Бенефис принцессы Турандот. Мироздание на сцене


13 ноября один из самых известных театров нашей страны - Театр имени Евгения Вахтангова - отмечает 95-летие. К этой дате телеканал "Россия К" подготовил специальную программу: всю неделю с 7 ноября в эфире - знаменитые спектакли, документальные фильмы и программы об актерах и режиссерах театра .

Вахтанговский театр - не просто один из самых известных и любимых зрителем театров Москвы, это театр-легенда, прославившийся своими актерскими традициями, где необыкновенный натурализм сценической игры сочетается с психологизмом каждой постановки. Вахтанговский театр - это ум, аристократизм, игривость. Это праздник создания другого мира, восприятия жизни и театра как праздника, как блистательного увлекательного зрелища, как игры красок, как торжества победоносного лицедейства. Вот уже на протяжении 95 лет театр верен призыву своего основателя Евгения Вахтангова "Подняться над землей и стремиться к празднику чувств" . Постановки вахтанговцев неизменно вызывают зрительский интерес, а вахтанговскую школу не перепутаешь ни с одной другой. Что такое вахтанговская школа надо объяснять не формулировками, а фамилиями. Симонов, Ульянов, Туминас, Целиковская, Борисова, Максакова, Этуш, Яковлев, Лановой, Гриценко, Шалевич, Коновалова, Купченко, Князев, Маковецкий, Рутберг, Аронова - они составляли и продолжают составлять славу русскому театру.

История театра началась в 1913 году, когда несколько московских студентов, вдохновленных системой Станиславского, решили создать Студенческую драматическую студию, руководителем которой стал Евгений Вахтангов. В 1920 году она была принята в семью Художественного театра как Третья Студия МХАТ. Спустя год состоялась премьера спектакля "Чудо Святого Антония", театр получил официальное признание и здание на Арбате. Потом была "Принцесса Турандот", принесшая театру огромную популярность и ставшая его символом. В 1926 году театр получил имя своего основателя - Евгения Вахтангова. В документальном фильме (13 ноября, 14:45) прозвучат дневники и письма режиссера, отрывки из его литературных произведений, воспоминания соратников. О жизни творчестве великого режиссера расскажут внук Вахтангова Евгений Вахтангов, режиссер Римас Туминас, искусствоведы Владислав Иванов и Маргарита Литвин.

В 2007 году театр возглавил Римас Туминас. С его приходом легендарная сцена на старом Арбате пережила подлинный ренессанс и сегодня даже трудно представить, что еще несколько лет назад не все актеры Театра им. Евг. Вахтангова приняли его, многие считали чужаком, не имеющим отношение к вахтанговской традиции. В программе (13 ноября, 18:35) режиссер, расскажет о своем деревенском детстве, о маме, о сложных отношениях с отцом, о своей первой любви, поделится своими мыслями о предназначении театра. "Что такое театр? Если бы я знал, не занимался им, наверное, - размышляет Римас Туминас. - Или разочаровался бы. Театр - это, наверное, такая жизнь или такой мир, который мог бы быть... но не есть. Это только путь, путь к истине. Но мы знаем, что никогда не дойдем. В этом-то и смысл, и даже радость, что мы не дойдем. Но мы в пути…" .

В честь юбилея театра в эфире телеканала "Россия К" - знаменитые спектакли и программы, посвященные легендарным артистам.

7 ноября в 15:10 - Юлия Борисова, Василий Лановой, Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев в спектакле . Постановка Евгения Вахтангова. Режиссер Рубен Симонов. Запись 1972 года. По мотивам сказки Карло Гоцци "Турандот". В 17:30 -.

8 ноября в 15:10 - Юрий Яковлев, Александр Граве, Василий Лановой, Михаил Ульянов, Вячеслав Шалевич в спектакле . Режиссер Рубен Симонов. Запись 1975 года. По мотивам автобиографической прозы Исаака Бабеля. В 17:30 -.

9 ноября в 15:10 - Людмила Целиковская, Юрий Яковлев, Екатерина Райкина в спектакле . Режиссер Александра Ремизова. Запись 1976 года. По пьесе польского драматурга Александра Фредро. В 17:25 - .

10 ноября в 15:10 - Юрий Яковлев, Николай Гриценко, Людмила Максакова, Алла Казанская в спектакле. Режиссер Александра Ремизова. Запись 1971 года. По одноименной комедии Александра Николаевича Островского. В 17:50 - .

11 ноября в 15:10 - Владимир Этуш, Василий Лановой, Нина Русланова, Валентина Малявина, Александр Граве в спектакле . Режиссер Владимир Шлезингер. Запись 1977 года. По одноименной пьесе Жан-Батиста Мольера.

12 ноября в 13:45 - Юлия Борисова, Василий Лановой, Михаил Ульянов в спектакле . Режиссер Евгений Симонов. Запись 1980 года. По одноименной драме Уильяма Шекспира. В 16:05 -.

13 ноября в 15:25 - Галина Коновалова, Людмила Максакова, Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Вячеслав Шалевич, Евгений Князев в спектакле Театра им. Евг. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. Запись 2012 года. По мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо. Этот спектакль - дань уважения и восхищения актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру - Вахтанговскому. В этом спектакле-бенефисе у каждого своя тема, свой герой, своя исповедь.

Пресс-служба телеканала "Россия К"

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Одному из лучших режиссеров современной российской сцены, литовскому режиссеру Римасу Туминасу исполняется 65. Юбилей совпал с другой важной датой - десять лет назад Туминас возглавил знаменитый столичный театр имени Вахтангова. Труппа и поздравила своего художественного руководителя первой - накануне на Новой сцене театра в его честь прошел капустник.

"Роман" Туминаса с Россией начался задолго до его прихода в Вахтанговский. Вскоре после окончания Литовской консерватории Римас Владимирович поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после выпуска в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР состоялась премьера его спектакля "Январь" по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова. Еще через год свет увидела первая московская постановка Туминаса в Театре имени Станиславского - спектакль "Мелодия для павлина" словацкого драматурга Освальда Заградника.

Работая главным режиссером в Литовском национальном драматическом театре до 1999 года, Туминас одинаково успешно ставил классику и произведения современных авторов. Среди его самых заметных работ того периода: "Царь Эдип" Софокла, "Ричард III" Уильяма Шекспира, "Кошка на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса, "Снежная королева" Евгения Шварца, "Тихая ночь" Гаральда Мюллера.

В 1990 году Туминас открыл Малый театр Вильнюса, где уделял всё больше внимания русским писателям. Ставил Чехова, Лермонтова и Гоголя. Известность Туминаса росла, его приглашали работать во многие зарубежные театры.

В Финляндии режиссер поставил "Дядю Ваню", в Исландии "Чайку" и "Вишневый сад", в Швеции "Идиота". А в московском театре "Современник", наоборот, выпустил спектакль по трагедии немецкого поэта Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Спектакль "Играем…Шиллера!", поставленный в 2000 году, до сих пор идет на сцене "Современника".

Сотрудничество с театром имени Вахтангова в 2002 году Туминас все же начал с классики - представил публике гоголевского "Ревизора".

Спектакль имел большой успех, и через пять лет режиссера пригласили на должность художественного руководителя московской труппы. Принимая предложение, Туминас обещал сохранить традиции Вахтанговского и сдержал обещание.

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

К 90-летию театра в 2011 он создал постановку об актерском служении и преемственности "Пристань", где задействовал все поколения "вахтанговцев". Туминас также вернул на сцену знаковый для театра спектакль "Маскарад" и поставил на Сергея Маковецкого своего любимого "Дядю Ваню".

За одну из последних постановок - "Евгения Онегина" по Александру Пушкину Туминас был удостоен "Золотой маски". Однако режиссер не ограничивается драматическими спектаклями. В 2016 он представил в Большом театре свою трактовку знаменитой оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", а сейчас работает над постановкой оратории "Царь Эдип" Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Не забывает Туминас и о необходимости передавать свой опыт новому поколению актеров и режиссеров. В 2012 году он открыл Первую студию Вахтанговского театра, в которой принимают участие студенты творческих вузов.

Легендарный театр имени Вахтангова отмечает сегодня 90 лет со дня основания. Начиналось всё со студенческой драматической студии, которую возглавил Евгений Вахтангов, считавшийся лучшим педагогом по системе Станиславского. Нынешнюю круглую дату прославленная труппа отмечает премьерой нового спектакля.

Перед генеральным прогоном Римас Туминас, худрук театра Вахтангова заметно нервничает. Признается: "На юбилеи не будет долгих речей, мы актеры - наше дело играть!" Так родилось это необычное театральное действо - "Пристань", спектакль-исповедь, где на одной сцене еще вчерашние студенты и легенды вахтанговской труппы: Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Людмила Максакова - и на этот раз каждый из них мог выбрать себе роль, которую давно мечтал сыграть, чтобы рассказать о самом сокровенном.

"Произошло маленькое чудо – объединились поколения, они стали опять семьей, домом, а это и есть черта Вахтанговского театра", - считает художественный руководитель театра им. Вахтангова Римас Туминас.

Биография театра Вахтангова началась в здании на Арбате 13 ноября 1921 года со спектакля "Чудо святого Антония". С тех пор его историю принято исчислять не датами, громкими премьерами. Сколько их было за 90 лет - не сосчитать. "Филумена Мартурано", "Мадемуазель Нитуш", "Конармия", "Иркутская история". Но главная на все времена - "Принцесса Турандот". Самый озорной и легендарный спектакль - почти ровесник театра, он и сегодня в репертуаре.

"Почему "Принцесса Турандот"? Она до сих пор является для нас эталоном, это основной почерк театра Вахтангова. Яркая театральная форма при глубоком содержании", - говорит народный артист СССР Юрий Яковлев.

У актеров театра Вахтангова особые отношения со временем - они творят на сцене такое, как будто возраста просто не существует. Здесь только два обязательных условия: чтобы был праздник и обязательно ирония - такой узнаваемый вахтанговский стиль.

"Женщины будут красавицами, мужчины будут необыкновенно притягательны. То есть, вы увидите, вас погрузят в параллельный мир, и в этом мире вам будет замечательно", - рассказывает о спектакле народная артистка Российской Федерации Людмила Максакова.

Последние минуты юбилейного спектакля и на парусе-занавесе перед зрителями проплывает вся история театра-дома, которому его актеры-легенды верны не одно десятилетие, и который для каждого стал своей Пристанью и кораблем, который плывет на всех парусах к вековому юбилею.

"Это причал, куда люди обязательно возвращаются. Обязательно освящаются. Это как религия", - говорит народный артист СССР Василий Лановой.

«Таганка» – вне юбилея

(Театр имени Вахтангова)

В середине ноября в центре скандала оказались актеры Театра на Таганке. Еще в начале месяца стало известно, что они будут участвовать в торжествах по случаю 50-летия Театра имени Вахтангова, которые были намечены на 13 ноября . В течение двух недель «таганковцы» репетировали приветствие, как вдруг министр культуры РСФСР Кузнецов наложил свой запрет на это дело. Причем запрет не сопровождался даже каким-нибудь вежливым объяснением – отменили, и все. Но в кулуарах ходили слухи, что к этому делу приложили руки столичные власти, давно имевшие зуб на «Таганку». Ведь этот театр практически с первых же дней своего существования (с весны 1964 года ) приобрел в интеллигентских кругах звание оплота либеральной фронды. Актер «Таганки» В. Золотухин так прокомментировал вахтанговский скандал:

«Нам запретили приветствовать вахтанговцев… Не укладывается. Единственно, чем может гордиться Вахтанговский театр, что он фактически родил Таганку, ведь оттуда „Добрый человек из Сезуана“, оттуда Любимов, 90 % Таганки – щукинцы. Позор на всю Европу. Наша опала продолжается. А мы готовились, сочиняли, репетировали. Даже были 9-го в Вахтанговском на репетиции. Слышали этот великий полив. Хором в 200 человек под оркестр они пели что-то про партию, а Лановой давал под Маяковского, и Миша Ульянов стоял шибко веселый в общем ряду.

Будто бы сказал министр, что «там (на Таганке) есть артисты и не вахтанговцы, так что не обязательно им…». Неужели это так пройдет для нашего министра? Ну, то, что Симонов (Евгений Симонов – главреж Театра имени Вахтангова. – Ф. Р .) и компания покрыли себя позором и бесславием, так это ясно, и потомки наши им воздадут за это. От них и ждать нужно было этого. Удивительно, как они вообще нас пригласили. Петрович (Любимов. – Ф. Р .) говорит: «Изнутри вахтанговцев надавили на Женьку…»

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Скандал в «Маяке» (Театр имени Маяковского) В конце марта 1971 года нешуточные страсти разгорелись в столичном Театре имени Маяковского – там был затеян переворот против главрежа Андрея Гончарова. Инициатором путча стала одна из прим театра и секретарь тамошней

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора

17. Договор с дьяволом, написанный и подписанный Фаустом, и приговор от имени Андроника-Христа, написанный в то же время от имени Бога Напомним важный факт, обнаруженный нами при анализе жизнеописания Андроника-Христа и описанный в нашей книге «Царь Славян», гл. 2:6. Никита

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Что в имени его... По загадочности судьбы и биографии Уильяма Шекспира с полным правом можно поставить рядом с легендарным греком Гомером. Но на этом сходство и заканчивается. Великий певец «Илиады» и «Одиссеи» хоть и загадочен, но все-таки один. Шекспир же мно­голик,

Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

2.3. Ставка Мамая на Красном холме Московский Красный холм (Таганка), Краснохолмский мост и Краснохолмская набережная Полезно взять карту Москвы, положить ее перед собой и следить по ней за нашим рассказом.Согласно старым русским источникам, ставка Мамая во время

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Таганка Свое название Таганка получила в XVI в. от находившейся в пределах Земляного города дворцовой Таганской слободы. Здесь жили мастера, специализировавшиеся на изготовлении таганов - подставок для походных котлов. Сейчас подобный предмет обихода многим кажется

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Леонид Филатов автора

ТАГАНКА Юрия Петровича Любимова в нашей стране не было пять лет, но театр и зритель его ждали, не мог он не приехать. И вот Любимов в Москве, он ставит по контракту «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Есть в этом слове «по контракту» что-то щемящее... Какой-то абсурд, нелепость.

Из книги Леонид Филатов автора Воронецкая Татьяна Владленовна

ТАГАНКА Евгений Евтушенко Мне говорил портовый грузчик Джо, Подпольный лидер левого движенья: «Я плохо понимайт по-русски, Женья, Но знаю, что Таганка-хорошо!» Потягивая свой аперитив, Мне говорил знакомый мафиозо: «Таганка, Женя, это грандиозно! Мадонна, мне бы этот

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Форум участников конференции. ПОЧЕМУ ТЕМА РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II НЕ ВОСТРЕБОВАНА СЕЙЧАС НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ И МАЛО (ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЮБИЛЕЯ) ВОСТРЕБОВАНА ОБЩЕСТВОМ? Марина Витухновская-КауппалаЯ часто задумываюсь: почему историческая память народа России так несправедлива?

Из книги Империя и воля. Догнать самих себя автора Аверьянов Виталий Владимирович

От юбилея революции к исцелению от Смуты Обесценивание революционного мифа Анализируя историческую трагедию России 90-летней давности, не лишним будет вновь вернуться к тематике Смуты, к тому, как соотносятся два понятия: Смутное время и Революция. Вне аналогического

Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

По поводу юбилея Пятидесятилетие так называемой крестьянской реформы возбуждает много интересных вопросов. Из них мы можем здесь коснуться лишь некоторых экономических и исторических вопросов, оставляя до другого случая темы публицистические в более узком смысле

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Днем рождения театра считается день премьеры спектакля «Чудо святого Антония» в постановке отца-основателя этого творческого коллектива Евгения Вахтангова. Она состоялась 13 ноября 1921 года. Тогда, на одной из репетиций Евгений Багратионович на многие годы вперед определил кредо своего детища: «Театр должен вызывать только добрые чувства».

И если театр начинается с вешалки, то и разговор о нем в юбилейные дни мы решили начать в его фойе.

Ну что вам сказать о театре? - немного смущается гардеробщица Галина Васильевна Иванова. В театре она работает с 1990 года, а сегодня ее пригласили на премьеру спектакля как зрителя. - Когда входишь в наш театр, на душе становится радостно и тепло и почему-то сразу хочется улыбаться. Зритель приходит сюда за праздником. Так было в далекие и тяжелые 90-е, когда я только пришла сюда работать, так происходит и сейчас.

11 ноября 2016. Актер Виктор Добронравов (Эдип) (в центре) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

И какие, на ваш взгляд, спектакли особенно нравятся зрителю?

Всегда были полные залы на спектаклях «Пристань» и «Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса, на спектаклях Владимира Иванова, да и на многих других. - А лучше спросите у Людмилы Максаковой, она - рядом.

В спектакле по трагедии Софокла «Царь Эдип» Людмила Максакова играет царицу Фив Иокасту. Играет так, что мурашки по коже, слезы и сердечная боль. Очень жаль Иокасту, хотя она и совершила страшное деяние.

Я сейчас настолько погружена в свою роль, - извиняется Людмила Максакова, - Что нет ни сил, ни воздуха что-либо говорить.

11 ноября 2016. Актер Виктор Добронравов (Эдип) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Другой спектакль театра «Пристань», созданный по мотивам произведений Брехта, Бунина, Достоевского,Дюрренматта, Миллера, Пушкина и Шекспира и выпущенный пять лет назад к 90-летию театра, был поставлен с участием таких легендарных артистов как Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, Юлия Борисова, Владимир Этуш. Спектакль получил не только букет всевозможных наград, но и зрительское признание.

Кстати, первая роль основателя театра, которую в 1900 году Евгений Вахтангов сыграл будучи еще гимназистом - это Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе». Через несколько лет сын владикавказского фабриканта Евгений заявит отцу: «Я превращу фабрику в театр». А еще несколькими годами позже, в 1911-м, он напишет в одной из своих статей:

«Хочу, чтобы зритель в театре не мог разобраться в своих ощущениях, принес бы их домой и жил ими долго. Так можно сделать только тогда, когда исполнители раскроют друг перед другом свои души без лжи».

11 ноября 2016. Актер Эльдар Трамов (Креонт) (на втором плане) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Наверное потому перед премьерой в честь юбилея театра его худрук Римас Туминас так напутствовал своих артистов: «Играть - в честь Евгения Вахтангова! Он подарил нам дорогу к празднику, пусть и тернистую, - сказал режиссер.

Юное красивое лицо Евгения Вахтангова (его не стало в 39 лет) на портрете каждый вечер встречает зрителей в театре на Старом Арбате. Не важно, богатый человек или не очень сегодня пришел в театр - для всех в зале найдется место. Так, на балконе есть места, билеты за которые обойдутся зрителям от 200 до 500 рублей. С балкона все отлично видно. Вахтанговский театр построен так, чтобы из каждой его точки был отличный обзор его сцены.

И еще. В этом, юбилейном году, в Денежном переулке Старого Арбата после реставрации открылся и Музей-квартира Евгения Вахтангова.

1 ноября 2016. Актриса Людмила Максакова (Иокаста) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС