Кто такой рэмбо. Интересные факты


Имя: Джон Рэмбо (John Rambo)

Страна: США

Деятельность: военный, наёмник

Семейное положение: не женат

Джон Рэмбо: история персонажа

Боевик – это самый высокобюджетный жанр кинематографа, характеризующийся погонями, перестрелками, насилием и эпатажным главным героем. Режиссеры штампуют экшен-фильмы чуть ли не каждый год, собирая толпы любителей пощекотать свои нервы. Но редко кому удается превзойти киноленты, которые со временем стали культовыми.


Если попросить заядлого киномана перечислить самые популярные работы, то, безусловно, он назовет «Терминатора» с , «Крепкий орешек» с и, конечно же, «Рэмбо», который принес признание и славу .

История создания

Символ поствоенного синдрома, Джон Рэмбо перекочевал на большие экраны из произведения Дэвида Моррелла, который вошел в литературный мир с дебютной книгой под названием «Первая кровь» (1972).

Мастер слова признавался, что до переезда в Соединенные Штаты из Канады он даже не подозревал о Вьетнамской войне. Моррелл узнал об этом, будучи студентом университета: молодые люди, вернувшиеся с поля боя, рассказывали о кровавых событиях и ночных кошмарах. После увиденных смертей этим несчастным было трудно адаптироваться к нормальной жизни.


Дэвид решил заявить о себе на литературном поприще в 1968 году, когда на федеральных каналах обсуждались две темы: насилие и Вьетнамская война. Поэтому начинающему писателю не приходилось лезть за сюжетом в карман, когда он мог всего лишь включить телевизор. Также Дэвид намекнул и на прообраз главного героя, которым оказался военнослужащий Оди Мерфи, имеющий в своем арсенале не одну примечательную награду. В дальнейшем прототип Рэмбо страдал от «вьетнамского синдрома»: Оди держал у себя в доме заряженное ружье, за которое мог схватиться в любой момент.


Роман Дэвида стал бестселлером, а через десять лет за военный сюжет взялся режиссер Тед Котчефф, представив на суд общественности фильм «Рэмбо: Первая кровь» (1982). Как это часто и бывает, сценаристы не только сократили оригинальный текст Моррелла, но и поменяли сюжетные линии произведения. Если в конце книги главный герой погибает, то фильм заканчивается хэппи-эндом: Рэмбо не только живет, но и перекочевывает в другие части франшизы.


Писатель признавался в интервью, что каноничный облик убийцы удалось создать только в завершающей картине «Рэмбо IV» (2008). Продюсеры решили вернуться к образу, представленному в романе, поэтому Джон получился опустошенным и озлобленным на свою жизнь: персонаж осознает, что ненавидит себя за то, что умеет только убивать.

«Я убивал не за свою страну. Я убивал для себя. И за это Бог меня никогда не простит», – говорил герой произведения.

Первую киноленту, которая обошлась создателям в $15 млн., снимали в Британской Колумбии и других провинциях с ноября 1981-го по апрель 1982-го, а 22 октября картину увидели американские зрители. Российские киноманы узнали о боевике только в 1983 году с одноголосым переводом актера : практически в каждой советской семье имелась видеокассета с приключениями бесстрашного военного.


Фильм Котчеффа позиционируется как излишне жестокий (в России ограничение к просмотру – 16+). Но, несмотря на то, что зрители наблюдают постоянные перестрелки и кровь, по сюжету в ленте погиб всего один человек. Картина окупила себя в несколько раз, кассовые сборы составили $125 млн. Поэтому неудивительно, что последовали и другие части боевика, а Рэмбо стал еще и героем мультипликационного фильма и видеоигр.

Биография

Биография Джона Рэмбо противоречива, так как информация в книгах Дэвида Моррелла отличается от той, которая представлена в фильмах. Во второй части франшизы выясняется, что главный герой, которого прозвали «боевой машиной», родился 7 июня 1947 года в городке Боуи, который располагается в штате Аризона. Известно, что Рэмбо – метис; в его жилах текут европейские и индийские крови. Автор бестселлера утверждает, что мать главного героя была индианкой из племени Навахо, тогда как создатели фильма уверены, что Рэмбо перенял своеобразную внешность от отца.


Литератор говаривал, что родитель Рэмбо был итальянцем по происхождению, а, согласно досье Маршалла Мэрдока, Джон Рэмбо имеет немецкие корни. В книге «Первая кровь» говорится, что детство Рэмбо не было безоблачным: мать протагониста умерла от онкологического заболевания, а отец злоупотреблял алкогольными напитками, поэтому не занимался воспитанием сына. К тому же семья жила впроголодь.

Мало того, нерадивый родитель попытался убить своего отпрыска при помощи ножа, за что и получил ответный удар из лука; благо, маленький мальчик промахнулся. Неудивительно, что юноша сбежал от отца-тирана, по стечению обстоятельств оставил среднюю школу и отправился работать в гараж. Когда молодому человеку исполнилось 17 лет, его завербовали в армию США. Джон прошел военную подготовку на базе основного гарнизона сухопутных войск – Форт-Брэгга.


Далее Джон прослужил в течение трех лет во Вьетнаме в войсках специального назначения Армии США, которые широко известны под названием «Зеленые береты». Во время одной из операций Рэмбо попал в плен, где подвергся жестоким пыткам. В 1971 году главному герою улыбнулась Фортуна: ему удалось сбежать из лагеря для военнопленных, после чего он на протяжении шести месяцев лечился в госпитале.

Стоит сказать, что к службе Рэмбо подошел рачительно и обзавелся полезными навыками. Джон безупречно владеет техникой партизанской войны, умеет обращаться с огнестрельным оружием любого вида, а также может убить врага голыми руками. Кроме того, Рэмбо, подобно какому-либо супергерою из комиксов «Marvel», обучен игнорировать боль, выполнять задания в любую погоду, будь то безостановочный ливень или лютый мороз, и способен жить вне цивилизации.


Следуя истории, представленной в кинокартине, Рэмбо возвращается в США и в декабре 1981 года устраивает бунт в городе Хоуп, за что получает 9 лет каторжных работ (в книге после погрома Джон погибает). Главный герой отбыл лишь половину срока, ибо через четыре года правительство Америки амнистирует «машину для убийств», чтобы тот выполнил секретное задание. Во второй части франшизы «Рэмбо: Первая кровь 2» (1985) ветеран войны после вьетнамской миссии переезжает в Бангкок, где становится послушником буддийского монастыря.


Правда, Джон не живет размеренной и спокойной жизнью, а начинает участвовать в боях без правил, дабы получить денег для обители. Помимо прочего, Рэмбо зарабатывает на хлеб ловлей змей и ремонтом лодок, благополучно забыв о военных конфликтах.

В завершающей серию боевиков картине «Рэмбо IV», которая вышла в 2008 году, герой Сильвестра Сталлоне возвращается на ранчо, принадлежавшее отцу.

Рэмбо на экране

Бессменным Джоном Рэмбо признан . Можно сказать, что бесстрашный убийца прочно ассоциируется с этим актером, хотя продюсеры рассматривали кандидатуры , и .

Когда Аль Пачино ознакомился со сценарием, он захотел сыграть отпетого психопата, жаждущего крови, поэтому режиссеру пришлось отвергнуть этого актера. Дастину Хоффману не понравилась излишняя жестокость, насилие и драки – это не его амплуа. Американец предпочел сняться в семейном фильме «Тутси» (1982), где успешно перевоплотился в кокетливую женщину. Еще один претендент Клинт Иствуд был занят в ином проекте.


Актеры , Крис Кристофферсон, и сами отказались от роли ветерана войны.

Сильвестр Сталлоне не хотел делить славу со звездой фильмов Джоном Траволтой. По неподтвержденной информации, актеры долго не могли зарыть топор войны, так как Траволта не прощал своему коллеге по цеху то, что тот увел роль из-под носа. Кстати, Сталлоне пригласил Джона в фильм «Остаться в живых» (1983), который стал карикатурой.


Сильвестр сыграл главного героя в четырех частях франшизы, а в 2010 году задумался о приквеле к дебютному фильму «Рэмбо: Первая кровь». Актеру удалось вжиться в роль, однако первая картина ему настолько не понравилась, что он пытался выкупить ее у режиссеров и уничтожить. Но им удалось прийти к компромиссу: Сильвестр договорился с продюсерами, чтобы его лицо в кадре появлялось как можно реже, поэтому хронометраж был урезан в два раза, а за свою работу лицедей получил $2 млн. + $1,5 от проката. Рассмотрим серию боевиков по порядку:

«Рэмбо: Первая кровь» (1982)

Действия фильма происходят зимой 1981 года. Джон Рэмбо узнает, что его друг умер от болезни; таким образом, главный герой остался единственным выжившим из отряда «Зеленые Береты». Тем самым режиссер показал одиночество Джона и его оторванность от мира. Встреча с шерифом Тизлом была далеко не приятной: тот обзывает ветерана бродягой, пробудив в Рэмбо зверя.


За то, что аутсайдер устраивает погром, он попадает в тюрьму, где получает оскорбления и унижения. Бойцу удается сбежать из участка, поэтому полиция планирует облаву на преступника, тогда как Рэмбо начинает вести партизанскую войну. Помимо Сталлоне, в картине снялись Ричард Кренна (полковник Траутман), Брайан Деннехи (шериф Уилл Тизл), Дэвид Карузо (Митч) и другие актеры.

«Рэмбо: Первая кровь 2» (1985)

Отбывающий наказание Джон Рэмбо заключает сделку с правосудием и участвует в секретной операции: если миссия пройдет успешно, то Рэмбо, согласно президентскому указу, выпустят на свободу. Главный герой должен проникнуть в лагерь и узнать о наличии пленных.


Трудность заключается в том, что Джон обязан действовать инкогнито, а также не вступать в бои с противниками. В фильм добавились новые актеры: Мартин Коув (сержант Эриксон) и Стивен Беркофф (подполковник Подовский).

«Рэмбо 3» (1988)

Бесстрашный боец не помышляет о военных конфликтах, а проводит свое время в буддийском монастыре и на боксерских рингах. Сэмюэль Траутман навещает Джона и просит поучаствовать в операции. Дело в том, что полковник занимается перевозкой военных ракет «Stinger» в Афганистан, чтобы помочь моджахедам в борьбе с советскими войсками.


Рэмбо отказывается от опасных приключений, но, узнав, что Траутман оказался в плену у полковника Зайцева, он отправляется спасать приятеля. В киноленте сыграли Кертвуд Смит (агент Роберт Григгс), Сассон Габай (проводник Муса Гани), Спирос Фокас (полевой командир Масуд) и другие актеры.

«Рэмбо IV» (2008)

Ветеран войны Джон Рэмбо ведет тихую и размеренную жизнь на окраине Таиланда. Его мирное существование нарушает группа христианских миссионеров, которые просят Рэмбо перевести их через реку Салуин: они отправились в путешествие, дабы помочь каренским племенам.


Вскоре Джон узнает от пастора, что миссионеры попали в плен к военным, поэтому главному герою вновь приходится взяться за пулемет и нож. На этот раз в блестящий актерский состав вошли Джули Бенц (Сара Миллер), Мэттью Марсден (Школьник), Джейк Ла Ботц (Риз) и прочие звезды кинематографа.

  • С каждой последующей частью франшизы количество смертей неустанно росло. Если в первом фильме умер один человек, который случайно выпал из вертолета, то в последнем насчитывалось 83 погибших.
  • Маньяк Майкл Райан признался, что на убийства его вдохновили фильмы про Рэмбо.

  • Когда Дэвид Моррелл пытался придумать Джону фамилию, жена угостила его яблоками. Вкус фрукта настолько понравился литератору, что тот поинтересовался у супруги названием сорта. Получив ответ «Рэмбо», мастер слова тут же сел за печатную машинку и наградил таким именем своего героя.
  • В «Рэмбо 3» Сильвестр Сталлоне скачет на лошади, которая «играла» в фильме « и последний крестовый поход».
  • Нож Рэмбо был создан дизайнером Джилом Хиббеном.

Цитаты

«Бродяга? Будет круто смотреться на его могиле в Арлингтоне: «Здесь покоится Джон Рэмбо, кавалер медали Конгресса за отвагу, выживший в несчетных вылазках на вражеской территории и убитый за бродяжничество в Джеркуотере, США»
«Там я управлял техникой стоимостью в миллион долларов, а здесь не могу работать даже парковщиком».
«Его тело найдено: оно угнало грузовик и взорвало бензоколонку на окраине города».
«Вы, кажется, не поняли. Я пришел спасать не Рэмбо от вас, а вас от Рэмбо».

Артюр (Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854 1891) выдающийся французский поэт. Биография Р. необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания,… … Литературная энциклопедия

- (Rimbaud) Артюр (1854 91), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада Пьяный корабль, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи Париж заселяется вновь, Руки Жанны Мари (оба 1871). В… … Современная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 амбал (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Рембо - прізвище … Орфографічний словник української мови

- (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля (См. Банвиль), В. Гюго, особенно Ш. Бодлера … Большая советская энциклопедия

Рэмбо IV John Rambo Жанр боевик Режиссёр Сильвестр Сталлоне Продюсер Питер Блок, Боаз Дэвидсон, Дэнни Димборт … Википедия

РЕМБО - см. РЭНБО … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Рембо А. - РЕМБÓ (Rimbaud) Артюр (1854–91), франц. поэт. Один из ранних предст. символизма (баллада Пьяный корабль, 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоц. одушевления стихи Париж заселяется вновь, Руки Жанны Мари (оба 1871). В книгах… … Биографический словарь

РЕМБО - (Rimbault), См. Римбольт … Музыкальный словарь Римана

Книги

  • Рембо. Произведения , Рембо. В истории французской литературы Артюру Рембо принадлежит двоякая роль разрушителя старых, традиционных форм поэзии и связующего звена между поэзией двух столетий: XIX и XX. Попытка сделать…
  • Пьяный корабль. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо , Жан Артюр Рембо, Ж.-М.Карре. В сборник вошли избранные произведения выдающегося французского поэта, а также малоизвестный широкому читателю роман Ж.-М. Карре об удивительной жизни и приключениях Ж.-А.…
  • Проклятые поэты. Марселина Деборд-Вальмо. Вилье де Лиль Адан. Поль Верлен. Артюр Рембо и др. , Марселина Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль Адан, Поль Верлен, Артюр Рембо, Тристан Корбьер, Стефан Малларме. В 1883-1888 годах великий Поль Верлен опубликовал шесть очерков о французских поэтах, которых назвал проклятыми. Термин прижился и стал пополняться новыми именами, но первый список мог…

22 октября 1982-го года в американский прокат вышел фильм «Рэмбо: Первая кровь» -- боевик Теда Котчеффа о неубиваемом солдате Джоне Рэмбо.
А далее, читайте историю об этом фильме и о других съемочных курьезах.

В истории XX века можно по пальцам пересчитать литературных персонажей, которые стали международными именами нарицательными. Шерлок Холмс, Тарзан, Джеймс Бонд… И Джон Рэмбо – неудержимый суперсолдат, который один стоит целой армии. Он появился на свет в романе Дэвида Моррелла и стал всемирно известным благодаря фильму, в 1982 году покорившему кинотеатры всех капиталистических стран. Как и роман, эта картина – одновременно напряженный боевик и трогательная драма – называлась «Первая кровь» (в России – «Рэмбо: Первая кровь»).
Подобно многим голливудским историям, история «Первой крови» началась за много лет до того, как режиссер Тед Котчефф впервые крикнул: «Мотор!» Положенный в ее основу роман был опубликован в 1972 году, но и это было не начало, а лишь веха в судьбе Рэмбо. По признанию Дэвида Моррелла, он впервые задумался о «Первой крови» в 1968 году, в разгар студенческих волнений в западных странах.

Канадец по происхождению, Моррелл в то время как раз получил на родине диплом бакалавра английской словесности и перебрался в США, чтобы продолжить учебу и стать магистром и доктором наук. Будучи чужаком-иностранцем, он в волнениях не участвовал, но наблюдал их вблизи, параллельно смотрел по ТВ репортажи из Вьетнама и хотел как-то поддержать антивоенных бунтарей. Поэтому он решил написать роман о солдате, который возвращается с заморской войны и привозит ее с собой, «слетая с катушек» и устраивая бойню в провинциальном городке. Моррелл задумал показать, что война – это не веселое приключение и не добродетельная борьба со злом, а кромешный ад, разрушающий души воюющих. Также он намеревался продемонстрировать читателям, как ужасна война, когда она идет не за океаном, а у них дома, на заднем дворе. Моррелл хотел, чтобы американцы хотя бы ненадолго почувствовали себя вьетнамцами.
Это был первый роман Моррелла, и работа над ним продвигалась с трудом. Пока Моррелл корпел над книгой, он стал преподавателем, и среди его студентов нашлось немало ветеранов Вьетнама. Наблюдая за их поведением и слушая их рассказы о том, что они пережили в Азии и в США, Моррелл постепенно «настраивал» главного героя, изначально основанного на Оди Мерфи – известном всей Америке ветеране Второй мировой. Мерфи доблестно сражался, вернулся с ворохом наград, стал звездой вестернов и до конца своей сравнительно недолгой жизни (он погиб в авиакатастрофе в 1971 году в возрасте 45 лет) страдал от посттравматического синдрома. Который выражался в паранойе, привязанности к легальным наркотикам, приступам неконтролируемой ярости. И Мерфи не страдал молча. Он откровенно рассказывал о том, что с ним творилось, и боролся за улучшение системы реабилитации ветеранов.
Как-то раз во время работы над романом Моррелл перечитывал стихи Артюра Рембо и размышлял о короткой, но пестрой жизни этого поэта XIX века, который участвовал в восстании Парижской коммуны и служил наемником в Индонезии (в то время голландской колонии). Жена писателя в тот день купила яблоки популярного на востоке США сорта «рэмбо» (название этого сорта восходит к шведскому слову Ramberget, которое переводится как «Воронья гора»), и Моррелл счел, что это совпадение – знак свыше. Так главный герой его книги обзавелся фамилией Рэмбо и военным позывным «Ворон». Имя Джон, в свою очередь, было не только самым популярным в англоязычных странах, но и естественным именем для одинокого солдата. Ведь в США письма девушек, не дождавшихся парней из армии и объявляющих о разрыве, называют Dear John… («Дорогой Джон…»). Впрочем, это имя герой получил лишь в сценарии – в книге он был просто Рэмбо.

Когда «Первая кровь» была завершена и отдана в печать, это было жесткое и жестокое произведение. Взорвавшись как бомба от издевательств полицейских, бродяга Рэмбо убивал и виновных, и невинных. Он буквально заваливал городок трупами и погибал в финальном столкновении с шерифом Тизлом (продолжив растительную тему, Моррелл назвал этого героя в честь колючего растения, которое в России известно как ворсянка). Ветеран Кореи Тизл, впрочем, тоже в финале отправлялся в морг. Из трех основных героев выживал лишь капитан Сэм Траутмен – начальник школы спецназа, в которой готовили Рэмбо (в отличие от фильма, в книге эти герои были едва знакомы). Намек писателя был прозрачен: ветераны приходят и уходят, а «дядя Сэм», то есть американский военный истеблишмент, выживает и продолжает отправлять молодых ребят на фронт. Будь то Корея, Вьетнам или какая-нибудь другая «горячая точка».
Почему для Моррелла было важно сделать Тизла ветераном? Во-первых, он не хотел бросать тень на всех ветеранов и утверждать, что каждый из них – граната без чеки. Поэтому важно было показать разных ветеранов, с разной историей и разным поведением. Во-вторых, Моррелл в книге отмечал, что Тизл отчасти понимает и сочувствует Рэмбо – это было бы невозможно, если бы шериф сам не побывал на фронте. В-третьих, Тизл еще и завидовал поколению Рэмбо, которое привлекало к себе всеобщее внимание, тогда как ветераны Корейской войны были в 1970-х почти забыты. Именно поэтому он не давал парню поблажек, когда узнавал, что тот служил.

Захватывающий сюжет, агрессивное действие и антивоенный пафос – Голливуд это сочетание влекло сильнее, чем налоговые льготы, и «Первая кровь» быстро была куплена для экранизации. Однако орешек оказался твердым. Кто только не пробовал себя в написании сценария, кто только не претендовал на режиссерское кресло, кого только не приглашали на главную роль! Проект сменил пять студий, прошел через руки двух десятков сценаристов, об исполнении роли Рэмбо задумывались все звезды 1970-х, от Роберта Де Ниро до Джона Траволты. Но всякий раз находилось непреодолимое препятствие.
Как правило, потенциальные экранизаторы «Первой крови» спотыкались о чрезмерную жестокость книги. При переносе действия из романа в фильм Рэмбо представал террористом, не заслуживающим ни сочувствия, ни сопереживания. Те же, кого это не смущало, натыкались на то, что после завершения Вьетнамской войны антивоенная пропаганда уже была неактуальна, и зрители не хотели, чтобы голливудцы бередили начавшие было заживать раны.
Наконец, в самом начале 1980-х «Первая кровь» перешла в руки ливанца Марио Кассара и венгра Эндрю Вайны, владельцев созданной несколькими годами ранее независимой студии Carolco. Они купили проект по совету канадского режиссера Теда Котчеффа, который работал над «Кровью», когда ей занималась студия Warner. К тому времени упоминания Вьетнамской войны уже не встречались в штыки, а отношение к ветеранам было лучшим, чем в конце 1960-х, когда протестующие против войны называли их «убийцами» и встречали их как преступников. Так что партнеры решили, что время «Первой крови» наконец-то пришло – уже не как антивоенного фильма, а как кино о забытом ветеране.
Предыдущей картиной Марио и Вайны была военно-спортивная драма «Победа» (сюжетный аналог нашего «Матча», только о западных военнопленных, играющих в футбол с немецкими тюремщиками), и они сразу подумали о приглашении в «Первую кровь» Сильвестра Сталлоне, который в «Победе» изображал американского вратаря (кстати, одним из членов его «команды» был сам великий Пеле).

Сталлоне в то время был в трудном положении. Он оставался всемирно известным, но ни одна из его картин, за исключением «Рокки» и «Рокки 2», не добилась существенного коммерческого успеха. Он не хотел казаться актером одной роли, и он жаждал воздать должное тем, кто воевал за Америку, но не был принят страной как герой. Поэтому он очень быстро согласился сыграть Рэмбо – с условием, что ему позволят переписать сценарий и создать такого героя, какого ему будет комфортно сыграть. Продюсеры и взявшийся ставить картину Котчефф не возражали. Они помнили, что сценарий «Рокки» принес Сталлоне номинацию на «Оскар», и они хотели, чтобы Рэмбо был больше похож на Рокки, чем на безжалостного маньяка.
Взяв за основу сценарий Майкла Козолла и Уильяма Сакхайма (самый удачный из множества написанных к тому времени), Сталлоне занялся смягчением образа Рэмбо. Он настоял на том, чтобы герой фактически никого не убивал (кидание в вертолет камня и скидывание машины с дороги трудно называть убийством) и чтобы Рэмбо казался своего рода наивным большим ребенком, взрослеющим только тогда, когда ему приходится выживать и сражаться. В свою очередь, продюсеры потребовали, чтобы в картине было побольше действия и поменьше разговоров. Эксперты по международным продажам, они хотели облегчить работу будущим переводчикам и режиссерам озвучания.

Изменились в новом сценарии и Траутмен с Тизлом. Первый из отстраненного начальника превратился в «отца солдатам», который не только готовил Рэмбо, но и сражался вместе с ним. Второй, напротив, почти утратил свое ветеранство, которое ни разу не упоминается в картине. Внимательные зрители, впрочем, могут заметить военные медали в его кабинете и отметить, что в финале Тизл ведет себя не как полицейский, а как снайпер. Эти изменения были нужны для того, чтобы укрепить «сторону Рэмбо» и ослабить «сторону шерифа», гарантировав, что зрители будут болеть не за тех, кто пролил первую кровь, а за того, чья кровь была пролита. Даже если он будет вести себя как преступник.
Подбирая актеров на эти роли, Котчефф отдал шерифа актеру Брайану Деннехи, бывшему морпеху (он ухитрился отслужить в тот небольшой промежуток, когда Америка не воевала, но часто рассказывал, что был во Вьетнаме). Деннехи и Сталлоне уже снимались вместе в исторической социальной драме «Кулак», но там у Деннехи была куда менее значимая роль. Американский ирландец впечатлил режиссера своей импозантной внешностью и умением находить в роли оттенки, которых не было в сценарии.

Роль Траутмена изначально была поручена знаменитому Кирку Дугласу, герою «Спартака» и многих других легендарных лент. Дуглас был готов сниматься, но у него нашлись претензии к сценарию, и когда создатели фильма отказались переписывать текст под диктовку звезды, он сбежал со съемок. Пришлось срочно искать замену, и новым Траутменом стал телевизионный актер Ричард Кренна, который вошел в образ буквально с колес, начав сниматься сразу после прочтения сценария.
Также в фильме снялся Дэвид Карузо, в то время начинающий исполнитель, а в будущем звезда сериалов «Полиция Нью-Йорка» и «CSI: Место преступления – Майами». Роль у него была не слишком важная (он играл одного из полицейских), но ярко-рыжий актер сразу обращал на себя внимание, и его коллеги между собой говорили, что парень далеко пойдет, если верно разыграет свои карты.
Поскольку Сталлоне, как уже говорилось, считался прибыльной звездой, лишь когда играл Рокки, найти деньги на «Первую кровь» оказалось непросто. В конце концов Марио Кассар просто воспользовался тем, что его крестный отец (самый обычный, не криминальный) был «шишкой» в крупном европейском банке, и он взял кредит в 18 миллионов долларов, пообещав крестному, что легко «впарит» фильм иностранным дистрибьюторам, как только сможет им показать нарезку из отснятых сцен. Это было весьма самонадеянно, но для продюсера это скорее достоинство, чем недостаток.

В книге действие развивалось в штате Кентукки, но создатели фильма сочли, что съемки в Канаде обойдутся дешевле, и потому место действия было перенесено в северо-западный штат Вашингтон (привет, «Сумерки»!). Съемки же проходили чуть севернее, в граничащей с Вашингтоном канадской провинции Британская Колумбия, неподалеку от Ванкувера (кстати, в тех же краях, где десятилетия спустя снимались «Сумерки»). Американский городок под названием Хоуп («Надежда») изображал канадский городок под названием Хоуп, но с надеждой в нем было плохо. Местные лесопилки закрывались одна за другой, и горожане сидели без работы. Для голливудцев, правда, это было очень даже удобно, потому что чем депрессивнее город, тем дешевле в нем снимать и тем проще договариваться с жителями и властями. В свою очередь, лесные сцены создавались в провинциальном лесопарке Британской Колумбии «Золотые уши», который получил свое название в честь двух горных отрогов.
Хотя Британская Колумбия и расположена на севере Северной Америки, она славится своим мягким и теплым климатом. В ее густонаселенных районах среднегодовая температура составляет 12 градусов Цельсия, что делает ее самым теплым уголком Канады. Поэтому продюсеры «Первой крови» надеялись, что с намеченными на зиму съемками больших проблем не будет. Однако погода, в отличие от канадцев, отказалась сотрудничать с южанами. Почти каждый день шел либо дождь, либо снег, дул промозглый ветер, и температура порой опускалась до существенного минуса, особенно во время съемок в предгорье. И если члены съемочной группы могли одеваться по погоде, то Сталлоне приходилось бегать в кадре в джинсах и футболке. Остается только гадать, как он не заработал воспаление легких.

Вообще, актер на 200% отработал свой гонорар. Он страдал от холода, носил импровизированный балахон из гнилой рогожки (костюмеры подобрали эту ткань на брошенной лесопилке и потом берегли ее как зеницу ока, потому что другой такой же у них не было), карабкался по скользким скалам, пробирался по настоящим подземным пещерам и отбивался от самых настоящих крыс. Правда, не лесных, а лабораторных – декораторы покрасили белых крыс в серый цвет.
Также Сталлоне выполнил три четверти трюков своего персонажа. Актер в то время был не настолько ценен, чтобы его держали как можно дальше от рискованных съемок. Естественно, не обходилось без травм. Так, при съемке падения Рэмбо на ветки деревьев Сталлоне сломал несколько ребер, потому что приземлился не животом, а грудью. Что ж, по крайней мере ему не нужно было изображать боль и суровое отчаяние, а публика видела, что в кадре звезда, а не каскадер.

Прочим создателям картины тоже порой приходилось туго. Погода и горы были равно немилосердны ко всем, а в канадских лесах было так просто заблудиться, что членам группы запрещали далеко отходить друг от друга. При этом лес был затуманенным, мокрым и каменистым – отличное место для тех, кто хочет сломать ногу или разбить голову, но не для тех, кто хочет вернуться в Голливуд живым и здоровым.
Колоритные края, где снималась «Первая кровь», позволили многое в фильме сымпровизировать на месте. Например, тот же балахон Рэмбо или сцены в пещере. Однако были у голливудцев и домашние заготовки. Прежде всего, знаменитый нож главного героя, разработанный мастером из Арканзаса Джимми Лайлом. В фильме демонстрировалось лишь несколько его функций, но в этом ноже было все, что могло пригодиться для выживания, – от спичек до отвертки. Сталлоне так нравился этот нож, что он хотел им в кадре зарезать какое-нибудь крупное дикое животное, но канадские егеря посоветовали ему не связываться даже с кроликами, которые больно кусаются. А уж про кабанов или пум и речи быть не могло. В итоге в фильм была включена сцена охоты на кабана, но собственно убийство показано не было. Во избежание проблем как с животным, так и со зрителями.
С самого начала работы над фильмом главным драматургическим камнем преткновения были финальные сцены. В книге Рэмбо погибал, и многие полагали, что он должен погибнуть и в фильме (Голливуд предпочитает, чтобы злодеи, даже трагические и симпатичные, получали по заслугам). Сталлоне, однако, настаивал, что Рэмбо должен выжить. Ведь иначе получилось бы, что у сорвавшегося ветерана нет пути назад, а это был не самый подходящий «посыл» для людей, которые и так в депрессии. К тому же актер считал, что зрители будут только рады, если герой, которому они сопереживают, отправится в тюрьму, а не на кладбище.
Так и не сумев найти решение во время съемок, Котчефф снял два варианта финала – тот, в котором Рэмбо сдается, и тот, в котором он кончает жизнь самоубийством. Обе версии были проверены на зрителях во время предварительных показов, и реакция публики наглядно продемонстрировала правоту Сталлоне. Вариант с самоубийством был зашикан, а вариант со спасением встречен аплодисментами.

Когда предварительный монтаж был завершен (рабочая версия ленты продолжалась три часа, но продюсеры настояли на сокращении до удобоваримых 95 минут), наступил момент истины. Картина была снята на кредит, который надо было возвращать, – в отличие от обычных, рисковых киноинвестиций. Будет ли Carolco жить? Сможет ли она продать фильм дистрибьюторам или обанкротится?
Студия не обанкротилась. Когда продюсеры представили картину международным дистрибьюторам, те пришли в такой восторг, что просмотровый зал превратился в филиал биржи. Все потрясали чековыми книжками и наперебой предлагали все более крупные суммы за право проката в своих странах. «Первая кровь» окупилась еще до того, как вышла на экраны, и Carolco отлично заработала, продав права на каждую страну в отдельности, а «сдав» их все оптом одной крупной компании.

Прокатчики, впрочем, тоже не прогадали. Снятая за 14 миллионов долларов лента (на были потрачены не все кредитные средства) собрала в мире 125 миллионов долларов. И это несмотря на то, что она вышла в прокат 22 октября 1982 года – в то время, когда обычно выходят не боевики, а претенденты на «Оскар».
В отличие от «Рокки», «Первая кровь» на награды не претендовала, и критики реагировали на нее по-разному: кто-то с восторгом, а кто-то с отвращением. Однако она оказалась куда более влиятельным фильмом. «Первая кровь» установила новую постановочную планку для реалистичного боевика (в отличие от фантастического или шпионского кино), мастерски соединила экшен с сантиментами, вдохновила независимые студии самостоятельно финансировать рискованные ленты, впечатлила ценителей великолепным финальным монологом Сталлоне о тяготах ветеранской жизни… И, конечно, подарила миру Рэмбо как персонажа и как символ душевной и трогательной, но все же смертельно опасной военщины.

В сиквелах, правда, этот герой был больше опасным, чем трогательным, и Сталлоне допустил, чтобы его полноценный и сложный персонаж превратился в экшен-карикатуру. Но даже сюжеты этих картин были выстроены так, что первую кровь (фактически или фигурально) в них проливали враги Рэмбо. Ведь, несмотря на всю свою историю провокаций и агрессий, Америка предпочитает видеть себя отвечающей на удар, а не бьющей первой. И ее любимые герои должны вести себя именно так – настаивая, что первую кровь пролили противники. Даже если ответная бойня была совершенно непропорциональной.
Так что, когда Рэмбо произносит слова про «первую кровь», он, в сущности, цитирует американскую военную доктрину. И есть своя мрачная ирония в том, что в «Первой крови» жертвами непропорционального ответа становятся представители американской власти. Как говорят в таких случаях в США, «цыплята вернулись на насест»!

Фильм Рэмбо 3 (оригинальное название Rambo III) в 1988 году снял режиссер Питер МакДональд. Сценаристом выступил Сильвестр Сталлоне, Шелдон Леттич, Дэвид Морелл. Фильм идет 102 мин. / 01:42. Слоган фильма: «The first was for himself. The second for his country. This time it’s to save his friend»

  1. В сцене когда Рэмбо с пленными терпит крушение на вертолете, после взрыва вертолет сгорает за считанные секунды пока Рэмбо разговаривает с пленными.
  2. В сцене драки с советским спецназовцем рядом с вертикальным входом-выходом из пещер, при выдёргивании Джоном Рэмбо кольца с чекой из гранаты Ф-1, висящей на груди спецназовца, хорошо виден бутафорский запал с приделанным намертво предохранительным рычагом, не соединённым, как это положено, с чекой через отверстие в запале.
  3. В заключительной сцене, когда Траутман и Рэмбо садятся в джип, на капоте машины видны пулевые отверстия. С такими повреждениями нельзя ехать дальше.
  4. На некоторых DVD есть альтернативная концовка фильма, в которой Рэмбо остаётся в Афганистане помогать моджахедам. Кроме того, в окончательную версию фильма не вошёл ещё ряд вырезанных сцен.
  5. Танк Т-72 (по-видимому, именно этот танк пытались изобразить в фильме) не может управляться одним человеком, который выполняет роль и водителя и стрелка (они находятся в изолированных отделениях). Более того танки этой модели в Афганистане не применялись.
  6. В некоторых сценах советские военные почему-то одеты в чёрные береты морской пехоты.
  7. Над фильмом начинал работать Рассел Малкэй, но он ушел из проекта по причине творческих разногласий. Заменил же его Питер МакДональд.
  8. Советская боевая техника представлена американским полугусеничным бронетранспортёром M3 времён Второй мировой войны, броневиками Alvis FV603 Saracen, БРДМ-2, БТР-60, автомобилями УАЗ-469 и Daimler Ferret Scout Car MkI, армейскими грузовиками ЗИЛ-157, GMC M-135, AIL M-325, самоходной зенитной установкой «Шилка», танком Т-55, а также неустановленным танком, напоминающим американский M26 «Pershing». Патрулирующие границу с Пакистаном советские самолёты представлены F-15. Вертолёты Советской армии представлены в двух вариациях: средний и тяжёлый. Оба французского производства. Один представляется как Ми-24 и отдаленно похож на оригинал. На нём установлен дополнительно пулемёт для борт-стрелка производства Browning Arms Company. На АКС и АКМ установлен американский подствольный гранатомёт M203 и коллиматорный прицел. В одной из сцен советский пулемётчик ведёт огонь из английского пулемёта «Lewis» образца 1916 года.
  9. Роль Ми-24 «играет» подретушированный французский вертолет SA330 PUMA. Второй «советский» вертолёт — SA 341/2 «Gazelle».
  10. На время выпуска картины в прокат она была самой дорогостоящей за всю историю.
  11. В кабинете полковника Зайцева к стене приколот целый номер газеты «Правда» и портрет Ленина. Советские военные одеты в форму, лишь отдалённо напоминающую реальную. На погонах полковника Зайцева — «маленькие» лейтенантские звёзды.
  12. Зайцев, являясь командующим операцией, сам пилотирует «Ми-24».
  13. Это последний фильм о Рэмбо, в котором Ричард Кренна играет роль полковника Траутмана.
  14. Фильм был запрещён к показу в СССР ввиду ярко выраженной антисоветской направленности.
  15. Знаменитый «нож Рэмбо» создал дизайнер Джил Хиббен, причём в этом фильме нож значительно отличается от своих аналогов в предыдущих фильмах.
  16. Британский убийца и психопат Майкл Райан, убивший 16 и ранивший 14 человек, утверждал, что на убийства его вдохновила серия фильмов о Джоне Рэмбо.
  17. Полковник Траутман в этом фильме говорит с французским акцентом.
  18. В оригинале полковника Зайцева зовут Зайсин (Zaysen). Но все отечественные переводчики «переименовали» его в Зайцева.
  19. Во время финального боя Зайцев на вертолете пытается уничтожить захваченный Рэмбо танк при помощи НАР и авиапушек, хотя на его якобы Ми-24 установлены не менее 4 ПТУР. В реальном бою одиночный танк, или танковый взвод без прикрытия средств ПВО и авиации станет лёгкой добычей боевого вертолёта (например, Ми-24), так как из средств противодействия у него есть лишь башенный крупнокалиберный пулемёт, который чаще всего неэффективен ввиду ограниченной зоны поражения.
  20. В Книге рекордов Гиннесса 1990 года этот фильм называется самым жестоким за всю историю, поскольку в нем насчитываются 221 акт насилия и свыше 108 смертей.
  21. В фильме есть отличия от книги:
  22. В фильме, в отличие от книги, Рэмбо не произносит регулярно имя Будды, выражая приверженность к новой для себя религии.
  23. В сцене боя на рынке Рэмбо лишь повергает своего противника. В книге же сцена боя выглядит намного более жестокой, а поверженный боец остаётся в луже собственной крови.
  24. Траутман после поединка находит Рэмбо на территории монастыря, в отличие от книги, где это происходит в литейном цеху Бангкока, где главный герой, к слову, так же занят обработкой металлического листа.
  25. В книге основным предлогом проведения операции в Афганистане был поиск пропавшего журналиста. В фильме это изменено.
  26. В книге Траутман и Бриггс спорят о судьбе возложенной на полковника миссии. В фильме этой сцены нет.
  27. В фильме весть о пропаже Траутмана Рэмбо приносит агент ЦРУ. В книге же главный герой приходит в посольство с желанием узнать судьбу друга и чуть ли не с боем пробивается к дипломату в глубину здания.
  28. Уже на пути в Афганистан, в фильме отсутствует сцена жуткой песчаной бури, от которой спасается караван вместе с Рэмбо.
  29. Сцена, где Муса называет Рэмбо туристом и спрашивает о его военном опыте, отсутствует в книге.
  30. Во время первой схватки с русскими, Рэмбо уничтожает два вертолёта недалеко от афганской деревни. В фильме была взорвана только одна боевая машина.
  31. В фильме схватка с вертолётами и разрушение деревни происходит уже после знакомства Рэмбо с афганцами. В книге же они даже принимают его за русского и хотят убить.
  32. В фильме афганские солдаты показаны более мягкими, чем в книге, где они свирепо нападали и буквально разрывали на куски пленных русских солдат.
  33. В фильме Траутмана просто сильно избивают. В книге же ему выбивают зубы, он какое-то время лежит в камере в луже собственной крови. Затем его ранят в плечо при побеге. Рэмбо несёт его на себе, пока полковник балансирует между жизнью и смертью.
  34. В пещере после побега, Рэмбо дает свою кровь для переливания Траутману. В фильме этого нет.
  35. В фильме присутствует русский дезертир, который находится на базе афганцев ещё до прибытия Рэмбо. В книге такой персонаж отсутствует. Вместе него есть пленный солдат Андреев. Именно он посвящает Рэмбо в тонкости расстановки сил на базе и вместе они проникают в форт. Андреев только со временем говорит, что хочет перейти на сторону воюющих мусульман.
  36. В фильме полностью отсутствует такой персонаж, как заместитель Зайсена — майор Азов. Он все время сомневается в войне, приказах своего командира. В одной сцене в книге даже не стреляет в убегающего Рэмбо, ссылаясь на промах.
  37. В фильме Рэмбо дважды пробирается в крепость. В книге же он с первого раза вызволяет своего друга Траутмана.
  38. В фильме полностью отсутствует женский персонаж Мишель.
  39. В фильме отсутствует сцена, где в поединке с русскими войсками, Рэмбо выстрелом из гранатомёта обрушивает на врага снежную лавину. В фильме показаны исключительно пески.
  40. В книге Зайсин погибает так же от рук Рэмбо, но менее зрелищно — при попытке бегства. Рэмбо настигает его на лошади и убивает ударом тесака по голове.
  41. В книге отсутствует персонаж Хамид из фильма.
  42. В фильме Рэмбо убивает прапорщика Курова, повесив на вертолётном тросе и подорвав гранатой, в книге же он остаётся жив и переходит на сторону моджахедов, так как обижен на советскую власть.
  43. В сцене последнего предложения сдаться в руках у Траутмана находится венгерский клон АКМ — АМД-65, никогда не использовавшийся советской армией.
  44. Конь, на котором скачет Джон Рэмбо, затем участвовал в съемках картины «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), где на нем ездил верхом Индиана Джонс.
  45. В финальном бою советский танк (представлен как Т-72) стреляет из орудия бронебойными снарядами по афганской коннице. Моджахеды останавливают танк «коктейлем Молотова» и 50 мм миномётной миной. Впрочем, сразу после этого, расстреляв экипаж из трёх человек, в повреждённый танк садится Рэмбо и как ни в чём не бывало продолжает вести бой.
  46. У советского флага на советской базе серп и молот расположены в центре, а не в углу у древка.
  47. В фильме 221 сцена насилия, а количество смертей — 132.