Николай константинович рерих родился. Культурно-выставочный центр на Байкале



Биография
Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября) 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с 1873). Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.
В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.
По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).
С 1906 - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих отнесся сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать на Карельский перешеек.
С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре. С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В 1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).
Среди литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза, публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898; дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай - Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам искусства и охраны памятников старины
Николай Константинович Рерих - автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха - монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции, серия из девяноста полотен (памятники древнерусской архитектуры): "Гонец. "Восстал род на род" (из цикла "Славяне. Начало Руси"; картина была представлена Рерихом в качестве дипломной работы по окончанию Академии художеств; 1897; Третьяковская галерея), "Поход" (1899), "Заморские гости" (подзаголовок - "Народная живопись"; 1901; Третьяковская галерея; на выставке в Академии Художеств в 1902 картину приобрел царь Николай II предназначая ее для царскосельского дворца), "Город строят" (1902; Третьяковская галерея), "Небесный бой", "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно), "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно), "Знамение" (1915; Одесский художественный музей), "Гуга Чохан" (1931; Третьяковская галерея), "Знаки Гэсера" (1940; Русский музей), "Гималаи. Нанда-Деви" (1941; Русский музей), "Тибет. Монастырь" (1942; Русский музей), "Помни" (1945; Русский музей). Среди работ в области театрально-декорационной живописи - декорации к опере "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (1909), драме "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912), балету "Весна священная" И.Ф. Стравинского (1913), пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), опере "Князь Игорь" А.П. Бородина (1914; Русские сезоны С.П. Дягилева). Среди работ в области монументального искусства - эскизы для церковных росписей и мозаик: церковь святого Духа в Талашкине (1914), майоликовые фризы и живописные панно в частных особняках.С 1906 Н.К. Рерих писал темперой, с 20-х годов - преимущественно синтетическими красками. Через 10 лет после смерти Н.К. Рериха, более 400 произведений, созданных им в Индии, по завещанию Н.К. Рериха было передано в музеи СССР.
__________
Источники информации:
Проект Mystic-world - www.mystic-world.net/Roerich/Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Николай Рерих - художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.

Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.

С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Творческий путь

Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих. Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно "Гонец" сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.

Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве "Мир искусства".

В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате "Общества поощрения художеств". В 1906 году он стал его директором.

В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.

Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.

Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой. Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!

Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала". Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.

Он создает целый цикл картин под названием "Майтрейя". К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: "Майтрейя-победитель" (1925), "Меч Гесэра" (1932), "Сантана" (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.

О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.

Заключение

Николай Константинович Рерих - это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.

Николай Константинович Рерих - художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов.

Семья Рерихов

С 1906 по 1918 гг. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. В этот период его картины постоянно выставлялись в Европе. Знаменитые Лувр и Римский национальный музей приобрели несколько полотен Рериха. Постепенно претерпевает изменения и сам стиль Рериха, художник практически отказался от масляных красок, он стал работать с темперой. Основными источниками вдохновения для него по-прежнему остаются русские исторические и фольклорные герои. Николай Рерих - непревзойдённый мастер яркой, сильной метафоры. В своих картинах он говорил, кричал людям: насилие бессмысленно, есть другой путь - путь добра и любви, он светел…

Художник был популярен и уважаем как на родине, так и за границей. В России до 1918 г. было издано девять его монографий, десятки журналов посвящали свои номера творчеству Николая Рериха. Замечательный писатель Леонид Андреев, горячий поклонник творчества художника, назвал его творчество «Державой Рериха».

Тем временем семейная жизнь Рерихов шла своим чередом. У супругов был свой взгляд на воспитание детей. Они не без оснований считали, что ребёнку необходимо помогать в раскрытии природных талантов. Их первый сын Юрий с детства интересовался историей и философией, Святослав же тяготел к рисованию. Оба мальчика учились в знаменитой гимназии Мая, каждый в соответствии с наметившимися способностями. Елена Ивановна очень много занималась с детьми, читала, обучала иностранным языкам и музыке. У Рерихов был свой домашний театр, где они постоянно ставили семейные спектакли.

В 1915 г. Рерих заболел воспалением лёгких. По совету врачей художник переехал жить в Карелию, в город Сортавала . Несколько лет семья прожила в краю озёр. Карельский климат благотворно сказался на здоровье Николая Константиновича, художник плодотворно работал. В 1919 г. в Стокгольме открылась его персональная выставка. И вновь, как и в России - громогласный успех, в дальнейшем картины Рериха выставлялись на лучших скандинавских вернисажах. В 1919 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Англию. Его старый друг Сергей Дягилев помог Рериху в устройстве выставки в Лондоне. Совместно с Дягилевым в Лондоне Рерих работал над постановкой русских опер. В столице Англии Николай Рерих познакомился с великим индийским писателем Рабиндранатом Тагором, лауреатом Нобелевской премии. Писатель, очень впечатлённый семьёй Рерихов, делает им предложение посетить Индию. Для супругов, с молодости увлечённых восточной философией, предложение Тагора было крайне заманчиво. Индия - страна обетованная для искателей истины.

В Америке

В 1920 г., Рерих, получает заманчивое предложение от Чикагского института искусств. Директор института предложил организовать большое выставочное турне - по 30 городам США. Николай Константинович согласился. В ноябре 1920 г. Рерихи прибыли в Америку. К тому времени в США обосновалось множество переселенцев из России. С их помощью в Нью-Йорке Рерих основал Институт Объединённых искусств, целью его открытия являлось объединение народов земли, созидание общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства. В США Рерих провёл множество выставок, на которых были представлены как уже известные работы, так и картины, написанные в Америке. Помимо выставочной и просветительской деятельности, художник успешно работал над декорациями для постановок в Чикагском оперном театре. В Америке Рерих имел имидж пацифиста и гуманиста, многие считали его провидцем, человеком, познавшим истину. Находясь в Англии и США, Рерихи принимали участие в нескольких спиритических сеансах. Николай Рерих и его жена Елена Рерих заявляли, что посредством спиритического сеанса с ними на связь вышли Учителя Мория и Кут Хуми, которые были представителями «Гималайского братства». Среди последователей Рериха он считался Западным Далай-ламой. Вместе с единомышленниками Рерих основывает корпорацию «Белуха». Это предприятие было создано с целью приобретения концессии, дающей права на горнодобывающую и земельную деятельность в окрестностях горы Белухи, расположенной на Алтае. Рерих любил Алтай, и наряду с Гималаями, он считал Алтай особым местом силы.

Главным устремлением в жизни Рерихов был поиск высших истин. Основная концепция - самосовершенствование как путь к просветлению. Супруги серьёзно увлекались индийской философией. Именно в Индии они надеялись найти то, что так упорно искали.

Отношения с Советами

Николай Рерих никогда не испытывал любви к большевикам. Скорее наоборот, проживая в эмигрантских столицах, он проводил весьма жёсткую линию по отношению к новой Советской власти. Неоднократно с различных трибун он негативно отзывался о том, что произошло и происходит в России. Из-под его пера вышло немало обличительных статей на эту тематику. И тут неожиданное дело, Рерих резко изменяет отношение к Стране Советов и её большевистскому руководству. Николай Константинович абсолютно разочаровался в Белом движении, особенно после разгрома в 1920 г., азиатской дивизии под командованием барона Унгерна, начальником обоза дивизии служил его родной брат - Владимир Константинович Рерих.

В 1923 г. в Берлине Рерих встречается с полпредом СССР Н. Н. Крестинским, а впоследствии с его помощником Г. А. Астаховым. Результатом этих встреч стал визит Рериха в Москву . В чём же причина столь разительной перемены? Есть версия, что Рерих определил для себя буддизм и коммунизм, как одну общую, идеальную религию. Советские представители доложили Г. В. Чичерину, главе МИД СССР, о встрече с интересным полубуддистом-полукоммунистом Рерихом. Чичерин был очень заинтересован, оценив масштаб личности Рериха, он надеялся использовать его как активного пропагандиста советского строя на Западе. Николай Рерих в этой ситуации преследовал свои цели, в его планах было создание идеальный страны на территории Монголии и Сибири. Страны, живущей на основании буддийских ценностей. Разумеется, без большевиков подобный план был не осуществим.

Путешествие по Азии

2 декабря 1923 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Индию. Это было гигантское путешествие, охватывающее различные географические пояса. Маршрут экспедиции: Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россия, Алтай, Монголия, Тибет. За четыре года странствий собраны бесценные фольклорные и лингвистические материалы, найдено несколько редчайших древних манускриптов, проведены археологические раскопки. Написаны две книги: «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи», созданы серии картин «Гималаи», «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока». На Алтае, в районе горы Белухи, Рерих подбирал место для создания культурного центра. В своей литературе Рерихи проводили параллели между буддистской общиной и коммуной, неоднократно упоминали Ленина . В 1925 г. художник создал полотно под названием «Гора Ленина», на картине чётко виден легко узнаваемый профиль вождя. Рерихи всегда верили в существование Шамбалы (Беловодья) - легендарной страны, где живут Махатмы - просветлённые люди, обладающие всеми знаниями мира и управляющими им. После экспедиции они утверждали, что нашли Шамбалу и лично общались с учителями Махатмами. В 1926 г. наркому Чичерину, было вручено письмо с посланием от Махатм, в нём содержались слова приветствия и одобрения деятельности Советского руководства.

Пакт Рериха

В 1929 г. Рерих совместно с доктором международного права Г. Шклявером создаёт проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Также был представлен проект отличительного знака защиты - Знамя Мира. Знамя представляло собой белое полотнище с тремя красными кругами, символизирующими религию, искусство и науку. Идею создания пакта поддержали великие деятели науки и искусства: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. Кандидатура Рериха была выдвинута на Нобелевскую премию мира. 15 апреля 1935 г. состоялось подписание Пакта Рериха, на церемонии лично присутствовал Франклин Рузвельт. Пакт Рериха стал первым документом, декларирующим защиту культурных ценностей. Последующие голоса в защиту культуры зазвучали лишь только после Второй Мировой войны. Рерих стал первым человеком, во всеуслышание заявившим миру о необходимости охраны вечных культурных ценностей, созданных мировой цивилизацией.

Институт Урусвати

Институт «Урусвати» был основан Рерихами в 1928 г. Идея его создания была совместной. Институт находился в Индии в долине Кулу на высоте 1200 метров. Николай и Елена Рерих стали соучредителями института, а их старший сын - Юрий Рерих исполнял должность директора. Цель создания «Урусвати» - научные изыскания, затрагивающие различные области человеческих знаний. Это был некий исследовательский центр, научная станция в Гималаях. В институте ставились самые передовые, а порой даже фантастические задачи. Предполагалось успешно использовать синтез знаний восточной и западной цивилизаций. В дальнейшем на том же месте планировалось построить Ур - город знаний. С тех пор семья Рерихов проживала в долине Кулу.

В 1935 г. при поддержке американского правительства Николай Рерих вместе с сыном Юрием организовывает новую экспедицию, их маршрут пролегал через Хинганский хребет и пустыню Гоби, эти местности находились на территории Монголии и Китая. Во время путешествия проводились археологические раскопки, собирались этнографические материалы, была создана серия этюдов.

Наступил 1941 г., мир запылал в пожаре Второй Мировой. С первых дней войны Николай Константинович Рерих всеми силами и средствами пытался помочь родине. Вместе с младшим сыном Святославом художник устроил аукцион картин, все средства от продажи которых были переведены в фонд Красной Армии. Николай Константинович писал статьи, выступал по радио со словами поддержки советскому народу. Во время войны художник создал несколько блестящих патриотических полотен: «

Реферат по предмету

«Культурология.» на тему:

«Жизнь и творчество Николая

Константиновича Рериха»

Москва 1998


Введение.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.


Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третьяковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования.В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

"Ни наука, ни техника, ни философия не отразят вполне душу народа. Ее прочтем лишь отраженную в памятниках искусства".

Есть художники, размах личности которых не может уложиться в пределах лично художественного творения. Но при этом для них искусство - это способ выражения самых глубоких чувств, самых важных идей. Творчество Николая Рериха в высшей степени совершенно, своеобразно и характерно. Его нельзя отнести безоговорочно ни к одному из существующих жанров и направлений в живописи: картины Николая Рериха по исполнению и по своему содержанию не мыслятся ни с пейзажем, ни с историческим сюжетом, ни с иным жанром, другим словом, - Рерих обозначил начало нового направления в живописи. Гуга Чохан

Николай Константинович Рерих принадлежал к числу уникальных русских художников XX века - он сотворил в собственной жизни так много, как будто в нем были заложены физические и духовные силы сразу нескольких людей.

Мальчик, который рос на Васильевском острове в богатой петербургской семье, Николай Рерих был подготовлен к тому, что бы идти по упорядоченному жизненному пути своего отца, известного нотариуса. Но уже в юности Рерих проявился как человек несоизмеримый в более масштабных и глубоких возможностях и целях - его увлечение были театральное направление и нумизматика, минералогия и литература, художество и ботаника, увлечение охотой и музыкой... Из всех разнообразных интересов постепенно выделились искусство и история. А по окончании гимназии крепко сформировалось желание быть художником.

В 1893 г. Николай совмещает свои жизненные цели с наставлениями отца, поступив одновременно юридический факультет Петербургского университета и в Академию художеств. В его характере очень юного человека уже сложились главные качества - основательность, целеустремленность, в любом деле, редкая выносливость и трудолюбивость. Они стали основой сделанного Рерихом в жизни.

Избрав исторический жанр, несмотря даже на то, что учителем его был великий пейзажист А.И. Куинджи, Рерих в своих первых студенческих работах изображает облик древнерусских людей - Святополка Окаянного, Ярославны. Его знакомство с В.В. Стасовым - художественным критиком, который утверждал значимость в своих трудах в Древней Руси, приводит Рериха к великому замыслу, впоследствии определивший его творчество на продолжительные годы. Над знаменитой серией картин "Начало Руси. Славяне" он трудился с 1897 г., и первая картина - - была куплена П.М. Третьяковым непосредственно с академической выставки.

Он планировал поместить всю серию у себя в галереи на стенах. Древняя история возникала под кистью художника без излишней экзотики. Ее драматизм нашел отражение в таких работах, как "", изображающей языческое святилище

или "", где вороны, вещие птицы, очевидцы прошлого, становятся символическими вестниками грозного будущего.

На творчестве этого периода сказалось и влияние скандинавской мифологии, ставшей для Рериха важным источником художественных образов еще и потому, что сам он принадлежал к древнему скандинавскому роду, начавшему служить России с эпохи Петра I. "Думы и вкус его варяжские", - писал о Рерихе А. Бенуа . Варяги, северные соседи русичей, стали героями многих произведений - их изобразил художник идущими по морю на своих сказочных кораблях в картине .

Пейзаж в картинах Рериха стал одним из главных средств выражения, его дальние горизонты словно зовут в неведомые миры. Особенно поэтично воплощен им "Каменный Север" - художник тонко чувствовал неброскую красоту этого края, его духовную суть. В картине , написанной в Финляндии, образ христианского святого словно камертон сдержанного и одновременно изысканного северного пейзажа. Декоративная, острая по ритму, цельная по формам, насыщенная по цвету и звучная особенность живописи Рериха, - говорит о присущности Рериха к мастерам эпохи модерна. Художества, высоко оцененные В.А. Серовым , В.И. Суриковым , обрели новую высоту своим историческим жанром и обогащенным концентрированным поэтическим вымыслом.

К славянской серии Рериха примыкала еще одна живописная "сюита" - этюды древнерусской архитектуры, запечатлевшие "каменную летопись" Руси. Изучая архитектурные памятники и художественные древности, Рерих в 1903 - 1904 гг. проехал более сорока русских городов. В самих формах храмов, башен, крепостных стен воплотился для него суровый и могучий дух предков - одним из лучших этюдов серии стало изображение Ростовского кремля.

Рерих стал одним из первых исследователей древнерусской иконы, побудившей его к религиозной живописи. Древнерусская культура напоминала своими образами и театральные работы художника. В 1907 году Рерих оформил постановку старинной мистерии "Три волхва" , создав для нее изысканный по цвету эскиз декорации "Пещное дерево ". Позднее он работал над постановкой спектаклей "Русских сезонов" в Париже - оформлял "Псковитянку" Н. Римского - Корсакова, балет "Весна священная" , созданный совместно с И. Стравинским, "Половецкие пляски" из оперы А. Бородина "Князь Игорь" . Эскизы декораций , и другие были воплощены в полной постановке "Князя Игоря" в Лондоне в 1914 г. Декорации Рериха своим историзмом и красочностью покорили искушенную европейскую публику.

Бумага на картоне, темпера, гуашь, тушь, карандаш.

1908. Бумага на картоне, пастель, темпера, уголь, карандаш.

1908. Бумага на картоне, пастель, уголь, гуашь. 52х70,5

Жизнь художника, максимально насыщенная трудом, связанная со всеми новыми и острыми процессами, происходящими в русской духовной жизни и культуре рубежа веков, включала историю встречи и счастливого союза с Еленой Ивановной Шапошниковой - "другиней" и "вдохновительницей", верным помощником и спутником до конца жизни.

В трудное время войны и революции семья художника провела в Карелии в маленьком городке и в 1918 г. осталась наглухо отрезанной от России закрытой русско - финской границей. С этого времени жизнь художника и его семьи начинается вне родины.

Прожив в Индии более 20 лет, художник создал огромную серию пейзажей Гималаев, запечатленных в разное время года и дня. Манера Рериха испытала влияние тибетской живописи, но и сохранила свою самобытность. Главным в его живописи становится символика образов. Люди в его произведениях живут в окружении гор и словно наполняются их твердостью и чистотой, по словам Рериха, "учась у камней упорству". Образы высочайших гималайских вершин - Джомолунгмы (Эвереста) и Канченджанги - напоминали художнику о легендарной стране всеобщего счастья, скрытой за горами, которую тибетцы называли Шамбала. Немало картин Рерих посвятил Шамбале - вековой мечте человечества.