Театр передвижных картинок (Раёк). Потерянный и обретенный раек


РБУРГСКИЙ РАЕК

А вот, извольте видеть, господа,
Андерманир штук - хороший вид:
Город Кострома горит;
Вон у забора мужик стоит - с[...]т;
Квартальный его за ворот хватает, -
Говорит, что поджигает,
А тот кричит, что заливает.

Петр Первый стоит;
Государь был славный,
Да притом же и православный;
На болоте выстроил столицу [...],
А вот андерманир штук - другой вид:

Город Палерма стоит;
Барская фамилия по улицам чинно гуляет
И нищих тальянских русскими деньгами щедро наделяет;
А вот, извольте посмотреть,
Андерманир штук - другой вид:
Успенский собор в Москве стоит;
Своих нищих в шею бьют,
Ничего не дают.

Подходите, подходите,
Да только карманы берегите
И глаза протрите!..
А вот и я, развеселый потешник,
Известный столичный раешник,
Со своею потешною панорамою:
Картинки верчу-поворачиваю,
Публику обморачиваю,
Себе пятачки заколачиваю!..
А вот, извольте видеть, город Рим,
Дворец Ватикан,
Всем дворцам великан!..
А живет в нем римский папа,
Загребистая лапа!..
А вот город Париж,
Как туда приедешь -
Тотчас угоришь!..
Наша именитая знать
Ездит туда денежки мотать:
Туда-то едет с полным золота мешком,
А оттуда возвращается без сапог пешком.,
А вот, извольте видеть, город Берлин!..
Живет в нем Бисмарк-господин,
Его политика богата,
Только интригами таровата!..
В неметчине народ грубый,
На все точит зубы...

Им давно хочется
На балтийский край броситься,
Да боятся, как бы сдуру
Не лишились б сами шкуры, -
Ведь вот в двенадцатом году
Француз сам себе наделал беду!..

Подходи, люд честной, люд божий,
Крытый рогожей,
За медный пятак
Покажу все этак и так.
Будете довольны.
Вот французский город Париж,
Приедешь - угоришь.
Ономедни и самому там сенатору Гамбету
Подали карету, -
Дескать, проваливай.
А вот коварный англичан,
Надулся, ровно чан.
Хоша он нам и гадит,
Зато и наш брат русский его не гладит.
Супротив русского кулака
Аглицкая наука далека,
И слова мы не скажем,
Уж так-то разуважим, -
Мокренько будет.

А вот, судари мои, - долетает до вас голос раешника, - Царство Китай, где продают чай. Здесь представлен китайский город Нанка, откуда получается к нам нанка. А вот смотрите, господа, битва Седан: немцы французов побивают и в плен Наполеона забирают. Французы ружья, сабли положили и пардону попросили.

МОС КОВСКИЙ РАЕК

I
А вот, извольте видеть, господа, андерманир штук - хороший вид, город Кострома горит, у забора мужик стоит с..., квартальный его за ворот хватает, говорит, что он поджигает, а тот кричит, что заливает.
А вот андерманир штук - другой вид, город Палерма стоит, барская фамилия по улицам гуляет и нищих тальянских деньгами оделяет.
А вот, извольте видеть, андерманир штук - другой вид. Успенский собор в Москве стоит, своих нищих в шею бьют, ничего не дают.
Вот погляди, город Аривань, князь Иван Федорович въезжает и войска созывает, посмотри, как турки валются, как чурки.
Вот посмотри турецкую баталию, где воюет тетка Наталья. Сделала по всей деревне колокольный звон, пушечную стрельбу, сама три кочерги разбила, деревню в полон взяла, а деревня большая: два двора, три кола, пять ворот, прямо Андрюше в огород. Нищим жить просторно. Печей нет, труб не закрывают, никогда не угорают, и гарью не пахнет. Ага, хороша штучка, да последняя!

II
1. Покалякать здесь со мной подходи, народ честной: и парни, и девицы, и молодцы, и молодицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат!
2. Вот, смотрите в оба: идет парень и его зазноба, надели платья модные, да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная - баба здоровенная, чудо красоты,

Толщина в три версты, нос в полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!
3. А вот город Вена, где живет прекрасная Елена, мастерица французские хлебы печь. Затопила она печь, посадила хлебов пять, а вынула тридцать пять. Все хлебы хорошие, поджарые, сверху пригорели, снизу подопрели, по краям тесто, а в середине пресно. Страсть как вкусно!
4. Перед вами город Краков. Продают торговки раков. Сидят торговки все красные и кричат: раки прекрасные! Что ни рак - стоит четвертак, а мы за десяток дивный берем только три гривны, да каждому для придачи даем гривну сдачи. Торговля!
5. Друзья сердечные, тараканы запечные, карманы держите да дальше смотрите. Вот на Ходынском поле гуляет франт, сапоги в рант, брови колесом, шишка под носом, подле носа папироса, кудри завиты, глаза подбиты, так фонари и светят до зари. А вот и еще три: один в шапке, другой в тряпке, третий на железной подкладке, нос в табаку, сам провалился в кабаку. Раздолье!
6. А вот в московском «Яре» беготня как на базаре. Кутит купец московский, нализамшись уж чертовски, а все выпить рад. Сам черт ему не брат, не препятствуй его ндраву, разнесет все на славу. А от него направо плывет, точно пава, мамзель из иностранок, из тамбовских мещанок, поцелуй ему подносит да ласково так просит: «Распотешь свою мамзелю, разуважь на целую неделю, поднеси аглицкого элю». И купец потешает, мамзель угощает, а сам водку пьет, инда носом клюет, закусочку готовит да чертей под столом ловит. Дай бог всякому!
7. А вот в городе Цареграде стоит султан на ограде. Он рукой махает, Омер-пашу призывает: «Омер-паша, наш городок не стоит ни гроша!» Вот подбежал русский солдат, банником хвать его в лоб, тот и повалился, как сноп, все равно что на грош табачку понюхал. Ловко!
8. Глядь, нация женская: вот изба деревенская, на полатях мужик пьяный выворотил карманы, накрылся и спит да как дудка храпит. А женка кособокая, баба краснощекая, на пьяного дуется и в углу с парнем целуется. Приятно!
9. Поворачиваю еще машину, а вы дайте по алтыну старику

На водку, промочу свою глотку. Перед вами барин, не то еврей, не то татарин, а то, может быть, и грек, очень богатый человек. Он по бульвару спокойно гуляет, вдруг кто-то из кармана платок таскает. Барин это слышит да нарочно еле дышит. На то он и держит банкирскую контору, чтоб не мешать никакому вору. Сам, видно, с маленького начинал. Чисто! 10. Бот вам площадь городская, хорошая такая и убранная к тому же, что ни шаг, то лужи, и украшениям нет счета, где ни взглянь - там болото, а пахнет так, будто роза, потому что везде кучи навоза. Чисто!

ТУЛ ЬСКИЙ РАЕК

Сражения-баталия
При тетке Наталье:
Турки
Валятся, как чурки,
А наши палят,
Хоть и без голов стоят,
Лишь табачок понюхивают.
________

А эвто - тетушка Матрена,
Голова палена,
Завивает пукли,
А глаза распухли.
Она блины становила,
Да глаза себе подбила.
Позади ж ее франт
Надевает фрак
Об шестнадцати фалд,
Четырнадцать карманов.
Из одного кармана
Торчит мочала,
Так начнемте, господа, сначала!

ПРИ БАУТКА ЯРОСЛАВСКОГО РАЕШНИКА

Святой город Иерусалим
И святые места.
Город Варшава, река Висла,
Да в ней вода скисла.
Тут бабушка Софья
Три года на печи сохла.
А как этой водицы попила,
Еще тридцать три года прожила.

НИЖ ЕГОРОДСКИЕ ЯРМАРОЧНЫЕ РАЙКИ

Площадь перед самокатами вся залита народом; со всех сторон из балаганов слышится самая разнообразная музыка, раздаются громкие зазывания в «комедии», крики разносчиков, громкий говор толпы, остроты забубенной головушки-мастерового, и в том числе однообразно звучит рассказ служивого, от которого у публики животики подводит, а служивый-то сам и усом не поведет и глазом не мигнет.
- Вот я вам буду спервоначально рассказывать и показывать, - говорит он монотонным, всего на двух или трех нотах, голосом, - иностранных местов, разных городов, городов прекрасных; города мои прекрасные, не пропадут денежки напрасно; города мои смотрите, а карманы берегите.
- Это, извольте смотреть, Москва - золотые маковки, Ивана Великого колокольня, Сухарева башня, усиленский собор, 600 вышины, а 900 ширины, а немножко поменьше; ежели не верите, то пошлите поверенного, - пускай поверит да померит.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как на Хотинском поле из Петросьского дворца сам анпиратор Лександра Николаич выезжает в Москву на коронацию: артиллерия, кавалерия по правую сторону, а пехота по левую.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как от фрянцюсьского Наполеона бежат триста кораб-лев, полтораста галетов, с дымом, с пылью, с свиными рогами, с

Заморским салом, дорогим товаром, а этот товар московского купца Левки, торгует ловко.
- А это вот, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, город Париж, поглядишь - угоришь; а кто не был в Париже, так купите лыжи: завтра будете в Париже.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Лександровский сад; там девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Царьград; из Царяграда выезжает сам салтан турецький со своими турками, с мурзами и татарами-булгаметами и с своими пашами; и сбирается в Расею воевать, и трубку табаку курит, и себе нос коптит, потому что у нас, в Расее, зимой бывают большие холода, а носу от того большая вреда, а копченый нос никогда не портится и на морозе не лопается.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как князь Меньшиков Севастополь брал:турки палят - все мимо да мимо, а наши палят - все в рыло да в рыло; а наших бог помиловал без головушек стоят, да трубочки курят, да табачок нюхают да кверху брюхом лежат.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как в городе в Адесте, на прекрасном месте, верст за двести, прапорщик Щеголев агличан угощает, калеными арбузами в зубы запущает.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, московский пожар; как пожарная команда скачет, по карманам пироги прячет, а Яшка-кривой сидит на бочке за трубой да плачет, что мало выпил, да кричит: «Князя Голицына дом горит».
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и, разглядывать, нижегородская Макарьевская ярманка; как московские купцы в Нижегородской ярманке торгуют; московский купец Левка торгует ловко, приезжал в Макарьевскую ярманку, - лошадь-от одна пегая, со двора не бегает, а другая - чала, головой качает; а приехал с форсу, с дымом, с пылью, с копотью, а домой-то приедет - неча лопати: барыша-то привез только три гроша; хотел было жене купить дом о крышкой, а привез глаз с шишкой...

РУ ССКИЙ РАЕК

Вот смотри-гляди: большой город Париж, побываешь - угоришь, где все по моде, были бы денежки только в комоде, всё лишь и гуляй, только деньги давай. Вон как, смотри, барышни по реке, сели, катаются на шлюпках в широках юбках, в шляпках модных, никуда не годных. А вон, немного поближе, большой мост в Париже, вон как по нем франтики с бородками гуляют, барышням с улыбкою головкой кивают, а у прохожих зевак из карманов платочки летают. Бррр... Хороша штучка, да последняя!

ВСЕ МИРНАЯ КОСМОРАМА

В сей космораме показывается всякой город и разные виды житейски, страны халдейски и город Париж - как въедешь, так от шуму угоришь, и страны Американски, откуда привозятся калоши дамски.
Вот извольте видеть:

Салтан машет платком,
ему грозят штыком,
завязалась кутерьма -
огнем горят дома,
гром пушек,
кваканье лягушек,
бабий храпеж.
Ничего не разберешь!

Вот идет мужик с женой. Его зовут Данилой, а жену Ненилой. Третью ночь к ней ходит Кузьма милой. Тут муж опасается - вилой запасается, в овин убирается, а милый Кузьма - малый не без ума: прямо тем временем в спальню пробирается.

Бразильская обезьяна Юлия Пастрана -
славная дама.

Немец мудреный посадил в клетку
и народу за деньги кажет,
про чудо заморское историю расскажет.
А это чудище - в кринолиновой юбище.

А вот извольте видеть, как армейский капральной с ярославской бабой «чижика» под старую балалайку отхватывают, ногами такие ениташа отрабатывают.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова раёк

раёк в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

раёк

    Ящик с передвижными картинками, показываемыми через многогранные увеличительные стекла, показ к-рых сопровождается произнесением комических прибауток (истор. театр.). Раек тешит толпу слушателей самодельными остротами. Кокорев. Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Некрасов.

    Кукольный театр (истор. театр.).

    Лубочная юмористка в форме мерной рифмованной речи (театр., лит.).

    Галёрка, верхние места в театре под потолком (разг. устар.). В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит. Пушкин.

    собир., только ед. Зрители, занимающие галёрку (разг. устар.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

раёк

      1. Ящик с передвижными картинками, показ которых - на ярмарках в XVIII-XIX вв. - осуществлялся через многогранные увеличительные стекла и сопровождался особыми пояснениями.

        Кукольный театр.

  1. м. устар. Радужная оболочка глаза.

    1. Верхний ярус в зрительном зале театра.

      Зрители, сидящие в таком ярусе.

Раёк

Раёк - народный театр , состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету. Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле, первоначально имели религиозное содержание - отсюда название «раёк», а затем стали отражать самые разнообразные темы, включая политические. Широко практиковался ярмарочный раёк.

Раёшник или раёчник - рассказчик, исполнитель райка, а также человек, посещающий раёк. Кроме того, термином раёшник (либо раёшный стих ) обозначается рифмованная проза, которой говорил рассказчик и его персонажи.

Раёк (река)

Раёк , Роёк - река в России, протекает в Кильмезском и Малмыжском районах Кировской области. Устье реки находится в 11 км по правому берегу реки Рожка. Длина реки составляет 25 км, площадь водосборного бассейна 94,8 км².

Исток реки в лесах в 22 км к юго-западу от посёлка Кильмезь. В верхнем течении река течёт на юго-запад по ненаселённому лесу, в нижнем выходит на обширную заболоченную пойму Вятки, где поворачивает на юг и петляет среди болот вплоть до впадения в Рожку чуть выше деревни Захватаево (Мелетское сельское поселение) и того места, где Рожка переходит в длинный и вытянутый затон Вятки, известный как затон Курья.

Раёк (Черкасская область)

Раёк - посёлок в Каневском районе Черкасской области Украины.

Население по переписи 2001 года составляло 17 человек. Занимает площадь 0,22 км². Почтовый индекс - 19013. Телефонный код - 4736.

Раёк (значения)

Раёк:

  • Раёк - народный театр .
  • Раёк - вокальная сюита М. П. Мусоргского (1869 г.), представляющая собой музыкальный памфлет , сатиру на музыкальных деятелей, идейных противников принципов « могучей кучки »
  • Раёк - верхние места в театре, под потолком, устаревшее название театральной галёрки (во французском театре называется «paradis» - рай); отсюда выражение «сидеть в райке». См. Дети Райка
  • Раёк - гранёное стёклышко, показывающее радужные цвета или предметы в радужных цветах, стеклянная призма . «Райки» - радужный окоём предметов, разноцветные лучи или отражение
  • Раёк - радужница глазная, радуга , радужная перепонка с окошечком, зеницей, зрачком
  • Раёк - торговая марка фунгицида на основе дифеноконазола.
  • Антиформалистический раёк - сатирическая кантата Дмитрия Шостаковича.
Топоним
  • Раёк - посёлок в Каневском районе Черкасской области Украины
  • Раёк - посёлок в Торжокском районе Тверской области
Часть топонима
  • Знаменское-Раёк - усадебный комплекс в Тверской области, построенный по проекту архитектора Н. А. Львова

Раёк (Тверская область)

Раёк - посёлок сельского типа в Торжокском районе Тверской области. Относится к Марьинскому сельскому поселению.

Находится в 20 км к юго-востоку от Торжка на реке Логовежь, в 3 км от автодороги «Москва - Санкт-Петербург» .

Население по переписи 2002 года - 33 человека, 16 мужчин, 17 женщин.

Состоит из двух частей: улица в одну линию домов напротив усадьбы и улица за ручьем в две линии.

В посёлке - памятник архитектуры XVIII века, усадьба Знаменское-Раёк.

Примеры употребления слова раёк в литературе.

Мы считали, что настоящая резолюция не должна быть отменена, так как в ней отображается логический ход враждебной и антимарксистской практической деятельности руководства Коммунистической партии Югославии Мы рассуждаем так: если отпадет данная резолюция, если отпадет все, что в ней было написано, то отпадут, например, и процессы по делу Райка в Венгрии, по делу Костова в Болгарии и т.

Всех можно прослушать, весь райком , весь исполком, все спецквартиры и спецдома, за исключением баевского дома и моей квартиры.

Не прошло и десяти минут, как Бахрушин мчался на большой пожарной машине в райком .

В тот день, когда Петр Терентьевич Бахрушин ездил с письмом из Америки в райком , к Стекольникову, ему не стало яснее, как следует отнестись к приезду Трофима.

Имел несколько заводов, трестов, комбинатов, магазинов, нефтебазу, автобазу, птицефабрику, райком , райисполком, прокуратуру, милицию, вытрезвитель и отделение КГБ.

Он был остер, и Вяземский сказал, что ненавистная пиеса, в которой был осмеян Жуковский, была смешна и имела громкий успех у райка .

И рывком, словно прыгая с вышки в ледяную воду, Райков приказал себе открыть глаза.

Кибернетик и Физик стали обсуждать детали этого проекта, чертили на песке какие-то формулы, но Райков их уже не слушал.

Сразу перед посадкой шлюпки на новом месте, километрах в четырех отсюда, Райков заметил что-то очень похожее на береговую линию.

Впервые Райков обратил внимание на то, что Физик не так уж молод, у него были толстые щеки и добрые, глядящие сейчас печально глаза.

Иногда перед ними, теперь уже совсем близко, мелькали за холмами синие пятна водной поверхности, и Райков старался не смотреть в ту сторону, словно боялся что-нибудь испортить в предстоящей встрече.

Тогда Райков зачерпнул полные пригоршни синей воды и поднес их к самому лицу.

С завистью Райков подумал, что ему наверняка снится хороший сон, возможно, Земля.

Как только Райков посмотрел на них, танец прекратился, отвел глаза -- и снова все пришло в движение.

Если бы Райков смотрел в это время на осколок, зажатый в его руке, он бы увидел, как по его поверхности прошла вся гамма цветов.

Раёк — вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.).

Д. А. Ровинский, известный собиратель и исследователь русских народных картинок (лубка), так описал раек: "Раек — это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, "по копейке с рыла", глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые. <...> В конце происходят показк и ультраскоромного пошиба <...>, которые для печати уже совсем непригодны".

Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам "дед-раешник" — "по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода".

Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой (обычно парной) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов не было. Например: "А вот андерманир штук — другой вид, город Палерма стоит, барская фамилия по улицам гуляет и нищих талъянских деньгами оделяет. А вот, извольте видеть, андерманир штук — другой вид. Успенский собор в Москве стоит, своих нищих в шею бьют, ничего не дают " (см. в Хрестоматии). Этот народный стих был назван "раешным". Он употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в народных драмах и проч.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Арендаторы знаменитой усадьбы не намерены ее «бросать»

Константин Михайлов

11 марта в Твери пройдет круглый стол на тему: «Состояние архитектурного наследия Н.А. Львова в Тверской области». Организаторами мероприятия обозначены “Общество имени архитектора Н.А. Львова”, “Рождественский благотворительный фонд” и блог “Летопись русской усадьбы”. В дискуссии, как обещается, примут участие представители Росимущества, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, регионального отделения ВООПИК, градозащитники из “Тверских сводов”, искусствоведы, краеведы и архитекторы. На круглый стол организаторы приглашают “всех желающих, кому небезразлична судьба усадьбы Знаменское-Раек и других торжокских усадеб: Арпачево, Никольское-Черенчицы, Митино”.

Показательно, что среди “заявленных” участников нет представителей частного арендатора, уже более 10 лет занимающегося восстановлением усадьбы Знаменское-Раек.

Организаторам, кажется, заранее известны итоги, к которым должна привести дискуссия. Региональному госоргану охраны наследия предписывается “создать компетентную комиссию для обследования состояния объектов культурного наследия усадеб Никольское-Черенчицы , Митино и Знаменское-Раёк”. Вторым пунктом, правда, не совсем ясно, к кому обращенным, обозначено “получить разрешение на ремонт кровли Главного дома на усадьбе Знаменское-Раек”. И наконец, необходимо “прояснить вопрос по аренде усадьбы Знаменское Раек”.



Нашумевшее собрание

Круглый стол в Твери выглядит вполне логичным продолжением небольшой серии тревожных публикаций о судьбе Знаменского-Райка, увидевших свет после того, как 10 февраля 2016 года в Твери, «в приемной уполномоченного по правам человека в Тверской области Владимира Бабичева » прошло открытое заседание президиума Совета регионального отделения ВООПИК.

Несмотря на то, что из всего львовского усадебного созвездия новоторжской земли только Знаменское-Раек находится в ведении частных арендаторов, а другие жемчужиры русского палладианства пребывают в бесхозности, тревога за судьбу именно этой усадьбы стала главной темой собрания. А резюме публикаций оптимизма не внушало : «Знаменитый усадебный комплекс в Знаменском-Райке находится под угрозой полного исчезновения».

В общем-то, это совершенно правильно: в вопросах российской охраны наследия обычно лучше дуть на воду.

Согласно отчетам, в ходе обсуждения выяснилось, что у усадьбы такого класса отсутствуют точные границы и предмет охраны (!) Как совершенно справедливо заметила зампредседателя Совета ТРО ВООПИК Александра Смирнова , из-за этого “очень сложно контролировать сохранность памятника”. Однако “самым острым вопросом для всех сохранившихся усадеб Тверской области, и для Райка в том числе” она назвала “отсутствие гарантий для арендаторов”.

Архитектор и меценат Эдвард Човушян, занимавшийся реставрацией другой известной тверской усадьбы - Чукавина, сетовал: “ Основная проблема всей этой сферы – несовершенство законодательной системы. Госструктуры существуют параллельно друг с другом и не пересекаются. Так, за качество реставрации отвечает Главное управление по охране объектов культурного наследия. А вот арендную плату берет Росимущество, и им, по сути, все равно, в каком состоянии объект. Более того, у них по документам все объекты приписаны словом «недвижимость» – будь то памятник или сарай. Разве это правильно?”



Однако главной «сенсацией» публикаций о собрании 10 февраля стали не эти факты, а намерение арендатора – компании «Парк Яхрома» - «расторгнуть договор аренды». Представитель арендатора архитектор Алина Воеводина, по свидетельству градозащитников, “огорошила собравшихся заявлением, что «Яхрома» начала процесс отказа от аренды, ссылаясь на финансовые сложности и кризис… Содержание усадьбы является для арендатора непосильным бременем, хотя, возможно, если бы какие-то рассрочки платежей и отсрочки сроков реставрации были бы представлены, арендатор и мог бы что-то продолжать делать”.

Поскольку очередь из арендаторов у ворот Знаменского-Райка не стоит, такой поворот событий был справедливо расценен тверскими общественниками как угроза утраты уникального памятника.

Позиция тверской градозащиты

Проект “Тверские своды” оценил происходящее с Райком следующим образом: «На наших глазах прекращает свое существование один из самых знаменитых рекламных проектов предыдущей тверской областной администрации. Именно под лозунгом успешной отдачи в аренду Знаменского-Райка администрация Дмитрия Зеленина трубила на всю Россию о подъеме туризма в Тверской области и подъеме Тверской области в сытые «нулевые» вообще. Раек был не просто одной из усадеб. Это было знамя, которым размахивали эффектно и часто ».

В отличие от председателя “Общества имени архитектора Н.А. Львова” Нины Беляевой , беззаветной хранительницы усадьбы в 1990-е годы, градозащитники из “Тверских сводов” в целом позитивно оценивают происходившее в усадьбе в последнее десятилетие: “Был, конечно, и положительный эффект от отдачи Райка в аренду – и огромный. Какая-никакая, а медленная реставрация усадьбы велась. Велись исследовательские и изыскательские работы. В усадьбе поработали археологи, установившие немало интересных фактов о том, как виртуозно и с какой сумасшедшей расточительностью ручного (а значит, практически бесплатного) труда велись работы по планированию территории, устройству отводов воды и строительству оранжерей. Оранжереи стали последним крупным усадебным проектом уже в последние год-два работ в ней – и тысячи купленных роз остались на многочисленных фотосессиях (арендаторы создали в Знаменском-Райке розарий – Ред.). Кроме всего этого, были расчищены уникальные росписи – ни одна другая усадьба Тверской области не имеет в таком объеме сохранившиеся росписи XVIII века, включающие не только живопись в главном доме, но и масонские по своей программе росписи в часовне в Васильевой Горе. В общем, знатоки и ценители готовы были ждать хоть десять, хоть двадцать лет – но с тем, чтобы все-таки в итоге увидеть единственную в своем роде усадьбу в полном блеске. Убирался парк. К этой части работ было больше всего вопросов…но, опять-таки, специалисты привлекались, и ошибки, как возможно, исправлялись”.



Замруководителя территориального отделения Росимущества Александр Кабликов сообщил собравшимся, что Знаменское-Раек “стоит в планах на приватизацию”.

После этого на руководителя регионального управления охраны памятников Михаила Смирнова обрушился целый град вопросов: каким образом в отсутствие утвержденных границ и предмета охраны памятника можно его приватизировать? На основании каких документов будет реставрироваться главный дом? И почему бы Управлению не поторопиться снабдить усадьбу комплектом необходимых документов? По свидетельству “Тверских сводов”, Михаил Смирнов ответил очень просто: «В областном бюджете денег на это нет».

Констатировав, что “пусть не очень идеальный, но все-таки арендатор, -лучше, чем отсутствие хозяина”, тверские градозащитники признались: “Выхода, если честно, пока не видится никакого”.



Знаменское-Раек зимой 2016 года

Оценить состояние знаменитой усадьбы позволяет подробный недавний (февраль 2016 года) фоторепортаж автора блога «Летопись русской усадьбы» Вадима Разумова : «белое безмолвие», отреставрированная колоннада парадного двора, пустующий главный дом. По свидетельству Разумова, “над бельведером, по всей видимости, разошлись швы между листами кровли, и вода во время дождей и таяния снега льётся на паркетный пол… Из-за этого в парадной столовой несколько протечек. В овальной гостиной с потолка обваливается штукатурка, пол паркетный вздулся и вот-вот провалится на первый этаж. Во многих комнатах вдоль стен лежит снег”.

Согласно письму областного управления по госохране памятников (декабрь 2015 года), “объект культурного наследия усадьба “Знаменское-Раек” изначально был передан в поьзование по охранно-арендному договору ЗАО “Строительно-инвестиционная компания “КОНКОР”, в дальнейшем право пользования указанным объектом передано Обществу с ограниченной ответственностью “Спортивно-развлекательный парк культуры и отдыха “ЯХРОМА”. С данной организацией заключены охранные обязательства, срок выполнения которых установлен до 2020 года”.

Восстановлением Знаменского-Райка руководит московская супружеская пара Кононовых (Владимир – депутат Госдумы, Ирина – бизнесмен). Они занимались этим неспешно, и не только по финансовым причинам, но и потому, что считали, что спешка таким комплексам противопоказана. В 2014 году мы беседовали с ними о восстановлении Знаменского-Райка, и Ирина Кононова говорила буквально следующее: « Что касается восстановления усадеб, то я бы всем, кто этим занимается, не советовала делать это быстро. Да, если есть деньги, то можно все сделать быстро. Но мне кажется, в стремительных строительных работах будет «закопано» самое главное. Когда ты все делаешь осмысленно и постепенно, усадьба возрождается естественным образом. Ведь она простояла двести лет в забытье. И нельзя сразу пытаться «раскачать» ее, резко пробудить от искусственного сна. Ведь человек не побежит сразу же после реанимации, ему нужно время».

Приступив к восстановлению усадьбы в 2005 году, Кононовы стремились дополнить ее историческую ауру неким новым содержанием, зрелищами и локальными туристическими брендами. Знаменское-Раек как «живая история любви» счастливых хозяев-основателей – четы Глебовых, розарий, специальные экскурсионные маршруты и сценарии – фрагменты постепенно складывавшегося замысла. В заброшенную в 1990-е годы усадьбу началось паломничество, появились волонтеры… В 2007 году открыли гостевой дом в отреставрированном усадебном флигеле, отделывался второй. В главном доме предполагалось общественное пространство – для конференций, свадебных и иных церемоний, выставок современного искусства.

Весьма нелишне привести здесь отзыв Марины Хрусталевой , соучредителя Центра капитализации наследия и координатора «Архнадзора», по словам которой, Владимир Кононовбыл одним из самых многообещающих «возрождателей» усадеб в стране”: “На его стороне было многое: искренняя заинтересованность бывшего губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, делавшего ставку на государственно-частное партнерство в деле сохранения культурного наследия; благоприятные условия 49-летней аренды; завидный административный и финансовый ресурс; опыт реставрации старинного дома в Калязине; поддержка жены и ближайших членов команды. Да и сама усадьба работала на успех: не поверить в блестящее будущее такого шедевра было бы трудно… Кононова, как и любого арендатора любого памятника архитектуры, можно критиковать за медлительность, за неправильную очередность шагов, за маниловщину и вкусовщину. Но пускай критикует тот, кто сам планомерно тратил в течение десяти лет многие сотни тысяч рублей на охрану, садовников, реставраторов, архивистов. Кононов шел по пути научной реставрации, которая не может быть быстрой, даже если нет недостатка в деньгах”.

В общем, я и сам готов подписаться под этими словами Марины, но не готов соглашаться с прошедшим временем ее глаголов. Мне кажется, что сейчас самая главная задача и Росимущества, заведующего условиями аренд и приватизаций, и тверского управления охраны памятников, контролирующего обстоятельства их сохранения, вплоть до протечек в кровле – не допустить, чтобы многолетний проект восстановления Знаменского-Райка оказался в прошедшем времени.


Ирина Кононова: Раек никто не собирается бросать на произвол судьбы

И наконец, странно то, что практически за целый месяц публикаций о судьбе усадьбы никто не поинтересовался мнением ее арендаторов. Постараемся восполнить и этот пробел. По просьбе «Хранителей Наследия» ситуацию комментирует Ирина Кононова, представитель арендатора усадьбы - компании «Парк Яхрома», входящей в группу «Конкор» :

В связи с распространенными в нескольких СМИ и блогах сообщениями о том, что арендаторы «уходят» из усадьбы Знаменское-Раек и чуть ли не бросили ее уже на произвол судьбы – хочу отметить, что не стоит безоговорочно доверять эмоциональным оценкам некоторых местных жителей. Безусловно, они любят усадьбу и архитектора Николая Львова, но высказывают чрезмерные опасения – в данном случае, в адрес людей, которые любят Знаменское-Раек не меньше их, и при этом уже десять лет предпринимают вполне реальные действия по спасению уникальной усадьбы. И вкладывают в это, между прочим, немалые средства.

Во-первых, усадьбу никто не бросил на произвол судьбы и не собирается этого делать. Сейчас усадьба функционирует так, как она всегда обычно функционирует в зимний период: территория охраняется, проводятся экскурсии, экскурсантов, правда, зимой немного. Гостевой дом не закрыт, а ждет теплого сезона. В общем, все как обычно.

На совещании в Твери 10 февраля наш представитель действительно выступал, но вовсе не с сообщением о том, что мы хотим «бросить» Знаменское-Раек. Согласитесь, это было бы весьма странно после стольких лет трудов и стольких вложений. Наш охранно-арендный договор мы не расторгали, он действует, да мы, кстати, и не можем расторгнуть его в одностороннем порядке. А все упоминания о «прекращении аренды» можно рассматривать только в том контексте, что наша компания хотела бы приобрести усадьбу Знаменское-Раек в собственность. Это согласитесь, тоже вполне логично, с учетом все тех же наших нескольких лет нелегких трудов и немалых вложений. А быть одновременно собственником и арендатором невозможно.

Сейчас идет очень сложная работа по подготовке усадьбы к приватизации. Не думаю, что уместно называть сейчас конкретные цифры оценки стоимости усадьбы, замечу лишь, что суммы наших инвестиций в Усадьбу исчисляются десятками миллионов рублей.

В любом случае Раек не будет «брошен». Даже если допустить самый нежелательный оборот событий - что мы не сможем выкупить усадьбу у государстваи примем решение закончить наш проект, усадьба не будет пустовать: мы не «уйдем» из нее, пока нам на смену не будет подыскан ответственный арендатор или по итогам приватизации у усадьбы не появится новый собственник.


Досье. Первые документальные свидетельства об усадьбе Знаменское-Раек относятся к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства генерал-аншефа, сенатора Ивана Федоровича Глебова.

Дошедший до нашего времени дворцово-парковый ансамбль создан Николаем Львовым в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Федору Глебову. В 1772 году второй женой Ф.И.Глебова стала Елизавета Петровна Стрешнева (1751-1837), последняя представительница знатного боярского рода, к которому принадлежала царица Евдокия Лукьяновна, супруга царя Михаила Романова.

Подготовка к строительству новой усадьбы началась в 1781 году, а 30 июля 1787 года на высоком холме рядом со Знаменской церковью состоялась закладка нового усадебного дома-дворца. Строительство дома было завершено в 1799 году. Усадьба принадлежала Глебовым и их наследникам до конца XIX века, но в 1888 г. была продана А.С. Дубасовой, жене адмирала Ф.В. Дубасова.

Знаменское-Раек заслуженно считается одним из шедевров зодчего Н.А. Львова (1751 - 1803), одного из самых ярких представителей палладианства в русской архитектуре. В работе над созданием усадебного ансамбля принимали также участие архитекторы К. Буци, А. Трофимов, В. Ирвен, Ф.Руска. Изразцовые печи, паркет, предметы интерьера и даже посуда были выполнены по эскизам Н.А.Львова.

Планировка усадьбы, тесно связанная с рельефом окружающей местности, имеет осевое строение и ярко выраженную симметрию. Главный дом усадьбы соединен крытой колоннадой с четырьмя боковыми флигелями и воротами, напоминающими триумфальную арку. Окруженный колоннадой обширный овальный парадный двор является ядром усадебного комплекса. От главного дома, продолжая четкую осевую композицию усадьбы, спускается к реке Логовежь обширный парк. Его живописнейшие уголки были украшены павильонами, беседками и гротами.

После 1917 года в усадьбе размещался дом отдыха, а во время Великой Отечественной войны - военный госпиталь. До 1994 года усадьбу занимал профилакторий одного из тверских предприятий. Затем она была заброшена, и уцелела только благодаря попечению местных жителей.

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Завершая тему народных увеселений и театрализованных представлений, несомненно, тему необыкновенно интересную, давайте рассмотрим еще некоторые направления народного театра и народного искусства, которые непосредственно связаны с театральным костюмом, так или иначе влияли на его развитие, способствовали популяризации новых направлений.

Адмиралтейская площадь в Санкт-Петербурге. Балаганы на пасхальной неделе. 1850-е гг. Холст, масло

Начнем с райков или потешных панорам . Они были неотъемлемой частью праздничных увеселений весь XIX век. Довольно часто встречаются источники, где есть о них упоминания. Райки были на ярмарках в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле, Одессе и других городах. Д.А. Ровинский дает точное описание райка: «Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители «по копейке с рыла», глядят в стекла, - раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые» . Исследователи народной культуры полагают, что раёк происходит от «райского действа» кукольного театра, т.е. изначально это был показ сцен, связанных с Адамом и Евой, в панорамном вертепе (при помощи рисованных неподвижных фигур), позднее «райское действо» вытеснили картинки светского содержания, по большей части это были комические сцены. Есть и другая гипотеза - связь райка с большими панорамами, которые привозили иностранные гастролёры на крупные русские ярмарки, начиная с 70-х гг. XVIII века. Успех райка на праздничной площади во многом определялся и прибаутками, которыми владельцы потешных панорам сопровождали показ картинок. Под весьма фривольные комментарии раешник показывал публике картинки, и народ узнавал новости, мог полюбоваться французскими модами, подивиться разным научным открытиям и пр. Обозреватель петербургского журнала «Репертуар и пантеон» в 1843 году писал: «Еще одна <…> русская забава, это райки. Их было нынче множество. Остановитесь и послушайте<…>: «- Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь – угоришь, большая в нем колонна, куда поставили Наполиона;<…> Тррр! Другая штучка! Поглядите, посмотрите, вот сидит турецкий султан Селим, и возлюбленный сын его с ним, оба в трубки кур ` ят и промеж собой говорят».


«Всемирная косморама». Лубок. 1858 г. (слева) / Раёк. Гравюра с рисунка. Середина XIX в. (справа)

И много других подобных штучек, «которые право, забавнее большей части всех этих балаганов» (о балаганах см. Часть №16 , прим. автора ) . Вид самого раёшника был схож с обликом карусельных дедов, т.е. его одежда привлекала публику: на нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода» . Ящик райка обыкновенно был ярко расписан, разукрашен пестро. Выкрик раёшника был таким же колоритным, как и его вид, обращен ко всем: «Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни, и девицы, и молодцы, и молодицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные, покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, да яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат!» .

Раёшное представление включало в себя три вида воздействия на публику: изображение, слово, игра. Например, установив очередную картинку, раёшник сначала пояснял, «что сие значит»: «А это извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Лександровский сад». И пока стоящие у окошек рассматривали изображение сада, он потешал окружающих, не занятых разглядыванием людей, высмеивая современную моду: «Там девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы» .

Модниц на картинке могло вовсе и не быть, но это не имело значения. Главное затрагивалась животрепещущая тема. Мода, вероятно, во все времена находила горячих поклонников и столь же горячих противников, а больше всего – острословов, высмеивающих новые её проявления. <…> доставалось не только господам, но и своему брату – горничным, лакеям, мастеровым, писарям, кухаркам, старающимся подражать высшему сословию: «Вот, смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная – баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты…» . <…> Собственно говоря, все балагурство было обращено не так к смотрящим картинки, как к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал своей очереди заглянуть в заветное окошко. Именно их завлекал и развлекал раёшник, стремясь, чтобы его постоянно окружала плотная толпа потенциальных зрителей» .


Кавалер с дамой. Лубок. XVIII в. (слева) / «Ах, черный глаз, поцелуй хоть раз». Лубок. 1820-1830-е гг. (справа)

Задержим наше внимание на лубке , который занимает в культуре народа XVIII-XIX вв. особое место. Масштабы его влияния на различные виды фольклорного и профессионального искусства огромны. Н.И. Страхов считал, что лубочные картинки составляли «особую народную библиотеку», листки которой с конца XVIII столетия «на подхват раскупаются простым народом, крестьянами и однодворцами» . Лубочные картинки знакомили простой люд с прошлой и настоящей жизнью России, других народов и стран. В книге воспоминаний знаменитого русского коллекционера и мецената купца Петра Ивановича Щукина о лубочных картинках есть такие впечатления: «Под сводчатыми воротами некоторых домов, выходивших на улицу, обыкновенно торговали книгами, литографиями и лубочными картинками, что придавало мрачным воротам веселый вид. Это были своего рода уличные картинные галереи. А какие забавные картинки встречались иногда<…>! Вот, например, одна, о которой не упоминает Ровинский : на англизированной белой лошади сидит верхом рыцарь в шлеме и кольчуге. С Андреевской лентой через плечо; подпись: «Государь и царь Иван Васильевич Грозный, человек справедливый, но сурьёзный» . Согласитесь, портрет просто фантастический. Фантазия народного художника выдала такую идею, которая была воплощена в картинке и затем это изображение торговцы лубком распространяли по всей России. Вид Ивана Грозного абсолютно театрализованный.


Торговец лубочными картинками. Лист из разрезной азбуки. 1870-е гг. (слева) / Петрушка Фарнос. Лубок. Конец XVIII в. (справа)

Новости, которые печатались в «Ведомостях» переводили в изображения, таким образом неграмотный народ по лубочным картинкам и комментариям косморамщика (раёшника) узнавал светские и не только новости. Тексты прибауток сегодня кажутся наивными, подчас смешными, но полтора века назад праздничная атмосфера ярмарочных гуляний заставляла замирать от восторга народ во время рассматривания картинок. Когда раёшнику приходилось комментировать картинку, о сюжете которой он не имел ни малейшего понятия, тогда он врал задорно и весело: «А эфто, пример-ро-ом, девка Винерка, в старину она богиней бывала, а теперича, значит, она на Спасских воротах на одной ножке стоит, а другою по ветру повертывается; а втащил её на ворота, стало быть, махину такую, Брюс, колдунище заморский» .

Взаимосвязь светского театра с народным в XVIII-XIX веках часто осуществлялась посредством опять же лубка. Ряд пьес, возникших на основе конкретных литературных источников, значительно переработанных могли обрести вид лубочной книжки, т.к. сюжет был представлен в картинках с подписями-комментариями. По такой книжке разыгрывалось представление, иными словами, оно инсценировалось народными исполнителями. Конечно, и в этих случаях источники были переделаны в соответствии с этикой народной драмы. Тем не менее, основные персонажи, их костюмы, главные речи близки конкретным первоисточникам.

Среди популярных лубочных романов, неоднократно инсценировавшихся, были истории о разбойниках – «Фра-Дьявол», «Могила Марии», «Черный гроб, или Кровавая звезда» и др.


Белорусская батлейка (вертеп). Конец XIX в. (слева) / «Три царя». Конец XIX в. (справа)

Интересны с точки зрения жанра петрушечная комедия и вертепная драма . И здесь тоже ряд аспектов, которые увлекают исследователей: разделение сюжетов по ярусам (два-три «этажа») вертепа, цветовая символика оформления вертепа, вид и костюмы кукол-персонажей и пр.

Кукольные комедии были завезены из Италии. Д.В. Григорович, описывая в очерке 1843 г. быт петербургских шарманщиков, среди которых кроме русских были итальянцы и немцы, замечает: «Главный промысел итальянцев — кукольная комедия. Разумеется та, которая доставляет на наших дворах столько удовольствия... не похожа на ту, которую вывез он из своего отечества. Обрусевший итальянец перевел ее как мог на словах русскому своему работнику... и тот уже преобразовал ее по-своему» . В очерке приведено и описание кукольного спектакля, в котором содержится пять из семи выделенных А.Ф. Некрыловой сцен, составляющих ядро комедии «Петрушки»: выход — представление героя, показ Невесты, лечение у Доктора, обучение солдатскому артикулу, финальная встреча с Чертом .


И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX в. (слева) / Витрина с марионетками из балаганного представления И.А. Зайцева "Цирк на сцене" (справа)

Русский Петрушка всем нам хорошо известен, узнаваем его броский костюм – остроконечный колпак и красная рубаха. Свободная красная рубаха — юпа , остроконечный колпак — турик . Это одежда русских скоморохов. Так что можно проследить родословную нашего Петрушки: не только итальянский Пульчинелла, а и русские скоморохи и их кукольные игры. Думается, что именно к периоду - конец XVII — седина XVIII в., когда скоморошество полностью исчерпало себя, и следует отнести появление Петрушки — куклы, наследующей одежду и репертуар скоморохов.

Народные представления, городские и ярмарочные гулянья просуществовали относительно недолго и все же оставили яркий след в памяти нескольких поколений, отразились на творчестве многих людей искусства. Даже для тех, кто не испытал радости быть очевидцем этих праздников, они служат источником сюжетов и тем, приёмов, образов, являются сокровищницей народной культуры и эстетики. В наши дни наблюдается всё возрастающий интерес к народным театральным традициям, он проявляется в использовании их в массовых праздниках, гуляньях, развлечениях и т.п. Исполнительские фольклорные приёмы входят в спектакли как самодеятельных, так и профессиональных театров.

Песня: «Ай во поле! / Ай, во поле! / Ай, во поле липонька!». Лубок. 1875 г.


Езда на дрожках. Дама с зонтиком. Лубок. XVIII в.

«Фомушка и Ерёмушка. Прохор да Борис». Лубок. Первая четверть XIX в.

Женский праздничный костюм. Северные губернии России. XVIII -нач.XIX в. (слева) / Женский праздничный костюм. Северные губернии России. Шёлк XVIII в., ситец XIX в. (справа)

На этом мы завершаем цикл статей (Части №№15-19), посвященных народной зрелищной культуре. Нами были рассмотрены наиболее интересные, на мой взгляд, персонажи, жанры и обряды русских народных праздников и зрелищ.

Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Спб., 1881. Т.5. С. 231

Фурманн П. Физиономия масленичных балаганов. Репертуар и пантеон, 1843. Т.1, кН.3, С.231

Дмитриев Ю.А. На старом московском гулянье. – В кн.: Театральный альманах ВТО, кн.6. С.347

ГЦТМ, ф.144, № 910, л.1

Гациский А.С. Когда угодно. - В кн.: Нижегородка. Путеводитель по Нижнему Новгороду и Нижегородской ярмарке. Н. Новгород, 1875. С. 169

ГЦТМ, ф.144, № 910, л.1

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Кон. XVIII - нач. XX века. Ленинград, 1988. С. 99

Страхов Н.И. Мои петербургские сумерки. СПб., 1810 т.2. С. 51

Д.А. Ровинский (1824-1895) – известный юрист, коллекционер, издатель и исследователь гравюр. Основные труды: «Русские народные картинки» (СПб.,1881); «Подробный словарь русских гравированных портретов» (СПб.,1895).

Щукин ПюИюВоспоминания. Из истории меценатства России. М., 1997. С. 10

Цит. по: Левитов А.И. Типы и сцены сельской ярмарки. – Соч., т. 1. С.111

Григорович Д.В. Петербургские шарманщики // Григорович Д.В. Повести и рассказы. Т.1. СПб., 1873. С.9

Некрылова А.Ф. Севернорусские варианты «Петрушки» // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. С.264