Тамплиеры – от основания ордена до наших дней. Тайны оккультизма тамплиеров Ритуалы тамплиеров


Церемония Спертого Воздуха является ритуалом, исполнявшимся при посвящении в шестую ступень Ордена Рыцарей Тамплиеров. Она празднует пробуждение плоти и отрицание прошлых заблуждений, а также символизирует перерождение через устроенное захоронение. Церемония была придумана в тринадцатом веке.

В своей первоначальной форме она не была исторической пародией, в которую она вылилась в дальнейшем. Отчеты об исполнении L’Air Epais в итоге усилили позицию короля Франции Филиппа IV в его кампании по уничтожению богатого ордена, который был запрещен в 1331-ом году.

Тамплиеры познакомились с дуалистической концепцией йезидов на Ближнем Востоке. Когда они побывали при Дворе Змея и в Святилище Фазана, где потворство было синонимом высшей власти, им открылось неведомое доселе прославление гордости и восхваление жизни. В результате они создали то, чему суждено было стать одним из важнейших ритуалов Сатанизма. Мученичество, что раньше считалось желанным, теперь воспринималось с отвращением и насмешкой, а неистовая гордость стала для мира последним олицетворением Тамплиеров. Философия Шейха Ади и йезидов, вкупе с накопленным богатством и людскими ресурсами Тамплиеров вполне могла увести Запад от христианства, не будь Рыцари остановлены. Даже после запрещения Тамплиеров, их свод гордых, жизнелюбивых принципов, спаянных с западным цело-ориентированным материализмом, не канул в небытие, что доказывает история любого пост-тамплиерского братства.

По мере того, как Тамплиеры набирали силу и власть, они становились все более материалистичными и менее духовно озабоченными. Поэтому, такие ритуалы, как Спертый Воздух, представляли собой утверждения, своевременные и приемлемые для тех, кто отворачивался от их раннего наследия самопожертвования, воздержания и нищенства.

Братские узы, олицетворяемые проведением L’Air Epais, должны были бы соответствовать тридцать четвертой степени Масонства, если бы такая степень существовала. Современный Шотландский Обряд кончается на Тридцать второй степени (Хозяин Царственной Тайны), к которой за особые заслуги может присваиваться дополнительная степень. Соответствующий по значимости статус достигается в ритуалах Йоркского Масонства на десятой ступени, которая несет титул Рыцаря Тамплиера.

Первоначально тамплиерское посвящение в Пятую степень символизировало прохождение кандидатом Дьявольского Перевала в горах, отделяющих Восток от Запада (владения йезидов). На перепутье кандидат должен был сделать важный выбор: либо сохранить свои нынешние пристрастия, либо ступить на Левый Путь по направлению к Шамбале, где он найдет обитель во владениях Сатаны, отвергнув недостатки и ханжество повседневного мира. Поразительная по своей похожести американская параллель этому ритуалу разыгрывалась в мечетях Древнего Арабского Ордена Знати Мистической Святыни, ордена для масонов тридцать второй степени. Знать грациозно уклонилась от любых обвинений в ереси, называя место за Дьявольским Перевалом не иначе, как владениями, где они «поклонялись в святилище Ислама».

L’Air Epais невозможно провести без безудержного богохульства в отношении христианской этики, поэтому она и была исключена из масонских ритуалов, остановив тем самым дальнейшее продвижение за Тридцать третью степень в Шотландских Обрядах и за Десятую ступень в Иоркских Обрядах. Орден Розового Креста людей из окружения Элистера Краули позволяет провести интересное сравнение в своем посвящении в Седьмую ступень (Adeptus Exemplis). В этом ритуале альтернативой Левому Пути было решение стать Дитем Бездны, что не так уж противоречиво и сомнительно, как это может показаться, учитывая их зачастую маккиавелианский modus operandi. Краули, далеко не глупый человек, устроил магический лабиринт с той целью, чтобы его ученики, чье сознание позволяет им идти по Правому Пути, никогда не смогли бы очутиться на Левом. К счастью, очень немногие и лишь самые достойные достигли ступени Adeptus Exemplis, тем самым удачно предотвратив проблемы, могущие возникнуть от подобных грубых спиритуальных встрясок.

Открыто антихристианская точка зрения, представленная в Церемонии Спертого Воздуха, позволила доносчикам на Тамплиеров классифицировать ее как «Черную Мессу».

После посвящения в Шестую степень, кандидат отвергал любую жизнеотрицающую духовность и осознавал материальный мир как предпосылку к высшим ступеням существования. Это утверждение перерождения, противопоставления радостей жизни небытию смерти. Посвящаемый в первоначальной версии L’Air Epais представлялся в образе святого, мученика или другого образчика безликости. Это делалось для подчеркивания перехода от самоотрицания к потворству себе во всем.

Церемония перерождения происходит в большом гробу. Гроб содержит нагую женщину, чья задача — пробудить вожделение в «мертвеце», которого кладут к ней. L’Air Epais может служить двум целям — отрицание смерти и посвящение жизни или богохульство по отношению к тем, кто жаждет страдания, дискомфорта и небытия. Посвящаемый, жизнелюбивый по своей сути, может освободиться от позывов к самоунижению, с готовностью «умерев», и изгнав таким образом саморазрушительные мотивации, которыми он мог быть наделен.

L’Air Epais является церемонией, в которой человек преодолевает идею смерти и выводит ее из своей системы, превращая орудия смерти в инструменты вожделения и жизни. Гроб, главный ритуальный атрибут, содержит олицетворение силы, которая сильнее смерти, — вожделение, что порождает новую жизнь. Это перекликается с символизмом гроба, присутствующим, правда, с эвфемистическим налетом, в большинство-ритуалов масонских лож. Если посвящаемый обладает явными мазохистскими наклонностями, он может через перенесение стать суррогатом для тех членов конгрегации, которые наделены теми же чертами. Он испытывает нечто худшее, чем смерть, когда внутри гроба вместо духовной награды, на которую он надеялся, ему предстают неожиданные страсти, от которых он долго воздерживался, (Если в роли посвященного выступает гомофил, гроб должен содержать другого мужчину. В соответствии со всеми аспектами ритуала элемент удовольствия должен быть тем, что с наибольшей степенью вероятности отрицалось в жизни посвящаемого.) Самому страшному наказанию всегда подвергается тот, чье воздержание превратилось в потворство. Отсюда и предостережение: причиной гибели хронического любителя дискомфорта становится награда потворства. В данном случае это может служить интерпретацией обиходной фразы «губить милостью».

Когда в более поздних, мемориальных версиях L’Air Epais посвящаемый представлял «божьего человека», ритуал принимал на себя миссию ослабления структуры представляемой им организации. Как отмечал Льюис Спенс и другие писатели, этот фактор привносит в ритуал элемент Messe Noir.

Название Спертый Воздух подразумевает как специально нагнетаемую атмосферу в начальных стадиях церемонии, так и близость в гробу.

Когда исполнение L’Air Epais возобновилось в 1799 году, оно стало празднованием успешности проклятия, наложенного Жаком де Молэ, последним из Великих Предводителей Тамплиеров, приговоренным к смерти вместе со своим Рыцарями, на Филиппа и Папу Климента V-го. Нижеследующий текст включает в себя настоящее проклятие, наложенное де Молэ на Короля и Папу. Хотя диалог Жреца Сатаны, Короля и Папы представлен на современном литературном французском, речь де Молэ была оставлена в первоначальном высокопарном слоге.

Дьявольская литания девятнадцатого века Джеймса Томпсона Город Ужасной Ночи с давних пор используется в качестве Обличения. Сомнительно, чтобы какие-либо иные слова лучше подойдут для этой цели. Фрагменты текста можно встретить в драме Рейнуара Les Templiers 1806-го года.

Многочисленные проявления Сатанизма в масонских ритуалах, таких, например, как козел, гроб, череп и т.д. легко могут быть эвфемизированы, но отрицание определенных ценностей, которого требует L’Air Epais, не может быть замаскировано признанными теологиями. Принимая эту степень, посвящаемый вступает на Левый Путь и выбирает Ад вместо Рая. Помимо того, что Спертый Воздух может рассматриваться как ритуал и как церемония, он является memento mori в сильнейшем проявлении.

Глава девятая. Тайные обряды инициации

Самые тяжкие обвинения, выдвинутые королем Филиппом против тамплиеров (и до сих пор притягивающие к себе внимание широкой публики), касаются тайных ритуалов, которые сопровождали вступление в орден. Всем арестованным братьям задавали вопрос, что происходило во время их приема в члены ордена. Ответы подразделялись на две категории. Согласно первой, прием проходил по обряду, описанному в уставе.

Поскольку церемония приема описана во французской (старофранцузской) версии устава, она была вполне доступна для ознакомления: умевшие читать могли это сделать лично, а также прочитать вслух тем, кто чтению был не обучен. Поэтому тайной церемония приема была не в том смысле, что никто не мог проведать, в чем она заключалась, - просто на эту церемонию не приглашались ни члены семьи, ни друзья.

Вот основные пункты процедуры вступления в орден.

Пожелавшего стать тамплиером прежде всего приводят в помещение, примыкающее к залу, где члены ордена обычно проводят свои еженедельные собрания. Там новичку задают несколько вопросов.

Первый вопрос касается его желания вступить в орден: «Брат, просишь ли ты общества нашего дома?» Если он отвечает утвердительно, новоприбывшему следует поведать о великих лишениях и тяжких страданиях, которые ему придется переносить, а затем спросить, готов ли он стать слугой и рабом дома вовеки и до конца своей жизни. О тяготах жизни тамплиера говорится несколько раз, и подобные вопросы не являются чем-то особенным - любой человек, вступающий в духовный орден, предупреждается о том, что ему придется беспрекословно повиноваться своим начальникам. Это относится к бенедиктинцам, цистерцианцам, францисканцам, доминиканцам и прочим орденам. Однако предполагалось, что мужчины, получившее воспитание и обучение рыцарей, не так склонны к повиновению, как большинство простых монахов.

Если эти сведения о нелегкой судьбе храмовника не отпугнут кандидата, то ему зададут вопросы, касающиеся причин, по которым он не сможет стать членом ордена. Женат ли он? Состоит ли в каком-либо другом ордене? Есть ли у него долги, которые он не в состоянии вернуть? Не страдает ли он заразной болезнью?

Если ответы на эти вопросы окажутся удовлетворительными, то один из братьев, проводивших опрос, заходит в зал собраний и говорит магистру: «Господин, мы говорили с этим достойным человеком, который ждет снаружи, и описали ему лишения дома по мере наших способностей и знаний. И говорит он, что желает быть слугой и рабом дома…»

Затем в зал вводят кандидата. Он преклоняет колена перед магистром, соединяет ладони и говорит: «Господин, вот я пред Богом и вами, и пред братьями, и прошу вас во имя Господа и Девы Марии ввести меня в ваше общество и под покровительство дома как человека, который желает быть слугой и рабом дома вовеки».

После этого магистр еще раз пытается разубедить его. «Добрый брат, - говорит он, - ты просишь о великом, ибо в нашем ордене ты видишь лишь внешнюю сторону. Видишь ты, что есть у нас добрые кони и оружие, славная пища и питье, и красивые одежды есть у нас, и кажется тебе, что легко тебе будет с нами, но все сие суть видимость. Ты не знаешь о суровых заповедях, что лежат в основе нашей жизни, и тяжко будет тебе, который ныне сам себе господин, стать слугой для других. Ибо вряд ли когда-нибудь еще ты будешь делать то, что хочешь: если захочешь ты пребывать в землях по эту сторону моря, пошлют тебя за море; и если захочешь ты быть в Акре, пошлют тебя в земли Триполи, или Антиохии, или Армении… и если ты пожелаешь спать, тебя разбудят, а если ты пожелаешь бодрствовать, тебе прикажут лечь в постель».

Если кандидат не принадлежит к знати, то ему сообщают, что он будет сержантом. Это означает еще более тяжелое испытание, ибо ему придется выполнять работу, которую он может счесть для себя недостойной. Магистр не смягчает своих слов. Он перечисляет все докучливые виды работ, которые прикажут выполнять новому брату. Что до меня, то я бы переменила свои планы, когда магистр в этом перечислении добрался до ухода за свиньями и верблюдами. Но многие мужчины оставались тверды в своем желании вступить в орден.

Затем кандидата просят выйти и ждать решения собрания. Если это решение благоприятное, его вновь вводят в зал и еще раз спрашивают, готов ли он переносить все тяготы, о которых ему ранее говорили.

Когда он подтверждает свою готовность, магистр поднимается со своего места и просит всех встать и вознести молитву «Господу нашему и Деве Марии, дабы он преуспел в этом». Каждый читает «Отче наш», после чего брат капеллан читает молитву Святому Духу. Затем тот, кто готовится стать братом, кладет руки на Евангелие, и его в последний раз спрашивают, нет ли каких-либо причин, которые могут воспрепятствовать его вступлению в орден.

После этого с кандидата берут клятву. Это происходит следующим образом. Магистр вопрошает его: «Клянешься ли ты Господу и Божьей Матери, что отныне во все дни твоей жизни ты будешь повиноваться магистру Храма и любым приказам, которые тебе отдадут? Клянешься ли ты Господу и Святой Деве Марии, что все оставшиеся дни своей жизни ты будешь хранить целомудрие? Клянешься ли ты Господу и Деве Марии, что все оставшиеся дни свои ты будешь жить без какого-либо имущества? Клянешься ли ты Господу и Святой Деве Марии, что все оставшиеся дни свои будешь жить согласно обычаям нашего дома? Клянешься ли ты Господу и Святой Деве Марии, что все оставшиеся дни своей жизни будешь помогать со всей силой и мощью, данной тебе Богом, в защите святой земли Иерусалима, а также защищать и спасать всех христиан, кто в этом нуждается? Клянешься ли ты Господу и Святой Деве Марии, что ты никогда не оставишь орден, если не будет на то разрешения магистра?»

На каждый из этих вопросов кандидат отвечает: «Да, если это угодно Богу».

Наконец магистр говорит: «Мы, именем Господа и Святой Девы Марии, и именем своего господина святого Петра из Рима, и именем нашего святого отца Папы, и всех братьев Храма, вводим тебя во все блага дома, что были от начала и пребудут до конца… и ты также вводишь нас во все благие дела, что ты свершил и свершишь. И мы обещаем тебе хлеб, и воду, и бедную одежду дома, и много боли и страданий».

Затем новому тамплиеру дают его облачение - белый плащ для знатных рыцарей, черный или коричневый для сержантов. Капеллан читает сто тридцать второй псалом «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Братья вновь читают «Отче наш», и магистр поднимает вновь поступившего с колен и целует в губы.

Такой поцелуй считался традиционным способом закрепления клятвы. Этот обычай был принят и в религиозных сообществах, и при подписании договоров монархами, и при официальных приветствиях. Я вижу в подобном поцелуе чисто церемониальный акт, лишенный сексуальности. Уверена, что языки в этом деле не участвовали.

Таким образом, по крайней мере по уставу, прием новых членов в орден проходил весьма благочестиво. В церемонии не было ничего, что стоило держать в тайне. Просто тамплиеры предпочитали не приглашать посторонних.

Такая тяга к закрытости и должна была привести их к катастрофе. В сознании многих людей всякая секретность вызывает подозрение. В самом деле, если они не делают ничего дурного, то почему бы кому-нибудь не прийти и не посмотреть? Стало быть, какое-то богохульство имело место во время приема или же после приема совершался какой-то второй, дополнительный ритуал.

Этот предполагаемый второй ритуал и был описан в предъявленных тамплиерам обвинениях: после обычной процедуры приема новобранца якобы отводили в укромное место и велели ему заявить о своем отрицании Христа и плюнуть на распятие. Потом то ли он целовал магистра пониже поясницы и в пупок, то ли его целовали. Письменные свидетельства на этот счет расходятся. Этот ритуал, как правило, описывался теми тамплиерами, которых подвергли пытке или пообещали пытать, буде они не дадут инквизиторам желаемого ответа.

Проблема с протоколами допросов заключается в том, что все они написаны в третьем лице и не передают сказанного обвиняемыми дословно. Каждого храмовника спрашивали, принимал ли он участие во вменяемых ордену преступлениях. Обвинения зачитывались пункт за пунктом, и инквизитор записывал суть ответа.

Первое показание Великого магистра Жака де Моле, по сути дела, стало образцом для всех протоколов о тайных ритуалах при приеме в орден. Спустя девять дней после ареста, 24 октября 1307 года, Жак сказал инквизиторам, будто после того, как он получил белый плащ тамплиера, ему показали бронзовый крест с изображением Христа и велели отречься от Господа. И он сделал это, хотя и с глубоким отвращением (licet invictus). Затем ему приказали плюнуть на этот крест, но он вместо этого плюнул на землю. Наконец, его спросили, давал ли он клятву хранить целомудрие. «Да, - был его ответ. - Тогда они сказали, что я могу совокупляться с другими братьями, но я клянусь, что никогда подобного не совершал».

Признания других тамплиеров следовали этой схеме. Брат Пьер ла Верна, сержант, показал, что, после того как он получил плащ, ему было приказано поцеловать принимающего его брата между лопаток, и он это сделал. Затем ему велели отречься от Господа, ибо таков был обычай. Он и этот приказ выполнил «на словах, но не сердцем» (ore, поп corde). Брата Стефана понуждали целовать принимающего тамплиера в пупок, причем поверх одежды. Кроме того, он отрицал Христа также «ore, non corde» и плюнул рядом с распятием.

Эти два признания прозвучали в Париже. В Оверни брат Жан Далма д’Артон, рыцарь, сообщил, что его в 1299 году принимал в тамплиеры глава командорства Эмбар Блан, который сказал ему, будто отрицание Христа было одним из правил. Жак произнес требуемое, опять же «ore, non corde», и плюнул рядом с крестом.

В начале процессов речь шла только о требованиях отречься от Христа и плюнуть на крест, а также время от времени о разрешении совокупляться с другими братьями. По прошествии нескольких месяцев узникам стали задавать вопросы об идолопоклонстве. Об этом обвинении мы поговорим отдельно в главе «Бафомет».

Итак, многие тамплиеры утверждали, что их принимали в орден в полном соответствии с уставом, но те, кто признался в противном, давали показания по одному и тому же шаблону. Первые два действия (отрицание Христа и плевок на распятие) описываются идентично во всех признательных показаниях. Место «непристойного поцелуя» могло меняться, но предпочтение отдавалось пупку и точке пониже поясницы. Ни один из тамплиеров не признал, что совершал эти действия охотно. Все братья в сердце своем оставались верующими христианами - так они утверждали.

Какова же, по мнению обвинителей, была цель этих тайных ритуалов инициации? Неужели они действительно верили, будто всем вновь принимаемым тамплиерам тут же сообщали, к их величайшему изумлению, что они вступают отнюдь не в христианский орден, а в общество людей, отрицающих Христа и оскорбляющих распятие? Выглядит нелепым, что новобранец, готовый с восторгом отдать свою жизнь, сражаясь за Христа, в первый же день узнает, что орден существует вовсе не для этого. И не странно ли, что, уже якобы отрекшись от Христа, они должны были поклоняться некоему идолу, который многие называют Бафометом ? Не слишком ли много для первого дня пребывания на новой службе?

Согласно показаниям тамплиеров, после описанного ритуала жизнь ордена протекала как прежде. Братья продолжали посещать урочные церковные службы с чтением молитв и псалмов, хотя кое-кто показал на допросе, что священники пропускали слова благословения Тела Христова во время причастия. И воины ордена продолжали сражаться и гибнуть на Святой земле.

За что в таком случае они сражались и умирали? Если они приезжали на Святую землю не с целью защищать паломников и биться с язычниками и тем заслужить прощение своих грехов и обрести надежду попасть в рай, то что, спрашивается, они там делали? На этот счет существует немало теорий, но в ходе процессов ни один из признавших свою вину тамплиеров не смог объяснить, какими же верованиями они заменили христианскую веру. Они не утверждали, что приняли ислам. Они не говорили, что принадлежат к какой-либо еретической секте христианства. Они не считали себя катарами . И уж во всяком случае, никто из них не сказал судьям, что является атеистом - такого понятия вообще не существовало в те времена. Отсутствие какой-либо системы верований не имело прецедента в истории еретических движений. И все же если тамплиеры не были христианами, то они и не признались в принадлежности к какой-либо другой вере.

Похоже, на этом обвинители ордена споткнулись. Возможно, они рассчитывали, что люди сами заполнят этот пробел своими фантазиями о самых жутких формах ереси. Но мы в этом видим еще одну причину полагать, что все еретические ритуалы, сопровождающие прием в орден новых братьев, существовали только в воображении инквизиторов.

По мнению Алана Демюрже, в церемонию приема все же могли быть включены некоторые неортодоксальные элементы для испытания новичка. Однако мне представляется нелогичным требовать, чтобы принимаемый в орден человек отрекался от того, что как раз побуждает его в этот орден вступить, даже если это отречение является мистификацией. Я, конечно, не могу полностью исключить предположение Демюрже, поскольку наслышана о весьма странных обычаях инициации юношей и в наши дни, но все же склоняюсь к мысли, что в Ордене тамплиеров подобных ритуалов не было. Ведь ни один храмовник, дававший показания без угрозы пыткой, не подтвердил существования этих еретических обрядов.

Одно из самых тяжких обвинений касалось отвратительного требования отречься от Христа и плюнуть или даже помочиться на крест. Вслед за Демюрже некоторые историки полагают, что подобное требование могло иметь место, и интерпретируют это как испытание новичка на готовность к беспрекословному повиновению. По-моему, это сущий вздор. Все это не выходит за рамки предположений о той или иной форме еретического учения.

Сохраняя в тайне свои церемонии приема, тамплиеры создали условия для самых мрачных подозрений. Зачем они это сделали?

Наилучший ответ на этот вопрос дал Эмбар Блан, глава командорства в Оверни, который был арестован и подвергнут допросу в Англии. Вопреки показаниям Жана Далма, о которых шла речь выше, Эмбар утверждал, что во всех обвинениях нет ни слова правды. На вопрос, почему тамплиеры держали в тайне церемонию приема в орден, он ответил: «По глупости!» И добавил, что в этой церемонии не было ничего, «о чем нельзя было бы поведать всему миру».

Эмбар предпочел смерть в английской тюрьме признанию в том, чего никогда не совершал. Объяснение этого человека представляется мне наиболее разумным.

В течение многих веков люди пытаются разгадать смысл «тайных обрядов» тамплиеров. В главе «Тамплиеры и Людовик IX Святой, король Франции» я писала о некой истории, связанной с Людовиком IX, дедом Филиппа Красивого. Когда Людовик находился в плену у мусульман, у него взяли клятву, что буде король не доставит требуемый выкуп, то станет отступником, который отрицает Христа и плюет на крест. Другой пример. В летописи 1147 года, описывающей взятие Лиссабона крестоносцами, говорится, что защищавшие город мусульманские воины «показывали нам изображение креста и подвергали его осмеянию, они плевали на него, и вытирали им зады свои, и мочились на него».

Множество людей пытались представить себе, какая же религия соответствует показаниям, данным храмовниками под пыткой. Ни разу на процессе не прозвучало описания какой-либо системы верований, которая включала бы в себя эти якобы исполняемые ими ритуалы. Довольно странный вид ереси, которая не встроена ни в какое вероучение. Опираясь на имеющиеся в нашем распоряжении сведения, я вынуждена прийти к выводу, что тайной процедуры приема в орден, по-видимому, не существовало, и уж во всяком случае не существовало еретической альтернативной веры, которую исповедовали тамплиеры.

Орден рыцарей Храма был создан для служения Господу и защиты христиан, и братья ордена жили и умирали с верой, что именно это они и делают.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Обряды и инициации Каждая личность рассматривает свою жизнь как последовательную форму перехода от одного возрастного периода к другому. Каждый этап характеризуется своими достоинствами и недостатками и физическим состоянием организма. Так раннее детство (от рождения

Из книги Боги Третьего рейха автора Кранц Ганс-Ульрих фон

Глава 3 Обряды и ритуалы СС Дорога ведет в пропасть В тот день я еще раз заехал в отель «Инка», чтобы проверить, не пришел ли Шпеер. Подниматься в номер я не стал, просто позвонил с низу. Ответом были все те же длинные гудки. Может, следует заявить в полицию? Я решил подождать

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Тайные обряды северян В феврале 1598 года русские подданные присягали Борису Годунову. В клятвенном обещании новому царю были и такие слова: «…в естве и в питье, и в платье или в ином в чем лиха напасти не учиняти; людей своих с ведовством, да и со всяким лихим кореньем не

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Глава 13. Языческие обряды и празднества XI - XIII вв. Драгоценнейшим свидетельством древней календарной регламентации языческих аграрных молений является разобранный выше календарь IV в. н. э. из Киевщины. Отштампованные на сосуде для священной воды знаки этого календаря

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Глава восьмая ОБРЯДЫ И БОГОСЛУЖЕНИЕ В римской религии не было ни откровения, ни догматов, ни установленного вероучения: главным ее требованием было строгое соблюдение установленных обрядов. Но религиозная практика вовсе не исключала свободы экзегезы и умозрения, так

Из книги Повседневная жизнь викингов IX–XI века автора Будур Наталия Валентиновна

Глава семнадцатая ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ Человеческая жизнь очень недолга, и рано или поздно наступает смерть. В разные эпохи люди по-разному относились к смерти, отсюда и разное отношение к погребальному обряду.Представления о смерти и Ином мире тесно связаны с

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Глава 16 Смерть и погребальные обряды Существует одна - очень важная - особенность архаического сознания. Первобытный человек практически не воспринимал идею «естественной» смерти. Кто-то умер? Значит, на него «навели порчу», околдовали. Или сам умерший не был

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава десятая. Погребальные обряды В римских погребальных обрядах нашла выражение смесь самых разнообразных чувств и понятий: древняя вера в то, что душа человека и после смерти продолжает в подземном царстве существование, подобное тому, что и при жизни, тщеславное

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава VI Житейско-религиозные обряды пробужденцев. Общеупотребительные из них следующие: крещение, брачный обряд, призыв души обратно в тело, выкуп жизни опасно больного, проводы души умершего.Разберем по очереди каждое из них.Крещение.В третий день по рождении ребенка

Из книги Мистерия пирамид. Тайна Сфинкса. автора Шох Роберт М.

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Об инициации молодых людей Рассказывая об обрядах перехода, следует упомянуть, что исландская цивилизация, похоже, не имела особенных обрядов для перехода молодых людей в статус взрослых. Жорж Дюмезиль усматривал в длинном повествовании Снорри Стурлусона из «Младшей

Из книги Цивилизация Древней Греции автора Шаму Франсуа

Глава шестая ОБРЯДЫ И БОГИ Для большинства наших современников греческая религия - это главным образом легенды, к которым наши поэты и художники, начиная с эпохи Возрождения, часто обращались, подражая греческим и латинским предшественникам. Эта мифологическая память

Из книги Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) автора Дорошенко Е А

Глава III. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ На протяжении многих веков зороастрийцы сохраняли свои культы, обычаи и обряды. В условиях постоянных преследований они жили замкнутой общиной, высшая духовная прослойка строго следила за правильностью исполнения всех обрядов.

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Сношения с Польшею, Римом и другими иноземными государствами. - Обручение с Мариною Мнишек. - Тайные сношения бояр с королем. - Медлительность Мнишка. - Ксения. - Приготовления к войне с турками. - Маневры. - Казнь стрельцов и дьяка Осипова. - Гибель

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

Глава 2 Таинства и обряды в жизни христиан Беларуси 2.1. История таинств Основные христианские обряды – это таинства, которые имеют огромное значение в жизни человека и без которых он не может себя ощущать полноправным христианином, частью церкви. Дадим определение

5 366

Уже во времена своего деятельного существования Орден тамплиеров в глазах современников виделся как некий магический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. (Эпохой раньше их подозревали бы в шаманизме). Считалось, что многие из тамплиеров связаны с «темными силами». Еще в 1208 году папа Иннокентий III призвал храмовников к порядку вследствие их «нехристианских действ и заклинания духов».

Известно, что тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. «Церковность» при этом понималась в ее изначальном смысле — от греческого «ekklhsia», то есть «общность» людей, объединенных идеей.

Несколько слов о гностиках. Гностики — александрийская секта, основанная на секретных доктринах раннего христианства. Гностики интерпретировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от посторонних и учили только небольшую группу специально посвященных лиц.

Гностики искали (и полагали, что нашли) Истину с большой буквы. Основой ее они считали Гносис (греч. «gnosis» — «знание»), то есть тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе ведет к Спасению. Зло в мире считалось возникшим изначально в результате «ошибки технологии». Уничтожение его происходит лишь постепенно, в ходе мирового процесса восстановления планировавшейся гармонии, ускорить который помогают опять же пророки и божественные посланники. Бог, по учению гностиков, скрыт и непознаваем. Но в то же время это — верховный истинный Бог. Большинство же людей (не относящихся к гностикам) поклоняются неистинному Богу, образ которого они запечатлевают в форме икон и фресок. Между тем это — всего лишь производное от истинного Бога, отец не мира, но «лжи этого мира», то есть Дьявол. Впрочем, для гностиков Дьявол был не отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений.

Тамплиеры, в частности, заимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове — факел с тремя языками пламени. Правая рука мужская (с латинской надписью «solve» — «разрешай»), левая — женская (с надписью «coagula» — «сгущай»). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее рога, борода и уши складываются в ПЕНТАГРАММУ (известную нам как пятиконечная звезда). У христианских иерархов эта голова, понятное дело, ассоциировалась с Дьяволом. И впоследствии факт поклонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину. Между тем пентаграмма еще у пифагорейцев являлась символом здоровья и опознавательным знаком общины.
Андрогин гностиков у тамплиеров имел свое имя, назывался Бафометом.

Бафомет (Baphomet) — прочитанное справа налево слово «Temophab», означающее «Templi omnium hominum pacis abbas», то есть «Настоятель храма мира всех людей». Под этим термином тамплиеры понимали эманацию мирового «Мы», астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.
Все это было на виду. Однако более поздние исследования показали, что, скорее всего, внутри Ордена тамплиеров имелся узкий крут посвященных, которые разрабатывали и охраняли от посторонних куда более глубокую оккультную доктрину, чем могли себе представить гонители храмовников.
В XVIII веке в Гамбурге нашли два документа, относящихся к средневековью. Они содержали тайное уложение для храмовников, достигших «внутреннего круга» Ордена, и дополняли церковный устав. Это были «Устав избранных братьев» и «Устав утешенных братьев». В своей книге «История ордена храмовников и крестовых походов» Жерар Себанеско подробно комментирует эти тексты и доказывает, что речь в них идет об указаниях, целью которых было сохранить тайны оккультной иерархии, строго отделенной от остальных членов Ордена.

Существует множество версий об эзотерических тайнах, столь ревностно оберегаемых тамплиерами. И в наши дни продолжают появляться труды, посвященные этой теме. В своей удивительной книге «Жан де Фодоас» писатель-оккультист Морис Магр выдвигает гипотезу, согласно которой тамплиеры во время сражений использовали заряженную магией фигуру Бафомета. Она якобы обеспечивала им победу до тех пор, пока не была у них украдена в ходе одного из сражений христианской армии с монгольскими захватчиками в Богемии.

Морис Магр добавляет:
«Вполне вероятно, что все великие завоеватели, которые оставили свой след в судьбах различных народов, использовали магию, что позволило им управлять мировыми силами в своих интересах».

Мы не верим в магию, а потому не будем всерьез рассматривать этот последний тезис, но, похоже, храмовники самого высокого ранга действительно обладали эзотерическими познаниями. Находясь в Турене, в донжоне замка Шинон, они рисовали на стенах своих камер символические граффити, которые целые поколения эрудитов пытаются расшифровать.

Современный алхимик Эжен Канселье, автор книги «Два жилища алхимиков», считает, что ему удалось истолковать самый загадочный и сложный из этих рисунков. Согласно его версии, тамплиеры знали, как будет развиваться земной цикл вплоть до Апокалипсиса.

«На стене одной из камер, — пишет Канселье, — тамплиеры, сидящие в донжоне замка Шинон в ожидании казни, оставили среди других не менее интересных граффити краткую схему развития природы. На боковине дверного проема выделяется процарапанный стилетом на мягком камне круг, правая сторона которого едва намечена и решительно заштрихована вертикальными линиями. Действительно, золотой и серебряный века закончились, когда в 1308 году адепты ордена Храма представили потомкам изображение безжалостного хода времени. Вот почему гномон на космическом циферблате, проведенный из меньшего круга с буквой «S» в центре («S» — первая буква французского слова «soleil» — солнце), разделяет на две половины верхний сектор, то есть бронзовый век. Одна половина — это прошедшие триста лет, а другая — будущие триста лет, на ней еще стоит буква «В», которая у римлян обозначала число 300. Эти шесть веков помечены также буквами А, В, С, D, Е, F. Буква «А» крупнее, чем другие, и соединена фигурной скобкой с другой буквой «А», расположенной прямо над ней, что символизирует два упомянутых века. Справа и немного выше Солнца мы видим Луну и Землю — круг, перечеркнутый крестом, жизнь, которая завершится с концом железного века, обозначенного в нижней четверти круга. Стилет неизвестного тамплиера неумолимо двигается дальше, чтобы, достигнув вертикала, отметить великое смятение в шуме труб. Вот тогда Избранные и смогут повторить пророческие слова прорицателя из Патмо:
«Я видел новое небо и новую землю; потому что первое небо и первая земля исчезли, а моря больше не существовало».

Довольно вольная трактовка, не находите? Мы еще не раз встретимся с тем, как оккультисты вольно трактуют деяния предшественников. А пока попытаемся ответить на вопрос, а чего, собственно, добивались тамплиеры, укрепляя и расширяя свой Орден.
Конспиролог Жан Маркес-Ривьер в своей книге «История эзотерических доктрин» дал определение политическому аспекту деятельности внутреннего кружка Ордена Храма:
«Похоже, в самом Ордене была вдохновляемая строгим эзотеризмом группа, имевшая тайную цель захватить власть».

Итак, власть тамплиерам нужна была для того, чтобы объединить западный мир и стать его настоящими оккультными правителями. Какое средство они собирались использовать для осуществления своего замысла? Фактический союз светской и религиозной власти? Однако для этого необходимо было примирить Крест христианства и Полумесяц ислама, превратив Средиземное море из разделяющей пропасти в центр единения мировых религий.

Тамплиеры, не ограничивавшиеся одними мечтами об идеальном обществе, прекрасно понимали, что для того, чтобы рано или поздно исчезло противостояние между христианским миром и Востоком, надо методически развивать коммерческие контакты между двумя сторонами. Руководители Ордена всячески стремились взять под свой контроль промышленность, торговлю и финансовые отношения между христианским и мусульманским мирами. Замысел тамплиеров имел в виду подрыв существующих норм, полную реорганизацию традиционной структуры человеческого общества, причем Европа была лишь промежуточным этапом на пути реализации этого проекта.

Хотя к большинству политических руководителей той эпохи тайный кружок тамплиеров относился лишь как к пешкам и слепым исполнителям своей воли, были и некоторые исключения. В частности, император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен был, возможно, одним из посвященных в дерзкий план. В частности, невзирая на сильное возмущение Рима, он устанавливал контакты с мусульманскими адептами, вместо того чтобы идти на них крестовым походом. Вне всякого сомнения, этот император Германии не был пешкой в чужой игре — напротив, он достиг высших кругов посвящения. Именно он в 1228 году председательствовал за «круглым столом» в Акко, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.

И по сей день в самом гористом и наименее посещаемом туристами месте, в итальянской провинции Апулия, в предместье города Андрия, расположен огромный укрепленный замок, который построил Фридрих II. Кое-кто называет это сооружение Замком хозяина мира. Эта массивная крепость, Кастель дель Монте, построена в полном соответствии с восьмиугольным планом, как и часовни тамплиеров. Хотя впоследствии замок служил резиденцией высоких особ, он явно предназначался для других целей, в нем не было ни одной комнаты с утилитарным назначением: ни спален, ни столовых, ни гостиных. При жизни императора Кастель дель Монте, безусловно, использовался лишь по торжественным случаям для собраний и церемоний. Восьмиугольный план сохраняется и внутри замка: все комнаты расположены вокруг одной центральной, также восьмиугольной, комнаты хозяина. Вероятно, это помещение было Средней комнатой — наиболее скрытой и, следовательно, самой священной.

Символ креста присутствует во многих религиях мира и являет собой основной элемент веры. Православие также ставит его в качестве центральной фигуры и придает ему множество значений и функций: защиту и спасение от всякого зла. Но существуют и более древние символы креста, одним из них является крест тамплиеров. Он появился задолго до восхождения христианства и носит в себе сакральные языческие значения.

Такой амулет сможет уберечь вас от многих бед и придать необходимых сил, если вы будете правильно его применять.

Историческое значение

Внешне амулет выглядит как равно лучевой крест, заключенный в окружность, что являет собой характерную особенность кельтской символики.

Его историческое значение очень широко и многолико, так как подобный символ появился много веков назад, когда о христианстве на земле еще не слышали.

В своем первоначальном значении крест тамплиеров обозначает мир в своем единстве. Четыре равноценных луча говорят о том, как устроен мир: солнце, земля, вода и воздух едины в своей совокупности и олицетворяют собой все живое в нашем мире. Свое первое название крест тамплиеров получил, исходя из подобно трактовки амулета: круг солнца.

Что связывает крест тамплиеров и христианство

В наши дни амулет крест тамплиеров и христианство прочно связаны между собой, что достаточно удивительно, так как подобный амулет изначально несет в себе языческое значение, что для православия недопустимо.

На этот счет имеется две основные теории, как крест тамплиеров мог проникнуть в христианскую религию:

  • По первой из теорий, кельтский крест появился как альтернатива между традиционным христианским распятием и языческим символом веры. Подобное нововведение приписывают миссионерам, которые таким образом хотели упростить внедрение новой религии для ирландских островов.
  • По второй теории крест тамплиеров, которые представляет собой символ веры, заключенный в замкнутый круг, перешел в христианство как знак бесконечной веры в бога.

Обе теории усилено критикуются специалистами по религии и оккультным символам, но факт остается фактом: крест тамплиеров – это амулет, история которого насчитывает много веков. Такой талисман имеет большую силу, если его правильно использовать.

Значение креста тамплиеров

Запутанная и длинная история этого талисмана предполагает, что и значение самого символа достаточно сложно и многогранно. Можно выделить следующие основные функции креста тамплиеров:

  • Необычная форма талисмана помогает собирать и накапливать созидательную энергию, который затем может воспользоваться и владелец самого амулета.
  • Как и многие древние символы, такой талисман несет в себе мощный защитный заряд, способный уберечь вас от любого внешнего негатива.
  • Крест тамплиеров поможет вам избежать зло настроенных людей и потенциальных врагов.
  • Кроме того, такой амулет содержит в себе пентаграмму, которая, как известно, является мощным магическим символом. Из-за этого такой талисман часто применяют в различных магических ритуалах.
  • Если постоянно носить такой амулет, то вам будет во всем сопутствовать удача и успех.

Приобретенный заранее амулет следует правильно очистить от посторонних энергетических примесей, а затем активировать, вложив в него немного своей энергетики. Далее просто носите его постоянно при себе, желательно как можно ближе к телу.

Амулет бедного тамплиера

Существует еще одна разновидность креста тамплиеров, которая еще со средних веков получила название «амулет бедного тамплиера». Такой значение этому символу придавала его конкретно обозначенная роль в жизни человека: улучшить материальное положение.

Данная техника даже в прошлые века не подлежала широкой огласке: ею пользовались в основном знатные люди, которым требовалось увеличить свой капитал.

Изготовить подобный амулет бедного тамплиера достаточно просто, требуется лишь внимательно и ответственно подойти к самому ритуалу.

Выполняется он строго в строго определенный день и время: на тринадцатый лунный день, сразу после того, как солнце сядет за горизонт. Другие дни выбирать не следует, так как эффект от подобного мероприятия окажется слишком незначительным.

Для изготовления самого амулета вам потребуется:

Монета любого номинала, но обязательно в той валюте, в которой вам требуется получить прибыль.

  • Напильник.
  • Мелкая наждачная бумага для полировки металла.
  • Острая игла.
  • Лист белой бумаги.
  • Карандаш.
  • Острая иголка, желательно стерильная.

Прежде всего, вам следует изготовить сам талисман. Для этого при помощи напильника или подобного устройства следует убрать с монеты всю ту сторону, на которой отображен ее номинал. Для этого запилите все выступающие части, а затем тщательно отшлифуйте поверхность монеты.

Все эти действия нужны для того, чтобы затем, на подготовленной поверхности выгравировать при помощи острой иглы новое значение монеты: им станет та цифра, которая нужна вам в качестве увеличения капитала. Обязательно подпишите название валюты под новым номиналом, соблюдая одно простое правило: написанная вами валюта должна соответствовать самой монете и той прибыли, которую вы хотите получить. Говоря проще, на рублевой монетке нельзя написать долларовую валюту.

Ниже указанной суммы нарисуйте символ перевернутой пентаграммы.

Если подобные процедуры для вас трудно выполнимы, то можно просто отнести монету к специалисту по гравировке и подробно объяснить, что нужно сделать, на итог ритуала это не повлияет.

После того, как амулет бедного тамплиера готов, вам следует подготовить и подписать договор с высшими силами на получение необходимой вам суммы денег. Для этого вам следует перенести в натуральную величину изображение вашего нового талисмана в верхнюю часть белого листа бумаги.

Ниже следует написать сам текст заключаемого договора:

«Силы черного пламени дайте требуемые мне деньги, а долг я всегда верну». «Spero meliora – quaerens, quem devoret – ab ovo – bis dat, qut cito dat. Cessante caussa cessat effectus – exceptis excipiendis».

Обе фразы следует написать без помарок вашей рукой.

Теперь осталось только вам поставить свою подпись в нижней части листа с договором. Для этого новой иглой уколите свой указательный палец и оставьте в положенном месте кровавый оттиск его.

Когда договор будет подписан, его следует сжечь в пламени свечи, а пепел тщательно собрать и растворить в стакане воды. Полученную смесь следует выпить, только после этого ритуал считается завершенным.

Талисман с этого дня следует носить постоянно при себе, лучше всего в кошельке, словно это обычная монета.

Рыцари-тамплиеры защищали Гроб Христа, но поклонялись Дьяволу...
Состоятельна ли версия Французской короны и Святой Инквизиции?


Ранним утром в пятницу, 13 октября 1307 года в замок Тампль - парижскую резиденцию Ордена тамплиеров (храмовников), - ворвался отряд вооруженных стражников, которыми командовал королевский советник Гийом де Ногарэ. Захваченные врасплох рыцари во главе с Великом магистром Жаком де Моле были арестованы, закованы в цепи и заключены в темницу своего же замка.
В тот же день во французских провинциях были схвачены все находившиеся во Франции рыцари Ордена Храма. Орденские замки и дома оказались под надзором королевских чиновников, а все имущество тамплиеров присвоила казна.
14 октября королевские бальи зачитали на городских площадях обвинения в ереси и отсупничестве от веры, которые французский король Филипп IV Красивый выдвинул против храмовников...

Процесс над тамплиерами

Начался долгий процесс над тамплиерами. В течении семи лет инквизиторы Филиппа Красивого пытками и угрозами выбивали из арестованных храмовников признания в самых страшных грехах: сатанизме, надругательстве над крестом и святыми дарами, содомии. Почтенный архиепископ Нарбоннский, бывший хранителем королевской печати, отказался участвовать в этом позорном фарсе. Тогда король назначил хранителем печати своего самого продажного и лживого клеврета - "рыцаря" Гийома де Ногарэ, готового на любые мерзости и преступления для того, чтобы заслужить благосклонность монарха. Ему под стать были помощники - личный духовник короля Гийом Эмбер (Гийом Парижский), ставший великим инквизитором Франции, и брат королевского первого министра Жан де Мариньи, получивший титул епископа Санского.
Назначение руководителями процесса над тамплиерами этих отъявленных мерзавцев оправдало ожидания Филиппа. "Нет такой низости, такого преступления, к которым бы ни прибегли судьи в ходе этого процесса...", - писал Морис Дрюон, автор известных хроник из серии "Проклятые короли".
Главными свидетелями обвинения стали несколько бывших храмовников, исключенных из Ордена за уголовные и сексуальные преступления. Среди этих ренегатов особой подлостью выделялся некий Эскен де Флойран - бывший приор Монфоконский, приговоренный в свое время Великим магистром за убийство одного из рыцарей к пожизненному заключению. Он охотно подтверждал немыслимые обвинения инквизиторов и, стараясь угодить королевскому канцлеру, сам выдумывал еще более страшные грехи. В качестве "свидетелей" обвинения выступили также королевские чиновники. Например, советник-легист Рудольф де Прелли развлек суд трогательным рассказом о неком тамплиере по имене Жервэ, который, "рыдая", якобы поведал ему о "страшных тайнах и грехах" Ордена.
Но кроме клеветы предателей и чиновничьих сплетен суду нужны были признания самих обвиняемых. Абсолютное большинство арестованных рыцарей, несмотря на длительное заключение и угрозы судей, с возмущением отвергли нелепые выдумки обвинителей. Тогда судьи решили прибегнуть к пыткам.
Вот протокол допроса рыцаря Ангеррана де Мильи. Великий инквизитор Гийом Эмбер требовал от подсудимого признать, что тамплиеры при вступлении в Орден должны были отречься от Христа, что они совершали акты мужеложества, поклонялись дьявольским истуканам, отвергали мессу и святые дары. Когда рыцарь отказался отвечать на провокационные вопросы, по приказу Эмбера палачи раздробили ему обе ноги, раздавили пальцы рук, жгли тело раскаленным железом, вздернули на дыбе...
Многие подсудимые не выдерживали истязаний.
- Разве это я сознался на вашем допросе? - заявил один из тамплиеров судьям. - Разве это я взял на душу чудовищный и нелепый плод вашей фантазии? Нет, господа! Это пытка спрашивает, а боль отвечает!
Пытка спрашивала, а боль отвечала - так канцлер, инквизитор и епископ собирали обвинительные доказательства против храмовников.
Ужасными пытками королевские инквизиторы вырвали "признания" у 136 тамплиеров. Однако на открытых процессах прочти половина из подсудимых отказалась от самооговоров. Только в 1310 году и только в Париже, на поле близ монастыря Святого Антония, были заживо сожжены 54 рыцаря, которые отреклись от насильственно вырванных показаний. В Реймсе, Руане, Каркассоне, по всей Франции сжигали сотни "вторично впавших в грех" тамплиеров, решившихся протестовать против пыток инквизиции.

Предательство папы

Оказавшись в лапах палачей Филиппа Красивого, храмовники первое время надеялись на заступничество папы римского - ведь Орден Храма несколько столетий верно служил Святому Престолу, защищая веру Христа и интересы папской курии в Палестине и на Ближнем Востоке.
Но эти надежды были тщетны! Ничтожный и трусливый папа Климент V боялся возрожать могущественному королю Франции - он слишком хорошо помнил судьбу двух своих предшественников, Бонифация VIII и Бенедикта XI, которые были убиты по приказу "христианнейшего монарха". Активным участником заговора против понтификов был тот же вездесущий Гийом де Ногарэ, за убийство Бонифация VIII получивший от короля рыцарские шпоры и титул...
12 августа 1308 года Климент V специальной буллой, лицемерно названной "Творя милосердие...", утвердил постфактум репрессии французской короны против тамплиеров.
Король потребовал распустить Орден Храма, но созванный папой в октябре 1311 года во Вьенне XV-й Вселенский собор отказался уничтожить самый славный и могущественный союз рыцарей-крестоносцев: лишь четыре кардинала из 140 проголосовали за упразднение ордена! Кардиналы требовали беспристрастного расследования. Тогда Филипп появился на соборе во главе войска и силой заставил перетрусившего папу единолично распустить орден.
2 мая 1312 года Климент V подписал буллу "К провидению Христова наместника...", согласно которой Орден Храма был распущен, а его имущество - передано Ордену госпитальеров.
Так Святой Престол предал тамплиеров...

Обвинение и казнь

К весне 1314 года обвинительный приговор против тамплиеров был готов. 17 марта в Соборе Парижской богоматери собрались судьи во главе с Гийомом де Ногарэ и епископом Санским.
В качестве главных подсудимых в собор были доставлены бывшие руководители Ордена Храма: великий магистр Жак де Моле, генеральный визитатор Юг де Пайрандо, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и командор Аквитании Жофруа де Гонвилль.
Четыре старика в грязных лохмотьях, измученные семилетним заключением, голодом, пытками и унижениями, стояли перед королевским трибуналом, блистающим яркими одеждами и драгоценностями.
"Солнечные лучи играли на золоченых митрах, на епископских посохах, на пурпуровых кардинальских одеяниях, на багрово-красных сутанах епископов, пробегали по бархатным, отороченным горностаем коротким мантиям, золотили обнаженные клинки. Эта роскошная игра красок, эти яркие блики еще резче подчеркивали контраст между группой обвиняемых и пышным судилищем..., между судьями и четырьмя старыми, оборванными тамплиерами, которые стояли, прижавшись друг к другу, неразличимо серые, будто изваянные из пепла".
М.Дрюон. Железный король. Глава IV.

Под диктовку Ногарэ королевский суд обвинил рыцарей Храма в поклонении идолам, богохульстве и ереси. В обвинительное заключение были включены все самые дикие и невероятные выдумки, пришедшие в голову инквизиторам и их добровольным помощникам - так называемым "свидетелям". Тамплиеров обвинили в том, что они отрекались от Христа, плевали на крест, предавались разврату, поклонялись демону Бафомету и неким "Говорящим Головам", которых использовали в своих колдовских ритуалах, что еще они поклонялись черной кошке - олицетворению Сатаны, - и что черные кошки участвовали в заседаниях капитула Ордена, что они жарили младенцев и их жиром мазали дьявольских идолов...
Торжественный голос папского легата кардинала Альбано, зачитывавшего бредовый приговор, величаво плыл под огромным куполом собора. Казалось, тамплиеры были раздавлены тяжестью выдвинутых против них обвинений...

И вдруг с вершины лестницы прогремел громовой голос:
- Протестую!
И так мощны были его раскаты, что в первое мгновение никто не поверил, что вырвался этот крик из груди Великого магистра.
- Протестую против несправедливого приговора и утверждаю, что все преступления, приписываемые нам, вымышлены от начала до конца! - кричал Жак де Моле.
Казалось, вся толпа разом глубоко вздохнула. Судьи заволновались, не зная, что делать. Кардиналы растерянно переглядывались...
- Я виновен лишь в одном: что не устоял против ваших посулов, угроз и пыток. Утверждаю перед лицом Господа Бога, который внемлет нам, что Орден, чьим Великим магистром я являюсь, ни в чем не повинен...
М.Дрюон. Железный король. Глава IV.

Вместе с Жаком де Моле против приговора королевского суда выступил приор Нормандии Жоффруа де Шарне.
- Мы - рыцари Христа! - кричал он, когда стража волокла подсудимых обратно в темницу. - Устав наш святой, справедливый и христианский...
Филипп Красивый был в ярости. Семь лет потратил он и его помощники на то, чтобы уничтожить Орден Храма и присвоить богатства тамплиеров, а два старика, полностью находящиеся во власти инквизиции, осмелились возрожать против королевского приговора. По требованию мстительного короля, великий магистр и приор Нормандии были приговорены к сожжению на медленном огне.
18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были заживо сожжены в Париже, на Еврейском острове - как раз напротив королевского дворца. Филипп и его свита любовались казнью стариков из окон дворцовой галереи.
В последний момент, когда пламя уже охватило тело, Великий магистр указал в сторону дворца и крикнул:
- Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..

ПРОКЛЯТИЕ
Великого магистра

Предсмертное предсказание Жака де Моле осуществилось и довольно скоро: через месяц после аутодафе на Еврейском острове, 20 апреля 1314 года предатель-папа умер от внезапного приступа дезинтерии - Климента V свели в могилу кровавый понос и приступы рвоты. Еще через месяц в страшных муках скончался палач-канцлер Ногарэ. А в конце того же года, 29 ноября 1314 года неожиданно умер король Филипп, всегда отличавшийся завидным здоровьем.
Было ли причиной скоропостижной смерти трех главных виновников гибели Ордена Храма проклятие Великого магистра или, как считают некоторые историки, к их умервщлению приложили руку тайные агенты тамплиеров, весьма сведующие в восточных ядах? Каждый волен выбирать ответ по своему вкусу...
Легенда гласит, что проклятие Жака де Мале пало и на потомство короля. Действительно, в течении нескольких лет умерли все наследники Филиппа Красивого: три его сына и внук. Прямая ветвь Капетингов пресеклась в 1328 году, когда погиб младший сын Филиппа - король Карл Красивый, правивший всего 6 лет. А вскоре вся Франция оказалась вовлечена в кровавые войны, смуты и междоусобицы, потрясавшие страну более ста лет.
Правда, некоторые историки объясняют беды, обрушившиеся на французский королевский дом в XIV-XV веках, кровосмесительными браками, которые в итоге привели к вырождению Капетингов. Доктор Огюст Бланше, автор исследования "Патология королей Франции", подсчитал, что практически все французские монархи женились на своих кузинах, тетках, племянницах. А в результате на престоле оказывались явно нездоровые монархи, такие как слабоумный король Людовик X, его жена Маргарита Бургундская, осужденная за разврат, ее сестра королева Жанна Хромоножка - развратница и садистка, ее внук король-чернокнижник Карл V, его жена королева Жанна Бурбонская, страдавшая приступами буйного помешательства, и, наконец, их сын - сумашедший король Карл VI и его супруга - развратница Изабелла Баварская, открыто жившая с братом короля и офицерами своей свиты.
Однако, паталогия Капетингов не может объяснить некоторые факты.
...В 1793 году, почти пять столетий спустя после смерти Жака де Моле, в Париже по приговору революционного Конвента был казнен "гражданин Луи Капет" - свергнутый король Франции Людовик XVI. Рассказывают, что когда опустился нож гильотины и голова короля упала в корзину, неизвестный человек выскочил из толпы на эшафот и, оросив руку кровью, хлеставшей из обезглавленного тела, торжествующе воскрикнул:
- Жак де Моле, ты отомщен!

Отречение от Христа
Клевета или тайный обряд?

Вернемся, однако, в XIV век. Хотя папа Климент в 1312 году специальной буллой подтвердил обвинения против Ордена Храма, тамплиеры были осуждены только во Франции. Даже в Англии, где король Ричард II под давлением своего тестя - французского короля, - запретил Орден, храмовники после недолгого ареста были освобождены. В других же странах - в Германии, Лотарингии, Испании, Португалии, Шотландии, на Кипре - тамплиеры были вообще полностью оправданы.
Таким образом, даже современникам было ясно, что обвинения, выдвинутые Французской короной и Святой Инквизицией против Ордена Храма, нелепы и фальшивы.
Однако, сейчас, почти через 700 лет после процесса, не все представляется столь однозначным. Многие серьезные исследователи полагают, что в ритуале Ордена существовали тайные обряды, которые пристрастное следствие могло счесть богохульными и еретическими.
В частности, французский историк Робер Амбелен, изучавший протоколы обвинительного процесса против тамплиеров, привел весьма любопытную статистику. По его данным, с 11 апреля 1309 года по 26 мая 1311 года инквизиторы допросили 225 членов Ордена. Практически все подследственные отрицали нелепые обвинение в поклонении дьявольским идолам или участии кошек в заседании орденского капитула. Однако, 107 храмовников - почти половина обвиняемых, - без всяких пыток признали, что при вступлении в Орден они, согласно обряду, должны были отречься от Иисуса Христа и плюнуть в сторону распятия.
Даже высшие руководители тамплиеров признали существование в орденской традиции обряда отречения.
Так, уже 24 октября 1307 года, то есть через неделю и два дня после ареста, великий магистр Жак де Моле на одном из первых допросов показал, что когда он вступил в Орден, он отрекся от Христа и плюнул, но не на крест, а в его сторону. Позже Жак де Моле заявил, что отречение было обычаем тамплиеров.
Командора Нормандии Жоффруа де Шарне принял в Орден рыцарь Амори де Ла Рош - знаменитый участник Крестовых походов и ближайший друг короля Людовика IX. "Приняв меня в орден и возложив на меня плащ, мне принесли распятие, - рассказывал де Шарне следователям. - Брат Амори приказал мне не верить в того, чье изображение я вижу, ибо это лжепророк, а не Бог".
Кипрский командор Бодуэн де Ардан, принимая в орден Жерара де Пазажио, подал ему деревянное распятие и спросил:
- Веришь ли ты, что это - Бог?
Тот ответил, что видит перед собой образ Христа. На это командор ответил:
- Не верь! Это лишь кусок дерева... Наш Господь - на небесах.
О том,что во время обряда посвящения рыцарей заставляли отрекаться от Христа и плевать на крест, сообщили генеральный визитатор Ордена во Франции Юг де Пайрандо, генеральный прокурор Ордена при папском дворе Пьер де Бониа, командор Нормандии Жоффруа де Шарне, командор Аквитании и Пуату Жоффруа де Гонвилль, интендант в Шампани Рудольф де Жизи и другие выскопоставленные храмовники. В своих показаниях Юг де Пайрандо отметил, что отречение являлось неотъемлемой частью орденского Устава, а Рудольф де Жизи признал, что все тамплиеры должны были отречься от Христа.
Судя по документам, избежать испытания отречением было трудно: когда брат Жан Бертальди во время принятия в Орден отказался от святотатства, руководивший церемонией брат Менарди пригрозил ему заключением в тюрьму. В то же время, капеллан Ордена Жиль де Ротанжи заявил в показаниях 28 января 1310 года, что отречение от Христа не обязательно входило в обряд посвящения и в некоторых случаях не требовалось.
Сами тамплиеры объясняли столь богохульный обычай тем, что таким образом руководители Ордена испытывают твердость веры нового брата. Впрочем, другие полагали, что речь идет о проверке обета слепого подчинения старшим. Робер Амбелен заключает, что "в действительности оба объяснения были, по видимому, справедливы, а сам обряд позволял руководителям ордена сразу же "классифицировать" неофита".
Другие исследователи считают, что обряд отречения символизировал глубину падения грешника, которого должно исправить братство. Чарлз Уильям Гекерторн был убежден, что во время принятия нового брата храмовники разыгрывали евангельский сюжет, связанный с троекратным отречением Апостола Петра от Христа. "Такой обряд, - замечает Гекерторн, - не должен удивлять нас в таком веке, когда церкви превращались в театры, когда священные предметы осквернялись смешными представлениями, когда древние таинства воспроизводились, чтобы воздавать почести Христу и святым".
Однако, не все историки считают, что обряд отречения имел только символическое значение. Тот же Робер Амбелен предполагает, что тамплиеры, во время пребывания в Святой земле активно контактировавшие с представителями различных христианских, мусульманских и иудейских сект, могли воспринять идею адопцианизма, суть которой заключалась в том, что Иисус был "приемным сыном" Бога, человеком, которого избрал Бог для конкретной миссии и которым руководил Святой Дух. Эта версия интересна, однако не подтверждена ни одним конкретным фактом.
Еще дальше пошли Майкл Байджент, Ричард Лей и Генри Линкольн. В их работах тамплиеры предстают как адепты мрачной антикатолической секты, воины некого еще более тайного общества, которое сквозь века организует заговоры против французского королевского дома. Правда, таинственная история, рассказанная этими тремя авторами, имеет весьма отдаленное отношение к фактам и относится скорее к жанру приключенческой литературы.

Альбигойские войны.

Видимо, вопрос о тайных обрядах тамплиерах на этом можно было бы закрыть, если бы ни одно странное обстоятельство: практически все версии, выдвинутые самыми разными исследователями, связывают храмовников с катарской (альбигойской) ересью.
С начала XI века весь Юг Франции или Лангедок охватило новое учение, которое проповедовали странники в простых черных одеждах, перепоясанных грубыми веревками. Последователи называли их "совершенными" или "катарами", что по-гречески означает "чистые". Еще их называли альбигойцами - поскольку одним из основных центров катаров стал город Альби.
Мир, учили катары, является ареной борьбы двух непримиримых начал: Добра и Зла. Дух является творением Добра, а материя, осквернившая и сковавшая дух, создана Злом. Для того, чтобы победило Добро нужно преодолеть нечистую материю, отказаться от всего земного и суетного, стать бедным и целомудренным и таким образом воспринять идею Любви.
Катары считали, что человеку для того, чтобы достичь совершенства, необходим личный опыт, непосредственное общение с Богом. Новое учение отбрасывало все церковную иерархию; его последователи называли папскую церковь, погрязшую в ереси и разврате, "слугой Дьявола". Все, что от нее исходит - лживо и пагубно, а ее таинства не имеют никакой ценности.
Мирная проповедь "совершенных", которые отрицали всякое насилие и строго следовали заповеди "не убий", быстро завоевала сотни тысяч сторонников. Катарские храмы и соборы строились в Альби, Тулузе, Нарбонне, Каркассоне, Перпиньяне, Фуа, практически во всех городах и селах Лангедока. Сам граф Раймунд VI Тулузский, которого называли "королем Лангедока", поддержал новое учение. Катарский дуализм становился официальным вероучением Юга Франции, решительно вытесняя католическую церковь. Из Лангедока проповеди катаров распространялись в городах Шампани, Германии, Фландрии.
Что мог противопоставить Рим набирающему силу учению? Папа Иннокентий III направил в Тулузу одного из самых фанатичных и красноречивых проповедников католической церкви - испанского монаха Доминика Гусмана. Но катары просто высмеяли театральные пафос и показной аскетизм мрачного фанатика. Люди уже не верили ни папе, ни его посланцам. - Во что бы то ни стало необходимо покончить с гнусной ересью, - твердили папа и его советники. - Надо огнем выжечь упрямых катаров!
Союзником Рима в борьбе против "еретиков" выступил король Франции Филипп II Август, который давно мечтал прибрать к руках богатое и независимое Тулузское графство и присоединить Лангедок к королевским владениям. Хотя король был отлучен от церкви тем же Иннокентием III, однако папа нуждался во французской армии и Филипп Август тут же был объявлен "защитником христианской веры".
Долго ждать не пришлось - удобный случай подвернулся в 1209 году, когда в Тулузе был убит папский легат. В убийстве тотчас же были обвинены катары, и папа объявил крестовый поход против еретиков. На следующий год из Лиона в Лангедок и Прованс двинулась огромная армия под предводительством вассала французского короля Симона де Монфора; "идеологическим" руководителем крестоносцев папа назначил аббата Арнольда, настоятеля монастыря Сито.
"Защитники веры" опустошали города и села Лангедока, истребляя всех жителей без разбора. В городе Безье на площадь перед церковью Святого Назария было согнано 20 тысяч мужчин, женщин и детей. Многие молили о пощаде, клялись, что являются верными католиками. Рыцари обратились к аббату Арнольду с вопросом:
- Что нам делать, отче? Не умеем мы различать добрых от злых?
"И вот аббат, - пишет хронист, - боясь, чтобы те еретики из страха смерти не прикинулись правоверными..., сказал, как говорят: "Бейте их всех, господь своих узнает!" И перебито было великое множество..."
Безье горел три дня...
Вслед за Безье пали Перпиньян, Нарбонн, Каркассон... Жители Лангедока оказывали упорное сопротивление крестоносным убийцам. Походы французских войск против катаров, получившие название "Альбигойские войны", продолжались более 30 лет. За это время богатые и процветающие земли Южной Франции превратились в выжженную безлюдную пустыню. В марте 1244 года пала последняя твердыня катаров - крепость Монсегюр, а спустя несколько дней 257 ее защитников были сожжены.

Загадочный нейтралитет

Более 30 лет папы и французские короли вели ожесточенную борьбу против катарской "ереси". Но, странное дело: самая мощная и воинственная организация рыцарей-крестоносцев - Орден Храма, в течении всех этих лет оставалась в стороне от походов в Лангедок. В ответ на призыв папы принять участие в войне против катаров руководители тамплиеров прямо заявили, что не считают вторжение французских войск в Тулузское графство "настоящим" крестовым походом и не намерены в нем участвовать.
Орден во время Альбигойских войн формально сохранял нейтралитет, однако его командорства в Лангедоке нередко предоставляли убежище катарам и даже защищали их от крестоносцев. Более того, тамплиеры с оружием в руках участвовали в битве при Мюре в 1213 году на стороне катарской армии.

Явное покровительство, которое воины Христа оказывали гонимым "еретикам", удивляло как современников, так и исследователей. До сих пор историки теряются в догадках, высказывая самые невероятные версии - вплоть до гипотезы, что Орден Храма был основан тайными катарами для подрыва католической церкви.
Однако, нам представляется, что загадочное молчание храмовников во время Альбигойских войн объясняется гораздо проще.
Известно, что Орден Храма был основан в 1118 году в Иерусалиме рыцарем Гуго де Пайеном, который являлся вассалом графа Шампанского - одного из самых могущественных властителей Южной Франции. Граф Гуго Шампанский стал одним из первых покровителей рыцарской организации, а в 1124 году сам вступил в Орден. Графы Шампанские, Тулузские, Анжуйские и другие южнофранцузские феодалы щедро дарили тамплиерам замки и земли в своих владениях; ряды Ордена все время пополнялись выходцами из аристократических семей Прованса и Лангедока. Вскоре на Юге Франции возникли целые тамплиерские династии, представители которых по праву крови наследовали титулы рыцарей и командоров Храма.
Поэтому когда в 1291 году последние крепости крестоносцев в Святой земли пали под ударами мусульман, храмовники обосновались на Юге Франции, где Орден владел обширными землями и располагал поддержкой местной знати.
Очень скоро тамплиеры установили самые тесные отношения с двором графа Тулузского и катарской аристократией Лангедока. Родовитые катары не только занимали командные посты в южнофранцузских орденских общинах, но и входили в высшее руководство Ордена. Так, катаром был 6-й великий магистр тамплиеров Бертран де Бланшфор, возглавлявший храмовников в 1156-1170 годах: в молодости сеньор де Бланшфор даже сражался против французских крестоносцев в армии знаменитого катарского полководца Раймона-Роже де Транкавеля.
Альбигойские походы и последования катаров, как ни странно, усилили катарское влияние среди тамплиеров. Дело в том, что еще в 1139 году папа Иннокентий II, покровительствовавший крестоносцам, даровал Ордену Храма многочисленные свободы и привилегии, в числе которых было право принимать в братство рыцарей, отлученных от церкви за святотатство, ересь, богохульство и убийство. Это право позволило тамплиерам спасать от преследования отлученных от церкви рыцарей-еретиков, принимая их в свои ряды. Особенно много катаров вступило в Орден после 1244 года, когда альбигойцы потерпели окончательное поражение и шпионы Святой Инквизиции и Французской короны рыскали по всей Южной Франции в поисках еретиков.
Именно в это время в католическом ордене появились катарские обряды...

Катарские обряды

Массовый наплыв катаров в Орден Храма относится к середине XIII века. А через несколько десятилетий в тамплиерских ритуалах появляются странные и на первый взгляд труднообъяснимые обряды.
Документы следствия по делу тамплиеров, организованного Филиппом Красивым, свидетельствуют о том, что обряд отречения от Христа появился в Ордене примерно со второй половины XIII века. Во время допроса командор Жофруа де Гонвилль рассказал судьям, что "это было одним из гнусных и растленных нововведений магистра Ронселена".

Великий магистр Ронселен де Фо - одна из самых загадочных фигур Ордена Храма. По легенде он происходил из Марселя, а его владения находились недалеко от города Безье, население которого было зверски уничтожено крестоносцами Симона де Монфора. Хотя имя Ронселена не упоминается в официальном списке великих магистров, но он фигурирует в различных документах и в воспоминаниях тамплиеров, относящихся к периоду между 1267 и 1281 годами.


Роберт Амбелен полагает, что отсутствие Ронселена в списке великих магистров доказывает существование у храмовников параллельной иерархии и секретного Устава. Однако, не исключено, что имя Ронселена де Фо было просто вычеркнуто из официальной истории Ордена его преемниками, опасавшимися (вполне справедливо), что великий магистр-еретик компроментирует католическое братство, главной целью которого провозглашена защита интересов христианской церкви.
Так или иначе, появление обряда отречения не только совпадает по времени со вступлением большого числа катаров в Орден Храма, но и прямо связывалось самими тамплиерами с именем великого магистра - катара.
Напомним, что при вступлении в Орден неофиты, если верить документам инквизиционного следствия, должны были отречься от Иисуса Христа и плюнуть на крест (или в его сторону). Причем многие рыцари уточняли, что их наставники-тамплиеры отрицали только божественную сущность Христа, но признавали его боговдохновленным пророком; они порицали поклонение иконам и статуям как идолопоклонство, а про крест говорили, что это не святой символ, а орудие казни.
Показания тамплиеров удивительным образом совпадают с дошедшими до нас сведениями о вероучении катаров. Хотя все священные книги и теоретические труды "совершенных" были сожжены инквизицией, по отрывочным и косвенным данным исследователи восстановили основные катарские догматы. В частности, одним из краеугольных камней этого вероучение было отрицание божественной природы Христа. По мнению катаров, бог не мог воплотиться в нечистой материи, которая, по их представлениям, была создана Сатаной. Поэтому Иисус для катаров никак не мог быть Сыном Божьим, а являлся пророком, которым руководил Святой Дух.
Иисус-пророк проповедовал божественное учение Любви, однако по наущению Сатаны его схватили и распяли на кресте. "Крест Христа, - учили катары, - не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг". Также решительно "совершенные" отвергали почитание изображений Бога и Святых, ибо считали, что воплощение священных образов в проклятой материи оскорбляет Дух.
Таким образом, сравнивая тайные обряды рыцарей Храма и основные догматы катарского учения, можно со значительной долей уверенности утверждать, что так называемый обряд отречения, включавший отрицание божественной природы Иисуса и осуждение поклонения кресту и иконам, был привнесен в Орден Храма во второй половине XIII века катарами, спасшимися от преследований инквизиции.

Графитти - надпись выцарапанная на стене темницы, в которой был заключен Великий магистр Жак де Моле. Под изображением крестообразной виселицы надпись: "Молю Господа о прощении"


Уже через полвека после введения обряда отречения этот ритуал, по видимому, потерял для храмовников прежнее сокральное значение и стал, как заявил инквизиторам Жак де Моле, "обычаем тамплиеров". Несмотря на стремление следователей французского короля доказать "еретичность" и "богохульность" обрядов Ордена, протоколы допросов арестованных рыцарей свидетельствуют о том, что большинству из них, в том числе руководителям, не были известны происхождение и истинный смысл тайных орденских ритуалов.

* * *
Разумеется, не катарские обряды, с течением времени превратившиеся в формальный ритуал, cтали истинной причиной гибели Ордена тамплиеров. Главному организатору процесса - королю Филиппу Красивому, было глубоко плевать на все ритуалы и клятвы. Сам неоднократный клятвопреступник, этот великий монарх жаждал лишь неограниченной власти, не останавливаясь в борьбе за нее перед самыми святотатственными преступлениями: он не только приказал ограбить христианские церкви и монастыри для пополнения своей казны, но и лично организовал убийства двух наместников Престола Христова.
Самое могущественное и прославленное братство рыцарей-крестоносцев погубили алчность и коварство французского короля Филиппа IV, трусость и подлость папы Климента V, а также доверчивость и беспечность великого магистра Жака де Моле и других руководителей Ордена.
Гибелью Ордена Храма завершилась одна из самых славных и романтичных страниц Европейской истории - время рыцарских турниров и крестовых походов, благородных героев и их прекрасных дам, золотых шпор и бескорыстных мечей...

В следующих номерах мы продолжим расследование тайн

ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

Читайте материал
ХРАНИТЕЛИ
Святого Грааля
Использованная литература

  • Амбелен Р. Драмы и секреты истории. Пер. с франц. М., 1993.
  • Байджент М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка. Пер. с франц. СПб, 1993.
  • Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. Пер.с англ. М., 1993.
  • Дрюон М. Железный король. - в кн.: Дрюон М. Железный король. Узница Шато-Гайара. Пер.с франц. М., 1981.
  • Мишо Г. История крестовых походов. Пер. с франц. М., 1883 (репринтное издание).
  • Отт И. Тайна рыцарей тамплиеров. Пер. с нем. М., 1994.
  • Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1985.
  • Шустер Г. История тайных союзов. Том 1. Пер. с нем. М., 1996.
  • Barber M. The Trial of the Templars. Cambridge, 1978.
  • Barber R. The Knight and Chivalry. London, 1970.
  • Melville M. La vie des Templiers. Paris, 1974.
  • Oursel R. Le proces des Templiers. Paris, 1959.
  • Wise T. The Knights of Christ. London, 1995 (Men-at-Arms series; 155).