидимые предметы. В сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912–1913) использование контрастных цветовых форм создает оптическую иллюзию движения. Таково, например, «Солнце № 2» (1912–1913, Национальный музей современного искусства, Париж).


Р. Делоне. «Круглые формы», 1930 год


Абстракционисты также протестовали против того, чтобы Делоне был причислен к их группировке, поскольку художник, несмотря ни на какие декларации, не собирался совершенно оставлять фигуративность. Например, композиция «Дань уважения Блерио» (1914), написанная в честь летчика Л. Блерио, сумевшего первым перелететь через пролив Ла-Манш, только на первый взгляд представляется абстрактной. Пространство полотна, насыщенное дисками, полосами и спиралями, создает гармоничный калейдоскопический узор, очень лиричный и музыкальный, что позволяет вспомнить слова Г. Аполлинера. Если присмотреться к сложному переплетению элементов картины, можно заметить очертания Эйфелевой башни и пропеллер аэроплана. Фигуративные элементы и отвлеченные формы сочетаются также и в картине, посвященной спорту, - «Команда из Кардифа» (1912–1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен).

С 1914 по 1920 год Делоне проживал в Португалии и Испании. Он оформил несколько балетов для труппы С. Дягилева. В Париж художник вернулся в 1921 году и на некоторое время сблизился с группой дадаистов. Он продолжал создавать картины с использованием понравившихся ранее сюжетов - спорт, Эйфелева башня. В его творчестве появились портреты друзей, написанные в реалистическом духе. Моделями мастера были А. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. Маяковский, Г. Вальден.


Р. Делоне. «Ритмы 579», 1934 год


1930-е годы прошли для художника под знаком абстракции. К этому периоду относятся серии полотен «Цветные ритмы» и «Бесконечные ритмы». Большинство этих работ основано на сочетаниях окружностей разных диаметров, внутри которых переливаются спектральные цвета («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж; «Ритм II», 1938, частное собрание). В это же время Делоне много работал в области печатной графики, рисовал плакаты. Для оформления Всемирной выставки 1937 года в Париже мастер сделал цикл монументально-декоративных работ. Делоне известен своими работами также в области прикладного искусства. В 1925 году он был в числе участников Международной выставки декоративного искусства и промышленности, проходившей в Париже.

Делоне оказал огромное влияние прежде всего на творческую манеру художников-абстракционистов. Все они непременно пользовались опытами живописца в области красочных сочетаний и изучали его работы, посвященные цветовым контрастам.


| |

ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (12.4.1885, Париж - 25.10.1941, Монпелье), французский живописец, график, сценограф. В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна; увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Национальный музей современного искусства, Париж; автопортреты). К 1909-11 относятся серии городских пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня»; огромное полотно «Город Париж», 1910-12, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками; в 1912 он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение». С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов; в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения. Абстрактные картины Делоне - чисто пластические конструкции, исключающие какое-либо метафизическое истолкование.

В 1914-20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918; декорации Делоне, костюмы - С. Делоне-Терк). Вернувшись в Париж в 1920, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur à gaz» Т. Тцара (1923). В 1920-е годы создавал также реалистические портреты своих друзей (А. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др.). В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество»; вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др.), занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937).

Соч.: Du cubisme à l’art abstrait / Éd. Р. Francastel. Р., 1957; The new art of color: the writings of R. and S. Delaunay. N. Y., 1978; Zur Malerei der reinen Farbe: Schriften, 1912-1940. Мünch., 1983.

Лит.: Vriesen G., Imdahl М. R. Delaunay. Licht und Farbe. Кöln, 1967; Dorival В. R. Delaunay. Р., 1975; Buckberrough S. А. R. Delaunay. The discovery of simultaneity. Ann Arbor, 1982; Molinari D. R. Delaunay, S. Delaunay. Р., 1987; Bernier G., Schneider-Maunoury М. R. et S. Delaunay, naissance de l’art abstrait. Р., 1995; R. Delaunay: 1906-1914, de l’impressionnisme à l’abstraction. (Cat.). Р., 1999.

от /лат./ abstractio - удаление, отвлечение (с 1910 года)

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Символ , искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением. Отказ от концепции , освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл широчайшие возможности для экспериментов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители .

Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским - "Первой абстрактной акварели", датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи "О духовном в искусстве" (1912). Последовательная трансформация реальности - что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты - закономерно привела к появлению абстрактного искусства. На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его "иной" фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. В своем удалении от реального мира, беспредметное искусство оставляло за собой сферу духовного и , обращаясь к идеалистической философии, теософии и музыке.

С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Основоположником этого направления абстракционизма был русский художник Василий Кандинский. Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.

"Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". - Василий Кандинский.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Казимир Малевич (Kazimir Malevich) , Пит Мондриан (Piet Mondriaan) , Джакомо Балла (Giacomo Balla) , Робер Делоне (Robert Delaunay) , Соня Терк-Делоне (Sonia Delaunay-Terk) , Пауль Клее (Paul Klee) , Франтишек Купка (Frantisek Kupka) , Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Leger ;), Александр Родченко (Alexander Rodchenko ) , Тео Ван Дуйсбург (Theo van Doesburg) .

Выставка: 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства "Кубизм и абстрактное искусство".

Текст: В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.

Описание некоторых произведений :

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912. Холст, масло. Гаага ( Нидерланды) , Гемеентемузеум. В картине "Цветущаяя яблоня", заявленная в названии связь с реальностью исчезает в сложной партитуре линий. Черные штрихи напоминают растительные формы, они структурируют растительную поверхность, составленную оттенками зеленого, голубого и розового. Мондриан изучал теософию. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. Этот мотив соответствовал диалектике взаимодействия горизонталей и вертикалей в его неопластических произведениях.

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912

Робер Делоне "Одновременно открытые окна", 1912. Холст, масло. Лондон, галерея Тейт. Картина входит в серию "Окна". Она состоит из двадцати трех картин и рисунков, выполненых художником в 1912 году и впервые показанных в Берлине в 1913-м. Делоне выбирает знаковый мотив европейской художественной традиции, окно, но приходит к формальному решению, в котором оптический эффект, явно преобладает над содержанием. "Эйфелева башня - Парижский сувенир", как гласит надпись внизу, - превратилась в призрак, едва различимый в сетке квадратов, из которых состоит композиция. Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Кубики окрашены в прозрачные и яркие тона цветовой призмы: "симультанные" цвета, как назвал их сам художник, обращаясь к разработанной неоимпрессионистами теории контрастов и оптического смешения.


Соня Делоне родилась в еврейской семье в Украине, выросла в России, а известной стала в Европе. Ее талант поистине многогранен: она писала картины, разрабатывала дизайн одежды и обуви, создавала театральные костюмы, занималась тюнингом автомобилей, иллюстрировала книги, ткала ковры и т.д. Соню Делоне считают основоположницей нового направления в авангардной живописи – орфизма, и крупнейшим мастером арт-деко.





Она родилась в 1885 г. в Украине и при рождении получила имя Сара Елиевна Штерн. С 5 лет девочка воспитывалась в семье дяди Генриха Терка, преуспевающего петербургского адвоката, и с тех пор стала именовать себя Соня Терк. Девочка занималась живописью, в которой с раннего возраста проявляла заметные успехи. В частной школе в Германии она получила классическое художественное образование, а во время каникул путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев.





В 20 лет Соня переехала в Париж, где продолжила обучаться живописи в Академии де ла Палетт. Она вращалась в кругу французской богемы и общалась с выдающимися живописцами своего времени. В 22 года ее работы уже выставлялись в Парижской галерее «Нотр-Дам Шан». В том же 1908 г. она по настоянию родных вышла замуж за немецкого коллекционера, галериста и критика В. Уде, но уже через год ушла от него к молодому художнику-абстракционисту Роберу Делоне. Под этой фамилией она и прославилась в Европе.







В этот период Соня Делоне, помимо живописи, увлеклась созданием рисунков на ткани, вышивкой и оформлением интерьеров. Вместе с мужем они основали новое направление в искусстве, имя которому дал Гийом Аполлинер, – «орфизм», или «симультанизм». Они определяли его как «движение цвета в свете».





С помощью переплетения геометрических фигур и концентрических «солнечных кругов» они создавали яркие и динамичные композиции, передающие энергию движения и все тонкости цветовых сочетаний. Брак Сони и Робера был не только счастливым семейным союзом, но и продуктивным творческим тандемом. Соня говорила о своем муже: «Он дал мне форму, а я ему – цвет».



Первым опытом Сони в дизайне стало одеяльце для сына, которое она сшила из разноцветных лоскутков. Сочетание абстрактных узоров, которые она назвала «симультанными контрастами», показалось ей оригинальной находкой для дизайна одежды. Свои идеи она вскоре воплотила в коллекции платьев и пальто в стиле арт-деко. Это была практическая реализация ее теории «симультанности» – создания эффекта движения с помощью контрастных цветов, размещенных рядом. Цвет, свет, динамизм и симультанность были основными заповедями творчества Сони и Робера Делоне.







Продуктивным стало знакомство и сотрудничество Делоне с Сергеем Дягилевым: Соня создавала эскизы костюмов и декораций для его театральных постановок, а Дягилев помог ей открыть собственный Дом моды в Мадриде – «Casa Sonia», а позже и «Delaunay» в Париже. Ее провозгласили ведущей представительницей стиля арт-деко, а главными ее находками считали «равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма».



- (Delaunay) (1885 1941), французский живописец. Вместе с женой, Соней Делоне Трек (1885 1979), создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, пронизанные динамикой и почти музыкальными ритмами («Эйфелева башня», 1910). * * * … Энциклопедический словарь

Делоне Робер - (Delaunay) (1885 1941), французский живописец и график. Учился в Школе театрально декорационного искусства в Бельвиле. Испытал влияние неоимпрессионизма, П. Сезанна, кубизма. Один из основателей (совместно с С. Терк Делоне) течения орфизм … Художественная энциклопедия

Делоне Робер - Робер Делоне (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж 25 октября 1941, Монпелье) французский художник. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Избранные работы … Википедия

Делоне, Робер - Р. Делоне. Круглые формы, солнце, башня. 1913. Частное собрание. Париж. ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (1885 1941), французский живописец. Создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, проникнутые острым ритмом (“Эйфелева башня” … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Делоне - Делоне фамилия. Известные носители: Делоне, Анри (фр. Henri Delaunay; 1883 1955) французский футбольный функционер, один из создателей УЕФА; Делоне, Борис Николаевич (1890 1980) российский математик и альпинист; Делоне,… … Википедия

ДЕЛОНЕ Соня - ДЕЛОНЕ (Delaunay; наст. фам. Терк) Соня (1885 1979), французская художница. Уроженка Украины. Во время пребывания в Париже вышла замуж (1910) за Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер). Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для … Энциклопедический словарь

Робер Делоне - (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж 25 октября 1941, Монпелье) французский художник. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Избранные работы … Википедия

Делоне - Робер (Delaunay, Robert) 1885, Париж 1941, Монпелье. Французский художник. Один из основоположников абстрактного искусства. Не получив специального образования, начал заниматься живописью в 1905 под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер - (1885 1941) французский живописец. Создатель т. н. орфизма. Красочные декоративные композиции (Эйфелева башня, 1910) … Большой Энциклопедический словарь

ДЕЛОНЕ - (Delaunay) Робер (1885 1941), французский живописец. Создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, проникнутые острым ритмом (Эйфелева башня, 1910) … Современная энциклопедия

Книги

  • Робер Делоне , Стефания Лукас , Робер Делоне – известный французский живописец, представитель импрессионизма, постимпрессионизма и орфизма, чьё творчество напоминает собой современный модный жанр уличного граффити. Его… Категория: