Каким вам представляется рассказчик в рассказе золотой жук.


УРОК № 57

Тема. Тайны золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)

Цель: вызвать интерес к произведению-детектива, проверить знание текста повести «Золотой жук» в игровой форме, проводить литературные параллели; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать стремление постоянно развивать свои интеллектуальные способности.

Оборудование: текст повести Е. По «Золотой жук», карточки с ключевыми словами, зашифрована тема, карточки для редактирования, фотография жука-скарабея, изображение обложек книг Е. По.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Дома вы прочитали повесть Е. По «Золотой жук». Сегодня мы проведем урок-беседу по содержанию этого произведения. Но мы не можем начать разговор, не зная ее темы, потому что она зашифрована. Кто сможет разгадать эту загадку?

А теперь расположите листы на доске так, чтобы тему было хорошо видно (опустите ниже листы со слогами). Итак, тема урока звучит так: «Тайны золотого жука». А целью нашего урока будет разгадывание всего, что скрывал золотой жук.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ о писателе

Какие интересные факты из жизни писателя вам известны?

Не потерпел славы при жизни.

Не был счастливым в личной жизни, был бедным.

В США существует премия имени Е. По, которую присуждают за лучшее детективное повествование.

Именем Е. По открывается история литературы США.

Какие произведения по жанру писал Е. По?

Только прозу писал Е. По?

Чтение подготовленным учеником стихотворения Е. По «Эльдорадо» (Эльдорадо - легендарная страна золота и драгоценных камней, которую искали в Америке испанские завоеватели.)

Молодой и стройный

Всадник мчался напрямик,

В дождь и жару направляясь радушно,

Ехал ночью и днем,

Еще и пел он песен,-

Стремился землю найти - Эльдорадо.

Сколько лет бродил,

Что уже и седой он стал,

Уже потерял и силу, и приманку,

Везде объездить успел,

И в тех блуканнях

Не нашел он земли Эльдорадо.

На котрімсь из путей

Раз он встретил призрака,-

Может, у него он найдет совет:

«Не знаешь ли хоть ты,

Где я смогу найти

Землю ту, на имя Эльдорадо?»

Говорит призрак: «Взгляни,-

Там, где грань горизонта,

Видно гор неподвижную громаду;

Туда твой путь,

Чтобы их пересекут,

Если хочешь найти Эльдорадо!»

Как вы считаете, нашел свое Эльдорадо писатель? (Нет, в отличие от главного героя его повести «Золотой жук».)

Теперь биография писателя Е. По для нас совсем не тайна.

2. Выявление читательских впечатлений учащихся

Ваши впечатления от прочитанной повести.

Какие герои понравились? Почему?

Какие ситуации вызвали улыбку?

Что поразило вас в прочитанном?

3. Работа над текстом

«Внимательный ли ты читатель?» (проверка знания текста).

1) Отредактируйте предложения с фактическими ошибками.

Работа в парах. Анализ выполненного задания.

«Исправь ошибку»

Главный герой рассказа «Золотой жук» - Генри Легран

Легран поселился на Салівеновому острове близ Чарльстона в штате Северная Каролина

Джупітер верно служил своему хозяину, потому что тот ему хорошо платил

Легран заболел, потому что жук укусил его в голову

Рассказчик очень хорошо понимал Леграна, в отличие от Джупітера

Героям не удалось сразу найти клад, потому что рассказчик перепутал правый глаз с левым

Джупітер был самый спокойный из всех героев, когда они увидели сокровища

Рассказчик бросился было танцевать, когда понял, в чем его ошибка

Легран первым заметил, что нарисован жук похож на череп

Знаки на пергаменте были сделаны синими чернилами

«Чертово насест» - это высокая скала возле тюльпанового дерева

«Епископов заезд» - это кабак вблизи острова

«Хорошее стекло» - это марка красивой стеклянной посуды

Коллекции насекомых Леграна позавидовал бы сам Швемербек

Возле клада искатели приключений нашли четыре скелета

В тяжелом желеВНОм сундуке было драгоценностей на миллион долларов

2) «Построй цепочку».

Исправьте ошибки в существующей цепочке (поменяйте карточки местами), дайте объяснение.

Правильно: жук - пергамент - огонь - череп - кот - теплая вода - сковородка - криптограмма.

4. Работа над названием произведения

Слово учителя

Как вы думаете, почему повесть имеет такое название? (С жука все начинается, он постоянно в центре внимания, им восхищаются или ненавидят.)

Найдите описание этого насекомого в произведении, зачитайте.

«Жук был действительно роскошный. В научной ценности находки Леграна не могло быть сомнений - натуралисты того времени еще не знали таких жуков. На спине виднелись с одной стороны две точечки, и ниже с другой стороны еще одна.

Надкрылья были удивительно твердыми и действительно блестели, как полированное золото. Тяжесть жука тоже была совсем необычной».

Открыв примечания в книге Е. По, я узнала, что автор придумал своего жука, соединив признаки 2-х видов жуков, распространенных на территории США. Снова тайна: каких именно жуков соединил писатель, как они называются? Думаю, что всем будет интересно узнать об этом подробнее. А свое расследование тайны золотого жука нам предлагает учитель биологии (или ученик-биолог).

Выступление биолога (с демонстрацией фотографии золотого жука)

Описание золотого жука Е. По соответствует реальности. Нереальной является только его большой вес. Скорее всего прототипом золотого жука был один из американских видов Plusiotis (Scarabaeidae). Золотистый жук из этого рода и действительно кажется отлитым из чистого золота, хотя весит он не больше других жуков. У описанного Е. По жука есть еще темные пятна на надкрилках, отсутствуют у серебряного и золотого вида Plusiotis, поэтому комментаторы обычно считают, что По смешал признаки двух разных видов.

В Книге рекордов Гиннеса жуки семейства Scarabaeidae, живущие в основном в тропиках, признаны самыми сильными животными, которые существуют в мире, в отношении к своих размеров.

Выступление учителя литературы

Скарабей священный (Scarabaeus Sacer) был в Древнем Египте предметом культа (в том, как именно жуки катят свои шарики навоза, усматривали прообраз движения солнца). Существовал в Египте и культ бога Хепри - бога восходящего Солнца, который изображался в виде скарабея или человека с головой скарабея.

Фигурки скарабеев, сделанные из драгоценных камней, служили печатями, амулетами, украшениями. На больших «скарабеях» делались надписи, рисунки, эмблемы. Эти фигурки клали в гробы и саркофаги с умершими, иногда размещали их в мумиях. Такого внимания никакие другие жуки не привлекали.

Скарабей - обязательный герой научно-популярных книг, в которых рассказывается о жуков. А какой еще жук может похвастаться тем, что из посвященных именно ему, а не людям, кадров, начинается известный художественный фильм «Фараон» (1966) режиссера Ежи Кавалеровича?

Не обошли вниманием этих насекомых и писатели. О разных жуков в своих произведениях писали Франц Кафка («Превращение»), Виктор Пелєвін («Жизнь насекомых»,) Клиффорд Саймак («Золотые жуки»), Ганс Кристиан Андерсен («Навозник»), Конан Дойл («Охотник за жуками»), Марк Твен («Приключения Тома Сойера»).

Вывод. Жук в повести Е. По вымышленный, хотя и очень похож на знаменитого скарабея.

Зачем писателю нужно было придумывать такого жука? (Чтобы энтомолог обратил внимание на его необычность. У него уже была большая коллекция насекомых, поэтому обычным жуком он бы не заинтересовался.)

Какими словами вы охарактеризовали бы этого героя? (Эффектный, необычный, тяжелый, золотой, похожий на череп)

Какие бы прилагательные вы бы выделили как основные? Почему? (Золотой, похожий на череп - чаще всего повторяются)

Признаки жука указывают на основные символы:

Как связаны эти понятия между собой и с повестью «Золотой жук»? Пираты наживали богатство, играя со смертью, убивая людей. Легран разгадал загадку пирата и нашел его богатство.

Именно такой жук больше всего годился для этой истории.

Какое художественное средство использовано в названии произведения? Какое значение имеет слово «золотой» в начале произведения и какое значение он приобретает ввиду финал истории? (Сначала «золотой» - это цвет жука, а в конце - в переносном смысле - тот, что принес удачу, богатство, сокровища; этот художественный прием - метафора.)

Что позволило Легранові найти сокровища? (Качества характера: целеустремленность, наблюдательность, сообразительность, любознательность, внимательность; знания: химии, фольклора, английского языка, географии, истории; умения: логически мыслить, фантазировать, разгадывать криптограммы.)

III. Литературные параллели

Учи тель. Сравните повесть Е. По «Золотой жук» и роман Г. Л. Стивенсона «Остров сокровищ».

Тема обоих произведений - поиск сокровищ, причем спрятанных пиратами.

И в повести, и в романе упоминается капитан Кидд - знаменитый пират, который существовал в действительности и был показательно казнен в Лондоне в XVIII в.

В обоих произведениях действие происходит на островах, упоминается скала странной формы, путь к сокровищам указывает череп или скелет, который находится под деревом или на нем.

Поиски сокровищ в романе Стивенсона происходят с помощью карты, а в повести Е. По - криптограммы. И если Джиму и его друзьям, прежде всего, нужны смелость и смекалку, то Легранові необходимые аналитический ум и знания из разных наук. Положительные герои обоих произведений получают справедливое вознаграждение, они проявили свои лучшие черты и таланты и поэтому получили желанные сокровища.

IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Аегран и негр наперебой рассказывают о последней добыче - золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование - его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош - это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь - на материк, в горы - в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займет не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырех часов компания отправляется в путь. Юпитер несет косу и лопату, Легран - жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудов удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдает еще одно, не менее странное приказание - пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать;

друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазера в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пес рвется в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой - и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идет быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище - груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжелым сундуком был нелегким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалеку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав ее, передает хозяину, который заворачивает в нее жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага - это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козленка. После этого у Леграна уже не остается сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» - «козленок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры - пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удается разгадать.

Окончательный текст остается загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чертов стул» - названия определенных скал и утесов. «Хорошее стекло» - конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него. Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» - недоумевает Рассказчик. «Ваши намеки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», - отвечает Легран.

Эдгар По

«Золотой жук»

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все своё богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче — золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование — его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош — это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь — на материк, в горы — в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займёт не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырёх часов компания отправляется в путь. Юпитер несёт косу и лопату, Легран — жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудом удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдаёт ещё одно, не менее странное приказание — пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазёра в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пёс рвётся в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой — и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идёт быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище — груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжёлым сундуком был нелёгким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалёку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передаёт хозяину, который заворачивает в неё жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага — это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козлёнка. После этого у Леграна уже не остаётся сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» — «козлёнок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры — пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удаётся разгадать. Окончательный текст остаётся загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чёртовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мёртвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чёртов стул» — названия определённых скал и утёсов. «Хорошее стекло» — конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него, Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» — недоумевает Рассказчик. «Ваши намёки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», — отвечает Легран.

Уильям Легран является потомком старинного аристократического рода, но его всегда преследуют неудачи. Он от этого теряет своё богатство и становится нищим. Покинув Новый Орлеан, он поселяется на пустынном острове, который находится совсем рядом с атлантическим побережьем. В самих зарослях он строит из веток себе хижину. А помогает ему в этом старый слуга негр Юпитер с огромным ньюфаундлендом. Книги и прогулки по берегу моря немного скрашивают его одиночество. Ещё не один натуралист позавидовал бы его коллекции о насекомых.

Его друг-рассказчик часто посещает своего друга в жилище, а Юпитер очень беспокоится о своём хозяине, а иногда Легран надолго исчезает из дома.

Однажды рассказчик получает от Леграна записку, с просьбой посетить его по очень важному делу. Само содержание записки заставило рассказчика поторопиться. Легран говорит о том, что пойманный им жук оказался золотым и предлагает всем отправиться в путь на материк.

В четыре часа компания отправляется. Юпитер несёт лопату и косу, а Легран жука, привязанного за конец шнура. Они долго идут по пустынному плато, пока не покажется тюльпановое дерево. Негр взбирается на него с жуком. Вдруг слышится крик негра, увидевшего череп, прибитый к суку. Видя, что хозяин утратил рассудок, негр не противоречит. Ему надо пропустить жука через левую глазницу черепа. Хозяин и негр копают там, где опустился жук. Собака прыгает туда же, и достаёт два скелета. Потом компаньоны видят монеты и кольцо, прикреплённое к деревянному сундуку, который они еле дотащили. В нём много золота и драгоценностей. Легран нисколько не сомневается, что клад закопал знаменитый пират Кидд.

Все вы, уважаемые читатели, однозначно встречали рассказы, стихи, фанфики или даже целые книги, в которых один или несколько героев говорят от первого лица. А еще всем вам в школе наверняка задавали писать сочинения об образе лирического героя или авторской позиции в таком-то произведении. Многие школьники, читатели или даже начинающие писатели, сталкиваясь со всем этим, хватаются за голову: что это все значит и как с этим быть? Как правильно ответить на вопрос учителя? Как реагировать на повествование от первого лица в тексте - это автор про себя пишет или нет?

Итак, у нас есть четыре термина. Попробуем разобраться во всем по порядку.

АВТОР. Автор - это человек, который написал произведение и придумал персонажей. Человек этот вполне реален, точно так же, как и вы, он ходит на работу/учебу, живет в обычном доме в обыкновенном городе и занимается своими повседневными делами. Какое отношение он имеет к героям своих книг или стихов, даже если те говорят от первого лица? Никакого, он просто их придумал, если только в шапке или предисловии не сказано, что такой-то персонаж - автобиографический или даже Мэри/Марти Сью.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: я неоднократно слышала от своих друзей и знакомых истории о том, как детей в школе учат пересказывать тексты, написанные от первого лица, или анализировать подобные стихотворения. К сожалению, даже многие учителя путают автора и персонаж и советуют ученикам начинать пересказ таких произведений со слов «Писатель Сидоров пошел в лес», хотя Сидоров мог написать свою книгу, когда ему было уже за семьдесят, а главный герой - ученик девятого класса. Запомните: автор и его персонажи - не одно и то же. Автор вполне может списать кого-то из героев с себя или наделить его похожей биографией, чертами характера и так далее, но отнюдь не каждый герой, говорящий о себе в первом лице, может считаться автобиографическим. И, напротив, альтер эго автора может оказаться какой-нибудь третьестепенный персонаж в повествовании от третьего лица. Понимаю, звучит сложно. Как распознать, кто из персонажей автобиографический, а кто нет? Спросить у самого автора. Внимательно читать шапку и комментарии. Если вы изучаете книгу в школе или институте - ознакомьтесь с дневниками и заметками писателя, и вам многое станет ясно.

ГЕРОЙ-РАССКАЗЧИК. Отличный литературный прием, который очень любят многие писатели. Суть его заключается в том, что-то или иное событие время от времени или постоянно освещается в произведении с точки зрения определенного героя, при этом повествование постоянно или опять же время от времени ведется от первого лица. В качестве героя-рассказчика может выступать кто угодно: один или несколько персонажей книги, некий сторонний человек, который как бы наблюдает за событиями со стороны или рассказывает историю, иногда даже нерожденный ребенок, животное или неодушевленный предмет, который в фантастических произведениях наделяется способностью воспринимать и оценивать происходящее.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: не следует ассоциировать героя-рассказчика с автором книги, считать его Мэри/Марти Сью или носителем авторской позиции, если только автор не указал на это прямым текстом. Подобная ошибка встречается очень часто: когда я сама как-то раз еще в школьные годы ввела в повествование героя-рассказчика, некоторые мои читатели искренне решили, что я описываю свои собственные впечатления и высказываю свое мнение о событиях. Мнение героя-рассказчика является его собственным мнением, и не факт, что автор его разделяет или одобряет: это может быть всего лишь литературным экспериментом или приемом с целью показать читателю особенности мышления и мировоззрения этого персонажа. Так, например, Александра Маринина в книге «Смерть ради смерти» и Александр Варго в своем романе «Дом в овраге» ведут повествование от имени маньяков-убийц, но из этого же не следует вывод, что авторы им симпатизируют или разделяют их точку зрения. А если автор, предположим, сочинил рассказ, где главным героем, говорящим от первого лица, является животное или вещь?

ПЕРСОНАЖ. С ним в принципе все понятно: это одно из действующих лиц книги. Однако и тут есть определенные сложности. Бывает так, что в произведении читателям встречается какой-то яркий, интересный образ, и они тут же начинают считать, что этот герой непременно является положительным, нравится автору или же выражает его позицию.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: хотите узнать, как именно автор воспринимает героя и его роль в повествовании? Спросите у автора. Отдельные люди, прочитав пару моих текстов, искренне решили, что Саурон в них - положительный герой и я ему симпатизирую. Были и те, кто спрашивал, не являются ли отдельные персонажи этого текста моим альтер эго. Честно говоря - образ Саурона у меня вышел довольно ярким и неординарным, я в принципе довольна получившимся результатом, но по своей сути этот герой - откровенный манипулятор и беспринципный тип с извращенным сознанием. В обыденной жизни с такими лучше не общаться.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это персонаж стихотворного произведения, посредством которого в тексте могут передаваться различные мысли, чувства, впечатления; повествование при этом может вестись как от первого, так и от третьего лица. Лирический герой не тождествен автору стихотворения; по отношению к нему действуют те же правила, что и к персонажу вообще или герою-рассказчику.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: да, лирический герой тоже может быть автобиографическим и отражать чувства, мысли, позицию и жизненный опыт автора. А может и не быть.

Попробуйте проанализировать с точки зрения всего вышесказанного несколько знакомых вам текстов - и вы увидите, как интересно это может выглядеть.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче - золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование - его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош - это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь - на материк, в горы - в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займёт не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырёх часов компания отправляется в путь. Юпитер несёт косу и лопату, Легран - жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудом удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдаёт ещё одно, не менее странное приказание - пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазёра в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пёс рвётся в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой - и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идёт быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище - груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжёлым сундуком был нелёгким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ...

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалёку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передаёт хозяину, который заворачивает в неё жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага - это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козлёнка. После этого у Леграна уже не остаётся сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» - «козлёнок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры - пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удаётся разгадать. Окончательный текст остаётся загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чёртовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мёртвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чёртов стул» - названия определённых скал и утёсов. «Хорошее стекло» - конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него, Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» - недоумевает Рассказчик. «Ваши намёки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», - отвечает Легран.