История гениального, но невезучего художника саврасова. Саврасов алексей кондратьевич


Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Алексей Николаевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда - “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом - это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859). Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году - “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, - писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся - “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.

Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.

В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты, обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами. Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин - “Вечер. Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).

Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.

В 1870 - 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871). К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871). Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, - все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут “настроение” - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, - окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова. Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.

Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.

Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.

Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести - “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873). Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).

Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”. Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые - 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.

Картины художника

Аллея

Бабья лямка


Берег реки


Болото вечером


Бурлаки на Волге


В парке


Весенний день


Весна 1


Весна. На большой реке


Весна. Огороды


Весна

Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена


Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду

Вид на Московский Кремль. Весна


Грачи прилетели


Дворик. Зима

Деревья у озера


Домик в провинции


Дубы на берегу

Дубы


Закат над болотом


Зима 1


Зима


Зимний пейзаж


Зимняя ночь


Лосиный остров в Сокольниках


АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ

С Саврасова появилась лирика в

живописи пейзажа и безграничная

любовь к своей земле… Да,

Саврасов создал русский пейзаж.

И. Левитан

Белокаменная Москва встречает утро благовестом.

Тянутся в небо сизые дымы.

В синих стоячих лужах бродят пухлые облака, натыкаясь на золотые маковки церквей.

Низко над землей с визгом носятся стаи стрижей.

Быть грозе.

Ярко-желтый домик потонул в белой кипени черемухи. В окнах алая герань. Ветер колышет кружевные занавески, раскачивает клетку с канарейкой, тревожит ржавый скрипучий флюгер. В саду поет малиновка…

В маленьком доме сегодня праздник. У хозяина - купца третьей гильдии Саврасова Кондрата - родился сын.

Нарекут его Алексеем.

Доволен, не скрывает радости Кондрат Артемьевич. Есть наследник! Будет кому продолжать торговое дело. Не бог весть какая негоция - сбыт глазета, кистей с бахромой, со шнурами. А все же коммерция!..

А там, глядишь, подрастет сынок, и, неровен час, можно рискнуть затеять дело посерьезней, дело, которое наверняка будет поприбыльнее.

Но откуда было знать ликовавшему Кондрату Артемьевичу, что все его расчеты пустые?

Что Алешка, его кровинушка - блажной, и не выйдет из него купца…

Что будет он бродить, долговязый и потерянный, шататься по слободе, глазеть на реку или валяться часами и смотреть в небо…

И мать будет только качать головой и тяжело вздыхать:

«Пустоцвет».

Нет, не могли понять родители Алексея, в каком особенном, дивном мире жил их сын.

Как жадно впитывал он в себя пение весенних вод, шорох берез, грачиный грай!

Как чутко слышало его сердце разговор молодого месяца и звезд, трубные звуки утренней зари, тихую беседу ивы с рекою!

Он рано прикоснулся к прекрасному.

Ему открылось все колдовство простого, будничного, он узнал радость познания красоты.

Пройдет много лет, выпадет на долю Алексея много испытаний, прежде чем накопленное еще в юности богатство души найдет выход в творениях простых и волшебных… Но это все очень далеко.

А пока суровый отец, открыв пристрастие сына к рисованию, жестоко наказывал его.

Сын изгнан на холодный чердак, где упрямо рисует, рисует, рисует.

… Зябкое утро. На Яузе гнилой туман.

Алеша торопливо вышел из дому.

Скользит под ногами мерзлая булыга.

Морозит. Алексей шагает по Солянке.

Долговязый, нескладный, с большим свертком под мышкой. Пасмурно.

В серой мгле тускло подмигивают фонари.

Эй, вьюноша, - хрипит торговка снедью, - иди, на грош горла отрежу.

Алеша улыбается и убыстряет шаг.

Пахучий пар валом валит из распахнутых дверей кабака. Багровые блики горят в черных лужах.

В густом тумане бродят босяки и нищие.

Галдят извозчики, горланят торговки студнем, ливером, рваниной.

К концу лета на Волге.

Думал ли четырнадцатилетний Саврасов, что через полвека он, прославленный художник, академик, но уже позабытый и одинокий, будет толкаться с этими босяками и нищими по Солянке и Хитровке?..

Китай-город. Белые древние стены.

Никольские ворота. Лавочки, лавочки, лавочки… Каких только диковинок не сыщешь тут! Яркие лубки с пожаром Москвы и гравированные портреты генералов с нафабренными усами. Тут же рядом Василиса Прекрасная и Еруслан Лазаревич и сотни пестрых картин, малеванных масляной краской.

Вот и знакомая лавка.

Алексей неспешно разворачивает сверток. Лавочник пересчитывает картины. «Извержение Везувия», «Восход», «Закат солнца на море»… всего двенадцать.

Шесть рублей за дюжину, - осклабясь, цедит торгаш.

Алеша спешит домой. Он несет выручку.

Хотя знает цену ходовому товару. Он просто хочет доказать родителям доходность своей профессии.

Но его ждут грозный отец и холодный чердак.

Скоро друзья, чуть ли не с полицией, спасут Алешу от мерзлого чердака и устроят его в Училище живописи.

Так начинал Саврасов тернистый путь в искусстве.

… Промелькнули годы учения. Добрые наставления Карла Рабуса, преподавателя живописи. Бесконечные копии с классических оригиналов. Компоновка романтических сюжетных пейзажей. Изучение техники. Штудии, штудии.

А как же с тем запасом душевных замет, которым владел Алексей Саврасов с детства? Они были почти не тронуты.

Слишком далека была академическая школа от каждодневного бытия, от живой природы.

В 1850 году молодой Саврасов получает звание неклассного художника. Он многое умеет.

Одна из первых работ вне школы, написанная в 1851 году, - большая картина «Вид на Кремль в ненастную погоду».

Пейзаж романтический. Налицо все атрибуты «возвышенного» стиля первой половины XIX века. Бурное небо, гонимые порывом ветра облака. Пышные кроны деревьев, убогий шалаш. В общем, холст наполнен весьма банальными деталями, обычными для полотен романтиков.

Ранняя весна. Половодье.

Но что волнует нас и заставляет все пристальней вглядываться в картину молодого художника - это Кремль.

Древний, белокаменный.

Как сказочный корабль, расправив белые паруса храмов, горделиво и неспешно приплыл он к зеленым берегам Москвы-реки и бросил на реку серебряные отсветы.

Так тривиальный романтический мотив получил новое звучание. Двадцатилетний художник остро чувствовал красоту, но еще робко подходил к своей, саврасовской» теме.

«Степь днем». Этот пейзаж - новое слово в живописи. Лучезарное, широкое приволье напоено светом и радостью. Бескрайние дали тают в жарком мареве. Где-то в голубой выси вьется жаворонок.

Это был стихийный, интуитивный пленэризм. Казалось, что вот-вот наблюдения, труд и духовная одержимость художника дадут плоды самого высокого качества.

Саврасов окончательно найдет себя - Саврасова.

Но судьбе угодно было распорядиться по-другому.

В 1854 году президент императорской Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна посетила Москву.

Она удостоила своим вниманием Училище живописи, ваяния и зодчества и заметила талант Алексея Саврасова.

Засим последовало милостивое приглашение, читай - приказ, немедля ехать в Петербург, а оттуда в окрестности Ораниенбаума и Петергофа, где располагались владения ее высочества.

Молодой мастер приступил к выполнению высокого заказа - запечатлеть «виды» дач на берегу Финского залива.

На годичной выставке Академии художеств в октябре 1854 года были экспонированы два полотна Саврасова - «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».

Стоит ли говорить, что эти работы понравились Марии Николаевне?

И поэтому…

В 1854 году, 30 ноября, Алексей Саврасов получает звание академика живописи. Звание, которого не был удостоен Карл Брюллов, потрясший Европу. Молниеносный взлет мог вскружить голову человеку и более зрелому, и Саврасов поддался круговерти успеха, светских комплиментов, аристократических похвал.

Вид на Москву от Мазилова.

Долгие годы в списках работ живописца будут фигурировать копии с «Видов Ораниенбаума», ландшафты владений других сиятельных заказчиков.

Молодой академик завален работой.

Его доходы растут, он становится модным.

Кисть его блещет виртуозностью, холсты импозантны. В них есть и хлесткость почерка и даже щегольство.

В них есть все, кроме правды.

Высокие заказчики в восторге, но муза художника чахнет в богатых имениях.

Вскоре умирает старый учитель Саврасова Рабус, человек и художник большой совести. Освобождается должность в Училище живописи, и Саврасова назначают на его место. 12 мая 1857 года он произведен в чин титулярного советника. Алексей Кондратьевич начинает ухаживать за дочерью крупного московского купца - любителя живописи и древности Карла-Эрдмана Герца.

Вскоре он женится на Аделаиде-Софье Герц.

Заколдованный круг успехов, удач, возвышений замыкается.

А как живопись? А как же заветный клад, который, несмотря ни на что, хранит душа художника?

Новая семья предъявляет свои счеты, свою власть, диктует свои вкусы. С легкой руки Герца в творчестве Саврасова на много лет укрепилось влияние Калама, швейцарского живописца, не лишенного эффектности, но совершенно чуждого русской школе.

Все быстрее и быстрее крутится колесо московской суеты. Саврасов преподает, исполняет десятки заказов, поддерживает светские связи.

Его супруга требовательна и капризна.

Живописец еле успевает фабриковать салонные пейзажи.

Но, несмотря на внешнее благополучие, Саврасов тоскует, он рвется к природе. Его душа требует иной пищи, а неумолимая проза жизни возвращает его к мольберту с очередным «Видом швейцарских Альп».

Кризис назрел.

Надвигался взрыв, бунт, способный нарушить привычный ритм жизни, размеренную цепь полу-удач, полу-восторгов, полу-счастья..

«Имея частное поручение исполнить рисунки и картины зимнего пейзажа на Волге, покорнейше прошу Совет уволить меня от службы на пять месяцев с 1 декабря 1870 года».

Перо остановилось…

Саврасов поправил очки и вздохнул. Как трудно было решиться на этот шаг!

Ведь только недавно ему казалось, что он должен быть занят этими нудными, неотложными делами.

Что вся эта спешка, эта ежедневная карусель и есть та единственная жизнь, к которой он, Саврасов, призван.

Но вот на днях он прочел, что Мольер сказал однажды окружавшим его друзьям, захлопнув книги Платона и Теренция:

«Достаточно с меня этих образцов; теперь я смотрю в себя и вокруг себя».

И Саврасов решился…

Почти пятнадцать лет, по существу, потеряны. Если не счесть нескольких пейзажей, писанных с ощущением природы России.

Накануне нового, семьдесят первого года, не слушая плача жены, ропота знакомых, ворчания друзей, Саврасов, забрав семью, покидает Москву. Кто мог предполагать, что этот нелепый, как казалось многим, поступок принесет быстро столь нежданные-негаданные плоды.

Живописец приезжает в Ярославль. Волжское приволье вдохнуло новые силы. Он пишет саженное полотно «Вид Волги под Юрьевцем», которое принесло ему первую премию на выставке в «Обществе любителей художеств».

Но не этот холст (который, к великому сожалению, исчез бесследно) произвел переворот в русской живописи.

После короткого пребывания в Москве, он уехал снова на Волгу, в Костромскую губернию, в село Молвитино.

Саврасов начал небольшое полотно, которое утвердило его имя на века.

«Грачи прилетели». Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на I Передвижной выставке в Москве в 1871 году.

Грачи прилетели.

Эта картина была в то время лучшим ответом на призыв Чернышевского:

«Прекрасное - есть жизнь».

Одним из первооткрывателей этой новой красоты в русской пейзажной живописи, красоты простой и активной, стал Саврасов! Он нашел в себе силы сбросить тяжкий груз живописных условностей и, что самое главное, дать наконец простор приобретенному еще в юности чувству музыки русской природы.

Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. Там всегда людно.

«Грачи прилетели».

Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина.

Ваш слух уловит музыку весны.

Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон.

Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест.

В серой стене зала будто вырублено светлое окно.

Полотно решено в тончайшем валере.

Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов.

Солнце скрылось.

Но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег.

Живопись холста многослойна.

Цветная мозаика в светах пастозна и доведена до эмалевой плотности. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами в упор.

Пейзаж до предела обжит.

Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Все, от исхоженного сырого наста до искореженных берез, все свидетельствует о неумолимом влиянии времени.

Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.

Каждая пядь картины выстрадана влюбленным в природу России поэтом-художником, и эта его пристрастность передается вам, и вы дышите этим еще морозным, колючим воздухом.

Вы слышите пение весны.

Весь холст полон удивительного внутреннего движения.

Зимняя деревня.

Бегут, бегут тени по снегу, дрожат отражения в темных проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака.

Мерцают дали, кое-где поблескивая старым серебром.

В картине нет манеры, нет эффектных ударов кисти, нет претендующих на виртуозность приемов.

Язык холста прост до изумления, он почти (да простят меня стилисты) коряв.

Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки - все уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра.

Саврасов - лирик, и его «Грачи» - пример проникновения в самую суть, душу русской природы.

… Отшумели вернисажи, разошлись зрители. Попробуем разобраться в звучании «Грачей» тогда, в далекую пору. Век назад.

Крамской пришел в восторг от картины. Оценивая пейзажи Передвижной, он писал, что на всех иных полотнах есть «вода, деревья, даже воздух», а душа есть только в «Грачах».

Но не все так верно оценивали «Грачей».

В «Московских ведомостях» некий В. В. писал:

«Хорошенький вид уже чернотой краски дает чувствовать влажность только что сброшенной зимней одежды. Вы как будто чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны».

Вот, как говорится, когда белое видят черным.

Ведь даже сегодня, через сто лет, «Грачи» поражают своей светлой гаммой, полным отсутствием черноты, удивляют своей цветной мозаикой.

Однако досадно, что подобные оценки, происходящие от слепоты критика, случаются и сегодня.

Но забудем о таких мелочах, хотя они порою бывают довольно болезненны для живущих.

«Мы вообще не большие поклонники художников, которые пейзажи избрали своей исключительной и единственной специальностью, и такая односторонность для нас странна… Пейзаж нужен всякому рисовальщику как фон, как декорация для картины, но сам по себе пейзаж бесцелен!»

Итак, «Грачи» отправились в свой вечный полет… Но вернемся к автору холста, к его печалям и редким радостям.

Пора высшего творческого взлета Саврасова, пора создания «Грачей», отмечена событиями трагическими.

В 1871 году в Ярославле скончалась новорожденная дочка. Это усложнило отношения с женой, так не хотевшей ехать в провинцию. Вскоре скарлатина уносит вторую маленькую дочку - Наденьку.

Эти несчастья глубоко, трагично потрясли живописца.

Он возвращается в Москву.

Но как ни велико горе, а жизнь не остановишь.

И снова замелькали пестрые и пустые дни московских забот, заказов, никчемных долгов.

Трудно, очень трудно после высокого поэтического взлета «Грачей» опускаться на грешную землю.

Но ничего не попишешь.

И все же семидесятые годы отмечены необычайным творческим накалом. Саврасов не теряет высокой требовательности к себе.

Он изгоняет навсегда из своих заказных работ швейцарские мотивы в духе Калама и салонные «виды» имений вельмож. Он предпочитает творчески повторять «Грачей» либо писать картины русской природы.

Семидесятые годы были годами подъема в творчестве мастера. После «Грачей» он создает ряд полотен, среди них «Проселок» (1873), «Радуга» (1875) и «Домик в провинции» (1878).

В эти сложные годы Саврасов отвечает на все трудности работой и работой. Он как бы переносит всю борьбу с жизненными передрягами в свои картины, изображая в них неуемную борьбу света и тени, солнца и надвигающейся грозы.

«Проселок», пожалуй, самый значительный холст после «Грачей». Если колорит «Грачей» - серебристо-перламутровый, то живописный строй «Проселка» - золотисто-жемчужный.

Каким поэтическим ощущением природы надо обладать, чтобы увидеть в липкой грязи размытого ливнем проселка сказочный по красоте, сверкающий мир. Чудо! Только так можно назвать этот холст Саврасова, способный выдержать соседство с любым полотном прославленных барбизонцев.

Загадочно отсутствие техники мастера. Порою она почти топорна (да простят меня еще раз строгие знатоки стиля). Но в этом, наверное, и есть предельная откровенность и динамичность почерка живописца.

В каком-то хаосе буквально нашлепанных красок рождается чудо пленэра.

Но когда вы вглядитесь попристальней, то обнаружите тайную мудрость направления мазков, напряженность красочного слоя в светах, тончайшие лессировки в тенях.

Саврасов обнаруживает в этом холсте раскованность мастерства или, если хотите, ремесла живописца.

Потому так трепетно живет и дышит эта картина.

Мы видим мир живой, полный терпких запахов, борьбы яркого света и теней, полный симфонического звучания.

Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, - русскую природу…

«Жизнь почти всех великих людей была более трудной, более несчастной, чем жизнь других людей».

Эти слова Эжена Делакруа вспоминаешь не раз, изучая трагическую биографию Саврасова.

К концу семидесятых годов тучи над головою Алексея Кондратьевича сгустились. В свое время у художника отобрали казенную квартиру. На просьбу пейзажиста о возвращении квартиры Совет училища ответил отказом.

От Саврасова уходит жена и забирает детей.

Художника настигает недуг - он начинает слепнуть…

Все эти невзгоды приводят живописца к тяжелой психической депрессии.

Мастер бесконечно одинок в шумном и суетливом мире.

Его уже не согревает даже горячая любовь учеников.

Он начинает дичиться людей, все реже посещает училище.

Несчастья сломили богатырскую натуру.

Трагический финал назревал.

«Господину преподавателю Училища живописи, ваяния и зодчества, академику, надворному советнику Саврасову.

Проселок.

По распоряжению Совета, имею честь уведомить, что 22 мая с. г. Советом Общества Вы уволены от ныне занимаемой должности».

Так коллеги Саврасова решили судьбу одного из самых талантливых художников того времени.

Рдяный свет вечерней зари разлился по небу. Осколки заката опрокинулись в зловонные лужи Хитровки.

Из отверстых пастей кабаков валил смрад.

Лиловые тени сумерек бродили по мокрой булыге.

Призрачные фигуры босяков растворялись в навалившемся мраке.

Зажглись фонари.

По кривому переулку неверным шагом шел высокий мужчина. На его сутулые плечи накинута хламида. Широкополая шляпа, большая всклокоченная седая борода, бледное лицо с горящими впалыми глазами.

Алексей Саврасов… Вот уж скоро десять лет, как изгнанный из училища академик живописи каждодневно обивает пороги кабаков и ночлежек.

«Отрущобился», - говорили люди.

Говорили, вздыхали и ахали…

А Саврасов голодал.

Торговал за бесценок картинами и копиями со своих старых холстов. Никто серьезно и не пытался помочь ему.

И он погибал на глазах всей Москвы.

Куда? Куда уйти от этой ярмарки? - говорил мастер своему ученику Коровину. - Кругом подвал… я там хожу.

Саврасов был мягок и крайне деликатен. Он смирился со своей страшной участью.

«Я перешагнул Рубикон жизни», - любил говорить художник. Жутко было слышать эти слова от живого человека.

Пятнадцать лет (после увольнения из училища) медленно угасал некогда сильный человек.

Наконец наступил финал…

В отделении для бедных Второй градской больницы скончался Алексей Кондратьевич Саврасов.

Шел 1897 год.

Завершился тернистый путь великого страдальца.

Угас один из самых светлых и добрых талантов России.

Вид на Московский Кремль. Весна.

Саврасов был могуч от природы. Его здоровья хватило бы на десяток обыкновенных жизней.

Но он жег свечу с двух сторон.

Был беспощаден к себе, совестлив и сурово-правдив.

Ненавидел подлецов и лгунов, был неуживчив, предельно откровенен. Его искренность и открытость целиком отражены в его творениях. Язык его живописи понятен любому обитателю планеты сегодня, вчера и вечно…

На Ваганьковском кладбище кроме родных гроб провожали двое - Павел Михайлович Третьяков и отставной солдат, швейцар Училища живописи, ваяния и зодчества Плаксин.

Первый открыл Саврасову двери в бессмертие, купив на I Передвижной его шедевр «Грачи прилетели». Второй затворил за изгнанником дверь его любимого училища, где Саврасов проработал четверть века и откуда был выброшен на улицу, оставив после себя таких учеников, как Левитан и Коровин.

На другой день после трагических похорон Саврасова кому-то в училище стало не по себе, и посему в этом здании немедля была совершена панихида по «почившем в бозе рабе божьем, бывшем преподавателе училища, академике живописи А. К. Саврасове».

Перед началом панихиды директор, сиятельный князь А. Е. Львов, произнес прочувствованную речь, в которой, не жалея слов, воспел усопшего живописца как гордость России и закончил эпитафию так:

«Нам больше, чем кому-либо, подобает помолиться за упокоение души его».

Трудно понять, чего больше было в этих словах - ханжества или цинизма.

Одно было ясно. Никакие словеса и молитвы не могли смыть позора с власть предержащих, которые хладнокровно допустили гибель одного из даровитейших людей России.

И эта вторая панихида - лишь яркое тому подтверждение.

Но не князьям Львовым было судить меру таланта Саврасова.

Это сделал народ!

Придите в любой день в Третьяковку, зайдите в маленький зал. Вновь станьте возле картины «Грачи прилетели», и вы увидите море чувств - любви, благодарности, нежности, обращенных к самому несчастному и самому счастливому из певцов России - Саврасову.

Дворик. Зима.

В левом нижнем углу холста еле заметна стершаяся надпись: «Молвитино 1871. Саврасов».

Молвитино.

Что говорит непосвященному это название?

Что такое в масштабе страны село под Костромой?

Малая точка на карте.

И однако, в истории русской живописи Молвитино - веха.

Прошло более ста лет со дня рождения «Грачей». Бесконечно далеко то время. Наверное, не уцелел ни один домик, давно сгнили заборы, может быть, спилили на дрова березы…

Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлен, как бы остановлен им на холсте.

И вот сегодня мы дышим молвитинским воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.

«В России природа поет», - говорил Саврасов.

Идут и идут тысячи, десятки, сотни тысяч людей через маленький зал Третьяковки, останавливаются надолго у картины «Грачи прилетели» и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному.

Сегодня пейзаж, написанный рукой художника-реалиста, - это не просто картина для украшения интерьера квартиры или экспозиции музея.

Это - целебное, душеспасительное средство от многих стрессов, инфарктов и прочих заболеваний, вызванных нашим высоко технически оснащенным веком.

«Есть в светлости осенних вечеров умильная таинственная прелесть…»

Прочтите эти строки Тютчева…

В них не названы ни Русь, ни березки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится все.

Тишина распаханных полей.

Угасающая заря.

Тонкий, мерцающий серп молодого месяца.

Притихшие белоствольные рощи.

В этом - магия поэзии.

Вечная красота художественного слова.

Современны ли эти стихи?

Едва ли сегодня возникнет у кого-нибудь подобный кощунственный вопрос.

Думается, давно уже улеглись нелепые страсти, и стало ясно, что Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин - это не «музейные реликвии», а трепетная плоть русской лирики, вечно юная, живая.

Ныне все поняли, что русская классическая поэзия и живопись - такие же ценности, как сам воздух, которым мы дышим, что их надо охранять так, как неукоснительными государственными законами охраняются от бесхозяйственного хищнического отношения наши леса, реки, птицы.

Ведь существует Красная книга, где перечислены все редкие, уходящие от нас виды живого мира, которые надо строго оберегать.

Почему же мы так нелепо порою рассуждаем о художниках, которые эту нашу милую русскую природу прославили, воспели с любовью, великим тщанием.

Неужели только лишь потому, что теперь никому уже не снится так мастерски, поэтично написать пейзаж, как это делали Саврасов или Левитан?

Тогда пора произнести суровую правду, сказать откровенно, что и в XX веке, в эпоху научно-технической революции, надо уметь не забывать традиции великих пейзажистов, от Констебля, Коро, Клода Моне, Сислея до наших чудесных мастеров - Васильева, Куинджи, Поленова, Левитана… умевших с филигранным мастерством отражать малейшие нюансы состояний природы.

Очевидно, сегодня надо искать новую красоту пейзажа в еще более трепетном ощущении вечно юного лика природы, а не в огрубленных схемах, якобы дающих некий обобщенный лик земли нашей.

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Саврасов Алексей Кондратьевич Саврасов (Алексей Кондратьевич, 1830-97) – пейзажист. Художественное образование получил в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще будучи мальчиком, исполнял акварели столь удачно, что торговцы скупали их, как ходкий товар.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Алексей Петрович Алексей Петрович, царевич – старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., ум. 26 июня 1718 г. Царевич Алексей первые годы своей жизни оставался на попечении бабушки, Натальи Кирилловны и матери, Евдокии Федоровны; отец его

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН Византийский император в 1081 - 1118 гг. Род. ок. 1057 г. Умер 15 авг. 1118 г.Алексей происходил из богатого и знатного рода Комнинов. По отцу он доводился племянником императору Исааку I, а через мать был связан с влиятельным семейством Далассинов. Детство и юность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

АЛЕКСЕЙ II КОМНИН Византийский император, правивший в 1180-1183 гг. Сын Мануила I. Род. в 1169 г. Умер 1183 г.Алексей начал царствовать, еще не вполне достигнув юношеского возраста и нуждаясь в мамках и няньках. Поэтому дела ромеев пошли дурно и не так как должно. Сам государь по

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ Византийский император в 1195- 1203 гг.Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с братьями и отцом он участвовал в заговоре против Андроника Комнина, а потом, спасаясь от гнева императора, долгое время скитался по Палестине

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

САВРАСОВ Далекие предки Саврасовых, Савраскиных были либо конюхами, либо держали в хозяйстве лошадей определенной масти. Саврасый – это светло-гнедой с желтизною. Коням этой окраски обычно давали кличку Савраска.Впрочем, если родословная начинается в Сибири, в Перми, в

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Алексей Чириков Чириков Алексей Ильич (1703–1748), русский мореплаватель, капитан-командор, помощник Беринга в двух камчатских экспедициях. В 1741 году исследовал часть северо-западного побережья Северной Америки, открыл ряд островов Алеутской гряды. Когда 20 июня 1741 г.

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

ПАВЛОВ АЛЕКСЕЙ Барабанщик, ставший известным благодаря своему участию в группе «Звуки My», куда его порекомендовал в 1986 году Юрий Орлов, в ансамбле которого Павлов стучал на перкашн.До Павлова «Звуки My» дали всего 4 концерта (в английской школе, на даче у Липницкого, на

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Алексей Немов (Родился в 1976 г.)Российский гимнаст. Чемпион игр XXVI Олимпиады в Атланте (США), 1996 год. Чемпион игр XXVII Олимпиады в Сиднее (Австралия), 2000 годТо, что произошло на афинской Олимпиаде 2004 года, когда гимнасты выступали на последнем снаряде программы - перекладине,

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

Саврасов Алексей Кондратьевич (род. в 1830 г. – ум. в 1897 г.) Выдающийся русский художник-пейзажист, зачинатель демократического направления в русской пейзажной живописи. …1883 год. В одном из московских трактиров над пустым стаканом склонился осунувшийся человек с

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) Грачи прилетели 1871. Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ самом знаменитом пейзаже Саврасова впервые в русском искусстве предметом художественного внимания стали скромные мотивы русской природы. Пейзаж буквально дышит

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Алексей ВИШНЯ Разносторонний музыкант, певец, автор превосходных песен и блестящий звукорежиссер, многие работы которого стали классикой отечественного рок-н-ролла, – вот далеко не полный список достоинств, которыми обладает человек по имени (это отнюдь

Из книги автора

Алексей ХВОСТЕНКО Нередко называемый дедушкой русского рока, художник, скульптор и музыкант Алексей Хвостенко в действительности всегда принадлежал к другому миру – как в силу возраста, так и с точки зрения его художественных предпочтений: вернее было бы

Из книги автора

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629–1676), русский царь с 1645 г. 159 Делу время и потехе час. Из собственноручной приписки царя в конце вступительной части «Книги, глаголемой урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656; печатное изд: 1856). «Час» здесь – синоним «времени»,

А лексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.

«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника

Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство - делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи , Рафаэле и Гёте . Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу» . В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Между романтической традицией и реализмом

Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни.

Стремление к правдивому слову о русской действительности, о тяжелой судьбе крестьянства... столь характерные для той поры, наглядно проявились и в искусстве. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Все более конкретным, «бытовым» становилось и восприятие природы.

Владимир Петров, искусствовед

Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей - романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала.

На полотне «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» 1851 года на первом плане художник изобразил бегущую от дождя женщину. Он населял свои картины фигурами не романтических мечтателей, а крестьян и рыбаков, окруженных предметами повседневного быта. И в тоже время, отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в этом полотне художник отразил и позднеромантическую традицию. Видовой пейзаж соединен здесь с эффектным мотивом ветра, который колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.

Алексей Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Степь с чумаками вечером. 1854. Музей изобразительного искусства, Архангельск

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского , которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.

Поэтические пейзажи Алексея Саврасова

В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.

В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».

Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов , основатель галереи Павел Третьяков , мастер исторической живописи Михаил Боткин.

В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию , Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.

В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.

На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане - местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»

Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

«Грачи прилетели»

Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан , которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно» . Весна была любимым временем года художника.

Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.

В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» - под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине - типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.

«Грачи прилетели» - чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского ! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает.

Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок . Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму - 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.

Кризис последних лет жизни

В конце 1870-х годов период расцвета сменился острым кризисом: Саврасов тяжело заболел, и от него ушла супруга. В творчестве он возвращался к прежним мотивам, к романтическим эффектам. Его ученик, художник Константин Коровин, в книге «Моя жизнь» так вспоминал об этом периоде:

«В училище говорили, что Саврасов болен. Когда мы собрались в мастерской, приехав из разных мест, то стали показывать друг другу свои летние работы, этюды. Неожиданно, к радости нашей, в мастерскую вошел Саврасов, но мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель… «Ну что, - сказал он, как-то странно улыбаясь, - давно я не был у вас. Да, да... давно. Болен я и вообще...»

Художника уволили из училища, в котором он работал 25 лет. Друзья старались помочь ему, но безрезультатно. Он продолжал писать, а его работы этого периода за бесценок скупали перекупщики.

Алексей Саврасов умер в 1897 году в Москве. Он воспитал целую школу художников. Среди его учеников были такие мастера, как Михаил Нестеров , Константин Коровин, Лев Каменев, которые с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя. Исаак Левитан писал: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества» .

Грачи прилетели

Что встает перед глазами при имени художника Алексея Саврасова? Те, кто окончил школу во времена СССР, вспомнят «Грачи прилетели». Более просвещенные назовут ещё два-три пейзажа…

Может быть «Радугу» или «Лосиный остров в Сокольниках», «Чумаков» или «Дворик»? И «общеизвестные» факты из биографии гения русской живописи – царская действительность погубила великий талант, Саврасов спился и умер в нищете. Однако, так ли всё было на самом деле?

Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова

Художник Алексей Кондратьевич Соврасов (именно так писалась фамилия художника в 19 веке) родился 12 мая 1830 года в семье зажиточного московского купца. Кондратий Соврасов торговал изделиями из шерсти недалеко от Красной площади, сумел приобрести свой дом в Москве, нажил капитал средней руки.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Фото

Алексей с самого раннего детства, вопреки воле отца, который видел в сыне помощника в коммерческих делах, увлекся живописью – целыми днями перерисовывал гуашью красивые картинки из иллюстрированных журналов. Отец гневался и однажды изгнал сына, за пристрастие к живописи, из дома – Алексей некоторое время жил на чердаке.

Он отнес свои «картинки» на Ильинку в лавку, которая торговала старыми книгами, лубками и гравюрами. И, неожиданно для себя, продал рисунки за 6 рублей за дюжину.

Когда молодому Саврасову исполнилось 14 лет, он поступил в училище живописи на Мясницкой улице. Отец протестовал, но требующиеся для обучения деньги (2 рубля в месяц) Алексей зарабатывал сам.

Именно в училище на Мясницкой он встретил и близко сошелся с людьми, которые в последующем оказали большое влияние на судьбу художника – судьбу живописца и судьбу человека.

Это и первый настоящий учитель – Карл Иванович Рабус, и любимый товарищ по классу рисования Константин Герц, который стал добрым другом, а в последствии и родственником. Это Константин приведет Саврасова в старый двухэтажный дом в Архангельском переулке. Дом семейства Герцев, наполненный старыми традициями и старинной мебелью, настоящими картинами на стенах, покажется молодому Саврасову настоящим дворцом. А родные сестры Константина Герца – Софья Эрнестина (старшая) и Аделаида (младшая), - существами из какого-то другого мира. Мира возвышенного и утонченного, недоступного и такого манящего. И эти возвышенные существа так хорошо приняли застенчивого Саврасова, особенно любезной была Софья Эрнестина…

В возрасте 20 лет Саврасов заканчивает училище, но не порывает связи с педагогами и друзьями – занимается в классах, выставляет свои работы. Это картины и этюды с видами Москвы, целая серия работ, которые молодой живописец привез из путешествия по Малороссии.

Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Случилось так, что в 1854 году училище посетила великая княжна Марья Николаевна, сестра императора и большая любительница искусств. Мария Николаевна для своей картинной галереи приобрела семь картин, в том числе две саврасовские. Прошло совсем немного времени и художник Саврасов получил приказ прибыть в Санкт-Петербург – художник должен был поселиться на даче великой княгини и написать несколько видов.


Вид в окрестностях Ораниенбаума

Для молодого талантливого художника покровительство великой княгини, сестры императора – это разве не удача? Даже отец, который до того момента очень критически относился к занятиям своего чада, вдруг зауважал сына и заважничал – его Алексея пригласила сама сестра императора!

Больше месяца Саврасов работает на даче, бродит по берегу Финского залива, делает зарисовки. Мария Николаевна приехала на дачу всего один раз, встретилась с художником, посмотрела рисунки и спросила о планах на будущее…

Просить о покровительстве, поступить в Академию художеств и за государственный счет посетить Италию. Что же вы пожелаете милостивый государь? И застенчивый Саврасов попросил соизволения… вернуться в Москву. Княгиня удивленно посмотрела на художника, пожала плечами и ушла.

Картины, которые Саврасов написал на даче в Сергиевке выставили в Академии художеств. За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Алексей Кондратьевич Саврасов был удостоен звание академика живописи. Академику на тот момент исполнилось аж 24 года. Самый молодой академик в истории Академии художеств.

Позднее «Вид в окрестностях Ораниенбаума» приобрел Третьяков.

Да, жизнь удалась. Художник молод и уже знаменит, его любит публика и критики, у него огромное количество заказов и, как следствие, стабильное материальное благополучие.

Вот тут-то про Саврасова «вспомнила» Софья Эрнестина Герц – ей уже тридцать лет (она старше Саврасова на четыре года) и она трудится учительницей в лютеранской церкви. И чего ей ждать от жизни? А Саврасов занимает место преподавателя с окладом 500 рублей в год серебром, он академик и имеет чин титулярного советника. И он ещё так молод. А с годами будет и выслуга лет, и повышение по службе… А ещё Алексей Кондратьевич застенчив и малообщителен.

В сентябре 1857 года состоялась свадьба. У молодых рождается две дочери, но первая умирает в младенчестве. Саврасовы получают бесплатную казенную квартиру – не нужно платить за наём и даже отопления квартиры за государственный счет.

Пять лет спустя, в 1862 году, Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают в заграничную командировку. Саврасовы оставляют годовалую дочь на попечении родственников, приглашают с собой сестру жены Аделаиду и отправляются в далекий, но такой приятный, путь. Англия, Германия, Франция, Швейцария, музеи, выставки, знакомства с художниками и любителями живописи. Их принимают в лучших домах Европы, публика восхищается Саврасовым.

У Софьи кружится голова – она уже мечтает о своем европейском доме, с прислугой и экипажами, заграничные вояжи, приятные и влиятельные знакомые, высшее общество…

И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Художник просто сломлен этой чередой смертей. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. В Ярославле беременная Софья простужается и рожает преждевременно – девочка вскоре умирает. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Спустя три года он напишет картину… Пожалуй, единственную картину, которая связана с его личными переживаниями.

И там же, на ярославском берегу, он напишет пейзаж, который обессмертит его имя. Это знаменитые «Грачи прилетели». Эту картину художник покажет на выставке передвижников. Третьяков выкупит «Грачей» ещё до выставки для своей Третьяковской галереи.

Однако, у художника начинаются большие неприятности в семье – Софья Карловна требует всё больше денег… Она светская дама, да и дочери уже выросли и требуют всё больших денежных расходов. Художник начинает писать «для денег», но критика принимает эти работы не просто холодно – ужасные отрицательные рецензии.

Саврасов начинает выпивать, но он ещё борется. Он набирает класс и просит вернуть ему казенную квартиру - отказ. Просит разрешить ему преподавать в училище пейзажную живопись – и снова отказ.

Софья Карловна забирает детей и уезжает к своей сестре Аделаиде, которая к тому времени удачно вышла замуж. Дочери пишут отцу слезные письма с просьбой прислать денег «на башмаки и жизнь на даче».

Художник совсем одинок. Его одиночество скрашивают ученики – эти 14-15 летние романтики, которые полны надежд и мечтаний. Константин Коровин, Исаак Левитан и многие другие.

В 1882 году Саврасова увольняют из училища за пьянство с ежемесячным содержанием 25 рублей.

Он ещё пишет, но его работы покупают не великие князья, а ловкие перекупщики, которые платят художнику копейки, и перепродают его картины с большой выгодой для себя. Сам Саврасов страшно нуждается. Он бросил пить, но денег не хватает даже на то, чтобы писать.

Саврасов женится на мещанке Евдокии Моргуновой. В этом браке рождается сын и дочь. Но тут художника настигает другая беда – он слепнет.

А нам, зрителям, осталась красота, которая струится из каждой работы великого художника. Художник не был счастлив? Был. Он был счастлив в своем творчестве, и в этом своём счастье он не умер, как не могут умереть его действительно великие полотна.

Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов


Чумаки
Швейцарский вид
Соборная площадь в Московском кремле ночью
Скоро весна
Сельское кладбище в лунную ночь
Рожь
Радуга
Лосинный остров в Сокольниках
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду Зимний пейзаж. Москва Зима Весна Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен) Весна
Весна. На большой реке
Зимний пейзаж (Оттепель)
Осень. Деревушка у ручья Зимний пейзаж
Весна
Весенний день
Лунная ночь
Дворик
Зимний пейзаж
Зима

В истории русского искусства трудно найти более трагичную фигуру, чем Алексей Кондратьевич Саврасов. Глубокий и талантливый пейзажист, написавший несколько сотен картин, составляющих славу русской живописи, для широкой публики известен, как мастер, создавший одну картину – . Вся его жизнь – это сплав трагедий в личной жизни и блестящих побед в искусстве.

Детство Саврасова

12 мая 1830 года в доме замоскворецкого торговца Саврасова родился мальчик, которого окрестили в честь Святителя Алексия, московского чудотворца, Алексеем. С раннего детства сын купца Саврасова больше всего любил рисовать. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его рисунки быстро раскупались в торговых местах . Отец поначалу расценил занятия сына, как проявление коммерческого таланта и был весьма доволен. Однако, когда сын объявил о намерении поступить в художественное училище, семья была категорически против. Дело дошло до того, что Алексей был «лишен стола» и «выгнан на чердак». Учебу пришлось прервать под благовидным предлогом «болезни матери». Только личное вмешательство московского полицмейстера, преподавателей Московского училища живописи и ваяния, позволили мальчику продолжить обучение.

Уже в 1848 году Саврасов был отмечен, как автор лучших студенческих эскизов. В 1849 году Саврасова отправляют в , писать пейзажи. Привезенные из этой поездки работы вызвали благоприятный отзыв критиков. В 1850 году комиссия училища, рассмотрев на заседании работы студента Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и , приняла решение о присвоении студенту звания художника и окончании его обучения.

Работа Саврасова в царской семье

Работами молодого художника заинтересовалась царская семья. Великая княгиня Мария приобретает его и предлагаем Саврасову отправиться поработать в ее загородную резиденцию. Результатом этой поездки становятся две необыкновенно удачные работы: и . Именно эти две картины стали экзаменом художника на звание академика Российской академии художеств. Саврасову исполнилось 24 года.

В 1857 году Саврасов обзаводится семьей. На следующее двадцатилетие приходится расцвет творчества художника, одновременно с этим начинается череда семейных трагедий.

Работы Саврасова покупает для своей Третьяков, они входят в экспозицию российских павильонов на всемирных выставках. Пришло признание. Саврасов становится одним из создателей и активных участников «Товарищества передвижных выставок». В это же время художник переживает смерть двух своих дочерей. В семье начинается разлад, который в 1876 году привел к распаду семьи.

Закат жизни художника

С конца 70-х годов Саврасов уходит в свои переживания, скоро он уже не может обойтись без алкоголя. Трагедия художника не могла не отразиться на его творчестве и жизни. После смерти его друга , не раз избавлявшего Саврасова от гнева начальства (художник был преподавателем художественного училища), художник лишается места, казенной квартиры.

Следующие 15 лет жизни Саврасова сравнимы с кошмаром. Скандалы, нищета, редкие творческие удачи.

Умер художник в 1897 году в больнице для бедных и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.