Поколение «отцов» в романе И. Тургенева Отцы и дети


В конце романа автор сообщает, что «Аркадий сделался рьяным хозяином и «ферма» приносит уже довольно значительный доход». А Николай Петрович работает с мужиками, пытаясь «вразумлять» их к жизни по правилам. Однако все эти попытки, о которых сам автор повествует неуверенно, вряд ли решат назревшие проблемы, тем более что не все помещики согласны были на перемены. Поэтому гораздо решительнее Тургенев обличает ложность идей, фальшивость патриотизма в образе Павла Петровича Кирсанова, который также живёт в мире «отцов», но его мир непонятен и чужд даже близким людям, брату и племяннику. Павел Петрович живёт «на английский манер» не только за границей, но и в родном российском поместье. Он читает не русские, а зарубежные газеты, одевается и держится, как английский аристократ, делами имения не занимается вовсе, а при разговоре с крестьянами ему необходим надушенный платок для защиты изнеженного обоняния от дурных запахов. Но в спорах с Базаровым он рассуждает о роли русского либерализма, о логике истории, об общественном благе. Этот интеллигентный дворянин изображается автором иногда в нелепых или в комических ситуациях. Например, его дуэль с Базаровым, рыцарский поединок, состоялся в защиту крестьянки Фенечки, которая не являлась «дамой сердца» Павла Петровича. И, несмотря на высокопарные заявления этого истинного аристократа о «принсипах», о чести и достоинстве дворянства, Тургенев методично развенчивает его ореол.

В одиннадцатой главе романа автор рисует грустную картину: Николай Петрович, любуясь вечерним пейзажем, вспоминает прошлое и понимает вдруг, что дорогой ему, «волшебный мир», исчез навсегда. «У него… навёртывались слёзы», а когда он попытался объяснить подошедшему брату своё душевное состояние, тот не понял его. Павел Петрович «не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа»; он не испытывал никакой ностальгии по исчезающей прелести «дворянских гнёзд». В конце романа автор сообщает, что Павел Петрович снова покидает родину, о судьбе которой с таким пафосом спорил с Базаровым; он забывает «всякую суету», доказывая всем образом своей жизни, как не нужна ему общественно-политическая борьба, как далеки его мысли и дела от реформ в России. Его почти не волнует (за исключением той грусти, которую он скрывает) собственное будущее, тем более – будущее страны, покинутой им навсегда.

К лагерю «отцов» следует, видимо, причислить и родителей Евгения Базарова, к которым сын относится без особого почтения и уважения. Он снисходительно (если не презрительно) отзывается о жизни и деятельности своего отца, отставного штаб-лекаря, служившего у генерала Кирсанова, деда Аркадия. Василий Иванович очень добросовестно относился к службе, он продолжает и после отставки лечить людей. А его сын считает занятия отца бессмысленными и ничтожными, уравнивая его с теми людьми, которых, по мнению нигилиста Базарова, не за что уважать: «…мои родители… не беспокоятся о собственном ничтожестве…». Так же резко Базаров судит и о людях, которых не знает. Например, о генерале Кирсанове он говорит так: «…дубина была порядочная».

Грустно слышать отцам от детей нелестную оценку своей деятельности, уклада жизни и привычного, дорогого им мира. И отношение автора к изображаемым событиям, к героям неоднозначное: И.С.Тургенев понимает, что дворянство не способно играть роль передового класса, но он сочувствует старшему поколению, как сочувствует и представителям либерально-демократических партий, сдающих свои позиции в общественно-политическом движении.

По поводу идейного содержания романа
«Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя
повесть направлена против дворянства как
передового класса. Вглядитесь в лица
Николая Петровича, Павла Петровича,
Аркадия. Сладость и вялость или
ограниченность. Эстетическое чувство
заставило меня взять именно хороших
представителей дворянства, чтобы тем
вернее доказать мою тему: если сливки
плохи, что же молоко?.. Они лучшие из
дворян – и именно потому выбраны мною,
чтобы доказать их несостоятельность».

Вступление.
В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев
отобразил общественные процессы в России 5060-х годы XIX столетия. В это время главным
вопросом был вопрос о будущем России, о том,
какими должны быть преобразования,
улучшающие жизнь народа. Потому что старые
порядки потихоньку себя изживали. По
отношению к этому вопросу общество
разделилось на два лагеря: революционеровдемократов и либералов в союзе с
консерваторами. В романе И. С. Тургенев
представил эти два лагеря как мир «отцов» и
«детей».

Основная часть.
Основной конфликт романа И. С. Тургенева
«Отцы и дети» содержится в идейном
столкновении двух «поколений» русского
общества: дворянского и разночиннодемократического. Представителем молодого
поколения в романе является разночинец
Евгений Базаров, проповедующий нигилизм учение об отрицании всяких принципов,
принятых на веру. Его идейным противником в
идеологическом споре являются братья
Кирсановы, которые, по мнению самого автора,
представляют собой лучшую часть дворянства
того времени.

Николай Петрович,
дворянин, отец семейства
и либерал, также является
представителем «отцов».
Он либерал и гордится
этим. «Кажется, я все
делаю, чтобы не отстать
от века: крестьян устроил,
ферму завел...; читаю,
учусь, стараюсь встать
вровень с современными
требованиями...», говорит он.

Но все его модные преобразования лишь
расстраивают имение. Тургенев показывает
картину бедности, отсталости народа:
«пруды с худыми плотинами», деревеньки с
«до половины разметанными крышами»,
мужички, «обтерханные, на плохих
клячонках»... Подслушав слова Базарова о
том, что «его песенка спета», Николай
Петрович соглашается с этим, не протестуя.
Он охотно поверил в то, что идеи молодежи
более современны и полезны.

Николай Петрович прекрасный, заботливый и
любящий отец, внимательный брат, чуткий и
тактичный человек. То, что в сорокалетнем
возрасте он играет на виолончели, читает
Пушкина и восхищается природой, вызывает
у Базарова как у представителя «молодого»
поколения возмущение и непонимание.
Николай Петрович - человек, созданный для
семейного счастья, для тихой жизни в своем
имении.

Павел Петрович
Кирсанов, военный в
отставке, бывший
светский лев, является
антагонистом
Базарова, его идейным
противником.

Если Евгений - нигилист, то есть человек, не
верящий в авторитеты и отвергающий
принципы, то Павел Петрович, напротив, не
мыслит своей жизни без принципов и
авторитетов: «Мы, люди старого века, мы
полагаем, что без принсипов... шагу ступить,
дохнуть нельзя»! Павел Петрович представитель либерального движения,
склоняющийся к консерватизму.

10.

Больше всего он преклоняется перед
английским аристократизмом. Павел
Петрович считает себя полезным человеком:
он иногда заступается за крестьян перед
братом, несколько раз одалживал ему деньги,
когда имение стояло на грани разорения. Но
Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о
народе, Павел Петрович не способен
действовать, он «сидит сложа руки». Народ,
по его мнению, «чтит предания», «не может
жить без веры», но, разговаривая с мужиками,
Павел Петрович «морщится и нюхает
одеколон».

11.

Любовь к народу символизирует для него
пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая
на столе. Впрочем, Павел Петрович по-своему
достойный человек: он любит брата и
племянника, уважительно относится к Фенечке,
благороден в своих поступках, безукоризненно
вежлив. К сожалению, практицизм не является
отличительным качеством этого дворянина:
видя, что нововведения брата только лишь
расстраивают имение, он не может ничего
предпринять, чтобы поправить дела. Павел
Петрович не соглашается с тем, что «его песенка
спета», он убежден в том, что «дети» не правы и
что его идеи гораздо правильнее, чем их.

12.

Кирсанов убежден, что живет правильно и
достоин уважения. Он способен на большое
чувство, честен и благороден. После дуэли
Кирсанов признает силу характера Базарова и
отмечает мужество, с которым тот держался.
Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто
употребляет иностранные слова, русские же
говорит на французский манер, вместо
общепринятых «этим» и «это» говорит
«эфтим» и «эфто».

13.

Его речь изобилует выражениями типа
«считаю своим долгом», «не соблаговолите
ли вы...». Трагическая любовь к пустой
светской красавице перевернула его жизнь, он
уехал в имение, где живет с братом Николаем
Петровичем.

14.

Появление Евгения
Базарова, человека
противоположных
взглядов и устремлений,
внесло в тихую,
безмятежную жизнь
«отцов» беспокойство и
раздражение. Базаров
презирает ценности
дворянского класса,
живет по своим законам.

15.

Даже лакей Прокофьич, привыкший к
привычкам «настоящих господ», возмущен
грубыми манерами гостя, которого привез
Аркадий. Свой немыслимый балахон с
кистями Базаров называет «одежонкой»,
будучи в гостях, ведет себя вызывающе с
хозяевами. По мнению молодого нигилиста,
Павел Петрович – «феодал», «архаическое
явление», жизнь его – «пустота и
распущенность», его «принсипы» – пустые
слова.

16.

Взгляды Базарова не
выдерживают испытания
любовью, он с
негодованием чувствует,
что отрицаемая им ранее
«романтика» берет в нем
верх. Герой умирает по
глупой случайности,
пережив перед этим
кризис своего столь
прочного прежде
мировоззрения.

17.

Аркадий Кирсанов,
несмотря на молодость,
по взглядам
принадлежит к
поколению «отцов». Его
захватили бунтарские
речи Базарова, он
уважает в друге
целеустремленность и
стойкость, но характер у
него добрый,
покладистый, он не
может быть лидером,
только ведомым.

18.

Аркадий с молоком матери впитал идеологию
и жизненные устои дворянства, ему
привычны роскошь, покой и безмятежная
жизнь дворянина. Он любит Катеньку
Одинцову, счастлив с семьей, его вполне
устраивает жизнь помещика. Из попытки
подражать Базарову у Аркадия ничего не
вышло. Кровные узы оказались сильнее
всякого нигилизма, в идеях которого он потом
разочаровывается. Он женится, хозяйствует в
имении, продолжая дело своего отца.

19.

Заключение.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев
показывает то положение, в котором находилось
дворянство пореформенной Руси, их неумение
приспособиться к новым условиям, бесплодность
их деятельности. Дворянство перестает быть
передовым классом в обществе. В России
нарождается новая сила, имя которой нигилизм.
Но автор в этой силе не видит ничего
позитивного, а только одно разрушение и
отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут.
Сам Тургенев писал, что он показал «сливки»
дворянского общества. Если уж лучшие из дворян
не могут выжить в новых условиях, то что же
говорить о всех остальных...

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Павел Петрович Кирсанов изображен как барин-аристократ с прекрасными манерами, тщательно следящий за своим внешним видом и исполнением дворянского этикета. Он сын генерала, служил в столице гвардейским офицером, мог сделать блестящую карьеру. Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.

Во взглядах Павла Петровича смешались западничество и славянофильство. В молодости он причислял себя к либералам. Русский народ Кирсанов считает патриархальным. Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон». Любовь к народу символизирует для него пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Тургенев изображает любующегося собой аристократа, активная жизнь которого в прошлом. Автор уточняет: «Да и был он мертвец».

Появление Базарова, человека противоположных взглядов и устремлений, внесло в тихую, безмятежную жизнь «отцов» беспокойство и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам. Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам «настоящих господ», возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий. Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет «одежонкой», будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами.

Старший Кирсанов с первого взгляда «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова!» Кирсанов убежден, что живет правильно и достоин уважения. Он тепло относится к брату, Фенечке, племяннику Аркадию. Он способен на большое чувство, честен и благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался.

Заявления Базарова перечеркивают всю его жизнь. Оказывается, по мнению молодого нигилиста, Павел Петрович — «феодал», «архаическое явление», жизнь его — «пустота и распущенность», его «принсипы» — пустые слова человека, который «сидит сложа руки». В ответ Кирсанов бросается защищать аристократов и дворянство в целом. Он все-таки находит слабое место в жизненной философии Базарова, который предлагает все старое разрушить. Кирсанов совершенно справедливо замечает: «Вы все отрицаете… Да ведь надобно же и строить». Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Так Тургенев определяет суть нигилизма — разрушать, не заботясь о будущем. Базаров формулирует так: «Мы… решили ни за что не приниматься… И ругаться… И это называется нигилизмом».

Павел Петрович поражен кощунственными заявлениями Базарова о бесполезности культуры, искусства, поэзии, веры. Для него, как и для Тургенева, это были святые для разумного человека понятия. В этом Павел Петрович абсолютно прав. Спор двух представителей разных «исторических» типов обнажает внутреннюю пустоту убеждений одного и другого. За их словами ничего не стоит. «Отцы» уже все потеряли, «дети» — ничего позитивного не нашли.

Представителем поколения «отцов» является и Николай Петрович Кирсанов. Он добряк по натуре, спокойный, уравновешенный человек, любитель игры на виолончели. Вокруг него любящие его люди, счастье с Фенечкой и ребенком, хороший сын Аркадий. Но в целом жизнь его проходит в мелких житейских хлопотах. Николай Петрович сопротивляется распаду дворянской системы, пытается обустроить имение, не отстать от жизни, но «песенка его спета», он «человек отставной». Он, как истинный барин, во всех своих начинаниях демонстрирует полную неприспособленность к жизни. К резким заявлениям Базарова он относится с недоумением. Как можно не любить музыку, природу? Николай Петрович в душе сомневается, что Базаров на самом деле не чувствует прелести окружающего мира, склонен терпимо относиться к его заблуждениям.

Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, также по взглядам принадлежит к поколению «отцов». Его захватили бунтарские речи Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характер у него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым. Аркадий с молоком матери впитал идеологию и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Из попытки подражать Базарову у Аркадия ничего не вышло. Он разочаровывается в идеях нигилизма. Материал с сайта

Самыми трогательными в романе нарисованы старики Базаровы. Они простые, добрые люди, скромные великие труженики. Сына своего обожают, гордятся им, готовы все для него сделать. Отец Базарова — штаб-лекарь, служил во время Отечественной войны 1812 года. Он был знаком с участниками декабрьского восстания, помнит о них, с уважением о них отзывается. Вся жизнь его — созидательный труд. В саду он «сам каждое деревце сажал», с утра он уже с лопатой в руках. Отец Базаров в ущерб себе провел прогрессивные реформы и отдал землю крестьянам, о чем не жалел, а, напротив, гордился этим поступком. Мать Базарова Тургенев описывает с большой симпатией: «настоящая русская дворяночка». Она «с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хоть и сплетничала подчас». Базаров очень любит стариков, хоть и не показывает этого. Перед смертью он просит Одинцову позаботиться о стариках, потому что «…таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». Семья заложила в Базарове истинные нравственные ценности, которые не в силах изменить никакие новые веяния. Тургенев с огромной силой таланта изображает горе родителей, потерявших молодого, полного сил сына. Автор подчеркивает, насколько важна связь между поколениями и как важно ее сохранять.