Обж огонь полезный и опасный. "этот опасный и полезный огонь" Сообщение темы и цели урока


Крошка-сын к отцу пришёл, и спросил наш Кроха:

«Пап, огонь ведь хорошо или всё же плохо?»

Мудрый папин тот рассказ слушайте, ребята.

Ведь о том, какой огонь, знать всем очень надо.

Если в печке огонёк радостно пылает,

Он хороший, ведь для нас дом он согревает.

Нам приятно у огня посидеть, погреться

И на пляску огоньков вдоволь насмотреться.

Коль из печки уголёк на пол прыгнет смело -

Это плохо может быть для пожарных дело.

Уголёк тот на полу быстро разгорится,

И тогда несдобровать - ведь пожар случится.

И в плите огонь хорош - варит нам обеды:

Кашу, суп, компот, борщи, вкусные котлеты.

Осторожен будь и тут, это каждый знает:

Чуть прибавишь огонька - пища подгорает.

Если ж ты в поход пошёл, юным стал туристом,

То огонь костра хорош, он поможет быстро.

Мигом воду вскипятит, напечёт картошки,

Обувь, куртку высушит, обогреет ножки.

Но от доброго костра может зло случиться,

Если жаркий уголёк на траву скатится.

Зашумит огонь и жар, и погубит лес пожар.

Всё проглотит пламя злое, уничтожит всё живое.

В спичках, свечке огонёк - маленький проказник.

Отвлечёшься - в тот же миг он испортит праздник.

Прыгнет на пол, на ковёр, по столу промчится,

Скатерть, шторы подожжёт, ярко разгорится.

И тогда - пожар, беда, мчат спасатели туда.

Заливают пламя, жар, ликвидируют пожар.

А ещё есть огонёк, в праздник зажигается.

Он искрится и блестит, бенгальским называется.

Рады взрослые и дети: искры светятся, летят,

Но коварны игры эти, и опасен искропад.

На бумагу попадут - пламя вспыхнет тут как тут.

Хорошо, коль дарит свет огонёк горящий,

Прогоняет мрак и тьму, яркий он, манящий.

С найдревнейших тех времён людям помогает:

Отгоняет злых зверей, греет, освещает.

Огонёк красив, хорош, ярок и прекрасен,

Но смотри, не забывай: он горяч, опасен.

Шутки с ним нельзя шутить, будь ты осторожен.

Можно травму получить, и пожар возможен.

Огонь - проказник, озорник, бед наделать может вмиг.

Был тебе он верный друг - превратится в злюку вдруг.

Если ж правила все знать, безопасность соблюдать,

То тогда огонь хорош, теплее друга не найдёшь.

Кроха, слушай, не забудь, это ведь не сложно:

Будь внимателен с огнём, действуй осторожно.

А теперь, сынок, присядь, вот конфетку скушай.

И про то, какой огонь, сказку ты послушай.

Батищева Елена Владимировна, учитель начальных классов

Открытый урок по ОБЖ

по теме: « Огонь – друг или враг человека? »

Цели: - закрепить теоретические знания о причинах, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе;

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;

Закрепить знания о вызове пожарной службы 01.

Ход урока

1. Организация класса .

2. Работа над новым материалом.

- Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. А кто скажет,огонь-друг или враг человека?

Да, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И ребята готовы защищать огонь как нашего друга.

Учен.:

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами.

Гонит холод. Гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребята греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Учен. :

Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом – посмотри поутру,

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов…

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить.

Учен.:

Знают все: человек без огня.

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Учитель: - при неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает трудно.

(Детей знакомят с заранее подготовленной информацией о пожарах в своем городе.)

Каким бывает огонь нам расскажут вот эти ребята.

Учен.:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре
То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Учен.:

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки.

Хищник делает бросок.

Учен.:

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит – три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Учен.:

Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Сережу врач

Лечит от ожогов.

От такого пугача

Путь обычный до врача.

Учен.:

Этот дядя не жалеет

Что в лесу окурок тлеет …

На такого дядю глядя,

Мы, ребята, скажем речь:

Как же вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!

Учен.:

Да, огонь бывает разный-

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Учен.:

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль - один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся –

Пожарные торопятся.

Учитель: - Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков. По ним можно также сказать что огонь бывает разным.

Учитель : - на борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни.

Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Так как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная.

Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцать.

Из какого произведения эти строки? (С. Михалков «Дядя Степа».)

Среди героев, отличившихся на пожаре, часто бывают школьники и даже животные.

О пожарах. О бедах. Которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских.

Почему же для детей написано много книг о пожарах, о причинах пожаров и обедах, которые они приносят? (потому что часто пожары возникают по вине детей.)

На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг.

Из каких произведений взяты следующие строки? Эти произведения есть на нашей выставке.

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом…

(С. Михалков «Дядя Степа».)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(К.Чуковский «Путаница»)

С треском щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

(С.Маршак «Кошкин дом»)

3. Физкультминутка.

Дополните недостающие слова у стихотворных строк.

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те… (отнять)

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все … (убрали)

А теперь отгадайте загадки.

Учен.:

Шипит и злится,

Воды боится

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь)

Учен.:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Учен.:

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

Учен.:

Летела мошка-

Осиновая ножка.

На стог села-

Все сено съела. (Спички)

4. Работа над новым материалом.

Учитель: - ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Послушайте и запомните!

Ребята! Помните о том,

Что нельзя играть с огнем.

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен.

Спички – не тронь!

В спичках – огонь!

Не играй, дружок, со спичкой.

Помни ты, она мала.

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!

Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте,

Утюг горячий выключайте.

В избежанье всяких бед,

Огню на елку хода нет.

Запомните, дети,

Правила эти!

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 01.

01запомните этот телефон.

В случае пожара пригодится он.

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах.

1 задание: рассказать о причинах возникновения, тушения и мерах по предупреждению пожаров при ….

1 группа – пожаре в помещении

2 группа – пожаре на природе

3 группа – пожаре в транспорте.

2 задание: инсценировка телефонного разговора « Звонок по телефону 01 ».

О чем мы сегодня говорили на уроке?

А сейчас я проверю как вы усвоили материал нашего урока. Заполните карточки которые лежат на вашем столе. Надо прочитать вопросы и вычеркнуть неправильный ответ, если он есть.

6. Итог урока.

Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.

Задачи:

1) Познакомить с причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения; обучать правилам пожарной безопасности и действиям при возникновении пожара.

2) Развивать познавательный интерес к изучению нового материала.

3) Воспитывать чувство ответственности при соблюдении правил пожарной безопасности.

Сегодня мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. Мы с вами будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни. О том, как её сохранить в момент опасности.

Очень важный наш урок!

Пусть пойдёт ребятам впрок

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

Сегодня на уроке мы будем путешествовать. Во время путешествия мы познако-мимся с причинами пожара, со средствами тушения пожара и как вести себя, если воз-ник пожар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБОУ СОШ №262

Учитель Антонова Е.М.

Внеклассное занятие по ОБЖ 2-й класс

Тема: Урок – игра. «Огонь - наш друг, огонь – наш враг!»

Цель: формирование основ пожарной безопасности младших школьников.

Задачи:

  1. Познакомить с причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения; обучать правилам пожарной безопасности и действиям при возникновении пожара.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала.
  3. Воспитывать чувство ответственности при соблюдении правил пожарной безопасности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие гостей.

Сегодня мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. Мы с вами будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни. О том, как её сохранить в момент опасности.

Очень важный наш урок!

Пусть пойдёт ребятам впрок

  1. Сообщение цели и задач урока

Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

Сегодня на уроке мы будем путешествовать. Во время путешествия мы познако-мимся с причинами пожара, со средствами тушения пожара и как вести себя, если воз-ник пожар.

План игры:

  1. История появления огня.
  2. Огонь – друг
  3. Огонь – враг
  4. Огонь – символ
  5. Причины пожаров
  6. Средства тушения пожаров. Игра «Что нужно пожарному?»
  7. Ситуации
  8. Вызов пожарных. Игра
  9. Тест «Правила пожарной безопасности»
  10. Рефлексия.
  1. Немного истории.

Много тысяч лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадоч-ному брату солнца. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научи-лись получать, высекая искру ударом камень о камень.

Ребята, скажите, а огонь друг или враг? (ответы детей)

Огонь, ребята, и друг, и враг человека. Как вы считаете? Когда друг, когда враг? (ответы детей).

Ребята, есть такие понятия: «Огонь полезный и огонь опасный». Рассмотрите кар-тинки, сравните их (Демонстрация картинок «Огонь добрый» и «Огонь злой»).

Как Вы думаете, ребята, на какой из них огонь – полезный, а на какой – опасный? И почему вы так думаете? (ответы детей).

Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.

  1. Огонь – друг

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заво-дах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит ру-ду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, поле-ты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными, благодаря осво-ению и умелому применению могучей силы огня.

Читает подготовленный ученик :

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.

  1. Огонь – враг

Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

Читает подготовленный ученик :

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

  1. Огонь – символ

С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

  1. Причины пожаров
  • Неисправность электропроводки
  • Пользование самодельными предохранителями
  • Перегрузка электропроводов
  • Детская шалость
  • Затемнение электроламп сгораемыми материалами (бумагой, тканью)
  • Оставление без присмотра электрических нагревательных приборов
  • Курение

Читает подготовленный ученики:

Чтобы не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много

Выучим хотя бы пять:

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей!

И в лесу костер опасен

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или все залей водой.

Вдруг одежда загорелась

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно,

Что с огнем играть опасно!

  1. Средства тушения пожаров
  • Песок
  • Пожарный щит
  • Огнетушитель
  • Вода
  • Пожарный рукав

(Дополнительные ответы детей)

Игра «Что нужно пожарному?»

Из предложенных предметов выбрать те, которые необходимы пожарному (огнетушитель, каска, пожарный рукав)

  1. Ситуации

Ребята, вот несколько примеров ситуаций, с которыми вы можете справиться сами:

1. Как вы поступите, если загорелось кухонное полотенце? (ответы детей)

(Бросить его в раковину, залить водой. Если раковина далеко или нет воды, то плотно прижать горящий конец полотенца разделочной доской, крышкой от кастрюли и др., не горящим концом того же полотенца.)

2. А если вспыхнуло масло на сковороде? (ответы детей).

(Сразу выключить газ и плотно закрыть сковороду крышкой. Нельзя нести сковороду и заливать горящее масло водой, т.к. произойдет бурное вскипание, разбрызгивание горящего масла, ожоги рук, лица и множество очагов горения.)

3. Загорелось содержимое мусорного ведра, мусорной корзины, небольшой коробки или горят газеты в почтовом ящике в подъезде? (ответы детей).

(Сообщить взрослым; принести воду и залить огонь.)

4. В квартире появился неприятный запах горелой изоляции. Ваши действия? (ответы детей).

(Обесточить квартиру (дом), сообщить взрослым.) Вы знаете место, где можно отключить в вашей квартире (доме) электроэнергию?

  1. Вызов пожарных. Игра

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по 101.

Ребята в течение нашего урока мы часто употребляем выражение «Вызвать спаса-телей по телефону 101». А кто нам продемонстрирует, как правильно это сделать? (ответы детей)

А сейчас я продемонстрирую, как правильно вызвать спасателей. Необходимо сооб-щить следующие сведения:

– полный адрес (название населенного пункта, улицы, номер и количество этажей в доме, номер квартиры и этаж, где произошел пожар);

– место пожара (квартира, чердак, подвал, коридор, склад), что горит и возможную причину возгорания;

– свою фамилию и номер телефона.

Ребята, а почему нельзя набирать номер «101» без уважительной причины? (ответы детей).

А теперь мы поиграем с вами в игру .

Класс делиться на команды по рядам школьных парт. Дети один за другим должны подойти к телефону, набрать 101 и сообщить о пожаре. Из числа учеников необходимо выбрать диспетчеров, которые будут отвечать на «звонки». Выигрывает та команда, участники которой сделали меньше ошибок. Причины пожаров дети придумывают сами. Диспетчер должен дать рекомендации, что следует делать. Например: если зво-нивший называет причиной возгорания опрокинувшуюся свечу, то диспетчер может посоветовать просто ее затушить; если тлеет полотенце – залить в раковине водой, если горит масло на сковороде - накрыть крышкой и т.д.

9) Тест «Правила пожарной безопасности»

Дети выбирают правильный ответ и быстро поднимают карточку с цифрой 1, 2 или 3.

Если в помещении много дыма…

  1. Необходимо быстро убегать
  2. Необходимо двигаться ползком
  3. Необходимо спрятаться под кровать или в шкаф.

Если загорелась одежда…

  1. Бегать в горящей одежде, чтобы загасить пламя
  2. Падать на пол и кататься

Пожарных вызвать по телефону…

Пожарным необходимо сообщить…

  1. Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
  2. Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания
  • 10) Рефлексия

Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!

Определи свое настроение: кто устал на уроке; кому было трудно; кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.

Молодцы! Спасибо всем за урок!


Тема: Огонь полезный и опасный

Задачи: 1. Дать детям понятие о пользе и вреде огня, познакомить с причинами возникновения пожаров.
2. Подвести к осознанию необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. 3. Воспитывать ответственность за себя и за своих близких и собственную безопасность.

Ход занятия
I. Организационный момент.

Пусть пойдет ребятам впрок

Очень важный наш урок.

II.Основная часть

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела «Правила дорожного движения». Мы путешествовали по стране дорожных знаков, повторили правила поведения на регулируемом перекрестке и во время различных погодных условий, а также познакомились с правилами поведения на остановочном пункте.

2. Подготовительная работа.

Сегодня мы переходим к изучению нового интересного раздела «Правила пожарной безопасности». И чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке нам надо выполнить задание № 1 в тетрадке на странице 14.

Дети отгадывают загадку, разгадывают ребус, ответ записывают.

Так про что пойдет речь на занятии? (Про огонь).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы постараемся научиться различать огонь полезный и опасный.

4. Работа над новым материалом.

К нам на урок пришел наш давний знакомый – домовенок Кузя. Услышав тему нашего урока, он просит ответить на его вопрос: огонь – это друг или враг? (слайд 2). Поможем Кузе?

Давайте подумаем: кого мы называем другом? (Человек, с которым мы дружим, кто нам помогает, к кому мы обращаемся за помощью).

Какими словами мы охарактеризовать друга? (Добрый, ласковый, дарит тепло, послушный, он нам помогает, к нему мы обращаемся за помощью).

А что мы можем сказать про врага? (Он нас обижает, все разрушает, приносит беду, плохой, неуважительный, непослушный).

Давайте сравним высказывания о друге с характеристикой огня.

Слайд 3. Все ли слова подходят к огню и почему? Можем ли мы сказать, что огонь хороший, что он наш друг?

Давайте соотнесем высказывания про врага с характеристикой огня. Слайд 4. Подходят ли эти все слова к огню? Можно ли сказать, что огонь враг? Почему?

Так какой же вывод можно сделать: огонь – это и друг и враг. Но одновременно и другом и врагом человек не может быть, а огонь? (Огонь тоже не может быть и другом и врагом). Тот огонь, который приносит беду становится врагом. Чтобы узнать какой огонь приносит беду, нам надо разгадать кроссворд. Слайд 5. Это пожар.

Полезный огонь всегда подвластен человеку. Человек разводит огонь там, где он ему нужен. Где человек использует огонь? (С помощью огня человек плавит металл, обжигает глину, получает изделия из стекла и пластмассы. Полезный огонь газовой плиты помогает приготовить пищу.) Слайд 6.

Ребята, знайте! Слайд 7.

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

Огонь добрый только тогда, когда человек наблюдает за ним. Он не любит одиночества. Обиженый огонь превращается в злого врага и чаще всего пожары возникают по вине человека. Давайте подумаем, что может стать причиной пожара? (Залитый огонь газовой плиты, что-то загорелось на сковороде, непотушеная сигарета, не пошенный в лесу костер, когда люди сушат белье над плитой, не выключеный из розетки утюг, выпавший из печки уголек, в одну розетку включено много электроприборов, детские игры со спичками). Слайд 8,9.

Огонь – опасный враг. Слайд 10,11.

Давайте ответим домовенку Кузе. Огонь – друг или враг? Вывод дети делают самостоятельно.

5. Физкультминутка. Слайд 12.

Ребята, Кузя немного притомился и хочет отдохнуть, ведь мы покажем ему нашу физкультминутку

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

(Руки поднимаем вверх, потягиваемся)

Озирается кругом,

(Повороты головой влево, вправо)

Машет красным рукавом.

(Машут руками).

Как увидели грачи (Машем «крыльями»)

Это пламя с каланчи,

Затрубили,

Зазвонили:

Тили-тили, тили-бом!

(Руки вверх «корзинкой», наклоны вправо и влево)

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром,

(бег на месте)

А за нею во весь дух

(дыхательные упражнения)

С помелом бежит петух

Поросенок - с решетом

И козел - с фонарем.

И потушили кошкин дом.

6. Дополнительная информация.

Огонь мложет быть символом. Это олимпийский и вечный огонь.

Слайд 13. Олимпийский огонь зажигают в предверии олимпиад. Какая олимпиада состоится в этом году и где? (Зимняя, в Сочи).

Слайд 14. Вечный огонь. Это огонь, который зажигают в пам"ять о погибших воинах, солдатах.У нас в районе вечный огонь зажигают у памятника погибшим воинам. Это символ того, что всегда помним о тех, кто ценой своей жизни принес нам победу.

7.Закрепление.

Сейчас нам надо выполнить задание № 3 в тетрадях на странице 15. Надо разделить слова камин, пожар в лесу, газовая плита, печь в доме, горящее полотенце, горящий ковер на 2 группы: огонь опасный и огонь полезный.

Проверка выполненного задания. При проверке обращаем внимание на то, что словосочетания газовая плита и печь в доме могут быть размещены в двух столбиках. Ответы детей должны быть проанализированы, дети должны пояснить, почему эти понятия можно отнести в разные столбики и что надо делать, чтобы не произошло беды.

8. Работа с учебником. Страница 43.

Внимательно рассмотрите картинки. На какой из них полезный огонь может стать опасным и почему?

Вывод делают учащиеся.

9. Знакомство с правилом на странице 43.

10. Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?

Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Ребята: (Молчат)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые предметы?

Ребята: (Молчат)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил утюг?

Ребята: (Молчат)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над газом?

Ребята: (Молчат)

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол -

Еле сам живой ушёл?

Ребята: (Молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья!

Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

11. Кузины задания из корзины.

Кузя очень внимательно слушал все ваши ответы и решил дать вам новые задания, задания на внимание и смекалку. Мы ответим на все вопросы Кузи? Ну тогда вперед!

Самый спортивный огонь. (Олимпийский) Слайд 15.

Самые новогодние огни. (Новогодние огоньки, бенгальские огоньки) Слайд 16. Какие правила необходимо соблюдать, когда включаем новогодние огоньки? Какие правила надо соблюдать при обращении с бенгальскими огнями?

Какой старинный русский праздник сопровождался прыжками через огонь? (Праздник Ивана Купалы). Слайд 17. А можно ли прыгать через костер? Что может произойти? Где у нас в агрогородке празднуется этот праздник?

Что согласно русской пословице, в огне нее горит и в воде не тонет? (Правда?) Слайд 18. А вы всегда говорите правду? Могут ли друзья говорить друг другу неправду, обманывать? А кому можно говорить неправду? (Никому).

Что старая ведьма в сказке Андерсена попросила солдата достать из дупла дерева? Этот огнеопасный предмет и стал названием сказки.

(Огниво – кусок камня или металла для высекания огня ударом о кремень. «Огниво» - сказка Андерсена.) Слайд 19. Какие еще сказки Г. Х. Андерсена вы знаете?

Огнедышащий дракон из русских сказок – это…(Змей Горыныч) Слайд 20. Давайте пофантазируем, какую пользу можно было бы черпать от огнедышащего дракона?

Молодцы! Справились со всеми Кузиными заданиями. И он в память о нашей встрече дарит всем памятку.

12. Работа с памяткой.

Памятка! Никогда не нарушай правила пожарной безопасности. Не затевай игр с огнем. Даже маленькая искорка может стать причиной пожара. Огонь должен находиться там, где ему повелел человек. Если маленький огонек выскользнет наружу, он быстро превратится в большой пожар. А большой пожар – большая беда.

Ребята, помните эти правила, их нельзя забывать никогда. Рассказывайте о них своим товарищам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти свой дом, школу и другие помещения от возгорания и окажите неоценимую помощь в деле предупреждения пожаров работникам пожарной службы. А если случилась беда, то по какому номеру надо звонить?

13. Игра «Позвони по 101» Слайд 21. Дети набирают номер и должны сообщить о пожаре, назвать адрес и кто сообщил.

III. Подведение итогов.

  1. Игра «Полезный - опасный».

Учитель читает предложения. Если речь идет о полезном огне – стоят, если об опасном – приседают.

Огонек включенной газовой плиты, на котором готовится еда.

Огонек горелки газовой плиты, от которого загорелись вещи.

Огонь топящейся печи.

Огонь возле печи от выпавших дров.

Огонь праздничных свечей на торте.

Огонек на бумажных салфетках, стоящих в стаканчике рядом со свечами.

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы и я надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила пожарной безопасности.

  1. Рефлексия. В зависимости от настроения дети показывают картинку злого огоньки или веселого.

Спасибо всем за занятие и я уверена, что никогда не случится в вашем доме. Слайд 22.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Средней группы «А» «Теремок»

МДОУ Д/с «Сказка»

Тема: «Огонь полезный и опасный»

(ОБЖ + рисование)

Воспитатель: Маштакова Оксана Анатольевна.

2010 – 2011 уч. год

Тема: «О пожарной безопасности»

Программное содержание: Познакомить детей с пожароопасными предметами. Сформировать представление детей о пользе и вреде огня. Закрепить знание о том, что горит, что не горит. Вызвать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.

Продолжать учить рисовать поролоном; развивать образное воображение.

Предварительная работа: Чтение С.Маршака «Кошкин дом»; беседа о пожароопасных предметах; заучивание потешки «Тили бом, тили бом…»; рассматривание альбома «01»; игры с пожарной машиной и с/р Пожарные».

Словарь: пожар, электроприборы, пламя, язычки, розетка, кухонная плита.

Материалы:

    предметные картинки;

    коробка спичек;

    разные предметы;

    альбомный лист;

    набор гуашевых красок;

    2 кусочка поролоновой губки;

    стакан с водой;

    салфетки.

    штемпельная подушка.

Ход занятия

1. Организационная часть

— Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что – то пищит.

(Дети прислушиваются, ищут предмет, который пищал).

— Кто это может быть?

— Да, это спички! Как интересно! Они что – то говорят. (Все снова прислушиваются).

— Спички говорят, что они очень хотят поиграть снами.

— А во что играть будем?

— Спички предлагают, чтобы мы их зажигали, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.

— Ребята, хотите поиграть с огнем? (Да).

(Воспитатель зажигает спичку).

— Как здорово! Сама спичка деревянная, головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

— Ой, ребята, смотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь! Я очень боюсь!

— Ребята, помогите мне, пожалуйста! Что надо делать?

(Подуть, бросить на пол).

— Спасите меня, скорее дуйте… (Дети тушат огонь).

— Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? (Да, и мы тоже испугались).

— А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? (Ответы детей: загорелся бы ковер и случился пожар).

— Правильно, загорелся бы ковер и случился пожар. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Значит, нужно запомнить правило:

Не имей такой дурной

Где дремлют спички,

Д/И «Что горит, что не горит».

— В наших домах и квартирах много разных вещей, которые очень хорошо горят, поэтому все, и взрослые и дети, должны быть очень осторожными с огнем. А какие это предметы, давайте сейчас мы с вами и найдём.

(Воспитатель ставить отгадки предметные картинки на доску)

Трудиться ей совсем не лень,

Еду готовит каждый день . (Кухонная плита)

… (розетка).

С морщинками и складками , (Электрический утюг!)

Приборы, которые работают от электричества, называются электроприборами. Значит они опасны.

В нём может случиться

замыкание.

А в доме пожар приключится.

2. Практическая часть

— Всегда ли ребята, огонь бывает только плохим? Для чего люди разводят огонь?

(Чтобы погреться, приготовить пищу, пожарить шашлык, жечь мусор).

— Давайте вспомним и представим огонь. Какого он цвета?

(Если дети не помнят, можно рассмотреть картинку с изображением огня). Он красного и оранжевого цвета, у огня есть язычки пламени.

– Огонь очень красивый, если он тихий и мирный. Вот мы и нарисуем сейчас добрый огонь, который не будет нас обжигать.

Физминутка — психогимнастика

— Прежде чем мы с вами преступим к рисованию, давайте превратимся в маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, а потом стали разгораться больше и больше, выше и ещё выше. (Дети имитируют огонь).

Практическая часть

    Для того чтобы нарисовать огонь нужно взять поролоновый кусочек, опустить слегка в краску,

    Постучать об салфетку, чтобы убрать лишнею краску.

    Слегка коснуться желтой краски, и легкими прикосновениями к бумаге начинаем рисовать, заполняя весь контур рисунка

— Ребята, я надеюсь у вас не случилась никогда такая беда, давайте ёще раз вспомним правила пожарной безопасности. Чего детям нельзя делать?

(Ответы детей).

— Нельзя брать в руки спички и зажигалки.

— Нельзя зажигать газовую плиту.

— Не включать утюг и другие электроприборы.

— Не вставлять предметы и пальцы в розетку.

— Если случился пожар, нужно вызвать пожарную машину ? (01)

— В наших домах есть ещё много предметов, которые могут быть опасными и из – за которых может произойти пожар. Какие это предметы? (утюг, фен, телевизор, холодильник, магнитофон). Многие из них работают от электричества, мы их называем электроприборами. В них тоже живёт огонь и при неправильном обращении с приборами или поломке он может вырваться наружу.

— В наших домах и квартирах много разных вещей, которые очень хорошо горят, поэтому все, и взрослые и дети, должны быть очень осторожными с огнем. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть разные предметы. А какие это предметы, давайте сейчас мы с вами и найдём.

(Дети находят по всей группе с предметы, которые могут гореть и объясняют свой выбор).

Не имей такой дурной

Привычки – в домик нос совать,

Где дремлют спички,

Потому что спички – не синички,

Может пламя вылететь из спички,

Так что пусть уж спят они в кроватке,

Но не надо щекотать им пятки,

Потому что из — за пяток

В доме может вспыхнуть беспорядок

И такое – ах столпотворенье,

Что сгорит мое стихотворенье.

Д/И «Угадайте опасный предмет»

— Послушайте загадки и отгадайте, о каких предметах эти загадки.

Трудиться ей совсем не лень,

Еду готовит каждый день . (Кухонная плита)

Голова моя кругла, — Не суй в меня предметы,

Есть два глаза у меня Детка, — скажет малышам … (розетка).

Я, не хвастая, скажу: Уходят очень милые,

Всех друзей омоложу! Веселые и гладкие!

Идут ко мне унылые — Значит я надёжный друг —

С морщинками и складками , Электрический утюг!

— Для того чтобы нарисовать огонь нужно взять поролоновый кусочек, опустить слегка в краску, постучать об марлевые подушечки и легкими прикосновениями к бумаге начинайте рисовать. Огонь легкий, воздушный, язычки пламени быстро поднимаются вверх – вот уже и все дрова в нашем костре горят.

Если провод оставить без совсем внимания,

В нём может случиться

Короткое и длинное замыкание.

Электроприбор тогда загорится,

А в доме пожар приключится.

Идешь по улице, костер – увидел ты –

Ещё горит.

Когда потухнет, ты не жди,

Скорее мимо проходи.