Театр ленком прежде. Ленком


Молебен по случаю открытия Московского Купеческого клуба отслужили летом 1909. А фундамент здания по проекту архитектора Иванова-Шица, рьяного последователя стиля модерн, был заложен в 1907 году.

В тех местах, где остался целым дубовый паркет, мы ступаем сегодня по тем же половицам, по которым до нас прохаживались промышленник и меценат С.И. Мамонтов, композитор Н.Г. Рубинштейн, адвокат Ф.Н. Плевако, государственный муж К.П. Победоносцев, профессор Т.Н. Грановский и многие другие. С 1909 по 1917 купеческий клуб гостеприимно принимал представителей аристократических фамилий, усилиями которых Россия вошла в десятку самых развитых стран мира, - Волконских, Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Апраксиных.

В октябре 1917 года блестящий интерьер Купеческого клуба на Малой Дмитровке был осквернен людьми, непримиримо враждебными по отношению к бывшим хозяевам дома. Прежде здесь регулярно игрались драматические и музыкальные спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты. Теперь здание превратилось в политический клуб - "дом анархии". С этого момента интерьер начал разрушаться самым непоправимым образом. Реставрация нижнего вестибюля сумела изменить очень немногое. И, увы, то, что воссоздано, не идёт ни в какое сравнение с оригиналом, запечатленным на исторических фотографиях.



В 1918 году очаг анархистского движения в Москве на Малой Дмитровке был ликвидирован с помощью оружия, что не замедлило сказаться на самом здании. После "дома анархии" в здании бывшего Купеческого клуба обосновался Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. Здесь 20 октября 1920 года состоялся III Всероссийский съезд РКСМ, где В.И.Ленин с обескураживающей простотой поведал миру о новой коммунистической морали: "Морально только то, что способствует победе пролетариата". Вождь мирового пролетариата первым в истории освободил вооруженную партию нового типа от такого досадного понятия, как совесть. Позднее у него появились знаменитые последователи. В 1923 году для коммерческой поддержки Коммунистического университета в его стенах был открыт кинотеатр, где шли преимущественно зарубежные фильмы.

Шедевры мирового кинематографа с участием Руфа Роллана, Гарри Пиля, Конрада Вейдта, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мэри Пикфорд, Дугласа Фербенкса демонстрировались не во всех кинотеатрах Москвы. Так что директор знаменитого кинотеатра "Кино Малая Дмитровка, 6" М. Бойтлер, по свидетельству историка нашего дома Л.Польской, "щедро раздавал контрамарки молодым студентам ГИКа - Сергею Эйзенштейну и Сергею Юткевичу, а также приезжавшим из Петрограда ученикам Фабрики эксцентрического актера - Льву Кулешову и Михаилу Ромму, будущим корифеям советского кинематографа.




Будто на роду у этого дома было написано служить Музам, - справедливо заметила Л. Польская,- и предопределение это каким-то неведомым образом сказывалось на решениях тех, кто волен был распоряжаться судьбами московских домов. Повезло не всем».

"Ленкому" повезло - он материализовался в стенах, которые благоприятствовали искусству. Пространство, в котором работает наш театр, бесспорно, обладает магическими свойствами. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком", - театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

Исторические корни Московского государственного театра «Ленком» уходят в далекий 1907 год, когда в здании, разместившимся в доме №6 на Малой Дмитровке, был основан Купеческий клуб. Прекрасное строение в модном стиле модерн, возведенное архитектором Ивановым-Шицем, принимало известных в то время промышленников и меценатов, аристократов и знаменитых деятелей культуры и искусства. В Купеческом клубе ставились вокально-музыкальные репризы и драматические спектакли.

Марк Анатольевич Захаров, ныне возглавляющий театр, признается, что этот дом, несущий в себе особую энергетику, по-настоящему его завораживает. Богемная атмосфера была разрушена революцией и гражданской войной: сначала здание занял «дом анархии», а позже – коммунистический комитет, носящий имя Свердлова. Именно здесь в 1920 году на Третьем съезде комсомола выступал В. Ленин.

Таким образом, на этих театральных подмостках память о высокой культуре российского дореволюционного общества соединилась с энтузиазмом и энергией первых строителей «нового мира», по инициативе которых был основан ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1929 году показавший спектакль «Зови фабком», начавший отсчет истории Ленкома. Молодые актеры вопреки пролеткультовской идеологии бережно и уважительно поддерживали традиции классического театра. Актерскому мастерству трамовцев учили прославленные мхатовцы В. Станицын, Н. Хмелев, А. Грибов, заведующим литературной частью был М. Булгаков, сценографией занимались, Ю. Пименов, Кукрыниксы и Е. Кибрик. Музыка к спектаклям писалась И. Дунаевским, а за танцы отвечала Н. Глан. Наряду с идеологическими постановками на сцене ТРАМа зрители видели спектакли, поставленные по произведениям А. Пушкина, А. Островского, М. Горького. Театр воспитал целую плеяду замечательных актеров. В частности, здесь началась карьера знаменитого киноактера Н. Крючкова.

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Репертуар Ленкома
Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и впервые показанная позапрошлой осенью Аквитанская львица. Самой «старой» постановкой является Юнона и Авось, не утратившая с годами своей привлекательности и симпатий зрителей, по-прежнему восторженно переживающих историю любви отправившегося в путешествие русского графа Резанова и красавицы Кончиты. Еще одна легенда – Безумный день, или Женитьба Фигаро. Кроме того – Город миллионеров, Tout paye, или Все оплачено, Ва-банк, Женитьба, Вишневый сад, Королевские игры, Шут Балакирев, Пролетая над гнездом кукушки, Тартюф, Визит дамы.

ТЕАТР «ЛЕНКОМ», московский драматический театр. Датой рождения театра принято считать 1927, когда по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) – новая творческая форма молодежного театра рабочих. Четыре года театр существовал на полупрофессиональных началах. Здесь создавались агитационно-политические спектакли о жизни советской молодежи, которые «рассматривались не как театральное явление, а как общественное выступление по поводу того или иного факта… вопроса». Первые пьесы-сценарии – Зови Фабком , Зеленые огни (обе 1928) и Дай пять (1929) – были написаны и исполнены самими рабочими-комсомольцами. В 1931 коллектив получил статус профессионального театра.

В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И.Судаков, В.Станицын, Н.Баталов, Н.Хмелев, Н.Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. Первым музыкальным руководителем ТРАМа был И.Дунаевский, заведующим литературной частью М.Булгаков, биомеханику преподавала И.Хольд, дочь Вс.Мейерхольда, спектакли оформляли Е.Кибрик, молодые Кукрыниксы . В ТРАМе началась актерская карьера Н.Крючкова.

В 1933 театр возглавил Судаков. Под его руководством поставлены Бедность не порок А.Островского (1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Как закалялась сталь Н.Островского (1937).

В 1938 ТРАМ (20 февраля 1938 переименован в Московский театр имени Ленинского комсомола) возглавил режиссер и актер, ученик К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, соратник М.Чехова И.Н.Берсенев (1889–1951). Вместе с ним в труппу пришли мастера мхатовской школы С.Бирман , С.Гиацинтова, А.Вовси, Р.Плятт , Б.Оленин и др. В сочетании с талантливыми представителями молодежного театра они составили разнообразную по дарованиям и амплуа труппу, открыв новый и успешный этап в ее истории. Именно при Берсеневе театр стал по-настоящему популярен. В этот период здесь играли Е.Фадеева, В.Серова, Т.Окуневская, Г.Карнович-Валуа, А.Козлова и другие. Берсенев был уверен, что «театр для молодых должен стать театром высокой культуры и... пренебрегать духовными богатствами классической драматургии значило бы обкрадывать и артистов, и зрителей». В афише театра этого периода Нора Х.Ибсена (1939), Зыковы (1940) и Васса Железнова М.Горького, История одной любви (1940), Парень из нашего города (1941), Так и будет (1944), Под каштанами Праги (1945), Русский вопрос (1947) К.Симонова, Живой труп Л.Толстого (1942), Фронт А.Корнейчука (1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1943), Месяц в деревне И.Тургенева (1944), Наш общий друг по Ч.Диккенсу (1946), За тех, кто в море Б. Лавренева (1947), Семья Попова (1949), Валенсианская вдова Лопе де Вега и др.

После смерти Берсенева театром руководили Гиацинтова (1952–1956), С.А.Майоров (1957–1960), Б.Н.Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – Новые люди по Н.Чернышевскому (1952); Годы странствий Арбузова (1954), Вишневый сад А.Чехова, Друзья-сочинители Н.Винкетерн (1954); В доме господина Драгомиреску Х.Ловинеску (1955); Пароход зовут «Орленок » А.Галича (1959); Большое волнение И.Дворецкого, Бесприданница А.Островского (1962).

В 1963 театр возглавил А.В.Эфрос. «Добрым, многообещающим началом» назвали дебют Эфроса на ленкомовской сцене – спектакль В день свадьбы В.Розова (1964): «Ни в одном театре, пожалуй, не получалось более цельного, более точного воспроизведения розовской драматургии, чем в спектаклях Эфроса». Затем последовали 104 страницы про любовь (1964) и Снимается кино (1965) Э.Радзинского, Мой бедный Марат Арбузова (1965). В спектаклях Эфроса на сцене театра им. Ленинского комсомола выходила плеяда молодых артистов: В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, О.Яковлева, В.Ларионов, М.Державин, А.Ширвиндт и др. Чайка Чехова (реж. Эфрос, 1966) опрокидывала «все чеховские штампы нашей сцены». Здесь вместо колдовского озера возник резкий образ – «театр как эшафот, где казнят художника». Это был спектакль о Треплеве и для Треплева (В.Смирнитский), Нину (О.Яковлева) в финале ждало наказание: болезнь и театр в Ельце – расплата за предательство художника. В Мольере Булгакова (реж. Эфрос, 1966) отчетливо прозвучала тема комедиантства, его изначальной двуликости. В 1967 Эфрос был уволен из театра.

В 1973 главным режиссером театра стал М.А.Захаров . В этот период в театр пришли Т.Пельцер, Е.Леонов, Л.Броневой, О.Янковский и мн. др. История «Ленкома» под руководством Захарова – «это история благополучно преодолеваемых запретов – и идеологических, и вкусовых».

В 1974 был выпущен первый советский мюзикл Тиль Г.Горина по мотивам Ш. де Костера; в 1976 – Звезда и смерть Хоакина Мурьеты П.Грушко по мотивам П.Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера Юнона и Авось А.Вознесенского – А.Рыбникова. А.Тарковский поставил в театре Гамлета У.Шекспира (1976).

Одновременно с мюзиклами и серьезными работами здесь выпускали т.н. «поделки» – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973) и Проводим эксперимент В.Черных и Захарова (1984); советскую классику Парень из нашего города К.Симонова (1977), Жестокие игры Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О.Шейнциса), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983), Три девушки в голубом Л.Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М.Шатрова Революционный этюд (1978) и Диктатура совести (1986) и др.

Сразу две громкие премьеры Захаров представил в 1989: Мудрец по А.Островскому и Поминальная молитва Горина по Шолом-Алейхему.

Кинорежиссер Г.Панфилов выпустил Гамлет Шекспира (1986) и спектакль Sorry А.Галина (1992).Сам Галин поставил в Ленкоме свою пьесу Чешское фото (1995).

С 1991 театр носит название «Ленком». В 1990-е годы в его репертуаре появились в постановке Захарова Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993), Чайка Чехова (1994), Королевские игры Горина – Ш.Каллоша (1995), Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997), Мистификация , представление пьесы Н.Садур Брат Чичиков (1999), Город миллионеров по Филумене Мартурано Э. Де Филлипо (реж. Р.Самгин, 2000).

Московский государственный театр Ленком имеет давнюю и очень богатую историю. Многие считают, что отсчет ее начинается с появления ТРАМа, но на самом деле все куда интереснее. В далеком 1909 году в здании, где располагается и ныне Ленком, а именно, в доме 6 по Малой Дмитровке, появился Купеческий клуб.

Уже в те времена в этом прекрасном строении, выполненном в модном для былых и наших дней стиле модерн, возведенном известным архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем, стало собираться культурное и прогрессивное общество. В доме, называемом сегодня историческим, встречались именитые промышленники и меценаты.

В Купеческом клубе на Малой Дмитровке ставились вокально-музыкальные репризы и давали драматические спектакли. Сюда приезжали аристократы. Здесь зажигались звезды и выступали легенды культуры и искусства. Меценатство процветало.

Марк Захаров, возглавивший прославленный Ленком, еще в прошлом веке, не раз упоминал о том, что дом этот несет на себе особую энергетику. Он притягивает и завораживает.

Даже крах богемной атмосферы Купеческого клуба, происшедший в период революции и усугубленный последующей гражданской войной, не смог положить конец харизме этого здания. С ним неразрывно связана история одной из легенд московской сцены. Театр имени Ленинского Комсомола был официально зарегистрирован как организация лишь в 1938 году.

Про здание Ленкома

С учетом вышеописанного первого пристанища Мельпомены можно утверждать, что возраст театра Ленком уже давно перевалил за столетний рубеж, хотя официально столетие пока не отмечается. Здание возводилось в течение двух лет - с 1907-го по 1909-й. Знаменитому архитектору Иванову-Шицу помогал В. К. Олтаржевский, который в дальнейшем стал крупнейшим специалистом по высотному строительству в СССР.

В 1913-1914 годах у Купеческого Клуба появилась пристройка, возведенная по проекту архитекторов Адамовича и Маята. Труды двух гениев архитектуры и их последователей, которые тоже получили путевку в жизнь на Малой Дмитровке, увенчались успехом.

Здание сегодня входит в список шедевров начала прошлого века и внесено в копилку московской архитектуры. Конечно, не все время оно работало на Мельпомену.

После революции и до размещения в нем Ленкома здесь базировался политический клуб «Дом анархии».

Здание было также перепрофилировано под размещение Коммунистического Университета им. Свердлова. Именно в этот период в его стенах состоялось несколько знаменательных выступлений Ильича, ценимых историками эпохи.

В 1923 году здание в очередной раз сменило ориентацию. Университет закрыли, а строение реконструировали под кинотеатр, названный скромно - «Малая Дмитровка».

Через 4 года существования кинотеатра его вновь реорганизовали. Появился Театр Рабочей Молодежи под управлением комсомольской организации - ТРАМ, прообраз целой серии театров а-ля комсомол.

В 1937 году легенду Комсомола объединили с театром Рубена Симонова. Объединенный коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, который стал Ленкомом в 1990-м, но это уже другая история.

Первым художественным руководителем назначили Ивана Берсенева, который бессменно возглавлял любимую труппу до смерти. Далее театр доверили его вдове Софье Гиацинтовой. До 60-го года его возглавлял Майоров, затем 2 года Толмазов. В 1963 году роль главного режиссера начал успешно исполнять Анатолий Эфрос. После его ухода несколько лет трудился Владимир Монахов. Бессменным художественным руководителем театра с 1973 года является Марк Захаров, но это тоже следующая история.

Великие вехи развития театра Ленком

Если Купеческий клуб не принимать в расчет, то первые удачные попытки создать театр для молодежи были сделаны через 7 лет после революции. Улеглись боевые страсти, и молодежь обнаружила тягу к прекрасному.

Идеи революции, конечно, красной нитью проходили через все творчество первого коллектива энтузиастов, которым удалось сформировать что-то на подобии труппы. Ее незамысловато назвали ТРАМ - Театр Рабочей Молодежи. Коллектив ТРАМа стал первой профессиональной труппой в новой стране.

Вчерашние студенты театральных училищ, а порой и просто свободные люди, ведомые желанием приобщиться к миру искусства, давали первые спектакли, уверенно заявляя о наступлении новой советской театральной эры. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что первые спектакли имели совершенно определенную идеологическую направленность.

Без духа революции нельзя было обойтись даже в актерской игре, а не то что в выборе пьес. Даже названия спектаклей напоминали лозунги. Давали «Зови фабком», «Дай пять», «Как закалялась сталь», «Страна должна знать» и аналогичные им.

Усилия талантливых молодых людей были оценены. Труппа привлекла к себе внимание активными культурными экспериментами. Случайные люди со сцены постепенно испарились. В театре постепенно сложилась группа профессиональных актеров, декораторов, режиссеров.

Выход Театра Рабочей Молодежи на профессиональный уровень привел к тому, что, трам,.. и на спектакли стала ходить культурная публика! В довоенные годы продвинутый советский зритель начал требовать качества драматургии и совершенного актерского мастерства.

Молодой коллектив учился у прославленных мастодонтов МХАТа, лучших представителей реалистического советского искусства, замешанного на классике. Пришли Станицын, Хмелев, Баталов, Соколова.

К художественному руководству труппой приступил Судаков, а чуть позже в коллектив вошла группа актеров из театра-студии Симонова. Постепенно ушел в прошлое схематизм, свойственный спектаклям-агитациям.

На сцене стали давать настоящие произведения искусства. На подмостках блистали такие великие актеры советского периода, как Соловьев, Всеволодов, Серова, Рюмина, Щенникова, Марута. Именно в этом прославленном коллективе начал свою творческую биографию Николай Крючков.

Появление Театра им. Ленинского Комсомола было предопределено уже существованием сплоченной, слаженной команды. Труппа была способна осваивать произведения Толстого, Ибсена, Диккенса и других великих творцов.

Особо знаменательным для истории театра стал 1938 год. В феврале на здании появилась новая вывеска. Зрителю представили Московский театр имени Ленинского комсомола, а труппу возглавил Иван Берсенев, пришедший из распущенного МХАТа.

С ним в Ленком перешел целый ряд звезд. На сцене театра блистали Плятт, Бирман, Гиацинтова. В этот довоенный период очень быстро прошел отсев бездарностей. В труппе осталась настоящая команда талантов, которые приняли мхатовскую школу. Звездный состав талантов не ограничивался труппой и режиссерами.

Литературным отделом театра управлял Михаил Булгаков.

Музыкальную часть вел Исаак Дунаевский.

За танцевальные номера отвечала Наталия Глан.

Ирина Хольд, дочь Мейерхольда, обучала творческий состав биомеханике.

Сценография была в ведении Кибрика, Пименова, Кукрыниксов.

На сцене молодежного экспериментального театра ставили классику. В основном это была идеологическая русская и советская тема - пьесы А. Островского и М. Горького, спектакли по произведениям А. Пушкина. Это было не просто второе, а новое дыхание театра.

Особая роль Берсенева в развитии театра Ленком

При Берсеневе театр прочно и уверенно вошел в список лучших сценических коллективов страны. Своей твердой рукой организатора этот талантливый актер и художественный руководитель сплотил и повел за собой труппу.

Сам он не только руководил, но и блистал на сцене. Его помнят по ролям в «Норе» Ибсена, «Живом трупе» Толстого, «Сирано де Бержераке» Ростана. Одним из знаменательных спектаклей театра стал «Парень из нашего города» по произведению тогда еще не прославленного, мало кому известного Симонова. Берсенев выступил в качестве режиссера-постановщика этого прославленного впоследствии шедевра.

Спектакль вышел за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны и стал, словно, ее предвидением. После этой пьесы Симонов принял на себя обязанности постоянного драматурга Ленкома. Следующей значимой постановкой по его пьесе стал спектакль «Так и будет», где блистала любимица публики Серова. Именно ей были посвящены легендарные строки «Жди меня, и я вернусь...».

Пьеса не сошла со сцены. Она постоянно возобновлялась при разных руководителях. Что удалось донести до зрителя Берсеневу и Симонову? Стремление любого поколения к счастью. Это выходило за рамки советского пафоса тех лет, незримо влекло и вдохновляло зрителя.

Берсенев с наслаждением работал не только с Симоновым, но также с Афиногеновым, Горбатовым, Лавреневым. Он рушил установки, которые диктовали, что Ибсен - плохо, Толстой - хорошо.

Театр им. Ленинского комсомола прославлял всех гениев современности ради будущего молодого комсомольского поколения. Ставили же на его подмостках и Толстого, и Ибсена, и Диккенса, и Ростана, воздействуя на умы, формируя такие понятия, как честность и верность долгу, нравственность и чистота.

В 1951 году, на пике своего расцвета, Берсенев ушел из жизни. Театр много потерял, но выжил, несмотря на настоящую чехарду руководителей. В этот период не было таких легендарных спектаклей, как ставили при Берсеневе...

Так продолжалось вплоть до 1963 года, когда художественным руководителем Ленкома назначили еще одну легенду - Эфроса.

Театр Ленком при Эфросе

В 1963 году Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос. Именно с его легкой руки театр вновь стал предлагать ценителям спектакли-легенды. Среди них - «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Чайка», «Снимается кино», «Мольер» и другие. При Эфросе состоялся по-настоящему фантастический взлет театра, уже не равного среди прочих.

Анатолий Эфрос создал настоящую плеяду талантов. Буквально за 3 года, которые называют сегодня золотыми годами новой российской режиссуры, театральная Москва получила Гафта, Дурова, Дмитриева, Збруева, Державина, Ширвиндта, Яковлева и многих других. При Эфросе дали путевку в театральную жизнь многим талантливым и неповторимым артистам.

Отстранение Эфроса от руководства стало громом среди ясного неба. Он не вписался в политику партии и правительства. Более того, в нем усмотрели даже опасность для идейных основ соцреализма.

С уходом Эфроса театр на Малой Дмитровке начал стремительно терять поклонников! Надежда, которая появилась у труппы и театральной столицы с приходом Экимяна быстро канула в Лету. Попытки его выстроить новый Ленком не увенчались успехом.

Ленком при Захарове

Марк Захаров стал еще одной надеждой театра, и он выполнил свое предназначение. Это имя стало своего рода нарицательным для очередной театральной эпохи Ленкома. Это талантливый, смелый и уверенный руководитель, который изначально поставил цель вывести Ленком на новый виток развития.

С первых же дней своей деятельности в роли руководителя Захаров определил особый подход к режиссуре. Стали уделять внимание не только декорациям, костюмам, игре, но и поэтике, музыкальному ряду. Именно музыка оказалась тем звеном, которого не хватала. Они предопределила успех и помогла вновь рождать легенды.

При Марке Захарове появились в репертуаре спектакли, которые сегодня считаются визитными карточками Ленкома. Это «Тиль», «В списках не значился», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году взошла на сцене Ленкома легендарная звезда. Поставили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды, посвященных национальному герою Чили. Однажды все исполнители и постановщики проснулись знаменитыми!

В главной роли блистал Александр Абдулов, без которого театр уже был немыслим. С ним в паре работали Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Билеты на этот спектакль продавали, что называется, «из-под полы». Они уходили за бешеные деньги!

Рок-опера не утратила свои позиции. Она злободневна всегда. Бессмертные стихи Вознесенского и прекрасная музыка Рыбникова воссоединились с гениальным актерским составом. Успех первой рок-оперы требовал продолжения, и в 1981 году появилась очередная легенда - «Юнона и Авось»

Этот музыкальный спектакль перевернул весь театральный мир, срав настоящей революцией. В премьерной постановке блистали Абдулов, Караченцов, Смеян, Шанина. С «Юноной» Ленком гастролировал по Европе, выворачивал наизнанку Париж, Рим, Берлин, Афины. Состоялись ошеломляющие по своему успеху гастроли в Штатах, а Марк Захаров уже готовил основу для новых побед, искал свежие решения и экспериментировал. Каждый следующий спектакль собирал аншлаги.

Смена веков ознаменовалась появлением еще одной легенды - «Город миллионеров» с великолепной Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, созданный вместе с Самгиным по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», по-прежнему появляется в афишах театра. У Чуриковой сменился партнер: им стал не менее блистательный Геннадий Хазанов.

Вот уже более 4 десятилетий Марк Захаров успешно «продвигает» свой любимый Ленком, фактически объяв необъятное. Театр стабильно входит в список ведущих сцен страны и даже мира, неизменно привлекая ценителей. Театральная публика и знатоки театрального искусства не пропускают ни одной премьеры.

Сегодня в театре блистают Чурикова, Броневой, Збруев, Лазарев, Захарова, Степанченко и многие другие талантливые актеры, включая молодежь. Уже известны и ценимы зрителем Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие актеры. Преемственность поколений налицо.

Музыкальный ансамбль «Аракс» блистательно сопровождает постановки, а музыки в Ленкоме всегда много. Зрительный зал театра неизменно переполнен, а билеты, как и в прежние времена, бывает очень сложно не просто купить, а достать.

Театр имени Ленинского Комсомола официально зарегистрирован в 1938 году, но эту дату нельзя считать отправной точкой в развитии нынешнего Ленкома. Первые удачные попытки создать театр для молодежи, загоревшейся идеями революции, датированы 1925 годом, когда, усилиями энтузиастов, удалось сформировать небольшую театральную организацию, которую было решено назвать ТРАМ.

Это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры.

Понятно, что подавляющее большинство поставленных спектаклей было проникнуто духом революции, который определял выбор пьес, сценографию и стиль актерской игры. Обращение к столь популярной теме привлекло к трамовским экспериментам внимание широкого круга ценителей всех возрастов и культурных уровней. Одни искали в разыгрываемых пьесах близкую себе тематику, других больше интересовало качество декораций, глубина режиссерской интерпретации и актерский талант, но все, без исключения, зрители получали искомое в избытке.

По мере того, как развивался творческий коллектив, со сцены исчезали случайные люди, а репертуар значительно изменялся. Театр Рабочей Молодежи уделял все больше внимания классическим сюжетам и постепенно понижал революционный градус в спектаклях, переходя на профессиональные рельсы. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое, Как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Театр рабочей молодежи был рожден самой эпохой, ее стремительным ритмом, могучей волной энтузиазма масс. "Днем у станка, вечером - на сцене" - таков девиз молодого театра. И как лозунги звучали названия новых спектаклей: "Дай пять", "Зови фабком", " " , " ", "Страна должна знать."

1932 год. Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства. Одного энтузиазма уже недостаточно. Советский зритель требует нового качества драматургии и актерского искусства. На помощь молодым энтузиастам приходят актеры прославленного МХАТа: В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев, Н.А. Баталов, В.С. Соколова во главе с известным советским режиссером и педагогом , возглавившим новое художественное руководство театра.

Через некоторое время в труппу театра влилась большая группа актеров из театра-студии, работавшей под руководством Р. Симонова. Это слияние произошло безболезненно, так как воспитанники Р. Симонова, ученика Е. Вахтангова, черпали свои творческие силы из одного общего источника - из могучего реалистического искусства, лучшим представителем которого был МХАТ.

Коллектив ТРАМа овладевает мастерством, позволившим преодолеть известный схематизм агитационных спектаклей и перейти к созданию произведений, в которых глубокая жизненная правда органично сочетается с яркой сценической формой. Из среды трамовцев вырастают такие яркие актерские индивидуальности, как , чьи имена неразрывно связаны с советским театром.

Только после образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга. Естественно, изменился (причем кардинально) и репертуар, все чаще обращавшийся к отложенным, до поры до времени, Толстому, Ибсену, Диккенсу и Ростану.

Возглавить трупу нового театра было доверено - талантливому актеру и режиссеру, не просто вставшему во главе Ленкома, но и приведшему с собой несколько знаменитых актеров из МХАТа, среди которых особо выделялись такие имена как , . Это вливание значительно обогатило творческий коллектив театра имени Ленинского Комсомола и открыло перед ним двери к мировой известности! ()

1941год. В годы Великой Отечественной войны на сцене театра появляются спектакли,посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками - А. Корнейчука, " " братьев Тур и Шейнина, "Так и будет" .Этими спектаклями театр утверждал высокие моральные качества советского народа и выражал уверенность в грядущей победе. Гимном свободолюбивому, жизнеутверждающему началу в человеке в те дни звучал образ Сирано де Бержераку, созданный И.Н. Берсеневым в спектакле по одноименной пьесе Э. Ростана. Группа актеров театра в составе фронтовой бригады прошла весь боевой путь нашей армии от Москвы до Берлина.

Произведения лучших писателей и драматургов того времени получают воплощение на сцене театра: Б. Горбатов, Б Лавренев, А.Ромашов, В.Киршон, Н. Островский, А.Арбузов - имена этих писателей стояли на афишах в предвоенные годы.Особой удачей театра был спектакль
по пьесе К.Симонова " ". В дальнейшем К.Симонов в тесном творческом контакте с театром, где многие его пьесы были поставлены впервые: " ", " ", " " и др. Большое общественное звучание имели спектакли того времени, поставленные по произведениям отечественной и зарубежной классики: " " Ибсена, "Зыковы", " " , М. Горького,
" " Л. Толстого, " " Лопе де Вега, " " Ростана, " " Ч. Диккенса, и другие. В 1948 году Ленком отмечает В 1949 году С.В. Гиацинтова поставила где она с высоким мастерством исполнила роль матери В.И. Ленина -М.А Ульяновой.
Центром спектакля был образ Ленина, в период зарождения его революционных идеалов.

Берсенев был со своим театром в самые трудные военные годы, он трепетно оберегал созданное и искал пути к развитию, даже когда казалось, что дороги вперед нет. Именно благодаря стараниям Ивана Николаевича, Ленком, хоть и с потерями, но все же пережил тяжелое время и вновь расцвет в послевоенные сороковые, когда людям особенно была нужна вера в завтрашний день, вера, которую можно было почерпнуть в театре.

После смерти Ивана Николаевича в 1951 году столкнулся со значительными трудностями и надолго впал в творческое оцепенение. Руководители и режиссеры театра сменяли друг друга, но их стараний было явно недостаточно, чтобы дать новый толчок развитию Ленкома. Следующее десятилетие оказалось не слишком плодотворным, но, тем не менее, не преподнесло никаких сокрушительных ударов, что позволило труппе театра сохраниться, практически, в том же составе, в котором ее оставил Берсенев.

1958год. Будучи пропагандистом современной темы, продолжая развивать генеральную линию спектаклей о молодом строителе коммунизма,театр постоянно обращается к живительному источнику классического наследия.

На его сцене с успехом идут пьесы Островского и Горького, Ибсена и Лопе де Вега, Тургенева и Гоголя, прочитанные свежо и современно. В 1958 году в спектакле " " по пьесе Б.Шоу в роли Жанны Дарк выступила замечательная актриса Ленкома .

В 1958 году Сергея Арсеньевича Майорова назначили главным режиссером театра Ленком. Майоров поставил на сцене Ленкома несколько спектаклей: " ", " "(совместно с )," "(совместно с ) , "Пароход зовут "Орлёнок". Майоров проработал в театре не долго, уже в 1960 году его место занял Борис Никитич Толмазов. Толмазов поставил блестящие спектакли « » Н.Погодина (1960) и « » Э.Брагинского (1963). Борис Никитич вскоре ушел в театр Маяковского.

Так продолжалось до 1963 года, когда у руля . Его приход ознаменовал новый творческий виток в жизни театра, которую Эфрос сумел значительно обогатить и разнообразить. Прежде всего потому, что принес собой множество свежих и смелых идей. Кроме того, с появлением Анатолия Васильевича на посту главного режиссера, Ленком пополнился многими перспективными актерами, почувствовавшими, что в театре имени Ленинского Комсомола теплится еще огонек свободы, а значит там есть поле для творческого развития. Эфрос поставил с театре имени Ленинского Комсомола замечательные спектакли: " ", " ", ", "Снимается кино...", " ", " ", " ".

Плодотворная работа в театре продолжалась недолго, словно волна разбившись о непробиваемые утесы идеологии. Эфрос был человеком далеким от политики, но отлично разбиравшимся в театральном искусстве. Неудивительно, что он не желал лепить из театра убогую карикатуру на это самое искусство и клепать бесталанные спектакли по заказу Партии. Именно поэтому он не задержался на своем месте и был отстранен от руководства Ленкомом. Его уход снова сбросил театр в пучину упадка. В 1967 году в театр пришел Владимир Багратионович Монахов. Он стал главным режиссером театра на несколько лет - с 1967 по 1971 год. В.Б. Монахов поставил в Ленкоме следующие спектакли; " "(совместно с С.В.Гиацинтовой), " ", " ", " ", "Перекресток судьбы". В 1971 году Монахов покинул театр Ленком.

Для театра опять наступили тяжелые времена. Тяжелые времена продлились с 1971 по 1973 года и были отринуты театром только после того, как руководство взял в свои руки Марк Захаров, являвшийся до этого времени режиссером театра Сатиры.

Сразу после вступления в должность сдвинул Ленком с мертвой точки и направил его по курсу, избранному, в свое время, Берсеневым и Эфросом. Театр имени Ленинского Комсомола совершенствовался от постановки к постановке, набирал былую мощь и приобретал новых поклонников, ставя жирную точку во всех досужих сплетнях, утверждавших, что «Ленкому недолго осталось»…

С 1973 года для театра Ленком началась новая эпоха - в театр пришел работать Марк Анатольевич Захаров. В те годы Ленком еще было принято называть Московский театр имени Ленинского комсомола. И находилось это прославленное заведение культуры в глубоком кризисе, начавшемся с тех пор, как с должности художественного руководителя сняли Анатолия Эфроса. Затяжной творческий кризис был прерван весело и оглушительно постановкой « », премьерным спектаклем Марка Захарова совместно с поэтом и журналистом . Эта постановка немедленно привлекла внимание как публики, так и театральных специалистов своей энергией и жизненным тонусом. На показы приходило много молодежи. Интерес к театру Ленком, который уже начал было угасать, разгорелся с новой силой. По мнению самого Марка Захарова, для назначения на должность главного режиссера Ленкома большую роль сыграли его работы в Театре Сатиры - успешные постановки «Темп-1929» (1972 года) и «Проснись и пой» (1970 год, в сотворчестве с ). Помимо этих ярких спектаклей, Марк Захаров представил публике постановки «Матушка Кураж и ее дети» (1972) и «Чудак-человек» (1973). Плодотворная работа в Театре Сатиры стала великолепным «трамплином» для блистательного старта Марка Захарова в Ленкоме, на руководящей должности, требующей колоссальной самоотдачи.

В 1974 году Марк Захаров на сцене театра Ленком выпускает по пьесе своего друга, выдающегося драматурга . Постановка имеет оглушительный успех. Создатели позиционируют ее как музыкально-поэтический спектакль - яркий, красочный, захватывающий - как комедию с элементами сатиры и драмы. Марк Захаров привлекает к работе в «Тиле» самых талантливых актеров Ленкома - , Колычева, Фадееву, Скоробогатова и многих других. После премьерного показа «Тиля» молодой проснулся знаменитым, а для Инны Чуриковой начался новый творческий этап. В целом, спектакль «Тиль» выводит Ленком на очередную ступень развития. Этой постановке рукоплещет не только весь Советский Союз, но также Польша, Чехословакия и Болгария, где Ленком гастролировал в 1977-1978 годах.

С первых же дней работы в театре Ленком Захаров начинает создавать и активно развивать собственный, авторский подход к режиссуре спектаклей. Очень большое внимание уделяет музыке, поэтике. Музыка становится едва ли не одним из главных действующих лиц в постановках Марка Захарова «Тиль», « », « », «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году Марк Захаров ставит на сцене Ленкома современную оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды с неподражаемым в роли Хоакина Мурьетты. Также в главных ролях были задействованы Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Спектакль посвящен жизни и смерти национального чилийского героя Хоакина Мурьетты и приурочен к военному перевороту в Чили, а также уходу из жизни знаменитого чилийского поэта Пабло Неруды. Опера пользуется грандиозным успехом - благодаря и злободневности, и блестящему актерскому составу, и новизне жанра. Вдохновившись успехом этой постановки, Марк Захаров совместно с композитором отправляются на поиски драматической основы для нового спектакля в подобном жанре. Судьба сводит их с поэтом А.Вознесенским - так в 1981 году рождается легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось»… В премьерной постановке главные роли исполняли Александр Абдулов, Николай Караченцов, .

С первой русской рок-оперой Ленком гастролирует во Франции, выступает в зале «Эспас Карден». Зрители принимают ее прекрасно и с восторгом, французская пресса печатает только восхищенные отклики. Марк Захаров вспоминает, что на «Юнону и Авось» в Париже некоторые зрители ходили по несколько раз, русские парижане приводили с собой детей, чтобы те могли услышать настоящую русскую поэзию… После Парижа были не менее удачные гастроли в Германии, США, Нидерландах и Греции.

Тем временем Марк Анатольевич Захаров продолжает работать не покладая рук во имя развития театра Ленком, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм. В 1978 году он ставит своеобразный эксперимент - тихий, камерный спектакль «Вор» В.Мысливского, без какого бы то ни было музыкального сопровождения. Главные роли в этой драматической притче исполняли Владимир Корецкий и . Работа в таком жанре пришлась по душе и самому режиссеру, и публике, поэтому Марк Захаров с особенным вдохновением продолжил раскрывать все возможности данного подхода. Позже появились спектакли «Три девушки в голубом» (1985) и «Чайка» (1994).

В 2000 году свет увидел новый спектакль в постановке Марка Захарова - «Город миллионеров». В главных ролях были задействованы Инна Чурикова и (сейчас «Город миллионеров» по-прежнему в актуальном репертуаре театра «Ленком», и пользуется огромным успехом; только партнером Инны Чуриковой по спектаклю стал Геннадий Хазанов). Марк Захаров создал эту работу совместно с Р.Самгиным, своим учеником. Самгин предложил идею постановки - взять за основу пьесу Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которая представляет собой классическое произведение, местами анекдотичное, а местами пронзительно обнажающее радости и горести человеческих душ.

Почти 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром Ленком. За это время выдающемуся режиссеру фактически удалось объять необъятное. Он поднял театр с колен и воздвиг на пьедестал одного из самых популярных театров страны и даже мира. Ленком неизменно вызывает интерес как у публики, так и у знатоков театрального искусства. Регулярные гастроли, гениальные спектакли, плеяда блистательных актеров… Об актерах следует сказать отдельно. Во все времена Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров, и на сцене Ленкома они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Кто-то из них позже переходил работать в другие коллективы и труппы, кто-то оставался верен любимому режиссеру - но все они бесконечно благодарны Марку Анатольевичу Захарову, этому великому человеку, за годы сотрудничества, за путевку в жизнь, за возможность выступать на сцене прославленного Ленкома. С Марком Захаровым работали такие звезды театра и кино, как И. Чурикова,