Годы жизни мкртчяна. Фрунзик Мкртчян: грустное солнце


Глядя на снимки известных и успешных деятелей, кажется, что всяческие беды и неудачи обходят их жизнь стороной. Однако в действительности это далеко не всегда так. В знаменитых семьях тоже частенько случаются трагичные, порой даже страшные события. Правда, почитатели звезд не всегда знают об этом. Ведь на телеэкранах обожаемые артисты все так же улыбаются и дарят своим зрителям тепло. Все это описывает жизнь всеобщего любимца Фрунзика Мкртчяна, которому капризная судьба преподнесла тяжелые испытания.

На самом деле общественное признание и успешная карьера не обязательно сулит настоящее счастье. Некоторым знаменитостям, чьи фамилии были на слуху у народа, реальная жизнь преподносила жестокие сюрпризы: так, для них близкими людьми иногда становились работники психиатрических больниц.

Вот и биографией жены Фрунзика Мкртчяна Донары судьба распорядилась ужасно: свои последние годы женщина провела в палате. Она была чрезвычайно популярной при жизни - советский кинематограф подарил ей невиданную популярность, однако сейчас мало кто знает о женщине, когда-то исполнившей роль тети Нины в "Кавказской пленнице".

Биография Донары Мкртчян

Родилась будущая артистка 20 апреля 1941 года в Ленинакане, который не так давно получил название Гюмри. Девичья фамилия Донары - Пилосян. Свое предпочтение талантливая девушка отдала художественно-театральному институту в Ереване. Окончив вуз, Донара прикрепилась к труппе в столичном академическом театре имени Сундукяна.

Карьера артистки

В родном театре Донара Мкртчян сыграла ни один десяток успешных ролей. Самыми известными работами артистки на подмостках стали:

  • "Да, мир перевернулся";
  • "Глава республики";
  • "Святая святых";
  • "Абрикосовое дерево";
  • "Салемские колдуньи";
  • "Брат Пахтасар";
  • "Шестьдесят лет и три часа".

Однако настоящую популярность артистке принес отнюдь не театр, а успешная кинематографическая деятельность. Действительно знаменитой Донара Мкртчян проснулась после выхода на телеэкраны советского фильма, ставшего классикой, - "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". В комедии перспективная красавица сыграла супругу Джабраила, тетю Нины. И эта роль получилась у Донары попросту превосходной.

После выхода известной советской комедии девушка сыграла еще несколько ярких ролей. Фильмография артистки:

  • "Губная помада № 4";
  • "Хатабала";
  • "Багдасар разводится с женой";
  • "Адам и Хева";
  • "Приключения Мгера в отпуске";
  • "Мужчины".

Личная жизнь

Со своим избранником Донара Пилосян познакомилась в стенах театрального института. На тот момент Фрунзику уже было 30 лет, а девушка только недавно стала совершеннолетней. Красавица была настоящей звездой курса - у нее попросту не было отбоя от поклонников. Но привлекательный Мкртчян покорил девушку своей харизматичностью. Но когда гениальный актер принял решение жениться на Донаре, друзья очень удивились и стали отговаривать его. Кстати, для Фрунзика это был второй брак.

Товарищей актера очень настораживал вспыльчивый, запальной характер Донары, хотя она была чрезвычайно способной девушкой. У нее частенько менялось настроение, а эти проявления были весьма непредсказуемыми. Возможно, еще в студенческие годы страшное заболевание давало знать о себе.

Поначалу у армянской пары все было хорошо, у молодоженов родилась дочь, которую назвали Нунэ. К тому моменту Мкртчян уже снялся в картинах "Новые приключения Шурика" и "Тридцать три". Семья стала жить лучше, переехала из маленького поселка в столицу, обзавелась собственным автомобилем. Донара Мкртчян тоже хотела построить успешную актерскую карьеру. Именно поэтому она постоянно просила Фрунзика продвигать ее в киноленты, пробы в которые он проходил. Как раз благодаря мужу Донара получила роль в комедии "Кавказская пленница", которая принесла ей заветную популярность.

Проявления болезни

Со временем в поведении Донары Мкртчян стали возникать странности. Сперва Фрунзик подумал, что супруга просто ревнует его к славе, но постепенно ее поступки вовсе стали необъяснимыми. Она постоянно находилась возле мужа, не отпуская его буквально не на шаг, прямо на сцене устраивала ему ужасные истерики. Ревность подавляла ее даже тогда, когда Фрунзик просто здоровался с другими женщинами. Дома все заканчивалось битьем посуды, криками и даже драками. Фрунзик надеялся на то, что рождение второго малыша успокоит супругу. Но становилось только хуже. Жена артиста, которую он сильно любил, потихоньку превращалась в домашнего тирана, устраивающего страшные скандалы даже из-за самых невинных эпизодов на съемках Фрунзика.

После рождения у пары сына Вазгена Донара вовсе перестала заниматься хозяйством и детьми. Когда психическое состояние артистки было окончательно разрушено, ее дочери исполнилось всего 12 лет, а сыну - 2 годика. Возвращаясь домой, актер находил жену в депрессии, а дети были грязными и голодными. Друзья уговорили Фрунзика показать Донару психиатру, который поставил весьма неутешительный диагноз - шизофрения. Частная жизнь семьи превратилась в настоящий ад. В одно время личные проблемы отразились и на карьере актера, который просто не мог продолжать съемки. При этом состояние жены Фрунзика Мкртчяна Донары не переставало ухудшаться. В конце концов ему пришлось дать согласие на госпитализацию женщины. Актер не пожалел средств, отправив жену в одну из лучших лечебниц Франции. Там судьба Донары складывалась плачевно.

Семья

Фрунзик, получивший право снова жениться, воспользовался своим шансом на счастье. Правда, именно из-за этого у него возник конфликт с дочерью, которая была против брака отца. В результате Нунэ вышла замуж и уехала со своим супругом в Аргентину. Единственной надеждой актера стал его сын, поведение которого тоже стало пугать. Вскоре выяснилось, что заболевание матери передалось Вазгену. Фрунзик был подавлен, ему пришлось отправить ребенка в ту же больницу, что и Донару. Надеясь на улучшение, врачи организовали встречу матери и сына. Но как бы страшно это ни звучало, они просто не узнали друг друга.

Как-то раз Мкртчян, запивший от горя, бросил неосторожную фразу о своей дочери, из-за чего окружающие подумали, что она умерла. До сих пор ходят легенды, что Нунэ скончалась много лет назад. Однако на самом деле это не так: девушка попала в аварию, но выжила.

Трагическое завершение истории

Фото Донары Мкртчян до сих пор частенько встречаются на просторах интернета. Но об известной советской артистке снова вспомнили лишь после ее смерти. Остаток своей жизни женщина провела в стенах психиатрической клиники. Летом 2011 года в возрасте 70 лет Донара умерла. Она пережила собственного сына и мужа, погибшего из-за инсульта в 63 года. После трагических событий, связанных с семьей, Фрунзик пытался утопить возникшую депрессию в алкоголе. Но все эти ужасающие события остались незамеченными Донарой.

Народный артист СССР Фрунзик Мкртчян, причины смерти которого знают не все, являлся известным советским и армянским актером театра и кино, театральным режиссером.

Родился Фрунзик в 1930-м году в Ленинакане (сейчас Гюмри), что в Армении. Его отцом был табельщик на заводе, а матерью посудомойка заводской столовой. Рос Мкртчян вместе с братом Альбертом и двумя сестрами – Рузанной и Кларой.

Еще в детстве у Фрунзика стали проявляться актерские способности. После окончания школы он устроился на работу в клуб при текстильном комбинате, где был помощником киномеханика. В то время он уже начал играть в местном драмкружке, а затем поступит в студию при Ленинаканском драматическом театре. В 1947-м году Мкртчяна зачислили в театральную труппу этого театра.

В 1956-м году артист окончил Ереванский театральный вуз и стал актером в театре Сандукяна. В этом же году он дебютировал в кино. Это была эпизодическая роль в фильме «Тайна озера Севан». Примечательно, что после монтажа в картине оставили только ногу Мкртчяна. Зато в театре дела у него шли намного лучше. Он стал узнаваемым актером, многие стали ходить в театр именно на Фрунзика.

Уже более значимая роль была у Мкртчяна в фильме 1960-го года «Парни музкомандв». В нем он сыграл музыканта по имени Арсен. Следующие 5 лет актер нигде не снимался, зато в 1965-м году сыграл в знаменитой комедии Данелии «Тридцать три». Однако первое время картину запрещали власти.

Уже через год Мкртчян сыграл одну из самых его известных ролей – дядю Джабраила в комедии «Кавказская пленница» Гайдая. После этой роли Фрунзика стали узнавать во всем СССР. В этом же году он сыграл большую роль в фильме «Айболит-66» Быкова.

В 70-х у Фрунзика заболела жена, ему пришлось отказываться от различных ролей. Но уже во второй половине 70-х вышла комедия «Мимино», где Мкртчян сыграл одну из главных ролей вместе с Кикабидзе. Многие из его фраз стали крылатыми и цитируются до сих пор, а картину повторяют по телеканалам каждый год.

Многим также запомнилась роль Мкртчяна в драме «Солдат и слон». За эту роль его наградили первым призом за лучшую актерскую работу на Всесоюзном кинофестивале в Ереване. Затем Фрунзик снялся в «Суете сует», где исполнил главную роль. В 1978-м году артиста наградили Государственной премией СССР, а в 1984-м году – званием Народного артиста СССР.

В 80-х годах Мкртчян перестал сниматься. Он отказывался от всех ролей, но продолжал иногда играть в театре. В 90-х перестал появляться и там. Говорят, что причиной ухода Мкртчяна из театра стало то, что главным режиссером назначили не его, а другого человека.

Женат Фрунзик был 3 раза. Первой его супругой была его однокурсница Кнара, но в браке с ней он был недолго. Во второй раз артист женился на Донаре Пилосян в середине 50-х. Она родила ему дочь Нунэ, а потом сына Вазгена. Через некоторое время Донара заболела неизлечимым психическим заболеванием, передавшимся ей по наследству. В итоге женщину госпитализировали в психлечебницу во Франции, где она и осталась. Фрунзик один воспитывал двоих детей. Позже у его сына Вазгена нашли то же заболевание, что и у его матери. Его положили в ту же лечебницу, что и его мать. Говорят, что вскоре они даже перестали узнавать друг друга.

Третьей женой Мкртчяна стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян. Но пара быстро развелась из-за того, что Фрунзик стал злоупотреблять спиртными напитками.

Не стало артиста в декабре 1993-го года. Он умер в своей ереванской квартире. Официальной причиной смерти был назван инфаркт. 31 декабря проходили похороны актера. Их посетили тысячи людей.


Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялисьаплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан»в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.


После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».


Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».



В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.


Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.


Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»


После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.


Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»


Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».


Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида».


В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.


С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.



Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».


Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».


Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.


На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.


Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru В поисках адресата (1955)

  • Из-за чести (1956)
  • О чем шумит река (1959)
  • Парни музкоманды (1960)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Айболит-66 (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Из времен голода (1967)
  • Треугольник (1967)
  • Белый рояль (1968)
  • Адам и Хева (1969)
  • Мы и наши горы (1969)
  • Не горюй! (1969)
  • Вчера, сегодня и всегда (1969)
  • Взрыв после полуночи (1970)
  • Хатабала (1972)
  • Мужчины (1972)
  • Айрик (Папа) (1972)
  • Памятник (1972) короткометражный
  • Мимино (1977)
  • Наапет (1977)
  • Солдат и слон (1977)
  • Суета сует (1978)
  • Добрая половина жизни (1979)
  • Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
  • Пощечина ("Кусок неба") (1980)
  • Крупный выигрыш (1981)
  • Песнь прошедших дней (1982)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1983)
  • Пожар (1983)
  • Легенда о любви (1984)
  • Танго нашего детства (1985)
  • Как дома, как дела? (1987)
  • 4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года


    Глядя на фотографии успешных и знаменитых людей, складывается мнение, что все горести и невзгоды обходят их стороной. Но на самом деле это не так. В «звёздных» семьях тоже случаются трагедии. Вот только знают об этом поклонники далеко не всегда. Ведь на экранах любимые актёры всё так же искромётно шутят. Всё это в полной мере относится к семье Фрунзика Мкртчяна, которому судьба приготовила нелёгкие испытания.

    Фрунзик Мкртчян


    Этот актёр не нуждался в представлении, В СССР его знали все. А в родной Армении он до сих пор национальный герой, его портреты можно увидеть на улицах Еревана. Полное имя актёра Фрунзе Мушегович Мкртчян. Но на родине его чаще называли Мгер, что в переводе означает «светлый».


    Официальное имя Фрунзе дано в честь знаменитого советского полководца времён гражданской войны Михаила Фрунзе. Родился Мгер-Фрунзе в городе Ленинакане Армянской ССР 4 июля 1930 года. Теперь это город Гюмри. Родители Фрунзе – беженцы от армянского геноцида в Турции. Их, одиноких пятилетних детей, нашли на дороге и отправили в один детский дом.

    По воспоминаниям брата, Фрунзик действительно был с самого детства очень добрым и светлым человеком. А еще он был худым, с большим носом, неуклюжим, и над ним все посмеивались. Но скоро выяснилось, что этому большеносому мальчику с печальными глазами природа подарила огромный талант. Актёрские способности он проявлял с детства. С 10 лет мальчик устраивал самодеятельные спектакли для местных детей.


    Очень рано Фрунзик закончил бросил школу и перепробовал много профессий. Но о профессии актёра не забывал никогда. Сначала он играл в театральном кружке при текстильном комбинате, потом пошёл учиться в студию при Ленинаканском драмтеатре. И в 1947 был зачислен туда в труппу.


    Фрунзик сначала стал знаменитым в родной Армении, снимаясь в кино и играя в театре. А потом, после выхода кинофильма «Кавказская пленница» его слава превратилась во всесоюзную. Мкртчяна обожали не только зрители, но и коллеги, что бывает нечасто. Мать же и вовсе любила его больше остальных детей, на что они даже иногда обижались. А вот в личной жизни актёр удачлив не был. Первый раз он женился на однокурснице Кнаре. Но брак продлился недолго и примерно через год распался.

    Донара Пилосян


    Во второй раз Фрунзик женился на молодой актрисе Донаре Пилосян. Когда они познакомились, Фрунзику было уже около 30, ей всего 18. Юную красавицу покорило обаяние знаменитого актёра. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген


    Если у нынешних поклонников кино спросить, кто такая Донара Пилосян, вряд ли кто-нибудь, кроме уроженца Армении, на этот вопрос ответит. А между тем её видели и знают все! Ведь она играла роль жены товарища Джабраилова, персонального водителя товарища Саахова, в культовой комедии «Кавказская пленница» Гайдая. А в 1977 году вместе с мужем она снялась в комедии «Багдасар разводится с женой». .


    Донара было известной армянской театральной актрисой. В кино она снималась редко и была мало известна за пределами Армении.


    Фрунзику же кинороли приносили огромную популярность. Он с женой переехал в Ереван, купил машину. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген. Фрунзик обожал своих детей, очень любил дарить им игрушки, и сам же в эти игрушки с ними играл. Больше всего, правда, он любил их разбирать, чтобы узнать, как они работают. После этого не только сам актёр, но и никакой мастер не мог уже починить эти игрушки.

    Семейная драма


    Казалось бы, всё в семье идёт хорошо. Но характер Донары стал необъяснимым образом портиться. Она не хотела бросать актёрскую карьеру и сидеть дома с ребёнком. Поначалу Фрунзик полагал, что она завидует его актёрскому успеху и надеялся, что после рождения второго ребёнка всё наладится. Но со временем ситуация только усугублялась.


    Говорят, что друзья с самого начала отговаривали Фрунзика от женитьбы, мотивируя это тем, что у Донары вспыльчивый и непредсказуемый характер. Возможно, это было заметно уже с юности. Теперь же жена устраивала мужу страшные скандалы и истерики, ревновала ко всем женщинам без всякого повода. Жизнь актёра превратилась в ад.


    По совету друзей Фрунзик отвёл жену к специалистам. Вывод был неутешительный: это не издержки характера, а серьёзная психическая болезнь. К тому же неизлечимая. Из-за проблем в семье Фрунзик в начале 70-х отказался от многих замечательных ролей и начал злоупотреблять алкоголем.

    Доходило до того, что из-за его пьянства практически срывались съёмки. С детьми тоже не всё было в порядке. После замужества дочь Нунэ переехала с мужем в Аргентину. Уехала насовсем. Поговаривали, что она погибла в автокатастрофе., и это добавило горечи и в без того непростую жизнь Фрунзика Мкртчяна.


    Это не совсем так, Нунэ не погибла, она пережила отца на 5 лет. Причиной слухов стала его реплика, что дочери уже нет. Все и решили, что она погибла, а расспрашивать не стали. Вероятно, Фрунзик имел в виду, что с ним дочь практически не общалась.

    Актёр всеми силами пытался лечить любимую жену, сначала в Армении, потом поместил в психиатрическую клинику во Франции. Но всё было бесполезно. В последний раз Донара вышла на сцену в 1982 году. Потом она оказалась навсегда заперта в клинике.

    Последние годы


    У сына Фрунзика Вазгена обнаружились симптомы такой же болезни, как и у его матери. Его тоже не раз помещали в клинику, пытались лечить. И тоже без особого успеха.

    Фрунзик Мкртчян женился в третий раз, но брак не продлился долго, и с третьей женой он разошелся. К концу жизни он оказался совершенно одинок, несмотря на толпы поклонниц.


    В кино Фрунзик в тот период практически не снимался, говорил, что в его возрасте это уже ни к чему. В основном он занимался собственным театром и совершенно не следил за своим здоровьем. 29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян умер во сне от инфаркта. Хоронили любимого актёра 31 декабря в Ереване. Родные считают, что он так и не смог пережить горе, которое принесла ему страшная болезнь жены и сына.


    Донара Мкртчян так и не вышла из лечебницы. В минуты просветления она удивлялась, почему её заперли в странном помещении и не отпускают домой к детям и мужу. Иногда она декламировала больным отрывки из своих ролей и даже организовала в клинике драмкружок для пациентов. Умерла Донара Николаевна в 2011 году в Севане, Армения.

    Грустная история любви и история - настоящая восточная сказка на фоне мировой политики.