Врубель презентация с интересными фактами. Михаил александрович врубель


– презентация по мхк, посвящённая творчеству гениального русского художника эпохи символизма и .

Михаил Врубель-тайнопись неизречённого

Михаил Врубель – один из любимейших художников! Пожалуй, именно ему, а точнее, его «Демону сидящему» я обязана любви к живописи. Репродукцию «Демона», ещё будучи школьницей, я вырезала из журнала «Огонёк» и прикрепила на стене в своей комнате. Сейчас, когда прошло так много лет с той первой «встречи», время от времени возникает потребность отправиться во врубелевский зал любимой Третьяковки. Согласитесь, что настоящее произведение искусства всегда открывает что-то новое, задаёт вопросы, на которые ищешь и не находишь ответа.

«Демон»

Михаил Врубель – мастер монументальной живописи, скульптор, талантливый график, уникальный, неподражаемый живописец. Начав творческий путь в Кирилловской церкви Киева, реставрируя и создавая фрески с образами Богоматери, пророков, ангелов, апостолов, уже тогда задумывает своего главного героя. Почему именно Демон? На этот вопрос нет ответа ни у искусствоведов, ни у художников. Позвольте мне высказать своё предположение. Во-первых, нужно вспомнить, в какое время творил Врубель.

«Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне),

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рёв машины,

Кующей гибель день и ночь,

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлёт аэроплана

В пустыню неизвестных сфер…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне…

И чёрная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…» Александр Блок. Возмездие

В основе искусства рубежа XIX – XX веков лежит идея символизма, в основе которого идея существования за миром реальных вещей и явлений, другого мира, скрытого от обыденного сознания. Единственным способом познания этого скрытого, тайного является творческий процесс. Таким образом, художник (поэт, музыкант, живописец) становится посредником между нашим миром и сверхчувственной реальностью.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий —

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Владимир Соловьёв

Мировоззрение, мировосприятие символистов сближается с мировосприятием романтиков. По сути символизм конца XIX века очень близок начала века. Михаил Врубель, как многие гении, опередил своё время. Став первым символистом среди художников, будучи настоящим романтиком, он остался непонятым, одиноким. Как всякий романтик, он не терпел мещанства, серой будничности. Он верил в волшебную силу искусства, которое должно спасти мир. Как всякого романтика, Врубеля вдохновляли образы ярко окрашенные, загадочные, страдающие. Демон Врубеля именно таков.

Врубель и Лермонтов

Ещё один яркий пример интереса Врубеля к романтическим сюжетам – , воплотившаяся в грандиозном панно, а также на фасаде гостиницы Метрополь в виде мозаики.

Если согласиться с моим предыдущим высказыванием, становится понятно особое отношение Михаила Врубеля к творчеству Лермонтова. Лермонтов романтик первой половины века, близок Врубелю, романтику конца века. О том, насколько близки были эти два гения, можно прочитать в книге П.К. Суздалева «Врубель и Лермонтов» . В моей презентации вы найдёте отдельную «главу», посвящённую иллюстрациям к «Демону» Лермонтова. Я добавила к слайдам музыкальные фрагменты из оперы Рубинштейна «Демон».

Презентация «Михаил. Врубель» получилась очень большой, но, если коллеги-преподаватели или студенты и школьники захотят воспользоваться ею, то вполне могут разделить её на части. Услышать музыкальные фрагменты можно будет, открыв презентацию в программе PowerPoint.

Рекомендую , посвящённую творчеству двух выдающихся художников-символистов: Михаила Врубеля и Валерия Брюсова. Точнее, образам ангелов и демонов, которые в их творчестве занимали значительное место. В этой статье приводится обращённое к Врубелю стихотворение, на мой взгляд, замечательное:

…Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл…

…И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!

Для любознательных помещаю список книг о символизме и творчестве Михаила Врубеля:

  • Гусарова Алла. Михаил Врубель. Альбом.− М.: Трилистник, 1997.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.− М.: Искусство, 1992.
  • Королёва С. Михаил Александрович Врубель. − М.: «Директ-Медиа», 2010.
  • Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX− начала XX века. Москва «Искусство», 1991.
  • Ракитин В.И. Врубель. − Москва: Издательство «Искусство», 1971.
  • Русакова А.А. Символизм в русской живописи.− М.: «Белый город», 2001.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. − М.: Вече, 2004.
  • Соловьёв В.М. Золотая книга Русской культуры.− М.: «Белый город», 2007.
  • Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. − М.: Изобраз. Искусство, 1980.
  • Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. –М.: «Искусство», 1974.
  • Фёдорова Н.А. 50 биографий мастеров русского искусства. − Ленинград «Аврора, 1971.

Удачи!

«Искусство Серебряного века» - Скульптура Трубецкой Павел Петрович (1866-1938). Работал в Москве. Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933). Андреев Николай Андреевич (1873- 1932). Малевич Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Российский издатель-просветитель. Литература. Вахтангова. Литература Толстой Лев Николаевич 1828-1910.

«Серебряный век» - Выучить одно из стихотворений по выбору; Создание презентаций. Все объявлялись талантливыми и гениальными. «Серебряный век». Групповая работа. В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: Особенно грандиозным бал взрыв в поэзии. А.Блок «Гамаюн, птица вещая» (найти главные смысловые строки).

«Духовная жизнь Серебряного века» - Мы сидели, вечер пья. «Центрифуга». Такое огромное количество громких имен не дал ни XIX, ни последующий XX век. Н.Гумилев. 1910 г. Бульвар Капуцинок» 1906 год. Кубофутуризм. Звенит и плачет черная тоска В моих словах о солнце и о счастье! Павел Филонов «За столом» («Пасха») 1912-1913 гг. Аристарх Лентулов «Мир, торжество, освобождение» 1917 год.

«Культура России 19 века» - Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. Затем началась регулярная застройка города. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Пушкин является создателем русского литературного языка. Презентация на тему «Русская культура в конце 19 начала 20 века».

«Художники Серебряного века» - Бенуа А. Н. Бакст Л. С. Лансере Е. Е. Рерих Н. К. И др. Реализм. «Серебряного века». Две девушки. Репин И. Е. Суриков В. И. Нестеров М.В Васнецовы В.М. и А.М. И др. Авангардизм. Василий Блаженный. Использование оригинальных, новаторский средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству.

«Искусство России 19-20 века» - Переход. Писатели - реалисты. Внутриполитическая обстановка в России. В.И. Суриков. Живопись. Символ многозначен. Трагическая история литературы начала 20 века. Литература России на рубеже 19-20 веков. М. Врубель. Писатели-реалисты. Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударения.

Всего в теме 12 презентаций

Презентация освещает жизненный и творческий путь русского художника рубежа веков, прославившего своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Можно использовать на уроках МХК, литературы, изобразительного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Александрович родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье строевого офицера. Матерью художника была датчанка.

Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, и потому после гимназии 18-летний Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Он всерьёз увлекался философией, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве и много рисовал. В возрасте 23 лет Михаил окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса.

«Пирующие римляне». «Введение во храм»

Летящий демон Демон сидящий

Жена художника, (1898)

В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. 11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию. С апреля до конца августа он лечился в Москве. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. В 1905 году болезнь обострилась. В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни. Надгробный плач. Гадалка.

1 апреля 1910 года Врубель скончался. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Вдохновенную речь на похоронах произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Царевна -лебедь

В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. Забелу-Врубель. В 1935-1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был осуществлён. Примерно в 2000 году фотограф Валерий Плотников нашёл заброшенную могилу Михаила Врубеля и стал ухаживать за ней, привёл в порядок. Дама в лиловом. Портрет Н. И. Забелы -Врубель Утро (1897)

В Омске на левом берегу Оми есть сквер Врубеля. Памятник в Омске возле Музея изобразительных искусств. В Киеве есть мемориальная доска в честь М. А. Врубеля В Москве, в посёлке Сокол, имеется улица Врубеля. В Воронеже есть улица Врубеля. В Москве имеется детская художественная школа им. М. А. Врубеля Музей изобразительных искусств им. Врубеля. Омск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демон Лермонтова и Врубеля.

Представленная презентация поможет учащимся приблизиться к пониманию образа Демона из одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова....

интегрированный урок литературы и мхк "Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля" 9 класс

Поэт и художник обратились к одной и той же теме, "вечной" в литературе. Урок рассказывает об общем в изображении Демона Лермонтовым и Врубелем, а также также рассказывает об отличиях творческого мето...

История омского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля

Истоки художественного образования в г.Омске вызывают интерес не только у краеведов и художников....

Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.

Презентацию на тему "Михаил Александрович Врубель (1856-1910)" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Презентация по М.Х.К.

Михаил Александрович Врубель Выполнила: Преснова Ксения

Слайд 2

Слайд 3

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрестке улиц Новой (ул. Чкалова) и пр. К. Маркса (ул. Артиллерийская). В 1859 г. отца Врубеля перевели в Астрахань, затем последовали частые переезды, связанные с его служебными перемещениями. Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении. Михаил учился в классической гимназии, занимался в школе Общества поощрения художеств, брал частные уроки рисования, когда жил в Саратове. И с детства же он был в постоянном соприкосновении с музыкой. Его мачеха Елизавета Христиановна Вессель была пианисткой, и с малолетства мальчик мог слушать произведения великих композиторов. То есть у юного Михаила были все условия заниматься искусством. Уже в детстве он нарисовал несколько картин маслом, причем пейзаж был даже продан в магазине за 25 рублей - это доставило Михаилу удовольствие и очень порадовало родных.

Слайд 4

Ученичество

Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно переменился: откуда взялась необыкновенная сосредоточенность на работе и равнодушие ко всему, что вне её! Он работал не замечая усталости, по 10 и по 12 часов в день и только досадовал, когда что-то отвлекало и вынуждало отрываться. Когда после недель и месяцев такой работы, усугублявшей, изощрявшей художественное зрение, Врубель приходил на выставку и смотрел картины современных живописцев, они казались ему поверхостными, он не находил в них культа глубокой натуры. По этой причине он вскоре охладел даже к Репину. Врубель относился к нему с уважением, брал у него дополнительные уроки акварели, говорил, что Репин имеет на него большое влияние. Но вот открылась Одиннадцатая передвижная выставка, где среди прочих было выставлено капитальное полотно Репина Крестный ход. И оно разочаровало ученика  недостаточной, как ему казалось, любовью к натуре, недостаточно пытливым вниканием в неё. Но как бы не судил с юношески-максималистских позиций Врубель русскую школу, он сам к ней принадлежал, и не кто, как она, взрастила его редкостное дарование. В первую очередь эта заслуга принадлежала художнику-педагогу, которого признавали своим лучшим учителем и Суриков, и Васнецов, и Поленов, и сам Репин,  Павлу Петровичу Чистякову.

Слайд 5

Осенью 1880 Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П. П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И. Е. Репина. Академия его не тяготила, много ему дали уроки Чистякова, его аналитический подход к построению формы. Чистяков учил рисуя, расчленять предмет на планы,"гранить" объем, выявляя его структуру, прослеживать "самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм". Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они она почти не уловима, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры "целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей". Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни. Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Введение во храм" и "Пирующие римляне"). М.А. Врубеля античность интересовала всегда: в университетские годы, во время пребывания в Академии и позже, найдя в его творчестве своеобразную интерпретацию. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. В его характерной голове есть сходство с римскими портретами, вероятно, известными художнику по слепкам или репродукциям. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

Слайд 6

Собственные произведения Чистякова немногочисленны, большей частью незаконченны и малоизвестны. Но как педагог он сыграл огромную роль. У него была своя система обучения  строгая, последовательная, а вместе с тем гибкая, оставлявшая простор личным склонностям, так что каждый извлекал из чистяковских уроков нужное для себя. Суть системы заключалась в сознательном аналитическом подходе к рисованию и письму с натуры. Чистяков учил рисовать формой  не контурами, не тушёвкой, а строить линиями объёмную форму в пространстве. Сделавшись учеником Чистякова, Врубель так изощрил и натренировал свой глаз, что различал грани не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших её изгибов. Можно видеть, как он это сделал, на примере Натурщицы в обстановке Ренессанса, а также великолепного рисунка Пирующие римляне, сделанного ещё в стенах Академии. Умный и проницательный Чистяков разглядел необыкновенную одарённость ученика и выделял его среди всех других. Поэтому, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А.В. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из наиболее способных студентов для работы в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: Лучшего, более талантливого и более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать.

Слайд 7

"Сцена из античной жизни" в эскизе для театрального занавеса (1891, Третьяковская галерея) - это живописная фантазия на античную тему. Опять изображен античный Рим. Но о последнем напоминают лишь пинии в фоне, а об античности - мраморная статуя, фигура музыкантши, вызывающая отдаленные ассоциации с образом Сафо, да сидящий рядом человек с чертами Сократа; у остальных персонажей облик совершенно экзотический, а в типе и выражении лица одного из них вдруг обнаруживается сходство с Демоном. Произведение Врубеля - это какая-то причудливая мозаика впечатлений, воспоминаний и всевозможных ассоциаций, чему соответствует и живописная "мозаика", объединяющая различные приемы изображения или составленная из цветовых плоскостей, строящих объемы. Пространство тяготеет к плоскости, а объемные формы переднего плана, проецирующиеся на плоскость фона, готовы превратиться в изысканный узор. Триптих "Суд Париса" (1893; Третьяковская галерея), в который входят панно "Юнона", "Венера, Амур и Парис", а также панно "Минерва", - это опять романтическая фантазия на античную тему со значительной долей театральности. Античные богини, несмотря на все благородство их облика, неуловимо напоминают великосветских дам в псевдоантичных одеждах, разыгрывающих шараду на сюжет мифа, дающего повод для самых изящных и поэтических интерпретаций как на театральной сцене, так и в модной, по-современному обставленной гостиной. Пейзаж воспринимается как чисто декоративный, а дельфины кажутся какими-то изделиями из папье-маше. Своеобразное оживление вносят полуреальные-полуфантастические персонажи, изображающие, вероятно, тритонов и созданные не без влияния произведений Бёклина. Творение Врубеля отмечено несомненной поэзией и тонким эстетическим чувством; но в то же время его образному строю свойственна некоторая неорганичность, лежащая и в самой основе художественной концепции модерна с характерной для него усложненностью мышления, множеством эстетических ассоциаций и опосредствований, - направления, в значительной мере затронувшего и творчество Врубеля

Слайд 8

Целостность произведению сообщает тот накал творческой страсти, отличающий Врубеля, который способен сплавить весьма разнородные элементы в неповторимое художественное единство. Общий бледно-сиреневый тон панно как бы сообщает изображениям патину времени, отодвигая их в восприятии зрителя в некий мир воспоминаний и поэтических грез. Живописная манера, в которой все построено на легких текучих изогнутых линиях и формах, усиливает впечатление "ожившего" античного мифа. В 80-х гг.XIX в. происходит приобщение Врубеля к художественному наследию Руси и Византии. В 1884 по приглашению профессора А. В. Прахова участвовал в реставрации росписей и фресок Кирилловской церкви в Киеве, создал ряд композиций на ее стенах, самые сложные из которых "Сошествие святого духа" и "Надгробный плач". В 1887 г. ему было поручено исполнение фресок для Владимирского собора в Киеве, но представленные Врубелем эскизы "Надгробный плач" и "Воскресение", "Ангел с кадилом и свечой" (Киев, Музей русского искусства) и другие с их строгой торжественной композицией, певучестью рисунка говорят о глубоком творческом восприятия древнерусского и византийского монументального искусства. В их колорите, во всем живописном строе выражен драматизм, экспрессия и одухотворенность образов, которая не помешала церковной комиссией признать их удовлетворительными из-за отсутствия религиозности. Врубелю внутренне было ближе искусство Византии, чем Древней Руси. Но и в том и в другом случае его понимание стиля было гораздо более серьезным, чем у целого ряда его современников, работавших рядом с ним в киевских храмах.

Слайд 9

В начале работы в Кирилловской церкви, пробуя свои силы, Врубель написал "Благовествующего архангела Гавриила" на северном столпе триумфальной арки, следуя оставшейся от XII века графье, то есть процарапанному в сырой штукатурке общему контуру всей фигуры. "Не выходя за его пределы, Врубель прекрасно справился с трудной задачей, разработав все детали лица, рук, одежды в строго византийском стиле, на основании тщательного изучения Софийских и Кирилловских фресок. После удачно разрешенного архангела Гавриила Врубель взялся за восстановление двух сложных композиций на северной и южной стенах: "Въезд Господень в Иерусалим" и "Успение" или "Покров Богородицы" по уцелевшим фрагментам древней фресковой живописи. Стремясь воссоздать стиль росписи, он не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других места. С этой целью им был сделан набросок с одного из ангелов, находящихся в Софии. "Сошествие святого Духа на двенадцать апостолов" на хорах церкви писалось Врубелем уже вполне самостоятельно. Тема была указана ему А. Праховым: "Среди собранных Врубелем фотографий кавказских древностей имеется снимок с чеканного складня византийской работы, из Тигран-Анчисхатской церкви. В правой нижней стороне изображено "Сошествие святого Духа". Место заставило чеканщика построить всю композицию вертикально, а Михаилу Александровичу пропорции потолка позволили развернуть ее в ширину, отчего она, безусловно, выиграла". Прахов посоветовал художнику добавить в центре собрания апостолов фигуру Богоматери, которая, по преданию, на нем присутствовала. Какого-то грузинского князя в короне Прахов посоветовал заменить "Космосом" в виде полуфигуры старца с воздетыми к небу ладонями рук. Пророка Моисея Врубель сам решил изобразить не микеланджеловским бородатым мужем, а безбородым молодым человеком, на том основании, что пророчествовать он начал в молодые годы.

Слайд 10

Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. Если сопоставить изображения Моисея Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то сохранившаяся от древней фрески часть лица с огромными глазами поразит своим "врубелевским" выражением. Произошло нечто почти символическое: творчески встретились два больших художника, разделенные временным расстоянием, равным почти десяти столетиям, и при этом обнаружилась их внутренняя, духовная близость. Моисей Врубеля не столько библейский пророк, сколько существо, полное затаенной страсти и зарождающегося сомнения. В этом он несколько созвучен образу архангела Михаила новгородской школы XVI века (Третьяковская галерея), созданному в период распространения в Новгороде ереси стригольников. Моисей Врубеля - мятежник в потенции. Именно этим он вызывает ассоциации и с его Демоном более позднего времени, самим своим существованием бросающим вызов людям. Каждый из апостолов Врубеля привлекает прежде всего значительностью своей личности. Это - древние философы. Они сурово-сосредоточенны, словно преисполнены трагических предчувствий не только будущих страданий богочеловека, но и событий Апокалипсиса. Сходящий на них святой Дух по традиции изображен в виде слетающего голубя, от которого, однако, расходятся странные, напоминающие конечности какого-то насекомого лучи света; это вносит в общее настроение, которым проникнуто произведение, ощущение чего-то не только мистического, но почти зловещего, может быть навеянного современной художнику эпохой.

Слайд 11

Очень характерна для Врубеля история написания им еще одной, вполне самостоятельной композиции в Кирилловской церкви - "Надгробный плач". Сделав четыре эскиза-варианта, Врубель написал один из них, по его мнению наиболее удачный, и этот эскиз был признан Праховым "законченным произведением". Композиция "Надгробного плача" вписана в полуциркульное обрамление, которому подчинились все фигуры. Тип лица Христа, его худое, изможденное тело вызывают ассоциации с византийскими подлинниками. Это же можно сказать и о трех большеглазых ангелах, которые скорбно склонились над ним. Плоскостной характер изображений, переданных четкими обобщенными силуэтами, рисунок складок, очень выразительный ритм фигур и всех контуров, насыщенный и в то же время сдержанный теплый колорит - все это было очень тонко найдено художником. На этот раз Врубель пошел по линии примитива, казалось бы, никак не пытаясь осложнять свое произведение привнесением элементов мироощущения интеллигента конца XIX века; на какой-то момент он как бы почувствовал себя древним изографом, забыв обо всем окружающем: возможно, что в этом сказался свойственный ему дар перевоплощения. Иконы для "византийского иконостаса" Кирилловской церкви-"Христа", "Богоматери", "Св. Кирилла" и "Св. Афанасия", писались Врубелем не только вне стен Кирилловской церкви, но даже не в России, а в Италии: в 1885 году художник отправился в Венецию с целью изучения находящихся там древних византийских мозаик. Он изучал знаменитые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных веницианцев Возрождения. Врубеля особенно привлекали мастера тесно связанные со средневековой традицией - Карпаччо, Чима да Конельяно, Джованни Беллини. Венеция обогатила его палитру.

Слайд 12

Основные даты жизни и творчества Врубеля

1856, 5 марта. М.А.Врубель родился в Омске, в семье военного юриста. 1874. Поступление на юридический факультет Петербургского университета. 1880. Поступление в Академию художеств. 1881-1884. Занятие в Академии художеств под руководством П.П.Чистякова. 1884, май. Отъезд в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви. 1884, ноябрь  1885, май. Поездка в Венецию. Работа над иконостасными образами для Кирилловской церкви 1886  1889. Работа в Киеве. Картины Девочка на фоне персидского ковра, Гамлет и Офелия; эскизы для Владимирского собора. Первые варианты Демона. 1889, осень. Переезд в Москву. 1890. Демон Сидящий. Иллюстрации к сочинениям Лермонтова. 1891. Поездка в Италию и Францию с семьёй С.И.Мамонтова. 1892  1895. Жизнь и работа в Москве, с длительными выездами за границу. Участие в абрамцевском кружке. Ряд декоративных панно. Испания, Венеция, Гадалка. 1896. Большие декоративные панно Принцесса Греза и Микула Селянович для Всероссийской нижегородской выставки. 1896, июль. Женитьба на Н.И.Забеле.

Слайд 13

1897  1900. Картины на темы русских сказок и опер Римского-Корсакова (Морская Царевна, Тридцать три богатыря, Пан, Царевна-Лебедь и др.). Работа для театра. Портреты С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы и др. Майоликовые скульптуры. 1901. Демон поверженный. 1902  1903. Начало болезни. Портрет сына. 1904. Пребывание в клинике доктора Ф.А.Усольцева.Рисование с натуры. Выздоровление и переезд в Петербург. 1904 1905. Портрет жены, автопортреты, Жемчужина, Азраил. Вариации темы Пророка. 1905, весна. Новый приступ заболевания, возвращение в клинику Усольцева. 1906. Портрет Брюсова  последняя работа Врубеля. 1910, 1 апреля. Смерть М.А.Врубеля.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.