Бубен какой инструмент. Бубны


Бубен относится к древним музыкальным инструментам и имеет богатую историю. История бубна берет свое начало с давних времен, когда шаманы совершая свои ритуальные обряды ударяли в бубен, тем самым давая понять про то или иное важное событие.

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Чтобы играть на бубне, важно обладать чувством ритма и музыкальным слухом.

Музыкальное исполнение на бубне производится 3 способами:

  • звуки создаются при ударе суставами крайних фаланг пальцев;
  • при встряхивании и судорожными постукиваниями;
  • создание звуков способом тремоло. Звук получается при быстром потряхивании.

Многие историки полагают, что первый бубен появился в Азии во 2-3 веке. Наибольшее распространение он получил на Ближнем Востоке и в странах Европы, дойдя до берегов Великобритании. Со временем «конкурентами» бубна станут барабаны и тамбурины.
Чуть позже конструкцию поменяют. Из бубна будет убрана кожаная мембрана. Без изменения останутся звенящие вставки из металла и обод.

На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей. На тот момент бубен уже имел привычный нам внешний вид.

Бубен часто используется шаманами во время проведения обрядов. Звучание инструмента в шаманизме может довести до гипнотического состояния. Классический шаманский бубен изготавливался из шкуры коровы и барана. Для натягивания мембраны применялись кожаные шнурки. Каждый шаман имел свой бубен.

В Средней Азии он носил название даф. Для изготовления применялась кожа осетра. Такой материал издавал звенящий звук. Для повышенного звона использовались маленькие металлические кольца около 70 штук. А индусы изготавливали мембрану из кожи ящерицы. Бубен из подобного материала имел удивительные музыкальные свойства.

В современных оркестрах используются специальные оркестровые модели. Такие инструменты имеют железный обод и пластиковую мембрану.
Бубен известен среди всех народов мира. Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:

1. Гавал, даф, дойра известны в восточных странах. Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи. Для подвесного компонента используются металлические кольца.
2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Диаметр канджиры доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи рептилий.
3. Бойран – ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки.
5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.

Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.

Состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические , которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока.

Разновидности

В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:

- Народный или этнический , деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

- Оркестровый бубен , самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют . Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Среди родственных инструментов необходимо отметить . В отличие от бубна, на него не натянута кожа, зато в корпусе укреплены 1 или 2 ряда металлических тарелочек. постоянно используется в многих направлениях современной музыки, таких как рок-н-ролл, джаз и поп-музыка.

Происхождение

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться « «.

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и . Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Видео: Бубен на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

ударный музыкальный инструмент с бубенчиками

Альтернативные описания

Инструмент шамана

Ударный мембранный музыкальный инструмент, (узб. дойра; арм. азерб. тадж. дэф)

Ударный музыкальный инструмент: круглая деревянная обечайка с натянутым на нее пузырем, с маленькими металлическими тарелками и бубенцами

Ударный музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент Эсмеральды

Что в средневековой Франции называли баскским барабаном?

. «ударник» шаманского труда

Музыкальный инструмент шамана

Звенит со стуком

Стукнешь - звякнет

Его бьешь - он звенит

Обод с мембраной и бубенчиками

Куда бьет шаман, колдуя?

. «ударник» шамана

Барабан чукотского «экстрасенса»

Инструмент сисадмина

Шаманский инструмент

Барабан с бубенцами

Атрибут шамана

. «и чудилось: рядом шагают века, и в... незримая била рука»

Ритуальный барабан

Ударный мембранный музыкальный инструмент в виде обода с натянутой на него кожей (иногда с бубенчиками или металлическими пластинками по краям)

Обруч, стянутый кожей

. ""Забойный"" инструмент шамана

. "Ударник" шамана

. "и чудилось: рядом шагают века, и в... незримая била рука"

. "ударник" шаманского труда

Барабан чукотского "экстрасенса"

Куда бьет шаман, колдуя

М. или мн. бубны, музыкальное орудие, в роде барабана, литавров: обечайка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками; употреб. более при пляске. Карточная масть, красным кирпичиком, сиб. буби, твер. боти, южн. зап. звонки. Голыш, человек все промотавший. Гол, как бубен. Проигрался как бубен (как грек). Славны бубны за горами. Звонки бубны за горами (а к нам придут, как лукошко). него в голове бубны (бубен). Звонок бубен, да страшен игумен. Хорошо звенят бубны да плохо кормят. Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу. Тяжбу завел стал как бубен гол. Бубны (карточная масть) люди умны. Не с чего (ходить), так с бубен. Бубны все дело поправят. Бубны пустили как бубна, проигрался. Бубень м. яросл., тучный лентяй, прихлебатель, тунеяд. Бубенный, относящийся к бубну, барабану; бубновый, принадлежащий к этой масти. Бубна, лучше бубновка, одна карта бубновой масти. Бубенчик м. бубенец костр. балабончик, гремок, громотунчик, гормотушка, громышек, бухарь, болхарь, глухарь, гремушка. Бубенчики также растение Iris sibirica, косички, петушок, чистяк, и Trollius europaeus, полевой хмель, колтушки, авдотька, кугольник, куриная слепота, желтоголовник, ошибоч. купальница. Бубенщик м. бьющий в бубны. Бубенить ниж. вор. звонить в колокола, трезвонить; пск. перм. бить, колотить кого; разглашать, разносить вести. Бубнить, кур. болтать без умолку и толку, барабанить; тул. разглашать вести; костр. говорить, беседовать; пск. грызть голову; брюзжать. Бубанить кур. шумно беседовать, горланить. Бубетенить, бутетенить оренб. трезвонить; бить, колотить, сечь. Бубнила об. тул. докучливый болтун, вестовщик. Бубнилка ж. пск. брыла, губа, говорки, рот, относительно болтовни. Подбери бубнилки-те, замолчи, полно тебе молоть вздор

Что в средневековой Франции называли баскским барабаном

Б убен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Р аспространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах, хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси.

Б убен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".

О дно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Б убен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

П редполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

К роме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее".

Б убен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

- ударный музыкальный инструмент; деревянный или металлический обруч, затянутый с одной стороны перепонкой (кожей или пузырём). Некоторые виды бубнов снабжены бряцающими металлическими кольцами, пластинками, тарелочками или бубенцами и колокольчиками. * Смотрите также тамбурины >

Пример звучания бубна в world music композиции Булата Гафарова / Токэ-Ча:

Известен с древнейших времён во многих странах, особенно на Востоке. Национальные разновидности бубнов: дэф, дяф или габал (азербайджанский), даф или хавал (армянский), дайра (грузинский), дойра (узбекский и таджикский), дайре или дэф (иранский), бендеир (арабский), пандеро (испанский), байран (ирландский), pow wow drum (барабан американских индейцев, сделанный в стиле Sioux Drums). С 20-х гг. 19 в. применяется в симфоническом и духовом оркестрах, главным образом в музыке восточного характера, в испанских, цыганских и итальянских танцах. В Древней Руси Бубном называли также барабан и военные литавры .

Шаманский Бубен

Один из самых значимых шаманских инструментов. Имеет овальную или округлую форму и состоит из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.

Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожаного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний (небесный) мир, где обитают добрые духи.

Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный) мир к злым духам бубен превращался в лодку, способную везти шамана по подземной реке.

Если шаману приходилось в своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами, бубен мог превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего хозяина. На эвенкийский бубнах кроме того висели специальные подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в грозное орудие.

Но самое главное - бубен помогает шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Камлание начинается с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинает бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывают духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетаются и рассаживаются на подвесках бубна.

В наше время развитие бубна продолжается. Так мультиинструменталист Булат Гафаров, которого называют "Урбан Шаман", создал бубен со звукоснимателем и красочной подсветкой реагирующей на удары:

Дойра, Гавал

Дойра, Гавал (Doira, Gaval) - Узбекский, таджикский и уйгурский ударный перепончатый инструмент, род бубна. Состоит из деревянной рамы с натянутой кожей. С внутренней стороны рамы подвешены брячающие металлические кольца.

Мастера игры на дойре в состоянии исполнять сложнейшие ритмические узоры, нередко инструмент является единственным аккомпаниментом танцам.

Видео пример игры на восточном бубне даф в этно барабанном шоу Toke-Cha: