Главная мысль автора в рассказе аэлита.


Молодой инженер по фамилии Лось сконструировал стальной летательный аппарат в форме яйца для экспедиции на Марс. По его объявлению к нему пришёл американский журналист и попросил инженера во время путешествия делать для него за определённую плату путевые заметки. Лось, не долго думая, согласился. Вместе с ним собрался лететь солдат Гусев. Привыкший к постоянным войнам и восстаниям, он скучал в мирное время. Даже любимая жена не смогла удержать его. Лось решился на это опасное предприятие, так как не мог избавиться от тоски по умершей жене.

С риском для жизни Лось смог миновать Луну, и через десять часов аппарат приземлился на Марсе среди кактусового поля. По отдельным разрушенным зданиям путешественники поняли, что когда-то здесь шли жестокие бои.

На рассвете появился незнакомый летающий корабль, и марсианин в чёрной одежде с голубым лицом вместе с вооружёнными спутниками отвезли землян в богатую долину с названием Азора. Столицей этого края был город Соацер. Встретила их толпа марсиан, среди них путешественники заметили чернобородого мужчину с суровым лицом.

Гостей с Земли поселили в красивом особняке, хозяйкой которого была дочь чернобородого марсианина Аэлита. Это была красивая стройная девушка с голубоватым лицом и большими пепельными глазами. За неделю она научила землян языку марсиан, в этом им помог специальный шар, который отражал любые воспоминания.

Пока Гусев знакомился с имением и его обитателями, Лось незаметно подружился с Аэлитой, она рассказала ему историю своего народа. Оказалось, что двадцать тысяч лет назад на Марсе жила раса Аолов. Но вскоре появились на их планете Атланты. Это были оставшиеся в живых представители могущественного государства Атлантиды. Они называли себя сыновьями неба. Атланты заставили марсиан работать на себя: строить дома, проводить каналы, заниматься сельским хозяйством. Но марсиане не захотели подчиняться завоевателям, поэтому началась война. Позже раса Аолов построила Священный порог, который защищал их от зла и насилия. Атланты брали в жёны дочерей марсиан. Так появилось на планете голубое племя.

Пока инженер Лось общался с девушкой, Гусев с помощью служанки Ихи узнал, что правитель Марса Тускуб, отец Аэлиты, решил отравить землян. Он приказал дочери добавить в еду путешественников яд.

В это время в городе возник конфликт между сторонниками Тускуба и рабочими под руководством инженера Гора. Гусев принял участие в восстании. Лось остался с Аэлитой, так как понял, что влюблён в неё. Чтобы спасти его от отца, девушка улетела с ним в горы, в священный храм и после древнего обряда стала его женой.

Тускуб вместе со своими сторонниками окружил город и уничтожил большую часть восставших. Помощь, которую оказал рабочим Лось, не смогла изменить ситуацию. Молодой человек решил вернуться на Землю и увезти с собой Аэлиту, но вместе с девушкой был схвачен воинами Тускуба. Только благодаря Гусеву полуживого инженера удалось спасти. Вдвоём они добрались до своего летательного аппарата и направились к Земле.

Когда путешественники вернулись домой, Лось начал конструировать новый аппарат, чтобы снова полететь на Марс и найти любимую. Однажды к нему приехал Гусев и сообщил, что мощная радиостанция доносит до Земли незнакомые сигналы. Инженер надел наушники и услышал далёкий голос Аэлиты.

Роман учит умению мечтать и надеяться на лучшее, верить в глубокие человеческие чувства.

Картинка или рисунок Аэлита

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Домбровский Факультет ненужных вещей

    Испытывая предчувствия своей судьбы, историк Георгий Николаевич Зыбин, заставлял себя проживать себя спокойную и тихую жизнь, малозаметного и смиренного человека, который живёт тем, что только хранит древние истории

Давно, очень давно меня подбивал отец прочитать эту книгу, поскольку "это классика советской фантастики". Сначал он предлагал посмотреть фильм, но до фильма я так и не дошёл, а вот книгу прочитал. Немного опечалился, узнав, что есть две версии книги - "взрослая" и "юношеская". Впрочем, оглядываясь на этот "юношеский" вариант, начинаю задумыватья о рейтинговой системой, которая сейчас правит бал во всё мире. Да, спойлер-тревога - я пишу мысл о сюжете книги, а не пытаюсь "продать" её. Вообще, я бы не сказал, что книгу прям следует читать всем и каждому, хотя безусловно, в некоторую часть классики она входить должна. К слову, как раз той, что вполне можно читать в школьном возрасте, если плевать на рейтинги. Благо, там на них и так плюют - ведь "Капитанская дочка" проходится классе в 9 что ли, а там кровь, смерть и разве что секса нет. К слову, нет его и в Аэлите, хотя намёков и подводок к нему довольно много. Но всё по порядку.

Первое, что впечатлило - это описание русского человека от имени корреспондента американской газеты: "отсутствие в их глазах определённости, то насмешливость, то безумная решительность и, наконец, непонятное выражение превосходства - крайне болезненно действуют на европейского человека." Это мне понравилось, и опечалил тот факт, что этого сейчас не скажешь о русских людях. Ведь Толстой писал этот роман, находясь за границей, а потому, я думаю, опирался на реальные показания европейцев. А какой образ сейчас сложен у зарубежного человека о русских? То что я слышал, не утешает - в основном это пьяные охламоны в Турции. Лет десять назад - жестокая русская мафия с акцентом. Но нет былой славы.

В то же время один из двух главных героев романа, Гусев Алексей, бывший солдат, разбойник и в целом перекати-поле, меня конкретно выбил из колеи. Потому что с одной стороны он как раз воплощение описания, выше приведённого. А с другой - очень ветренный и не особо-то хороший человек. Я с большим удивлением увидел, как она на Марсе "забыл", что у него на Земле осталась жена, и заигрывал с марсианской девушкой. У второго героя, Мстислава Лося, хотя бы было оправдание - его жена в могиле была уже. В целом, меня довольно сильно удивило наличие любовной линии в романе, а так же её влияние на сюжетные повороты. Всё это очень сильно напоминает Эдгара Райса Берроуза и его "Барсумскую серию" о Марсе. Вполне возможно, что отчасти Толстой как раз и вдохновлялся ею - по времени как раз мог.

Что касается Марса, то тут меня многое позабавило, и в то же время впечатлило. Например, мнимая "старость" народа Марса мне совсем непонятна - по тексту я нигде не припомню, чтобы народ это был старый. Вот Атлантида, от которой они почерпнули знания, да. "Магацитлы" действительно представляли собой очень старое знание. Вообще весь изгиб сюжетной линии в эпоху декаденса несколько странен. Возможно, намёк на "загнивающий капитализм" - мол, его время уже ушло. А главные герои представляют собой будущее - коммунизм. Недаром Гусев так упорно пытался устроить пролетарскую революцию на Марсе.

Научные достижения, описанные в книге, конечно, сейчас выглядят достаточно нелепо. Теория с марсианскими каналами оказалась полностью ложью, а жизнь на ней так и не появилась - слишком мала масса планеты. Способ работы ракеты, построенной Лосём, малоприменим, поскольку работает она на мифическом "ультралиддите", который напоминает мне почему-то о луддитах, противниках прогресса. Вообще вся техника, описанная Толстым, сейчас по большей части, не существует - разве что телевизор. В книге описано устройство - матовый экран, посредством которого можно было видеть, что проихсодит в другом помещении, где стоял такой же экран. На момент написания книги - 1922 год - телевизоры уже были в разработке, но повсеместное распространение и постоянные трансляции начались полтора десятилетия спустя. Не Артур Кларк, но всё же.

Сюжет. В целом, это очень крутой сюжет, достаточно лихо закрученный и очень хорошо написанный. Можно выдвигать конкретные претензии - к тому, что Гусев даже не моргнул глазом, узнав, что пока они летели до Марса, прошло полтора месяца. А ведь его жена дома ждёт. Впрочем, это можно объяснить его характером. На самом деле, больше всего меня действительно бесит именно сюжетный поворот касаемо непосредственной "революции", которая не удалась. Пролетариат просто разбомбили вместе с городом. Само по себе это не удивляет, удивляет отношение марсиан к этому. Почти никак не объясняется, откуда у них такой повальный фатализм относительно гибели цивилизации. И если им действительно насрать, то с хера ли они вообще решили устроить бунт?

Религия. Мне очень понравилось, как Толстой низвёл религию до инструмента. Во первых, ни марсиане, ни главные герои не являются верующими. Во-вторых, единственное упоминание религии - в истории Атлантиды, находящейся внутри книги. "Тогда жрецы - высшая каста Атлантов - поняли, что нужно внести ясный и понятный, единый для всех культа. Они стали строить огромные храмы и посвящать их солнцу - отцу и владыке жизни..." Мне понравилось, как он это обработал. Вообще, учитывая обстановку в РФСР, Толстой умудрился сделать крайне деликатную книгу, обходящую многие острые углы, насколько я могу понять.

Как-то на этом кончаются мои мысли о 140 страницах, написанных Толстым. Тем более что на самом деле их где-то 100 - очень много у меня иллюстраций в книге было.

Мар 27, 2017

Аэлита Алексей Толстой

(Пока оценок нет)

Название: Аэлита

О книге «Аэлита» Алексей Толстой

Если вы желаете совершить увлекательное путешествие по неизведанной космической вселенной, побывать на Марсе и поближе познакомиться с его обитателями, тогда вы обратились по адресу. Герои книги «Аэлита» Алексея Толстого решили устроить себе путешествие на Марс. Один из научного любопытства, а второй в поисках новых приключений. Что из этого получилось вы можете читать в этом приключенческо-фантастическом романе.

Алексей Толстой – знаменитый русский писатель конца 19-го и начала 20-го веков. Его отец был графом и дальним родственником Л. Н. Толстого. Мама Алексея была детской писательницей поэтому с самого детства прививала ему любовь к литературе. В результате этого Алексей сделал большой вклад в советскую литературу и стал родоначальником советской классической фантастики.

Главный герой книги «Аэлита» — одинокий инженер Мстислав Сергеевич Лось опубликовал объявление, где приглашал всех желающих отправиться с ним на Красную Планету с целью увидеть что-то новое, что еще никто не видел. Его объявление заинтересовало американского корреспондента, но он сам не решился отправиться в экспедицию, а лишь хотел получить убойный материал для своего репортажа. Второй, кто заинтересовался его предложением, оказался бывший военный Гусев, который скучал по своей службе и хотел новых приключений и сражений. Именно он стал напарником Лося в этом авантюрном путешествии.

Прибыв на Марс они имели возможность познакомиться с синими обитателями планеты, которые по началу отнеслись к ним достаточно дружелюбно. Лось познакомился с Аэлитой дочерью правителя и полюбил ее. Она была для него лучиком надежды, ведь свою земную любовь он потерял навсегда. Гусев напротив выступил за права трудящихся и решил помочь им установить власть во вселенной. Трудовое население или сыны неба уже давно враждовали с марсианами и сейчас у них появился шанс захватить власть. Началась война. Марсиане начали относиться враждебно к землянам и решили их убить, но Аэлита спасла своего возлюбленного и помогла им вернутся на Землю, но… Что было дальше, вы можете читать в книге «Аэлита».

Алексей Толстой наполнил свою книгу «Аэлита» искренней чувствительностью, символизмом, философской глубиной, идейной многогранностью и любовью, поэтому каждый читатель сможет в ней найти что-то полезное и интересное для себя. Мир Марса показан очень ярко и красиво, жители тоже описаны очень хорошо так, что создается чувство реальной действительности. Главные герои вызывают чувство симпатии и им веришь и сопереживаешь. Читать книгу очень легко, Алексей Толстой смог проявить свое мастерство и создал хорошее произведение.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Аэлита» Алексей Толстой в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Аэлита» Алексей Толстой

Истинный мир - невидим, неосязаем, неслышим, не имеет вкуса и запаха. Истинный мир есть движение разума. Начальная и конечная цель этого движения непостигаема. Разум есть материя, более твердая чем камень, и более быстрая чем свет. Ища покоя, как всякая материя, разум впадает в некоторый сон, то есть становится более замедленным, что называется - воплощение разума в вещество. На степени глубины сна разум воплощается в огонь, в воздух, в воду, в землю. Из этих четырех стихий образуется видимый мир. Вещь есть временное сгущение разума, подобно круглой молнии, в которую уплотняется грозовой воздух.
В кристалле разум находится в совершенном покое. В междузвездном пространстве разум - в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Через человека течет поток разума в видимый мир. Ноги человека вырастают из кристалла, живот его - солнце, его глаза - звезды, его голова - чаша с краями, простирающимися во вселенную.
Человек есть владыка мира. Ему подчинены стихии и движение. Он управляет ими силой, исходящей из его разума, подобно тому как луч света исходит из отверстия глиняного сосуда.

Первородное зло было в том, что бытие - жизнь Земли и существ - постигалось как нечто, выходящее из разума человека. Познавая мир, человек познавал только самого себя. Разум был единственной реальностью, мир - его представлением, его сновидением. Такое понимание бытия должно было привести к тому, что каждый человек стал бы утверждать, что он один есть одно единственное, сущее, все остальное - весь мир - лишь плод его воображения. Дальнейшее было неизбежно: борьба за единственную личность, борьба всех против всех, истребление человечества, как восставшего человека его же сна, - презрение и отвращение к бытию, как к злому сновидению.

Каким бы возвышенным чувством он ни смутил, - в тебе пробудится женщина, и ты погибнешь. Только холод мудрости, только спокойное созерцание неизбежной гибели всего живущего, - этого пропитанного салом и похотью тела, только ожидание, когда твой дух, уже совершенный, не нуждающийся более в жалком опыте жизни, уйдет за пределы сознания, перестанет быть, - вот счастье. А ты хочешь возврата. Бойся этого искушения, дитя мое. Легко упасть, быстро - катиться с горы, но подъем медленен и труден. Будь мудра.

И там не уйти от себя - за гранью Земли, за гранью смерти. Зачем нужно было хлебнуть этого яду - любить! Жить бы неразбуженным. Летят же в эфире окоченевшие семена жизни, ледяные кристаллы, летят дремлющие. Нет, нужно упасть и расцвесть - пробудится к жажде - любить, слиться, забыться, перестать быть одиноким семенем. И весь этот короткий сон затем, чтобы снова - смерть, разлука, и снова - полет ледяных кристаллов.

В человеке дремлет самая могучая из мировых сил - материя чистого разума. Подобно тому как стрела, натянутая тетивой, направленная верной рукой, поражает цель, - так и материя дремлющего разума может быть напряжена тетивой воли, направлена рукой знаний. Сила устремленного знания безгранична.

Тот счастлив, в ком полнота, согласие, радость и жажда жить для того, кто дает эту полноту, согласие, радость.

Не смерть страшна, но одиночество, безнадежное одиночество в вечной тьме - это действительно страшно.

Во всем росте цивилизации лежит первоначальная ошибка. Дальнейшее развитие знания должно привести к гибели: человечество поразит само себя.

Скачать бесплатно книгу «Аэлита» Алексей Толстой

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

История написания и издания

А. Н. Толстой начал писать роман в 1922 году , находясь за пределами России.

Впервые роман был напечатан в журнале «Красная новь » в № 6 за 1922 год и в № 2 за 1923 год. Первое отдельное издание романа вышло в 1923 году и называлось «Аэлита (Закат Марса)».

Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли «Аэлиту». Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в «пристрастии к бульварной литературе ».

Научно-техническая сторона фабулы в повести основана на теории межпланетных ракетных сообщений , разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

В не меньшей степени на проблематику повести воздействовали идеи антропософии , в частности, «Хроники Акаши »:

  • А. Н. Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории. Описания Атлантиды очень похожи на её описания, приведённые в книгах антропософов.
  • «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе . Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек , - образ и подобие Хозяина Вселенной».
  • «Разум есть материя , более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет ».
  • «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум - в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот - солнце, глаза - звёзды, голова - чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную».

Марс Толстого

  • Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную геометрически правильную систему каналов , на их пересечении расположены тёмные точки. Система каналов двойная - одна ярко видна на поверхности Марса, вторая - крайне бледная, как бы стёртая. Позднее инженер Лось понял, что старая сеть каналов заброшена, дно высохших каналов поросло кактусами, новая же снабжает водой водяные цирки (Ро на вымышленном марсианском языке) - циклопические водохранилища, заметные даже с орбиты.
  • Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня , изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами . Позднее из романа выясняется, что эта местность была ирригирована , но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса, Соацера («Солнечное селение»), находится в оазисе Азора. Обитатели планеты называют её Тума.
  • На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) - потомки аолов и землян. На Марсе Толстого нет расового антагонизма, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета).

Связь с другими произведениями

Связь с реальным миром

В повести указан адрес дома в Петрограде , в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты - Ждановская набережная , 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей. . Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа , занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон. . Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского .

Экранизация

Кадр из экранизации Я. Протазанова

  • В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита », считающийся классикой мировой кинофантастики.
  • «Межпланетная революция» (1924) - мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты» А. Н. Толстого
  • В 1981 году повесть была частично экранизирована в телеспектакле «Этот фантастический мир » - четвёртый выпуск.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Копейкин А. Толстой А. Н. Аэлита

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Фантастические повести
  • Повести Алексея Николаевича Толстого
  • Повести 1923 года
  • Атлантида в культуре и искусстве
  • Книги о Марсе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аэлита (роман)" в других словарях:

    АЭЛИТА, СССР, Межрабпом Русь, 1924, ч/б, 100 мин. Фантастико приключенческий фильм. По мотивам одноименного фантастического романа А.Толстого. «Аэлита» первый фильм, поставленный режиссером Яковом Протазановым после его возвращения из эмиграции.… … Энциклопедия кино

    Запрос «Аэлита» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Аэлита Жанр: повесть

    - … Википедия

    - «Аэлита» литературная премия, старейшая советская и российская премия в области фантастики.Премия основана в 1981 году редакцией журнала «Уральский следопыт» совместно с Союзом Писателей РСФСР и с тех пор вручается… … Википедия

Очень кратко Земляне обнаруживают на Марсе цивилизацию гуманоидов и поддерживают всепланетную революцию. Дочь главы Марса влюбляется в земного инженера, но революция терпит поражение, и влюблённые расстаются

Иллюстрация А. Щербакова

Корреспондент американской газеты замечает на одном из проспектов Петербурга странное объявление, написанное обычным чернильным карандашом. В нём инженер Лось приглашал желающих в экспедицию на Марс. Корреспондент записывает адрес инженера, а объявлением заинтересовывается одетый как солдат, человек с крепким затылком, загорелым, беззаботным лицом, шрамом на виске и ленивыми, серо-карими глазами с искоркой.

Корреспондент отыскивает мастерскую Лося в глубине захламлённого двора. Инженер, крепко сложённый, с густыми снежно-белыми волосами и молодым лицом, демонстрирует американцу летательный аппарат в виде огромного стального яйца и заявляет, что достигнет Марса за девять или десять часов. Лететь на Марс корреспондент не собирается, но предлагает Лосю хорошие деньги за путевые заметки. Инженер соглашается.

Лось не хочет лететь один. Больше всего он боится пролететь мимо Марса и умереть от голода в глубинах космоса. Вечером к Лосю приходит солдат Гусев, читавший объявление, и соглашается лететь. Он женат, но бездетен, всю жизнь занимается войной и революцией. Теперь, в мирное время, Гусев не может сидеть на месте и готов отправиться куда угодно. Уже несколько лет крупные радиостанции принимают непонятные сигналы. Лось уверен, что они идут с Марса, и на планете есть разумная жизнь.

В ночь перед полётом Лось не спит, вспоминает умершую жену, которую очень любил. Покинуть Землю инженер хочет из-за тоски по любимой женщине. Он надеется, что на Марсе ему станет легче. Гусев тоже прощается с женой. Женщина очень любит мужа, но, зная его непоседливый характер, понимает, что долго его возле себя не удержит. И теперь ей приходится смириться.

За отлётом следит большая толпа. Покидая земную атмосферу, путешественники теряют сознание и приходят в себя уже в космосе. С риском миновав Луну, они опускаются на Марс и выходят из аппарата. Воздух планеты оказывается тонким и сухим, в тёмно-синем небе стоит «пылающее, косматое солнце». Аппарат лежит «на оранжево-апельсиновой плоской равнине», поросшей высокими кактусами, которые оказываются живыми растениями. Вскоре выясняется, что кактусы растут рядами - это поле.

Поблуждав по кактусовым плантациям, путешественники возвращаются к аппарату, возле которого видят краснолицего марсианина на летающем устройстве. Накричав на путешественников за сломанные кактусы, марсианин бросает им мешок с провизией и улетает.

Перекусив, приятели снова исследуют окрестности и натыкаются на руины домов. Гусев определяет, что строения взорваны - видимо, здесь была война. В одном из богатых брошенных жилищ Лось находит библиотеку поющих книг, а Гусев - экран, показывающий большой город. Разглядеть город как следует не получается из-за короткого замыкания.

Ночь путешественники проводят возле аппарата-яйца. Утром их будит шум винтов - перед ними опускается летающий корабль, похожий на галеру. С корабля в сопровождении вооружённых ружьями воинов спускается голуболицый марсианин в чёрных одеждах. Оставив охрану вокруг «яйца», он отвозит путешественников за горный хребет, в богатую равнину под названием Азора, усеянную огромными водными хранилищами и каналами. В столице Азоры, огромном городе Соацере, путников встречает изумлённая толпа во главе чернобородым, сутулым марсианином.

Путешественников селят в поместье, окружённое рощей с лазоревой листвой. Несмотря на комфорт и изысканную пищу, Гусев недоволен. Ему нужен «документик о присоединении Марса» к Советской Республике. Лось же считает, что с Марса они должны вывезти мудрость этого мира. На следующий после приезда день путешественники знакомятся с хозяйкой поместья Аэлитой, дочерью чернобородого марсианина. Аэлита - нежная девушка с чуть удлинённым бело-голубым лицом и «огромными зрачками пепельных глаз». Она показывает гостям туманный шар, отражающий воспоминания. С помощью этого шара марсианка учит землян своему языку.

За семь дней путешественники в совершенстве овладевают марсианским языком. Аэлита рассказывает Лосю историю Марса. Двадцать тысячелетий назад планету населяла оранжевая раса Аолов. Однажды в одном из племён появился сын пастуха. Он распространял новое учение и рассказывал о пророчестве. Вскоре пророчество сына пастуха сбылось - на Марс прибыли сыновья неба. Это были Атланты. Они поработили часть марсиан, заставили обрабатывать землю, строить хранилища для воды и рыть каналы. Остальные племена восстали против Атлантов, началась война. Марсиане снова вспомнили учение сына пастуха, ушли в горы, построили Священный Порог, под которым похоронили зло и очистились, пройдя через огонь. Атланты подавили сопротивление, но к Священному Порогу приблизиться не посмели. У детей неба не было женщин. Однажды к Порогу пришёл красивый Атлант и попросил отдать дочерей Аолов в жёны сыновьям Земли. От этого союза произошло голубое племя гор, и Марс начал процветать.

Гусев тем временем заводит роман со служанкой Ихой, смешливой, смугло-синеватой, полненькой девушкой. От неё Гусев узнаёт, что чернобородый марсианин Тускуб - глава Марса. Иха включает экран и показывает Гусеву народное гуляние, на котором толпа вдыхает наркотический дым. Переключив экран, Иха случайно показывает Гусеву заседание правительства. Из выступления Тускуба Гусев понимает, что их хотят убить.

Аэлита рассказывает Лосю историю Атлантиды. Эту страну покоряли тысячи племён и растворялись в ней. После каждой войны Атлантида становилась всё более могущественной и богатой. Наконец наступила эпоха мира, Атланты овладели древней магией. Это Знание раскололось на два пути - белый и чёрный, началась война. В это время был найден способ «мгновенно освобождать жизненную силу, дремлющую в семенах растений». Эта сила уничтожила Атлантиду. Спаслась только верхушка чёрного ордена, улетевшая на Марс в яйцеобразных аппаратах.

Научившись управлять экраном, Гусев исследует Соацеру. Опытным взглядом он замечает в столице первые признаки народных волнений - в Соацере назревала борьба между Тускубом и вождём рабочих, инженером Гором. Чтобы прекратить эту борьбу и предотвратить революцию, Тускуб решает разрушить город - гнездо порока, и дать миру «умереть спокойно и торжественно». Гор против, он надеется на помощь землян. Попытавшись задушить Верховного правителя, инженер скрывается. Гусев решает вмешаться в революцию и зовёт Лося с собой, но тот не хочет улетать, он влюблён в Аэлиту. Гусев улетает один.

Тускуб намерен отравить путешественников. Он даёт дочери яд, чтобы та подлила его в пищу сыновей неба. Аэлита, тоже влюблённая в Лося, решает спасти любимого. На воздушной лодке она отвозит его в горы. По дороге Аэлита показывает Лосю каменный флакон с ядовитым зельем, прикрёплённый цепочкой к кольцу, одетому на палец девушки. Аэлита приводит любимого в храм, устроенный вокруг Священного Порога. Там она совершает древний ритуал и становится женой Лося.

В полночь Лось возвращается в поместье Тускуба. Оно полно трупов. Один из умирающих передаёт инженеру записку от Гусева. Он осаждает Дом Совета и посылает за Лосем корабль. Выбежав из поместья, инженер натыкается на людей Тускуба, которые обстреливают его. Солдаты боятся сына неба. Он подчиняет их себе и отправляется на военной лодке к Гусеву.

Тем временем Гусев возглавляет восстание. Рабочие верят, что сын неба спасёт их, и с радостью ему подчиняются. Помощником Гусева становится инженер Гор. Захватив Арсенал и уничтожив эскадрилью военных кораблей, Гусев отправляется арестовывать Тускуба, но тот вместе с верными инженерами и остатками армии успевает бежать через огромный подземный лабиринт, соединяющий почти все города Марса. Раньше залы лабиринта согревались внутренним жаром планеты, и марсиане проводили в нём зимы. Гор считает, что революцию им не выиграть - Тускуб вернётся и уничтожит их.

Ночью армия Тускуба окружает город. Гусев сопротивляется, но Тускуб разрушает Арсенал и уничтожает воздушный флот повстанцев. Несколько кораблей Главы Совета окружают Гусева. Вовремя подоспевший Лось вытаскивает товарища из свалки и уговаривает вернуться на Землю. Гор показывает им вход в лабиринт.

Проблуждав три часа в кромешной тьме и чуть не погибнув в колодце, полном огромных пауков, товарищи выходят на поверхность возле усадьбы Тускуба. Там они встречают слугу Аэлиты, который отвозит их к Священному Порогу. Лось находит любимую и проводит с ней ночь. Он хочет забрать её на Землю, но не успевает - их находит Тускуб с отрядом солдат. Он приказывает схватить Аэлиту, а Лося избить и оставить умирать.

Гусев замечает взлетевший военный корабль, спешит на помощь Лосю и находит его без сознания. Он понимает, что надо бежать, и летит к «яйцу». С трудом отыскав аппарат, Гусев обнаруживает, что марсиане пытаются его разрушить. Разогнав солдат, он запускает двигатель, и аппарат устремляется к Земле.

Гусев не может задать правильный курс, и они долго блуждают в пустоте. Лось приходит в сознание и обнаруживает провалы в памяти. Ему кажется, что Марс и Аэлита - только сон. Вскоре «яйцо» попадает в хвост кометы, которая направляет аппарат к Земле. Аппарат приземляется на берегу озера Мичиган. Для путешественников экспедиция заняла несколько месяцев, а на Земле прошло четыре года.

Лось и Гусев становятся знаменитыми. Инженер продаёт свои заметки американскому корреспонденту, но слава и деньги ему не нужны. Он вспоминает Аэлиту и тоскует по любимой. Проходит полгода. Поездив по миру с рассказами о марсианских приключениях, Гусев возвращается в Россию и основывает «Ограниченное Капиталом Акционерное Общество для Переброски Воинской Части на Планету марс в Целях Спасения Остатков его Трудового Населения». Лось строит на петербургском заводе новый двигатель марсианского типа и живёт в одиночестве. Он вспоминает последние мгновения, проведённые с любимой. Тогда Аэлита успела выпить немного яда, а Лось допил остальное. Теперь ему становится ясно: Аэлита жива.

За Лосем приезжает Гусев. Он сообщает, что уже неделю радиостанции ловят неизвестные сигналы «чрезвычайной силы». Гусев везёт инженера на радиостанцию под Питером, и Лось слышит в слуховом шлеме далёкий голос Аэлиты, повторяющий: «Где ты?».