Антипод штольца. Сочинение на тему «Андрей Штольц как антипод Обломова


Главным антиподом центрального персонажа романа «Обломов» и его единственным другом выступает предприимчивый дворянин Андрей Штольц. Несмотря на свою привязанность к Обломову чуть ли не с младенческих лет, Андрей негативно относится к его привычкам и желает адаптировать товарища к современному течению времени в городской жизни. Штольц — яркий представитель «нового» дворянства.

В детстве Андрей был бойким мальчишкой. Отец его не щадил и приучал к труду — уже в 14-15 лет он мог отправить сына в город по делам. Мать баловала и прививала ему вкус, воспитывала в мальчике дворянина. Андрей много читал и обучался наукам. Знал в совершенстве немецкий и французский языки, начальное образование получил в одном пансионате с Обломовым. Дальше Штольц окончил русский университет и не раз бывал заграницей. По происхождению, в отличие от Обломова, Штольц не был потомственным дворянином. Его отец был родом из Саксонии, а мать — обедневшая дворянка. Титул дворянина передавался от отца к сыну. Однако Андрей дослужился до чина надворного советника, что дало ему право личного дворянства. После смерти родителей Штольц унаследовал имение Верхлёвка, расположенное рядом с Обломовкой.

В отличие от главного героя романа, Андрей полон энергии и постоянно находится в движении. Он умеет распределять своё время, дорожа каждой минутой. За счёт этого он успевает быть среди первых на службе и постоянно вращается в высшем обществе. Не пропускает званых вечеров, наносит визиты знатным людям, регулярно заводит новые знакомства. Ему хватает времени на чтение и путешествия, как по России, так и по Европе. Жизнь Андрея насыщена, но он умудряется помогать в делах близким людям. Так под его «опеку» попал Илья Ильич, который из-за своей лености в буквальном смысле едва не проспал всю жизнь и допустил мошенников до своего наследства. Штольц честно предпринимал попытки «пробуждения» друга детства, но находясь в очередной поездке, упустил его из виду и потерял над ним влияние. На его глазах зарождались отношения Обломова и Ольги Ильиной, именно Штольц познакомил молодых людей. Узнав о том, как распался этот союз, Андрей проникся к Ольге сочувствием и проводил с ней много времени. В конце концов, он женился на Ильиной. Когда Обломов умер, супруги Штольцы взяли под свою защиту и опеку его сына, нажитого с гражданской женой Агафьей, маленького Андрюшу.

Цитаты Штольца

Мудрено и трудно жить просто!

Кому хорошо и выгодно на месте, тот не уйдет; а если ему не выгодно, то и тебе не выгодно: зачем же его держать?

Да разве сознание есть оправдание?

Ты сбрось с себя прежде жир, тяжесть тела, тогда отлетит и сон души. Нужна и телесная и душевная гимнастика.

Джентльмен есть такой барин, который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги.

Самолюбие это почти единственный двигатель, который управляет волей.

Жизнь мелькнет, как мгновение. Пусть она будет постоянным горением!

Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!

Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей богу нет!

Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить.

Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Тест по произведению

» главный герой, помещик Илья Ильич Обломов, предстает перед читателями невероятно ленивым и совершенно безвольным человеком. Он уже около 12 лет назад переехал из родной деревни в Санкт-Петербург с намерением сделать карьеру и многого добиться, однако Обломов давно оставил службу, которая слишком его утомляла, он нигде не работает и живет на доходы со своего имения. Илья Ильич не ведет светской жизни, привычной для людей его круга, он почти не бывает в гостях у знакомых, с утра до вечера он лежит у себя дома на диване.

Обломов уверяет и других, и самого себя, что занимается важным делом: разрабатывает план переустройства собственного имения. Однако в действительности Илья Ильич даже не представляет себе, что требуется на самом деле сделать в деревне, а его дела ухудшаются из года в год, староста присылает ему все более мрачные и тревожные письма. Обломов расстраивается из-за этой ситуации, однако не может даже думать о том, чтобы самому съездить в имение и навести там порядок, как ему советуют те немногие, кто иногда заглядывает в его квартиру.

Илью Ильича пугает мысль о любых переменах в жизни, о любом движении и активности, он продолжает лежать, лишь вздыхая о своих несчастьях и проблемах. Еще более сильную панику у него вызывает известие о том, что придется съехать с квартиры и найти какое-то другое жилье, он требует, чтобы его слуга Захар договорился с хозяином и тот оставил его на прежнем месте.

Илья Ильич рос в довольно состоятельной помещичьей семье, где он был единственным сыном. Родители беспредельно его лелеяли с младенчества, они просто никогда не позволяли ему абсолютно ничего делать самому, ведь в доме всегда было огромное количество прислуги, выполнявшей все распоряжения и прихоти хозяев. Давно ставший взрослым Обломов напоминает своему слуге Захару о том, что он ни разу в жизни самостоятельно не натянул себе на ноги чулки, в результате такого воспитания, царящей в родительском доме постоянной лени и безделья Илья Ильич и становится человеком, который ничего не умеет и не желает делать. В нем с детства сформировалась уверенность в том, что для него все и всегда будет сделано другими людьми, а беспокоиться о чем-либо и действовать самому ниже его барского достоинства. Когда немного подросший Илья начинает учиться в пансионе, родители находят массу предлогов для того, чтобы мальчик как можно больше времени проводил дома, а не в школе, поэтому и обучение дает Обломову очень немного.

Совсем другим человеком уже в годы ранней юности оказывается его друг по пансиону Андрей Штольц. Отец Андрея, немец по происхождению, с детских лет настраивает мальчика на то, что он должен всего в жизни добиваться сам, что он должен много и усердно трудиться, и только тогда он сумеет чего-либо достигнуть. Андрей со школьных лет привыкает опекать беспомощного, неловкого Илью, постоянно помогает ему готовить уроки и нередко и полностью делает домашние задания вместо него.

Когда друзья детства становятся взрослыми и снова встречаются после долгой разлуки дома у Обломова, читатели сразу замечают, насколько разными являются эти двое. Илья Ильич обладает полным, изнеженным телом, привыкшим к постоянному лежанию, тогда как Андрей Иванович, напротив, подтянут, энергичен, подвижен. Такой же контраст, как и во внешнем облике, наблюдается и в их образе жизни и во взглядах на многие вещи. Штольц постоянно куда-то ездит, решает какие-то вопросы, он действительно с юности много работал и к 30 с лишним годам уже сделал неплохую карьеру. Однако он вовсе не собирается останавливаться на своем пути вперед, его жизнь заключается в постоянном движении.

Обломов же ничего не добился ни на каком поприще, да и не пытался этого сделать. Он предпочитает постоянно лежать дома и мечтать о великих подвигах, о счастливой жизни в деревне, он отчаянно сопротивляется всем попыткам вытянуть его из постели хотя бы ненадолго. Андрей резко критикует его за бесцельное существование, за то, что ему даже «жить лень», напоминает Илье о том, что в юности он мечтал совсем о другом.

На протяжении романа такие встречи между друзьями случаются несколько раз, Штольц всегда настаивает на том, чтобы Обломов изменился, поехал бы с ним за границу и занимался бы хоть чем-нибудь, хотя бы хозяйством в своем имении. Илья постоянно соглашается с его доводами, он и сам понимает, что его жизнь просто пропадает напрасно, он выражает готовность действовать, но как только друг его оставляет, Обломов по-прежнему продолжает сидеть дома, не в силах самостоятельно сдвинуться с места. А Штольц всегда торопится по своим очередным делам, у него не хватает времени и терпения по-настоящему помочь другу, поэтому судьба Ильи оказывается весьма печальной именно из-за его бесконечной лени и отсутствия всякой силы воли.

В то же время и активный, деятельный Андрей в итоге не чувствует себя счастливым, хотя он, казалось бы, многого достиг и удачно женат. Он не перестает с глубокой грустью вспоминать Обломова и даже берет на воспитание его сына, стремясь не допустить развития в мальчике тех качеств, которые погубили Илью Ильича, невзирая на его подлинную доброту, порядочность, честность.

Обломову противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально он мыслился Гончаровым как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со временем много "Штольцев явится под русскими именами". Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком предназначении человека. Отец у Штольца - деловитый бюргер, а мать - русская дворянка. Но синтеза немецкой практичности и русской душевной широты у Гончарова не получилось. Положительные качества, идущие от матери, в Штольце только декларированы: в плоть художественного образа они так и не вошли. В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю даже самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. В отличие от Обломова, Штольц - энергичный, деятельный человек. Но каково же содержание его деятельности? Какие идеалы вдохновляют Штольца на упорный, постоянный труд? По мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет, что практика его направлена на личное преуспеяние и мещанский комфорт.

Обломов и Ольга Ильинская

И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого "розыгрыша". Перед Ольгой ставится задача - поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Если чувства Обломова к Ольге искренни и безыскусственны, то в чувствах Ольги ощутим последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: "ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем". Выходит, Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение. Для нее Обломов - "какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом". Но что же предлагает Ольга Обломову взамен его лежания на диване? Какой свет, какой лучезарный идеал? Увы, программу пробуждения Обломова в умненькой головке Ольги вполне исчерпывает штольцевский горизонт: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ. Все то же, что советует Обломову и Штольц: "...Избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, (*35) строить, садить - все это ты должен и сможешь сделать". Этот минимум для Штольца и воспитанной им Ольги - максимум. Не потому ли, ярко вспыхнув, быстро увядает любовь Обломова и Ольги? Как писал русский поэт начала XX века И. Ф. Анненский, "Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относился к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь. Но Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Один критик зло посмеялся и над Ольгой, и над концом романа: хороша, мол, любовь, которая лопнула, как мыльный пузырь, оттого, что ленивый жених не собрался в приказ. Мне конец этот представляется весьма естественным. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Casta diva*, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную, внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза, когда Обломова посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами, и он, кряхтя, несет иго романа. Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити". Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение. Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает свое душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его... да, я дряблый, ветхий, (*36) изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас". Когда Ольга в сцене последнего свидания заявляет Обломову, что она любила в нем то, на что указал ей Штольц, и упрекает Илью Ильича в голубиной кроткости и нежности, у Обломова подкашиваются ноги. "Он в ответ улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: "Да, я скуден, жалок, нищ... бейте, бейте меня!.." "Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда? - задавал вопрос тонко чувствовавший Обломова И. Ф. Анненский и отвечал на него так.- Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера, светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая деятельность Штольца. Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?" В финале романа угасает не только Обломов. Окруженная мещанским комфортом, Ольга начинает все чаще испытывать острые приступы грусти и тоски. Ее тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И что же говорит ей в ответ на все тревоги бескрылый Штольц? "Мы не титаны с тобой... мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту..." Перед нами, в сущности, самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»

Цели:

Сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

Развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;

Воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе , развивать их творческие способности.

Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа «Обломов», карточки с заданиями

Ход урока

1. Оргмомент

2. Определение темы и задач урока

3. Анализ текста

4. Творческая лаборатория

5.Домашнее задание

6. Физминутка

7.Работа с выдержками из критических статей

8. Итоги урока, рефлексия

ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРЫ: герои-антиподы и литературные двойники

Найдите лишнее! Онегин – Ленский, Татьяна - Ольга, Печорин - Грушницкий, Гринёв - Швабрин, Катерина - Варвара, Добчинский - Бобчинский

Добчинский - Бобчинский – это двойники (близнецы)

Вывод. Остальные герои разные, непохожие.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Литературной паре Обломов и Штольц

Какую же проблему нам предстоит решить сегодня?

Кем же являются Обломов и Штольц? Антиподы? Двойники?

Исследование. Работа в группах.

Гончаров он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя - сравнительной характеристикой. Вспомните, что представляют собой прямая (отношение автора, мнение других героев, собственное мнение героя) и косвенная характеристика (портрет, интерьер, речь, поступки и мысли героя)

Для ответа на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова? ” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

1. Происхождение, воспитание, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца ((гл.1, часть2,

2. Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

3. Мысли и поступки героев. Отношение героя к жизни, службе, обществу, деятельность героя

4. Цель жизни (.Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

5. Отношение к женщине, семейная жизнь

7. Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков

Письменно (таблица). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика образов

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

Найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);

Определить, какие черты героев нашли здесь отражение?

Дать ответ на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?”;

Оформить рабочий лист Записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов

В группе 4 человека: спикер, секретарь, аналитик, текстолог

Задача слушателей

1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу

2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.

3. Слушатели задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов групп

Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту критических статей и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, соотнесённость выводов с выводами критиков, дополняет ответы.

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц –… Обломова 5. Формулировка обобщения.

На работу отводим 6-7 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей, Б Бурсова, Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

ВЫВОДЫ:

Назовите положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца. В чём сила и слабость их характеров? Запись на листах

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев, то есть 1860-е годы

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).

Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?

Творческое задание

Напишите письмо Обломову или Штольцу

Желающие зачитывают письма (2-3 человека)

Домашнее задание

Образы Обломова и Штольца связаны с проблематикой романа

Обломовка – символ уходящей России

Будущее России, конечно, в детях. Поможет ли стране сын Обломова, воспитанный Штольцем?

На заключительном этапе урока провести рефлексию, предложить в течение 2-3 минут заполнить карту.