Противостояние армении и азербайджана. Что такое армения, азербайджан и карабах или семь простых фактов, объясняющих конфликт в нагорном карабахе


Здесь возникло военное столкновение, так как армянские корни имеет подавляющее большинство жителей, населяющих Суть конфликта в том, что Азербайджан предъявляет к этой территории вполне обоснованные требования, однако жители региона больше тяготеют к Армении. 12 мая 1994 года Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом был ратифицирован протокол, установивший перемирие, в результате приведший к безоговорочному прекращению огня в зоне конфликта.

Экскурс в историю

Армянские исторические источники утверждают, что Арцах (древнеармянское название) впервые упоминается еще в VIII веке до н.э. Если верить этим источникам, то Нагорный Карабах являлся частью Армении еще в период раннего Средневековья. В результате завоевательных войн Турции и Ирана в эту эпоху значительная часть Армении перешла под контроль данных стран. Армянские княжества, или меликства, на тот момент располагавшиеся на территории современного Карабаха, сохранили полунезависимый статус.

Свою точку зрения в этом вопросе занимает Азербайджан. По мнению местных исследователей, Карабах является одним из самых древних исторических регионов их страны. Слово «карабах» по-азербайджански переводится так: «гара» означает черный, а «баг» — сад. Уже в XVI веке вместе с другими провинциями Карабах находился в составе государства Сефевидов, а после стал независимым ханством.

Нагорный Карабах во времена Российской Империи

В 1805 году Карабахское ханство было подчинено Российской Империи, а в 1813 по Гюлистанскому мирному договору в состав России вошел и Нагорный Карабах. Затем, по Туркменчайскому договору, а также соглашению, заключенному в городе Эдирне, производилось переселение армян из Турции и Ирана и размещение их на территориях Северного Азербайджана, в том числе и в Карабахе. Таким образом, население этих земель имеет преимущественно армянское происхождение.

В составе СССР

В 1918 году контроль над Карабахом получила только что созданная Азербайджанская Демократическая Республика. Практически одновременно на эту местность выдвигает претензии Армянская Республика, но АДР данные притязания В 1921 году территория Нагорного Карабаха с правами широкой автономии включается в состав Азербайджанской ССР. Еще через два года Карабах получает статус (НКАО).

В 1988 году Совет депутатов НКАО ходатайствует к властям АзССР и АрмССР республик и предлагает передать спорную территорию в состав Армении. не было удовлетворено, вследствие чего по городам Нагорно-Карабахской АО прокатилась волна протеста. Демонстрации солидарности проводились также и в Ереване.

Провозглашение независимости

В начале осени 1991 года, когда Советский Союз уже начал разваливаться, в НКАО принимается Декларация, провозгласившая Нагорно-Карабахскую Республику. Причем помимо НКАО, в ее состав вошла часть территорий бывшей АзССР. По результатам референдума, проведенного 10 декабря того же года в Нагорном Карабахе, более 99% населения региона проголосовало за полную независимость от Азербайджана.

Вполне очевидно, что властями Азербайджана данный референдум признан не был, а сам акт провозглашения обозначили как незаконный. Более того, в Баку приняли решение упразднить автономию Карабаха, которой он обладал в советское время. Однако разрушительный процесс уже был запущен.

Карабахский конфликт

За независимость самопровозглашенной республики встали армянские отряды, которым попытался противостоять Азербайджан. Нагорный Карабах получил поддержку от официального Еревана, а также от национальной диаспоры в других странах, поэтому ополчению удалось отстоять регион. Впрочем, властям Азербайджана все-таки удалось установить контроль над несколькими районами, которые изначально были провозглашены частью НКР.

Каждая из противоборствующих сторон приводит свою статистику потерь в карабахском конфликте. Сопоставив эти данные, можно сделать вывод, что за три года выяснения отношений погибло 15-25 тысяч человек. Раненых насчитано как минимум 25 тысяч, еще более 100 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть места проживания.

Мирное урегулирование

Переговоры, в ходе которых стороны пытались урегулировать конфликт мирным путем, начались практически сразу после того как была провозглашена независимая НКР. Например, 23 сентября 1991 года состоялась встреча, на которой присутствовали президенты Азербайджана, Армении, а также России и Казахстана. Весной 1992 года ОБСЕ была учреждена группа по урегулированию карабахского конфликта.

Несмотря на все попытки международного сообщества остановить кровопролитие, прекратить огонь удалось лишь весной 1994 года. Пятого мая в был подписан Бишкекский протокол, после чего участники прекратили огонь уже спустя неделю.

Стороны конфликта так и не сумели договориться по поводу итогового статуса Нагорного Карабаха. Азербайджан требует уважать его суверенитет и настаивает на сохранении территориальной целостности. Интересы самопровозглашенной республики защищает Армения. Нагорный Карабах выступает за мирное разрешение спорных моментов, при этом власти республики подчеркивают, что НКР способна постоять за свою независимость.

7 простых фактов, объясняющих как все было

Слышали о конфликте в Карабахе и не знаете его причину? Читали про конфликт между Арменией и Азербайджаном и хотели бы знать, что именно происходит?

Если да, то данный материал поможет вам составить основное впечатление о происходящем.

Что такое Армения, Азербайджан и Карабах?

Страны в регионе Южного Кавказа. Армения существует со времен Вавилона и Ассирии. Страна под названием Азербайджан появилась в 1918 году, а понятие «азербайджанец» и того позже – в 1936 году. Карабах (который армяне с древнейших времен называют «Арцах») – регион, на протяжении веков населенный армянами, с 1991 году является фактически независимой республикой. Азербайджан ведет борьбу за Карабах, утверждая, что это азербайджанская территория. Армения содействует Карабаху в намерении защитить свои границы и независимость от азербайджанской агрессии. (Если хотите узнать больше, то достаточно посмотреть раздел «Карабах» в Wikipedia).

Почему Карабах оказался в составе Азербайджана?

В 1918-1920 гг. новосозданный Азербайджан при поддержке Турции пытается завладеть Карабахом, но армяне не позволили Азербайджану захватить свои земли. В начале 1920-х, когда коммунисты заняли Закавказье, Иосиф Сталин за один день принял решение передать Карабах ставшему советским Азербайджану. Армяне были против, но не смогли этому помешать.

Почему армяне не захотели смириться?

Число армян Карабаха в составе советского Азербайджана стало постепенно уменьшаться из-за политики, проводимой азербайджанскими властями, которые всячески мешали экономическому и культурному развитию армян, закрывали армянские школы, также мешали связям армян Карабаха с Арменией, разными способами заставляли их эмигрировать. Кроме того, власти Азербайджана постоянно увеличивали число азербайджанцев в регионе, строя для них новые поселения.

Как началась война?

В 1988 году в Карабахе началось национальное движение армян, выступающих за выход из состава Азербайджана и присоединение к Армении. Азербайджанское руководство ответило на это погромами и депортацией армян в ряде азербайджанских городов. Советская армия, в свою очередь, начала зачистку Карабаха от армян и депортацию населения. Карабах начал воевать с советской армией и Азербайджаном. Местные армяне, к слову, отличные воины. Только село Чардахлу (на данный момент – под контролем Азербайджана, все армяне депортированы) дало 2 советских маршалов, 11 генералов, 50 полковников, которые в составе советской армии воевали с фашистами.

После распада СССР войну с Карабахом продолжил уже независимый Азербайджан. Армяне ценой крови смогли защитить большую часть территории Карабаха, но потеряли один район и часть двух других районов. Взамен армяне Карабаха смогли занять территории 7 пограничных районов, которые в 1920-х, также при посредничестве Сталина, были отделены от Армении и Карабаха и переданы Азербайджану. Только благодаря этому сегодня азербайджанская обычная артиллерия не может обстреливать Степанакерт.

Почему война возобновилась спустя десятилетия?

По оценке различных международных организаций, Азербайджан, сравнительно богатый нефтью, но отличающийся низким уровнем жизни, является страной с коррумпированной диктатурой. Средняя зарплата здесь даже ниже карабахской. Для того, чтобы отвлечь население от многочисленных внутренних проблем, азербайджанские власти на протяжении лет напрягали ситуацию на границе Карабаха и Армении. К примеру, последние столкновения совпали с панамским скандалом и публикацией темных фактов об очередных миллиардах клана президента Азербайджана Ильхама Алиева.

В конце концов, чьей землей является Карабах?

В Карабахе (который, напомним, армяне называют Арцахом) существует более 3000 памятников армянской истории и культуры, в том числе – более 500 христианских церквей. Самые древние из этих памятников насчитывают более 2 тысяч лет. Исламских памятников в Арцахе не более 2-3 десятков, самый старый из них построен в 18 веке.

Чья земля же земля Нагорный Карабах? Вы вольны сами делать выводы.

Александр был задержан по запросу из Азербайджана за якобы "незаконное" (по мнению азербайджанских властей) посещение Нагорного Карабаха. Лично я считаю данное задержание вопиющим нарушением международного права — Азербайджан мог закрыть Александру въезд в страну, но не объявлять его в международный розыск за столь незначительное правонарушение и тем более не возбуждать уголовные статьи за его посты в блоге — это чистой воды политическое преследование.

А в этом посте я расскажу, как развивались события вокруг Нагорного Карабаха в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, мы посмотрим на фотографии той войны и подумаем, может ли быть какая-то сторона "правой" в этническом конфликте.

Для начала немного истории. Нагорный Карабах с давних времён был спорной территорией и за свою многовековую историю неоднократно переходил из рук в руки. Азербайджанские и армянские учёные до сих пор спорят (и, видимо, не придут к договоренности никогда) о том, кто же жил в Карабахе изначально — то ли предки современных армян, то ли предки современных азербайджанцев.

К XVIII веку Нагорный Карабах имел преимущественно армянское население, а саму террторию Карабаха считали "своей" как армяне (из-за того, что в этом регионе проживает преимущественно армянское население), так и азербайджанцы (из-за того, что Нагорный Карабах долгое время входил в азербайджанские территориальные образования). Этот территориальный спор и составил основную суть армяно-азербайджанского конфликта.

В начале XX века военные конфликты в Карабахе вспыхивали дважды — в 1905-1907 и в 1918-1920 годах — оба конфликта были кровопролитными и сопровождались уничтожением имущества, а в конце XX века армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой. В 1985 году в СССР началась Перестройка, и в стране "расконсервировались" многие проблемы, которые были заморожены (и по сути, никак не решены) с приходом советской власти.

В вопросе Нагорного Карабаха вспомнили о том, что местные власти в 1920-м году признали право Карабаха на самоопределение, а советская власть Азербайджана считала, что Карабах должен отойти к Армении — но вмешалась центральная власть СССР и "отдала" Карабах Азербайджану. В советское время вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении время от времени поднимался армянским руководством, но не получал поддержки в центре. В 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки.

Во второй половине 1980-х годов в Армении всё чаще стали звучать призывы о передаче Карабаха в состоав Армении, а в феврале-марте 1988 года идею о передаче Карабаха Армении поддержала официальная газета «Советский Карабах», имеющая более 90.000 подписчиков. Далее был долгий период позднесоветскго противостояния, в ходе которого депутаты Карабаха объявили НКР частью Армении, а Азербайджан всячески этому противился.

02. Зимой 1988 года произошли армянские погромы в Сумгаите и Кировобаде, центральными властями СССР было принято решение скрыть истинные мотивы конфликта — участников погромов судили за простое "хулиганство", никак не упоминая мотивы национальной вражды. В города были введены войска для предотвращения дальнейших погромов.

03. Советские войска на улицах Баку:

04. Конфликт разрастается в том числе и на бытовом уровне, подогреваемый как армянскими, так и азербайджанскими СМИ. В конце 1980-х появляются первые беженцы — армяне бегут от азербайджанцев, азербайджанцы уезжают из Карабаха, взаимная ненависть только растёт.

05. Примерно в то же время конфликт вокруг Нагорного Карабаха начинает перерастать в полноценное военное столкновение. На первых порах в боевых действяих участвуют небольшие группы солдат как с армянской, так и с азербайджанской стороны — часто у солдат не было единой формы и знаков различия, войска больше напоминали какие-то партизанские отряды.

06. В начале января 1990 года столкновения становятся более масштабными — были отмечены первые взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. 15 января чрезвычайное положение было введено в Карабахе и в приграничных с ним районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР.

Дети у орудия на одной из артиллерийских позиций:

07. Азербайджанские войска, построение для проверки офицерами. Видно, что солдаты обмундированы вразнобой — кто в городской камуфляж, кто в десантную "мабуту" времен Афганской войны, а кто и просто в какие-то рабочие куртки. И с одной, и с другой сторны конфликта воюют почти исключительно добровольцы.

08. Запись азербайджанских добровольцев в войска:

09. Что самое ужасное — военный конфликт происходит в непосредственной близости от местных городов и сёл, в войну оказываются втянуты практически все слои населения — от малолетних детей до глубоких стариков.

10. Обе стороны конфликта воспринимают войну как "священную" для себя, церемонии прощания с "павшими в ходе конфликта героями" собирают в Баку тысячи человек:

11. В 1991 году боевые действия активизируются — с конца апреля по начало июня 1991 года в Карабахе и прилегающих районах Азербайджана силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии была проведена так называемая операция «Кольцо», в ходе которой произошли очередные армяно-азербайджанские вооруженные столкновения.

12. После распада СССР в 1991 году и у Армении, и у Азербайджана остались части бывшего советского военного имущества. Азербайджану перешли 4-я общевойсковая армия (четыре мотострелковые дивизии), три бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии, а также множество складов боеприпасов.

Армения оказалась в худшем положении — в 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трёх дивизий (15-й и 164-й) 7-й общевойсковой армии бывшего СССР. Разумеется, всё это было использованно в полыхавшем Карабахском конфликте.

13. Активные боевые действия велись в 1991, 1992, 1993 и 1994 годах, с "переменным успехом" то армян, то азербайджанцев.

Азербайджанские солдаты в школе, ставшей военной базой в прифронтовой полосе:

14. Казарма в бывшем учебном классе:

15. Армянские войска в одном из сёл:

16. Руины дома в горде Шуша.

17. Мирные жители, погибшие в ходе конфликта...

18. Люди бегут от войны:

19. Жизнь в прифронтовой полосе.

20. Лагерь беженцев в городе Имишли.

Соглашение о прекращении "горячей фазы" войны было достигнуто 12 мая 1994 года, после чег конфликт в Нагорном Карабахе перешел в тлеющую фазу, боевыми действиями небольших групп. Военный конфликт не принес полного успеха ни одной из воюющих сторон — Нагоный Карабах отделился от Азербайджана, но не стал часть. Армении. В ходе войны погибло около 20.000 человек, война уничтожила несколько городов в Нагорном Карабахе и множество памятников армянской архитектуры.

По моему, "правых" в конфликте в Карабахе нет — обе стороны в той или иной степени виноваты. Никакой "кусочек земли" в XXI веке не стоит убитых людей и искалеченных жизней — нужно уметь договариваться и идти на уступки друг другу и открывать границы, а не выстраивать новые барьеры.

А как вы считаете, кто прав в конфликте в Нагорном Карабахе? Или правых там нет, все виноватые?


Карабахский конфликт – этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в начале XX века дважды (1905 – 1907, 1918 – 1920 гг.) становился ареной кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта. Автономия в Нагорном Карабахе была создана в 1923 г., с 1937 г.- Нагорно-Карабахская автономная область. После окончания второй мировой войны руководство Армении подняло вопрос о передаче НКАО в состав республики, однако не получило поддержку руководства СССР. В интервью газете «Зеркало» Гейдар Алиев утверждает, что будучи первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР (1969-1982) проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев. (см. Приложение 3)

Совсем другие возможности предоставила начатая М. С. Горбачевым политика демократизации советской общественной жизни. Уже в октябре 1987 г. на митингах в Ереване, посвященном экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987-1988 гг. в регионе усиливается недовольство армянского населения, поводом для которого послужило социально-экономическое положение.

Карабахские армяне чувствовали себя объектом различных ограничений со стороны Азербайджана. Основная причина недовольства заключалась в том, что Азербайджанские власти умышленно вели дело к разрыву связей области с Арменией и проводили политику культурной деарменизации региона, планомерного заселения его азербайджанцами, выдавливания армянского населения из Нагорно-Карабахской автономной области, пренебрегая при этом его экономическими нуждами. К этому времени доля армянского большинства в численности населения снизилось до 76% эксплуатируемая властями в Баку область была экономически обедневшей, а армянская культура региона была подавлена. Несмотря на близость области к Армении люди не имели возможности принимать трансляции Ереванского телевидения, а обучение армянской истории в школах было запрещено.

Со второй половины 1987 г. армянами активно проводилась компания по сбору подписей за присоединение Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР. В Москву отправлялись делегации от карабахских армян «проталкивать» свое дело в Центральном Комитете КПСС. Влиятельные армяне (писатель Зорий Балаян, историк Сергей Микоян) активно лоббировали карабахский вопрос за границей.

Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят» Россию и союзный Центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из состава СССР. Для партийной же верхушки республик создавалось исключительная возможность обеспечить быструю карьеру и благосостояние. «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила с принятием решений. Ситуация начала выходить из-под контроля.

В сентябре-октябре 1987 г. первый секретарь Шамхорского района Компартии Азербайджана М. Асадов вступает в конфликт с жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района (северный Карабах, вне пределов НКАО) в связи с протестами жителей села против увольнения директора совхоза – армянина, при этом произошли избиения и аресты нескольких десятков жителей села (см. Приложение 4). В Ереване в связи с этим проходит небольшая демонстрация протеста.

В ноябре 1987 г. в результате межэтнических столкновений азербайджанцы, проживающие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан. Азербайджанские власти используют партийные рычаги, чтобы осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы.

11 февраля 1988 г. в Степанакерт выезжает многочисленная группа представителей правительства Азербайджана и руководства Компартии Азербайджана, которую возглавляет второй секретарь ЦК КП Азербайджана Василий Коновалов. В группу входят также заведующий отделом административных органов ЦК КП Азербайджана М. Асадов, заместители руководителей республиканских КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного Суда и обеспечивающие их безопасность сотрудники правоохранительных органов.

В ночь с 11 на 12 февраля в Степанакерте проходит расширенное заседание бюро обкома КПАз с участием приехавших из Баку руководителей. На бюро принимается решение осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы, набирающие силу в регионе, и провести 12-13 февраля «партийно-хозяйственные активы» в городе Степанакерте и во всех районных центрах НКАО, а затем – на уровне автономной области, с тем, чтобы противопоставить растущему народному недовольству всю мощь единого партийно-хозяйственного аппарата.

12 февраля в актовом зале Степанакертского горкома коммунистической партии Азербайджана проводится городской партийно-хозяйственный актив с участием представителей из Баку, местных партийных руководителей, руководителей государственных учреждений, предприятий, профкомов и парторгов. В начале собрания заявлено, что за событиями в Карабахе стоят «экстремисты» и «сепаратисты», которым не удается повести за собой народ. Собрание идет по заранее подготовленному сценарию, выступающие заявляют о нерушимом братстве азербайджанцев и армян и пытаются свести проблему к критике отдельных хозяйственных недостатков. Через некоторое время на трибуну прорывается Максим Мирзоян, который подвергает резкой критике все сказанное за безразличие и пренебрежение национальной спецификации Карабаха, «азербайджанизацию» и проведение демографической политики, способствующей снижению доли армянского населения в регионе. Это выступление приводит к тому, что собрание выходит из-под контроля партийных руководителей и члены президиума покидают зал. Известие о провале собрания доходит до Аскерана, и районный партийно-хозяйственный актив также идёт не по намеченному сценарию. Попытка провести в тот же день партийно-хозяйственный актив в Гадрутском районе вообще приводит к стихийному митингу. Планы азербайджанского руководства уладить ситуацию оказались сорванными. Партийно-хозяйственные руководители Карабаха не только не осудили «экстремизм», но наоборот, активно его поддержали.

13 февраля в Степанакерте проходит первый митинг, на котором выдвигаются требования о присоединении НКАО к Армении. Горисполком даёт разрешение на его проведение, обозначив цель - «требование о воссоединении НКАО с Арменией». Зав. отделом ЦК КП Азербайджанской ССР М. Асадов безуспешно пытается помешать проведению митинга. Тем временем, как утверждают участники событий, исполнительные власти автономной области оказываются расколотыми и утрачивают контроль над ситуацией. Руководство берёт на себя Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты. Совет принимает решение провести сессии городских и районных советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов.

14 февраля азербайджанское партийное руководство пытается обратиться к населению НКАО через областную газету «Советский Карабах» с обращением, в котором происходящие события расцениваются как «экстремистские и сепаратистские», инспирированные армянскими националистами. В результате вмешательства Совета директоров обращение так и не было опубликовано.

20 февраля 1988 внеочередная сессия народных депутатов НКАО обращается к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. После этого в Баку прибыли азербайджанские беженцы со следами побоев.

21 февраля Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, согласно которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР представляется как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Постановление ограничивается общими призывами к нормализации обстановки, выработке и осуществлению мер по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области. Центральные органы власти и в дальнейшем, несмотря на обострение обстановки, будут руководствоваться этим постановлением, непрерывно заявляя, что «перекройки границ не будет».

22 февраля 1988 у армянского населённого пункта Аскеран происходит столкновение между многочисленной толпой азербайджанцев из города Агдам, направлявшихся в Степанакерт, чтобы выразить свой протест против решения областных властей об отделении Карабаха от Азербайджана, милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на их пути, и местным населением, часть из которого была вооружена охотничьими ружьями. В результате столкновения погибли два азербайджанца.

Было ранено около 50 армян. Руководство Азербайджана старалось не афишировать эти события. 2 Более массового кровопролития в тот день удалось избежать. Тем временем в Ереване проходит демонстрация. Число демонстрантов к концу дня достигает 45-50 тысяч. В эфире программы «Время» затрагивается тема решения областного совета НКАО, где оно названо инспирированным «экстремистскими и националистически настроенными лицами». Такая реакция центральной прессы только усиливает негодование армянской общественности.

26 февраля 1988 г. - в Ереване проходит митинг, в котором участвует почти полмиллиона человек. Позднее на заседании Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачёв сказал, что после столкновения в Аскеране в Ереване начали распространяться листовки с призывами к армянам «брать оружие и давить турок, однако во всех выступлениях дело не доходило ни до антисоветизма, ни до враждебных выходок». И в тот же день в Сумгаите проводится митинг численностью 40-50 человек в защиту территориальной целостности Азербайджана, который уже на следующий день перерастает в армянский погром.

27 февраля 1988 г. - по телевидению выступает находившийся тогда в Баку заместитель Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусев, который сообщает о гибели двух азербайджанцев в стычке близ Аскерана, произошедшей 22 февраля.

27-29 февраля - армянский погром в городе Сумгаите - первый массовый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории. Том де Ваал, автор книги об истории карабахского конфликта, говорит, что «Советский Союз в мирное время никогда не переживал того, что произошло» в Сумгаите. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Армянские источники указывают на то, что эти данные занижены.

Весной - осенью 1988 г. были приняты Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ЦК КПСС, в марте 1988 года по поводу межнационального конфликта в НКАО, не привели к стабилизации положения, поскольку наиболее радикальные представители обеих конфликтующих сторон отвергали любые компромиссные предложения. Большинство членов областного совета депутатов и обкома партии поддержали требования о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, которые были оформлены в соответствующих решениях сессий областного Совета и пленума обкома партии, который возглавил Генрих Погосян. В НКАО (особенно в Степанакерте) происходили ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана. Создаётся неформальная организация - комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров.

На деле комитет брал на себя функции организатора массовых протестов. Указом Верховного Совета АзССР комитет был распущен, но фактически продолжал свою деятельность. В Армении разрасталось движение поддержки армянского населения НКАО. В Ереване создан комитет «Карабах», лидеры которого призывают к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Одновременно в Азербайджане продолжаются призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастают с каждым днём. Летом и осенью учащаются случаи насилия в НКАО, нарастает взаимный поток беженцев.

В НКАО направляются представители центральных советских и государственных органов СССР. Некоторые из выявленных проблем, годами накапливавшихся в национальной сфере, становятся достоянием гласности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в срочном порядке принимают постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 годах».

14 июня 1988 г. Верховный Совет Армении даёт согласие на включение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР.

17 июня 1988 г. Верховный Совет Азербайджана принимает решение о том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики: «В ответ на обращение Верховного Совета Армянской ССР Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из интересов сохранения сложившегося национально-территориального устройства страны, закрепленного Конституцией СССР, руководствуясь принципами интернационализма, интересами азербайджанского и армянского народов, других наций и народностей республики, счёл передачу НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР невозможной».

В июле 1988 г. в Армении проходили многодневные забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений, массовые митинги. В результате столкновения между митингующими и военнослужащими Советской Армии в ереванском аэропорту «Звартноц» погиб один из митингующих. 130-ый Католикос всех армян Вазген I (1955-1994) обращается по республиканскому телевидению с призывом к мудрости, спокойствию, чувству ответственности армянского народа, к прекращению забастовки. Призыв остаётся неуслышанным. В Степанакерте уже несколько месяцев не работают предприятия и организации, каждый день проводятся шествия по улицам города и массовые митинги, обстановка накаляется всё больше.

Тем временем ЦК КПАз пытается нормализовать обстановку в местах компактного проживания азербайджанцев в Армении. В Армянскую ССР продолжают прибывать беженцы из Азербайджана. По данным местных властей, на 13 июля в Армению прибыло 7265 человек (1598 семей) из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Казаха, Шамхора и других городов Азербайджана.

18 июля 1988 г. в Кремле состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором были рассмотрены решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе и принято постановление по данному вопросу. В постановлении отмечено, что, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 г. о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР (в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО) и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 г. о неприемлемости передачи НКАО в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

В сентябре 1988 г. азербайджанское население было изгнано из Степанакерта, армянское - из Шуши. В 20-х числах сентября в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджанской ССР введены особое положение и комендантский час. В Армении Президиум Верховного Совета Армянской ССР принял решение о роспуске комитета «Карабах». Однако попытки партийных и государственных органов успокоить население не имели эффекта. В Ереване и некоторых других городах Армении продолжаются призывы к организации забастовок, митингов, голодовок. 22 сентября была прекращена работа ряда предприятий и городского транспорта Еревана, Ленинакана, Абовяна, Чаренцавана, а также Эчмиадзинского района. В Ереване к обеспечению порядка на улицах наряду с органами милиции привлекаются войсковые подразделения.

В ноябре - декабре 1988 г. в Азербайджане и Армении происходят массовые погромы, сопровождаемые насилием и убийствами мирного населения.

Появлялись лозунги: «Слава героям Сумгаита». Беженцами из Азербайджана, в основном в Армению, в течение конца ноября 1988 года стали более 200 тысяч армян. По различным данным, на территории Армении погромы приводят к гибели от 20 до 30 азербайджанцев. По данным армянской стороны, в Армении на межнациональной почве за три года (с 1988 по 1990) погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года - 23, в 1989 году - один, в 1990 - двое. По азербайджанским данным в результате погромов и насилия в 1988-1989 годах в Армении погибли 216 азербайджанцев. Основная масса убитых приходилась на северные районы, куда перед тем хлынули беженцы из районов Кировабада; в особенности же на Гугаркский район, где по данным КГБ Армении стороны было убито 11 человек.

В ряде городов Азербайджана и Армении вводится особое положение. На декабрь 1988 года приходится самый массовый поток беженцев - сотни тысяч человек с обеих сторон. В целом, к 1989 г. была завершена депортация азербайджанцев из Армении и армян из сельских районов Азербайджана (кроме Карабаха). 12 января по решению советского правительства в НКАО впервые в СССР было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС. Были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Комитет был призван предотвратить дальнейшее обострение обстановки и способствовать её стабилизации.

В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. По решению советского руководства были арестованы члены так называемого комитета «Карабах» (включая будущего президента Армении Левона Тер-Петросяна).

С конца апреля - начала мая 1989 г. начался новый виток обострения обстановки в регионе, вызванный непрерывными и все нарастающими акциями «карабахского движения». Лидеры этого движения и их единомышленники перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками и азербайджанцами.

В июле в Азербайджане образована оппозиционная партия - Народный Фронт Азербайджана. Внеочередная сессия Совета народных депутатов Шаумяновского района Азербайджанской ССР приняла решение о вхождении района в состав НКАО.

В августе в НКАО состоялся съезд представителей населения области. Съезд принял обращение к азербайджанскому народу, в котором выражалась озабоченность нарастающим отчуждением между армянским и азербайджанским народами, переросшим в межнациональную вражду, содержался призыв к взаимному признанию неотъемлемых прав друг друга. Съезд также обратился к коменданту Особого района, офицерам и солдатам Советской армии и подразделениям МВД СССР с предложением активного сотрудничества с целью обеспечения мира в регионе. Съезд избрал Национальный Совет (председатель - народный депутат СССР В. Григорян), перед которым была поставлена задача практической реализации решения сессии областного Совета народных депутатов от 20 февраля 1988 года. Президиум Национального Совета направил обращение в Совет Безопасности ООН с просьбой о содействии в обеспечении защиты армянского населения края.

Руководство Азербайджанской ССР в качестве меры давления на НКАО и Армению предпринимает их экономическую блокаду, перекрыв доставку народнохозяйственных грузов (продовольствия, топлива и стройматериалов) железнодорожным и автомобильным транспортом через свою территорию. НКАО оказалась практически изолирована от внешнего мира. Многие предприятия были остановлены, бездействовал транспорт, не вывозился урожай.

28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление об упразднении Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью, согласно которому, в частности, Азербайджан должен был «создать на паритетных началах с НКАО республиканский оргкомитет и восстановить деятельность Совета народных депутатов НКАО». В созданный оргкомитет, который возглавил второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко, не вошли представители от НКАО, деятельность Совета народных депутатов НКАО не была возобновлена, не были выполнены требования Указа по обеспечению статуса реальной автономии НКАО, соблюдению законности, охране жизни и безопасности граждан, недопущению изменений сложившегося национального состава в НКАО. В дальнейшем именно этот орган разрабатывал и осуществлял силами милиции, ОМОН и внутренних войск операции по депортации (выселению) армянского населения Нагорного Карабаха и соседних районов. Сессия Совета народных депутатов НКАО самостоятельно провозгласила возобновление своей деятельности и не признала Республиканский оргкомитет, что привело к созданию в НКАО двух центров власти, каждый из которых признавался лишь одной из конфликтующих этнических групп.

1 декабря Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО, «основываясь на общечеловеческих принципах самоопределения наций и отзываясь на законное стремление к воссоединению двух насильственно разделённых частей армянского народа», на совместном заседании приняли постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области».

С 13 по 20 января 1990 г. Имели место армянские погромы в Баку, где к началу года оставалось уже лишь около 35 тыс. армян. Центральные органы власти СССР проявляют преступную медлительность в принятии решений с целью остановить насилие. Лишь спустя неделю после начала погромов в Баку были введены войска для предотвращения захвата власти антикоммунистическим Народным фронтом Азербайджана. Эта акция привела к многочисленным жертвам среди гражданского населения Баку, пытавшегося помешать вводу войск.

14 января - Верховный Совет Азербайджанской ССР объединяет два соседних района - армянонаселённый Шаумяновский и азербайджанский Касум-Исмайловский в один - Геранбойский. В новом административном районе армяне составляют лишь 20 процентов населения.

15 января Президиум Верховного Совета СССР вводит чрезвычайное положение в НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. Была образована Комендатура района чрезвычайного положения, ответственная за осуществление этого режима. В её подчинении находились приданные ей подразделения внутренних войск МВД СССР.

В связи с введением чрезвычайного положения была приостановлена деятельность областного и районных советов народных депутатов НКАО, Нагорно-Карабахского обкома КПАз, партийных и всех общественных организаций и объединений в Степанакерте и четырёх армянонаселённых районах. В то же время в Шушинском районе, где жили практически одни азербайджанцы, была сохранена деятельность всех конституционных органов власти. В отличие от армянских населённых пунктов, в азербайджанских сёлах НКАО партийные организации не упразднили; наоборот, в них были созданы парткомы с правами райкомов КПАз. Снабжение жителей НКАО продовольственными и промышленными товарами осуществлялось с перебоями, было прекращено пассажирское сообщение по железной дороге, резко сократилось количество авиарейсов Степанакерт - Ереван. Из-за не хватки продовольствия положение в армянских населенных пунктах становилось критическим, армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией и единственным средством доставки туда продовольствия, медикаментов, а также эвакуации раненых и беженцев была гражданская авиация. Внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте пытались резко сократить такие рейсы - вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. В связи с чем армяне в Мартакерте для поддержания связи с внешним миром построили грунтовую взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты типа АН-2. Однако 21 мая азербайджанцы при поддержки военных распахали взлетную полосу и разгромили оборудование.

3 апреля был принят Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». Всё большую роль начали играть незаконные вооружённые формирования, получавшие поддержку местного населения, которое видело в них своих защитников и мстителей за нанесённые обиды. В течение 1990 и первой половины 1991 г. в результате раскручивающейся спирали насилия и растущей активности этих формирований гибли и получали ранения военнослужащие, сотрудники МВД, мирные граждане. В места компактного проживания армянского населения на территории Азербайджана (НКАО и прилегающие к ней районы) проникали вооружённые группы и с территории Армении. Здесь отмечались многочисленные случаи нападений на мирных граждан, угонов скота, захватов заложников, нападений на войсковые наряды с применением огнестрельного оружия. 25 июля был издан Указ Президента СССР «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения». 13 сентября подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли штурм села Чапар Мартакертского района. В ходе атаки кроме стрелкового оружия были использованы минометы и гранатометы, а также вертолеты с которых сбрасывались ручные гранаты. в результате штурма погибло 6 армян. 25 сентября два азербайджанских вертолета таким же образом бомбили Степанакерт.

30 апреля 1990 г. начало так называемой операции «Кольцо» по исполнению Указа Президента СССР от 25.07.1990 г. «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения», проводившейся силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии с конца апреля по начало июня 1991 г. в НКАО и прилегающих районах Азербайджана. Операция, имевшая в качестве официальной цели разоружение армянских «незаконных вооружённых формирований» и проверку паспортного режима в Карабахе, привела к вооружённым столкновениям и жертвам среди населения. В ходе операции «Кольцо» была осуществлена полная депортация 24 армянских сел Карабаха.

1 мая Сенат США единогласно принял резолюцию, осуждающую преступления, совершенные властями СССР и Азербайджана против армянского населения Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана. 15 мая высаженный десант азербайджанского ОМОНа возле армянских сел Спитакашен и Арпагядук приводил к полной депортации жителей этих сел

20 июля в результате атаки армянских боевиков близ села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24, а один из летчиков был ранен.

28 августа 1990 г. Азербайджан провозгласил независимость. В декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» сказано, что «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики».

2 сентября состоялась Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов, провозгласившая образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и населенного армянами прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. По мнению депутатов они руководствовались Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Осенью 1990 г. Агдамское отделение Народного фронта Азербайджана создаёт Агдамский батальон ополчения под командованием Багирова. 25 сентября начинается 120-суточный обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Эскалация военных действий разворачивается практически на всей территории НКР. 23 ноября Азербайджан аннулирует автономный статус Нагорного Карабаха. 27 ноября Госсовет СССР принял постановление с призывом к сторонам о прекращении огня, выводе из зоны конфликта всех «незаконных вооружённых формирований» и отмене постановлений, изменяющих статус НКАО. В декабре создана Национальная армия Азербайджана. 10 декабря - в самопровозглашённой НКР проведён референдум о независимости.

С момента заключения 5 мая 1994 года Бишкекского соглашения о прекращении огня, судьба более четырёх тысяч граждан Азербайджана, которые все ещё числятся пропавшими без вести, остается неясной. Начиная с 1992 года Международный комитет Красного Креста тесно сотрудничает с Азербайджанским обществом Красного Полумесяца, оказывая при этом содействие властям в выполнении обязательств в области международного гуманитарного права и осуществления права семей лиц, пропавших без вести, на информацию о судьбе их близких.

Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.

За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в результате бомбёжек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения НК, погибло 1264 мирных жителей (из них более 500 женщин и детей). Без вести пропало 596 человек (179 женщин и детей). Всего с 1988 по 1994 г. в Азербайджане и непризнанной НКР было убито более 2000 гражданских лиц армянской национальности.

Армянские формирования подбили более 400 единиц бронетехники (31 % из имеющихся у Республики Азербайджан на тот период времени), в том числе 186 танков (49 %), сбили 20 военных самолетов (37 %), более 20 боевых вертолётов Национальной армии Азербайджана (более половины вертолётного парка ВС Республики Азербайджан).

В итоге военного противостояния непризнанной НКР и Республики Азербайджан, под контроль армянских формирований перешла территория 7 районов бывшей АзССР - 5 полностью и 2 частично (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраильский, Зангеланский - полностью, и Агдамский и Физулинский частично) общей площадью 7060 кв.км., что составляет 8,15 % территории бывшей Азербайджанской ССР. Под контролем Национальной армии Азербайджана находится 750 кв. км территории непризнанной НКР - Шаумянский (630 кв.км.) и небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов, что составляет 14,85 % общей площади НКР. Кроме того, под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения - Арцвашенский анклав.

Беженцами стали 390 000 армян (360 000 армян из Азербайджана и 30 тыс. из НКР). Следует учесть, что многие азербайджанцы из Армении смогли перед выездом продать свои дома или квартиры и приобрести жилье в Азербайджане. Часть из них произвела обмен жильём с покидающими Азербайджан армянами.

В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов.

По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия. Социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества.



Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.