Нарком внешней торговли. Внешняя торговля ссср


25.11.2015

90 лет назад , 18 ноября 1925 г. был создан Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Ведомство было образовано путем объединения Наркомата внешней торговли СССР и Наркомата внутренней торговли СССР.

В 1930 г. Наркомторг СССР был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР.

Архивный фонд «Народный комиссариат внешней и внутренней торговли (Наркомторг) СССР» (1925 - 1930, 11683 ед. хр.) хранится в РГАЭ (Ф. 5240).

В фондах РГАЭ богато представлена история ведомства:

Ф. 413. «Министерство внешней торговли СССР (Минвнешторг СССР)» (1917 - 1988, 18401 ед. хр.)

Ф. 272. «Всесоюзное объединение по экспорту животного сырья и отходов (Разноэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1930, 7 ед. хр.)

Ф. 4433. «Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами (Торгсин) Наркомвнешторга СССР» (1931 - 1935, 177 ед. хр.)

Ф. 8336. «Всесоюзное объединение по импорту цветных металлов в СССР (Цветметимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1927 - 1931, 103 ед. хр.)

Ф. 8340. «Всесоюзное объединение по импорту оборудования, сырья и полуфабрикатов для электропромышленности и электростроительства (Электроимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1934, 96 ед. хр.)

Ф. 4079. «Всесоюзное объединение по импорту химических товаров для отраслей промышленности и специального оборудования для химических производств (Химимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1932, 197 ед. хр.)

Ф. 8345. «Всесоюзное объединение по экспорту кустарно-художественных изделий и ковров (Ковкустэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1928 - 1936, 148 ед. хр.)

Ф. 8397. «Всесоюзный государственный трест звероводческого хозяйства (Союззверовод) Главного управления пушно-мехового и охотничьего хозяйства "Главпушнина" Наркомвнешторга СССР» (1932 - 1936, 122 ед. хр.)

Ф. 289. «Главное управление пушно-мехового хозяйства (Главпушнина) Наркомвнешторга СССР» (1934 - 1936, 1939 - 1944, 149 ед. хр.)

Ф. 4344. «Всесоюзное объединение по заготовке второстепенного экспортного сельскохозяйственного сырья и новых видов экспортных товаров (Союззаготэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1929 - 1933, 507 ед. хр.)

Ф. 4039. «Государственная импортно-экспортная торговая контора (Госторг РСФСР) Наркомвнешторга РСФСР и управление уполномоченного Наркомвнешторга РСФСР по реорганизации Госторга РСФСР» (1922 - 1930, 7284 ед. хр.)

Ф. 6882. «Государственное объединенное правление (объединение) по нефтеторговле за границей (Нефтэкспорт) Наркомвнешторга РСФСР» (1922, 24 ед. хр.)

Ф. 8151. «Комиссия по внутренней торговле при СТО СССР и Народный комиссариат внутренней торговли СССР» (1922 - 1925, 1706 ед. хр.)

Ф. 3600. «Всесоюзный совет съездов биржевой торговли при Наркомвнешторге СССР» (1923 - 1930, 966 ед. хр.)

Ф. 8197. «Управление государственной хлебной инспекции (ГХИ) Наркомвнешторга СССР» (1923 - 1930, 97 ед. хр.)

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1920 - 1922 гг., наркома внутренней торговли СССР в 1922 - 1924 гг. А.М. Лежавы (1870 - 1937) (РГАЭ. Ф. 92);

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1921 - 1922 гг. И.И. Радченко (1874 - 1942) (РГАЭ. Ф. 9455);

Заместителя наркома внешней и внутренней торговли СССР в 1927 - 1930 гг., наркома внутренней торговли РСФСР в 1934 - 1937 гг. Хинчука Л.М. (1868 - 1939) (РГАЭ. Ф. 4269).

  • 19 декабря 1927 - 25 июня 1937 - член ЦК ВКП(б).
  • 1928 - в период расцвета кооперативного движения по заказу И. Любимова проводится международный конкурс на строительство здания Центросоюза в Москве, величественное здание было построено в 1929-1931 гг. по проекту знаменитого Ле Корбюзье. Во время голодного 1932 года строительство здания Центросоюза был приостановлено и окончено в 1933-1936 гг. В 1932 году был создан Наркомлегпром СССР, который возглавил Любимов. Поэтому здание Центросоюза было отдано наркомату лёгкой промышленности.

Во главе внешней торговли

  • 11.1930 - 1931 - заместитель народного комиссара внешней и внутренней торговли СССР.
  • 11.1930 - 1931 - торговый представитель СССР в Германии, руководитель Торгпредств и внешней торговли в Европе.

В это время И. Любимов был на важнейших постах в системе внешней торговле - в период разворачивающейся индустриализации в стране через него заключались контракты на поставку в СССР оборудования и целых заводов, осуществлялся экспорт хлеба. Работать Любимову пришлось в сложные годы начавшегося мирового кризиса: достаточно сказать, что мировые цены на пшеницу, основной экспортный товар СССР, упали в эти годы в несколько раз.

Нарком лёгкой промышленности СССР

  • 5 января 1932 - создан Наркомат лёгкой промышленности СССР.
  • 5 января 1932 - 7 сентября 1937 - народный комиссар лёгкой промышленности СССР.
  • 9 - 12 апреля 1932 - в Вичуге, одном из главных текстильных центров России, произошла крупнейшая в сталинский период стачка, которая сопровождалась уличными стычками и погромами учреждений власти.

В 1937 году «расследование» Ежовым «чрезвычайно важных вичугских событий» запустит репрессивный механизм в центральном аппарате Наркомлегпрома, в жернова которого попадёт и И. Любимов.

  • 4 февраля 1934 - выступление наркома И. Любимова на XVII съезде ВКП(б).

Из доклада Любимова:

«В течение второй пятилетки продукция легкой промышленности должна возрасти, с учетом поправок, которые я хочу внести съезду, в 2,5 раза против уровня производства, достигнутого в 1932 г. Рост продукции, как видите, колоссальный. Легкая промышленность во втором пятилетии вступает в новый этап невиданно высоких темпов ежегодного прироста продукции. По объему производства продукции легкой промышленности, предусмотренного по второму пятилетнему плану, Советский Союз выходит на одно из первых мест в Европе, догоняя Америку. Учтя поправки, хлопчатобумажных тканей мы должны выпустить в 1937 г. 5 млрд м с лишним против 2 534 млн м в 1932 г., то есть в итоге второй пятилетки достигается удвоение выпуска хлопчатобумажных тканей. Шерстяных тканей мы в 1937 г. должны выпустить 220 млн м против 91 млн м в 1932 г., что составит рост в 2,5 раза. Льняных тканей должно быть выработано 560 млн м против 130 млн м в 1932 г., то есть рост в 4 с лишком раза. Обуви надо выработать в 1937 г. 160 млн пар против 73 млн в 1932 г., то есть рост более чем в 2 раза. Свыше чем в 2 раза возрастает выпуск стекольных и фарфоровых изделий, свыше чем в 2 раза возрастает выпуск швейных изделий, свыше чем в 4 раза возрастает выпуск трикотажных изделий и т. д.»

«Большая программа технической реконструкции предусматривается планом второй пятилетки в области ткачества в хлопчатобумажной промышленности. От применяющихся в настоящее время неавтоматизированных ткацких станков системы „Платт“ мы переходим к вооружению хлопчатобумажной промышленности ткацкими автоматами и к автоматизации действующих ткацких станков. В области автоматизации ткачества наши инженеры дали ряд ценнейших изобретений, дающих серьёзные основания считать, что уже в ближайшие годы тип автоматического ткацкого станка системы производства нашего Союза будет одним из лучших. Все вновь строящиеся предприятия хлопчатобумажной промышленности оборудуются автоматическими ткацкими станками, и проводится широкая программа мер по автоматизации действующих ткацких станков. Процент автоматических и автоматизированных станков в хлопчатобумажной промышленности к концу второй пятилетки доводится примерно до 50 против 10-12 в 1932 г. Автоматизация ткачества значительно сокращает потребность в рабочей силе для развивающейся хлопчатобумажной промышленности»

«В качестве иллюстрации, показывающей, в какой мере возрастают наши требования на оборудование, я укажу, что против 100 млн руб. технологического оборудования, предлагаемого Наркомтяжпромом для легкой промышленности в 1934 г., нам в 1935 г. необходимо будет одного технологического оборудования на сумму свыше 500 млн руб»

«В течение первой пятилетки в легкую промышленность было вложено 1 200 млн руб. В работу было пущено свыше 200 новых предприятий. В течение второй пятилетки в легкую промышленность вкладывается свыше 9 млрд руб. Как видите, рост капиталовложений - исключительно высокий». «Основные объекты строительства легкой промышленности в течение второго пятилетия указаны в тезисах основных докладчиков, представленных съезду, и даны в большом развернутом виде в докладе товарища Куйбышева. Из тезисов и из доклада товарища Куйбышева вы видели, что основная масса капиталовложений по легкой промышленности направляется в национальные и так называемые промышленно отсталые районы. В течение второго пятилетия мы должны провести громадную программу строительства новых предприятий в сырьевых районах и районах потребления».

Серия: Советские праздники. День Строителя

Впервые День строителя отмечался в СССР 12 августа 1956 года. А было это так. 6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» (на второе воскресенье августа). Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление как бы само собою разумелось. Вот как его комментировали газеты:
«Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 г.).

«У нас, у строителей, большой день! Газеты и радио разнесли по всей стране сообщение о том, что партия и правительство приняли постановление о коренном улучшении строительного дела. Одновременно был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о ежегодном празднике - «Дне строителя».
Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии и правительству за заботу о нас, строителях, наполнили наши сердца…».

День строителя отмечали 12 августа. В этот день газеты писали: «Отмечаемый сегодня впервые День строителя отныне войдет в календарь как всенародный праздник», и это не было преувеличением. Сегодня трудно себе это представить, но в 1956 г. праздник строителей страна отмечала с немалым энтузиазмом, включая народные гулянья в парках культуры и отдыха. Почувствовать атмосферу тех дней позволяют опять же газетные отчеты:
«Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В.И.Ленина, где сейчас поднят флаг Спартакиады народов СССР. Строители района приняли решение - сдать к 20 декабря 210 тыс. кв. м жилой площади».
«В воскресенье Челябинский парк культуры и отдыха заполнили около сорока тысяч строителей. Здесь состоялся митинг…»

«Баку. Здесь состоялось торжественное заседание Бакинского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, посвященное Дню строителя. На собрании присутствовала гостящая здесь парламентская делегация Уругвая…».

«Тбилиси. В столице Грузии 11 и 12 августа проходили народные гулянья, посвященные Дню строителя. Тысячи трудящихся посетили открывшуюся в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе Постоянную строительную выставку. Она развернута по новому тематическому плану. Основная идея выставки - показ элементов сборного железобетона, крупноблочного строительства и передовых индустриальных методов строительно-монтажных работ».

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Вот только специализированные выставки ныне больше не приурочивают к Дню строителя. И, может быть, зря…


Будь он в костюме, при галстуке новом,
Будь он в известке, как снежная баба.
Каждый строитель по фразе, по слову,
По междометью узнает прораба!
Вот встает он в полный рост,
Громко произносит тост:
Всем, кто стеночку ровняет
Ватерпасом-мастерком,
Кто работу подгоняет
Добрым словом-матерком,
Кто в бытовке пообедал,
Съел с редиской колбасу,
Кто повис ногами в небо
На монтажном поясу,
Всем, кто трудится в ненастье
Ломом, дрелью и пилой,
Мы желаем: стройте счастье!
И не стойте под стрелой!

] как систему, используемую для уклона от принятых на себя Наркомвнешторгом обязательств, являются глупой и злостной клеветой. Монополия внешней торговли заключает в себе принципы строжайшего исполнения Наркомвнешторгом заключенных обязательств и договоров, и во всей торговой деятельности органов Внешторга с момента возобновления внешней торговли Советской республики в 1920 г. не может быть указано ни одного случая неисполнения торгпредствами каких-либо из заключенных ими обязательств. Конечно, монополия внешней торговли является достаточно могучим орудием в руках советского государства для того, чтобы успешнее бороться с тем, кто стремится подорвать экономические интересы нашей страны или повредить нашей торговле. Но даже в тех случаях, когда советское правительство вынуждено ввиду агрессивных поступков со стороны какой-либо организации предпринять то или иное изменение в направлении своих товаров или в выдаче заказов, точное исполнение заключенных обязательств по договорам всегда остается непоколебимым условием; даже тогда, когда наше торгпредство в Германии в мае текущего года подверглось неслыханному нападению со стороны прусской полиции , осуществившей этот акт беззакония, даже в тайне от собственного Министерства иностранных дел, даже и тогда Наркомвнешторг, ограничив и сократив торговые сношения с Германией, ни на один день не приостановил исполнение текущих договоров или расчетов по заключенным договорам и сделкам. Когда год тому назад советское правительство вынуждено было вследствие враждебного акта , мешавшего нашей торговле, прекратить выдачу заказов на Францию, осуществлявшее эти поручения советского правительства английское общество Аркос назначило для ликвидации начатых уже сделок специального доверенного, и нам неизвестны какие-либо жалобы со стороны французских фирм, имевших с Аркосом торговые сделки. Будет очень жаль, если хорошие деловые сношения, установившиеся у советских хозяйственных организаций с Амторгом или через него и с другими американскими фирмами, будут испорчены клеветнической кампанией, но все фирмы и лица, заключившие соглашения или сделки с советскими организациями, имеющие на это достаточные полномочия Наркомвнешторга или его органов, могут быть вполне уверены в точном и своевременном выполнении обязательств; и именно система монополии внешней торговли, обеспечивающая строжайший правительственный контроль за всеми этими сделками, дает наилучшую гарантию точного выполнения всех обязательств.

Наркомвнешторг Красин

Примечания :

Амторг (American Trading Corporation) образован в Нью-Йорке 27 мая 1924 г. путем объединения обществ Продэкско и Аркос-Америка. НКИД высказался за то, чтобы новое общество носило характер частного учреждения. «Лицам, кои будут назначены руководителями общества, - писал М. М. Литвинов Л. Б. Красину 31 января 1924 г., - должно быть строжайшим образом внушено, чтобы они ни в коем случае не выступали в Соединенных Штатах в роли агентов Советской власти». И. Я. Хургин предложил несколько вариантов названия общества: Торговое общество Союза Советских Республик (ТО СССР), Советско-американское торговое общество (САТОР), Американское торговое общество (Амторг). В результате обсуждения решено было остановиться на последнем названии.

Основные функции и способы деятельности общества определялись на основании соглашения последнего с НКВТ от 28 ноября 1924 г. НКВТ брал на себя обязательство предоставлять Амторгу лицензии на экспорт сырого материала всех видов, допущенных к вывозу для продажи в Северной и Южной Америке, лицензии на ввоз в СССР из Северной и Южной Америки для продажи на внутреннем рынке Союза всех сортов сырого материала, полуфабрикатов, промышленных товаров, допущенных к ввозу в СССР. В свою очередь Амторг брал на себя обязательство выплачивать НКВТ ежегодное “вознаграждение” в размере 50% от чистой прибыли. Но это условие практически не соблюдалось. В 1931 г. Управление по налоговым жалобам в США констатировало, что, вопреки соглашению между Амторгом и НКВТ от 28 ноября 1924 г., Амторг передавал НКВТ всю сумму прибыли. Связь Амторга и НКВТ была чрезвычайно тесной. Но в советских партийно-государственных кругах настоятельно подчеркивалась полная независимость Амторга от НКВТ и его положение как независимого русско-американского общества. Стремление отрицать государственный характер Амторга было обусловлено как политическими, так и экономическими факторами. С экономической точки зрения это было связано с проблемой налогообложения Амторга. В качестве негосударственного торгового общества Амторг пользовался некоторыми налоговыми льготами. Весной 1931 г. сборщик внутригосударственных налогов США установил дополнительный налог на Амторг, исходя из того, что Амторг - общество, управляемое советским правительством. Этот налог был значительно выше суммы, которую Амторг платил в качестве торгового общества. Руководство Амторга обратилось в Отдел налоговых жалоб США, мотивируя свою позицию тем, что акции Амторга являлись собственностью ряда частных лиц и кооперативных организаций. С политической точки зрения, афишировать государственный характер Амторга было крайне не желательно, чтобы не акцентировать внимание американских деловых и политических кругов на том моменте, что Амторг помимо коммерческих, выполняет и политические задачи (РГАЭ. Ф. 413. Оп. 13. Д. 96. Л. 30, ЗЗ об., 52‑52 об., 72; Оп. 17. Д. 521. Л. 25; Оп. 22. Д. 80. Л. 329).

22 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК РСФСР о национализации внешней торговли. В нем говорилось: «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки... для вывоза и ввоза воспрещаются (Сборник действующих декретов и постановлений по внешней торговле. М., 1924. Стр. 11). Органом, ведущим внешнюю торговлю, был Народный комиссариат торговли и промышленности. С введением нэпа ситуация изменилась. В наказе СНК РСФСР от 11 марта 1921 г. было сказано, что «для развития торговых отношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заграничных сделках и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах НКВТ». Предоставление некоторой свободы на внешнем рынке было обусловлено стремлением государства активизировать внешнеэкономическую деятельность. Права НКВТ в области внешней торговли были определены декретом от 9 августа 1921 г., согласно которому он стал основным заготовителем экспортного сырья. Государство передало НКВТ республиканский экспортный фонд, что должно было обеспечить его устойчивое положение в условиях возможной конкуренции с госучреждениями и кооперацией. Постановлением Президиума ВЦИК от 13 марта 1922 г. на НКВТ была возложена функция по контролю и руководству за внешней торговлей РСФСР и фактически за деятельностью всех учреждений, действовавших в этой сфере. Активным сторонником усиления роли НКВТ в сфере внешней торговли являлся Л. Б. Красин. Он выступил против осуществления НКВТ только контрольных функций, считая, что «сколько-нибудь действенный контроль над организациями, непосредственно осуществляющими внешнюю торговлю, возможен будет лишь тогда, когда... количество этих организаций не будет превышать некоторого предела» (цит. по: Кауфман М. Я. Организация и регулирование внешней торговли России. М., 1925. Стр. 58). Стремление возникших за первый год нэпа хозрасчетных торгово-промышленных объединений к активным внешнеторговым операциям побудило их требовать дальнейшего смягчения монополии внешней торговли. В конце 1922 г. в партийно-государственных кругах начались дискуссии по этому вопросу, где победу одержали сторонники сохранения монополии внешней торговли и ранее объявленного принципа допущения некоторых организаций к участию во внешнеэкономической деятельности. Позиция Л. Б. Красина нашла поддержку в высших партийно-государственных кругах, и 13 апреля 1923 г. специальным декретом был ограничен круг учреждений, имеющих право на ведение самостоятельных внешнеторговых операций. Их стало 25. Остальные должны были получать разрешение на заключение внешнеторговых сделок в НКВТ в каждом отдельном случае. IX съезд Советов в резолюции о новой экономической политике отметил, что «дальнейшее развитие торговых сношений с заграницей требует более прямых и непосредственных связей промышленности с заграничным рынком. Находя, что охранение народного достояния и интересы наиболее выгодной реализации на заграничных рынках тех продуктов, которые разрешаются к вывозу, требуют сохранения за государством монополии внешней торговли, IX съезд Советов считает, что всероссийским и областным кооперативным объединениям всех видов, государственным и промышленным объединениям должно быть разрешено непосредственное производство экспортных и импортных операций (на основании особых соглашений их с НКВТ о допущении или ограничении вывоза или ввоза определенных видов товаров и под его контролем). В тех же целях должно быть разрешено образование при обязательном участии НКВТ - смешанных обществ для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в Советскую Россию необходимых ей продуктов, с установлением таможенных пошлин - ввозных и вывозных» (Там же. Стр. 68).

Некоторая свобода внешнеэкономической деятельности сохранялась за Аркосом, Амторгом, смешанными акционерными обществами. На втором совещании уполномоченных НКВТ 6 января 1924 г. было решено считать допустимым наличие вышеназванных организаций как структур НКВТ, обладающих значительной свободой внешнеэкономической деятельности. Попытки нарушить фактически монопольное положение НКВТ и его структур на внешнем рынке были предприняты в 1925 г. рядом сотрудников Наркомзема (Н. Д. Кондратьев, Суханов, В. Г. Громан), считавших, что аппарат НКВТ слишком громоздкий, снижает оперативность внешнеторговой деятельности. В частности, Н. Д. Кондратьев отмечал, что «протекционизм в отношении промышленности СССР должен проводиться так, чтобы не препятствовать ввозу орудий и средств сельскохозяйственного производства» (Плановое хозяйство. 1925. № 8. Стр. 111). Но успеха эти попытки не имели. И к середине 20‑х годов государство в лице НКВТ стало фактическим монополистом во внешней торговле СССР, что трактовалось партийно-государственными кругами как одно из крупнейших достижений социалистического строительства.

Имеется в виду вторжение германской полиции 3 мая 1924 г. в торгпредство СССР в Берлине (Шишкин В. А. Цена признания. Спб., 1991. Стр. 130).

Имеется в виду прекращение выдачи въездных виз во Францию торговым работникам из СССР в апреле 1923 г.

РГАЭ. Ф. 413. Оп. 2. Д. 1258. Л. 6-7. Копия