Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении. Неделя психологии в детском саду Проведение недели психологии в доу


Данный материал интересен методистам, педагогам - психологам и воспитателям детских садов. На примере проведенного мероприятия показана интересная форма работы взаимодействия Дошкольного Образовательного Учреждения и семьей воспитанников. В ней были задействованы все сотрудники, родители и дети детского сада. Данный опыт можно использовать в любом Дошкольном Учреждении. Подобное мероприятие не имеет четкой инструкции, и многое зависит от желания, инициативы и мастерства педагога - психолога.

Неделя психологии в дошкольном образовательном учреждении

«Жизнь не те дни, что прошли,

а те, что запомнились!»

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. «Все мы родом из детства…». Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Именно родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования показывают, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. Сегодня в каждом детском саду есть педагог - психолог, где он выступает как организатор психологической работы всего дошкольного учреждения. Но как сделать так, чтобы родители были вовлечены в жизнь группы и детского сада? Чтобы они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития жизни детей?

Работа с родителями - очень деликатная тема. Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду № 99 города Таганрога строится с учетом потребностей, интересов и желаний родителей.

Совсем недавно с 20 по 24 мая у нас прошел интересный и увлекательный марафон «Неделя психологии». Сформировать общее настроение оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну», стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у родителей и сотрудников сада, создание благоприятного психологического климата - вот немногие задачи, которые ставились мною, как педагогом - психологом при выстраивании данного проекта. «Неделя психологии» проводилась впервые в нашем городе, в нашем детском саду.

Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон. Конечно, шла подготовительная работа: уже за несколько дней было подготовлено и вывешено объявление для родителей, в холле детского сада при входе прокручивался фильм с программой «Недели психологии», проведен педагогический час для сотрудников сада.

Уже в первый же день в холле сада всех родителей, детвору и сотрудников ждал необычный «Забор психологической разгрузки».

Здесь все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение о работе детского сада.

К концу дня «Забор» был расписан высказываниями, мнениями, впечатлениями. О наболевшем писали родители, бабушки и дедушки, воспитатели, завхоз, повара,…Да и дети не остались в стороне, вот кто - то написал МАМА ЛЮДА, ДЕНИС…Так создался позитивный эмоциональный тонус первого дня «Недели..». В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету «Качество обслуживания в ДОУ». Так они могли оценить работу сада: «Удовлетворяет ли Вас уход, воспитание, обучение детей?», «Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны?», «В решении интересующих Вас вопросов Вы хотели бы получить помощь каких специалистов: психолога, музыкального руководителя, логопеда, медсестры?» и т. д. Вот еще один способ узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения. В этот день детвора подготовительных, старших и средних групп с удовольствием рисовали «Мой любимый детский сад». Получилась большая и интересная выставка детских работ. Вот такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс - диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Второй день был обозначен как «Уроки доброты». Добрые пожелания сотрудникам детского сада оставляли родители на «Дереве», «выросшим» за нашим «Забором».

Пожелания любви, счастья, доброты, удачи, радости, успехов …, все уже не вмещалось на «Дереве». Родители с удовольствием выстраивались в очередь и терпеливо ждали когда, им представиться возможность написать свое пожелание.

Все это живо обсуждалось, и никто не хотел повторяться, каждый желал, что - то свое, новое. А что же могли пожелать дети своим мамам и папам? Мы узнали это после проведенного опроса в группах: «Я желаю своим родителям…». Здесь открывались детские мечты, тайны, тревоги и переживания. Чуть позже на занятиях дети подготовительных и старших групп сделали подарок другу, и уже после сна подарили малышам средних и младших групп. Каким трогательным было вручение подарков: кто - то обнял малыша, другой погладил по голове, и даже поцеловал…

Конечно, с гордостью старшие дети рассказывали родителям о приготовленных подарках для малышей, а те в свою очередь хвастались мамам и папам о врученном подарке. Ну и родители не остались без внимания: каждый получил буклет «Секреты воспитания от Виржинии Сатир, известного в мире специалиста по вопросам семейной терапии».

На третий день марафона была запланирована и проведена психологическая акция «День комплиментов». Каждый сотрудник мог составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече… Родители также в этот день особым способом совместно с ребенком здоровался и прощался с сотрудниками сада, с другими родителями, используя комплименты. Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного … А к концу дня в группах уже подвели итоги конкурсов: «Самый лучший комплимент для мамы». Победители получили эмблемы (рис.12), чем доставили большую радость своим мамам при встречи. Закончился этот день вручением родителям памяток: «Советы Дороти Нолти для родителей».

Четвертый день продолжал наш марафон психологической акцией: «Калейдоскоп настроения». Дети отмечали свое эмоциональное состояние в календарях настроений, когда они пришли в детский сад и с каким настроением ушли из него вместе с родителями.

Что же мы увидели к концу дня? У родителей преобладает позитивное, доброжелательное настроение, у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное, а у воспитанников - солнечное, яркое. Вот какое настроение живет в нашем детском саду!

Именно в этот день детвора по группам рисовала и «оживляла Кляксу» - раскрашивала и оживляла: глаза, рот, придумывала имя, дарила ей радостную жизнь. Вот так воспитатели и психолог могли увидеть душевный мир ребенка, а какая она, моя Клякса - добрая, грустная, смешная, забавная, драчливая, веселая…

Каждый день «Недели психологии» показывался утром и вечером в холле сада с программой мероприятий по дням в презентации на экране телевизора. Все они стали неповторимыми и запоминающими.

В последний день «Недели психологии» на педагогическом часе подвелись итоги психологического марафона: что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве пожеланий», конкурсов, рисунков детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Думаем, что «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей.

Что дала «Неделя психологии» лично мне? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога - целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада, пониманию родителей и активности детей.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Думаю, что - то самое лучшее и из этой «Недели психологии» детям непременно захочется взять в свою взрослую жизнь. И это возможно только при большой любви к детям!

Образовательного процесса в ДОО предполагает, кроме прочего, повышение психологической компетентности участников образовательных отношений. Одной из нетрадиционных и интересных форм повышения уровня психологической грамотности выступает акция «Неделя психологии в ДОУ», в которой принимают активное участие воспитатели, специалисты, дети и родители воспитанников.

Неделя психологии в ДОУ - это не просто набор мероприятий, передающих психологические и родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать следующие задачи:

формировать общее настроение оптимистической тональности, создавать настрой на «психологическую волну»; стимулировать интерес к психологическим знаниям и работе педагога-психолога в ДОУ у детей, педагогов, родителей, администрации, сотрудников ДОО; демонстрировать реальные формы работы, возможности психологической службы ДОО;формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

В рамках вышесказанного в МБДОУ № 92 г. Оренбурга разработан и реализован проект «Психологическая волна» с целью расширения психологических знаний всех участников образовательных отношений путем вовлечения в совместную деятельность, а также создания условий для благоприятного эмоционального микроклимата в ДОУ.

Задачи недели психологии в ДОУ

1. Развитие у детей в процессе общения чувства юмора, умения различать определенные эмоции, чувства людей.

2. Развитие навыков осознания и принятия своих чувств педагогами в профессиональной деятельности.

3. Стимулирование у родителей желания участвовать в жизни ДОУ.

Неделя психологии в ДОУ «Психологическая волна» проводится в январе, поскольку это наименее загруженный период в деятельности ДОУ. Мероприятия проходят в соответствии с тематическим планом (таблица).

План проведения Недели психологии «Психологическая волна»

Мероприятие и другой «контент» дня Цель Целевая аудитория Ответственный
ПОНЕДЕЛЬНИК
«Психологическая волна»
«Язык мимики, жестов и движений» - драматизация потешек (младшие группы) и сказок (остальные группы) Развивать умение различать определенные состояния человека и животных по особенностям мимики, жестов, движениям и передавать их в театрализованных действиях Воспитанники всех групп Воспитатели
Информационный стенд «Психологическая волна» Настроить педагогов на участие в Неделе психологии в ДОУ Педагоги Педагог-психолог
Памятки для родителей «Шпаргалка для взрослых» Показать положительную сторону согласованных воспитательных действий в семье, дать рекомендации по актуальным проблемам воспитания дошкольников Родители Педагог-психолог
ВТОРНИК
«День положительных эмоций»
Игры на формирование (младшие группы) и развитие эмоциональной сферы (старшая, подготовительные группы) в течение дня Создать положительную эмоциональную атмосферу Воспитанники младших, старшей и подготовительных групп Воспитатели
Развлечение «Веселые джунгли» Развивать двигательную активность и эмоции дошкольника. Воспитанники всех групп Инструктор по физической культуре
Занятие с элементами тренинга: «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» (приложение 1) Расширить знания о чувствах и эмоциях дошкольника и их родителей Педагоги Педагог-психолог
СРЕДА
«День семьи»
Опрос «Я желаю маме и папе…» (оформляется в форме групповых плакатов) Формировать желание говорить приятное своим родным, развивать речь Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп
Выставка «Моя дружная семья» Развивать чувство единения со своей семьей, развить художественное творчество Воспитанники старшей и подготовительных групп Воспитатели старшей и подготовительных групп
Домашнее задание «Солнышко мое» (в центре солнышка фото ребенка, на лучах - ласковые имена) Акцентировать внимание на положительных качествах ребенка, стимулировать желание участвовать в жизни детского сада Родители Воспитатели
ЧЕТВЕРГ
«День доброты»
«Уроки доброты» - беседы, чтение рассказов, сказок, разучивание пословиц и т. д. Развивать чувство доброты через произведения художественной литературы Воспитанники всех групп Воспитатели
Анкетирование «Толерантная ли вы личность» Определить уровень развития толерантности Педагоги Педагог-психолог
Консультационный материал «Мой ребенок - жадина…» в родительские уголки (приложение 2) Дать рекомендации родителям для решения проблемы Родители воспитанников младших групп Педагог-психолог
ПЯТНИЦА
«День улыбки»
Коррекционно-развивающее занятие «Мы смеемся» (приложение 3) Развивать чувство юмора в процессе общения Воспитанники подготовительных групп Педагог-психолог
Развлечение «Поделись улыбкою своей…» Развивать эмоции дошкольника, при восприятии музыки веселого характера Воспитанники средней, старшей и подготовительных групп Музыкальный руководитель
Итоговое анкетирование Определить результаты, подвести итоги Недели психологии В ДОУ Педагоги Педагог-психолог

Результаты реализации "Недели психологии в ДОУ"

Результаты: - Повышение уровня взаимопонимания между педагогами; - родителями и детьми;

Повышение уровня сформированности мотивационно-профессиональной компетентности педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями дошкольников;

Осознание уровня эмоций дошкольника в тех или иных ситуациях.

Приложение 1
Занятие с элементами тренинга «Эмоции, чувства и эмоциональные состояния в профессиональной деятельности педагога»

Материалы : пачка бумажных салфеток, бумага, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия

1. Разминка «Возьми салфетки»

Цель : расслабление, создание веселой позитивной обстановки.

Инструкция. Педагог-психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, он просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

2. Мини-лекция «Эмоции и чувства» (тезисы)

Предварительные вопросы участникам:

Какую роль играют эмоции, чувства в вашей профессиональной деятельности? Роль эмоций и чувств в работе с детьми, педагогами и родителями. Какова важность процесса саморегуляции эмоционального состояния?

Эмоции, чувства и эмоциональные состояния, которые испытывает человек, - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции - переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер. Они выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

Чувство - отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

В жизни человека чувства выполняют целый ряд функций. В ходе многочисленных исследований было выделено 6 функций:

1) отражательная - выражающаяся в обобщенной оценке событий. Такая оценка формируется в большей степени на основе сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми;

2) побудительная, или стимулирующая, - любое эмоциональное переживание содержит более или менее четкий образ предмета, способного удовлетворить актуальные потребности человека, направления его поиска и собственное пристрастное отношение к нему;

3) подкрепляющая - сильнее и надолго запоминаются те значимые события, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию. Если человек однажды испытал чувство радости и удовлетворения от какой-либо деятельности (т. е. получил позитивное подкрепление), есть большая вероятность того, что и в дальнейшем он будет с радостью за нее браться;

4) переключательная - наиболее ярко проявляет себя при так называемой борьбе мотивов, когда, например, возникает противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и чувством долга. В этом случае решающим в проблеме выбора будет привлекательность мотива и его личностная значимость;

5) приспособительная - проявляется, когда индивиду необходимо установить значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей;

6) коммуникативная - эмоции являются одним из главнейших факторов, оказывающих влияние на общение между людьми. Мимика и пантомимика как средства выражения эмоций позволяют человеку транслировать собеседнику свои переживания, не обозначая их вербально. Кроме того, чувства одного человека непосредственно могут воздействовать на окружающих.

Американскому психологу К. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека. Именно он выделил определенный ряд «фундаментальных эмоций»:

Интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Нельзя однозначно утверждать, что положительные эмоции оказывают активизирующее влияние на деятельность человека, а отрицательные - тормозящее. В зависимости от особенностей конкретного человека и конкретной ситуации влияние тех или иных эмоций может быть различным.

Так, например, страх в одном случае может лишить человека воли к действию, нивелировать его активность, в другом же, наоборот, способен побудить человека к активности, несвойственной ему в обычной ситуации.

Очевидно, что эмоции оказывают влияние на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность. Теоретические изыскания в области человеческих эмоций не исчерпывают всего многообразия сочетаний индивидуальных проявлений чувственной сферы человека, но делают шаг на пути понимания ее сущности.

Итак, эмоции:

выполняют множество функций, в частности охранную и регулирующую; определяют поведение человека в целом, стимулируют те или иные поступки; сопровождают общение и все виды человеческой деятельности.

3. Упражнение «Тропа эмоций»

Цели : развитие навыка определения эмоций, чувств, эмоциональных состояний группы; расширение знаний о влиянии психологических установок защиты, которые лишают человека эмоций либо вызывают негативные чувства.

Инструкция . Каждый участник получает список эмоций, чувств, эмоциональных состояний и по своему усмот рению оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из предложенного перечня от трех до шести эмоций и ранжируя их. Затем списки откладываются на время в сторону. Педагог-психолог раскладывает на полу заранее заготовленные листы А4 с перечнем эмоций.

Первый участник проходит путь от одного листа к другому и расписывается только под названиями тех эмоций и состояний, которые свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций» только после того, как первый пройдет хотя бы половину пути. Когда все участники преодолевают «тропу», они возвращаются в круг, а педагог-психолог составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось наибольшее количество подписей. Полученный эмоциональный портрет сообщается группе. Затем каждый участник сравнивает свой предварительный прогноз эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на предыдущем этапе выполнения упражнений) и полученный окончательный результат.

Рефлексия :

Легко ли было оценить собственные эмоции, чувства, эмоциональные состояния? Что помогло и что помешало вашей оценке? Какие трудности возникли при выполнении упражнения? Что было труднее: оценить свое состояние или эмоции, чувства, эмоциональные состояния всей группы?

Примечание . Участники обсуждают, насколько важна оценка эмоций, чувств, эмоционального состояния группы в ДОУ; легко ли его осуществлять в педагогической практике; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.

4. Упражнение «Кто эта маска?»

Инструкция. Педагогам предлагается выбрать образы родителей для инсценирования: родитель «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся».

Участники делятся на две равные группы: зрителей (задача - разгадать образ) и актеров (задача - создать понятный образ). На подготовку группе «актеров» отводится 5 мин. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ (в течение 1 мин). Если возникнут трудности при угадывании образа, зрители могут задавать вопросы. В конце упражнения они выставляют оценку актерам по 5-балльной шкале. Затем группы меняются ролями.

Рефлексия:

Что было для вас проще - создать образ или угадать его? Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа? Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению? Какие у вас возникли

эмоции, чувства и эмоциональные состояния по поводу увиденного образа?

5. Групповое рисование по кругу

Цели: сплоченние коллектива, формирование положительных эмоций, чувств и эмоциональных состояний в процессе рисования.

Инструкция. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.

Рефлексия:

Какие эмоции вы хотели передать с помощью рисунка? Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?

6. Релаксация

Используется любое упражнение из арсенала педагога-психолога.

7. Обратная связь.

Участникам предлагается ответить на вопросы:

Как менялись ваши эмоции, чувства, эмоциональные состояния в течение всего тренинга? Что было непонятным? Что оказалось новым?

Приложение 2

Консультационный материал «Мой ребенок - жадина»

«Мой ребенок растет жадным!» - жалуются мамы и папы. Конечно, родителям хочется, чтобы он рос добрым и щедрым. Не очень приятно смотреть, как ребенок хватает игрушки, конфеты, прижимает их к груди и кричит: «Никому не дам!» Особенно огорчает нежелание делиться с собственными братьями и сестрами. Ведь идеальный вариант: дети, повзрослев, живут в мире, любви, поддерживая, сопереживая и помогая друг другу. А тут…

Как правило, впервые приступы жадности возникают у детей в возрасте двух-трех лет. И это неудивительно, ведь именно в этот период у ребенка зарождается самосознание, происходит становление собственного «я». Переживания родителей по поводу того, что их 2 -3-летний малыш растет эгоистом, совершенно неоправданны. Эгоцентрическую стадию проходит в своем развитии любой ребенок.

Желание делиться обычно впервые возникает между тремя и пятью годами. Именно тогда дети начинают понимать, что играть вместе гораздо интереснее, чем в одиночку, и, как правило, с удовольствием обмениваются игрушками с друзьями. Но этому надо научить, заложить основу для желания делиться с близкими и друзьями.

1. Жадность - нормальное жизненное явление. Дети должны знать, что они имеют право на свою собственность. С другой стороны, необходимо объяснить ребенку, что он не сможет пользоваться игрушками, которые принадлежат другим детям, пока не научится делиться своими. Объясните это ребенку, но не стыдите его.

2. Старайтесь не давать ребенку с собой привлекательные для всех малышей игрушки. Не провоцируйте конфликт.

3. Сказки и мультфильмы, где добрые герои торжествуют, а жадные представлены в отрицательном свете, могут сыграть огромную роль в воспитании у ребенка щедрости. Малыш идентифицирует себя с положительным героем и осуждает отрицательного.

4. Вместе с ребенком разделите все игрушки в доме на две части. Те, в которые могут играть другие дети, и те, которые являются «только моими». Конечно, малыш положит в «только мои» самые привлекательные и красивые игрушки, но ведь и играть с ними он сможет только один. Со временем ребенок поймет, что гораздо веселее играть вместе.

6. Покажите пример уважения к частной собственности, сказав детям, которые хотят взять что-то принадлежащее вам: «Это моя вещь, и прежде чем ее брать, спроси разрешение».

7. Даже если в вашей семье растут двое и более детей, а жилищные условия стеснены, каждому из малышей необходим свой уголок: полочка с милыми сердцу вещичками, стол, стул, тумбочка или шкафчик для игрушек. Ребенку, у которого четко сформировано понятие «мое», гораздо легче будет признать, что существует и «чужое», а соответственно, ему будет проще понять и другого маленького человека, отстаивающего свои вещи.

При правильном и гармоничном воспитании рано или поздно в жизни ребенка наступает момент, когда он начинает делиться осознанно, делая это не по принуждению, а по велению души. Главное - не форсировать события.

Приложение 3

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Мы смеемся» 1

Материал: лист формата А3; цветные мелки, картинки с веселыми ситуациями.

Ход занятия

Вводная часть

1. Ритуал приветствия «Мы вместе»

Цели: сплочение коллектива, создание позитивного настроя на совместную работу, развитие умения прислушиваться к своему настроению и определять его.

Инструкция. Дети здороваются друг с другом следующим образом: правая рука вытягивается вперед, ладошкой вниз, произносится имя. Следующий ребенок кладет свою ладошку и произносит свое имя, и так по кругу. В конце дети хором произносят: «Мы вместе».

2. «Отмечаем настроение»

Инструкция. Дети отмечают свое настроение в тетрадях с помощью пиктограмм.

Слово педагога-психолога: Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем много смеяться и веселиться. Когда человеку бывает весело? Кому из этих ребят весело (показывает картинки )? Как вы догадались? Почему? Вы любите смеяться?

Основная часть

3. Игра «Я тоже»

Цель: развитие внимания и чувства юмора.

Инструкция. Педагог-психолог рассказывает историю. Дети на каждую его реплику повторяют «Я тоже». Задача - осмыслить, нужно ли говорить «Я тоже», и если нет, то фраза не произносится.

Материал к игре

Встала я утром рано…
Оделась...
Позавтракала...
И пошла в зоопарк...
Там я увидела жирафа...
Цветных попугаев...
Слоненка…
Он был похож на поросенка...

Вопросы для рефлексии: Вам было весело? Почему?

4. Небылицы

Цель: развитие внимания и умения видеть смешное.

Инструкция. Педагог-психолог читает небылицы. Задача детей - внимательно прослушать и сказать, может ли быть в реальности то, о чем говорится в небылице.

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
Не было детей у него -
Только сын да дочка.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки.

Вопросы: Почему вы смеялись? Что было особенно смешным?

5. Коллективная работа «Рисуем клоуна»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Слово педагога-психолога: Ребята, скажите, куда вы иногда ходите с родителями и часто смеетесь, потому что кто-то очень веселый смешит всех?.. (В цирк. ) Кто самый веселый в цирке?.. (Клоун.) Давайте вместе его нарисуем…

Примечание. По окончании детям предлагается придумать имя нарисованному клоуну и объяснить свой выбор.

6. Этюд «Маленький кролик»

Цель: развитие выразительности мимики и движений.

Инструкция. Детям предлагается с помощью мимики и жестов рассказать историю о кролике. Педагог-психолог читает текст и показывает движения.

Слова Действия детей
Маленький кролик по имени Кролик Делают руками очки и подносят к глазам
Всех нас смеяться заставил до колик: Смеются: ха-ха-ха
Прыгал за белкой, за уткой скакал,
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал. Выполняют описываемые движения
Ах, как смешно его уши торчали! Руки с раскрытыми ладонями за ушами
Мы хохотали, души в нем не чая, Хохочут, хлопая в ладоши
Но на опушке, заметив лису, Ладонь ко лбу - как будто смотрят вдаль
Он подмигнул нам и скрылся в лесу. Подмигивают и «скачут в лес»

Педагог-психолог: Вам понравился этюд? Что было особенно смешным для вас?

Заключительная часть

7. Рефлексия

Вопросы:

Что вам было интересней всего на занятии? Вам было грустно или весело? Как я смогла вас рассмешить? Как можно догадаться, что человеку весело? Когда человеку весело, у него на лице…?

8. Ритуал прощания

1 Из коррекционно-развивающего цикла занятий «Искусство общения».

План проведения Недели психологии в МБДОУ «Снежинка»

Цель: создание благоприятного психологического климата в детском саду.

Задачи

- Повысить интерес воспитателей и родителей к психологии;

- формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;

- повысить психологическую компетентность воспитателей и родителей.

Предварительная работа

Разработать положения к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей и раздать им положения за несколько дней до «Недели психологии»

План «Неделя психологии»

День недели

Мероприятие

Краткий анализ

Ответственный

участников

Понедельник

    декабря)

- Психологический тест «Какое настроение живёт в детском саду?»

Совместная работа родителей, детей и воспитателей.

Цель: изучить настроение детей и взрослых, формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребёнком и радости от полученного результата.

Хамаева В.В.

дети, родители, воспитате-

ли, сотрудники детского сада.

- Беседа - рассуждение

с детьми подготови-

тельной группы на тему: «Что такое счастье?»

Ответами детей воспитатели оформляют плакаты, которые украшают коридоры детского сада.

Цель: учить детей поддерживать непринуждённую беседу, совершенствовать диалогическую речь.

Громова М.Г.

подготови-

тельная группа

- «Мой портрет в лучах солнца» или «Познакомьтесь – это Я»

Через аппликацию в форме солнышка дети выражают позитивное отношение к себе.

Гринько Н.Ю.

Хамаева В.В.

средняя и старшая

группы

Вторник

- Сказкотерапия. Вос-

питываем, развиваем, освобождаем ребёнка от психологических

проблем;

Цель: с помощью сказочных образов помочь детям найти выход из сложной ситуации, поддержать и укрепить их веру в себя.

Агула Т.И.

Гринько Н.Ю.

Музяева Э.Р.

2-я младшая, средняя, старшая группы

Занятие – творчество

«Сочиняем сказку» (ТРИЗ)

Цель: развитие творческого мышления.

Громова М.Г.

подготови-

тельная группа

- «Я – всезнайка»

Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса.

Гринько Н.Ю.

Музяева Э.Р.

Громова М.Г.

средняя

старшая,

подготови-тельная группы

- Игра «Костёр дружбы»

Цель: формировать доброжелательные отношения.

Музяева Э.Р.

Шамардина Н.В.

старшая, подготови-

тельная группы

Среда

- Рисование и выставка работ «Моя семья»;

Цель: формировать эстетическое отношение к созданному образу.

Шамардина Н.В.

Хамаева В.В.

старшая и подготовительная группы

- Беседа-рассуждение с детьми старшей группы на тему «Что такое радость?»

«Забор психологичес-

кой разгрузки, мыслей и идей»

Цель: учить детей поддерживать непринуждённую беседу (ответами детей воспитатели оформляют плакат)

Цель: воспитывать интерес к высказыванию мыслей, чувств, пожеланий (высказывания детей оформляют родители)

Музяева Э.Р.

Громова М.Г.

Шамардина Н.В.

старшая группа

подготови-

тельная группа

Четверг

- Беседа-рассуждение с детьми средней группы на тему: «За что меня любят мама и папа?»

Цель: совершенствовать диалоги-

ческую речь (ответами детей воспитатели оформляют плакат)

Гринько Н.Ю.

средняя группа

- Игра «Рисуем на ладошках», «Скажи что-нибудь о…»

Цель: обучать невербальному средству общения.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов, движения тела.

Гринько Н.Ю.

Музяева Э.Р.

Громова М.Г.

средняя,

старшая,

подготови-тельная

группы

Мастер-класс «Обуче-

ние дошкольников кон-

структивному разре-

шению конфликта»

(МБДОУ «Алёнка»)

Музяева Э.Р.

Громова М.Г.

Пятница

- «Говорят дети» (смешные фразы детей)

Совместная работа родителей и воспитателей (фразами детей воспитатели оформляют стенд)

Ахмедьянова Л.М.

Агула Т.И.

1-я младшая,

2-я младшая

группы

Составление коллажа на тему: Какие мы мамы?»

Совместная работа родителей, воспитателей и детей.

Гринько Н.Ю.

средняя группа

- «У нас пальчики всегда – самые лучшие друзья».

(пальчиковые игры на тему дружбы)

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание.

Ахмедьянова Л.М.

Агула Т.И.

1-я младшая,

2-я младшая группы

Круглый стол

Цель: обсуждение, подведение итогов, анализ проделанной работы

Хамаева В.В.

Неделя психологии в детском саду прошла с 9 по 13 декабря. Предварительно была проведена подготовительная работа: оформлены стенды: «Что такое радость?», «Что такое счастье?», «За что меня любит мама?», подобраны материалы, разработаны конспекты занятий с детьми.

При планировании недели, мы учитывали возрастные и индивидуальные возможности детей; старались, чтобы события недели по возможности охватили весь детский сад (воспитателей, детей и родителей), а также стремились к тому, чтобы неделя была целостной и законченной.

Воспитателями средней, старшей и подготовительной групп с детьми были проведены беседы-рассуждения: «За что меня любит мама?», Что «Что такое радость?», «Что такое счастье?». Высказывания детей были оформлены в виде красочных стендов.

Психологический тест «Какое настроение живёт в детском саду?» с целью изучения настроения детей и взрослых показал, что у родителей преобладает позитивное, яркое, солнечное настроение.

Стенд «Говорят дети» заполнялся постепенно. Всю неделю воспитатели и родители вспоминали интересные изречения детей и оформляли ими стенд.

Психологическая акция «Забор психологической разгрузки» был создан для выражения тревожного или радостного состояния. На этот забор все желающие, родители и сотрудники, наклеивали листочки со своими мыслями, высказывали своё мнение о работе детского сада, писали пожелания.

При выстраивании работы с детьми мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребёнка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало его на дальнейшую работу в группе или дома. Все занятия с детьми проходили в игровой форме с использованием творческих заданий. С детьми старшей и подготовительной групп были проведены игры на тему «Дружба» (коммуникативная игра «Костёр дружбы», «Рисуем на ладошках», «Скажи что-нибудь о…»), с целью развития навыков общения, дружеских отношений между детьми. Для детей младших групп и средней были организованны подвижные и пальчиковые игры.

Для подведения итогов «Недели психологии» воспитатели за круглым столом обсудили удачные мероприятия и то, что не получилось. Воспитатели сошлись во мнении, что «Неделя психологии» сформировала чувство удовлетворения и радости от того, что получилось, желание действовать, созидать, а у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребёнком.

Анна Иванова
Неделя психологии в ДОУ

"Неделя психологического здоровья в детском саду"

Цель : активизация совместной деятельности всех участников педагогического процесса в ДОУ : воспитателей, родителей и детей в направлении физического и психологического здоровья .

Задачи :

Создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах;

Стимулирование интереса к психологическим знаниям у детей , педагогов, родителей, администрации ДОУ

Формирование общего настроения оптимистической тональности,

настрой на «психологическую волну »

Организация совместной и индивидуальной творческой деятельности педагогов, родителей и детей.

Предварительная работа :

Утверждение плана недели психологии ;

Оформление помещения ДОУ;

Распространение объявлений о неделе психологии по группам , беседы с воспитателями;

Подготовка раздаточного материала, памяток, оформление уголков консультаций в группах, стенгазет по заявленным темам («Забор психологической разгрузки » , «Полянка настроения» , «Мой портрет в лучах солнца» , и т. д.).

План мероприятий «Недели психологии » .

Понедельник

18.01.2016. День улыбки

Опрос «Радость –это…»

Конкурс «Психологический уголок »

Развлечение «День белозубой улыбки» дети подготовительной к школе группы, воспитатели

Развлечение «Праздник - проказник» ,дети средней «А» группы, воспитатель

Развлечение «Путешествие с улыбкой в Звукоград» игровой тренинг по развитию речи Дети логопункта Учитель-логопед

Психологическая игра «Тайный друг» , для педагогов и воспитателей, проводит педагог-психолог

Игра «Парашют» , дети младших групп, воспитатель 3-ясельная «А» групп

Игра «Улыбчивые Ежики» суд -жок дети младших групп, воспитатель 3-ясел. «Б» группы

19.01.2016. Калейдоскоп настроений

Психологическая акция «Радуга настроений» , воспитанники ДОУ, воспитатели, педагог-психолог

НОД «Настроение и цвет» песочная терапия, дети МППС группы, педагог-психолог

Игры : «Угадай настроение» , «Кубик-рубик» , дети младших групп, воспитатели, Педагог-психолог .

Развлечение «Зеленый день» , дети старшей группы «Б» воспитатели

«Фестиваль любимых игрушек» , дети 2-я «А» младшая групп, воспитатели

20.01.2016. День дружбы

Беседы с детьми на тему «Дружба» средние, старшие, подготовительная группы воспитатели

Игры на тему : «Вместе весело играть…» , все группы, проводят воспитатели, педагог-психолог

Развлечение с детьми «Давайте жить дружно» . По мотивам сказки. Воспитанники,родители, воспитатели средней «Б» групп. НОД «Мой друг – медведь» , дети 2-я «Б» младшая группа, воспитатели, родители

Развлечение «Шарик» , дети старшей «А» группы, воспитатели старших групп.

Игра-развлечение «Я всезнайка!» Дети старших и подготовительной групп Педагог-психолог , воспитатели

Выставка рисунков, аппликаций «Мой портрет в лучах солнца» . Дети ясельных,2-ых младших групп. Родители, воспитатели.

21.01.2016. День семьи

Выставка фотографий «Счастливый день нашей семьи» . Дети всех групп. Педагог-психолог , воспитатели

Выставка рисунков «Моя семья» . Воспитатели, Специалисты ДОУ, педагог-психолог , воспитатели

Творческий конкурс «Волшебные круги» воспитанники средних, старших и подготовительных к школе групп, воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп.

Психологическая акция «Забор мечты – Детский сад будущего» , дети, воспитатели, родители Воспитатели, педагог-психолог

22.01.2016. День здоровья

Развлечение «Царство Вкуснотеево» . Дети средней групы «В» , воспитатели

Тренинг для педагогов «Мое здоровье в моих руках» . Педагоги, педагог-психолог

Подведение итогов недели психологии .

Первый день недели прошел под названием «День улыбок» .

Зайдя в детский сад, первое, с чем встречались родители и дети, с улыбками воспитателей. День прошел под девизом : «Подари улыбку другу…»

В старшей группе «А» прошел праздник «День улыбок и радости» . Цель : создать благоприятную обстановку для эмоционально-комфортного состояния детей. Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость детей, развивать коммуникативные навыки.

Для родителей и детей старших и подготовительных групп был организован опрос «Радость – это…» , по итогам которого можно сделать вывод, что для большинства родителей радость – это хорошая семья, счастливые дети и здоровье близких людей. Для детей – игра с друзьями, улыбки родных, игрушки и т. д.

Также в этот день с дошкольниками был проведен игровой сенсомоторный тренинг «Радость» , на котором дети познакомились с понятием «чувство радости» , обсудили вместе, какое оно и как проявляется. (В какие минуты человек себя чувствует радостным? Какие события в вашей жизни можно назвать радостными? Что может сделать человека радостным?.). В ходе тренинга дети с большим удовольствием выполняли упражнения «Я радуюсь когда…» , «Солнечный зайчик» и т. д.

С детьми 3-ей ясельной группы было проведено мероприятие «Улыбчивые ежики» , целью которого было создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе, развитие мелкой моторики, психомоторных навыков .

С детьми средней группы «А» проведен «Праздник – проказник» . Цель : развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, при реализации следующих задач : улучшать эмоциональное состояние детей, способствовать их раскрепощению, снятию напряжения, развивать коммуникативные навыки, учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать умение выражать свои чувства, эмоции.

В подготовительной группе прошел интересный, веселый праздник «День белозубой улыбки» . Целью, которого было закреплять умения детей правильно ухаживать за зубами, систематизировать знания о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта, уточнять представления детей о правильном питании, формировать позитивное отношение к эмоциям (улыбке) .

В этот день вечером прошел праздник с детьми старшей «А» и подготовительной группы «Путешествие в «Звукоград» с улыбкой». Целью данного мероприятия было формирование правильной речи, развитие эмоциональной сферы детей, участие детей логопункта в роли веселых звуковичков, которые показывали свои достижения и помогали остальным ребятам вспомнить и закрепить, имеющиеся знания по теме.

Также в этот день была организована психологическая игра «Тайный друг» для педагогов и младших воспитателей ДОУ.

Цель : игра способствует психологической разгрузке , повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки. Все сотрудники оставили своим коллегам очень добрые, теплые пожелания, написанные от чистого сердца.

Во второй день недели «Калейдоскоп настроения» родителей, детей и сотрудников была «Полянка настроения» , на которой предлагалось «оставить частичку своего настроения» . Для этого нужно было выбрать кружок, цвет которого больше всего подходил под их настроение, и вложить его в коробочку (интерпритация цветов так же была предложена, на следующий день подведены итоги акции : какое настроение царит у нас в детском саду). Родители, дети и педагоги с энтузиазмом отнеслись к такому мероприятию, которое было проведено с целью изучения настроения родителей, детей и педагогов.

С уверенностью можно сказать, что у родителей преобладает позитивное, яркое, солнечное настроение желтого цвета, у сотрудников детского сада спокойное, уверенное настроение зеленого цвета, у детей восторженное, радостное, спокойное, небольшой процент тревожного и 2% - крайне неблагоприятного (проведена профилактика) .

Также в этот день было проведено занятие по развитию эмоциональной сферы с дошкольниками группы МППС : «Путешествие в сказку» . Целью, которого было формирование у детей позитивного отношения к эмоциям, развитие умения распознавать настроение окружающих, развитие творческой личности ребенка, сплочение детского коллектива, учить доверять друг другу.

Больше всего на занятии детям понравилась игра «Доброе сердце» и рисование в нетрадиционной технике – песочной терапии (работа с цветным песком) . Ребята с огромным удовольствием выполнили коллективный коллаж – «Украсим дерево волшебными птицами» , которое получилось очень яркое и красочное.

Также в этот день с детьми была организована беседа, что такое настроение, и какое оно бывает, была организована выставка детских рисунков «Мое настроение» , из которой было видно, что у детей преобладает веселое, хорошее, настроение. Многие дети изобразили радугу, цветочные полянки и себя в образе сказочных героев.

В этот день было проведено развлечение во 2-ой младшей группе «А» «Фестиваль игрушек» . Цель : развивать эмоциональную сферу и коммуникативные навыки детей, развивать речевую культуры, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

В старшей группе «А» прошел «Зеленый день» , насыщенный разными мероприятиями : Зеленая сказка, готовим зеленый салат, рисование елочки, зеленые игры.

Для родителей младших групп были предложены памятки на темы : «Детские страхи» , «Капризы и упрямство» , «Как справиться с детской истерикой» , с целью психологического просвещения родителей и оказания помощи в воспитании детей.

В третий день недели , который назывался «День дружбы» родителями младших групп были оформлены работы на тему «Мой портрет в лучах солнца» . Цель этого конкурса : сформировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком, развития эстетического вкуса. Выявить предпочтение детей к своему имени. Родители приняли активное участие. Практически все дома совместно с детьми изготовили прекрасные солнышки с фотографиями и именами на лучиках.

В среду «День дружбы» С детьми средних групп было проведено занятие «Дружба – это хорошо!»

Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

На занятии дети были очень активны, с удовольствием выполняли все задания и упражнения «Похвали своего друга» , «Мост дружбы» , «Менялки» «Сказка от Тима и Тома» и т. д.

Дети старших и подготовительных групп прошла игра «Я – Всезнайка!» Цель : сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса, развитие представлений об окружающем мире, обучение детей навыкам коллективной самоорганизации. Каждая группа утром получила бланк с 20 вопросами, которые касались детского сада, детей и педагогов. Ответы необходимо найти и запомнить до 15.30. ч. этого дня. В указанное время психолог с методистом приходят и задают вопросы детям. Каждый Всезнайка получал сладкий приз. Дети проявили себя очень активно, правильно отвечали практически на все вопросы.

Игра «Мой веселый смайлик» . Цель : выявить общее настроение старших дошкольников.

Все ребята с удовольствием дорисовывали улыбку смайликам. Практически все нарисовали веселые мордашки, что свидетельствовало о хорошем настроении у детей.

Для родителей были оформлены уголки консультаций в группах : «Наказания и поощрения в жизни ребенка» , «Воспитываем эмпатию у дошкольников» , «Детская ложь» .

В средней группе «Б» прошло развлечение «Давайте, жить дружно!» .

Цель : развивать у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное

состояние, развивать у воспитанников умение понимать друг друга без слов, сотрудничать, повышать у детей уверенность в себе, социальный статус каждого ребенка в группе, учить воспитанников находить в своих товарищах, положительные черты характера, находить слова для передачи этих качеств, способствовать снятию мышечного напряжения у детей.

Во 2-ой младшей группе день прошел интересный день с развлечением «Мой друг – медведь» .

Вечером прошел веселый праздник «Шарик» с детьми старшей группы «А» .

В четверг «День семьи» была организована психологическая акция «Забор мечты -Детский сад будущего» . Здесь все желающие родители и сотрудники высказывали свое мнение о работе детского сада, писали пожелания и объявления. Данный забор был создан для выражения отрицательных эмоций, тревожного состояния, т. е психологической разгрузки . В основном на заборе были написаны замечательные, теплые слова в адрес работников детского сада, интересные пожелания, фантастические мечты.

Организован конкурс стенгазет «Счастливый день нашей семьи» , с целью привлечения родителей, детей и воспитателей к совместной досуговой деятельности, развитие эмоциональной памяти.

С дошкольниками подготовительной группы было проведено занятие «Путешествие в страну Фантазий» . На занятии дети вместе с доброй Феей совершили путешествие в волшебную страну Фантазий. Окунулись в прекрасный сказочный мир, где царили только теплота и уют. Поиграли и пофантазировали вместе с солнышком. Разгадали загадки, которые загадывала Фея.

По итогам занятия была организована выставка детских работ : «Волшебные круги» . Практически все ребята изобразили игрушки, которые они мечтают получить в подарок.

В пятницу под названием «День здоровья»

Для воспитанников младших групп были организованны пальчиковые игры : «Моя семья» , «Мальчик-пальчик» , «Сон» и другие.

Так же в последний день недели были подведены итоги психологического марафона : что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждались мнения и пожелания на «Заборе психологической разгрузки » , обсудили содержание сочинений «Детский сад будущего» , конкурсов, рисунков детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами.

Что дала «Неделя психологии » лично мне как педагогу-психологу ? Чувство удовлетворения и радость от того, что получалось. Неделя психологии - стимул для личностного и профессионального роста, реализации новых планов.

Я рада, что удалось реализовать этот проект, благодарна всем родителям и педагогам за поддержку и активное участие в жизни детей и детского сада.

Воспитательно-образовательные задачи дней психологии в ДОУ

Главной целью проведения такой деятельности является создание положительного микроклимата в ДОУ. Может проводиться в разных формах неделя психологии в детском саду. Сценарий составляется индивидуально, учитывая особенности коллектива, направленности учреждения, материального оснащения и других факторов.

Можно выделить следующие задачи проведения дней психологии :

  • популяризация психологической службы в ДОУ, разъяснение значимости, содержания ее работы в детском саду;
  • сплочение педагогического состава, укрепление коллектива;
  • психологическая помощь родителям в укреплении взаимопонимания между взрослыми и малышами;
  • формирование психологического комфорта детей во время пребывания в ДОУ, адаптация в коллективе, развитие творческого потенциала.

Подготовительная работа

С чего начать работу? Тематическая неделя психологии в детском саду должна быть заранее обозначена в плане деятельности учебного заведения и документации психологической службы. Задача специалиста - разработать мероприятий. Для того чтобы выполнить такую задачу, требуется заранее провести диагностику педагогического коллектива и воспитанников на определение уровня психологического комфорта, обозначить актуальные темы работы, проблемные вопросы. На основе полученных данных следует запланировать тематику мероприятий, определить цели и задачи работы.

Затем потребуется провести подготовительную работу с педагогами, родителями, детьми. За несколько дней до мероприятия следует позаботиться о распространении информации по поводу осуществления такой деятельности, пригласить гостей, уточнить наличие необходимого оборудования и материалов.

Неделя психологии в детском саду — это комплекс мероприятий, которые объединены общей тематикой. Поэтому важно правильно сформулировать название тематической недели, например, «Неделя радужного настроения» или «В детский сад - с улыбкой» и т. п.

Затем проводится планирование каждого дня, определяются в рамках общей темы. Предлагаем такой примерный план проведения недели психологии в детском саду:

  1. «День хорошего настроения» (акция «Радуга настроения»).
  2. «Дружба начинается с улыбки» (фотовыставка «Лучший друг», акция «Дружеская открытка»).
  3. «Тепло семейного очага» (выставка рисунков «Дружная семья», эстафетное соревнование «Вместе — мы сила»).
  4. «Наш дружный детский сад» (массовое мероприятие в музыкальном зале «Давайте знакомиться!»).
  5. «День общения» (психологический тренинг «Мирись и больше не дерись», акция «Корзина улыбок»).

Что такое «психологическая акция»?

Разработанная выше неделя психологии в детском саду включает такие мероприятия, как «Радуга настроения», «Дружеская открытка», «Корзина пожеланий». Проводятся они в формате психологической акции. Что же это такое? Это развивающая игра, в которой принимают участие как дети и их родители, так и педагоги. Такая деятельность направлена на диагностику внутреннего состояния участников, определение внутренних проблем коллектива ДОУ.

Подробнее о некоторых указанных видах деятельности:

  1. Акция «Радуга настроения». Неделя психологии в детском саду имеет основную задачу - оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Данное мероприятие направлено именно на решение таких задач. Форма реализации деятельности может быть самой разной. Например, можно у входа в детский сад с утра поставить две большие вазы (одна — розовая, другая — серая), а рядом — корзину с цветами (можно изготовленными детьми). Каждому, кто входит в садик, предлагается поставить цветок в одну из ваз. Так, розовая символизирует хорошее настроение, а серая — плохое.
  2. «Дружеская открытка» проводится таким образом: изготавливается большая открытка и устанавливается в холле детского сада. Все желающие оставляют на ней свои пожелания друг другу.
  3. Акция «Корзина улыбок» направлена на подведение итогов всей тематической недели, ее оценки. Участникам предлагается написать пожелания, рекомендации, отзывы на открытке и положить ее в корзину.

Неделя психологии в детском саду: план занятий в группе

Помимо вышеуказанных общесадовских мероприятий, в каждой группе проводятся внутренние тематические занятия согласно расписанию. Предлагаем следующий план деятельности с воспитанниками разных возрастных групп ДОУ.

Организация выставок

Проведение выставок фотографий, рисунков или поделок требует большой подготовительной работы. Ведь в такой деятельности участвуют как дети, так и взрослые. А это означает, что целью проведения указанной работы является формирование взаимопонимания между участниками, а не простое выполнение задания. Например, при организации фотовыставки «Лучший друг» родителям и воспитателю следует предварительно провести беседу с ребенком о том, кто же такой «лучший друг», кого малыш видит в этой роли и почему. Потребуется время и на создание, оформление работы.

Работа с родителями

Неделя психологии в детском саду помогает родителям осознать важность и необходимость совместной деятельности со своим ребенком. В процессе взрослые учатся понимать свою роль в процессе становления личности, определении черт характера и поведения малыша. Поэтому большая часть работы специалиста ДОУ направлена на совместную деятельность родителя и ребенка. Так, коллективные развлечения, спортивные соревнования, изготовление поделок и оформление выставочных работ предполагают общие усилия взрослых и малышей, где каждому участнику отводится определенная роль.

Работа с педагогами и младшим персоналом

Не только с воспитанниками и их родителями проводится неделя психологии в детском саду. С педагогами также организовывается тематическая деятельность. Целью такой работы является решение проблемных ситуаций, повышение уровня самореализации каждого специалиста, выявление способностей. В течение тематической недели можно провести психологические тренинги, игры, семинары для педагогов и младшего персонала ДОУ.

Мы рассказали, как провести неделю психологии в детском саду. Но важно учитывать не только общеметодические рекомендации, но и понимать актуальность той или иной проблемы в конкретном ДОУ, учитывать индивидуальные особенности группы участников, оснащение учреждения и многие другие факторы.