Стругацкие цикл полдень. Аркадий и Борис Стругацкие - Мир Полудня (сборник)


Как известно, Аркадий и Борис Стругацкие не задумывались о единой хронологии мира, в котором происходят события мира Полудня - им это просто было не нужно. В результате любая попытка сделать сквозную хронологию будущего по версии Стругацких окажется внутренне противоречивой. Такие противоречия содержат как "официальная" хронология мира Полудня , так и хронология С.Переслегина . Однако идея записать единую историю мира Полудня является весьма притягательной (а в случае ролевой игры по этому миру - просто необходимой). При этом составитель хронологии вынужден выбирать, каким из эпизодов книг Стругацких придавать внимание, а какими - пренебрегать, и как-то разрешать противоречия. В данном тексте рассмотрено несколько таких противоречий истории мира Полудня и мои предпочтения по способам их разрешения.

1. Точка развилки
Первый вопрос, который возникает при составлении хронологии - как вообще мир Полудня возник, где точка ветвления, переведшая наш мир на рельсы альтернативной реальности. Попытка сделать вид, что он возник в результате плавного развития Советского Союза после 2-й Мировой выглядит некрасиво и вызывает ряд недоуменных вопросов (типа "подавлена ли Пражская весна советскими танками"). Единственная известная мне осмысленная попытка обозначить точку ветвления - это одиозная идея С.Переслегина о победе фашистской Германии в 1942-м году. Эта идея (по понятным эмоциональным причинам) воспринимается в штыки большей частью читателей, кроме того, в ней присутствует неявное предположение о кардинальном пересмотре Гитлером идей нацизма: "Отбросьте все убеждения, забудьте все предрассудки - личные, классовые, религиозные, клановые, национал-социалистические, - если только они мешают добиться победы и мира" , что, на мой взгляд, в заметной степени обесценивает всю идею. Поэтому я предлагаю свой, альтернативный вариант перевода стрелок.

Предположим, что Манхэттенский проект в США был начат немного раньше, и двигался вперед еще быстрее, чем в реальности. Тогда испытание "Тринити" случилось в мае 1944-го года. Союзники высадились в Нормандии также немного раньше, чем в реальности - не в июне, а в апреле 44-го года. В результате к концу июня у союзников есть возможность освободить большую часть Франции, а американцам - начать стратегические бомбардировки Германии. При этих условиях событием, переведшим стрелки, становится атомная бомба "Малыш", сброшенная на Дрезден в начале июля 1944 года. Длительной бомбардировки в феврале 45-го года не потребовалось - город был уничтожен одной бомбой, а Соединенные Штаты предъявили Германии ультиматум - капитуляция до конца июля, или следующая атомная бомба будет сброшена на Берлин. Фанатичный Гитлер, конечно, не мог принять это предложение, однако в его окружении наверняка возникли сомнения - применение "Оружия Возмездия" против самой Германии не могло не оказать деморализующего воздействия. В результате, хотя покушение на Гитлера 20 июня оказалось неудачным, заговорщики не были арестованы - а, наоборот, получили поддержку и в итоге захватили власть. Группа военных, возглавившая временное правительство, подписала капитуляцию до конца месяца. В итоге Соединенные Штаты получили репутацию победителя во 2-й Мировой войне и возможность диктовать свои условия в большинстве освобожденных стран. Советские войска к этому моменту только недавно дошли до старой границы Советского Союза и начали военные действия на территории стран, оккупированных Германией - и в результате социалистическими стали только Румыния и Болгария. Советский Союз оказался в положении государства, потратившего больше всего сил в войне - и не получившего в результате победы почти ничего. Это ощущение формального проигрыша при фактической победе сработало мобилизующим образом (как и в версии Переслегина) - советский народ был готов отдать все свои силы ради реванша в дальнейшем соперничестве с капиталистическим миром - что и привело к экономическому рывку, как оно в реальности случилось в Веймарской республике и в Японии после 2-й Мировой.

Осознав, что США заметно обогнали всех в атомной гонке, Советский Союз делает ставку на выход в космос. Первый искусственный спутник, выведенный на орбиту в 1949-м году, восстановил баланс - теперь у СССР было средство доставки атомной бомбы в любую точку планеты. Первый полет человека в космосе был реализован через 3 года - этим человеком стал кто-то из советских летчиков-асов, воевавших в Северной Корее. Следующие 10 лет проходят в космической гонке между СССР и США. В 1961-м году на Луну высаживается американский робот "Скаймун", а спустя несколько месяцев - советский космонавт (видимо - Ю.Гагарин). Тем временем геополитическая ситуация в Европе меняется в пользу социалистического лагеря. Берлинское восстание 53-го года и Познанское и Венгерское восстания 56-го года приводят к возникновению в Германии, Польше и Венгрии социалистических республик. В 1968 году к социалистическому лагерю присоединяются Чехословакия и Франция. Решающим в космической гонке стал 1971-й год - год великого противостояния Марса. Социалистический евросоюз произвел успешную высадку на поверхность Марса, американцы не успели. С этого момента история окончательно перешла на ветку реальности, соответствующей событиям "Страны багровых туч".

2. Первый человек, родившийся на Марсе
Это простенькое противоречие, разрешение которого практически очевидно. В текстах Стругацких про двух людей говорится, что он первый человек, родившийся на Марсе - это Богдан Спицын в "Стране багровых туч" и Евгений Славин в "Полдне, XXII век". Учитывая, что экспедиция Хиуса-2 на Венеру состоялась в 1991-м году, версию со Спицыным следует отбросить - она никак не совмещается с первой высадкой на Марс в 1971-м.

3. Вторая точка развилки
Возможно, это неочевидно - но одного только выхода человечества в космос недостаточно для возникновения мира Полудня. Более того, Стругацкие это хорошо понимали - и Иван Жилин в финале "Стажеров" озвучил эту мысль: "главное - на Земле". Во времена Краюхина, Быкова и Жилина заметная доля людей на Земле еще не могла разделить их стремлений, выбор между интересной работой и интересным развлечением был пока неочевиден. Возникновение мира Полудня было невозможно без воспитания "человека будущего". Эта задача, как известно, была решена путем создания системы интернатов, однако как произошла столь кардинальная смена системы воспитания и обучения - нам неизвестно. Можно только лишь пытаться описать предшествующие этому события.

Жилин, вернувшийся на Землю, понимает, что прежде чем учить людей жить интересно - надо просто дать им возможность жить, - и идет в миротворческие войска, гасящие конфликты на окраине коммунистического мира. И где-то там судьба сводит его с еще одним человеком, вынашивающим идеи о новой теории воспитания - Георгием Носовым. Несомненно, у них были и другие единомышленники. Спустя несколько лет, уже после истории со слэгом, их идеи вылились в "долгосрочную правительственную программу создания современной базы подготовки педагогических кадров высшей квалификации". У системы экспериментальных лицеев было два варианта будущего: "оказывается, существуют две крайние точки зрения. Одни считают, что лицеи надобно упразднить как заведения элитарные и противоречащие демократии, а другие - что сеть лицеев, наоборот, надлежит всемерно расширять и открывать по стране не три лицея в год, как сейчас, а тридцать три. Или триста тридцать три." Второй вариант был гораздо менее вероятен, но в мире Полудня каким-то чудом был выбран именно он, а профессия учителя стала одной из самых уважаемых профессий.

4. Вечный Горбовский
Впервые фамилия Горбовский упоминается в "Частных предположениях" - там некий Горбовский, капитан "Тариэля" и первой звездной экспедиции к системе Тайи - читает Валентину Петрову стихотворение про полет ракеты быстрее скорости света. Учитывая, что Валька Петров учился вместе с Сергеем Кондратьевым, это происходит примерно в 20-х годах 21-го века. С другой стороны, Леонид Андреевич Горбовский дожил до Большого Откровения, а Кондратьев в начале 22-го века явно не узнает Леонида Андреевича - поэтому следует предположить, что в "Частных предположениях" действует Андрей Горбовский, который благополучно вернулся из первой звездной в конце 21-го века, и после этого у него родился сын, всем известный Л.А.Горбовский, который пошел по стопам отца и даже свой корабль назвал так же.

Отметим, что благодаря своей профессии время для Леонида Андреевича течет медленнее, чем для окружающих. В 21-м веке полет на фотонном звездолете с околосветовыми скоростями к ближайшей звезде легко мог дать фору в 50 лет, как случилось с Горбовским-старшим. В начале 22-го века была открыта деритринитация, открывшая путь к далеким звездам. Однако на заре ее использования выход на режим деритринитации все еще требовал набора околосветовых скоростей, в результате полеты к звездам занимали несколько лет - Горбовский при полете к Владиславе разминулся с Антоном Быковым, улетевшим оттуда полтора года назад. К моменту событий "Далекой радуги" время перехода в состояние деритринитации требовал уже часы - "Стрела" обещала вернуться через 10 часов. В дальнейшем нуль-Т - более продвинутый вариант прокола пространства - стал происходить практически мгновенно.

5. Сколько было Быковых
Вторая фамилия, которая встречается в истории мира Полудня на протяжении нескольких веков - это Быков. Впрочем, здесь меньше вопросов, в "Испытании СКИБР" прямо говорится: "Антон Быков, знаменитый межпланетник, сын и внук межпланетников". Таким образом, Быковых было как минимум трое. Первый - герой серии книг от "Страны багровых туч" до "Стажеров". Про второго упомянуто мельком - Славин, попав в 22-й век и узнав про деритринитацию, вспоминает, что "это приблизительно то, что предсказывал в наше время Быков-младший". Надо полагать, впоследствии Быков-младший стал капитаном второй звездной экспедиции, упомянутой в "Частных предположениях", а Антон Быков - его сын, родившийся после его возвращения в конце 21-го века. Отметим, что история со СКИБРами происходила в 20-30-х годах 22-го века - Атос-Сидоров в "Полудне" вспоминает, что их появление случилось во времена его молодости.

6. Когда придумали биоблокаду
Имеющиеся хронологии датируют появление биоблокады серединой 21-го века - на основании фразы Тойво из "Волны гасят ветер": "Биоблокада, она же Токийская процедура, систематически применяется на Земле и на Периферии около ста пятидесяти лет." Однако, с другой стороны, совершенно точно известно, что биоблокада создана на основе "бактерии жизни", открытой в начале 22-го века. При этом следует отметить, что сперва была создана временная биоблокада, инъекции которой необходимо было делать каждые несколько дней. Пожизненную биоблокаду, точнее - фукумизацию, о которой говорит Тойво, изобрели позднее. Таким образом, биоблокаду никак не могли изобрести в середине 21-го века, скорее уж она появилась в середине 22-го. Впрочем, следующий пункт нашей программы позволит объяснить фразу из отчета Тойво Глумова.

7. И дольше века длится Полдень
В истории мира Полудня встречается не так много точных дат. Мы знаем, что "Таймыр" вернулся в 2119 году. Кроме того, точно датированы события "Жука в муравейнике" и рапорты Тойво Глумова в "Волны гасят ветер" - нам известно, что Лев Абалкин погиб в 78-м году, а Тойво стал люденом в 99-м. Эти даты даны без указания века, и обычно их, не задумываясь, относят к 22-му веку. При этом события оказываются спрессованы крайне плотно, и рядом оказываются факты, явно относящиеся к разным эпохам освоения космоса: Д-звездолеты и нуль-Т, первый контакт с первой внеземной цивилизацией и прогрессорство, и т.п.

При этом в двух книгах Стругацких есть однозначное указание на 23-й век. Во-первых, в радиограмме, запрошенной Комовым в процессе операции "Ковчег", сказано: "ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ЗВЕЗДОЛЕТ „ПИЛИГРИМ“. ПРИПИСАН К ПОРТУ ДЕЙМОС, ОТБЫЛ ВТОРОГО ЯНВАРЯ ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОГО ГОДА В СВОБОДНЫЙ ПОИСК В ЗОНУ „Ц“. ПОСЛЕДНИЙ ОТЗЫВ ПОЛУЧЕН ШЕСТОГО МАЯ ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ИЗ ОБЛАСТИ „ТЕНЬ“. ЭКИПАЖ: СЕМЕНОВА МАРИЯ-ЛУИЗА И СЕМЕНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ. С ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АПРЕЛЯ ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕГО ГОДА ПАССАЖИР: СЕМЕНОВ ПЬЕР АЛЕКСАНДРОВИЧ". С этой датой не все ладно, как мы увидим дальше, однако то, что эпоха ГСП отделена почти веком от событий "Далекой радуги", когда нуль-Т только осваивалась, весьма логично. Второе упоминание 23-го века встречается в "Попытке к бегству": "Юлианский день двадцать пять сорок два девятьсот шестьдесят семь. Вторая планета системы ЕН 7031 нарекается Саулой, по имени члена экипажа историка Саула Репнина." Юлианский день - это однозначная хронологическая шкала, и упомянутая выше дата соотвествует 22 апреля 2250 года.

Вариант, в котором мир Полудня существовал в течение двух веков, значительно более правдоподобен. В этом случае большая часть событий "Полудня, XXII век" происходят в первой половине 22-го века, "Далекая радуга" и "Беспокойство" - во второй его половине, а все остальные книги из истории мира Полудня относятся уже к 23-му веку. Более подробно преимущества этого варианта обсуждаются в статье Максимова "Блеск и нищета бриллиантовых дорог" - хотя другие идеи автора этой статьи в заметной степени сомнительны.

8. Когда родился Малыш
Согласно тексту радиограммы, Малыш, он же - Семенов Пьер Александрович родился в 33 году. На момент операции "Ковчег" ему примерно 12 лет, т.е. события "Малыша", казалось бы, должны происходить примерно в 45 году. Однако это совершенно невозможно. Из истории подкидышей мы знаем, что они, и Лев Абалкин в т.ч. родились в 38-м году, а Майя Глумова была на 3 года младше. Таким образом, в 45 году ей было 4 года, и она никак не могла принимать участие в операции "Ковчег". Поскольку история подкидышей - центральная история последних десятилетий Полудня, то было бы неправильно корректировать дату их рождения. Удобнее признать, что Малыш родился примерно на 20 лет позже - примерно в 53 году.

9. Драмба игнорирует уран
Бойцовый кот Гаг совершенно здраво рассматривал робота Драмбу как источник ценной информации. К сожалению, "чтобы правильно задать вопрос - нужно знать большую часть ответа", и его знаний не хватило, чтобы вычленить действительно ценные сведения. В числе прочего, Драмба сообщает: "Мой первый хозяин – Ян, отец Корнея. Ян передал меня Корнею. Это было тридцать лет назад, когда Ян удалился, а Корней выстроил дом на месте лагеря Яна." Однако мы знаем, что Корней Яшмаа - один из подкидышей, и его родители ничего о нем не знали. Более того, любой землянин, умеющий работать с БВИ, смог бы выяснить, что Корней - посмертный сын, и, следовательно, не мог встречаться со своим отцом. Таким образом, налицо противоречие, но Гаг не смог его обнаружить. А вот сын Корнея, общавшийся с Драмбой на 11 лет раньше - смог бы. Возникает предположение, что Корней сам внес в память Драмбы ложные воспоминания, чтоб его сын обнаружил противоречие и попытался докопаться до правды - т.е. до истории подкидышей. И, как и в истории Абалкина, невозможно определить, что толкнуло Корнея на этот шаг - "программа Странников" или человеческие эмоции, вызванные сложностями в отношениях с женой и сыном.

Мир Полудня - литературный мир, в котором происходят события, описанные братьями Стругацкими в цикле романов, первой книгой которого является "Полдень. XXII Век" (с него пошло и название мира), а последней - "Волны гасят ветер". Несмотря на кажущуюся утопичность Вселенной, мир Полудня полон проблем и конфликтов, не чуждых и нашему времени.

Победа коммунизма и технологические достижения Земли в XXII веке решили проблему нехватки ресурсов и избавили людей от необходимости физического труда, что, в свою очередь, со временем привело и к отказу от торгово-рыночных отношений и денег. Знание стало самым важным ресурсом.

Наиболее необычной характеристикой мира Полудня по сравнению с другими известными фантастическими вселенными является практически полная чуждость ему идей империализма. Ни одна разумная раса мира Полудня не занималась построением галактической империи (альтернативный вариант - республики): ни в двадцать втором веке по летоисчислению Земли, ни до этого. Вместо этого они предпочитают держаться у своих родных планет, и лишь самые развитые технологически (люди Земли и, предположительно, Странники) позволяют себе вмешиваться в дела других планет, и только в форме т. н. "прогрессорства", безвозмездного тайного способствования развитию культуры отдельной цивилизации.

На Земле в XXII веке царит глобальная технократия, верхушкой которой является Мировой совет, законодательный и исполнительный орган власти, членами которого являются самые известные ученые, философы, историки и стратеги (60% составляют учителя и врачи). Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба, оставляя управление колоний местным планетарным Советам.

Несмотря на то, что наука и техника справились с проблемой удовлетворения всех базовых потребностей людей, это привело к появлению отдельного слоя общества, представители которого не были в состоянии занять высокое положение в академической иерархии или стать известными деятелями искусства, но и заниматься простейшей работой вроде надсмотра над роботами не желали. Такие люди, как правило, добровольно отправлялись на исследование неизвестных планет и регионов космоса, иногда вступая в контакт с местными цивилизациями. Несмотря на откровенное недовольство правительства по поводу такого непрофессионализма, эта практика была достаточно полезна в свое время, чтобы ее узаконить.

Помимо людей, в мире Полудня присутствует также ряд других цивилизаций и разумных рас. Многие из них схожи с жителями Земли, в то время как некоторые настолько от них отличаются, что их разумность годами находилась под вопросом. Некоторые внеземные цивилизации также поддерживают дипломатический контакт с Землёй. По неясным причинам, большинство обитаемых планет заселено гуманоидами, генетически почти что неотличимыми от людей Земли, но, как правило, это списывается на манипуляции Странников.

Странники - несомненно, самая загадочная внеземная раса мира Полудня. С их технологическим развитием может сравниться только их страсть к конспирации, с которой они маскируют всю свою активность в мире Полудня. Несмотря на то, что людям так и не удалось осознать преследуемые ими цели, множество признаков указывают на то, что Странники обладают собственным институтом прогрессорства и исподволь развивают другие цивилизации. При этом они избирают самые непонятные формы действия (с точки зрения других цивилизаций). Например, достаточно вспомнить случай с планетой Надежда ("Жук в муравейнике"). По свидетельству Максима Каммерера, от чьего имени идёт изложение, это было самое значительное по масштабам и самое недавнее по времени вмешательство Странников в судьбы других цивилизаций. На планете в результате загрязнения произошла экологическая катастрофа, приведшая к "бешенству генных структур" (старение ускоренными темпами начиная с какого-то возраста). Когда авторы придумывали историю о болезни обитателей Надежды, проявлявшейся в ускоренном старении организма, они не подозревали о существовании болезни прогерии в реальности. Странники организовывают уход населения через межпространственные тоннели, а затем начинают насильно переносить в "другой мир" тех, кто предпочёл остаться, даже несмотря на их ожесточённое сопротивление.

Цикл, посвященный миру Полудня, включает в себя десять романов (приведены в хронологическом порядке):

  • ·"Полдень. XXII век"
  • ·"Попытка к бегству"
  • ·"Далекая Радуга"
  • ·"Трудно быть богом"
  • ·"Беспокойство" - изначальный вариант повести "Улитка на склоне"
  • ·"Обитаемый остров"
  • ·"Парень из преисподней"
  • ·"Жук в муравейнике"
  • ·"Волны гасят ветер"

Помимо вышеперечисленных книг, с миром Полудня в той или иной мере связаны произведения "Страна багровых туч", "Путь на Амальтею", "Стажеры", "Испытание СКИБР", "Частные предположения" и "Хищные вещи века", а также сказка А. Ярославцева (псевдоним А. Стругацкого)"Экспедиция в преисподнюю".

Мир Полудня, созданный Стругацкими, подвергался и до сих пор подвергается постоянной критике со стороны как коллег-писателей, так и читателей. Зачастую она проявляется в виде литературных произведений, описывающих альтернативы миру Стругацких, или пародий на него.

По мнению наиболее непримиримого критика - писателя и поэта Юрия Нестеренко, общественное устройство мира Полудня представляет собой фашизм, что проявляется в наличии тайной полиции, контроля над инакомыслием, запрета на свободное развитие науки, "тотального промывания мозгов, параноидальной ксенофобии, махрового антропорасизма и геноцида". Взгляды Нестеренко изложены в его статье "Слепящий свет полудня, или Фашизм братьев Стругацких". Они довольно сомнительны, хотя в пользу Нестеренко говорит отталкивающий образ Рудольфа Сикорски (Экселенца) ("Жук в муравейнике").

Для воспитания нового человека Стругацкие описали в "Полдень. XXII век" сеть интернатов. Их Теория Воспитания подвергалась оживленной критике, которая ещё не утихла.

Новеллы "Полдень. XXII век" связанны друг с другом (весьма условно) местом и временем действия: объединённое человечество XXII века - и героями. Герои повести обозначаются в самом её начале в двух эпизодах - "Перестарок", где на Землю возвращается космический корабль, запущенный ещё в предыдущем столетии, - и "Злоумышленники" - новелле о юных воспитанниках Аньюдинской школы. Повесть ненавязчиво прослеживает судьбу как главных, так и эпизодических героев в течение всего XXII века.

Прием использования новелл, связанных общими героями, позволил авторам предложить внимательному читателю литературную игру: обнаружить в каждой новелле таких связующих героев, иногда возникающих на самом дальнем плане.

Писатели осваивают новый прием: не объяснять технические новшества для читателя, а включать их в повествование как естественный, привычный атрибут описываемой реальности.

Авторы отдали дань привычной в то время теме и насытили повесть техническими деталями и эпизодами, которые, будучи развёрнутыми, сами по себе стали бы антологией научно-фантастических рассказов жюль-верновского типа. Специально стоит отметить тему освоения космоса и кибернетизации (авторам принадлежит честь введения в фантастический обиход термина "кибер").

В повести защищается тезис, что люди "коммунистического типа" (а по Стругацким, это люди всесторонне образованные, творческие в широком смысле, ответственные за взятое на себя и честные перед собой и другими) суть такие же, как лучшие люди настоящего, они "живут уже сейчас". Чтобы нынешние лучшие исключения стали правилом в будущем, нужна, считают авторы, система нового воспитания и обучения. Так в творчестве Стругацких появляется новая тема, тема которая станет основной до самого конца: тема Учителя и Учительства.

Стругацкие моделируют биологическую (экологическую) цивилизацию; рассматривают ситуацию конфликтного контакта.

В заключительном эссе повести делается попытка "сверхдальнего прогноза" будущего. Эта тема в дальнейшем преобразуется в теорию Вертикального прогресса и найдёт свое пессимистичное завершение в романе "Волны гасят ветер".

Следующее произведение цикла - "Попытка к бегству". Это скорее роман-предупреждение, чем роман-утопия. Подобно С. Лему, начав с утверждения идеала, Стругацкие перешли потом к показу тех возможных препятствий и противоречий, которые могут встретиться в дальнейшем или громоздятся на нашем пути уже сегодня.

"Дорогие мальчики! Простите меня за обман. Я не историк. Я просто сбежал к вам, потому что хотел спастись. Вы этого не поймете. У меня осталась всего одна обойма, и меня взяла тоска. А теперь мне стыдно, и я возвращаюсь. А вы возвращайтесь на Саулу и делайте свое дело, а я уж доделаю свое. У меня еще целая обойма. Иду. Прощайте. Ваш С. Репнин".

С таким письмом обращается к своим молодым друзьям неведомо откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший Саул - главный герой повести Стругацких "Попытка к бегству".

Человек нашей эпохи, совершивший со своими далекими потомками "туристское путешествие" на неизвестную планету и столкнувшийся там с деспотизмом, варварством, произволом, кровавыми расправами - со всем тем, что стало, по-видимому, далекой историей для его спутников, этот странный человек возвращается в прошлое, чтобы до конца выполнить свой нравственный и гражданский долг. И Саул-Репнин погибает в фашистском концентрационном лагере, выпустив по врагам последнюю обойму из захваченного у них "шмайсера".

Временные смещения, создающие условный аллегорический фон, конечно, не следует понимать буквально. И не нужно искать объяснения, каким образом Репнин стал Саулом и попал в далекое будущее. Надо только правильно понять подтекст этой повести: ни при каких обстоятельствах невозможно совершить скачок в будущее, не взрыхлив для него и не пропитав кровью и потом почву настоящего.

Человек и общество - так можно определить главную тему и последующих повестей Стругацких. В своих фантастических социальных проекциях они выдвигают на первый план острые, а иной раз трагические конфликты, к которым приводят неизбежные противоречия между стремлением человека покорить Вселенную и сопротивлением косной материи; между могуществом творческого Разума и невозможностью проявить его силы в определенных исторических условиях; между субъективным пониманием нравственного долга и объективными закономерностями общественного развития. С такими философско-этическими конфликтами мы сталкиваемся и в "Далекой радуге", и в "Трудно быть богом", и в других произведениях братьев Стругацких.

Умудрённый жизнью в XX веке, Саул считает, что социальное преобразование общества неотделимо от морального взросления его членов и для преобразования Саулы необходима ломка этических парадигм всего населения планеты, а этот процесс гораздо более тяжел и продолжителен. Здесь звучит тема Учительства, одна из основных в творчестве Стругацких.

Предвосхищая проблематику повести "Трудно быть богом", Саул задаётся вопросом этического шока, который неизбежно возникнет у человека будущего, погружающегося в принципиально иную морально-этическую действительность. Он буквально цитирует сюжетный ход будущей повести: "А что вы будете делать, когда придется стрелять? А вам придется стрелять, Вадим, когда вашу подругу-учительницу распнут грязные монахи…" Ответа на этот вопрос нет в "Попытке…", Стругацкие не дадут на него ответа и позже, не смотря на сформулированное ими кредо прогрессоров: "…существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться. ("Жук в муравейнике")

Саул формулирует максиму, остающуюся верной при всей своей неопределенности: чтобы подвигнуть людей на изменение, "начинать нужно с того, что сеет сомнение" в устоявшихся понятиях. Здесь Саул - один из "хотящих странного", тех, кого власть на Сауле заключала в лагерь, диссидент в буквальном, изначальном смысле этого слова. Кстати, имеется непроверенная информация, что Саул в первоначальном варианте должен был совершить побег из ГУЛАГа, а не из гитлеровского концлагеря.

Наиболее трудной для понимания выступает повесть "Трудно быть богом". Действие повести разворачивается в будущем на другой планете, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации и пытающиеся направить его по наиболее гуманному из возможных путей.

Главный герой - землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под именем дворянина Руматы Эсторского. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции - идут гонения на "грамотеев", и одной из задач Антона-Руматы является спасение учёных и поэтов и переправка их в более безопасные регионы. При этом на Антона, как и на всех полевых сотрудников Института экспериментальной истории, наложено жёсткое ограничение: мастерски владея оружием, они не имеют права применять его для убийства. Ограничение связано как со стратегией минимального вмешательства, так и с естественным для человека будущего нравственным запретом на убийство.

Работа Антона-Руматы в условиях царящего в Арканаре бесчеловечного мракобесия приводит его к глубокому внутреннему конфликту: не имея права активно вмешиваться в события, он в то же время начинает считать такое вмешательство своим нравственным долгом. Но в условиях Арканара такое вмешательство с неизбежностью приведёт к необходимости убивать…

"Трудно быть богом", это первое произведение из цикла Мира Полудня, где появляется прогрессор в образе Антона. В книге миссия Антона-Руматы терпит полный провал и, тем самым, наглядно демонстрирует насколько сложны и взаимопротиворечивы задачи, стоящие перед институтом прогрессоров.

В повести "Беспокойство" - первоначальном варианте "Улитки на склоне" - в главах о лесе авторы поднимают проблему выбора в ситуации противостояния со сверхчеловеческой силой (см. повести "Далёкая радуга", "За миллиард лет до конца света" и др.). Михаил Сидоров по прозвищу Атос делает выбор в пользу борьбы, как бы она ни была сложна. В главах о Базе основная проблема - о пределе человеческого знания. Горбовский интуитивно чувствует опасность для человечества, которое поверило в безграничную силу разума. Одному из персонажей он говорит: "Вы спрашиваете, чего я боюсь. Я не боюсь задач, которые ставит перед собой человечество, я боюсь задач, которые может поставить перед нами кто-нибудь другой. Это только так говорится, что человек всемогущ, потому что, видите ли, у него разум. Человек - нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души. А я не хочу, чтобы все человечество - за исключением некоторых сущеглупых - краснело бы и мучилось угрызениями совести или страдало бы от своей неполноценности и от сознания своей беспомощности, когда перед ним встанут задачи, которые оно даже и не ставило". В какой-то мере предсказания Горбовского сбудутся в романе "Волны гасят ветер", когда человечество напрямую столкнётся со Странниками.

Проблемы прогрессорства поднимаются в "трилогии Максима Каммерера" - "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер". Несомненно, высшей точкой является "Жук в муравейнике". Здесь выступает проблема "программирования человека" (характерная и для "Парня из преисподней"). В основе сюжета лежит рождение тринадцати детей из саркофага-инкубатора, созданного Странниками. Их записали посмертными детьми погибших исследователей и направили в интернаты, приставив к ним медиков, которые следили за их развитием. Дети развивались абсолютно нормально, но в определённом возрасте у них на сгибе руки появлялось родимое пятно, в виде странного значка. Ничего особенного в этих пятнах не было, если бы в саркофаге не была найдена коробочка с медальонами, на которых было изображение точно таких же знаков. Связь между медальонами и "подкидышами" была доказана. При эксперименте на регенерацию медальона после разрушения он не восстановился, а вскоре умер ребёнок с родимым пятном в виде того же знака (Эдна Ласко, № 12). Так же после смерти (предположительно - самоубийства) одного из "подкидышей" Томаса Нильсона (№ 2) из футляра пропал медальон с символом косая звезда. Медальоны стали называть "детонаторами".

Лев Абалкин, вокруг тайны личности которого строится действие, является одним из "детей саркофага" (№ 7). Его знаком была стилизованная буква "Ж". Кстати, знак у него появился первым.

На основании "достаточно элементарных", по словам Сикорски, "соображений", все выросшие люди из саркофага были отправлены подальше от Земли с запретом посещать планету, а сама коробка была направлена в закрытый отдел музея.

В сложных событиях на Саракше Лев Абалкин узнал о том, что ему запрещено посещать Землю. (кстати, интересно, почему другой подкидыш - Корней Яшмаа, № 11 - живёт на Земле и только по работе наведывается на Гиганду, судя по "Парню из преисподней"). В нарушение норм Абалкин бросил свою деятельность прогрессора и вернулся на Землю по возможности тихо. Запрет на своё посещение Земли он сопоставил с аналогичным запретом для андроидов. Он пытался понять и доказать сам себе, что он обычный человек, а не андроид, а способ сделать это - проверить своё прошлое на предмет подлинности. Абалкин встречался со своими знакомыми, приезжал к Головану, с которым когда-то вместе работал.

По мнению Сикорски все эти метания Абалкина являются не чем иным, как действием заложенной в него программы и сопротивляющимся сознанием. "Ведь он не понимает, что с ним происходит. Программа требует от него нечеловеческого, а сознание тщится трансформировать это требование во что-то хоть мало-мальски осмысленное. Он мечется, он совершает странные и нелепые поступки. Чего-то вроде этого я и ожидал.", говорит Сикорски. Он боится, что "подкидыши" окажутся не "Жуками в муравейнике", т.е. "умные дяди из чисто научного любопытства сунули в муравейник жука и с огромным прилежанием регистрируют все нюансы муравьиной психологии", как считает Горбовский, а "хорьками в курятнике" и ничто не может изменить его мнения. Сикорски снова устраивает облаву на Абалкина, он не может допустить объединения медальона и человека. Максим пытается остановить Абалкина, что бы тот не шёл в музей. Но Лев непреклонен, следовательно выхода нет. Рудольф Сикорски стреляет в Абалкина и убивает его.

Отметим, что, как убеждается Максим Каммерер в ходе своего расследования, Экселенц гасит в Абалкине всё, к чему у того обнаруживается склонность, на протяжении двадцати лет. Не давая развиться потенциальному зоопсихологу, Экселенц добивается того, чтобы Абалкин стал рядовым прогрессором (например, прекращение операций "Человек и Голованы" и "Голован в космосе", направление Абалкина вместо Голубой Змеи в Хонти и в Островную Империю). Фактически, подозревая в Абалкине наличие какой-то программы Странников, Экселенц пытается создать для него свою программу, и в этом отношении он сам совершает худшее из того, что только предполагает о Странниках.

В "Жуке в муравейнике" мы впервые сталкиваемся явно с отрицательными сторонами Мира Полудня:

Проблема ксенофобии В сюжете демонстрируется как то, что в другой книге "Волны гасят ветер" Максим Каммерер определил как "Синдром Сикорски" ("комплекс неуправляемого страха перед возможным вторжением Странников"). Заражен этим синдромом оказался не только сам Экселенц, но и огромная часть жителей Мира Полдня, живущих под девизом: "Чужой - всегда плохой, ущербен, злобен и бесправен". Причем ксенофобия проявляется не только против Странников или "подкидышей", но и голованов и прочих инопланетян (в особенности - тагорян).

2. Проблема прав человека. "Подкидышам" не предоставили в полной мере права людей, хотя никем не было доказано, что они не люди. Именно лицемерие власть имущих в этом вопросе и привело к трагедии с Абалкиным. Вспомним, что Экселенц настоял на своём в принятии четырёх требований. Не брезгуют представители власти и двойными стандартами (вспомним различное положение Корнея Яшмаа и Льва Абалкина).

Проблема манипулирования сознанием людей с помощью средств массовой информации (СМИ). В Мире Полдня - это манипулирование людьми с помощью Большого Всемирного Информатора (БВИ), в котором обычный житель Мира Полдня может узнать только то, что разрешено власть имущими. В частности, Максим Каммерер пытается узнать, что такое операция "Зеркало" и получает отказ, хотя является сотрудником КОМКОНа-2 - фактически особистом будущего. Позже он узнаёт, что это были глобальные учения по отражению возможной агрессии извне (вероятно - вторжения Странников). Экселенц, оказывается, был одним из руководителей этой операции - он отвечал за сохранение её секретности.

Последнее произведение цикла - "Волны гасят ветер". Здесь выходит новая проблема - появление люденов - расы людей с нечеловеческими способностями. Это уже выход на новый уровень. Но весь цикл не имеет сюжетного финала. Смерть Аркадия Стругацкого помешала этому, Борис не решился один продолжать работу над циклом. Правда, в 90-е годы он дал разрешение на публикацию ряда продолжений, написанных другими авторами (трёхтомник "Время учеников").

Сейчас больше нет некоммунистов. Все десять миллиардов - коммунисты… Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста - изобилие и душевная и физическая красота - перестала быть целью. Теперь это реальность.

Романы

Цикл, посвящённый миру Полудня, включает в себя десять произведений (приведены по хронологии написания):

Ненаписанный роман

Время учеников и другие вольные продолжения

См. основную статью, Время учеников

В конце же 1990-х был опубликован ряд произведений, созданных российскими фантастами на основе книг Стругацких (с разрешения Бориса Натановича) и названных собирательным именем «Время учеников ». Многие из этих повестей относились к миру Полудня. «Время учеников» - пять сборников рассказов и повестей, написанных различными авторами. В 2011 году издательство АСТ начинает выпуск новой серии книг, действие которых происходит в Мире Полудня, а именно на планете Саракш. Серия получила название «Проект Аркадия и Бориса Стругацких „Обитаемый Остров“», и на данный момент в неё входят девять произведений: «Война Ротмистра Тоота» Владимира Свержина , «Саракш: Кольцо Ненависти» Владимира Контровского, «Бомбовоз Его Высочества» Алексея Волкова , «Отдел «Массаракш» Антона Первушина ,Игоря Минакова,Максима Хорсуна, «Атомная крепость» Федора Березина , «Один в поле» Андрея Ерпылева, «Мир Ротмистра Тоота» Владимира Свержина , «Век одиночества» Андрея Чернецова,Валентина Леженды, «Ружья еретиков» Анны Фенх.

Персонажи

  • Горбовский, Леонид

Прогрессоры

См. основную статью, Прогрессоры

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и изначально использовался исключительно в мире Полудня. В современной научно-фантастической литературе прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей.

Планеты

Разумные расы

Кроме того, существует ряд существ, чья разумность не поддается подтверждению или опровержению, включающий, помимо прочего, септоидов (см. «Полдень. XXII век » ), полуразумного доисторического моллюска катапуморидако (см. «Волны гасят ветер » ) и неопознанное предположительно разумное существо, убитое Полем Гнедых в системе Крукса (см. «П22В» ).

Большое Откровение

Теория воспитания Стругацких

Для воспитания нового человека Стругацкие описали в «Полдень. XXII век» сеть интернатов. Их Теория Воспитания подвергалась оживленной критике, которая ещё не утихла.

Полемика

Одним из примеров полемики с Миром Полудня (а также с миром, описанным Иваном Ефремовым в романе Туманность Андромеды) является Мир Геометров Сергея Лукьяненко , описанный в дилогии «Звёзды - холодные игрушки ». Геометры были убеждены в возможности построения межзвёздного братства рас (фактически, формы империализма, не свойственного миру Полудня) и преследовали свою цель, подводя под свой уровень технологии все встреченные цивилизации и предлагая им после этого дружбу и братство. Таким образом, «прогрессорами » называли себя те Геометры, в чьи обязанности входило поднятие научного и социального статуса менее развитых цивилизаций. По аналогии, существовали и «регрессоры», которым поручалось снижение уровня чересчур развитых рас (т. н. «Старших Рас» по терминологии книг) путем уничтожения «лишних» научных и культурных достижений до тех пор, пока они не были готовы присоединиться к братству Геометров.

Пародии

Мир Полудня Стругацких стал предметом многочисленных продолжений, подражаний и пародий. Существует масса фэн-литературы и вебсайтов, к примеру:

Я хорошо понимаю, кто сидит передо мной на этом плетёном кресле. Я - представитель Комкона-2, который целью своей поставил разных там Странников из обращения изымать. А ты, О’Ты, именно к ихнему племени и относишься. И не надо мне возражать, ты раскрыт, Странник.

Почему это у вас на Странников такой зуб?

Они угрожают безопасности Объединенного Человечества… Мы не можем ни на секунду забыть об угрозе, которую они нам источают. Мы, комконовцы, все как один, каменной стеной станем на пути их кровавых поползновений. Мы не позволим каким-то там Странникам порабощать нас, угнетать, шантажировать и убивать направо-налево и что там еще они делают с другими цивилизациями.

- Владимир Покровский . «Планета, где всё можно»

Примечания

См. также

Ссылки

  • Михаил Шавшин, «XXII век - опыт историографии» (история мира Полудня)
  • Мир Полудня (портал Тол-Эрессеа) - биографии, расы, технологии и т. д.

Аркадий и Борис Стругацкие

Мир Полудня (сборник)

© А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий, наследники, 2013

© ООО «Издательство АСТ», 2016

Страна багровых туч

Часть первая

Седьмой полигон

Серьезный разговор

Секретарь поднял на Быкова единственный глаз:

– Из Средней Азии?

– Документы…

Он требовательно протянул через стол темную, похожую на клешню руку с непомерно длинным указательным пальцем; трех пальцев и половины ладони у секретаря не было. Быков вложил в эту руку командировочное предписание и удостоверение. Неторопливо развернув предписание, секретарь прочел:

«Инженер-механик гобийской советско-китайской экспедиционной базы Быков Алексей Петрович направляется Министерством геологии для переговоров о дальнейшем прохождении службы. Основание – запрос ГКМПС от…»

Затем он мельком проглядел удостоверение, вернул его и указал на дверь, обитую черной клеенкой:

– Пройдите. Товарищ Краюхин вас ждет.

Быков спросил:

– Предписание останется у вас?

– Предписание останется у меня.

В креслах вдоль стен приемной сидело несколько человек, ожидающих, по-видимому, своей очереди или вызова. Никто из них не обратил на Алексея Петровича никакого внимания. Это показалось ему странным – о нравах в приемных столичных учреждений он слыхал совсем другое. Но и одноглазый секретарь, и покладистые посетители мгновенно вылетели у него из головы, когда он перешагнул через порог кабинета.

В просторном и сумрачном кабинете окна были закрыты бамбуковыми шторами. Тускло отсвечивали голые пластмассовые стены. Пол был покрыт мягким красным ковром. Быков огляделся, ища глазами хозяина кабинета, и возле широкого и пустынного письменного стола увидел две лысины. Одна лысина, бледная, даже какая-то сероватая, неподвижно возвышалась над спинкой кресла для посетителей. Другая, светло-шафрановая, наклонилась над папками по другую сторону стола и раскачивалась, словно ее обладатель недоверчиво обнюхивал лежащие перед ним кальки и голубые светокопии чертежей.

Затем Быков увидел третью лысину: она принадлежала безобразно толстой фигуре в сером комбинезоне, развалившейся на ковре, неуклюже уткнувшись серой плешивой головой в угол между стеной и сейфом. От шеи под стол тянулась круглая веревка…

В конце концов, у каждого начальника свои привычки, но не зашел ли этот слишком далеко? Быков неловко переступил с ноги на ногу, снова подергал «молнию» куртки и тревожно оглянулся на дверь. В этот миг шафрановая лысина исчезла. Послышалось сопение, и глухой, простуженный голос удовлетворенно произнес: «Великолепно держит! Великолепно!» И над столом медленно выросла громоздкая сутулая фигура в рабочем нейлоновом комбинезоне.

Человек этот был огромного роста, чрезвычайно широк в плечах и, вероятно, очень тяжел. Лицо его, обтянутое бурой изрытой кожей, казалось маской, тонкогубый рот сжат в прямую линию, а из-под мощного выпуклого лба холодно и внимательно уставились на Быкова круглые, без ресниц глаза.

– Что вам? – сипло осведомился он.

– Мне нужно видеть товарища Краюхина, – сказал Быков, опасливо покосившись на лысую фигуру, распростертую на ковре.

– Я Краюхин. – Человек с круглыми глазами тоже покосился на фигуру и снова уставился на Быкова.

Лысина в кресле оставалась неподвижной. Быков поколебался секунду, сделал несколько шагов вперед и представился. Краюхин слушал, наклонив голову.

– Очень рад, – сдержанно сказал он. – Я ждал вас еще вчера, товарищ Быков. Прошу садиться. – Он указал громадной, словно лопата, ладонью в сторону кресла. – Сюда, пожалуйста. Освободите место и садитесь.

Ничего не понимая, Быков подошел к столу, повернулся к креслу и едва удержал нервный смешок. В кресле лежал странный, похожий на водолазный скафандр, костюм из серой упругой ткани. Круглый серебристый колпак с металлическими застежками выступал над спинкой.

– Снимите его, положите на пол, – сказал Краюхин.

Быков оглянулся на толстое чучело, лежавшее в углу возле сейфа.

– Это тоже спецкостюм, – нетерпеливо проговорил Краюхин. – Садитесь же!

Быков поспешно освободил кресло и сел, испытывая некоторое смущение. Краюхин не мигая глядел на него.

– Так… – Он побарабанил по столу бледными пальцами. – Ну что ж, товарищ Быков, будем знакомы. Зовите меня Николай Захарович, любите, так сказать, и жалуйте. Работать вам придется под моим руководством. Если, разумеется…

Резкий звонок прервал его. Он взял трубку.

– Одну минуту, товарищ Быков… Слушаю. Да, я…

В XXII веке решили проблему нехватки ресурсов и избавили людей от необходимости физического труда, что, в свою очередь, со временем привело и к отказу от торгово-рыночных отношений и . Знание стало самым важным ресурсом.

Наиболее необычной характеристикой мира Полудня по сравнению с другими известными фантастическими вселенными (к примеру, или ) является практически полная чуждость ему идей . Ни одна разумная раса мира Полудня не занималась построением галактической империи (альтернативный вариант - республики): ни в двадцать втором веке по летоисчислению Земли, ни до этого. Вместо этого они предпочитают держаться у своих родных планет, и лишь самые развитые технологически ( Земли и, предположительно, ) позволяют себе вмешиваться в дела других планет, и только в форме т. н. , безвозмездного тайного способствования развитию технологий отдельной цивилизации.

На Земле в XXII веке царит глобальная , верхушкой которой является , законодательный и исполнительный орган власти, членами которого являются самые известные , и . Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба, оставляя управление колоний местным планетарным Советам.

Романы

Цикл, посвященный миру Полудня, включает в себя десять романов (приведены в хронологическом порядке):

Помимо вышеперечисленных книг, с миром Полудня в той или иной мере связаны произведения , «Стажеры», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» и «Хищные вещи века», а также С. Ярославцева ( ) «Экспедиция в преисподнюю».

Ненаписанный роман

Время учеников

См. основную статью,

В конце же 90-х был опубликован ряд произведений, созданных российскими фантастами на основе книг Стругацких (с разрешения Бориса Натановича) и названных собирательным именем . Многие из этих повестей относились к миру Полудня. «Время учеников» - три сборника рассказов и повестей, написанных различными авторами.

Персоналии

  • Комов, Геннадий

Также см. список песоналий мира Полудня.

Прогрессоры

См. основную статью,

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и изначально использовался исключительно в мире Полудня. В современной научно-фантастической литературе прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей.

Планеты

Разумные расы

Кроме того, существует ряд существ, чья разумность не поддается подтверждению или опровежению, включающий, помимо прочего, септоидов (см. «Полдень. XXII век» ), полуразумного доисторического катапуморидако (см. «Волны гасят ветер» ) и неопознанное предположительно разумное существо, убитое Полем Гнедых в системе Крукса (см. «П22В» ).

Большое Откровение

Критика мира Полудня

Мир Полудня, созданный Стругацкими, подвергался и до сих пор подвергается постоянной критике со стороны как коллег-писателей, так и читателей. Зачастую она проявляется в виде литературных произведений, описывающих альтернативы миру Стругацких, или пародий на него.

Социальный строй

Теория воспитания Стругацких

Для воспитания нового человека Стругацкие описали в «Полдень. XXII век» сеть интернатов. Их Теория Воспитания подвергалась оживленной критике, которая ещё не утихла.

Полемика

Одним из примеров полемики с Миром Полудня является Мир Геометров Сергея Лукьяненко. Геометры были убеждены в возможности построения межзвёздного братства рас (фактически, формы империализма, не свойственного миру Полудня) и преследовали свою цель, подводя под свой уровень технологии все встреченные цивилизации и предлагая им после этого дружбу и братство. Таким образом, «прогрессорами» называли себя те Геометры, в чьи обязанности входило поднятие научного и социального статуса менее развитых цивилизаций. По аналогии, существовали и «регрессоры», которым поручалось снижение уровня чересчур развитых рас (т. н. «Старших Рас» по терминологии книг) путем уничтожения «лишних» научных и культурных достижений до тех пор, пока они не были готовы присоединиться к братству Геометров.

Пародии

Мир Полудня Стругацких стал предметом многочисленных продолжений, подражаний и пародий. Существует масса фэн-литературы и вебсайтов, к примеру:

Я хорошо понимаю, кто сидит передо мной на этом плетеном кресле. Я - представитель Комкона-2, который целью своей поставил разных там Странников из обращения изымать. А ты, О’Ты, именно к ихнему племени и относишься. И не надо мне возражать, ты раскрыт, Странник.

Почему это у вас на Странников такой зуб?

Они угрожают безопасности Объединенного Человечества…Мы не можем ни на секунду забыть об угрозе, которую они нам источают. Мы, комконовцы, все как один, каменной стеной станем на пути их кровавых поползновений. Мы не позволим каким-то там Странникам порабощать нас, угнетать, шантажировать и убивать направо-налево и что там еще они делают с другими цивилизациями.

Владимир Покровский. «Планета, где все можно»