Цели организации (предприятия, компании). Финансовой деятельности


Финансовая деятельность организации - это набор методов, средств и стратегий, нацеленных на финансирование рабочих процессов, что положительно влияет на результаты. Другими словами, это всестороннее управление денежными потоками внутри предприятия.

Основные задачи:

  • своевременное финансовое снабжение хозяйственных и других отраслей организации;
  • деятельность, нацеленная на привлечение финансовых потоков в организацию, иными словами, расширение ее капитала;
  • анализ задолженностей перед кем-либо, своевременное их погашение, работа с кредитами и спонсорами;
  • задействование доступных финансовых средств, когда это требуется для тех или иных целей, преследуемых организацией;
  • анализ целесообразности расходов финансовых средств с целью не допустить излишних трат денег организации.

Финансовая деятельность организации включает:

  • создание уставного капитала организации;
  • правильное распределение уставного фонда на предприятии;
  • задействование объединенных финансовых средств в различных сферах деятельности организации;
  • деятельность по распределению средств от основной деятельности организации для покрытия нужд производства;
  • финансовые отчисления в бюджет;
  • начисление выплат собственникам организации;
  • многократное внесение финансовых средств для увеличения активов организации;
  • деятельность по созданию резервных финансовых ресурсов организации;
  • создание финансовых ресурсов для выплат работникам, а также для обеспечения их социальной защиты;
  • управление дополнительными финансовыми ресурсами, полученными в качестве прибыли от деятельности организации;
  • управление внутренней динамикой финансовых средств организации в случае возникновения такой необходимости. Это может потребоваться, если, например, предприятие объединится с другим либо станет членом какой-нибудь ассоциации, группы, концерна и т. д.
  • Хозяйственная деятельность предприятия: цели и оценка эффективности

3 главных направления финансовой деятельности организации

1. Финансовое прогнозирование и планирование

В бизнесе необходимо иметь план финансово-хозяйственной деятельности организации. Он составляется в два этапа. На первом эксперты составляют прогнозы того, какую прибыль гипотетически принесет функционирующее предприятие. Учитываются риски, сложности, сезонные составляющие. В зависимости от ниши выделяются и другие факторы. В конечном итоге получается некая приближенная к реальности картина будущей финансово-экономической деятельности организации. Затем на основе полученной информации составляется уже сам план, учитывающий все возможные обстоятельства рынка, экономической среды, спроса, налогообложения и т. д.

2. Контроль и анализ производственно-хозяйственной работы

Анализ финансовых результатов деятельности организации, а также ее непосредственный контроль позволяют избежать многих экономических рисков. Благодаря комбинированию анализа и контроля, хорошему руководству удается правильно реагировать на различные обстоятельства, привлекая имеющиеся средства, делая ставки на самые прибыльные сферы деятельности организации и уменьшая финансовый оборот в ненадежных отраслях.

Разумеется, контроль финансовой деятельности организации - это не какой-то универсальный набор приемов. Каждому предприятию потребуется разработать собственные методы на основе индивидуальных показателей. Дело в том, что многие сферы бизнеса не терпят обобщений и абстрактных взглядов. Требуется учитывать именно те факторы, которые в данном конкретном случае оказывают непосредственное влияние на состояние финансовой деятельности организации.

3. Оперативная, текущая финансово-экономическая деятельность

Организации, осуществляющие финансовую деятельность, совершают это для того, чтобы обеспечивать свою платежеспособность, иметь достаточные ресурсы на продолжение производства и получать некоторый доход, ради которого бизнес и создан.

Наиболее распространенные виды финансовой деятельности организации:

  • анализ финансовой деятельности организации, нацеленной на работу с конечным потребителем, включая оценку дохода, прогнозы, исследования уровня спроса и т. д.
  • выплаты поставщикам продукции и материалов, применяемых в деятельности организации;
  • направление финансовых средств для уплаты налогов, а также прочих платежей в бюджет и т. д.
  • выплаты заработной платы работникам организации;
  • направление финансовых средств в счет кредитов и процентов от них;
  • финансовые платежи организации для прочих целей.

4 идеи, как можно законно сэкономить на налогах

О способах законной экономии на налогах, которые ещё и помогут повысить лояльность клиентов, рассказала редакция журнала «Коммерческий директор».

На достижение каких целей направлена финансовая деятельность организации

Внешние и финансовые планы деятельности организации - это некие экономические и прочие результаты, к которым предприятие желает прийти в результате тех или иных денежных операций, их анализа и контроля. В обязательном порядке устанавливается срок получения этих внешних и финансовых результатов деятельности организации. При этом могут быть установлены промежуточные цели, а также учтены их виды.

Какими же могут быть эти виды результатов финансово-хозяйственной деятельности организации? Обычно их выделяют два: внеэкономические и внутриэкономические (либо просто «экономические»). Разберем оба вида детально, описав, что они собой представляют и какую роль играют в финансовой деятельности организации.

Экономические цели финансовой деятельности организации - это возрастание ее стоимости, либо какие-то иные финансовые результаты, которых предприятие может достигнуть в обозримом будущем.

Внеэкономические цели финансовой деятельности организации - это все прочее, что не соотносится с деньгами предприятия. Сюда можно включить увеличение социального статуса предприятия, его влияние на рынке, узнаваемость бренда, количество клиентов, прирост организаций, желающих стать партнерами, сотрудничество с новыми реализаторами, поставщиками и многое другое.

В каждом случае цели финансовой деятельности организации строго индивидуальны, поскольку зависят от конкретной ситуации, концепции и роли, которую играет предприятие на рынке, в обществе и среди клиентов. Основываясь на этих и прочих факторах, каждый руководитель самостоятельно решает, чего же пытается достичь в результате финансовой деятельности организация. Кому-то важнее привлечь максимум денег, а кто-то заинтересован в сотрудничестве с крупными корпорациями, третий и вовсе стремится поднять стоимость своего предприятия, чтобы выгодно его продать. В зависимости от целей финансовой деятельности организации, выбираются ее методы.

Следует отметить, что часто на эффективность финансовой деятельности организации влияют внутренние ценности сотрудников. Далеко не все, но некоторые из них должны разделять общие взгляды, чтобы не просто выполнять работу, как рядовой исполнитель, но и делать это ради достижения выгодного всем результата. Не следует добиваться, чтобы каждый сотрудник понимал и стремился к тому, на что нацелена финансовая деятельность организации, но те люди, которые находятся на наиболее ответственных постах, безусловно, должны ясно представлять, понимать и одобрять стремления своего руководителя. Только так можно добиться слаженной работы, гарантирующей результат.

Какой выбрать метод организации финансовой деятельности

Финансовую деятельность организации можно реализовать следующими средствами:

  • коммерческий расчет;
  • неприбыльная деятельность;
  • сметное финансирование.

Все они обладают собственной спецификой, по-разному подходят к оценке финансовой деятельности организации, выбору ресурсов ее осуществления и сопутствующих расходов, взгляду на итоги проведенной работы.

Коммерческий расчет - это приоритетный способ реализации финансовой деятельности организации. Ведущее значение тут имеет внутренний капитал предприятия. За счет него компенсируют большинство расходов. Все прочие источники финансовых средств при данном подходе выступают исключительно как дополнительные к основному. Положительная оценка финансовых результатов деятельности организации при этом возможна только в случае грамотного использования внутренних ресурсов, привлечения экономически выгодных механизмов и продуманной стратегии их использования. Упор делается на мобилизацию и увеличение прибыли организации.

Неприбыльная деятельность - это еще один способ реализации финансовой деятельности организации, во многом напоминающий предыдущий. Принципиальное отличие - в целях. Неприбыльная деятельность, как ясно из названия, не ставит перед собой задачу получения прибыли, а существует из каких-то других соображений. В пример можно привести какую-нибудь организацию из социальной, благотворительной, хозяйственной сферы, приоритет в которой - предоставление людям возможности воспользоваться их услугами или товарами. Реализуется это благодаря низким ценам. Такой подход был бы убыточным для предприятий, чья финансовая деятельность направлена на получение прибыли, но рассматриваемая категория предприятий существует на другие средства - спонсорские взносы и поступления от благотворителей.

Сметное финансирование - это третий способ реализации финансовой деятельности организации. Методом исключения, уже очевидно, что источник денежных ресурсов тут единственно возможный - внешний. По сути, финансовые потоки в данные предприятия текут из самых разных направлений. Наиболее яркий пример - это бюджетные организации. Разумеется, ими дело не ограничивается, поскольку существуют всевозможные фонды самых разных характеров. Именно они становятся финансовыми источниками для подобных предприятий, имеющих, чаще всего, определенную социальную задачу. Данный вид финансовой деятельности организации не является самодостаточным, способным окупиться или принести прибыль, поэтому для него характерно предоставление услуг или товаров бесплатно. Как правило, в эту категорию попадают государственные заведения, обслуживающие население за счет бюджетных средств. Но стоит учесть, что далеко не каждая муниципальная организация является финансово-бесперспективной, поскольку многие из них занимаются прибыльной деятельностью, например, сдают в аренду землю.

  • Финансовый отдел – «лакмусовая бумажка» эффективности предприятия

Как осуществляется управление финансовой деятельностью организации

Управление и проверка финансовой деятельности организации лежат на плечах самых разных сотрудников. В их числе необходимо упомянуть самого руководителя и главного бухгалтера. Более крупные структуры предпочитают вводить должность финансового директора, отвечающего за данную сферу. В зависимости от степени ответственности, штата и оборота средств может быть поднят вопрос об организации целого финансового отдела, деятельность которого осуществляется отдельно от бухгалтерии. Возможен наем специалистов, работающих вне основного штата.

Некоторые организации в реализации финансовой деятельности идут еще дальше, выделяя подразделения для работы с различными денежными ресурсами, например, входящими и исходящими, стратегическими, текущими и т. д.

Для осуществления финансовой деятельности организации еще на первых порах должен быть организован уставный фонд, в рамках которого заранее определяется, какие ресурсы будут потрачены на те или иные задачи. Способы формирования такого фонда могут быть самыми различными. Случается, что он создается за счет финансовых средств учредителей, а бывает, что деньги берутся организацией в кредит. Есть предприятия, деятельность которых оплачивается бюджетными средствами.

Предполагается, что в процессе финансовой деятельности организации средства будут направляться не только по заранее предопределенным направлениям, но и идти на те расходы, которые изначально не были предусмотрены. Это очевидный процесс, связанный с тем, что любая деятельность организации требует адаптации и внесения корректив, поскольку теория и практика всегда неравнозначны, и предусмотреть все невозможно.

Кто бы ни осуществлял финансовую деятельность организации, - директор, бухгалтер, финансовый отдел - ему необходимо поставить перед собой следующие первостепенные задачи:

  • Определить процентное соотношение финансовых средств на разные виды деятельности организации.
  • Разработать финансовую стратегию организации, с учетом интересов всех ее управляющих и исполнительных элементов.
  • Регулярно анализировать систему показателей финансовой деятельности организации с целью выявления и устранения возможных недостатков.

Таким образом, ясно, что список задач довольно широк и ограничивается не только привлечением денежных средств, но и полноценным аудитом финансовой деятельности организации. На основе полученных результатов всех этих процедур в дальнейшем принимаются важные вопросы, решающие судьбу всего предприятия. Поэтому анализом финансовой деятельности организации нельзя пренебрегать, а ошибки в прогнозах или оценке текущего состояния дел могут вылиться в серьезные трудности в дальнейшем.

Роль сотрудника или отдела, отвечающего за качество финансовой деятельности организации, сложно переоценить. Безусловно, одной только ею работа любого предприятия не ограничивается, но при ее отсутствии успешный бизнес возможен только в форме исключения.

Задачи по финансовой деятельности организации, которые выполняет ответственный сотрудник, в общем виде можно свести к следующему списку:

  • Анализ финансовой деятельности организации, выполненный за короткий и длинный период, а также планирование на основе полученных результатов.
  • Деятельность по привлечению финансовых средств в организацию.
  • Распределение полученных средств.
  • Привлечения заемных средств: как ускорить формирование финансовых фондов компании

Какой отдел осуществляет управление финансово-хозяйственной деятельностью организации

Деятельность финансового отдела организации, как уже стало очевидно, сводится к выполнению тех же задач, которые были описаны ранее: анализ, планирование, управление. В числе информации, которую требуется исследовать, часто находятся и сведения о внешних процессах, например, финансового положения конкурентов или уровня спроса среди потребителей.

Финансовый отдел организации может состоять из самых разных элементов, перечень которых диктуется деятельностью предприятия. То есть каждая фирма подбирает штат и создает вакансии на основе собственных нужд. И все же реально привести некую усредненную структуру:

Ø Финансовая бухгалтерия - это группа сотрудников, либо один бухгалтер, который занимается оформлением и ведением отчетов по бухгалтерской сфере.

Ø Аналитический отдел - это, как ясно из названия, те сотрудники, деятельность которых заключается в анализе финансового состояния предприятия. В числе задач - выявление причинно-следственных связей в денежных процессах внутри организации.

Ø Отдел финансового планирования - это сотрудники, на чьи плечи возлагается задача создания проектов, призванных разработать план деятельности организации для роста дохода и сокращения издержек.

Ø Отдел налогового планирования - это сотрудники, чьей задачей является отслеживание и контроль налогового состояния организации. Деятельность сводится к тому, что они следят за своевременной уплатой налогов, представлением отчетов по ним, сверкой и общей стратегией предприятия в данной сфере.

Ø Оперативный отдел - это сотрудники организации, работающие с должниками и кредиторами. Деятельность данного отдела может быть довольно широкой в зависимости от размера предприятия и не исчерпываться только этой областью. В общем смысле сюда входит взаимодействие с банковскими и налоговыми службами, а также всевозможными финансовыми структурами.

Ø Отдел ценных бумаг и валютного контроля - это сотрудники, занимающиеся бумажной работой. Отвечают они за соблюдение законодательства в финансовых операциях. Для большей ясности можно назвать такой отдел казначейством организации.

Финансовая деятельность организации должна реализовываться на основе устанавливающей ее порядок документации. Обычно достаточно положения о финансовом отделе, включающего следующие элементы:

1. Организационно-функциональная структура , представленная в графической или другой удобной для понимания форме.

2. Численность структур и штатов , чаще всего представленная в виде таблицы (но не обязательно) с перечнем сотрудников по должностям и отделам.

3. Основные задачи и целевые направления - обширный раздел, в котором устанавливаются как общие цели деятельности финансовой структуры, так и обязанности, возложенные на сотрудников, исходя из их должностей.

4. Матрица функций - это распределяющая таблица, где по одной оси идут рабочие задачи, а по другой - исполняющие сотрудники. Точки пересечения указывают на ответственного за выполнение. По своей сути таблица для финансового отдела играет ту же роль, что и предыдущий пункт, но позволят наглядно оценить деятельность подразделений и их вклад в общее дело.

5. Порядок взаимодействия сотрудников составляется в произвольной форме, наиболее точно отражающей механизмы совместного выполнения задач на предприятии. В общую структуру иногда включают и внешние организации, партнеров, потребителей, если деятельность финансового отдела предполагает тесное взаимодействие с ними.

6. Процедура разрешения споров и конфликтов предназначается для эффективного устранения негативных ситуаций, а также оперативного рассмотрения вносимых сотрудниками предложений по улучшению деятельности финансового отдела организации. Предполагает последовательное описание иерархической связи низших и высших звеньев предприятия.

7. Установление показателей для оценки работы - важный пункт, указывающий на те критерии, по которым можно будет установить, насколько эффективно осуществляет свою деятельность финансовый отдел организации.

8. Финальные положения - стандартный пункт для подобных документов, устанавливающий правила его принятия, сроки действия, ответственность исполнителей и т. д.

Мнение эксперта

От чего зависит структура финансового отдела компании

Элла Гимельберг ,

генеральный директор компании «S&G Partners», Москва

Финансовый отдел организации может иметь самый разный состав. Возможно, что его и вовсе разделят на несколько подразделений, если подобная процедура целесообразна. Например, это имеет смысл при достаточном количестве функций, возложенных на каждое ответвление финансового отдела. Руководитель данной структуры - это своего рода крупный специалист по финансовым вопросам, из задач которого исключены исполнительные функции, чтобы освободить время для стратегических и управляющих. Как правило, финансовому директору подчинены руководители низшего звена, организующие работу в подразделениях всего отдела, например, в казначействе или инвестиционной службе. Такая структура позволяет директору оперативно координировать деятельность всех финансовых процессов организации, а мелкие задачи возлагать на плечи подчиненных ему начальников.

Как проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации

Анализом хозяйственно-финансовой деятельности организации называется обширное исследование экономических процессов, целью которого является нахождение характерных закономерностей. На основе полученных данных предполагается составить план, который позволил бы организации с максимальной эффективностью осуществлять последующую деятельность.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из:

  • изучения причин, хода и последствий различных процессов внутри организации, имеющих технический, организационный, технологический, экономический и пр. характеры;
  • планирования на основе полученных данных об этих процессах;
  • контроля за выполнением поставленных планов;
  • анализа и оценки достигнутых результатов;
  • поиска финансовых и прочих ресурсов предприятия, которые можно использовать в деятельности организации;
  • устранения выявленных в процессе исследования недостатков.

На основе полученных сведений о финансовой и хозяйственной деятельности организации разрабатывается перечень мер, способный улучшить текущее положение вещей.

Вопросы, на которые должен ответить анализ финансовой деятельности организации:

Ø Что случилось?

Ø Почему случилось?

Ø Что и каким образом нужно сделать после?

Самое главное здесь - ответ на 3-й вопрос, так как первые два имеют лишь наводящую функцию, в то время как последний - это ключ к эффективной финансовой и хозяйственной деятельности организации.

Есть следующие требования к анализу финансово-хозяйственной деятельности :

  • Объективность - использование исключительно действенных методик, выявляющих истинное положение вещей в организации.
  • Достоверность - выявление и учет только тех данных, которые заслуживают доверия.
  • Комплексность - необходимо, чтобы анализ финансовой деятельности организации производился сразу во многих направлениях для получения общей картины.
  • Системность - полученные сведения могут дать объективную картину только в совокупности с другими, а значит, получать их нужно либо вместе, либо в верной последовательности.
  • Перспективность - весь анализ хозяйственной и финансовой деятельности организации имеет смысл лишь тогда, когда его результаты можно использовать в прогнозировании.
  • Оперативность - данные требуется анализировать своевременно, чтобы успеть не только сделать соответствующие выводы, но и вовремя принять необходимые меры.
  • Конкретность - требуются точные сведения о финансовой и хозяйственной деятельности организации. Абстрактные данные не всегда могут привести к положительным результатам.
  • Государственная помощь бизнесу в 2017: с кем государство поделится деньгами

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации, которые нужно анализировать

Проанализировать финансовую деятельность организации можно с самых разных сторон. Неудивительно, что для этих целей придумано свыше двухсот коэффициентов. Разумеется, использовать такое количество данных никто не призывает, и более того - подобная процедура нецелесообразна, поскольку хоть рядовая компания, хоть крупная корпорация имеют строго определенную сферу деятельности, в которой играют существенную роль максимум несколько десятков показателей, а то и меньше. Принято для удобства распределять их по группам, каждая из которых предназначается для определенных лиц, нуждающихся в получении именно этой информации. Если выражаться простым языком, то владельцы предприятия чаще всего хотят знать о финансовой деятельности организации лишь то, какую она способна принести прибыль, а кредиторов же волнует другое – платежеспособность - то есть когда заемщики будут способны возместить взятые средства. Таким образом, показатели группируются по интересам, чтобы объединить некую взаимосвязанную информацию для создания объективной, но упрощенной картины.

Основные группы финансовых показателей

Группа 1. Показатели операционных издержек

Изучение операционных издержек - это возможность проследить движение данной категории затрат в рамках финансовой деятельности организации. При правильном подходе к данному анализу удается вовремя узнать о том, почему предприятие увеличило или понизило прибыль.

Группа 2. Показатели эффективного управления активами

Показатели управления активами - едва ли не в первую очередь, основные финансовые показатели деятельности организации. Это одна из самых сложных для анализа категорий, поскольку по ней очень сложно получить точные сведения. Постоянная динамика и переменный характер самих активов затрудняет задачу экспертов. Ко всему примешиваются экономические и рыночные факторы, например, уровень инфляции и скачки цен самих активов. Это следует учитывать при попытке судить о роли активов в финансовой деятельности организации. Зачастую от их объемов может зависеть, прибыльно или убыточно в данный момент предприятие.

Группа 3. Показатели ликвидности

В данном случае процедура проста. Все, что необходимо для оценки финансовой деятельности организации - это сопоставить имеющиеся в ее распоряжении свободные средства с существующими на данный момент денежными обязательствами, например, кредитами.

Группа 4. Показатели прибыльности (рентабельности)

Этот метод исследования финансовой деятельности организации во многом похож не предыдущий. Здесь тоже необходимо сопоставление. В данном случае эксперт сравнивает прибыль с активами, которые были задействованы для ее получения. В общем виде все довольно просто: затраты должны быть меньше, чем прибыль. Если это не так - предприятие убыточно. Но в действительности анализ может оказаться куда более трудоемким, если, например, потребуется учесть налоги и какие-то другие факторы, влияющие на прибыль предприятия. Оценка финансовой деятельности организации в этом случае превратится в очень сложную задачу, которая под силу только опытным специалистам, способным выполнять многоуровневые расчетные операции.

Группа 5. Показатели структуры капитала

Это обширная группа показателей финансовой деятельности организации. В общем случае речь идет о том, чтобы рассчитать, насколько велика вероятность банкротства предприятия в зависимости от уровня заемных средств и текущего экономического положения. Более точно на характер необходимых коэффициентов влияет то, кто именно заинтересован в их получении. Руководители в первую очередь хотят знать, насколько велика вероятность угрозы их бизнесу. Оценка финансовой деятельности организации в данном случае отражает риски, которые следует избежать, но к которым стоит быть готовыми.

Кредиторы тоже могут интересоваться этими показателями финансовой деятельности организации, но по разным причинам. Случается, что этот интерес вызван желанием выгодно вложить средства, основываясь на перспективах того или иного предприятия. Получив исчерпывающее представление, кредитор делает вывод, велик ли риск и стоит ли на него идти, связываясь с данным предприятием.

Но бывает и другая ситуация, когда кредитор, уже занявший предприятию свои средства, решает узнать, не находится ли финансовая деятельность организации под угрозой. Ведь в случае неприятности он уже не сможет возвратить свои средства, либо сделает это после долгих, изматывающих судебных процедур. Сверившись с показателями структуры капитала, кредитор узнает, например, что компания действительно под угрозой. На основе этой информации он уже решает, потребовать вернуть свои финансовые средства, пока не поздно, либо, напротив, обеспечить организацию дополнительными ресурсами, чтобы она исправила ситуацию и возместила ему затраты с дополнительной компенсацией.

Анализ финансовой деятельности организации в данном случае может осуществляться как очень сложная процедура, поскольку предполагает множество нюансов. Например, если потребуется учитывать при расчетах текущие операции, что в обязательном порядке предполагает изрядную долю прогнозирования.

Одна из главных закономерностей при рассмотрении показателей структуры капитала в финансовой деятельности организации – чем больше сумма заемных ресурсов, тем выше рискуют кредиторы и владельцы предприятия.

Группа 6. Показатели обслуживания долга

Данный показатель только номинально относится к финансовой деятельности организации. Связанно это с тем, что никакой «деятельности» он, по сути, не отражает, а демонстрирует размер долга, имеющегося у организации на текущий момент. То есть, какие бы динамики не происходили в других направлениях, здесь все остается неизменным - та самая сумма, которую требуется возместить кредитору. Подобный показатель практически бесполезен и не дает никакой информации за исключением того, что на его основе можно рассчитывать проценты долга.

Группа 7. Рыночные показатели

Финансовая деятельность организации во многом зависит от этой группы. В ней отражается динамика денежных ресурсов, например, четко можно проследить, какую прибыль принесли те или иные инвестиции, как взлетела с определенного момента стоимость предприятия, куда пошли полученные средства. Если кредитор желает проанализировать перспективы сотрудничества с организацией, то самый верный способ оценить качество ее финансовой деятельности - обратить внимание на рыночные показатели.

Как руководитель должен контролировать эффективность финансовой деятельности организации

Руководитель должен следить за тем, чтобы анализ финансовой деятельности организации проводился своевременно. Вовсе не обязательно для этого вникать во все нюансы процедуры, достаточно лишь:

  • в отчетные периоды устраивать встречи с представителями финансового отдела;
  • просматривать предоставленную ими документацию;
  • задавать уточняющие вопросы, в случае необходимости что-то прояснить;
  • одобрять меры, предложенные специалистами для разрешения проблем, либо выдвигать собственные предложения.

От того, насколько большой финансовый отдел в вашей организации, зависит то, от кого вы будете требовать отчеты о его деятельности. Далее перечислим возможных сотрудников в порядке от высшего к низшему в должностной иерархии:

  • финансовый директор;
  • заместитель по финансам и экономике;
  • менеджер по финансам;
  • главный бухгалтер.

Нельзя забывать, что определенный вклад в финансовую деятельность организации вносят и другие отделы: осуществляющие продажи, ответственные за производство и т. д. Поэтому для получения исчерпывающей картины необходимо приглашать и их представителей.

Руководителю следует регулярно получать актуальную информацию о финансовой деятельности организации по следующим пунктам:

  • Выручка.
  • Прибыль.
  • Дебиторская задолженность.
  • Кредиторская задолженность.
  • Состояние кредитов (если есть).
  • Состояние задержанных платежей (если есть),
  • Состояние оборотных средств.

Есть два способа обнаружения проблем в финансовой деятельности организации:

1) Самостоятельное изучение всех финансовых показателей. Поступать так не следует, поскольку это отнимает много времени и сил, а вероятность допустить ошибку настолько высока, что делает данный подход нецелесообразным.

2) Наводящие вопросы для финансиста . Разумеется, следует задавать их только, понимая, о чем идет речь. Руководитель, не имеющий представления о финансовой деятельности организации, лишь впустую потратит свое время и время сотрудника.

Для оценки финансовой стабильности организации подойдут следующие вопросы:

1. Есть ли дефицит денежных средств?

Финансист ответил «да» - спросите, чем вызвана нынешняя ситуация. Вполне возможно, что финансовые ресурсы организации расходятся не на самые перспективные цели.

2. Какова финансовая устойчивость предприятия?

Финансовая устойчивость - это то, насколько организация на текущий момент зависима от финансовых ресурсов, инвесторов и кредиторов. Интересоваться этим стоит примерно раз в квартал, поскольку вопрос требует серьезного изучения, а сама ситуация не способна измениться за считанные недели.

3. Каков срок оборота дебиторской и кредиторской задолженностей?

На основе этого показателя можно изменять сроки оплаты для клиентов. Чем они выше - тем больше покупателей у организации.

4. Какова рентабельность предприятия?

В сущности, речь может идти о трех ее разновидностях, имеющих отношение к продажам, производству и вложенному капиталу. Все эти показатели важны для того, чтобы финансовая деятельность организации велась максимально эффективно.

  • Инвестиционная привлекательность предприятия: оценка и повышение

Мнение эксперта

Главное требование к финансовому анализу - это объективность

Юрий Белоусов ,

генеральный директор компании «E-generator», Москва

На основе анализа финансовой деятельности организации руководитель получает исчерпывающие данные о текущем положении вещей. Эти же сведения необходимы ему, чтобы отчитываться перед собственниками или акционерами компании. Главные требования к этим данным - это достоверность и объективность. Желание несколько приукрасить перспективы и умолчать об имеющихся трудностях может стоить управляющему его места, что не раз подтверждалось реальными случаями.

Особое значение анализ финансовой деятельности организации имеет в тех ситуациях, когда речь заходит о конкуренции. Чем напряженней ситуация на рынке, тем больше нужно ориентироваться на результаты исследования, и тем значимее становится его достоверность. В случае, если сведения финансового анализа оказываются необъективны, можно довести организацию до банкротства, потому что деятельность без точных и заслуживающих доверия данных - это деятельность, осуществляемая вслепую.

Мнение эксперта

Как директор должен контролировать финансовую отчетность

Наталья Жирнова ,

экс-директор компании «Оптимист», Москва

Контролировать финансовую деятельность организации необходимо при помощи отчетов. Если такая процедура не налажена, и все что мы имеем, - это информация, полученная спустя месяц после того, как период закрыт, то провал неизбежен. Руководителю просто уже не удастся успеть оказать хоть какое-то влияние на финансовую ситуацию, ведь она либо уже получила развитие, либо в корне изменилась.

Наилучший выход - это введение еженедельного планирования, за счет которого удается делать объективные прогнозы. Требуется не более 15 минут, но они способны уберечь от многих проблем и трудностей.

На основе своего опыта расскажу, как правильно осуществлять подобное планирование:

Этап 1. Расчет точки безубыточности предприятия

Начать стоит с составления прогноза. Рассчитайте, какие доходы и расходы будут сопровождать деятельность вашей организации. Сколько требуется продать товаров или услуг, чтобы окупить все произведенные затраты? Найдите точку безубыточности.

Этап 2. Определение допустимой суммы затрат на неделю

Для грамотного распределения финансовых ресурсов стоит разделить их по временным периодам. Я предлагаю делить на недели. В году их 52, но лучше опираться на 51, потому что всегда случаются нерабочие дни, перерывы и прочие факторы, влияющие на общую продолжительность деятельности организации.

Этап 3. Введение единых правила оформления расходов

Не следует утаивать эту процедуру от персонала. Расскажите им в подробностях, что и зачем делается. Они должны понимать, для чего вводится дополнительная волокита с бумагами и как эффективно выполнять эту деятельность.

Этап 4. Назначение дня и времени финансового планирования

Этап 5. Распределение дохода

Настала пора распределить доход. Делать это лучше всего только с теми финансовыми средствами, которыми реально располагает организация. Конечно, вы можете получить в перспективе дополнительные деньги от своей деятельности, но кто знает, какие обстоятельства могут этому помешать.

  • Как продавать дорогой товар: программа рассрочки для клиентов

Как автоматизировать управление финансовой деятельностью организации

В первую очередь нужно определить, когда же требуется автоматизация управления финансовой деятельностью организации:

  • В ситуациях, когда регулярно проявляются проблемы с взаимодействием сотрудников, координированием их совместной деятельности. Характерными признаками этого являются задержки финансовых отчетов, противоречивость сведений, представленных в них, ошибки в данных, слишком громоздкое оформление выходных таблиц, отсутствие пояснений к отчетной информации и многое другое. То есть речь идет о тех ситуациях в организации, когда сотрудники не могут создать правильную стратегию взаимодействия, путаются сами и путают друг друга, из-за чего возникают сложности на всех уровнях, начиная от исполнительного и заканчивая управляющим.
  • В ситуациях, когда обнаружены ошибки в представлении данных о финансовой деятельности организации, например, задержка их получения, дублирование информации или операций, организационные и технические трудности взаимодействия между подразделениями.

Сферы финансовой деятельности предприятия, которые следует автоматизировать в первую очередь:

Ø Бухгалтерский учет . Очевидно, что финансовая деятельность организации не может осуществляться, если в данной области будут допущены ошибки, а они неизбежны, когда все выполняется человеком вручную. Нет смысла перегружать бухгалтеров расчетами, которые можно переложить на машину.

Ø Налоговая отчетность. Сегодня ничего не мешает узнавать о налоговых задолженностях через Интернет. Это позволяет не только избежать формирования долга по неучтенным пунктам, но и сэкономит время бухгалтера, сделав его работу более эффективной.

Ø Контроль платежей. Эту функцию тоже можно возложить на программу, которая не только будет вести учет, но и сможет совместить работу сразу нескольких систем, если в рамках финансовой деятельности организации требуется пользоваться сразу двумя и более.

Для того чтобы эффективно реализовать автоматическое управление финансовой деятельностью компании, требуется найти компетентного руководителя, собрать ответственный штат исполнителей и грамотно распределить обязанности.

Кем и как контролируется финансово-хозяйственная деятельность организации

Ни для кого не секрет, что финансовая деятельность организации иногда заходит в тупик и приводит к убыткам. Нет смысла перечислять все факторы, которые способны повлиять на нее. Тут играет свою роль и кризис, и рынок, диктующий условия, и конкуренция, и многое другое. Куда важнее сейчас заострить внимание на том, что банкротство организации - это нежелательный итог для очень многих. В проигрыше остается и сам владелец бизнеса, и государство, получавшее налоги, и люди, работавшие на этом предприятии. Соответственно, после увольнения, безработные люди добавляют новые проблемы государству. Чтобы этого избежать, многие прогрессивные страны разработали методики контроля финансовой деятельности организаций, предназначенные для того, чтобы защитить их от разорения. Разумеется, в категорию защищенных попадают далеко не все, а те предприятия, которые государство считает для себя особенно важными, но главное здесь - что такая практика вообще существует.

Контроль может быть осуществлен разными способами, но обычно это: исследование финансовых показателей организации, отслеживание выплаченных налогов и наличия штрафов, контроль за расходом имеющихся у предприятия денежных средств и многое другое.

Деятельность по контролю за финансовым состоянием организаций поручают специальным инстанциям, осуществляющим периодические проверки. Как правило, они не комплексные, а узкие, нацеленные на какую-то одну выбранную область.

Следует упомянуть и аудиторские фирмы, которые могут проверить финансовую деятельность любой организации, начиная от ее документации и заканчивая реальным положением вещей. Заключительным этапом является сверка полученных практических результатов со сведениями из отчетов, а также соответствие хозяйственной и финансовой деятельности требованиям законодательства.

Последним из вариантов контроля является внутренний аудит финансовой деятельности организации, когда она своими силами проверяет документацию, порядки расчетов, динамику ресурсов и т. д., чтобы убедиться в объективности имеющихся у себя данных.

  • Документооборот в организации: когда всё на своих местах

Информация об экспертах

Элла Гимельберг , генеральный директор компании S&G Partners в городе Москва. S&G Partners - компания, основанная в 2006 году и осуществляющая деятельность в области финансового консалтинга, инвестиционного планирования, строительно-финансового контроля. В числе клиентов такие организации как: ОАЭ Khoory Investment, Deloitte & Touche, ЗАО МФК «Грас», ОАО «Нечерноземагропромстрой».

Юрий Белоусов , генеральный директор компании E-generator в городе Москва. «E-generator» - компания, осуществляющая деятельность в сфере рекламы и web-разработки. Приоритетные направления: создание креативных идей для рекламы, разработка названий, логотипов, слоганов, изображений и т. д. Помимо 20 штатных сотрудников, имеется свыше двадцати тысяч специалистов, задействованных в форме аутсорсинга.

Наталья Жирнова , экс-директор компании «Оптимист» в городе Москва. Выпускница МГТУ им. Н.Э. Баумана. Начиная с 2001 г. сотрудничала с холдингом «Энтузиаст» в компании «Оптимист», а в 2013 открыла собственный бизнес, стала партнером компании «Высшая лига управления». За деятельность по оптимизации бизнес-процессов получила премию «Генеральный Директор 2012».

Управление финансами – это комплекс мероприятий, совокупность стратегий и приемов, направленных на достижение высоких финансовых результатов и повышение эффективности финансовой системы в целом.

Термин имеет несколько ступеней:

Управление финансами государства;
- управление финансами предприятия;
- управление личными финансами.

Управление финансами имеет два основных аспекта:

- инвестиционный . Здесь основной вопрос: «В каком количестве и куда вкладывать свои средства?»;

- финансовый : «Где взять на совершение тех или иных вложений?».

Цели управления финансами

Грамотное финансовое управление – это 90% успеха. Главное здесь – определиться с целями:

1. Увеличение дохода за фиксированный промежуток времени (как правило, за один год). Любое финансовое управление (вне зависимости от структуры) должно ставить целью увеличение прибыли. В свою очередь доход формируется с учетом двух основных аспектов:

Эффективности работы компании (ее хозяйственной деятельности);
- четкой реализации стратегии развития.

Дополнительный доход предприятия способствует повышению уровня прибыли руководителей. Как следствие, появляется заинтересованность в дальнейшем развитии структуры. При этом основная задача – точный с учетом расходов, понесенных в период производства и продажи той или иной продукции (услуги) компании. Данное правило носит название «принцип начисления». При его четком соблюдении можно рассчитывать на повышение уровня рентабельности продукции, а также рост эффективности использования текущих ресурсов компании.

2. Повышение цены акционерного капитала . Еще одна задача – повысить стоимость предприятия, выраженную в ценных бумагах. Те акционерные общества, акции () которых вращаются на бирже, могут оценить свою компанию по простой формуле. (не номинальная стоимость акции , как думают многие, а именно рыночная) умножается на общее число акций. Итоговый результат – это стоимость чистых активов и по совместительству цена самой компании.

Акционерам, в свою очередь, важно не просто получать по ценным бумагам (в виде дивидендов), но и видеть рост эмитента. прекрасно осознает, что чем лучше развивается , тем больше он сможет заработать на продаже акции в дальнейшем.


3. Гарантия платежеспособности (ликвидности). предприятия – это не единственная задача управления финансами. Важно контролировать и регулировать течение входящих и исходящих средств. Особое внимание уделяется таким аспектам:

Контроль сроков дебиторской задолженности;
- оценка платежеспособности компаний;
- своевременное погашение обязательств;
- контроль возможностей компании осуществлять инвестиционную деятельность;
- контроль вывода средств из оборота (если это требуется для поддержания высокого уровня обеспечения).

Функции управления финансами

К основным функциям управления финансами можно отнести:

- финансовое прогнозирование . У финансовых руководителей есть возможность оценить общее состояние финансовых ресурсов на предприятии, их состояние и перспективы. При этом прогнозирование – это всегда первый этап перед составлением более глобального документа – финансового плана;

- . Основная задача управления – собрать необходимую информацию, оптимизировать ее и на основе полученных данных принять правильное решение. Такая функция позволяет найти выход даже из самой сложной ситуации;

- контроль состояния денежных средств и их учет выступает в качестве обратного звена в общей цепи управления. Основные задачи – предоставление информации о правилах, нормах и перспективах применения финансов, а также четкого соблюдения действующих законов;

- оперативное регулирование капитала помогает быстрее реагировать на сложные ситуации и принимать верные решения. Оперативное регулирование дает шанс менять целевую направленность и перераспределять текущие ресурсы. На уровне государства управление финансами лежит на Министерстве финансов, а на уровне предприятия – на соответствующей финансовой службе;

- планирование финансовых ресурсов подразумевает четкое определение параметров системы, источников поступления капиталы и их размеров, путей расходования средств, уровня дефицита, потенциальной прибыли и расходов.

Органы управления финансами

Для руководителя каждого предприятия одна из первостепенных задач – организовать работу финансового сектора и назначить на свои места хороших специалистов. Как правило, управление и организация финансов компании – это задача специально созданных отделов, у руля которых находятся свои руководители. В зависимости от структуры и сферы деятельности компании задачи и зона ответственности таких руководителей может различаться. Чаще всего обязательства финансовых управляющих формируются следующим образом:

Финансовый директор несет ответственность за планирование бюджета компании и проведение его анализа;


- главный бухгалтер занимается контролем и учетом капитала предприятия;

Генеральный директор берет на себя функции общего финансового управления, а также возлагает организаторские функции.

Несмотря на разделение полномочий, организация финансовой деятельности – это задача всех структур. Соответственно, и ответственность также несут все.

В мировой практике работают немного иные подходы. Считается, что основные финансовые «нити» должны находиться в руках финансового директора, в том числе и бухгалтерская служба. Но в России, как правило, главный бухгалтер непосредственным образом подчинен генеральному директору.


Ниже по иерархии создаются дополнительные отделы, которые способствуют эффективному управлению всей финансовой структурой. В дальнейшем подразделения могут быть подчинены либо бухгалтеру, либо напрямую финансовому руководителю. При этом компания самостоятельно может определять, по какой структуре будет производиться работа, а также каким будет уровень подчинения финансовых служб и отделов.

Чаще всего разделение обязанностей происходит таким образом:

1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы, назначает на должность (или снимает с нее) финансовых руководителей, контролирует финансовую деятельность компании, ставит задачи и цели управления финансами. Кроме этого, генеральный директор участвует в организации работы финансовых отделов, отвечает за своевременную подачу налоговой отчетности, а также правильность ее оформления.

2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования, производит финансовый анализ, определяет размер дивидендов по ценным бумагам, проводит общий анализ предприятия (в сфере финансов), определяет пути получения необходимых ресурсов, производит управление акционерными (заемными) средствами, управляет ликвидностью и принимает конкретные финансовые решения для устранения текущих проблем.
Одновременно с этим финансовый директор управляет инвестициями, запасами, валютными операциями и ценными бумагами, занимается страхованием рисков, организует работу финансовых отделов компании.

3. Главный бухгалтер выполняет следующие задачи – анализирует расходы и
доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, собирает необходимую информацию и готовит финансовые отчеты, контролирует своевременность перевода налоговых платежей, осуществляет на небольшие промежутки времени.

Отчеты компании, как составляющая часть управления финансами

Любое предприятие ведет финансовую отчетность и готовит следующие отчеты – бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о доходах и расходах, отчет о движении капитала. Кроме этого, финансовая отчетность может дополняться аудиторским заключением (показывает, насколько в отчете соответствует реальной действительности), а также пояснительной запиской о применяемых методах учета.

К основным функциям отчетности можно отнести:

1. Баланс компании дает полную информацию о положении компании и позволяет:

Определить текущее финансовое состояние компании;
- оценить структуру источников капитала;
- дать реальную оценку деловой активности;
- показать рентабельность и эффективность ресурсов;
- оценить текущую имеющихся в распоряжении активов.

2. позволяет оценить, как меняется суммарный объем средств предприятия с учетом имеющихся доходов и расходов, не связанных с работой структуры. Основная задача отчета – шаг за шагом скорректировать остаток средств за . Цель достигается это за счет вычитания выплаченных дивидендов, а также итоговой суммы переоценки вложений и основного капитала. Итоговое действие – прибавление дополнительного выпуска ценных бумаг, а также дохода за выбранный период времени.

Основные задачи такого отчета:

Оценка изменений акционерного капитала компании;
- проверка корректности выбранных размеров дивидендов,
- проведение оценки деятельности компании в отношении распределения дохода (здесь учитывается, созданию каких фондов уделяется особое внимание, а также каким образом платятся дивиденды);
- оценка изменений объемов средств компании за счет получения эмиссионной прибыли и переоценки фондов.

3. дает информацию, как меняется финансовое положение компании. Задачи такого документа:

Оценить способность компании формировать ;
- дать оценку основным направления деятельности структуры – инвестиционной, операционной и финансовой;
- определить реальные нужды компании и объем недостающих финансов.

Учет при управлении финансами

Для контроля деятельности компании применяется три основных вида учета:


- управленческий . Представляет собой систему внутреннего учета и обработки информации по деятельности компании. Составляет для руководителей различного звена. На основе данных из отчетов принимаются решения о эффективности работы компании в целом и дальнейших шагах по оптимизации;

- финансовый . Этот вид учета проводится по строгим правилам. Основное назначение – сбор и предоставление данных внешним пользователям компании. Все операции выполняются с учетом требований ПБУ Российской Федерации;

- налоговый . Основное направление деятельности в этом случае – определение налоговой базы компании, а также ее обязательств по выплате налогов. Здесь все расчеты ведутся с учетом Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценка управления финансами

Модель финансового управления компании включает в себя несколько основных аспектов – финансовую, эмиссионную, дивидендную и инвестиционную политику, управление ценными бумагами, а также структуру принятия решений.
При оценке эффективности управления должны быть выделены – методика и объекты оценки, а также критерии функционирования и эффективности объектов контроля.

К основным объектам оценки и признакам эффективности можно отнести:

1. Управление оборотными средствами и капиталом . Характеризуется рентабельностью, фондоотдачей, ростом периода службы средств деятельности, снижением затрат на производство, применением качественных методов расчета.

Бюджетирование является производной от задач и целей компании. Поэтому обеспечение связи целей компании с финансовым планированием и бюджетированием является важной задачей в процессе постановки бюджетного управления в компании. Цели бюджетирования в конкретной компании могут быть определены только после постановки целей компании и определения руководством направления движения компании в своем бизнесе. В тоже время знание направления движения компании трудно себе представить без постановки ее целей . Наконец, для того чтобы уяснить, каким путем необходимо двигаться для достижения поставленных целей, надо определить стратегию .

Для ясного представления целей деятельности компании необходимо определить перспективу ее дальнейшего развития. Так как основной закон бизнеса гласит, что бизнес создается для удовлетворения потребностей его владельцев (акционеров), именно потребности владельцев определяют направление развития компании (бизнеса).

Часто считают, что стратегическая цель владельцев состоит исключительно в получении прибыли, но это утверждение слишком прямолинейно и справедливо далеко не всегда. Так, основные цели создания (приобретения) компании владельцами могут быть сформулированы самым разным образом — некоторые реальные примеры приведены в табл. 1.

Таблица 1. Возможные варианты целей создания компании

Назначение компании с точки зрения владельцев Стратегические цели деятельности компании
Компания как инвестиционный проект Повышение прибыльности или возвратности инвестиций (ROI)
Компания — актив для перепродажи Повышение ее рыночной стоимости с целью продажи
Компания — единственный источник дохода для владельца Сбалансированный рост, получение прибыли, свободный денежный поток
Компания — производитель в рамках холдинга Производство, необходимое для построения производственной цепочки холдинга

Каждый из указанных вариантов назначения создания компании определяет различную финансовую стратегию и финансовые цели, которые будут находить свое отражение в характере бюджетирования. Без учета бюджетное управление теряет точку опоры , так как привязка к реальной хозяйственной деятельности остается, а привязка к будущему исчезает.

Поэтому при постановке бюджетирования важно понимать не только общее назначение финансового планирования в компании с точки зрения принятия управленческих решений, но также и то, какие задачи бюджетирования должны решаться в рамках данной конкретной организации . В первую очередь речь идет о главных целях компании, поэтому при постановке бюджетирования необходимо:

  • сформулировать главные финансовые и нефинансовые цели компании;
  • определить задачи, направленные на достижение главных целей компании, которые могут быть решены с помощью бюджетирования;
  • выявить те показатели, с помощью которых можно будет контролировать достижение этих целей.

Примерами финансовых целей компании могут быть:

  • рост прибыли;
  • увеличение денежного потока;
  • повышение рентабельности продукции;
  • лидерство в отрасли в продажах на одного сотрудника;
  • повышение рентабельности собственного капитала.

При постановке стратегических планов и целей компании необходимо определить и четко сформулировать следующее:

  • целевую картину (миссию компании);
  • целевые показатели ее достижения (доля рынка, ROI);
  • выбранные стратегии (пути достижения целей);
  • мероприятия, направленные на реализацию стратегии;
  • принятые предпосылки (предположения о поведении клиентов, конкурентов и т.д.).

Все эти показатели и цели можно собрать в общую таблицу, после чего рассчитать необходимые ресурсы компании, отразив их в бюджетах.

Далее для различных целей компании необходимо будет определить цели бюджетирования , которые будут отличаться в зависимости от выбранных целей компании. Так, если главной целью компании определено создание быстрорастущего бизнеса, то это будет означать быстрое увеличение объема , составляющее, как правило, рост более чем на 30-40% в год, при неизменных (сопоставимых) ценах и ассортименте.

Если целью развития компании является быстрый рост ее стоимости, то в этом случае речь может идти об увеличении акционерного капитала более чем на 100% в год.

Из сказанного можно сделать вывод, что в первом случае одной из основных задач бюджетирования будет контроль за дебиторской задолженностью, тогда как во втором — пристальное внимание и управление ликвидностью.

Постановка целей компании не должна ограничиваться только показателями прибыли. Требуется найти компромисс между ростом компании, уровнем развития и прибылью . Так, при постановке цели увеличения доли рынка компании следует ожидать, что придется пожертвовать ее рентабельностью.

Отправной точкой бюджетирования являются финансовые цели компании , которые должны найти отражение в цифрах как при составлении бюджета, так и при оценке его исполнения. При постановке финансовых целей компании как один из способов их определения может использоваться инвестиционный цикл, в котором находится предприятие. Инвестиционный цикл охватывает период времени, в течение которого бизнес проходит следующие стадии:

  1. Стадия вложения средств , связанная с ускоренным развитием компании. Данная стадия может повторяться неоднократно, в том числе при значительном инвестировании средств с перспективой дальнейшего развития.
  2. Выход на точку безубыточности , когда доходы покрывают текущие расходы.
  3. Стадия самофинансирования , на которой предприятие способно развиваться за счет собственных источников.
  4. Стадия генерирования свободного денежного потока , когда часть денежных средств может регулярно изыматься из оборота.

Для каждой стадии инвестиционного цикла определяется своя финансовая цель. В случае прохождения компанией стадии вложения средств, в качестве финансовой цели может использоваться показатель экономической добавленной стоимости — . Основной смысл этого показателя — создание стоимости для инвестора, когда операционный доход превышает стоимость задействованного капитала.

На стадии безубыточности в виде финансовой цели может выступать показатель чистой приведенной стоимости NPV .

На стадии самофинансирования может использоваться показатель отдачи на инвестированный капитал ROI , позволяющий оптимизировать инвестиционный портфель компании.

Наконец, на стадии выхода на генерирование свободного денежного потока в качестве финансовой цели можно использовать само значение свободного денежного потока FCF .

Основная идея постановки финансовой цели компании состоит в отборе показателей, позволяющих максимизировать стоимость компании .

Для различных вариантов целей деятельности компании бюджетирование будет включать свой набор решаемых задач. В том случае, когда целью компании будет принята максимальная рентабельность, задача текущего бюджетирования будет состоять в выборе такого сценария развития компании, который обеспечит максимизацию рентабельности без потери внешних преимуществ компании.

Задачей бюджетирования в случае выбора компанией такой цели, как увеличение (удержание) своей доли рынка, будет определение финансового результата деятельности компании. В подобном случае очень важно подготовить несколько вариантов бюджетов при различных ценовых условиях на продукцию, а затем по каждому сценарию просчитать ожидаемую прибыль компании. Выбрав оптимальный сценарий, следует разработать соответствующую стратегию захвата рыночной доли.

Таким образом, компания составляет несколько сценариев деятельности , оцифровывая эти результаты в бюджетах, и останавливается на той его версии, которая позволяет получать максимальный эффект от деятельности.

Как инструмент планирования бюджет позволяет менеджерам предвидеть возможные проблемы развития компании или бизнеса и найти пути их решения. Менеджерам необходимо спрогнозировать модель развития рыночной ситуации на период бюджетирования. На основании данного прогноза можно будет оценить влияние изменения этой ситуации относительно тенденции финансово-экономических показателей деятельности компании. Данные тенденции необходимо прогнозировать в различных сценариях развития — оптимистичном, пессимистичном и наиболее вероятном.

Естественно, бюджеты не предотвращают появления непредвиденных ситуаций в будущем, но бюджетирование позволяет в какой-то степени подготовиться к их решению. Например, существенное снижение цен на продукцию на рынке позволяет с уверенностью прогнозировать изменение структуры распространения продукции — в связи с экономической нецелесообразностью существования посреднического звена в цепи распространения. В этих условиях либо посредники укрупнятся и будут зарабатывать существенно меньше, либо схема продаж будет изменена на прямые продажи. Рассуждая таким образом, можно осуществить упреждающие меры, позволяющие избрать для компании какие-то альтернативные пути развития деятельности.

При составлении бюджетов для прогнозирования используют различные сценарии развития событий : пессимистичный, оптимистичный и вероятностный, которые, однако, рассматриваются только с целью прогноза . Сценарий же бюджета всегда утверждается один. Вероятностное развитие событий необходимо только для целей прогнозирования, но не для установки планов. Хотя бюджеты описывают будущее компании с достаточно высокой точностью, давать точные оценки достаточно сложно. Поэтому бюджетирование здесь основывается на опыте менеджеров и анализе окружающей среды, внутренних и внешних факторах деятельности компании.

В рамках осуществления бюджетирования компания должна проводить согласование и утверждение ее плановых показателей на бюджетный период . Данные плановые показатели определяются исходя из финансово-экономических целей организации. На основании расчетов параметров деятельности устанавливаются нормативные показатели для включения их в бюджеты. На их основе готовятся проекты бюджетов компании.

Бюджетирование как механизм финансового контроля результативности деятельности определяет сферу ответственности менеджеров, соотнося ее с конкретными элементами бюджета. Финансовый контроль и оценка результативности в данном случае осуществляется с помощью план-факторного анализа, т.е. сравнения фактически достигнутых результатов с бюджетными. В данном случае имеет смысл связать мотивацию менеджеров с уровнем результативности их деятельности.

Как механизм финансового контроля, бюджеты закрепляют финансовые полномочия участников, определяют финансовую структуру (ЦФО) компании и описывают показатели для оценки деятельности подразделений. Средством мотивации бюджет выступает в силу того, что схема мотивации связана с достижением целей компании, показатели деятельности по которым четко установлены и закреплены в бюджетах. Следовательно, к достижению таких целей прикладывается гораздо больше усилий, нежели при выполнении работы, не имеющей четко выраженной цели.

Функция бюджетирования как средства координации очень важна. Координация деятельности подразделений и структур в компании позволяет не нарушать ритмичность их деятельности. Так, если отдел закупок товара не будет координировать закупки товара с его продажами, осуществляемыми отделом продаж, то вывод очевиден: это может привести к сбоям деятельности компании и разладу, который в конечном счете приведет к ухудшению финансового результата и даже потере ликвидности компании, что может иметь еще более плачевные результаты.

Одной из задач бюджетирования является функция синхронизации целей , обеспечивающая такие действия подразделений компании, которые соответствовали бы целям всей компании.

Немаловажную роль играет и такая цель бюджетирования, как формирование финансовой осведомленности сотрудников компании — она обеспечивает осведомленность сотрудников о финансовых последствиях их действий. В противном случае, не имея полной информации, они могут даже не задумываться о поиске альтернативных вариантов решения задач, которые могли бы быть более эффективными с финансовой точки зрения. Формирование финансовой осведомленности сотрудников позволяет избегать необоснованного использования ограниченных ресурсов компании без должного контроля.

    Игoрь Бopиcoвич Немиpoвcкий , генеральный директор и управляющий партнер консалтинговой компании «Лoголeкc», бизнес-тренер.

При нормальной финансовой деятельности выручка от продаж — основной источник возмещения затрат на производство продукции и формирования фондов денежных средств. Своевременное и полное поступление выручки от продаж обеспечивает бесперебойность процесса деятельности предприятия, непрерывность кругооборота средств. Поступление выручки от продаж свидетельствует о завершении кругооборота средств. До ее поступления издержки производства и обращения финансируются за счет источников формирования оборотных активов.

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ ПО КУРСУ "ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ"

Результат кругооборота вложенных в деятельность средств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования в форме амортизации и прибыли.




16.1. Цели, задачи ивиды анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность, оперативность и объективность которой позволяют всем участникам хозяйственного оборота представить и понять финансовое состояние и финансовые результаты хозяйственной деятельности конкретной организации. На основе анализа финансовой информации предприниматели и другие заинтересованные лица могут оценивать экономические перспективы и финансовые риски, принимать оптимальные управленческие решения. Эффективность принятия управленческих решений определяется качеством аналитических исследований финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта.

Финансово-экономическое состояние является важнейшим критерием деловой активности и надежности организации, определяющим ее конкурентоспособность и эффективность реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности.

Под финансовым состоянием организации понимается ее способность финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения и эффективностью их использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности - это один из главных элементов менеджмента любой организации. Он служит средством для выявления резервов, обоснования бизнес-планов, а также контроля за их выполнением с ориентированием на конечную цель бизнеса - получение прибыли. Данные анализа необходимы различным внешним и внутренним пользователям для выработки рациональных управленческих решений.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации включает два раздела (рис. 16.1):

Финансовый анализ;

Производственный (управленческий).

Рис. 16.1. Схема анализа хозяйственной деятельности организации

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено выделением в системе бухгалтерского учета двух подсистем финансового учета и управленческого учета. Для организации такое деление несколько условно, так как один вид анализа является продолжением второго и оба дополняют друг друга информацией.

Управленческий (производственный) анализ основывается на данных управленческого учета и позволяет комплексно оценить эффективность хозяйственной деятельности. Особенностями этого анализа являются:

Ориентация результатов анализа на руководство;

Использование всех источников информации;

Комплексность, то есть изучение всех сторон деятельности организации;

Закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

Интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений.

Финансовый анализ представляет собой часть анализа хозяйственной деятельности и основан на сборе и обработке информации для оценки финансового состояния организации на текущий момент и на перспективу.

Финансовый анализ исследует действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой продукции, финансовые показатели работы организации и указывает возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности организации в выбранной области хозяйствования.

Его основным содержанием является комплексное системное изучение финансового состояния организации и влияющих на него факторов, а также прогнозирование уровня доходности капитала организации. Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния организации и его платежеспособности.

Основными задачами финансового анализа являются:

Общая оценка финансового положения и факторов его изменения;

Изучение соответствия между средствами и источниками, рациональности их размещения и эффективности использования;

Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния организации и ее платежеспособности и финансовой устойчивости;

Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации.

Основными функциями финансового анализа являются:

Объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;

Выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

Подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

Выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний.

Внешний анализ - это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Этот анализ проводится за пределами организации заинтересованными пользователями и базируется на публикуемых данных финансовой отчетности, т.е. на весьма ограниченной части информации о деятельности организации, которая является достоянием всего общества.

При внешнем анализе изучается реальная стоимость имущества организации, делается прогноз будущих финансовых поступлений, структуры капитала, уровня и тенденции изменения дивидендов и т.п. Особенностями внешнего финансового анализа являются:

Множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности организации;

Разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

Наличие типовых методик анализа, стандарта учета и отчетности;

Ориентация анализа на внешнюю отчетность организации;

Ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

Максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

Анализ абсолютных показателей доходности;

Анализ относительных показателей доходности;

Анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации;

Анализ эффективности использования заемного капитала;

Экономическая диагностика финансового состояния организации.

Внутренний анализ проводится с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности, наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования, обеспечения планомерного поступления денежных средств и размещения собственных и заемных средств таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. Он проводится работниками организации (финансовыми менеджерами). Внутрихозяйственный анализ использует в качестве источника информации не только финансовую отчетность, но данные системы бухгалтерского учета, нормативную, плановую информацию, данные о технической подготовке производства.

Бухгалтерская финансовая отчетность является важным, но не единственным источником информации финансового анализа. Поэтому анализ финансовой отчетности является только частью финансового анализа деятельности организации, хотя и играет ключевую роль.

Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности - представляет собой систему исследования финансового состояния и финансовых результатов, формирующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации в условиях влияния объективных и субъективных факторов и получающих отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Цель финансовой деятельности предприятия

Основные виды анализа финансовой отчетности представлены на рис. 16.2.

Цель анализа финансовой отчетности - получение ключевых характеристик финансового состояния и финансовых результатов организации для принятия оптимальных управленческих решений различными пользователями информации.

Рис. 16.2. Виды анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

Задачи анализа финансовой отчетности:

Всестороннее исследование состава, динамики финансовых источников капитала и обязательств, оценка оптимальности его структуры;

Изучение состава, структуры и динамики имущества организации, оценка качества активов;

Объективная оценка финансового состояния;

Анализ ликвидности и платежеспособности;

Оценка эффективности управления денежными потоками;

Определение степени потенциальной угрозы банкротства;

Оценка уровня и динамики показателей деловой активности;

Анализ доходов, расходов и прибыли;

Анализ уровня и динамики рентабельности.

Как правило, в процессе проведения анализа различные его виды используются в комплексе. Разнообразие видов экономического анализа способствует формированию объективных результатов, всесторонне характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, выработке оптимальных управленческих решений.

Вернуться назад на Финансовая деятельность

Финансовая деятельность предприятия — это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физическими лицами. Финансовые отношения — это часть денежных отношений, порождаемая движением денежных средств и сопровождающаяся формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансовая деятельность предприятия имеет целью формирование первоначального капитала и последующее обеспечение обоснованных пропорций при формировании и использовании доходов и финансовых ресурсов, а также создание условий для выполнения обязательств перед государством, покупателями и поставщиками. Частью финансовой деятельности является экономическое воздействие на партнеров, гарантирующее выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.

Принятие обоснованных финансовых решений возможно только при условии полноты и точности учета и отчетности по финансовым показателям.

Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей и получения прибыли, а затем и денежных средств. Выявление причин нарушения нормального кругооборота позволяет принимать решения по методам их устранения.

Нормальная финансовая работа обеспечивает превышение денежных доходов над денежными расходами, осуществление необходимых инвестиций, возможность формирования резервов на компенсацию ущерба или убытка при возникновении рисковых ситуаций. Практически риски возникают при осуществлении предприятием всех видов деятельности.

Финансовый менеджмент — один из элементов экономического управления деятельностью предприятия. В процессе деятельности возникают финансовые и денежные потоки, связанные между собой: любое движение финансовых потоков приводит к увеличению или уменьшению денежного потока. Целенаправленное регулирование финансовых потоков обеспечивает наличие у предприятия необходимых сумм денежных средств.

Финансовый менеджмент предполагает принятие финансовых решений в рамках конкретной ситуации, выбор наилучшего варианта решения с учетом всех последствий выбора. Такой выбор производится во всех видах деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой.

В процессе выбора наилучшего варианта решения определяются:

а) реальность осуществления того или иного варианта;
б) сопутствующие ему затраты и доходы;
в) изменение основных показателей, оценивающих финансовое состояние предприятия на ближайший период и на более длительную перспективу;
г) другие последствия, связанные с принятием решения;
д) условия, необходимые для реализации принятого решения.

Таким образом, финансовый менеджмент — это процесс активного управления финансовым состоянием предприятия с использованием всех факторов, влияющих на финансовое состояние, в качестве инструмента финансового управления.


©2009-2018 Центр управления финансами.

Финансовые цели деятельности компании

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Вернуться назад на Финансовая деятельность

Финансовая деятельность предприятия — это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физическими лицами. Финансовые отношения — это часть денежных отношений, порождаемая движением денежных средств и сопровождающаяся формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансовая деятельность предприятия имеет целью формирование первоначального капитала и последующее обеспечение обоснованных пропорций при формировании и использовании доходов и финансовых ресурсов, а также создание условий для выполнения обязательств перед государством, покупателями и поставщиками. Частью финансовой деятельности является экономическое воздействие на партнеров, гарантирующее выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.

Принятие обоснованных финансовых решений возможно только при условии полноты и точности учета и отчетности по финансовым показателям.

Основной целью финансовой деятельности является обеспечение нормального кругооборота средств как условия бесперебойной деятельности, осуществления всех необходимых расходов и платежей и получения прибыли, а затем и денежных средств. Выявление причин нарушения нормального кругооборота позволяет принимать решения по методам их устранения.

Нормальная финансовая работа обеспечивает превышение денежных доходов над денежными расходами, осуществление необходимых инвестиций, возможность формирования резервов на компенсацию ущерба или убытка при возникновении рисковых ситуаций. Практически риски возникают при осуществлении предприятием всех видов деятельности.

При нормальной финансовой деятельности выручка от продаж — основной источник возмещения затрат на производство продукции и формирования фондов денежных средств. Своевременное и полное поступление выручки от продаж обеспечивает бесперебойность процесса деятельности предприятия, непрерывность кругооборота средств. Поступление выручки от продаж свидетельствует о завершении кругооборота средств. До ее поступления издержки производства и обращения финансируются за счет источников формирования оборотных активов. Результат кругооборота вложенных в деятельность средств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования в форме амортизации и прибыли.

Финансовый менеджмент — один из элементов экономического управления деятельностью предприятия. В процессе деятельности возникают финансовые и денежные потоки, связанные между собой: любое движение финансовых потоков приводит к увеличению или уменьшению денежного потока. Целенаправленное регулирование финансовых потоков обеспечивает наличие у предприятия необходимых сумм денежных средств.

Финансовый менеджмент предполагает принятие финансовых решений в рамках конкретной ситуации, выбор наилучшего варианта решения с учетом всех последствий выбора. Такой выбор производится во всех видах деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой.

В процессе выбора наилучшего варианта решения определяются:

а) реальность осуществления того или иного варианта;
б) сопутствующие ему затраты и доходы;
в) изменение основных показателей, оценивающих финансовое состояние предприятия на ближайший период и на более длительную перспективу;
г) другие последствия, связанные с принятием решения;
д) условия, необходимые для реализации принятого решения.

Финансовая деятельность организации: управление, анализ и контроль

Таким образом, финансовый менеджмент — это процесс активного управления финансовым состоянием предприятия с использованием всех факторов, влияющих на финансовое состояние, в качестве инструмента финансового управления.


В рыночной экономике финансовая самостоятельность предприятия получила новое направление развития.

В настоящее время финансы предприятия являются индикатором его конкурентоспособности, показателем его жизнеспособности в рыночной экономике.

Существует правило рынка: ценами командует спрос, т.е. при высоком спросе на товар, но небольшом предложении, цена начинает расти. И наоборот: при большом предложении и низком спросе на товар цена продукции падает (рисунок 4).

Рисунок 4 – Схема зависимости цены от спроса

Отступление от данного правила зачастую ведет к серьёзным финансовым убыткам, так как деньги в непроданных товарах – это не полученная предприятием выручка. А выручка от реализации продукции представляет собой основной источник доходов предприятия, создающий ему условия для финансовой конкурентоспособности.

На рынке выигрывает обладатель большого капитала, так как это позволяет влиять на цены и спрос.

Рыночная экономика значительно повышает роль финансов в системе хозяйствования. Подавляющее большинство рыночных регуляторов (налог, цена, дивиденд, курс и т.д.) относится к элементам финансового механизма, т.е. входит в состав финансов.

В условиях рынка самостоятельность предприятий в финансовых вопросах создает прочную основу для эффективного использования приёмов и методов финансового менеджмента. Причём он позволяет предприятию решать финансовые вопросы и в условиях банкротства.

Банкротство – это неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.

О банкротстве объявляет должник при добровольной ликвидации предприятия или арбитражный суд.

Суд решает, возможно или нет выживание должника.

Тест: Тесты к экзамену по долгосрочной финансовой политике

Если да, то проводятся следующие реорганизационные процедуры:

· внешнее управление имуществом;

· санация.

На период проведения внешнего управления имуществом (18 месяцев) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Арбитражный суд назначает внешнего управляющего.

Санация – это оздоровление банкрота, т.е. ему оказывают финансовую помощь желающие, выявленные арбитражным судом.

Однако названные процедуры могут привести как к успеху, так и к неудаче. Когда выживание предприятия невозможно, проводятся такие процедуры, как:

· конкурсное производство;

· мировое соглашение.

Конкурсное производство – это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию банкрота, в результате которой между кредиторами распределяется имущества должника. При этом охраняются обе стороны от неправомерных действий в отношении друг друга.

Мировое соглашение – это достижение договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидок долгов.

123Следующая ⇒


распределенной прибыли или размер привлекаемых кредитов. Нефинансовыми целями могут быть:

Повышение благосостояния работников предприятия;

Улучшение условий труда и состояния окружающей среды;

Повышение качества продукции и услуг.

Предприятию необходимо формировать свои финансовые цели таким образом, чтобы они соответствовали нефинансовым целям.

Принципы собственника и участника в какой-то степени являются взаимозави­симыми. Если предприятие не приносит соответствующего дохода своим акцио­нерам, то оно не будет иметь доступа к дополнительному акционерному капиталу для расширения своей деятельности. Когда предприятие по какой-либо причине не получает высокую прибыль, то оно не сможет привлечь заемные средства и ис­пользовать прибыль для реинвестирования. Оно не будет обладать достаточны­ми ресурсами для удовлетворения потребностей участников деятельности пред­приятия. Следовательно, прибыль имеет существенное значение для развития предприятия. Получение высокой прибыли совместимо с принципом участника, а максимизация прибыли в ущерб другим участникам не соответствует этому прин­ципу.

По отношению к движению денежных средств принципы собственника и участ­ника являются взаимозависимыми. Если предприятие не имеет соответствующе­го потока денежных средств, то оно не сможет выплачивать дивиденды своим ак­ционерам и обеспечивать ценность их инвестиций, что может ограничить доступ предприятия к дополнительному акционерному капиталу для роста и расшире­ния своей деятельности. Помимо этого, недостаточность потока денежных средств не позволит предприятию свободно привлекать заемный капитал, поскольку оно не сумеет своевременно обслуживать свой долг (производить выплату процентов и возместить основную сумму кредита) и не будет иметь финансовых ресурсов для реинвестирования.

При отсутствии прибыли нет отчислений участникам деятельности.

В связи с тем, что некоторые участники получают свою долю от предприятия до того, как установлена прибыль (например, работники предприятия, получающие заработ­ную плату, банки, которым перечисляются проценты за кредиты), представляется более целесообразным использовать термин «добавленная стоимость, созданная фирмой», чем просто «прибыль».

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе деятельности компании. Добавленная стоимость рассчитывается путем вычитания из стоимо­сти продаж стоимости приобретенных товаров и услуг. В табл. 2.1 показан пример упрощенного отчета о добавленной стоимости.

Таблица 2.1. Годовой отчет о добавленной стоимости компании VN

по состоянию на 31.12.2009 г

Добавленная стоимость предназначена для выплаты заработной платы и льгот, налогов и дивидендов, а также обеспечения будущего роста компании. С точки зре­ния участников, их доля, получаемая от компании, может быть увеличена (при со­хранении постоянных пропорций распределения добавленной стоимости) за счет увеличения добавленной стоимости, создаваемой компанией.

Еще по теме финансовые цели:

  1. Цели финансовой политики предприятия. Взаимосвязь финансовой стратегиии тактики
  2. 126.Финансовая стратегия предприятия, ее цели и задачи, пути их реализации в финансовом планировании
  3. 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента