Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности. Ликвидационная комиссия


После того как собственники компании примут решение о ликвидации предприятия им нужно назначить ликвидационную комиссию. Об этом решении учредители фирмы сообщают в ИФНС по месту регистрации организации, чтобы была внесена соответствующая запись в госреестр.

Ликвидационная комиссия ООО представляет собой аппарат, в компетенцию которого входит управление делами фирмы в стадии завершения деятельности. В соответствии с п.1 ст.49 НК России в обязанности ликвидационной комиссии входит и уплата налогов за ликвидируемую организацию. Соответственно руководитель ликвидационной комиссии вправе ставить подпись в декларациях вместо директора фирмы.

Назначение ликвидационной комиссии

Исходя из п. 2 ст.62 ГК, аппарат, который вынес постановление о ликвидации ООО, обязан назначить ликвидационную комиссию. Компетентным в вынесении такого рода постановлений аппаратом могут выступать учредители фирмы, собрание акционеров. А также органы судебной власти, вынесшие решение о прекращении деятельности организации. Порядок назначения ликвидационной комиссии, как правило, прописан в Уставе организации.

После вынесения решения компетентного органа о назначении ликвидационной комиссии, она наделяется всеми правами по управлению деятельностью компании. С этого времени единоличный исполнительный орган фирмы лишается своих прав.

Состав ликвидационной комиссии

Членами ликвидационной комиссии могут быть руководители организации, учредители либо участники фирмы, а также непосредственно члены коллектива компании. В полномочия руководителя ликвидационной комиссии входит инициирование прекращение функционирования фирмы, поэтому, как правило, в этой роли выступает генеральный директор закрывающегося предприятия.

Председатель ликвидационной комиссии его права, полномочия и ответственность

После того как учредители компании надлежащим образом оформят приказ либо другой документ, в котором будет отражено решение о прекращении деятельности предприятия и указание временного интервала, отведенного для ликвидации, необходимо учесть важный нюанс. Отдельным пунктом в этом документе необходимо прописать организационные моменты, связанные с назначением председателя ликвидационной комиссии.

После того как председатель будет назначен к нему переходят все полномочия, связанные с осуществлением деятельности фирмы на этот период в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ. На практике часто встречаются случаи когда председателем назначается кто – то из сотрудников фирмы либо ее руководителей. Это делается для того, чтобы организацией процедур, связанных с ликвидацией фирмы, занимался человек, отлично разбирающийся во внутренних делах организации.

Полномочия и ответственность руководителя ликвидационной комиссии

На ликвидатора возлагаются особые функции и полномочия, на основании которых он будет осуществлять деятельность, и проводить процедуры необходимые для прекращения деятельности предприятия в соответствии с действующим законом.

Поэтому на руководителя ликвидатора ложится огромная ответственность за работу ликвидационной комиссии, в его обязанности входит подписание документов, издаваемых этим органом.

Руководитель ликвидационной комиссии берет на себя ответственность за контролирование работы всех членов комиссии, а также за своевременную организацию и совершение следующих действий, направленных на ликвидацию организации в соответствии с законодательством (ст. 63 Гражданского Кодекса РФ):

1. В первую очередь о намерении ликвидировать предприятие нужно уведомить регистрирующий орган, чтобы фирму исключили из реестра действующих юридических лиц;

2. Разместить в печатных изданиях сообщение о намеченной ликвидации организации. Включая то, в какие сроки, и в каком порядке будут приниматься заявления от кредиторов, содержащие требования о выплате задолженности. Минимальный срок, который устанавливают для предъявления запросов должен составлять два месяца;

3. Постараться лично вручить письменные уведомления кредиторам о предстоящей ликвидации фирмы;

4. По истечении отведенного времени необходимо подготовить ликвидационный баланс. В этом балансе должны быть отражены материальные и нематериальные активы и пассивы фирмы, содержаться сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, а также решения о возможности сведения их к минимуму;

5. В зависимости от конкретной ситуации в компетенцию ликвидационной комиссии входит реализация имущества фирмы путем проведения публичных торгов. К этой процедуре прибегают для исполнения обязательств организации перед кредиторами;

6. После оплаты всех требований кредиторов, необходимо составить итоговый ликвидационный баланс, отражающий финальное состояние организации;

7. Если в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательств остались средства, они должны быть распределены между учредителями;

8. Чтобы завершить процесс ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия должна подать соответствующее заявление в ИФНС. Сотрудники налоговой службы регистрируют факт ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

После того, как вы получите из налогового органа зарегистрированное свидетельство о ликвидации предприятия, организация официально признается ликвидированной, а деятельность ликвидационной комиссии автоматически прекращается.

Ответственность ликвидационной комиссии

При проведении процедуры аннулирования организации имущественная ответственность появляется у:

  • Непосредственно организации;
  • Собственников бизнеса;
  • Руководителей организации;
  • Ликвидационной комиссии;
  • Заимодавцев, которым задолжало предприятие.

Чтобы ответить на вопрос, касающийся ответственности, бремя которой несет ликвидационная комиссия, необходимо определить ее правовой статус.

Если руководствоваться пунктом 3 ст.62 Гражданского Кодекса, то можно рассматривать ликвидационную комиссию как орган, осуществляющий управление юридическим лицом. Таким образом, после того как ликвидационная комиссия приступает к своим обязанностям, все функции, связанные с управлением организацией возлагаются на нее, это касается и представления ликвидируемой организации в суде.

Полномочия ликвидационной комиссии такие же, как и у единоличного ликвидатора. Исходя из этого, можно утверждать, что ликвидационная комиссия – коллективный аппарат управления, а руководитель наделен только функциями, связанными с организационной и представительской деятельностью.

Чтобы на законных основаниях представлять интересы аннулируемой организации, участнику ликвидационной комиссии или ее руководителю необходимо предоставить соответствующий документ. А именно, запротоколированное решение об утверждении состава комиссии, принятое на общем собрании участников общества (в некоторых случаях решение суда), а также протокол, в котором определено лицо, наделенное рядом полномочий.

Существует ошибочное мнение, что если председатель ликвидационной комиссии по совместительству оказался бывшим руководителем этой фирмы, то он имеет привилегии и не должен предоставлять вышеназванных документов.

Пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса участники ликвидационной комиссии называются другими лицами, наделенные правом давать указания, обязательные для исполнения этим юридическим лицом. Исходя из чего они несут субсидиарную ответственность. Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).

После того, как было принято решение ликвидировать действующую организацию, и про это решение был уведомлен регистрирующий орган, по согласованию с регистрирующим органом учредители компании должны назначить специальную ликвидационную комиссию. Эта комиссия устанавливает сроки, в которые будет осуществлена ликвидация через продажу, а также непосредственно порядок ликвидации.

Ликвидационная комиссия при закрытии компании

Состав

Как мы говорил прежде, роль и состав ликвидационной комиссии при ликвидации ООО утверждает руководитель органа, что принял решение о ликвидации действующей компании. Кого можно включить в состав комиссии:

  1. Учредителей компании.
  2. Представителей учредителей.
  3. Руководительский состав.
  4. Работники юридического лица.

Касательно последнего пункта - в большинстве случаев, в состав ликвидационной комиссии включается кадровик, главный бухгалтер, финансисты или же юристы. После того, как состав ликвидационной комиссии был утвержден, к ней перейдут все без исключения функции по управлению компанией.

Функции комиссии

По той причине, что ликвидационная комиссия имеет полное право распоряжаться всеми финансами компании, это необходимо каким-то образом все законно оформить. Владелец должен предоставить в банк оригинал решения про ликвидацию своей компании, переоформив подпись в учетной карте банка на лицо, что отвечает за ведение бухучета и председателя комиссии.

Отметим, что каждый из шагов при ликвидации компании должен отыскать собственное отображение в Едином государственном реестре юридических лиц (например, вступление в сро москва тоже предполагает внесение организации, получившей допуск, в единый реестр). Таким образом, изначально необходимо направить уведомление про ликвидацию компании (по специально утвержденной форме). После этого необходимо уведомить работников реестра о том, что была сформирована ликвидационная комиссия.

Бумаги в органы проверки

В регистрирующий орган вы направляете специальное уведомление про формирование ликвидационной комиссии юридического лица. На основании подобного документа вносятся необходимые записи в ЕГРЮЛ про формирование ликвидационной комиссии, назначении ликвидаторов. В записи также имеются данные про руководителя ликвидационной комиссии.

Как вы можете увидеть, велика роль и состав ликвидационных комиссий при ликвидации ООО. Первое, что должна будет сделать ликвидационная комиссия после того, как получит необходимые полномочия - так это указать сроки предъявления требований кредиторами и их порядок. Срок ни в коем случае не должен быть меньше, чем два календарных месяца. Даже в том случае, если официальные сроки были пропущены, требования кредиторов в любом случае будут удовлетворены, в порядке очередности.

Процедура ликвидации

  1. Принимается решение про ликвидацию компании.
  2. Назначается ликвидатор.
  3. Всем заинтересованным лицам необходимо в обязательном порядке сообщить о закрытии организации. К заинтересованным лицам можно отнести кредиторов или же регистрирующие органы (яркий пример - налоговая полиция).
  4. Объявление про ликвидации ООО необходимо также опубликовать в печатном издании (специально призванном печатать информацию такого рода).
  5. Подается заявление в налоговую. Работники налоговой полиции внесет все необходимые данные в ЕГРЮЛ о том, что фирма подлежит ликвидации. Подается заявление в течение 3 дней с момента принятого решения про закрытие компании.
  6. Последний шаг - проверка налоговой службой всей бухгалтерии вашей компании. Ее нужно привести в полный порядок.

На этом процедура ликвидации ООО заканчивается - достаточно только получить удостоверяющий этот факт документ в специально уполномоченном на это органе.

Ликвидационной комиссией называют особый орган, созданный для окончательного прекращения деятельности организации. Он может быть создан и на добровольной, и на принудительной основе, в зависимости от причин закрытия фирмы.

Комиссия включает группу лиц, которые в соответствии с законодательными требованиями отбираются главой компании или назначенной им структуры на время процесса ликвидации. Процедура создания этого органа может происходить при участии других учредителей ООО. Если же он создается на принудительной основе, тогда процесс ложится на плечи арбитражного суда.

Кто может быть ликвидатором

начинается с . Отправлять нотариально заверенное уведомление следует в трехдневный срок после того, как было закрывать бизнес. Взамен налоговая предоставляет свидетельство о записи и выписку из ЕГРЮЛ. После этого ФНС должна издать локальный акт , который будет содержать перечень полномочий, которые передаются комиссии или ликвидатору.

В законах нет определенных требований к участникам комиссии, поэтому обычно в состав данного органа входят заинтересованные сотрудники организации – юристы, экономисты, бухгалтеры, учредители и т. д. Если процесс ликвидации производится через суд в принудительном порядке, тогда в роли ликвидатора выступает арбитражный управляющий .

Когда комиссия сформирована, необходимо уведомить об этом налоговую службу.

Законодательство РФ не разграничивает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, поэтому выбор каждая компания может оставить за собой. Однако распространены случаи, когда налоговые органы требуют создания именно комиссии, которая все равно будет состоять из одного человека.

Полномочия, функции и обязанности

Допустим, что решение о закрытии ООО уже было принято, а комиссия, возглавляемая председателем, назначена. Теперь следить за соблюдением всех законодательных процедур начинает именно этот орган.

После этого в журнале «Вестник государственной регистрации» следует разместить сообщение о начале процесса ликвидации. Туда отправляется следующая информация:

  1. Название организации.
  2. Адрес.
  3. Временные рамки ликвидации и порядок процесса.
  4. Реквизиты решения о закрытии.
  5. Контакты, чтобы кредиторы компании могли заявить о своих требованиях.

Стоит отметить, что действующее законодательство РФ не устанавливает жесткие сроки, за которые требуется разместить данное сообщение. А вот период для заявления кредиторских требований начинается именно с момента публикации. При этом данный срок должен составлять не менее 2 месяцев .

Кроме того, комиссия обязана принимать и другие меры по поиску и своевременному уведомлению кредиторов. Все это необходимо делать в письменной форме и указывать срок предъявления требований.

В обязательном порядке необходимо делать копии уведомлений и хранить их на территории компании.

Спустя два месяца после публикации составляется промежуточный . Данный экономический показатель отражает финансовое состояние юридического лица. Подготовка баланса позволяет определить основные экономические показатели предприятия, размер его активов, пассивов, различных задолженностей, общую величину заемного капитала и т. д.

На данный момент законом не установлено четкой последовательности действий при составлении такого баланса, поэтому членам комиссии необходимо опираться на правила бухгалтерского учета.

Руководитель ликвидационной комиссии направляет в ФНС следующий пакет документов:

  • Квитанцию об уплате государственной пошлины.
  • Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Заявление о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Подпись лица заверителя должна быть подтверждена с помощью нотариуса.

С 2015 года юридические лица более не обязаны уведомлять Пенсионный фонд о процессе ликвидации . Теперь документ о предоставлении данных в ПФР можно получить в налоговой службе на основании межведомственного сотрудничества.

Перечисленный комплект документов можно направить в органы регистрации следующими способами:

  • в электронном виде с помощью встроенной функции на сайте nalog.ru ;
  • представителем, который имеет при себе доверенность, заверенную нотариусом;
  • почтой;
  • лично главой ликвидационной комиссии.

Только после того, как налоговая служба получит указанные документы, будет приниматься окончательное решение о ликвидации. Поэтому налоговая декларация должна учитывать весь период до этого дня, а не до того момента, когда руководство компании или арбитражный суд приняли решение о закрытии предприятия.

Полная инструкция проведения процедуры прекращения деятельности ООО представлена на следующем видео:

Пошаговый порядок работы комиссии

Согласно 63 статье ГК РФ , ликвидационная комиссия или ликвидатор должны действовать в следующем порядке:

  1. Разместить в органах печати сообщение о предстоящем закрытии ООО. Также необходимо уведомить о сроках и порядке приема заявлений кредиторов по поводу выплаты долгов.
  2. Самостоятельно уведомить кредиторов о том, что юридическое лицо будет ликвидировано. Это должно быть сделано любыми возможными средствами, в том числе и в письменной форме.
  3. После окончания установленного срока составить промежуточный ликвидационный баланс.
  4. В случае необходимости следует организовать продажу активов компании на публичных торгах или аукционах для выплаты всех имеющихся задолженностей.
  5. На основе баланса необходимо выплатить кредиторам их задолженности. Стоит отметить, что жестко должна соблюдаться очередность выплат.
  6. После выплат всем кредиторам комиссия составляет итоговый ликвидационный баланс, в котором будет отображено состояние имущества предприятия после уплаты долгов.
  7. Далее остаток средств распределяется между участниками компании, которые обладают на них вещными правами.
  8. Для завершения процедуры комиссия подает заявление в налоговые органы и регистрирует ликвидацию компании в ЕГРЮЛ.

После того, как выдается свидетельство о регистрации ликвидации ООО, юридическое лицо считается закрытым, а комиссия прекращает свое существование.


Деятельность ликвидационного органа осуществляется не для материального обогащения отдельных лиц или общества в целом, а для соблюдения исполнения закона и прав кредиторов. Поэтому комиссия обладает и другими полномочиями:
  • выдача доверенностей;
  • защита интересов юридического лица в суде;
  • управление имуществом компании, оценка собственности, инвентаризация;
  • закрытие всех банковских счетов хозяйствующего субъекта кроме одного, на который и будут аккумулированы все средства;
  • сбор дебиторской задолженности;
  • передача документации юридического лица в архив;
  • принятие решения по увольнению сотрудников предприятия.

Ликвидационная комиссия — это временный орган, создаваемый учредителями юридического лица с целью ликвидации организации. Порядок создания, состав и полномочия ликвидационной комиссии определяются ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ и другими нормативными актами. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

  • защита прав третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия .

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии , не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • сами учредители организации;
  • иные лица.

Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.

Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии . Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.

Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности

На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:

  • руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
  • публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
  • выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
  • выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
  • представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
  • проведение инвентаризации имущественной массы;
  • проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
  • формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
  • принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии , направленные на ликвидацию организации.

Цель работы ликвидационной комиссии

После принятия решения о ликвидации полностью меняется цель деятельности компании. То есть если ранее ее основной целью было, например, извлечение дохода, то после указанного решения этой целью становится именно ликвидация. Вся активность юридического лица перенаправляется в это русло. Вместе с тем пока организация не будет занесена в ЕГРЮЛ как прекратившая свою деятельность, она обязана уплачивать налоги и выдавать зарплату работникам. Однако все сделки, которые будет проводить компания, должны быть направлены на расчеты с третьими лицами, кредиторами, работниками.

Например, из определения СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года № 306-КГ15-537 следует, что ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны произвести необходимые мероприятия, направленные на расчет с кредиторами в первоочередном порядке. Эти меры состоят в заблаговременном направлении кредиторам уведомлений о планируемой ликвидации. Если ликвидационной комиссии известно о кредиторах, она обязана направить им соответствующие уведомления.

После принятия указанного выше решения руководитель (исполнительный орган) компании уже не может действовать от ее имени без документа, уполномочивающего его на это. Вместо руководителя все действия по управлению организацией совершает ликвидационная комиссия (ее руководитель).

Устанавливая достаточность имущества для выплаты всем контрагентам, ликвидационная комиссия :

  • проводит инвентаризацию;
  • находит всех кредиторов и должников;
  • формирует ликвидационный баланс (сначала — промежуточный).

Ликвидационный баланс, свидетельствующий о невозможности раздать долги, является основанием для подачи заявления в судебные органы о признании организации банкротом и проведении процедуры банкротства.

Итоги

Ликвидационная комиссия — орган, который можно сравнить с арбитражным управляющим, осуществляющим управление юридическими лицами в процессе банкротства. Однако в отличие от последнего ликвидационная комиссия учреждается не судом, а уполномоченными лицами или органами ликвидируемого юридического лица. А вот сходство их весьма очевидно: и ликвидатор, и арбитражный управляющий имеют целью осуществить расчет с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.