Тема измены в произведении кавказ. Сочинение на тему: чем заканчивается рассказ Бунина «Кавказ»? Какие пословицы подходят к рассказу «Кавказ»


Тема "Что такое измена?"
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- рассказ И. А. Бунина "Кавказ ";
- повесть В. Распутина "Живи и помни ".

Введение:

Что же в современном понимании значит слово "измена"? Для меня её понятие равноценно слову "предательство" и выражению "нож в спину". Это нарушение верности и подлый поступок, который человек совершает против другого человека. Порой измену можно расценивать также и как предательство государства, своей родины. Однако самое страшное, на мой взгляд, это измена собственным взглядам. Человек может запутаться в себе, в других, и вот уже ради мнимых ценностей он обманывает свою семью, его осуждают, но правильно ли это? Конечно, ситуации бывают разные, и никто из нас не застрахован от них, но как же в таком случае быть с изменниками? Неужели прощать?

Для того, чтобы простить, нужно сначала разобраться в ситуации. Ведь всем известна фраза о том, что предавшие один раз, предадут и второй. Поэтому, прежде всего необходимо задуматься, а настолько ли сильно вы доверяете изменившему вам человеку, чтобы давать ему второй и даже третий шанс. На самом деле, прощать или нет-дело лично каждого человека, и оно зависит только от его моральных устоев. Даже в том случае, если человек будет прощён, то простивший его будет время от времени задумываться об этом, вспоминать и припоминать. Простить раз и навсегда, я думаю, у многих бы не получилось, им бы попросту не хватило сил.

Аргумент:

Чтобы проиллюстрировать ситуацию, в которой измена сыграла с человеком злую шутку, рассмотрим рассказ И. А. Бунина "Кавказ". Замужняя женщина уезжает со своим любовником на юг. Её муж после долгих поисков совершает самоубийство. Причина такого поступка остаётся неразгаданной. Убил ли он себя из-за утраты любимого человека или из-за чести, благородства? И всё же, анализируя ситуацию со стороны изменившей ему жены, читатель может сделать вывод, что та поступила подло и неподобающе, в конце концов, она не подумала о чувствах, которые будут терзать её мужа и, самое главное, о последствиях. Измена в данном произведении сыграла ключевую роль в смерти главного героя. Такую измену он не смог простить.

Но вот пример и невозможной верности любимому человеку. В повести В. Распутина "Живи и помни" Настёна, жена дезертировавшего Андрея, на протяжении долгих месяцев помогала мужу выживать в совершенно диких условиях. За всё это время она могла бы его предать, ведь он совершил страшное деяние - предал свою родину. Однако это не помешало Насте проявлять к нему сострадание и человечность. Здесь мы находим пример того самого прощения измены, когда ситуация зависит от обстоятельств. Нам тяжело осуждать Андрея, ведь к дезертирству его побудила страсть к жизни, и также, вероятно, нам не понять всего того, что пережили главные герои в страшные годы войны.

Заключение:

В заключение своих мыслей, хочу дополнить, что измена, какой бы она не была-поступок, носящий ужасный характер. Она может легко разбить жизнь людей, привести к необратимым последствиям. Но также, в измене следует искать причины. Порой то, что кажется нам изменой, вовсе ей не является. Никогда не стоит осуждать людей почём зря, но и быть слишком доверчивым тоже не нужно. Во всём должна быть своя грань, от нас же требуется только внимательность.

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства («воровски остановился в незаметных номерах», «жил томительно, затворником», у нее «голос срывался», она была «взволнованная», это потрясало его «жалостью и восторгом»), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа «отшатнулся от окна, упал в угол дивана», она «совсем не могла обедать»), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи («я должна быть страшно осторожна», «был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода»).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем («горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно», «часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте», «слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя «чужого» человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств.

Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом («лучше смерть, чем эти муки…»). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Нет сомнения в том, что цикл рассказов Ивана Бунина "Темные аллеи" создан, чтобы раскрыть разные грани такого светлого чувства, как любовь, подчеркнуть ее значимость в жизни человека, превознести. Если говорить о рассказе "Кавказ", анализ которого мы сейчас проведем, в нем Иван Алексеевич Бунин показывает силу любви, что она должна стать смыслом жизни, ее основой.

Очень коротко сюжет рассказа "Кавказ" и детали анализа

Сюжет рассказа можно пересказать очень коротко: любовный треугольник - муж, жена и любовник. Жена решает бросить мужа, уехав на Кавказ с любовником. Муж отправляется на поиски супруги, но не найдя ее ни на одном курорте, кончает с жизнью, застрелившись из револьверов.

Надо сказать, что у героини "Кавказа" очень четкое представление о том, какое место занимает любовь в ее жизни. Она считает, что лучше умереть, чем проживать дни без любимого. Однако с собой покончил ее супруг, который на диване застрелился.

Правда, делая анализ рассказа "Кавказ", надо учесть, что герой погибает раньше, и речь идет о его духовной гибели. Рассмотрим подробнее этот момент. Бунин описывает состояние природы, соотнося природный характер с состоянием души своих героев. Говоря о "темном и отвратительном вечере", автор показывает, что творится внутри всех троих героев, оказавшихся на пероне в тот момент, когда решается их судьба. Один из них - возлюбленный героини - размышлял о том, что она могла опоздать или ее не отпустил вдруг муж в последний момент, а муж-офицер уже догадался, что больше жена к нему не вернется. Когда он осознал это, смысл жизни был потерян.

Как сам автор относится к героям рассказа "Кавказ", анализ которого мы проводим? По крайней мере о супруге главной героини он высказался однозначно - его характер жесток и самолюбив. У них никогда не было настоящей любви и духовно они не были близки. Конечно, офицер мог бы убить любовника жены, а не сводить счеты с собственной жизнью, но он проявил благородство, отступив перед тем, кого полюбила его жена. Однако честь свою он решил спасти таким образом, как описано выше.

Рассказ Бунина «Кавказ» имеет очень трагическую концовку, а заканчивается он описанием ужасного поступка, который совершил один из героев произведения, и это самоубийство. Такое решение принял обманутый муж, который именно таким образом, именно выпущенной в голову пулей, хотел спасти свою честь, честь мундира, честь офицера.

Сочинение «Кавказ» Бунина

В произведении затронута тема любви и это очень сложная тема, как и само чувство, что описывается в произведении, ведь любовь может приносить как радость, так и горечь страдания, что мы и видим в произведении Бунина «Кавказ». Здесь автор изобразил любовный треугольник. Обманутый ревнивый муж, жена, которая нашла утешение в объятьях другого и ее любовник. Кто виноват в произошедшей трагедии? Сложно сказать. Единственное, что хочется отметить, это то, что никакая жизненная ситуация, ни одна из существующих проблем не должна становиться причиной и поводом лишения себя жизни.

Конечно, измену сложно пережить, но ведь, вряд ли жена пошла в объятья другого из-за прекрасной жизни. Скорее всего, ее достала ревность мужа, у которого на первом месте была честь мундира, честь жены и плевал он на жену, как на личность. Женщина называет мужа самолюбивым, жестоким, видимо, был он и холоден по отношению к ней, был эгоистом. Но, жена также виновата, ведь, если и повстречала другого мужчину, нужно было уйти от мужа с честью, а не бежать с любовником, да и доля вины самого любовника также имеется.

Обманутый муж, который не нашел сбежавшую жену, догадался о ее предательстве, а так как он ни перед чем не останавливался, лишь бы спасти свою честь, он застрелился. Почему-то именно такое решение он посчитал правильным и тут возникают смешанные чувства, ведь, по большому счету, застрелился он не потому, что его чувства настолько глубоки и ему стало настолько больно, а всего лишь потому, что честь офицера превыше всего. А ведь, жизнь бесценна и все можно начать сначала. А вообще, нужно стараться сохранять свои отношения, и гнать все чувства ревности, которые еще никого до добра не приводили.

Жаль, что любовь может приносить не только нежность и возвышенные чувства, но и приводит к подобным трагедиям.

Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация , акустическая система.


Всеволод Рождественский

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональная настрой.

Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

Есть ли другое мнение?

Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

2. Целеполагание.

А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

(Появляется тема урока на доске) “..... любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

Прочитайте тему. Что вас удивило?

Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

Расширить знания о И.А.Бунине.

Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.

3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.

А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)

Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:

1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)

2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)

Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма...)

Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, - писал Бунин, - говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

II. Исследовательская работа в парах.

А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.

Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.

У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)

Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).

Порядок работы.

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.

3. Выразительно прочитайте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее. Посмотрите направо....

2. Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-го ряда.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука”.

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2-го ряда.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-го ряда.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле...).

В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.

Пейзаж в рассказе “Кавказ”

Эпизоды рассказа Описания природы (ключевые фразы) Чувства и настроение героев
Вечер в Москве накануне отъезда на юг. Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...
Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно... Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье... Но: ещё две-три недели - и опять Москва!
Южная ночь. На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

г) Выступление 4-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко... НО согласятся ли с нами....... Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

д) Выступление 5-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.

Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.

Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.

Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Обобщение.

Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

- “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

2. Творческая работа.

Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь.........., потому что........

А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

  • “Любовь – это...”,
  • “Любить – это...”,
  • “С любви начинается...”.

Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.