Фамилии композиторов и названия произведений о весне. Проект «Весна в музыке


Елена Авдеева

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи.

Образовательные:

Продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Познакомить с произведениями искусства, выяснить, как поэты, художники и музыканты отражают весну в своих произведениях;

Вспомнить творчество П. И. Чайковского о весне, дать представления о творчестве А. Вивальди, С. Майкапара, Э. Грига.

Развивающие:

Развивать представления детей об изобразительных возможностях музыки;

Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве;

Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки

Воспитывающие:

Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Воспитывать интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.

Интеграция.

«Коммуникация» : развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

«Художественное творчество» : побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу.

«Познание» : расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Музыкальный материал : «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского; «Весна» А. Вивальди, «Весною» С. Майкапара, «Весной» Э. Грига, «Весенние воды» С. Рахманинова.

Методическое оснащение: видеосюжеты из альбома П. И. Чайковского «Времена года», видеосюжет из альбома А. Вивальди «Времена года», видеосюжет Э. Грига «Весной». Слайды репродукций известных художников по теме «Весна» И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова. Портреты композиторов.

ТСО: ноутбук, экран, музыкальный центр.

Материалы для детей: листы бумаги, цветные мелки, карандаши.

Музыкальный руководитель предлагает ребятам отправится в сельскую библиотеку. Дети под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» заходят в читальный зал библиотеки.

Лидия Романовна (библиотекарь). Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном времени года – о весне.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

Библиотекарь. Ребята, а вам нравится весна? За что вы ее любите? (ответы детей). Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей).

Вы знаете, ребята, что очень часто композиторы, художники, поэты обращаются в своем творчестве к образам природы? (да).

Муз. рук. Правильно, ребята, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим разнообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. И сегодня мы с вами поговорим о весне, о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Ребята, вы заметили, какая звучала прекрасная мелодия, когда вы вошли? Она напоминает потоки воды, бурные журчащие ручьи. Кажется, что мы стоим возле ручья, а мелодия словно повторяет переливы движущейся воды (звучит произведение С. Рахманинова «Весенние воды»).

А сейчас я предлагаю вам послушать знакомые произведения известного композитора (дети просматривают видеосюжеты на музыку П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник». Называют произведения, композитора. Проходит беседа об услышанном).


Библиотекарь. Вы знаете, ребята, многие поэты посвятили весне свои стихи (читает стихотворение о весне по выбору, показывает портреты).


Муз. рук. Ребята, я предлагаю вам тоже прочитать стихи о весне.

Дети читают стихи.

Библиотекарь. А еще о весне существует много пословиц и поговорок, может вы знаете какие-нибудь?

Дети произносят по очереди.

Ранняя весна – много воды.

Весна все покажет.

Гуси высоко летят - воды будет много; низко – мало.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Ранние ласточки – к счастливому году.

Библиотекарь. Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но еще о весне написано много картин (идет демонстрация картин, написанных известными художниками). Художников, изображающих природу, очень много, это и И. Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др. (показывает портреты художников).


Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная (дети рассказывают о том, что они видят на иллюстрациях).

Муз. рук. А сейчас мы послушаем еще два произведения о весне. Первое произведение называется «Весною», написал ее композитор Самуил Майкапар (звучит пьеса С. Майкапара «Весною»). Скажите, какая музыка по настроению? (нежная, веселая). Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина видится вам? (бегут ручейки, поют птицы). Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы. А вот послушайте пьесу Эдварда Грига с похожим названием - «Весной» (дети слушают произведение Э. Грига «Весной»). Ребята, вы обратили внимание, что первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная? В пьесе Грига мы слышим разные настроения. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только посыпается (звучит начало пьесы, то мощная, грозная, бурная, взволнованная (звучит фрагмент средней части, то восторженная, свежая, открытая, яркая (звучит фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Вот ребята, мы видим, как с помощью музыкальных звуков композиторы сочиняют свои произведения о весне. Как с помощью кисти и красок художники пишут свои весенние творения, а поэты, используя слово, сочиняют свои прекрасные стихи о весне.

Педагог. Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг. Весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек. Ну а сейчас представим, что мы с вами художники и мы будем рисовать свою весну. Она у каждого может быть разная. Вы можете изобразить прилет птиц, появление цветов, прозрачные ручейки и т. п.

Муз. рук. А чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А. Вивальди, которое тоже называется «Весна» (звучит музыка А. Вивальди «Весна»).

Дети выполняют работу.

Библиотекарь. Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и веселая, и грустная, и яркая, и задорная.

Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, кто же из великих композиторов, художников, поэтов рисовал при помощи слова, звуков и красок весну (ответы детей).


Правильно ребята. Весна в их творчестве – яркая, ранняя, быстрая, стремительная, торопливая, грустная, журчащая. Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была веселой, солнечной, радостной и конечно счастливой.

Наша встреча подошла к концу. Спасибо.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе по теме «Весна в музыке»

Колосова Виктория Юрьевна, студентка, квалификация педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж» (Россия, Ростовская область, город Шахты)
Описание материала: Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей 4 класса (10-11 лет) по теме «Весна в музыке». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и учителям музыки. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Конспект внеклассного занятия в 4 классе на тему: «Весна в музыке»
Интеграция образовательных областей: литература, музыка.
Цель: расширение кругозора детей, развитие интереса к природе.
Задачи: образовательные: знакомить с творчеством Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского. Закрепить расширение знания и представления детей о весенних явлениях и изменениях в природе.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Формировать любовь к музыке, художественные способности, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях.
Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки, коллективизм, музыкальный слух, творческие способности.
Наглядный материал: презентация
Раздаточный материал: карточки с буквами
Ход занятия:
Педагог: Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он!
Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: ответы детей.

Педагог: А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово весна?
Дети: ответы детей
Педагог: Начало нового года у многих народов по древнему календарю приходится на начало весны. На Руси новый год начинался с марта. Новолетье отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой-свистуньей, который по современному календарю приходится на 14 марта. Первая встреча весны.
По святцам- это день преподобномученицы Евдокии, которую в простонародье называли Авдотьей-Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, таять. В этот день узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На весновку погоже -все лето пригоже».
По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали весну своим свистом, навораживали счастливый год и богатый урожай.
В языческие времена был бог- Посвист, призывающий на землю весну.
Весна- это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло великих композиторов писать классические музыкальные произведения о весне.
Все мастера классической эпохи пытались захватить магию и красоту весны в своих самых известных музыкальных произведениях. Существует несколько популярных классических произведений, которые заслужили всемирное призвание и до сих пор считаются высшим пиком музыкальной классики.
А кто из вас знает, как встречали весну 5,10, 15, 30, 100 лет назад? В старину?
Весну встречали с весельем, с радостью, песнями, хороводами. С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости.
У ребят была забота- приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины.


22 марта, когда сорок птиц прилетают. Сорок пичуг пробираются на Русь», прилетают к нам разные птицы.
Ребята, а каких птиц вы можете назвать?
Дети: ответы детей
Педагог: первая птица, которая к нам прилетает называется- жаворонок. На этот праздник, на кануне, ребята просили своих мам и бабушек испечь печенье, булочки похожие на жаворонков.


Песня жаворонка негромкая и приятная, полет этой птицы очень своеобразен: жаворонок сначала поднимается вверх, а затем и падает вниз, соответственно меняется и песня.


«Времена года»- известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 пьес. Ребята, а почему этих пьес именно 12, вы догадались?
Дети: ответы детей

Педагог: пьесы названы по месяцам. «Март. Песня жаворонка»
Петр Ильич Чайковский очень любил пение жаворонков, заслушивался их трелями весной. А сейчас и мы сможем услышать пение жаворонка, которое изобразил в своей музыке Петр Ильич.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».
Педагог: мы сегодня с вами говорили о весне русской. А вы знаете что-нибудь о весне в других странах? Нет? Там нет таких суровых морозов, нет столько снега. Значит и весна там не такая бурная, как у нас, но тоже очень красивая!
Весна в Венеции.


Весна в Венеции начинается рано. В марте уже достаточно тепло температура может достигать 10-15 градусов. Дожди идут редко и не сильные. Много солнечных дней. Весна самый прекрасный сезон в Венеции еще и потому, что в это время распускаются магнолии, олеандры и цветы других благоуханных растений. Воздух насыщен ароматами, как в лавке духов. Особенно приятно насладиться весенней Венецией на набережной бочины Сан Марко в районе садов. Весной Венеция расцветает, оживает и радует глаз. Божественная голубизна неба и лазурь воды, терракота дворцов и мрамор колоннад, сочная зелень садов и нежный оттенок цветов, черный глянец гондол и яркие ленты на шляпах гондольеров.
Мы с вами за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции.


И однажды он встретил весну такими словами:
(А. Вивальди, перевод В. Григорьева)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Итак, А. Вивальди «Времена года. Весна». Это 4 скрипичных концерта.
Послушайте это произведение, и подумайте, как автору удалось изобразить природу?
Дети: ответы детей
Педагог: Весна Вивальди возвращает природу снова к жизни после долгих месяцев увядания. Эта музыка создает образ пышных полей, лугов, цветов, всё то, что символизирует весну.
А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете разгадывать загадки.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ...

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц...

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе...

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл...

В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня...


Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием. А сейчас мы разделимся на три команды по рядам, и составим рассказ о весне. Но начинать каждое предложение надо со слов «весна» или «весной». После того как рассказ будет готов, вы поднимаете руку и один человек от группы его представит.
Дети: ответы детей
Педагог: молодцы, справились и с этим заданием. О весне написано много песен, музыки, стихов, картин, в которых передается то легкое, солнечное настроение. одну из таких песен мы разучим ода называется «Солнечная капель» автор музыки: Степан Сосин, автор слов: И.Вахрушева.
Разучивание песни.


Педагог: весной появляются первые цветы, а какие мы сейчас и узнаем. Так же делимся на три группы. В конвертах карточки с буквами, из которых вам необходимо сложить названия двух цветов.
(мимоза, подснежник, тюльпан, нарцисс, ландыш, пион.)
Педагог: молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, музыку каких композиторов мы слушали? Что в ней общего и чем она отличается?
Дети: ответы детей.
Педагог: все верно, на этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Авторы: Чернуха Эльмира Рафиковна, Удовиченко Олеся Риммовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин,преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Филиал МБУДО ДШИ "Свирель"ДШИ с Кубанка
Населённый пункт: с Кубанка Оренбургская обл
Наименование материала: интегрированный открытый урок
Тема: "Весна в произведениях художников и композиторов"
Дата публикации: 09.10.2018
Раздел: дополнительное образование

Интегрированный открытый урок музыки и изобразительного искусства

«Весна в произведениях художников и композиторов»

1кл-«Беседы об искусстве»1кл-«Слушание музыки»

Данный урок подготовили:

Преподаватель теоретических дисциплин – Чернуха Э.Р.

Преподаватель изобразительного искусства- Удовиченко О.Р.

Разделы: Преподавание музыки. Преподавание ИЗО .

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи.

Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи

Воспитательные:

обогатить духовный мир учащихся.

Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.

Обучающие:

Обобщить и закрепить знания произведений великого русского

композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.

Отразить, посильными для данного возраста средствами

художественной выразительности, своего видения окружающего мира;

Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и

музыкальной тональности.

Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и

живописи.

Развивающие::

Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать,

обобщать;

Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность

учащихся;

Учить вокально-хоровому пению.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями

искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования

особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя

свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений

живописи.

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для

решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической

формой коммуникации;

адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой

деятельности

1.Звучит фоновая музыка В.А. Моцарт «Ночная серенада»

Учитель изобразительного искусства.

3.Психологический настрой

Оглянитесь вокруг. Попробуйте назвать тему урока…

Да,сегодня мы будем говорить о весне. Весна: Одно из красивещих времен

года. Она кажется яркая даже в унылые дождливые дни, когда все таит и

промозглые холодные дни. Но все равно после зимних мало солнечных дней

и морозов нам она пахнет сочными красками, птицы поют солнышко светит

ярче и запах становится как будто чище… Прогулки наши становятся всё

длинней, Солнышко поднимается высоко и нам не хочется заходить домой.

Деревья распускают листочки. Вся природа оживает. Многие художники и

композиторы писали свои произведения именно о ней.

Учитель теоретических дисциплин :

4.Сообщение целей урока

Мы будем учиться передавать осеннее музыкальное настроение красками.

Сегодня у нас урок необычный. Мы на уроке будем рисовать, танцевать,

слушать музыку, повторим музыкальную грамоту.

(Раздаётся стук в дверь, заходит девочка)

Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?

Меня зовут песенка.

Ты пришла с нами петь?

Я бы с радостью пела с вами, но сильный осенний ветер разбросал мои

нотки(плачет)

Мы тебе поможем. Наши ребята соберут все нотки.

Где находится нотка ре,фа,ля,до,ми,соль,си.

(Дети по очереди расставляют нотки. Песенка улыбается.)

Спасибо вам, ребят а. Теперь я снова могу петь!

Сколько нужно нот, чтобы написать музыку?

А сколько надо цветов,чтобы написать картину?

Ребята поглядите наши нотки не простые а цветные. У каждой нотки свой

цвет и настроение.

Учитель ИЗО:

Давайте повторим основные цвета. В этом нам поможет предложение

«Каждый –(красный)охотник желает знать,где сидит фазан»

Сколько цветов мы повторили? Посмотрите, как интересно! Нам известно

семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут

музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины.

Изучение нового материала

Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят –

не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).

Словарик художника:живопись.

вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей

зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую

поверхность.

Рассматривание картин

Учитель . Теперь посмотрите на эти живописные произведения. На каких из

них передано

радостное настроение?

Дети . На картине Исаака Левитана «

"Весна. Большая вода"

» – яркий цвет,

радостное настроение.

– На картине

"Март"

– яркий цвет, радостное настроение.

– На картине

А. Саврасов "Грачи прилетели"

– тусклые цвета, грустное

настроение.

– На картине

Ф. А. Васильев"Оттепель"

тусклые цвета, грустное настроение.

Преподаватель теоретических дисциплин

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант

описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые

сборники произведений из цикла "Времен года". Такие как

А. Вивальди "Времена года". Весна

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

Выход

Весны

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Мы знаем, что музыка бывает веселой и грустной. Сейчас мы прослушали 4

произведения. Какие из них были грустные а какие веселые?

Как мы называем музыку грустную а как веселую?

Учитель ИЗО

Знакомство с оттенками.

Какой первый весенний месяц приходит к нам в гости?

Март

Какими цветами мы можем описать этот месяц?

Предлагаю вам сделать маленький цветовой набросок на листочках.

А какой май?

Давайте сделаем небольшую маленькую закладку цветов

Преподаватель теоретических дисциплин:

Посмотрите к нам пришли в гости два гнома.

(Слайд 10)

Гном мажор и Гном минор. Гном мажор пишет весёлую музыку, а Гном

минор -грустную.

Словарик музыканта:

Мажор и минор . А теперь я предлагаю вас спеть со мной распевки, что бы

услышать Мажор и Минор, ученики с преподавателем поют распевки: «Как

светло..», «Добрый день»

Анализ произведения.

Много известных композиторов посвящали свои произведения Весне.

У меня в руках, друзья,

Шкатулка музыкальная.

Только я её открою-

Сразу музыка звучит-

Всех чарует, веселит

(звучит два отрезка с музыкой мажор и минор.) Располагаем нотки на нотной

доске минор и мажор

ПреподавательИЗО

Итог урока

Скажите - сумели ли вы «увидеть» музыку? Почувствовали ли связь

между музыкой и изобразительным искусством? Сегодня мы хотела помочь

вам понять истину: искусство- литература, музыка, изобразительное

искусство тесно связаны между собой

Мы сегодня с вами нарисовали музыку и смогли прочуствовать картины в

настроених.

Скажите ребята теперь вы можете связать два великих искусства Живопись и

Можем ли мы сказать что это две сестры которые не разлучны и помогают

друг другу услышать и увидеть?

8.Рефлексия

Какой бывает весна? (Грустной и весёлой)

Какая весна Вам больше нравится? Почему?

С каким настроением вы уходите с урока?

(смайлики)

Преподаватель теоретических дисциплин:

Предметы «ИЗО» и «музыка», глубоко интегрированные. Проводя такие

уроки, учителя помогают понять учащимся, что все предметы

общеобразовательного цикла связаны между собой. Эта связь представляет

одну из конкретных форм общего методологического принципа системности

Филиал МБУДО ДШИ «Свирель» с.Кубанка

Интегрированный Открытый урок по предмету «Слушание

музыки» и «Беседы об искусстве»1кл

«Весна в произведениях

художников и композиторов»

Подготовили и провели:

преподаватель теоретических дисциплин Чернуха Э.Р.

Преподаватель изобразительных искусств Удовиченко О. Р

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Музыка весенней природы даёт возможность почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года". В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей - пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром». Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть - Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт - мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта - ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня. Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином."

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу. Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль. Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон. Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом. Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача - настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни - безоблачной и радостной весне. На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив - так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него - к нежному сопрано Ганны. Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки. Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон. Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.

Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».

Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, А. Блоком….

Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…

Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..

А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…

Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.

Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Вивальди, Э. Григ, Н. Римский - Корсаков, И. Ставинский, М. Мусоргский и другие…

Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:

П. Чайковский»Апрель. Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С. Рахманинов»Весенние воды»,

Э. Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…

К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:

В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.

Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

мелодичная, приятная, удивительная….