Художники дадаизма. Дадаизм - красивая составляющая модернизма ▲


В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья - о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм - это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

Последователь такого направления, как дадаизм, - сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие - вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм - стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм - это в переводе с языка африканского племени Кру - хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ - это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию.

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс - дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм - это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм - это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.

Символистская поэзия – огромный пласт европейской литературы рубежа 19-20 веков. Главные принципы символизма первоначально проявились в творчестве франузских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме, Артюра Рембо, Лотреамона. Для символистов характерна концентрация на внутреннем мире человека, стремление раскрыть картину душевных переживаний, тонких чувств и настроений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха – им удалось наполнить его яркими и выразительными образами, хотя они и пускались иногда в бессмысленную игру слов, пытаясь добиться оригинальной формы. Символизм различает мир реальный и мир ирреальный. Главным ключом к ирреальному является символ – он словно некий условный знак, объединяющий эти два мира.

    Франция – Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Клодель, Артюр Рембо, Поль Валери, Сен-Поль Ру

    Бельгия – Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн

    Норвегия – Генрик Ибсен

    Австрия и Германия – Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь

    Россия – Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый

Дадаизм

В 1916 г. В Цюрихском кабаре собирается группа анархическинастроенных поэтов-эмигрантов, молодых людей разных национальностей, объединенных ненавистью к войне. Они чувствуют интеллектуальный голод, но старое искусство их не устраивает. Они провозглашают рождение искусства нового: возникает дадаизм - течение, созданное группой литераторов, видевших в событиях первой мировой войны свидетельство крушения и распада всей человеческой культуры. По их мнению, мораль и искусство общества достойны презрения, поскольку мир есть вопиющее лицемерие, и если уж творить, то только на почве абсолютного отрицания. «Дада» - от французского dada - детский лепет без смысла. Дадаизм - бунт против общественной бессмыслицы при помощи бессмыслицы, они декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа.

Вождь дадаистского движения швейцарский поэт, румын Тристан Тзара (1896-1964), автор книг «Семь манифестов дада» (1924), «Приблизительный человек» (1931),

Футуризм:

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма , футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Художественное течение просуществовал недолго и не имел последователей. Однако его существование показало глубину кризиса европейской культуры начала XX в. и привело к переоценке ценностей, поиску новых путей в искусстве.

Термин «дадаизм» в переводе с французского языка в переносном смысле означает «бессвязный детский лепет». Он произошёл от франц. dadaпsme – деревянная лошадка. Близость смысла термина к детской тематике объясняется тем, что творчество представителей этого течения иногда сводилось просто к каракулям на заборе, комбинации случайных предметов и т.д. Излюбленный жанр дадаистов в изобразительном искусстве – наклейки (коллаж).

История

Это течение просуществовало недолго – всего несколько лет (с 1916 по 1922 г.) и было ответом интеллигенции, склонной к анархии, на происходящие события Первой мировой войны. Дадаисты считали, что война всегда развязывает в человеке звериные инстинкты, когда разум и мораль отходят на второй план, и начинают преобладать иррационализм и антиэстетизм. Войну они считали следствием разложения европейской цивилизации.

Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)
Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток; 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Как и всё новое, движение быстро вышло за пределы Швейцарии.
Дадаисты отрицали все законы искусства, утверждали главенство иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм. Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации. Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Но всё их творчество сводилось к тому, что они в поэзии произвольно соединяли слова и фразы; при этом одновременно звучали крики, фортепиано, свист и удары литавр. Где в таком хаосе находилась литература – трудно сказать, никаких литературных произведений от них не осталось. Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам.

Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. Затем к ним примкнули Поль Элюар, художники Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Василий Кандинский и другие.
Немецкий философ Вальтер Беньямин считал, что «произведения дадаистов были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение...».
Но дадаизм недолго властвовал над умами – в 20-х гг. во Франции он постепенно перетёк в сюрреализм; в Германии – в экспрессионизм , пролетарское искусство, поп-арт.

Отдельные представители дадаизма

Марсе́ль Дюша́н (1887-1968)

Французский и американский художник, теоретик искусства, стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. Его творчество оказало влияние на искусство второй половины XX в. (поп-арт, минимализм , концептуальное искусство).

Марсель Дюшан "Фонтан"

Любил шокировать публику методом «готовых вещей». Например, знаменитый «Фонтан» (1917). Это обыкновенный писсуар с автографом и датой. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX в. и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи (!).

Марсель Янко (1895-1984)

Израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Один из основоположников дадаизма. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы.
В Румынии Янко основал первое в этой стране модернистское движение, издававшее в 1922–1932 годах журнал «Контимпоранул». Вместе с братом занимался проектированием домов, а затем увлёкся живописью.


Марсель Янко «Фантастические животные»

Ханна Хёх (1889-1978)

Одним из самых любимых жанров дадаистов был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Дадаисты декларировали отказ от смысла в своих работах вообще и в частности в коллаже. Конечно, это только декларировалось, на самом же деле смысл всегда присутствует.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920).
Материал, из которого сделан коллаж, - фото из газет за 1919-1920 гг. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она воспринимается как провидческая: это эпический образ XX в., а не просто хаотичное перечисление событий Германии (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.).

Дадаизм и сюрреализм – это одно из порождений потрясений военных лет (1914–1918). Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн.

Пикабия
Гера, 1929
Частная коллекция


Арп
Танец, 1925
Центр Помпиду

Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию реальной действительности вообще. Дадаисты – Франсуа Пикабия, Жан Арп, Макс Эрнст и другие немецкие и швейцарские художники, ставившие своей целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия, полного отрицания цивилизации и прогресса. Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый натурализм. Произвольный акт фиксирования случайно возникающих хаотических ассоциаций провозглашался проявлением свободного творчества.

На выставках «дада» экспонировались наклеенные на холст куски мочала, пуговицы, битое стекло и другие предметы обихода. Из анархического нигилизма дадаистов в живописи выросло к началу 1920-х годов течение сюрреализм (от французского слова «surrealite», т. е. искусство «сверхреального», «сверхъестественного»), наиболее непосредственное выражение в искусстве кризиса буржуазной культуры. Он возник на французской почве и первоначально включал в свой пестрый состав талантливых писателей, поэтов, режиссеров. Эти деятели, позже перейдя от анархического бунтарства на сознательно прогрессивные общественные позиции, отошли от сюрреализма и создали ряд произведений, полных гуманистического содержания (Луи Арагон, поэт Поль Элюар и др.).


Эрнст
Одеяние невесты, 1940
Коллекция П. Гуггенхайм, Венеция


Танги
Завтра, 1938
Музей искусства, Цюрих

Основное ядро сюрреалистов (особенно работавших в области изобразительного искусства) продолжало придерживаться враждебных реализму взглядов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Ив Танги, Дороти Таннинг и др.). Их холодное циничное искусство апеллирует к разрушительным, инстинктивным побуждениям и влечениям, к кошмарным психопатическим видениям, бредовым ассоциациям душевнобольных и представляет фантастически уродливое изображение переплетенных человеческих тел, переданных то натуралистически достоверно, то причудливо деформированно, в абсурдных взаимосочетаниях с различными предметами – таковы «Пылающий жираф», «Великий бред параноика» Сальвадора Дали, одного из крайних представителей модернизма. К концу 1930-х годов некоторые сюрреалисты переселились в Америку – их творчество стало одним из проявлений реакционной идеологии американского империализма.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

    Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма , во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля , Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко , встретившихся в нейтральной Швейцарии. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».

    Непосредственной предтечей дадаизма, предвосхитившей его основные черты почти за сорок лет, стала парижская «школа фумизма » во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов , а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из дадаистов, хотя были созданы на рубеже 1880-х годов.

    Дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность, примыкая к радикальным левым политическим течениям анархизма и коммунизма .

    В Советской России отголоском дадаизма была группа «Ничевоки » , существовавшая в 1920-1922 годы в Москве и Ростове-на-Дону. Она опубликовала «Манифест от ничевоков», «Декрет о ничевоках поэзии» и манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира».

    Дадаизм в изобразительном искусстве

    В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

    Коллаж в Цюрихе

    В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи , в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она [случайность] высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.

    Коллаж в Берлине

    Поддерживая идею радикальных перемен в политике, группа настаивала и на радикальных переменах в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции» . Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Была артикулирована необходимость отказаться от этой лжи в пользу подлинной объективности, необходимость дать голос самой реальности, и для этого как нельзя лучше подходила коллажная техника. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации» , рождается фотомонтаж - искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Фотомонтаж также считается формой передачи информации, но более сложной и содержательной, так как в отличие от фотографии, представляющей собой один кадр, коллаж может вместить множество кадров, не развернутых во времени, как в кино, а опространствленных. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их [художников] современников не хватало смелости».

    Коллаж в Ганновере и Кёльне

    Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

    Представители дадаизма

    • Луи Арагон (1897-1982), Франция
    • Хуго Баль (1886-1927), Германия, Швейцария
    • Андре Бретон (1896-1966), Франция
    • Георг Гросс (1893-1959), Германия, Франция и США
    • Отто Дикс , Германия
    • Марсель Дюшан (1887-1968), Франция
    • Вальтер Зернер (1889-1942), Австрия
    • Кацуо Оно (1906-2010), Япония
    • Ёсиюки Эйсуке (1906-1940), Япония
    • Франсис Пикабиа (1879-1953), Франция
    • Ман Рэй (Man Ray, 1890-1976), Франция, США
    • Филипп Супо (1897-1990), Франция
    • Тацуми Хидзиката (1928-1985), Япония
    • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
    • Тристан Тцара (1896-1963), Румыния, Франция
    • Отто Фрейндлих (1878-1943), Германия, Франция
    • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
    • Джон Хартфилд (1891-1968), Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
    • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886-1971), Германия
    • Ханна Хёх , Германия
    • Курт Швиттерс (1887-1948), Германия
    • Юлиус Эвола (1898-1974), Италия
    • Поль Элюар (1895-1952), Франция
    • Макс Эрнст (1891-1976), Германия и США
    • Марсель Янко (1895-1984), Румыния, Израиль

    Библиография

    • Шаршун С. «Даdаизм» (компиляция). Берлин: Европа Гомеопат, 1922
    • Баммель Г. <Рец. на кн.:> Dada Almanach. Berlin: Erich Reiss Verlag, 1920 // Печать и революция. 1922. № 6
    • Эфрос А. Дада // Современный Запад. 1923. № 3
    • Лебедев В. К. Искусство в оковах (критика новейших течений в современном буржуазном изобразительном искусстве). М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 (глава «„Всё подлежит осмеянию!“ (о дадаизме)», с. 44-47)
    • Гросс Г. Мысли и творчество. М.: Прогресс, 1975
    • Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986 (включает манифесты Х. Балля, Р. Хюльзенбека, Р. Хаусмана, Е. Голышева)
    • Незвал В. Дада и сюрреализм // Незвал В. Избранное в двух томах. Т. 2. Воспоминания. Очерки. Эссе. М.: Художественная литература, 1988. С. 378
    • Ханс Арп . 1886-1966. Скульптура. Графика: Каталог выставки. М., 1990
    • Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под ред. Л. Магаротто , М. Марцадури , Д. Рицци . Bern etc.: Peter Lang, 1991
    • Макс Эрнст - графика и книги. Собрание Люфтганзы: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Шписа; пер. с нем. С. Биллера. Штутгарт: Gerd Hatje, 1995
    • Цюхнер Е. Первая международная выставка дадаистов в Берлине. Метамеханическое объяснение в любви «машинному сердцу» Татлина // Берлин-Москва: Каталог выставки. Мюнхен; Нью-Йорк: Престель; Москва: Галарт, 1996
    • Кулик И. Тело и язык в текстах Тристана Тцара и Александра Введенского // Терентьевский сборник. 1998 / Под общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 1998. С. 167-222
    • Изюмская М. Берлин-дада и Россия. Йоханнес Баадер - Президент Земного шара // Там же. С. 227-245
    • Сануйе М. Дада в Париже. М.: Ладомир, 1999
    • Альманах дада по поручению Центрального управления немецкого движения дада под редакцией Рихарда Хюльзенбека / Общ. ред. С. Кудрявцева, науч. подг. изд. М. Изюмской, пер. с нем. и франц. яз. М. Изюмской и М. Голованивской. М.: Гилея, 2000
    • Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / Отв. ред. К. Шуман; пер. с нем. С. К. Дмитриева. - М. : Республика , 2002. - 559 с. - 2000 экз. - ISBN 5-250-01826-2 .
    • Дудаков-Кашуро К. В. Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях начала ХХ века (футуризм и дадаизм). Одесса: Астропринт, 2003
    • Элгер Дитмар. Дадаизм = Dadaismus / Ред. Ута Гросеник. - М. : Taschen, Арт-родник, 2006. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 5-9561-0168-7 .
    • Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004
    • Ливак Л. «Героические времена молодой зарубежной поэзии». Литературный авангард русского Парижа (1920-1926) // Диаспора: Новые материалы. VII. СПб.; Париж: Atheneum; Феникс, 2005. С. 131-242 (о связях русских авангардистов с французскими дадаистами)
    • Архипов Ю. Предисловие // Балл Х. Византийское христианство / Пер. с нем. А. П. Шурбелёва. СПб.: Владимир Даль, 2008
    • Седельник В. Д. . М.: Гилея, 2013
    • Безносов Денис . Как говорил Обердада? ООО «Христос» и секретный меморандум Девы Марии: [Рецензия на книгу: Йоханнес Баадер. Так говорил Обердада. Манифесты, листовки, эссе, стихи, заметки, письма. 1906–1954/ Сост. С. Кудрявцева, пер. с нем. Т. Набатниковой. - М.: Гилея, 2013. 208 с. ] // НГ Ex libris. - 2013. - 27 июня.
    • Петров В. О. Эстетические позиции дадаизма // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 1. С. 179-186.