Классицизм в литературе.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолю­тизации государства?

а. Романтизм

б. Классицизм

в. Сентиментализм

2. Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

а. Иерархия жанров

б. Опора на античные традиции

в. Интерес к внутреннему миру героя

г. Культ чувства

д. Принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а. М. В. Ломоносов

б. А. С. Пушкин

в. Г. Р. Державин

г. Н. А. Некрасов

4. Любимым жанром какого писателя являются сатиры?

а. Г. Р. Державин

б. В. К. Тредиаковский

в. АД. Кантемир

г. М. В. Ломоносов

5. К какому жанру принадлежат поэтические произведения, вос­певающие кого или что-нибудь?

в. Былина

6. Основным жанром какого поэта была ода?

а. М. В. Ломоносов

б. Г. Р. Державин

в. АД. Кантемир

г. В. К. Тредиаковский

7. Какие из названных героев не являются персонажами коме­дии

Д. И. Фонвизина “Недоросль”?

а. Чацкий

в. Кабаниха

г. Еремеевна

е. Стародум

8. К какому жанру относится “Недоросль” Д. И. Фонвизина?

б. Трагедия

в. Комедия

9. Кому из героев принадлежат слова: “Не хочу учиться, хочу жениться”?

а. Кутейкин

б. Скотинин

в. Митрофан

г. Простаков

10. Как можно определить жанровую форму “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева?

а. Дневник

б. Путевые заметки

в. Сатирические очерки

г. Нравоописательные очерки

11. Основная идея “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева состоит в:

а. Осуждении самодержавно-крепостнического строя

б. Необходимости воспитания нового поколения

в. Провозглашении своеобразия русского народа

12. Эпиграф “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” к “Путешествию из Петербурга в Москву” взят А. Н. Радищевым из:

а. “Тилемахиды” В. К. Тредиаковского

б. “Властителям и судьям” Г. Р. Державина

в. “Оды на день восшествия на престол императрицы Ели­саветы Петровны” М. В. Ломоносова

– б 7. а, в

– а, б, д 8. в

– а, в 9. в

Глоссарий:

  • какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства
  • Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизация государства
  • как можно определить жанровую форму путешествие из петербурга в москву
  • какой художественный метод соотвествует периоду абсолютизации государство
  • какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в “Сказках”? М. Г. Салтыков-Щедрин Какое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина является об­разцом сатиры на бюрократически-полицейскую Россию? Какой главный...
  2. Тест. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? Ответы внизу. 1. Какое из приведенных определений соответствует понятию “тема произведения”? а. Изображение событий в их...
  3. Определите, какой эпизод можно считать кульминацией сказа и какой - развязкой. Кульминацией сказа можно считать момент осознания Левшой, что в России неправильно чистят старые ружья....

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства ?

а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм

2. Какие из указанных признаков характерны для классицизма ?

а) иерархия жанров г) культ чувства

б) опора на античные традиции д) принцип трех единств

в) интерес к внутреннему миру героя

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами ?

а) М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) Г.Р. Державин г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня б) ода в) былина г) поэма

5. Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В. б) Державин Г.Р. в) Карамзин М.М. г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях

О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании ?

а) М.В. Ломоносов б) Г. Р. Державин в) А.Д. Кантемир.

7. Выберите признаки сентиментализма

а) способность героя чувствовать и сопереживать

б) соответствие теории “Трех штилей”

в) в центре произведения – героическая личность

г) герои – простые люди

д) изображение красоты природы

е) соблюдение правил “Трех единств”

Тест по теме «Русский сентиментализм»

1. Какому из художественных методов соответствует “мир чувства ”?

· А. Классицизму Б. Сентиментализму

2. Какой из художественных методов является продуктивным?

· А. Сентиментализм Б. Классицизм

3. В основу какого художественного метода положен принцип “подражания природе ”?

· А. Классицизма Б. Сентиментализма

4. К какому идейно - эстетическому направлению в литературе XVIII века принадлежат перечисленные произведения (соотнесите)?

1. “Бедная Лиза” А. Классицизм

2. “Разговор с Анакреоном” Б. Сентиментализм

3. “Недоросль” В. Просветительский реализм

A. М. В. Ломоносова Б. Н. М. Карамзина B. А. Н. Радищева

6. Какому литературному направлению соответствуют следующие краткие характеристики (соотнесите):

1. Рассудочность А. Классицизм

2. Рационализм Б. Сентиментализм

3. Чувства В. Просветительство

7. Соотнести литературные жанры и художественные методы.



8. Выбрать признаки, которые характеризуют сентиментализм .

А. Главная задача - прославление государственности, культ разума.

Б. Центром изучения является человек, конкретный, честный во всём разнообразии индивидуальной натуры, чаще принадлежащий к средним и низшим классам.

В. Ценность человека обусловлена чаще принадлежностью к высшему классу.

Романтизм

1. Это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Один из выдающихся мастеров этого жанра – В.А. Жуковский.

А. ода Б. баллада В. поэма

2. В романе “Евгений Онегин” о Ленском сказано: “Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туману даль…” Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский ?

А. классицизм Б. романтизм В. сентиментализм Г. натурализм

3. Противопоставление идеала и невосприимчивой к нему действительности отражено в этом понятии романтизма

А. двоемирие Б. мировая скорбь В. романтический конфликт

Тест по литературе 8 класс (1 полугодие)

Вариант 1

1. Исторические песни появились :

А. одновременно с былинами; Б. раньше былин; В. позже былин;

2. Имя Сергия Радонежского в миру:

А. Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;

3. «Фелица» Державина:

А. послание; Б. ода; В.элегия; Г. идиллия;

4. Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин :

А. «Детское чтение для сердца и разума» В. «Вестник Европы»

Б. «Московский журнал» Г. «Галатея»

5.Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский, написана :

А. Байроном; Б. Шекспиром; В. Томасом Греем; Г. Р.Бёрнсом

А. Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;



7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный !»:

А. ода; Б.элегия; В.послание; Г. идиллия;

8. Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве :

А. Пётр I; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;

9. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки »:

А. Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская

10. Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:

А. Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович

11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это:

А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»

12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради :

А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;

13. Пьеса Гоголя называется :

А. «Сорочинская ярмарка»; В. «Нос»;

Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Г. «Ревизор»

14. Фамилия городничего в комедии Гоголя :

А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;

15. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу :

А. служащие гостиницы; В. купцы;

Б. Бобчинский и Добчинский; Г. Шпёкин;

А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;

17. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен :

А. на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне

18. Кто писал о том, что « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:

А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский

А. Чайковский; Б. Глинка; В. Римский – Корсаков; Г. Даргомыжский

20. Л.Н.Толстой в университете учился :

А.на историческом факультете; В. на юридическом факультете;

Б. на филологическом факультете; Г. на математическом факультете

21. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:

А. эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;

22. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено :

А. в Рязанской губернии; В. в Орловской губернии;

Б. в Тульской губернии; Г. в Московской губернии;

1.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

А) сентиментализм, классицизм, романтизм;

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм;

В) классицизм, сентиментализм, романтизм,

2.Выберите отличительные черты классицизма:

А) культ разума; е) «подражание природе»;

Б) интерес к человеческому чувству; ж) субъективность в изображении;

В) психологизм в изображении характеров; з) гражданско-просветительский пафос;

Г) «романтическое двоемирие». и) реалистическое воссоздание действительности;

Д) строгое деление героев на положительных к) строгая иерархия жанров;

И отрицательных

3.Человек в литературе классицизма

А) высшее существо

Б) одержим страстями

В) мелок и незначителен

4.В каком жанре допускалось писать о царях, исторических событиях

А) комедия

Г) сатира

5. Острая неудовлетворённость социальной действительностью, разочарование в окружающем мире, порыв творческой незаурядной личности к ещё не осознанному, смутному идеалу - это причины возникновения

А) сентиментализма б) классицизма

В) романтизма

6. Термин романтизм в 18 в. обозначал а) всё необычное, таинственное, средневековое

Б) реальное, действительное, настоящее б) выдуманное, несуществующее, запредельное

7.Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

В) былина

8. Незаурядная, яркая личность, бросает вызов обществу, непонимающему его,

Основа личности – страсть и воображение, гордость и независимость, стремление к идеалу и свободе.- это:

А) реалистический герой

Б) романтический герой

В) фантастический герой

А) М.В. Ломоносов

Б) А.С. Пушкин

В) Г.Р. Державин

Г) А.А. Фет

10 Каковы основные черты сентиментализма?

А) испорченным нравам аристократии противопоставлялись представители среднего сословия;

Б) создание нового тип героя – представителя мелкой и средней буржуазии, ремесленников, крестьян;

В) выдвижение на первое место культа чувств;

Д) идеализация народа.

11.Кто это? В 1730 году уходит с обозом рыбы в Москву и в возрасте выпускника поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где 12-летний курс обучения заканчивает меньше чем за 6 лет.

12.Какие жанры являлись любимыми у сентименталистов?

А) дневники;

Б) путевые заметки;

В) письма;

Д) басня;

Е) повести и романы.

13.Какие особенности имел русский романтизм?

А) критика общественных пороков;

Б) исторический оптимизм;

В) внимание к прошлому своей страны;

Г) идеальный герой: гражданин-патриот, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

14.Каковы основные особенности европейского романтизма?

А) выдвижение на первое место культа чувств;

Б) «космический пессимизм»;

В) создание нового типа героя – представителя средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьян;

Г) обращение к вечным идеалам, разлад с современной действительностью;

Ж) двоемирие;

З) самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.

15.Кто это? «Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец»(по словам А.С.Пушкина). А В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

16. Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Литературные направления

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?
а) романтизм; б) классицизм; в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров; б) опора на античные традиции; в) интерес к внутреннему миру героя; г) культ чувства; д) принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В.Ломоносов; б) А.С.Пушкин; в) Г.Р.Державин; г) А.А.Фет

4. Жанр, воспевающий кого-/ что-нибудь, значимое в историческом, политическом смысле?
а) басня;б) ода; в) былина; г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?
а) Ломоносов М.В.; б) Державин Г.Р.; в) Карамзин М.М.; г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”. О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?
а) М.В. Ломоносов; б) Г. Р. Державин; в) А.Д. Кантемир

7. Выберите признаки сентиментализма :
а) способность героя чувствовать и сопереживать; б) соответствие теории “Трех штилей”; в) в центре произведения – героическая личность; г) герои – простые люди; д) изображение красоты природы; е) соблюдение правил “Трех единств”

8. Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?
а) Д.А.Фонвизин; б) Г.Р.Державин; в) М.М.Карамзин

9.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:
а) образование должно быть хорошим; б) Отечеству надо служить верой и правдой; в) И крестьяне любить умеют.

10.Жанровая форма «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
а) дневник; б) путевые заметки; в) сатирические очерки

11.Найдите соответствия:
а) гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип “подражание природе”, конфликт между чувством и долгом.

б) изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно “средней” личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, “религия сердца”, искания идеального образа “жизни вне цивилизации” (Руссо). Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья.

в) культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в “мир небесных идеалов”.

А) РОМАНТИЗМ; Б) КЛАССИЦИЗМ; В) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.

Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.

С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма.

Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

Низкие жанры:

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.




Основные черты классицизма

  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  • Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  • Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  • Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  • Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Особенности русского классицизма


А. Д. Кантемир

Как и европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма – дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

    Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);

  • Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.


В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.


А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.


Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».


Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.


Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

Основные периоды русского классицизма

Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:

  1. 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович)
  2. 30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
  3. 60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).