Виталий соломин - биография, информация, личная жизнь. Соломин Виталий Мефодьевич Виталий соломин биография семья


Больше, чем доктор Ватсон


Почти до самой роли доктора Ватсона он не играл в кино ни англичан, ни докторов, ни вообще иностранцев, не говоря уже о представителях высшего общества. Правда, в списке его киноролей были люди с военной выправкой, и даже один – раненый в ногу офицер, но то были бойцы рабоче-крестьянской Красной Армии. В основном же, его актерский тип оценивали как «русского паренька» или «настоящего сибиряка» – каким он и был в действительности.

Его Ватсон не согласен быть частью книжной иллюстрации, элементом декора, даже причудливым. За ним таится неведомая глубина, и, прежде всего – неведомая ему самому. Он сам не ожидает поступков, какие совершит через минуту. А через полчаса он убежден, что так поступил бы всегда.

В эпизоде с карманными часами Холмс, как бы походя, замечает, что старший брат Ватсона был мот и пьяница, отчего и умер. С точки зрения сыщика это очевидный логический вывод, для Ватсона – прямое оскорбление. Вот как он сам, – рукою Конан Дойла, – описывает свою гневную реакцию: «расстроенный, я вскочил со стула и, хромая, зашагал по комнате» (цитата из повести «Знак четырёх»). Вскочил и захромал! Он так разгневан, что забыл о своей больной ноге. В книге не верить автору нельзя – иначе зачем читать? В жизни возникает соблазн свой гнев демонстративно разыграть, инсценировать. Соломин не играет. Он проживает этот эпизод на уровне психофизиологии, – попробуйте-ка «изобразить» поднятие давления. Доктору привычнее описывать, как у других «лицо становится пунцовым» или «вздуваются вены на висках», в фильме же мы видим, как все это происходит с будущим летописцем.

Ватсон в исполнении Соломина не только очевидец, но и объект нашего наблюдения. На всем протяжении сериала он – барометр настроения, с необычайной точностью фиксирующий перепады от «бури и негодования» до «тихой умиротворенности». Вздумай Конан Дойл приложить к рассказам кардиограмму доктора Ватсона, век спустя она бы совпала с кардиограммой артиста.
В его внешне спокойном, но быстро воспламеняющимся докторе Ватсоне легко смешались две актёрские краски, притом прямо противоположные – весёлая опереточность и серьёзная драма. Первая была опробована почти одновременно с сериями о великом сыщике. В фильме-оперетте «Летучая мышь» Виталий Соломин сыграл беззаботного венского аристократа. Его «фрачный герой» пел, танцевал, в весёлом задоре перепрыгивал бильярдный стол, и вообще всячески балагурил. Делал он это с особой искрой, ведь на съёмочной площадке он соревновался со своим старшим братом Юрием, который балагурил не меньше.

Вторая, трагическая краска необычайно ярко блеснула в инсценировке пьесы Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (её перенес на телеэкран режиссёр Леонид Хейфец). Соломин явил нам личность амбициозную и трагическую, которая мечется между двумя желаниями: скинув в Генуе тирана, короновать себя монархом – или вернуть генуэзцам республику, отказавшись от власти. Первое значит «стать великим». Второе – «стать божественным». Разница огромна. Душа Фиеско разорвана пополам: к свету он повёрнут слепящим очарованием, а к делам – циничным расчётом. На людях он – блистательный сеньор, а в моменты приватных бесед со слугой-мавром он мрачен и угрюм. Полный обаяния и цветущей молодости, тщеславия и коварства. Как просто было уйти в сторону трафаретного злодея, когда за приветливой маской спрятан негодяй, но Соломин объял крайности этого сложного характера, будто головокружительным пируэтом. Его Фиеско верит, что с божьей помощью настигнет заветную цель, ибо без коварства великие дела не делаются. Он – белая ворона, неординарная личность, вершит политику согласно принципам Макиавелли: то притворяется хитрым лисом, то – благородным львом. Однако искусство политики старше любого своего адепта и много коварней…

Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов. которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин кажутся жителям туманного Альбиона "своими в доску". Но это - только на экране. В жизни же Соломин на благовоспитанного и хладнокровного англичанина похож мало. Он родом из Читы. где летом - изнуряющая жара, а зимой - такие лютые морозы, какие англичанам и не снились...


"Одно из ярких воспоминаний детства - окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет", - вспоминает Виталий Мефодьевич. Кстати, деревянный дом в Чите, где квартировала семья Соломиных, был построен для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов.

Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было одиннадцать лет. Вечерами он любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойл. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда Виталию пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.

Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы не занимался Соломин-младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс... Правда, ударить человека Виталий не мог очень долго. Лет этак до сорока пяти - и то потребовался серьезный повод: лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был смертельно оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара правой, - и надолго запомнил это. А тогда, в Чите, Соломин колошматил исключительно боксерскую грушу, а на ринге только уходил от ударов, молча выслушивая замечания от тренера за неведение боя.

Родители - Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна, музыканты - мечтали сделать из сына пианиста. Пять лет Виталий барабанил по клавишам, мечтая только о том, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. Однажды, в лютый мороз, он, держа под мышкой огромную нотную папку, -подошел к порогу музыкальной школы, и - о чудо! - дверь не открылась. Просто ее заклинило от холода. Мальчик вернулся домой совершенно счастливым и заявил, что школу... закрыли. Поняв, что в Рихтеры их сын отнюдь не рвется, родители махнули на него рукой и позволили поступать так, как ему вздумается.

Версий о том, что заставило Виталия ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище, две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Вторая - решающую роль сыграл фильм "Судьба человека". Однажды Виталий забрел на дневной сеанс в кинотеатр, где кроме него оказалось только двое зрителей... "Нам троим этот фильм оказался очень нужен для решения каких-то жизненно важных вопросов. И я подумал, что очень здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих". Словом, Виталий отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: "Все правильно, сын. Падать - так с белого коня!" Почему именно в Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, а в Малый попадают выпускники Щепкинско

го - именно так туда попал брат Юрий.

Виталий не из тех, кто мечется по жизни. Раз и навсегда влюбившись в Малый театр - с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, - он был верен ему и в дни громкого успеха (а успех принесли роли в спектаклях "Ревизор". "Горе от ума", "Живой труп"), и в годы затяжного простоя. Малому Соломин "изменил" лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. "Очень быстро я понял, что везде одно и то же. Нет никакого смысла менять свой театр на чужой", - вспоминает Соломин. Словом, когда худруком Малого в 1990 году стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. И сейчас, накануне своего шестидесятилетия, не жалеет об этом, хотя новых ролей не было уже несколько лет, режиссерские работы пробиваются с трудом, а успешный мюзикл "Свадьба Кречинского", поставленный Соломиным на сцене филиала Малого театра, руководство упорно отказывается вывозить на гастроли.

Впрочем, Соломин не стал годами ждать у моря погоды. Прочитав пьесу Александра Галина "Сирена и Виктория", он нашел частную антрепризу, которая взялась организовать постановку. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Соломин поставил спектакль "на троих актеров". Третьим, разумеется, стал он сам. Нынешним летом "Сирена" собирала аншлаги в гастрольном туре по России, а сейчас спектакль вернулся в Москву...

Шестидесятые годы принесли актеру Виталию Соломину настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия - фильмы "Женщины", "Старшая сестра" вышли раньше, чем "Адъютант его превосходительства". И нет ничего удивительного, что в партнеры по фильму "Городской романс" начинающая актриса Маша Леонидова потребовала именно его, Виталия Соломина.

Собственно, актрисой Маша тогда и не была. Ее, двадцатилетнюю студентку текстильного института, ассистентка режиссера Петра Тодоровского заприметила на улице. Тодоровскому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера. Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Словом, Маше он нравился, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Да только Тодоровский вдруг засомневался: а не слишком ли Виталий с его открытым лицом "положительный" для этой роли? Может, нужен кто-то, в чьей внешности есть некая червоточинка? Промучившись пару недель в сомнениях, Петр Ефимович решил заменить Соломина на Киндинова - это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли.

Маша страшно переживала и боялась показаться Соломину на глаза. Выручил звукооператор фильма - встретив Виталия, он сказал: "Что же ты не позвонишь Леонидовой? Она ждет!"

Тот позвонил, и первое, что услышал от нее: "Когда же мы встретимся?!" "Какая удивительная девушка! Пусть роль я потерял, но уж ее-то я не упущу", - решил он.

Ухаживал Соломин с размахом - цветы, рестораны, шумные компании и, конечно, походы в Малый театр... "Я никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время, - рассказывает Марья Антоновна. - Правда, через год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался довольно замкнутым, иногда неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны тоже прекратились". Но почему-то такой - погруженный в себя, сосредоточенный и угрюмый - он понравился ей еще больше. Может быть, дело в том, что Маша по своей природе очень уживчивый и понимающий человек. Недаром же Виталий, вовсе не собиравшийся жениться в ближайшие десять лет (неудачный опыт первого брака с актрисой плюс бытовая неустроенность), встретив Машу, решил: "Придется жениться сейчас. Такую мне больше не встретить".

Первый год супружества прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу - в его комнату в общежитии Малого театра. Но тут ей пришлось столкнуться со всеми прелестями коллективного проживания. В одной соседней комнате кто-то из актеров держал мотоцикл и заводил его по вечерам. В другой жила дворничиха - страшная матерщинница. Домашняя девушка Маша впервые оказалась в такой богемной обстановке. Тем более что муж, едва пристроив чемодан супруги в своем жилище, отбыл на гастроли в Ереван, Чуть не весь заработанный им гонорар ушел на междугородние переговоры - Маша растерялась и не знала, как наладить жизнь в новых условиях. Совет и поддержка Виталия требовались во всем. Впрочем, вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у нее появилась настоящая мания регулярно менять место жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич едва успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие сломать стену или передвинуть ее, как Машу снова охватывала охота к перемене мест... Квартира на Остоженке, в которой нынче проживает семья, - шестая по счету.

Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: "Никакого кино!" Аргументы были такими: "Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя - красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься - платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму"...

И Маша несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Правда, в одной из серий "Шерлока Холмса" - по рассказу "Пестрая лента" - муж все-таки разрешил ей сняться. Во-первых, на съемки они поехал

в одном купе, а во-вторых, в Ленинграде (а сериал снимался на "Ленфильме") не было нужды жить в гостинице, ведь у Маши там родители...

Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно. Не тот характер. "Каменный цветок", - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в "Сибириаде". Своей категоричностью Соломин нажил немало недоброжелателей и проблем, но что поделаешь... Чуть ли не самым страшным грехом он считает... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин - настоящее наказание. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он может и вообще отказаться выйти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. Не слишком гладкие отношения сложились у Виталия и со старшим братом - нынешним художественным руководителем Малого театра. Что не поделили братья, даже в театре никто точно не знает.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из "Зимней вишни" - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считает, что между ними все же есть нечто общее. "Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело". Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой: "В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. В партнершу по сцене актеры влюбляются, а вовсе не в пейзаж за окном. И в итоге все это только укрепляет брак, если, конечно, речь идет о настоящей любви, - считает Марья Антоновна. - Жить с Виташей - настоящее счастье. Он не перестает меня удивлять! Недавно он взял и написал для меня поэму! Хотя до этого никогда ничего не сочинял. И в этой поэме было что-то очень настоящее - это ощущение настоящего есть во всем, что он делает"...

Соломин не ездит на фестивали, не посещает кинотусовок, редко появляется на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствует вкус частной жизни...

Место, в котором легко застать Виталия Соломина, - ресторан Дома журналистов. Дело в том, что там работают официанты из бывшего ВТО, с которыми актер знаком добрых три десятка лет. Они знают все про его жизнь, а он - все про них. Когда Марья Антоновна попала в больницу, именно эти официанты собирали ей обеды из нескольких вариантов блюд - на выбор. А накануне пятидесятилетнего юбилея они отвели Соломина к шеф-повару, попросив того повнимательнее отнестись к заказу. И повар порадовал гостей на славу - курником. Это довольно сложное блюдо, по виду напоминающее торт, состоит из блинов с самой разной начинкой - от курицы до кураги. Когда кто-то потом попросил повторить этот кулинарный шедевр, повар даже возмутился: "Вы что, такое д

лается только раз в жизни!" Просто для Соломина приятно сделать что-то, что делается только раз в жизни, ведь он как никто умеет это оценить.

"Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Очень важно, с каким настроением тебя угощают. Я как-то спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: "Это наш круг на Земле". Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие - все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, - тоже мой круг".

В Малом Соломин славится своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумает - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение "своего круга" не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал... Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого свой номер приготовят все-от режиссера до пожарника - и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоит, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощают и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

"Свой круг" для Соломина - это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. "Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера". Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудится над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин - тот самый, за честь которого Виталий вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе скоро стукнет тридцать лет, и Соломин задумал официально отпраздновать это событие - организовать несколько костров, пригласить симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже проходить свой круг на Земле.

Виталий Соломин – советский и российский актер, одна из значительнейших фигур отечественного театра и кино. У большинства зрителей он ассоциируется с ролью доктора Ватсона в экранизации «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». Также в его биографии такие знаменитые картины как «Зимняя вишня», «Сильва», «Летучая мышь» и многие другие. За большие достижения в области искусства, Соломин был удостоен звания народный артист РСФСР, а также был членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

Виталий родился в Чите, а оба его родителя имели прямое отношение к творчеству. Мать Зинаида Ананьевна и отец Мефодий Викторович были преподавателями музыки, которые не только привили сыну любовь к этому виду искусства, но и обучили его игре на фортепиано. Впрочем, Виталий не очень стремился к многочасовым урокам за черно-белыми клавишами, так как в детстве ему больше нравилось заниматься в различных спортивных секциях. Особенно много времени он уделял боксу.


В 1959 году, вслед за старшим братом , Виталий уезжает в Москву, чтобы учиться в Высшем театральном училище имени Щепкина. Он попал на курс Николая Анненкова, а его соседями по классу стали будущие звезды отечественного кино и . Любопытно, что мир мог не узнать такого артиста, ведь будучи максималистом он чуть было не ушел из вуза после первого курса. Все дело в том, что Соломин, привыкший учиться только на «отлично», на одном из экзаменов очередной сессии получил всего лишь «хорошо», и его первым порывом было бросить занятия.

Театр

Уже на 2-ом курсе молодой актер дебютирует на профессиональной сцене Малого театра в пьесе «Твой дядя Миша». Окончив училище, Виталий Соломин становится полноправным членом этой труппы. В театре он в основном играл ярких героев русской классики – Чацкого, Астрова, Хлестакова, Протасова. В 70-х годах Соломин начинает пробовать себя в режиссуре. Очень высоко были оценены его постановки «Живой труп» по пьесе и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.


Кроме Малого театра, около двух лет Виталий Мефодьевич сотрудничал с Театром имени Моссовета. Также актер хорошо известен как превосходный литературный чтец. До сих пор большой популярностью пользуются детективные романы из серии «Похождения отца Брауна» и знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в исполнении Виталия Соломина.

Фильмы

Первой киноработой в карьере Виталия Соломина стала роль молодого филолога Боярцева в студенческой драме «Улица Ньютона, дом 1». У него было немного сцен, но опыт оказался полезным, и вскоре он сыграл Женю, сына главной героини в мелодраме «Женщины». Эта роль подарила ему первую популярность.


Но всесоюзную славу принесла актеру роль правой руки знаменитого специалиста по дедукции в многосерийном фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Партнером Соломина стал легендарный актер . Первый фильм, состоящий из 2-х частей, вышел в 1979 году. Затем режиссер Игорь Масленников снял еще 4-ре картины, состоящие из нескольких серий. В целом Ливанов и Соломин воссоздали на экране 12 произведений .


Советская экранизация получила признание не только у отечественного зрителя, но и во всем мире, а на родине Шерлока Холмса дуэт актеров был официально признан лучшим из всех, кто пытался воспроизвести в кино образы знаменитых сыщиков. В качестве признания английское правительство инициировало установку памятника Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону на Смоленской набережной в Москве, напротив посольства Великобритании. Причем во внешности персонажей монумента безошибочно угадываются фигуры и лица Виталия Соломина и Василия Ливанова.


Еще один культовый фильм с участием Виталия Мефодьевича – мелодрама «Зимняя вишня». У актера в этой картине неоднозначная, разноплановая и интересная роль женатого эгоиста-любовника Вадима Дашкова. Но Соломин сумел привнести в этот образ частичку себя и сделал Дашкова еще и обаятельным человеком. Популярность картины, особенно у женской половины зрителей, привела к тому, что с промежутками в 5 лет было снято два продолжения этой драматической истории.


Также усиливали популярность актера его комедийные роли в экранизации классических оперетт «Сильва» и «Летучая мышь» режиссера Яна Фрида. В этих фильмах в полной мере раскрывается комический талант актера, который привносит легкость и шуточность в целом драматичную линию сюжета.

Личная жизнь

Виталий Соломин был женат дважды. Первой его супругой была актриса Наталья Рудная. Они познакомились в 1962 году на одном из студенческих спектаклей, а через год стали мужем и женой. Впрочем, этот брак не был долгим, а после развода Виталий дал себе слово больше не идти под венец. Более пути Рудной и Соломина не пересекались, и они никогда не виделись.


Через несколько лет актер проходил пробы для фильма «Городской романс». Туда же ассистент режиссера пригласила студентку текстильного института , которую увидела на улице и предложила попробовать себя в кино. Соломин в актерский состав картины не попал, а вот девушку заметил, сделал ей предложение, и в 1970 году они поженились.


В этом браке родились две дочери – Анастасия и Елизавета. Младшая дочь пошла по стопам родителей и тоже стала актрисой. Виталий Соломин был известен своей любовью к вечеринкам и праздникам. Например, однажды, чтобы поднять всем друзьям настроение, он организовал встречу Нового года посреди весны.

Смерть

Актер долгое время страдал гипертонией, и эта болезнь дала о себе знать 24 апреля 2002 года, когда Виталий Соломин находился на сцене Малого театра, играя роль в спектакле «Свадьба Кречинского». Плохое состояние он почувствовал в этот день еще раньше, но все же решил выйти на сцену. Виталий Мефодьевич отыграл первый акт, после чего его пришлось уносить оттуда на руках. В больнице ему диагностировали инсульт, и врачи более месяца боролись за жизнь великого актера, хотя большую часть этого времени Соломин находился в коме.


Виталий Мефодьевич неоднократно говорил, что хотел бы повторить путь и , подразумевая, что они умерли на сцене. Можно считать, что желание великого актера исполнилось, так как он до последней минуты своей жизни был предан театру. 27 мая 2002 года Виталий Соломин скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмография

  • 1966 - Женщины
  • 1971 - Даурия
  • 1978 - Сибириада
  • 1979-1986 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон
  • 1979 - Летучая мышь
  • 1981 - Сильва
  • 1985 - Зимняя вишня
  • 1992 - Чёрный квадрат
  • 2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе
  • 2002 - Казус Белли

Величайший советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист.

Виталий Соломин. Биография и творческий путь

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите в семье преподавателей музыки - Зинаиды Рябцевой и Мефодия Соломина , потому под руководством родителей обучался игре на фортепиано. В 1959 году, по окончании читинской школы, перебрался в Москву и поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, где как раз отучился уже его старший брат Юрий Соломин , ставший впоследствии не только актёром и режиссёром, театральным педагогом, но и худруком Государственного академического Малого театра России.

На одном курсе с Виталием учились Олег Даль («Король Лир », «Женя, Женечка и «Катюша », «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил »), Михаил Кононов («Гостья из будущего », «Первый троллейбус », «Большая перемена ») и Виктор Павлов («Операция «Ы» и другие приключения Шурика », «Место встречи изменить нельзя », «Одиноким предоставляется общежитие »). К слову, став второкурсником, Соломин начал получать приглашения на участие в постановках Малого театра, а уже с 1963 года вошел в его труппу в качестве актера.

На сцене Малого театра он исполнил множество центральных ролей классического репертуара. В 1977 году за роль в спектакле «Любовь Яровая» удостоился Золотой медали имени А. Попова. Среди его работ также Чацкий в «Горе от ума», Протасов в «Живом трупе», Астров в «Дяде Ване», др.

С 1970-х годов Виталий Мефодьевич занялся режиссурой. Так, он поставил «Живой труп» Л. Толстого, «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова. В 1986-м на некоторое время перешёл в Театр имени Моссовета, сыграв там в постановке «Печальный детектив», а в декабре 1988 года вернулся обратно в Малый театр и создал в 1991 году «Дикарку», в 1997 году - «Свадьбу Кречинского», позже - «Иванова», др.

В кинематографе Соломин появился впервые в эпизоде молодежной ленты «Мне двадцать лет », где сыграли Николай Губенко («Они сражались за Родину », «Пароль не нужен », «И жизнь, и слезы, и любовь »), Станислав Любшин («Печки-лавочки », «Кин-дза-дза! », «Кадриль »), Марианна Вертинская («Застава Ильича », «Его звали Роберт », «Капитан Немо »), Лев Прыгунов («Трактир на Пятницкой », «Офицеры », «Сердце Бонивура »), Петр Щербаков («Город Зеро », «Зимний вечер в Гаграх », «Мы из джаза »), др.

Затем была небольшая роль в фильме «Улица Ньютона, дом 1 », в 1964 году Виталий появился в «Председателе» - двухсерийной драме Алексея Салтыкова с Михаилом Ульяновым , Иваном Лапиковым , Кирой Головко и Нонной Мордюковой . Успешным стал Соломина экранный образ, воплощенный им в фильме Павла Любимова «Женщины ». Потом артист играл в таких лентах, как «Даурия », «Старшая сестра », «Крепкий орешек », «Последние дни Помпеи », «Летучая мышь », «Сибириада », «Сдается квартира с ребенком » и др.

Весьма широко зрителю актер известен по ролям в фильмах режиссёра Игоря Масленникова , в том числе знаменитый доктор Ватсон в многосерийном телевизионном фильме (экранизации романов сэра Артура Конан Дойля ) « » (1979-1986), Томский в картине «Пиковая дама » и Дашков в «Зимней вишне ».

Телефильм про великого сыщика получил признание и на родине самого писателя Артура Конан Дойля . 27 апреля 2007 года в Москве на Смоленской набережной, напротив посольства Великобритании, был открыт памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону - фактически этот монумент был сооружен в честь героев детективного фильма Игоря Масленникова , коих сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин .

В 1995-1996 годах Виталий Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссёра, сняв полнометражный фильм «Охота » по своему сценарию. В картине снялись Алиса Фрейндлих , Василий Ливанов, Александр Лазарев и др.

Одна из последних актёрских киноработ Соломина - Лех Кшижановский в многосерийной приключенческой комедии «Пан или пропал » с Еленой Сафоновой , Ларисой Удовиченко , Николаем Фоменко и Сергеем Никоненко .

2004 год: национальная телевизионная премия «ТЭФИ». 1999 год: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественной театральной культуры и в связи со 175-летием Государственного академического Малого театра России. 1998 год: премия правительства Москвы. 1992 год: Народный артист РСФСР - за большие заслуги в области театрального искусства. 1980 год: орден «Знак Почёта» - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады. 1977 год: Золотая медаль имени А. Д. Попова за роль в спектакле «Любовь Яровая». 1974 год: Заслуженный артист РСФСР.

Вечером 23 апреля 2002 года Виталий Соломин, страдавший гипертонией, выступал в своем последнем спектакле - «Свадьба Кречинского». Он вышел на сцену, несмотря на плохое самочувствие, и смог сыграть только первый акт. Затем актера доставили в больницу, и врачи диагностировали у него инсульт. Почти месяц артист, иногда выходя из состояния комы, провел в клинике. 27 мая 2002 года Виталия Соломина не стало . Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.

Виталий Соломин. Личная жизнь

Первой женой Виталия Соломина была актриса Наталья Рудная Осень » (1974), «Хозяйка детского дома » (1983), «Связь » (2006), с которой он познакомился в 1962 году на студенческом спектакле. В 1963 году они расписались, но их отношения просуществовали недолго. Виталий, к слову, дал зарок, что не пойдет более под венец.

Спустя годы Соломин проходил пробы для фильма «Городской романс », куда была приглашена и студентка текстильного института Мария Леонидова , которой предложили тогда попробоваться в кинематографе. Там-то Виталий ее и заметил, а потом предложил стать его женой. Свадьбу сыграли 28 октября 1970 года. Мария взяла фамилию мужа, которому родила двух дочерей: Анастасию - в 1973 году и Елизавету - в 1984 году.

Младшая из них впоследствии пошла по стопам родителей, связав свою жизнь в том числе и с кинематографом (режиссер и сценарист фильма «Сказка. Есть»). Лиза вышла замуж за режиссёра Глеба Орлова («Поддубный », «Наша Russia: Яйца судьбы »).

Виталий Соломин (из интервью 1999 года): С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю. Гордится этим, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию»: дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, а как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

Виталий Соломин. Театральные работы

1963 Роберт - «Нас где-то ждут»
1963 Петр - «Иванов» А. П. Чехов
1964 Мистер Беркли - «Веер леди Уиндермир» О. Уайльд
1964 Каули - «Человек из Стратфорда» С. Алешин
1965 Чино - «Украли консула» Г. Мдивани
1965 Зимин - «Дачники» М. Горький
1966 Грант - «Человек бросает якорь» И. Касумов
1966 Борис Ермаков в молодости - «Твой дядя Миша» Г. Мдивани
1970 Василий Курбатов - «Эмигранты» А. Софронов
1971 Нелькин - «Свадьба Кречинского»
1971 музыкант - «Умные вещи» С. Я. Маршак
1973 Ипполит - «Не всё коту масленица» А. Н. Островского
1974 Куликов - «Летние прогулки» А. Салынский
1975 Чацкий - «Горе от ума» А. Грибоедова
1977 Фиеско - «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера
1977 Швандя - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва
1978 Франкер - «Мамуре» Ж. Сарман
1982 Хлестаков - «Ревизор» Н. Гоголя
1983 Сергей Синицын - «Мой любимый клоун» В. Ливанова
1984 Протасов «Живой труп» Л. Н. Толстого
1987 Сошнин - «Печальный детектив» В. Астафьев
1989 Лоренс Шеннон - «Ночь игуаны» Т. Уильямса
1990 Ашметьев - «Дикарка» А. Н. Островский и Н. Я. Соловьёв
1993 Астров - «Дядя Ваня» А. П. Чехов
1997 Кречинский - «Свадьба Кречинского» (мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина)
2001 Иванов - «Иванов» А. П. Чехова

Виталий Соломин. Фильмография

Актер

2003 Пан или пропал (Лешек Кшижановский, последняя работа в кино)
2002 Казус Белли / Casus Belli (Михаил, главная роль)
2002 За кулисами (Ерошин)
2001 С новым счастьем! - 2 (Костя Куропатов)
2001 Остановка по требованию - 2 (следователь Ищенко)
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе (Доктор Ватсон, главная роль)
1998 Тесты для настоящих мужчин (друг Алексея)
1995 Зимняя вишня (сериал) (Вадим Дашков, главная роль)
1993 Пленники удачи (Седой, главная роль)
1993 Дядя Ваня (фильм-спектакль) (Михаил Львович Астров)
1992 Чёрный квадрат (Константин Меркулов, главная роль)
1992 Сны о России (Шелехов)
1992 Мы только знакомы
1991 Ночь игуаны (фильм-спектакль) (Лоренс Шеннон, главная роль)
1990 Рогоносец (главная роль)
1990 Зимняя вишня - 2 (Вадим Дашков, главная роль)
1989 Светик (Каратыгин, главная роль)
1988 Гражданский иск (Афанасий Черебец)
1986 Он, она и дети (главная роль)
1986 Мой любимый клоун (фильм-спектакль) (Сергей Синицын)
1986 55 градусов ниже нуля (Коновалов, главная роль)
1985 Ревизор (фильм-спектакль) (чиновник Хлестаков)
1985 Искренне Ваш (Паша Добрынин, главная роль)
1985 Зимняя вишня (Дашков)
1984 Предел возможного (Игнат Ремез, главная роль)
1983 Молодость, выпуск 5-й (киноальманах) (Ключарёв, главная роль)
1983 Возвращение с орбиты (Вячеслав Мухин, главная роль)
1982 Человек, который закрыл город (Крот, главная роль)
1982 Пиковая дама (Томский)
1982 Летние прогулки (фильм-спектакль) (Борис Куликов, главная роль)
1982 Бой на перекрестке (офицер)
1981 Сильва (граф Кончиану, главная роль)
1980 Кто заплатит за удачу (Сергей Кусков, главная роль)
1980 Заговор Фиеско в Генуе (фильм-спектакль) (Фиеско, главная роль)
1979-1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (доктор Ватсон, главная роль)
1979 Мамуре (фильм-спектакль) (Франкер)
1978 Сибириада (Николай Устюжанин, главная роль)
1978 Сдается квартира с ребенком (Виктор Рыбаков)
1978 Не всё коту масленица (фильм-спектакль) (Ипполит, главная роль)
1978 Летучая мышь (Фальк, главная роль)
1977 Прыжок с крыши (Кирилл Косичкин, главная роль)
1977 Горе от ума (фильм-спектакль) (Александр Андреевич Чацкий)
1976 Вишнёвый сад (фильм-спектакль) (Яша)
1975 Свадьба Кречинского (фильм-спектакль) (Нелькин)
1975 Мальчик со шпагой (Олег Московкин)
1974 Дом Островского (фильм-спектакль) (Ипполит)
1973 Открытие (Юрышев / Каточкин)
1972 Страница жизни (фильм-спектакль) (Борис, главная роль)
1972 Последние дни Помпеи (студент Степанов)
1972 Вот моя деревня (директор школы)
1971 У нас на заводе (Николай Старков)
1971 Расскажи мне о себе (Пименов, главная роль)
1971 Даурия (Роман Улыбин)
1970 Солнце на стене (фильм-спектакль) (Ястребов, главная роль)
1970 Салют, Мария! (Сева Чудреев)
1970 Впереди день (Разоренов, главная роль)
1969 К новым берегам (фильм-спектакль) (Модест Мусоргский, главная роль)
1969 Зинка (короткометражный)
1967 Случай в гостинице (фильм-спектакль) (худой)
1967 Происшествие, которого никто не заметил (Анатолий)
1967 Крепкий орешек (Иван Грозных, главная роль)
1967 Бабье царство (Костя Любенцов)
1966 Старшая сестра (Кирилл, главная роль)
1965 Любимая (Володя Левадов, главная роль)
1965 Женщины (Женя Беднов)
1964 Председатель (Валёжин)
1963 Улица Ньютона, дом 1 (Боярцев)
1962-1964 Мне двадцать лет

Озвучивание
1997 Дон Кихот возвращается
1982 Остров сокровищ

Вокал
1982 Предел желаний (песня на стихотворение Б. Пастернака «Свидание»)
1981 Дорогие мои москвичи (песня «Была война»)

Режиссер
2003 Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
1994 Охота
1991 Ночь игуаны (фильм-спектакль)
1986 Мой любимый клоун (фильм-спектакль)

Сценарист
1994 Охота

Архивные кадры
2007 Обидеть королеву. Вия Артмане (документальный)
2007 Звездная любовь Виталия Соломина (документальный)
2006 Как уходили кумиры (документальный)
2006 Виталий Соломин
2006 Искренне Ваш… Виталий Соломин (документальный)
2002 Чтобы помнили (документальный)

Великий актёр изменял жене с Цыплаковой и Амановой

Великий актёр изменял жене с Цыплаковой и Амановой

Вот уже почти десять лет с нами нет лучезарного Виталия СОЛОМИНА. 12 декабря замечательному мастеру экрана и сцены исполнилось бы 70. Преданные поклонники артиста, сыгравшего доктора Ватсона и Вадима из «Зимней вишни», наверняка запомнили его как примерного семьянина - мужа, отца, позже деда. Но, как оказалось, были в жизни Виталия Мефодьевича моменты, когда его отношения с любимыми женщинами проходили проверку на прочность. Сегодня «Экспресс газета» впервые рассказывает о неизвестных страницах биографии артиста.

О дамах сердца, кроме как о последней жене Маше, подарившей ему двух прекрасных дочек, Соломин вспоминать не любил. И если журналисты расспрашивали его о прошлых влюбленностях, быстро переводил тему или говорил о детстве. Мол, в пятилетнем возрасте по уши втрескался в мамину подругу и, чтобы привлечь к себе внимание, однажды набрал в рот одеколон и прыснул в ее сторону.

Нокаутировал нахала

Со своей первой женой Наташей сибиряк Соломин познакомился на предпоследнем курсе театрального. Он учился в Щепке, а его избранница, дочка известного журналиста, писателя и драматурга Владимира Рудного , - в Щуке. Молодые люди повстречались во время студенческого спектакля в 1962 году. Говорят, барышня из столичной богемной семьи первой приметила симпатичного провинциала. Однокурсницы считали Виталика закрытым и холодным парнем (позже Андрон Кончаловский дал ему прозвище Каменный Цветок), а вот Наталье Рудной удалось растопить его сердце.

Спустя год после знакомства Ната и Виталик объявили родителям, что подают заявление в загс. Молодые вместе работали в Малом театре и поначалу жили с Наташиными мамой и папой.

По воспоминаниям друзей, Соломин всегда дико ревновал свою вторую половинку к другим мужчинам. Оно и понятно, Рудная продолжала вести активную светскую жизнь: тусовалась с золотой молодежью и успешными коллегами-актерами. Это сильно не нравилось Виталию. Он ждал от супруги семейного уюта, мечтал о детях.

Однажды Борис Рябцев , двоюродный брат нашего героя, предложил Соломину прогуляться по центру Москвы в компании с одним грузинским актером. Виталий взял с собой Наташу. И во время этого променада горячий кавказец неожиданно стал оказывать знаки внимания девушке: целовал ей руки, делал комплименты, сыпал неприличными анекдотами. Все это настолько возмутило будущего «доктора Ватсона», что он скомандовал брату идти с женой вперед, а сам, недолго думая, резким и точным ударом нокаутировал охальника. В юности Соломин занимался боксом и всегда мог постоять за себя и своих близких.

Виталий много снимался в кино, у него появились деньги. (Рудная, напротив, была мало востребована на экране, свою единственную главную роль в картине «Осень» она сыграла уже после развода с Соломиным.) Поняв, что зять в состоянии оплатить покупку кооперативной квартиры, Наташин отец похлопотал где надо, и уже вскоре пара переселилась в новостройку у метро «Аэропорт». Правда, счастья это не принесло. Рудная продолжала где-то пропадать вечерами, а до Виталия дошли слухи, что она ему наставляет рога с известным актером. Соломин подал на развод.

Тесть настоял, чтобы новенькая квартира осталась его дочери, хотя семья Рудных имела еще две «трешки» в центре. Гордый Виталий переехал в общежитие и в сердцах дал зарок минимум лет десять не жениться.

С тех пор как я рассталась с Виталием, прошло 43 года, - проговорила в трубку Рудная, когда я ее попросила вспомнить о жизни с Соломиным. - Мы больше ни разу не виделись. Хотя знаю, что он был чудесным артистом, но рассказывать ничего не хочу. В театре у него было много друзей и подруг, например Виктория Лепко , с которой Виталия связывали романтические отношения. Так что вы обратились не по адресу.

Поведать о первом неудачном браке Соломина его товарищи наотрез отказывались. Только Лидия Витальевна, жена писателя Владимира Орлова , с которым семья Соломиных очень дружила, печально заметила:

Развод с Рудной оставил в душе у Виталия большую душевную рану, я это прочла в его дневниках.

Обещать - не значит жениться

О том, как Соломин познакомился со своей второй и последней женой Машей, написано много. Их встреча случилась на съемках фильма «Городской романс», где Виталию сначала дали главную роль, а потом она отошла к Евгению Киндинову . Наш герой расстроился, но вскоре понял: гораздо важнее, что он встретил ту, которая станет его судьбой.

В 1975 году, пожив в общаге и обзаведясь первой дочкой, Соломины переехали в долгожданную собственную квартиру. Но спустя несколько лет их счастье едва не разбилось.

В 1979 году в Малый пришла новенькая - Лена Цыплакова . Несмотря на юный возраст - 21 год, она уже успела сняться в нескольких кинохитах, в том числе в «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Школьный вальс». Мужчины из театра тут же распустили хвосты, но Леночка объявила, что недавно вышла замуж за однокурсника по ВГИКу. Правда, спустя несколько месяцев пришла весть, что брак распался. И тогда Виталий, которому не давала покоя красота молодой коллеги, решился закрутить с ней служебный роман.

Любвеобильный Соломин врал Цыплаковой, что тоже порвал отношения с супругой. Мол, просто живет с той под одной крышей ради дочки, - поделился один из тогдашних коллег Виталия и Елены. - Даже обещал вскоре жениться на Леночке. Но спустя два года их страстные отношения дали трещину. До Цыплаковой дошли слухи, что Маша Соломина ждет второго ребенка. И она тут же поняла, что любимый юлил и роль тайной зазнобы ее больше не устраивает. К тому моменту Елена уже ушла из Малого, поэтому их расставание прошло стремительно.

Веселые гастроли

Мария тоже знала, что муж ей изменял. Но сумела простить. В 1985 году у Соломиных родилась еще одна дочка. А спустя несколько лет Виталий снова влюбился в коллегу по театру - звезду фильма «Спортлото-82» Светлану Аманову .

Их роман протекал на глазах у коллег во время гастролей труппы. Например, во время поездки в Болгарию Виталий решил развлечь Свету и подбил ее и друзей на необычную игру.

А давайте изобразим, что я - бандит, Аманова - моя девушка, а вы - наши телохранители, - предложил артист Александру Клюквину и Дмитрию Назарову .

Те не задумываясь согласились и отправились в один из шикарных ресторанов. Шоу удалось на славу. Когда Соломин и Аманова пили коньяк, их «бодигарды» встали рядом, нацепив темные очки, и подозрительно смотрели по сторонам. А едва парочка решила потанцевать, Саша и Дима ходили вокруг, не подпуская никого ближе чем на пять метров. Все участники остались довольны, а особенно - влюбленные, которых ждала ночь любви в отеле уже без присмотра «охранников».

Слухи об очередном романе благоверного снова дошли до жены Соломина. И она опять простила. А он оценил благородство Маши и пообещал больше никогда ей не изменять. Хотя коллеги по цеху уверенно замечают:

У Виталика на каждых гастролях, на каждой новой картине была женщина. И не из-за того, что он подлец и скверно относился к супруге. Просто таким образом он черпал энергию, набирался вдохновения. Не нужно его за это осуждать! У всех нас есть свои маленькие слабости, и то, что Соломин ТАК сильно любил красивых женщин, - еще не самая худшая «вредная привычка».

Я бы не хотела говорить о разладах в семье Соломиных, - вздохнула Светлана, жена онколога Евгения Матякина , самого близкого друга нашего героя. - Ну, бывает, увлекся мужчина, что теперь? Мы все, близкие, уверены, у них с Машей был крепкий брак - он обожал супругу, дочек, внуков. Виталий был евреем по маме, но за несколько лет до смерти покрестился в православной церкви. Его, как положено, и отпели. Маша после ухода мужа не знала, как жить дальше. Ей пришлось продать дачу - то ли из-за нехватки средств, то ли потому, что одна там бывать не хотела.

В 2006-м вдову Соломина стали замечать на светских мероприятиях вместе с владельцем сети пиццерий Александром Гриневым . Но друзья уверены, что состоятельный бизнесмен просто по-дружески помогал Марии Антониновне и ни о каком интиме речи не шло.

- Сейчас Маша живет за городом, - рассказала Светлана Матякина . - У нее на руках старенькая мама. Теща Виталия серьезно больна - сломала шейку бедра, не встает, забывается. Мария ее не оставляет, думаю, Новый год они встретят вдвоем.

Дочери Соломиных давно выросли. Старшая, 38-летняя Настя, удачно вышла замуж за бизнесмена. У них двое сыновей: 15-летний Кирилл и 9-летний Федя.

Младшая, 27-летняя Лиза, только недавно пошла под венец. Девушка окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась на курсе у Игоря Масленникова (именно он снял Соломина в «Шерлоке Холмсе» и «Зимней вишне»). Получив диплом, Лиза работала вторым режиссером у Никиты Михалкова на «Утомленных солнцем-2». А вот теперь нашла время на устройство личной жизни.

В мае Лиза вышла замуж за очень хорошего мальчика по имени Глеб - он ее коллега, режиссер рекламы, - рассказала Матякина. - Жаль, отец не дожил до этого - он бы очень порадовался за Лизоньку.