Сравнение катерины и варвары таблица. Катерина и Варвара


/ / Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе Островского «Гроза»)

Александр Островский стал первым литератором, который сумел показать читателю обратную сторону купеческого шика и лоска. Жизнь за стенами роскошных барских домов получило литературное название «темное царство».

Как ни банально это звучит, но самыми обездоленными в «темном царстве» были представительницы прекрасного пола. Одной из них стала главная героиня пьесы Островского « » Катерина. была отдана замуж за Тихона Кабанова. Атмосфера, которая царила в доме Кабановых, была чужда главой героине. Но девушка терпит постоянные унижения и упреки со стороны своей свекрови, ведь считает это своей обязанностью.

В доме Кабановых мы встречаем еще одну молодую особу, которую также тяготит атмосфера «темного царства». Она тоже устала от тирании, самодурства, обмана, интриг. Звали ее . Она была сестрой .

Хотя обе героини противились укладу «темного царства», они не были похожи друг на друга. У каждой из них были свои жизненные принципы, которыми они руководствовались.

Чтобы понять все общее и различное в Катерине и Варваре необходимо обратиться к их детству, ведь именно в детстве формируется характер человека.

Первое, что нужно отметить – главные героини росли в совершенно разных семьях. С самого детства Катерина была любимым ребенком в семье. В одной из сцен она говорит, что была словно свободная птица. Маленькая Катя занималась любимыми делами. В родительском доме царила добрая и ласковая атмосфера. Именно она и сформировала представление о будущей семье девушки. Кроме того, Катерина выросла глубоко верующим человеком. Девушка мечтала о заботливом муже, который в любой момент сможет поддержать ее, о нескольких детях. Благополучие семьи стали для нее главными жизненными ориентирами.

В отличие от Катерины, Варвара росла в очень почитаемой семье. С самого детства Варя обязана была соответствовать этому статусу. Но будучи, вольнолюбивым человеком, она не могла мириться с тиранией своей матери. Варвара не хотела и не смогла так жить.

Теперь Катерине и Варваре необходимо было сделать выбор: жить по законам «темного царства» или бороться за другую лучшую жизнь. Девушки по-разному делают свой выбор.

Так, Катерина решает подчиниться устоям своей новой семьи, ведь считает это своей святой обязанностью перед мужем. Именно поэтому свои чувства к Борису, девушка рассчитывает, как страшный грех и гонит их прочь.

Варвара, напротив, только внешне живет по правилам «темного царства». В душе она совсем другой человек. С малого детства ее научили говорить неправду, приспосабливаться, плести интриги. Варвара сама признается, что по своей натуре она не врунья, но ее так научили. Именно эти черты характера не дают ей открыто выступить против тирании матери. Она вроде бы подчиняется ей, но все равно делает все только по своему желанию. Примером могут служить ночные прогулки с Кудряшом.

У Катерины и Варвары есть свои возлюбленные. Катерина было отчаянно влюблена в Бориса. Она старалась утаить свои чувства, но когда Тихон уехал чувства выплеснулись наружу. Девушка, послушав Варвару, идет на свидание с Борисом и становится его любовником.

В этом эпизоде раскрывается теория правды Катерины и Варвары. Если для Катерины измена это страшный грех, то для Варвары такой поступок считается нормальным, ведь о нем никто не узнает.

Поступок Катерины стал для нее настоящей трагедией. Будучи высокоморальным человеком, она публично заявляет о своей измене и сводит счеты с жизнью.

По моему мнению, в самоубийстве Катерины есть доля вины Варвары. Ведь именно она уговорила ее пойти на свидание с Борисом. С другой стороны, Варвара руководствовалась исключительно своими жизненными принципами. Она жила только для себе и, возможно, никогда не любила по-настоящему. Варвара не умеет жить праведной жизнью, она не готова на самопожертвование, чего не скажешь о Катерине.

Таким образом, Островский показал нам, как две яркие личности сделали свой жизненный выбор. Катерина отдала свою жизнь, борясь с «темным царством», а Варвара просто сбежала из родительского дома и начала жить, как ей хотелось.

В произведении «Гроза» есть героиня Катерина. Катерина молодая девушка, в доме у Кабановых оказалась после того, когда вышла замуж за Тихона, который был безвольным. В этой семье девушка познала то, что ранее вообще не встречала. Сплошное непонимание, неприятности, как пишет автор «темное царство». Катерине сложно, она угнетенная, но держится, принимая все как есть. В этой семье была еще одна молодая девушка Варвара, она приходилась сестрой Тихону. Девушка также недовольна атмосферой в семье, в которой творится тирания, неравенство. Внешне Катерина и Варвара похожи, но все же они разные, не похожие друг на друга.

Каждый человек формирует свой характер и натуру еще в детстве. Две героини росли в семьях, которые если сравнивать, можно сказать одно – совершенно разные. У Катерины была семья патриархальна, но девушка росла в тепле и в любви. В доме Катерины всегда было взаимопонимание, любовь, доброта, вера в Бога. Поэтому еще с детства у нее выстроилось свое понимание семи. Катерина хотела мужа, который будет любить ее и с которым они вырастят много детей. Для девушки приоритетом в жизни было добро, мир в семье.

Варвара выросла в семье, которая была очень уважаемая, с их семьей считались во всем Калинове – семья Кабанихи. Варвара не смотря на свою истинную сущность, должна была вести себя подобающе. Ей нельзя было давать слабину и жаловаться на что-то. Но, все же нутро победило, Варвара поняла, что такая жизнь не для нее, она так жить не может.

Выходит так, то перед Катериной и Варварой стоит выбор, смириться и жить по законам семьи или попытаться что-то поменять и жить, как хочется. Каждая из девушек идет своим путем решения этого вопроса. Катерина повинуется и живет по законам дома. Девушка выполняет все обязанности, старается угодить каждому. Катерина считает своей обязанностью любить мужа.

Варвара вроде и живет по законам семь, но это только игра, девушка притворяется. По сути все, что происходит в их доме чуждо Варваре. К такой жизни Варвара привыкла с детства, которое научило ее, притворятся и обманывать. Варвара в доме никогда не выступала против кого-то открыто, но по итогу действует всегда так, как нужно ей. Варвара живет по принципу, делай что хочешь, если чего то желаешь, то делай.

Пьеса «Гроза» показывает два немного схожих, но в итоге совершенно разных женских образа. Что Катерина, что Варвара не могут нормально жить в таком царстве лжи, не любови. Каждая пытается бороться с этим, но выбирая свой путь. Это обусловлено тем, что девушки имели разное воспитание и соответственно разные взгляды на жизнь. Чей путь правильный сложно сказать.

Островский это поэт новатор, который внес в жанр пьесы свои новые веяния. Поэт показал людям, другую сторону жизни купеческих домов. Островский видел в этом то, что многие другие люди не видят. Все видят только благополучие, но поэт рассказал о жестокости, бесправии, обмане, который твориться в стенах домов. Такая атмосфера очень сложная, но еще труднее приходится женщинам.

Сочинение Сравнение Катерины и Варвары

Островский создал множество пьес для постановок на сцене. Одним из самых известных и глубокомысленных произведений является «Гроза». Сюжет и герои смогли задеть сердца зрителей и читателей, таким образом, пьеса вошла в список классичеких произведений мира. Главными и запоминающимися героинями являются две девушки – Катерина и Варвара. Автор их представляет, как два антипода, а чем именно они отличаются друг от друга, рассмотрим далее.

Катерина и Варвара яркие и запоминающиеся личности. Не все их черты различны, так же есть и сходства, но их очень мало. Например, они родом из одной семьи, которая имеет фамилию Кабановы. Варвара приходится Катерине золовкой, то есть сестрой мужа. Молодых девушек связывают не только родственные связи, но и дружеские. Так же они обе хороши и красивы внешностью. Главной общей чертой их жизни является страдание от деяний старухи- кабанихи. Она не считается не только с невесткой, но и с собственной дочерью.

В отличие от прозаических произведений в пьесе нет конкретного описания героев и их действий, всю суть писатель передает через диалоги героев. Так из них в пьесе «Гроза» читателю становится ясно о различиях в характере главных героинь.

Катерина - девушка мечтательная, что не скажешь о Варваре, которая считает глупостью болтовню подруги. Даже для безопасного проживания в семье Катерина не умеет врать и притворяться, но же Варя свободно лжет для своего блага, при этом сохраняя прямоту в высказываниях по отношению к своему брату. Она убеждена, что разрушать собственное счастье ради тех, кто этого не ценит.

Катерина в противоположную сторону, предпочитает оставаться верной себе и родным людям. Несмотря на несчастный брак, она держит себя в руках, для этого прочит мужа взять с нее клятву оставаться верной женой. Она чиста душой и сердцем и даже после свидания с Борисом, на покорно ожидает кары всевышнего. Варвара же не примиряется со своей жизнью с матерью и сбегает прочь с возлюбленным. Катерине вовсе проще распрощаться со своей жизнью. Чем принимать ее удары.

Антиподы девушек автор приводит для сопоставления чести с совестью и не смирения и постоянной борьбой. Когда в одной ситуации люди могут поступать по-разному, исходя из своих жизненных принципов, предрассудков и характеров. Вера в лучшее и непостижимое и приземленные понятия о жизни могут существовать вместе. Островский смог передать через поколения великое противостояние, которое покоряет сердца людей до сих пор.

Несколько интересных сочинений

    Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.

  • Анализ произведения Июльская гроза Платонова

    Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.

  • Юлия Тафаева в романе Обыкновенная история Гончарова

    «Обыкновенная история» Гончарова - очень показательный роман с той точки зрения, что жизнь настолько непредсказуемая штука, что загадывать в ней для себя какое-то будущее просто невозможно

  • Сочинение Иван Котляров в романе Тихий Дон Шолохова

    Проблемы начала двадцатого века, имеют социальную привязку с творчеством Михаила Шолохова. Так, например, в романе «Тихой Дон» писатель рассказывает о казачестве и проблемах в период первой мировой войны и гражданской войны.

  • Сочинение Первый день весны

    Весна это прекрасное время года, когда природа просыпаемся, все расцветает вокруг, радует своим обновлением. Еще, возможно, лежит на улице снег и по ночам достаточно холодно, но в воздухе уже чувствуется приближение тепла


А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, её характеры, типажи, судьбы.
Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Стоит отметить, что одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона

В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это её гнетет, но Катерина терпит, ᴨᴏᴛому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.
Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. По этой причине важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю»

В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой

В её голове прочно ᴄᴫᴏжился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.
Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Важно учесть, что их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. По этой причине героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.
На основании выше сказанного приходим к выводу, что обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, ᴨᴏᴛому что они соответствуют её внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. По этой причине свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют её внутренним представлениям о жизни. По этой причине с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протесᴛᴏʙать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
Так, героиня ᴨᴏᴛакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к её несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого

В данном плане очень важен эпизод с ключом

В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о её измене, её некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не в силах пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, её желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. По этой причине её никогда не постигнет участь Катерины.
В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, ᴨᴏᴛому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Страница 1 из 1



Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство

Твір по літературі: Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство У комедії "Горе від розуму" Грибоєдов зобразив життя Росії після Вітчизняної війни 1812 року. Близький по своїх поглядах до декабристів, Грибоєдов показав зіткнення двох таборів у російському громадському житті: передового декабристського й старого кріпосницького століття, "століття нинішнього" і "століття минулого". Зображуючи "століття минулий", Грибоєдов вивів на сцену целую юрбу мешканців дворянської Москви. Це багаті й знатні дворяни - "тузи", як гордо вони кличуть себе. Вони славляться не...


Сравнительная характеристика Устины и панночки

Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром....


Нетрадиционная характеристика Пузыря в комедии «Хозяин»

В украинской литературе основоположником социальной комедии стал Карпенко-Карый, создав целый ряд комедий, которые «сатирой страшной» клеймили эксплуататоров, мошенников, деморализованных чиновников. Из восемнадцати созданных драматургом пьес сатирическая комедия «Хозяин» считается одной из наилучших. Пьеса была написана в 1900 году и впервые поставлена в Киеве в 1901 году. В роли главного героя Пузыря выступал сам Карпенко-Карый, который как можно лучше сумел воплотить на сцене созданный им образ капиталиста-землевладельца. Это, безусловно, великое творческое достижение известного драматурга, который с большой силой реализма разоблачил капиталистические методы наживы и эксплуатации. Об экономическом положении Терентия Гавриловича Пузыря мы узнаем частично еще из комедии «Сто тысяч». Это о нем Герасим Мошна сказал: «Мужва репаная! Давно лизала господам руки, шапку снимала, а теперь разжилась, кумпанию с господами водит и сейчас морду пиндючит перед своим братом»....


Сравнительная характеристика онегина и печорина

Сочинения по литературе: Сравнительная характеристика онегина и печорина (Передовые люди XIX века)Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Песо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел. ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убежд...


Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова

Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур - «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о них. То, что Добролюбов назвал «избытков преданности» и самоотречением, есть, по мнению писателя, свойство народного характера с его вечными чертами: смирением и всепрощением. И как бы ни ошибался Достоевский в неизменности и постоянстве этих качеств, все же сам по себе принцип анализа и оценки идей и поступков натур «первого разряда» «с преобладанием эгоизма» с точки зрения морального кодекса народных масс есть важнейший этический и эстетический принцип Достоевского. ...


Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, - наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более значительный характер, чем в предыдущих своих пьесах.

Его Катерина - женщина, которая обладает силой воли и незаурядным характером. Но эти же качества присущи и Варваре – другой героине пьесы, не умеющей обойти в своей любви прямолинейные запреты домостроевского мира. При этом чувства и запросы Варвары слишком мелки. У Катерины же присутствует не только сила, но и глубина души, нравственное величие, смутные и неосознанные романтические стремления. Душа Катерины открывается в разговоре с Варварой. «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерине иногда кажется, что она птица. Ей так хочется разбежаться, поднять руки и полететь! Катерине были свойственны ее стремления еще до замужества, когда она воспитывалась в патриархально-купеческих условиях.

Ее мать «души не чаяла» в дочери, в доме всегда полно было странниц и богомолок, было очень много цветов. Данная обстановка способствовала развитию мечтательности девушки, ее мечты были религиозными и экзальтированными. Эти условия способствовали укреплению в осознании Катерины норм патриархальной покорности, которая подкреплялась непререкаемым авторитетом религии. Патриархальная домостроевщина пробудила в героине религиозно-романтическую мечтательность, что стало для нее приговором. Мать девушки полагала, что Катерина сможет полюбить любого мужа, поэтому отдала ее в дом Кабановых без любви, но зато с выгодой. Но это была совершенно иная семья, с иными устоями – все здесь происходит не от души, а поневоле.

В такой атмосфере привыкла жить Варвара. Она, не стесняясь, обманывает мать. Внешне девушка подчинена власти матери, но внутри у нее мы видим протест. При этом она ничуть не считает, что ее двойная жизнь зазорна, она привыкла к ней. Коль без обмана нельзя обойтись, то, что ж поделаешь, весь дом Кабановых на том и держится. Обману учит Варвара и Катерину. Но Катерине чужда та атмосфера, в которой ей приходится жить… Она не любит Тихона, недалекого и слабовольного, к злобной и сварливой свекрови она испытывает лишь презрение. Романтическим устремлениям Катерины тесно в доме Кабановых, и они выливаются в любовь к Борису. Сначала девушка стремилась подавить в себе это греховное чувство, однако не смогла ему противостоять. Она искренне и тяжело переживает вою измену мужу. Катерина страшится содеянного греха, но ей не страшен людской суд, она боится суда божьего. Гроза для нее является той божьей карой, которая должна принести ей смерть. Катерине страшно умереть без покаяния, Варваре же страшно прозябать от скуки. Ее «философия» другая – она хочет жить весело, у нее свои правила жизни, которые не запрещают ей обманывать и изворачиваться. На этот путь девушку толкнула ее мать. Катерина признается Тихону в своем грехе, это ее стремление к свободе, попытка вырваться из домостроевской тюрьмы хотя бы ценой жизни. Девушка готова сбежать с Борисом, но он не хочет этого. Катерина, покинутая возлюбленным, предпочитает лучше умереть, чем вернуться назад к мужу в ненавистную семейную кабалу. У Варвары совсем иная ситуация. У нее нет обязательств, с семьей ее ничего не связывает, только неприятные воспоминания, она не испытывает родственной привязанности и дочерней благодарности. Это позволяет ей спокойно уйти с Кудряшом, не думая о последствиях.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Начинается пьеса «Гроза» раздольной песней, которую поет Кулигин - человек, глубоко чувствующий красоту и умеющий выразить свои чувства:

Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.

Вряд ли автор случайно выбрал именно эту песню, стихи которой написаны в начале века. На ее фоне сильнее звучат темы, которые получат развитие в «Грозе»: красота и уродства жизни, самодурство, возникающее на почве неограниченной власти, всевлас­тие домостроя, протест против унижения человека, подмены нравственных ценностей. А. Н. Островский всегда уважал в людях человеческое достоинство, поддерживал светлое начало в личности. Он никогда не уходил от сложных вопросов общества. Его произве­дения - «пьесы жизни», а персонажи пьес - люди своей эпохи. Они совершают добрые и дурные поступки, любят, изменяют, одни живут по Божьим законам, другие - безнрав­ственно. Это не просто приметы давно ушедшего времени, это - симптомы тяжелой и затяжной болезни, с которой, к сожалению, приходится бороться и сегодня.

Два таких разных персонажа - молодые женщины Катерина и Варвара. На этих образах еще сохранился штамп прямолинейных оценок, сделанных давно. Возможно, не без влияния слов, оброненных Н. Добролюбовым и Д. Писаревым в их статьях о пьесе «Гроза». Если же убрать их, то можно увидеть и почувствовать, как непроста пьеса «Гроза». Самосознание Катерины сложное, она не хочет и не может поступать так, как от нее требуют окружающие или велят законы домостроя. Искренность, непосредственность Катерины не могут встретить в доме Кабановой понимания. Душе Катерины тесно и тяжело в атмосфере лжи, обмана, недоверия. Варвара не способна, как Катерина, анализировать слова и поступки окружающих, думать, различать добро и зло. У нее пассивное принятие жизни...

Многие читатели, особенно мои ровесники, убеждены, что отношение Варвары ко всему происходящему - это и есть здравый смысл, это и есть понимание жизни. И любовь ее вполне земная, без мук, озарений. И Катерину она не понимает: «мудреная какая-то...». Действительно, нужны ли в жестоком и примитивном по взглядам и чув­ствам мире люди, которые смотрят в небо и спрашивают: «Отчего люди не летают, как птицы?» Варваре это и в голову не придет...

Конфликты бывают разные: внешние и внутренние. В пьесе есть и те, и другие. Внутренний конфликт, происходящий в сознании Катерины, в ее сердце, приводит к трагедии. Варвара обо всех переживаниях Катерины имеет свое мнение, упрощенное: любишь - люби, хочешь идти на свидание - иди, не мучай себя, не терзай души. Ко­нечно, по такой упрощенной схеме легче жить: не задавать себе вопросов, не каяться, не искать у других понимания... Доброта и прощение. Над этими вопросами Варвара не задумывается, для Катерины они важны. Кто еще думает об этом в драме? Кулигин. «Вы бы простили ей да не поминали бы никогда... она бы вам, сударь, была бы хорошая жена; гляди - лучше всякой... - говорит Тихону Кулигин. - Хороший человек, сударь, это тот, кто другого может и хочет пожалеть». Он понимает, как это нужно человеку. Поймет ли Варвара? Сомневаюсь. Кажется, что все чувства проходят мимо нее, у нее своя «арифметика жизни и чувств». В одной из сцен Варваре принадлежат две реплики, сказанные «про себя»: «Не уважишь тебя, как же!»; «Нашла место наставления читать!». Это о Кабановой. Варвара смелее, живее, хитрее Тихона и Катерины. Небогатый жизненный опыт подсказывает ей, что для собственного спокойствия и во избежа­ние неприятностей лучше жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить. И ничего безнравственного в этом она не видит, угрызения совести ее не мучают, она старается с наименьшими для себя потерями брать от жизни все, что можно. Правда, и запросы ее невелики: погулять вволю с Кудряшом да не держать отчета перед матерью за каждый свой шаг.

Гибель Катерины предопределена тем, что она живет в окружении людей, где нет прощения, где не умеют понимать и жалеть. А мир, в котором нет милосердия, обречен. Варвара в этом просто не нуждается... А Катерина не смогла жить!