Рейтинг национальностей в мире. Народы россии


  • 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху нтр.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    В мире насчитывается около 3-4-х тысяч народов или этносов, часть из которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена.

    К сведению: этнос - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, обладающая совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности быта и культуры, этнического самосознания.

    Народы мира классифицируются:

    I. По численности:

    Всего в мире насчитывается более 300 народов численностью свыше 1 млн. человек каждый, на которые приходится 96 % всего населения Земли. В том числе численность свыше 5 млн. человек имеют около 130 народов, свыше 10 млн. - 76 народов, свыше 25 млн. - 35 народов, свыше 100 млн. - 7 народов.

    К сведению: 7 самых многочисленных народов:

    1) китайцы (хань) - 1048 млн. человек (в КНР - 97 % от общего количества людей в стране);

    2) хиндустанцы - 223 млн. человек (в Индии - 99.7 %);

    3) американцы США - 187 млн. чел. (в США - 99.4 %);

    4) бенгальцы - 176 млн. чел. (в Бангладеш - 59 %, в Индии - 40 %);

    5) русские - 146 млн. чел. (в России - 79.5 %);

    6) бразильцы - 137 млн. чел. (в Бразилии - 99.7 %);

    7) японцы - 123 млн. чел. (в Японии - 99 %).

    Но существуют народы численностью менее 1 тысячи человек.

    II. По языковой близости:

    Родственные языки объединяются в группы, которые в свою очередь формируют языковые семьи.

    1) Индоевропейская языковая семья - самая многочисленная, на её языках говорят 150 народов Европы, Азии, Америки и Австралии; общая численность - более 2.5 млрд. человек.

    Эта языковая семья включает ряд групп:

    · романскую (французы, итальянцы, испанцы, латиноамериканцы);

    · германскую (немцы, англичане, американцы);

    · славянскую (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты);

    · кельтскую (ирландцы);

    · балтийскую (литовцы);

    · греческую (греки);

    · албанскую;

    · армянскую;

    · иранскую (персы, курды).

    2) Китайско-тибетская языковая группа: на её языках говорит свыше 1 млрд. человек.

    Несколько менее многочисленные языковые семьи:

    3) Афразийская.

    4) Алтайская.

    5) Нигеро-кордофанская.

    6) Дравидийская.

    7) Австронезийская.

    8) Уральская.

    9) Кавказская.

    Национальные критерии лежат в основе разделения человечества на государства.

    Если на их территории основная национальность составляет свыше 90 %, то это однонациональные государства (Дания, Швеция, Латвия, Япония и др.).

    Если преобладают две нации - двухнациональные (Бельгия, Канада и др.).

    Если в странах проживают и составляют значительную долю десятки и даже сотни народов - многонациональные государства (Индия, Россия, США, Испания, Великобритания, Нигерия, Индонезия и др.).

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

    Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.

    По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.

    По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.

    Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

    1) станкостроение;

    2) приборостроение;

    3) электротехническая и электронная промышленность;

    4) вычислительная техника;

    5) железнодорожное машиностроение;

    6) автомобилестроение;

    7) судостроение;

    8) авиационная и ракетная промышленность;

    9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

    На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

    Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.

    В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.

    В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

    1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;

    · вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

    · электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.

    2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;

    · электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.

    3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

    Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.

    Крупные корпорации:

    · автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;

    · электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.

    4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.

    В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.

    Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.

    Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    По нижеизложенному плану ответа можно охарактеризовать любое государство мира.

    Возьмём к примеру, Японию - это одна из 7-ми экономически развитых стран мира.

    Для ответа использовались: статистические материалы; карты отраслей хозяйства мира; карты атласа по Японии (экономика).

    Импорт в Японии (ввоз продукции):

    1) сырьё: топливное - 49 %, рудное, для текстильной промышленности (текстильное волокно) и пр.;

    2) продукция химической промышленности (кислоты, щёлочи, удобрения, нефтепродукты);

    3) продовольственные товары (зерно и т.п.).

    Экспорт в Японии: продукция, изделия следующих отраслей:

    1) машиностроения (автомобили, суда, электроника, станки, часы);

    2) чёрной металлургии (сталь, прокат);

    3) цветной металлургии;

    4) химической промышленности (синтетические волокна, каучук);

    5) лёгкой промышленности (ткани, одежда).

    Из выше перечисленного можно сделать вывод: в Японии, как в одной из развитых стран, наблюдается следующая тенденция: ввоз в основном сырья и продуктов питания (предпочтительно из развивающихся государств) из-за недостатка собственных природных ресурсов; и вывоз готовой дорогостоящей продукции, как в развивающиеся страны Азии, так и в развитые - Европы и Америки.

    Билет № 17

    >> Крупнейшие народы мира

    § 5. Крупнейшие народы мира

    Всего в мире существует 5-5,5 тыс. народов, или этносов, т. е. сложившихся устойчивых общностей людей. Подавляющее большинство народов крайне малочисленно.

    Народов, насчитывающих более 1 млн человек, в мире 330, но они охватывают 96 % всего населения Земли. Народов, насчитывающих более 100 млн человек каждый, в мире всего 11 (табл. 20), но они охватывают почти 45% всего населения Земли.

    Таблица 20

    Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки

    Крупнейшие народы мира Млн чел. Наиболее распространенные языки Млн чел.
    1. Китайцы 1170
    1. Китайский 1200
    2. Хиндустанцы 265 2. Английский 520
    3. Бенгальцы 225 3. Испанский 400
    4. Американцы США 200
    4. Хинди 360
    5. Бразильцы 175 5. Арабский 250
    6. Русские 140 6. Бенгальский 225
    7. Японцы 125 7. Португальский 210
    8. Пенджабцы 115 8. Русский 200
    9. Бихарцы 115 9. Индонезийский 190
    10. Мексиканцы 105 10. Японский
    127
    11. Яванцы 105 11. Французский 120


    12. Немецкий 100
    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.
    Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.
    Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».
    В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.
    Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.
    После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
    Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).
    Таблица 56


    Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).
    Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
    Таблица 57


    Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.
    Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
    Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.
    Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.
    Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
    Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
    Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.
    Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.
    Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.
    Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.
    Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

    В этой статье в лицах представлены крупнейшие народы Земли, численность которых превышает 50 миллионов человек. Стоит отметить, что из 24-х самых больших народов мира Индию представляют сразу 9 народов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы, синдхи).

    Самый большой народ на Земле - китайцы (самоназвание - хань), которых в настоящее время насчитывается 1 миллиард 310 милионов человек. Это составляет 19% от общего населения нашей планеты.

    Китайский актёр и режиссёр Джеки Чан

    На втором месте среди самых больших народов Земли находятся арабы , которых в настоящее время насчитывается около 350 миллионов человек.

    На пятом месте среди крупнейших народов планеты находятся бенгальцы - основное население государства Бангладеш и штата Западная Бенгалия в Индии. Общее число бенгальцев в мире - более 250 миллионов (около 150 миллионов в Бангладеш и около 100 миллионов в Индии).

    Индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор, бенгалец по национальности

    Бенгальская девушка

    На шестом месте среди самых больших народов Земли находятся бразильцы (193 миллиона человек) - нация, которая сформировалась так же, как и американская нация - путём смешения разных этнических групп.

    Бразильянка-фотомодель Камила Алвеш

    Бразильский футболист Роналдиньо

    Седьмой по численности народ Земли - русские , которых в мире насчитывается около 150 миллионов человек, из которых 116 млн. проживает в России, 8,3 млн. - на Украине, 3,8 млн. - в Казахстане. Русские являются крупнейшим народом Европы.

    Восьмой по численности народ планеты - мексиканцы , которых в мире насчитывается 147 миллионов человек, из которых 112 млн. чел. живут в Мексике и 32 млн. - в США. На примере мексиканцев можно отметить условность разделения людей на народы. Те 32 миллиона мексиканцев, что живут в США, могут одновременно считаться мексиканцами и американцами.

    Мексиканка Химена Наваррете - Мисс Вселенная 2010

    Мексиканский футболист Рафаэль Маркес, капитан сборной Мексики

    Девятый по численности народ мира - японцы (130 миллионов человек).

    Японский режиссёр-аниматор Хаяо Миядзаки

    Замыкают десятку самых больших народов Земли пенджабцы . Всего в мире насчитывается 120 миллионов пенджабцев, из которых 76 млн. чел. проживает в Пакистане и 29 млн. - в Индии.

    14-й по численности народ мира - маратхи (80 млн. чел.) - основное население индийского штата Махараштра.

    Индийская актриса Мадхури Дикшит из народа маратхов

    15-й по численности народ Земли - тамилы , которых в мире насчитывается 77 миллионов человек, из которых 63 миллиона проживает в Индии.

    Индийская актриса Виджаянтимала, по национальности тамилка



    Индийский шахматист Вишванатан Ананд (по национальности тамил), действующий чемпион мира по шахматам.

    Примерно столько же, сколько и тамилов (77 млн. чел.) в мире насчитывается вьетнамцев (вьетов).

    Вьетнамская танцовщица, певица, актриса и фотомодель Ngo Thanh Van

    Еще один крупный народ - немцы . В Германии насчитывается 75 миллионов немцев. Если же считать еще и лиц немецкого происхождения, то получается более внушительная цифра - 150 миллионов человек. Например, в США 60 миллионов человек имеют немецкие корни, что делает их самой большой этнической группой среди американцев.

    Немецкая актриса Диана Крюгер

    Не менее 75 миллионов насчитывает также народ телугу - основное население индийского штата Андхра-Прадеш.