Вербицкая анастасия алексеевна. Анастасия вербицкая


Вербицкая (урожденная Зяблова) Анастасия Алексеевна — прозаик, драматург, мемуаристка.

Вербицкая родилась в семье майора А.А.Зяблова, по матери происходила из артистической среды, была родственницей артиста П.Мочалова. После окончания Московского Елизаветинского женского института (1870-77) служила гувернанткой. Обладая прекрасным голосом, в 1879-81 училась в Московской консерватории по классу вокала, прервала обучение из-за недостатка средств. Преподавала музыку и пение в Елизаветинском институте, но была вынуждена оставить службу по уставу учебного заведения, так как в 1882 вышла замуж за небогатого межевого инженера А.В.Вербицкого. Имела троих сыновей, но продолжала работать преподавательницей музыки в женской гимназии, корректором, журналисткой. Служба была для Вербицкой не только источником существования, но и способом борьбы за женское равноправие.

Женщина, не ставь любовь в центр своей жизни, чтобы потом не сделаться банкротом, когда любовь уйдет. Посвяти себя науке, искусству, творчеству, деятельной любви к людям. Не гонись за маленьким личным счастьем… и тогда ключи счастья точно будут в твоих руках.

Вербицкая Анастасия Алексеевна

Первое художественное произведение — повесть «Разлад» (1887) — посвящено теме женской эмансипации, ставшей одной из центральных тем всего творчества Вербицкой. В главной героине — писательнице Каменевой обозначен излюбленный тип героини Вербицкая — женщина, борющаяся за свое счастье и равноправие.

Постоянная литературная деятельность Вербицкая началась в 1894. Она печаталась в журналах «Образование», «Жизнь», «Мир Божий», «Начало» и др. Ранние рассказы Вербицкой, объединенные в книге «Сны жизни» (1899), написаны в традициях реалистической прозы конца XIX в. Их герои — «серенькие», «хмурые» интеллигенты, влачащие существование под гнетом среды и обстоятельств. Вербицкая талантливо изображала катастрофический ужас одинокого существования человека в большом городе.

С 1899 Вербицкая сама выступала как издатель своих произведений, а также помогала женщинам-переводчицам, публикуя переводные романы о женской эмансипации. Героини ее прозы 1890-х — начала 1900-х стремились вырваться из косной мещанской среды, порвать путы фальшивой семейной морали: романы «Вавочка» (1898), «Освободилась» (1899), повесть «История одной жизни» (1903) и др. Много сил отдавала Вербицкая работе в различных обществах, способствующих улучшению положения женщин и учащейся молодежи.

Вербицкая восторженно встретила революцию 1905. 7 дек. 1905 писательница предоставила свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б), что было актом гражданского мужества. Впечатления от «Кровавого воскресенья» повлияли на повести «Светает» (1906) и «Крылья взмахнули» (1907). События московского вооруженного восстания — историческая канва романа «Дух времени» (1905-07). Это произведение стало выражением не только революционных идей, но и нового стиля Вербицкой.

В поисках художественных средств, адекватных времени, Вербицкая обратилась к аккумуляции эстетических принципов модерна и к романтическим традициям, которые к началу XX в. стали достоянием «массовой» литературы. В «Духе времени» Вербицкая произвела реабилитацию формы бульварного или сенсационного романа, основанного на поэтике исключительного и атипического. Точность в изображении революционных событий явилась основой для создания «творимой легенды» о революции. Главный герой романа — артист, потомок богатого купеческого семейства Андрей Тобольцев, увлеченный вихрем революции, являлся воплощением ницшеанского типа «человека-артиста», разрушителя старой морали. Постоянная для Вербицкой тема женской эмансипации теперь была истолкована как требование сексуальной революции, разрушения «исконно женских» моральных догм, сковывающих совр женщину. «Дух времени» имел оглушительный успех у читателей, за 4 года выдержал 3 изданий общим тиражом 51 тысяч экземпляров, что было рекордным для начала века. Рецензенты подвергли роман резкой критике, обвиняя Вербицкую в легкомысленной трактовке «серьезных» проблем и порнографии. Однако за границей «Дух времени» был воспринят как талантливое отражение революционных событий в России и сразу же переведен на несколько европейских яз.

Не меньший успех имел и роман «Ключи счастья» (1908-13), созданный в той же художественной манере. В нем Вербицкая рассказывала «сказку о Золушке» — бедной девушке Мане Ельцовой, встретившей миллионера Штейнбаха, полюбившего ее и помогшего стать знаменитой балериной. Поставив в центр повествования судьбу актирсы, Вербицкая уделила много места изображению панорамы художественной жизни России 1910-х. И в «Ключах счастья» авторские симпатии принадлежали революционным силам. Но теперь в центре внимания оказались не социал-демократы, как в «Духе времени», а представители наиболее «эффектных» революционных партий — эсеры и анархисты. И все же революционный «антураж» являлся лишь частью бытового фона, на котором разворачивалась драма любви героини и двух ее возлюбленных — Штейнбаха и аристократа Нелидова. В образе Мани Ельцовой Вербицкая стремилась смоделировать образ «новой женщины», которую безуспешно искал в обликах своих возлюбленных Андрей Тобольцев. Один из идейных учителей героини так говорил о сути новой морали, заключенной в этом женском типе: «Не поступайтесь своей мечтой и желанием ни из страха, ни из долга, ни из сострадания... Пусть камни летят в вашу голову за то, что вы имеете слабость говорить, чувствовать и поступать вне шаблона! <...> Если вы утром целовали мужа, а вечером желание толкнет вас в объятия другого, повинуйтесь вашему желанию... В этом вся правда жизни. Помните главное: нет судьи в этих вопросах, ваше тело, ваши чувства, ваша жизнь принадлежат вам!.. Вам одной!» Трагический финал романа свидетельствовал о том, что писательница осталась верна художественной правде. «Новая женщина», ницшеанка, легко переступающая через чужие жизни, осталась лишь теоретической фантазией героев романа.

ВЕРБИЦКАЯ, АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1861–1928), русская писательница. Родилась 11 (23) февраля 1861 в Воронеже в небогатой дворянской семье Зябловых, тесно связанной с миром провинциального театра. Окончила Московский Елизаветинский женский институт (1870–1877), была гувернанткой, затем училась в Московской консерватории (1879–1881) по классу вокала (прервала учебу из-за недостатка средств), работала учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте, который, согласно уставу, оставила, выйдя замуж в 1882. В 1882–1901 – учительница пения в гимназиях; с 1883 работала корректором в газете «Русский курьер», до 1885 печаталась в этой газете и в газете «Жизнь» «Жизнь», русский дореволюционный литературно-политический журнал. Издавался в 1897-1901 в Петербурге, в 1902 - в Лондоне и Женеве. Фактическим руководителем журнала, ставшего органом «легального маркс с компилятивными обзорами политической жизни.Первая беллетристическая публикация – повесть Разлад (1887; отд. издание под назв. Первые ласточки, 1900). Писала пьесы (Миражи, 1895; отд. издание под назв. Мираж!, 1909, Бесплодные жертвы. Семейство Волгиных, 1897–1902, Дети века. (Эфемериды, 1900, Чья вина?, 1901), рассказы, впервые собранные в книге Сны жизни (1899). Считая литературные сочинения «орудием борьбы и пропаганды», Вербицкая в своих многочисленных произведениях на «семейные» темы стремилась к воспитанию новой, эмансипированной женщины, чья жизнь наполнена «упорным трудом над развитием своей личности», выступая противницей существующей формы брака, препятствующей, по ее убеждению, женской самореализации. В духе А.И.Герцена (Кто виноват?) и Н.Г.Чернышевского (Что делать?), Вербицкая, не прокламируя отказа от семьи и материнства, призывала «не делать из любви драму», а «отвести ей второе место в жизни», уверяя, – не без влияния актуальной в начале века ницшеанской концепции «сильной личности» – что только «одинокие и свободные» женщины «сильны душой» и «только им принадлежит будущее» (романы Вавочка, 1898, Освободилась!, 1899, Дух времени, 1907–1908, отразивший события Революции 1905–1907 в Москве; повести По-новому. (Роман учительницы), 1902, Злая роса, 1903, История одной жизни, 1903 (отд. изд. 1904), героиня которой вступает на путь революционной борьбы; рассказы Пробуждение, Преступление Марьи Ивановны и др.).Злободневная «феминистская» направленность творчества Вербицкой, обеспечившая ей благожелательный прием свободомыслящей критики и публики (чему способствовала и психологическая достоверность, и сюжетная занимательность, и антимещанский пафос произведений Вербицкой), не спасали, однако, ее сочинения от некоторого однообразия и надуманности контрастно-упрощенного видения мира, сочетающегося порою с поверхностным «мудрствованиям» (апелляцией к теориям К.Маркса и К.Каутского, Ф.Ницше и О.Уайльда и т.п.).С 1902 писательница занималась издательской деятельностью; была близка по духу и направлению к писателям-«знаньевцам» (особенно – В.Г.Короленко и М.Горькому); в 1905 – председатель Общества улучшения участи женщин, в том же году предоставляла свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б) (впечатления от событий 9 января отразились в ее повестях Светает, 1906, и Крылья взмахнули, 1907).Апогей популярности Вербицкой, в начале века опередившей по масштабам читательской аудитории даже Л.Н.Толстого, пришелся на годы издания романа Ключи счастья (1909–1913; экранизирован в 1913, режиссеры В.Гарден и Я.Протазанов, и в 1917 под назв. Победители и побежденные, реж. Б.Светлов, совм. с Вербицкой, по сценарию писательницы; вызвал также многочисленные подражания, продолжения и пародии). В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Парафразом основных идей этого романа читается трилогия...Логия (от греч. lógos - слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание, наука, например геология, биология, социология. Иго любви: Актриса, Огни заката, Спешите жить (1914–1920), построенная на сюжетах биографии...графия (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую), часть сложных слов, означающих: 1) название науки, изучающей, описывающей предмет, указанный в первой части слова (например, география, историография) матери и бабушки Вербицкой.С начала 1920-х годов произведения Вербицкой стали восприниматься как образцовый продукт «бульварной» литературы, писательница сочиняет рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и др.Умерла Вербицкая в Москве 16 января 1928.

(урожденная Зяблова) - писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в Московской консерватории и готовилась в оперные певицы; преподает пение в Московских институтах и женских гимназиях. Писать начала в 1883 г. в "Рус. Курьере", где одно время вела политический отдел. В 1887 г. была помещена в "Русской Мысли" ее большая повесть "Разлад". Позднее она помещала свои романы, повести и рассказы в "Русском Богатстве", "Жизни", "Начале", "Мире Божием", "Рус. Вед.", "Сев. Курьере", "Живописном Обозрении", "Образовании" и др. Отдельно вышли "Сны жизни" (сборник рассказов, 3 изд., 1899-1902), "Освободилась" (М., 1902), "Преступление Марьи Ивановны" (М., 1902, сборник рассказов), "Первые ласточки" (М., 1900; переделка "Разлада", 2 изд., М., 1902), "Вавочка" (2 изд., 1900-1902), "История одной жизни" (М., 1903), "Счастье" (М., 1905, сборник рассказов), "Мотыльки" (М., 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы В.: "Миражи" и "Семейство Волгиных" (также "Бесправные"). Другие драматические произведения ее: "Дети века" ("Эфемериды"), "Бесплодные жертвы", "Рассвет". По прямому заявлению своему в автобиографии ("Сборник на помощь учащимся женщинам", М., 1901), В. - писательница "идейная". Она ревностная феминистка по преимуществу, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляет женщинам самое ригористическое требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. С чувством благоговения В. говорит о Михайловском, Шелгунове, Глебе Успенском. Почти единственный мотив семейного разлада, составляющего основную тему творчества В. - несходство в понимании общественных задач: женщины В. всегда остаются верными светлым идеалам шестидесятых и семидесятых годов, мужчины же поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному благополучию. Вся эта "идейность", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные фразы, которые героини В. говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается женщина доброго старого времени, когда вся женская жизнь сосредоточивалась на вопросе о любви. Героини В. чувствуют себя совершенно сраженными, как только сознают, что состарились, и их физическая привлекательность исчезла. Крайне вредит художественному значению произведений В. однообразие центрального образа, который с небольшими вариациями проходит чрез все, что она писала: обаятельной, необыкновенно умной, необыкновенно образованной, неумолимо честной и стойкой прогрессистки, пред красотой и нравственной силой которой все падают ниц. Исключение составляет роман "Вавочка", едва ли не чрезмерно-реальная картина жизни московских "полудев" из богатых купеческих кружков и вообще той "новой" молодежи 80-х гг., которая выросла в гнилой атмосфере тогдашней реакции и единственным лозунгом жизни признала наслаждение. Краски в "Вавочке" крайне сгущены, но в общем картина этой малозатронутой нашею беллетристикою среды интересна и характерна.

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Вербицкая, Анастасия Алексеевна

(1861-1928) - писательница. Родилась в дворянской семье. В печати Вербицкая выступила в 1883, в газете "Русский Курьер", где вела политический отдел. В 1887 напечатала первую повесть "Разлад". С 1896 по 1905 печаталась в журналах: "Жизнь", "Начало", "Правда". События 1905 В. отобразила в романе "Дух времени", где с явным сочувствием вывела некоторых революционных деятелей. С 1899 начала издавать свои произведения отдельными книгами. Всего выпустила 33 книги; среди них романы, повести, пьесы, воспоминания и т. д. ("Освободилась", 1899; "Сны жизни", 1899; "Вавочка", 1900; "Первые ласточки", 1900; "Дух времени", 1906; "Ключи счастья", 1909-1913, и другие). Произведения В. имели крупный успех: напр., каждая часть нашумевшего романа "Ключи счастья" издавалась в 40 тыс. экз. Начав с "идейной" беллетристики, с повестей, страницы которых пестрели именами Михайловского, Шелгунова, Маркса, Спенсера и т. д., В., поощренная успехами и подчиняясь давлению упадочной эпохи после 1905, быстро начинает снижаться к бульварному роману, с ходульными героями и монологами, с описаниями пышной аристократической обстановки, с романтической дешевкой. Женское равноправие, которое она первоначально отстаивала особенно горячо, сводится в позднейших ее писаниях к праву на "свободную любовь" и т. д. Характерной для В. "смесью модернизма, ницшеанства и даже анархизма с апофеозом свободной любви" (Венгеров) определился тот - мещанский по преимуществу - круг, в котором имела успех В. Автобиография В. - в сборнике "На помощь учащимся женщинам", М., 1901, и в книге В. "Моему читателю" (2 тт., М., 1908-11). Отдельно изданы "Мои воспоминания", Москва, 1910.

Лит.: "На литературном Посту", №№ 7-8, 1926 (письмо В., статьи М. Ольминского, А. Луначарского, С. Мицкевича); Луначарский А., Ольминский как литературный критик, "Пролетарская Революция", №6 (53), 1926; Ольминский М., По вопросам литературы (статьи 1900-1914 гг.), Ленинград, 1926; Владиславлев И. В., Русские писатели 19-20 столет., изд. 4-е, ГИЗ, Москва-Ленинград, 1924.

Вербицкая, Анастасия Алексеевна

Беллетристка. В 1887 дебютировала в печати повестью "Первые ласточки", напечатанной под названием "Разлад" в журнале "Русская мысль". Свои произведения В. печатала преимущественно в "Русских ведомостях", "Русском богатстве", "Северном курьере", "Мире божьем", "Живописном обозрении", "Жизни", "Начале", "Правде", "Образовании" и др. Главные темы творчества В. - вопросы пола и женской эмансипации. Центральным персонажем почти всех ее произведений является женщина. В большом романе Вербицкой "Дух времени" (2 тт.) нашли отражение также проблемы общественных и революционных движений, - революционные события 1905. Роман этот был переведен на немецкий яз. под названием "Aus Sturmes Zeit". По характеру своего творчества В. была типичной представительницей мелкой буржуазии. Искренне сочувствуя прогрессивным идеям, В. своим основным требованием ставит личное счастье, личную свободу. Подход ее к революции отличается мещанской ограниченностью. Так один из ее героев, к которому она относится с большой симпатией, видит в революции стихию, он сочувствует всем партиям, участвующим в революции, но вместе с мещанством боится ее результатов: "Сердце мое рвется при мысли, что красота исчезнет и что розы будут растоптаны босыми ногами", - говорит "революционер" Тобольцев в "Духе времени". - В., сознательно утверждавшая приоритет содержания над формой, тем не менее заявляла: "Я прощаю книгам все, кроме бедности вымысла". Эти слова главной героини "Ключей счастья" Мани Ельцовой были творческим заветом Вербицкой. Все ее вещи действительно обладают и богатством вымысла и очень увлекательной фабулой. Эмоциональный стиль, условное благородство тянущихся "к свету" героинь, обилие любовных сцен, мелодраматические эффекты - характерные черты письма В. Все это привлекало широкого читателя к произведениям Вербицкой, ею зачитывалось мещанство и учащаяся молодежь. В. была одним из самых популярных писателей в гады реакции, наступившей после революции 1905, несмотря на резко отрицательное отношение к ней со стороны критики, которая называла ее повести "бульварными повестями" и всю ее литературную деятельность отождествляла с "бульварщиной".

Необходимо указать, что под лозунгом борьбы с В. как представительницей дурного литературного вкуса скрывалась нередко травля В. как выразительницы прогрессивных идей и разоблачительницы условной буржуазной морали.

Библиография: I. Освободилась, М., СПб., 1899, 1902 (изд. 4-е, 1912); Преступление Марии Ивановны, сб. расск., М., 1899 (изд. 2-е, 1910); Вавочка, M., 1900 (изд. 4-е, 1912); Дух времени, Роман в 2 чч., М., 1908 (изд. 2-е, 1909; изд. 3-е, кн. І, 1912); Наши ошибки, Повесть, с автобиографией А. Вербицкой, М., 1908 (изд. 3-е, 1908); Моему читателю, Автобиографич. очерк, 2 тт., М., 1908-1911; Ключи счастья, 5 тт., М., 1909-1913 (и повторн. изд.); Мираж, Комедия, М., 1913; Елена Павловна и Сережка, Роман, М., 1914 (изд. 3-е, 1917) и др.

II. Чуковский К., Книга о современных писателях, СПб., 1914; Кранихфельд В., В мире идей и образов, т. II, СПб.,. 1912; Ольминский М., По вопросам литературы, Л., 1926. Другие марксистские статьи в журн. "На литературном посту", №№ 7-8, 1926.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924 и Mезьер А., Русская словесность, т. II, СПб., 1902.

П. Воробьев.

{Лит. энц.}

Верби цкая, Анастасия Алексеевна


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Вербицкая, Анастасия Алексеевна" в других словарях:

    Русская писательница. Основные темы её книг ‒ злободневных, но чрезвычайно поверхностных ‒ семейная жизнь, взаимоотношения между полами: повесть «Разлад» (1887), романы «Вавочка» (1898), «Освободилась» (1899) … Большая советская энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Вербицкая … Википедия

    - (1861 1928), русская писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя проблемы женской эмансипации, отношения полов («Вавочка», 1898, «Ключи счастья», 1909 13). * * * ВЕРБИЦКАЯ Анастасия Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ Анастасия… … Энциклопедический словарь

    - (1861—1928), русская писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя, — проблемы женской эмансипации, отношения полов («Вавочка», 1898; «Ключи счастья», 1909—13) … Большой Энциклопедический словарь

    - (урожд. Зяблова) писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в Московской консерватории и готовилась в оперные певицы; преподает пение в Московских институтах и женских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вербицкая, Анастасия Алексеевна (1861 1928) русская писательница Вербицкая, Лариса Викторовна (род. 1959) телеведущая, заслуженная артистка России (2004) Вербицкая, Людмила Алексеевна (род. 1936) ректор СПбГУ в 1994 2008 гг. Вербицкая, Надежда… … Википедия

    Анастасия Алексеевна (1861 1928) беллетристка. В 1887 дебютировала в печати повестью «Первые ласточки», напечатанной под названием «Разлад» в журнале «Русская мысль». Свои произведения В. печатала преимущественно в «Русских ведомостях», «Русском… … Литературная энциклопедия

    Анастасия Алексеевна (1861 1928), русская писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя, проблемы женской эмансипации, отношения полов (Вавочка, 1898; Ключи счастья, 1909 13).

ВЕРБИЦКАЯ, АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА (1861–1928), русская писательница. Родилась 11 (23) февраля 1861 в Воронеже в небогатой дворянской семье Зябловых, тесно связанной с миром провинциального театра. Окончила Московский Елизаветинский женский институт (1870–1877), была гувернанткой, затем училась в Московской консерватории (1879–1881) по классу вокала (прервала учебу из-за недостатка средств), работала учительницей музыки и регентом хора в Елизаветинском институте, который, согласно уставу, оставила, выйдя замуж в 1882. В 1882–1901 – учительница пения в гимназиях; с 1883 работала корректором в газете «Русский курьер», до 1885 печаталась в этой газете и в газете «Жизнь» с компилятивными обзорами политической жизни.

Первая беллетристическая публикация – повесть Разлад (1887; отд. издание под назв. Первые ласточки , 1900). Писала пьесы (Миражи , 1895; отд. издание под назв. Мираж !, 1909, Бесплодные жертвы. Семейство Волгиных , 1897–1902, Дети века. (Эфемериды , 1900, Чья вина ?, 1901), рассказы, впервые собранные в книге Сны жизни (1899). Считая литературные сочинения «орудием борьбы и пропаганды», Вербицкая в своих многочисленных произведениях на «семейные» темы стремилась к воспитанию новой, эмансипированной женщины, чья жизнь наполнена «упорным трудом над развитием своей личности», выступая противницей существующей формы брака, препятствующей, по ее убеждению, женской самореализации. В духе А.И.Герцена (Кто виноват ?) и Н.Г.Чернышевского (Что делать ?), Вербицкая, не прокламируя отказа от семьи и материнства, призывала «не делать из любви драму», а «отвести ей второе место в жизни», уверяя, – не без влияния актуальной в начале века ницшеанской концепции «сильной личности» – что только «одинокие и свободные» женщины «сильны душой» и «только им принадлежит будущее» (романы Вавочка , 1898, Освободилась !, 1899, Дух времени , 1907–1908, отразивший события Революции 1905–1907 в Москве; повести По-новому . (Роман учительницы ), 1902, Злая роса , 1903, История одной жизни , 1903 (отд. изд. 1904), героиня которой вступает на путь революционной борьбы; рассказы Пробуждение , Преступление Марьи Ивановны и др.).

Злободневная «феминистская» направленность творчества Вербицкой, обеспечившая ей благожелательный прием свободомыслящей критики и публики (чему способствовала и психологическая достоверность, и сюжетная занимательность, и антимещанский пафос произведений Вербицкой), не спасали, однако, ее сочинения от некоторого однообразия и надуманности контрастно-упрощенного видения мира, сочетающегося порою с поверхностным «мудрствованиям» (апелляцией к теориям К.Маркса и К.Каутского, Ф.Ницше и О.Уайльда и т.п.).

С 1902 писательница занималась издательской деятельностью; была близка по духу и направлению к писателям-«знаньевцам» (особенно – В.Г.Короленко и М.Горькому); в 1905 – председатель Общества улучшения участи женщин, в том же году предоставляла свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б) (впечатления от событий 9 января отразились в ее повестях Светает , 1906, и Крылья взмахнули , 1907).

Апогей популярности Вербицкой, в начале века опередившей по масштабам читательской аудитории даже Л.Н.Толстого, пришелся на годы издания романа Ключи счастья (1909–1913; экранизирован в 1913, режиссеры В.Гарден и Я.Протазанов, и в 1917 под назв. Победители и побежденные , реж. Б.Светлов, совм. с Вербицкой, по сценарию писательницы; вызвал также многочисленные подражания, продолжения и пародии). В основе произведения – проблема взаимоотношений художника и общества, в решении которой Вербицкая утверждает, в русле набирающей силу модернистской этики и эстетики, безграничную свободу творческой личности, в т.ч. в половой сфере. Парафразом основных идей этого романа читается трилогия Иго любви : Актриса , Огни заката , Спешите жить (1914–1920), построенная на сюжетах биографии матери и бабушки Вербицкой.

С начала 1920-х годов произведения Вербицкой стали восприниматься как образцовый продукт «бульварной» литературы, писательница сочиняет рассказы для детей под псевдонимом Игорь Ольгович, А.Алексеева и др.

Анастасия Вербицкая

Ключи счастья. Том 1

Роман-дайджест

В теле твоем больше разумного,

чем в твоей лучшей премудрости.

И кто знает, для чего именно

нужна телу твоя лучшая премудрость?

В любви - доля безумия.

Но в безумии - доля разума.


КНИГА ПЕРВАЯ

Какая таинственная и вечно новая эта книга… В свободные часы растрепанная кудрявая головка погружается в созерцание ее сокровищ…

Вот замок на Рейне, разрушенный рукою времени. Разбойничье гнездо, прилепившееся на высоком утесе, откуда бароны выслеживали и грабили торговые суда. Вот легендарная и страшная Белая Дама, в чепце, как у Марии Стюарт. Долгоносый Струзензее и влюбленная в него очаровательная королева. «Как могла она любить такого урода? Милая, трогательная Беатриче Ченчи с полутокрытым ротиком и невинными глазками… За что ты погибла?»

Дальше… дальше… Маленькие пальчики лихорадочно теребят листы и замирают на портрете безумной Иоанны Кастильской. Какая красота! Загадочно глядят глаза из-под тяжелых век. С повязки падает вуаль на стройную, длинную, как у лебедя, шею.

Наконец! С глубоким вздохом девочка опускает на колени ручки, тихо сложенные, как бы на молитву. И замирает в блаженном забвении.

Картина венгерского художника. Ангел с мужественной, прекрасной головой несет душу женщины ввысь от дьявола, который злобно цепляется за ее одежды.

О, как горд профиль ангела! Как неумолим его взгляд! Как прекрасны его волосы, вздымающиеся над широким лбом!

Девочка долго, в благоговейном экстазе глядит на это лицо. Потом приникает к нему губами.

…Какие странные узоры на стекле от мороза! Перистые пальмы, высокие горы… Таинственны! цветы и восточные арабески… А вот и буквы… японские буквы, как на шкатулочках… Выть может, эт! сказка? Быть может, здесь разгадка какой-нибудь тайны?

Госпожа Ельцова… Мария… Потрудитесь повторить задачу! - говорит скрипучий голос.

И серое лицо математика кротко улыбается Худенькая девочка встает. Из ее больших изумленных глаз на серое лицо глядит целый мир, запретный для педагогов, как книга за семью печатями.

О, с какой высоты упала сейчас ее душа!

Вы опять «отсутствовали», госпожа Ельцова Мария? Садитесь! - кротко говорит фигура из папье-маше и лицемерно вздыхает.

Кол поставил… Кол… - звучит шепот по классу.

Улыбка скользит по лицу девочки. Но через мгновение глаза ее опять вдохновенно глядят на карниз, где дрожит и пылает последний луч заходящего солнца.

«Милое, милое солнышко! Покойной ночи!»


Через год Анна Сергеевна сидит за чашкой кофе в уютной комнатке фрау Кеслер, в частном интернате, которым заведует баварка.

Это красивая брюнетка сорока лет, сильная и жизнерадостная. Она вдова художника. У нее умерли дети. Но старой она себя не чувствует. И не прочь начать жизнь сызнова.

Как я рада, что вы полюбили Маню, фрау Кеслер!

Ее все любят, mein Fräulein! Ее нельзя не любить. Мари - очаровательная маленькая женщина. Настоящая женщина. И теперь уже знает себе цену.

Ах, Боже мой!

Warum «ах»! Это очень хорошо - знать себе цену! - Баварка заразительно смеется, показывая чудесные зубы.

А как она учится сейчас, фрау Кеслер?

Ни шатько-о… ни валько-о… как у вас говорят… Это дитя с фантазией… Она учит, что ей нравится. И очень способна. Но наград от нее не ждите! Она слишком рассеянна. У нее свой мир.

Анна Сергеевна испуганно всплескивает руками.

Не надо пугаться! Это счастливые дети, у которых есть своей мир! Они не умеют скучать. И они ходят над землей. Над землей, - повторяет баварка, Делая широкий жест. - Мари не знает, что такое зависть, мелочность. Она родилась принцессой. Что! вы так глядите на меня, mein Fräulein? Женщины бывают трех типов: кухарки, гувернантки и принцессы. Там целая книга волшебных сказок, в этих глазах…

Но Анна Сергеевна этими доводами не успокаивается. Мешая ложечкой кофе и щуря на узор чашки близорукие глаза, она боязливо спрашивает:

А ее поведение, Frau Kesler?

Примерным его назвать нельзя. Она очень жива. Очень шалунья. Вспыльчива, упряма, эгоистка…

Ай-ай-ай! Какое несчастье! Неужели же у нее не изменится характер?

О-ла-ла!.. Характер? Was ist denn das? Если характер называется иметь капризы и страсти, то у нее он есть. Между желанием и выполнением у Марш паузы нет. Нравится - подай сейчас! Если нельзя, то слезы и горе, как у взрослой женщины.

Вы меня очень огорчаете, Frau Kesler! Эта девочка будет несчастна.

Кто знает, mein Fräulein? Сильно желать чего-нибудь - не есть ли это уже само по себе счастье? Говорят, не жил тот, кто не страдал и не плакал. Не скрою, у Мари есть враги.

Вра-ги? - Глаза Анны Сергеевны полны ужаса.

Ха!.. Ха!.. Это, право, не так страшно. И Мари умеет мстить. Вы никогда не видали ее карикатуры? О, это талант! Это наши «о-браз-цо-вые» ученицыД которые получают двенадцать за поведение… Они не терпят Мари.

За что же?

За то, что Мари - bohême…

Что такое?

Bohême… Неряшлива, небрежна, без привычек… О, да! У нее нет привычек! Взгляните в ее стол!

Ах! Она всегда была такая.

Ну, конечно… Она и не может быть иной… Она любит медальоны, серьги… Все что блестит, что красиво; Выпросит, наденет и забудет отдать.

Frau Kesler! Что вы говорите! Это ужас!

Успокойтесь, Fräulein Anne! Она не ворует их. У нее просто нет чувства собственности. Но «образцовые» ученицы имеют мещанские души. И не прощают Мари такой забывчивости.

Нет, это ужасно! Как можете вы с этим мириться, frau Kesler? Эту черту надо искоренять!

Баварка весело смеется и треплет Анну Сергеевну по плечу.

О, liebes Fräulein!.. Легче заставить речку течь назад, чем искоренить хотя бы одну черту, вложенную в нас природой. Неужели вы до сих пор этого не знали?

Анна Сергеевна поникает головой, как будто рушится последняя доска мостика, который держит ее над бездной.

Зато у Мари есть преимущество над многими из нас: вещи не имеют власти над ее душой. На днях Соня Горленко подарила ей прелестное кольцо с бирюзой. У нас учится бесплатно бедная девочка Караулова. Когда она увидала это кольцо, она заплакала от зависти. «Хочешь?» - спросила ее Мари. Сняла кольцо и отдала ей. Весь класс ахнул Так поступать могут только принцессы.