Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Ы» (подготовительная группа). Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе


Звук и буква Ы1.Организационный момент.
Разложить в два столбика картинки: перелетные птицы, водоплавающие
птицы.
2.Общее расслабление.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три,четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
3. Развитие общей моторики. « По ягодам»
Мы шли, шли, шли, Маршируют, руки на поясе
Брусники нашли. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот.
Раз, два, три, четыре, пять Маршируют.
Мы идем искать опять Наклоны вперед, руки касаются носков.
4. Развитие мелкой моторики. «Опята»
На пеньке живет семья, Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.
Мама, папа, братья, я. Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.
Дом у нас один,а крыша Две руки вместе ладонями вверх.
Есть у каждого своя « Крыша» из ладошек.
5. Массаж лица.
Водичка, водичка, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток,
Умой мое личико. Чтоб щечки краснели, Чтоб кусался зубок.
6. Развитие мимических мышц.
Ребята! Представьте, что вы в лесу и вдруг… Какой большой гриб боровик! Удивление.
А рядом красная шапочка!Радость.
Но это оказался мухомор… Огорчение.
Да их здесь не один, а множество! Сердите лицо.
7. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение:- для челюсти: рот открыть, движение нижней челюсти вправо- влево;
- для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счет от 1 до 6-8, вернуть в исходное положение; поднять верхнюю губу (передние верхние зубы видны), удержать под счет от 6-8, вернуть в исходное положение;
-для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); « пароход гудит» (ы-ы-ы)
8. Работа по развитию дыхания и голоса:
- подышим лесным воздухом: вдох ртом, выдох носом (3-4 раза)
- голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звук Ы.
Ы_____________
Ы__________________
Ы_________________________
9. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Ы.
2. Акустико- артикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука Ы хором, индивидуально.
Характеристика звука Ы – гласный, обозначается крышкой красного цвета, живет в красном замке.
3. Развитие фонематического слуха.
На доске картинки с изображением 4-6 предметов в названии которых встречается и не встречается звук Ы. Задание: найти картинки, в названии которой есть звук Ы.
4. Связь звуков и букв. (логопед демонстрирует букву Ы.)
Вот топор полено рядом.Получилось то, что надо:Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Дети находят букву Ы среди других букв разрезной азбуки.
5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра « Живые буквы». Произносятся слоги типа ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут (например, Катя- звук Ы, а Дима – звук П) и фишки соответствующих цветов (Катя- красную, Дима – синюю). Остальные дети проверяют правильность их выбора и тоже самое со слогом ПЫ. Составление слогов из букв разрезной азбуки.
-Составить слова со звуком Ы. Рассмотреть картинки, выставленные на доске. Деление слов на слоги.
- Логопед: К нам в гости забежал еж, а зовут его Пых. Он просит, чтобы вы написали его имя». После звукового анализа слова Пых, дети составляют его из букв разрезной азбуки. Записывают в тетради.
- Дети составляют предложения о еже. Например: Ежик ПЫХ зимой спит». Делят его на слова, записывают графическую схему.
Физкультминутка. Игра « Запретное движение».
Логопед говорит: (руки вверх, вниз, на поясе, присели, встали, руки перед собой и т.д) ,но запретным будет движение « руки на поясе». Выигрывает тот, кто будет самым внимательным не выполнит запретное движение.
6 . Упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи.
- Дети рассматривают картинки с изображениями грибов. Логопед объясняет, что грибы которые можно есть, называются съедобными, а те которые есть нельзя – несъедобными.
-Игра «В лес пойдем – грибов наберем». Вносится корзина с грибами (тестопластика) , и дети подсчитывают, сколько грибов они нашли.
Одна лисичка, две лисички…., пять лисичек.
Один мухомор, два мухомора…, пять мухоморов.
(подберезовик, подосиновик, масленок, опенок)
Логопед: Какие грибы в корзине нельзя нести домой. (Мухоморы).
Почему?
Итог занятия и оценка работы детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику этому звуку.Какие грибы мы сегодня собирали?


Приложенные файлы

Предварительный просмотр:

НОД, область «Коммуникация»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Учитель – логопед: Клокотова Л.Л.

СП ДО «Детский сад «Теремок»

МБОУ «Лешуконская общеобразовательная школа»

2012г.

Задачи:

I Коррекционно – образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
  2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
  3. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе.
  4. Упражнять в составлении предложений.

II Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

III Коррекционно – развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование : презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа, мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

Сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

2 . Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

3 . Отгадайте загадки : (мультимедиа)

Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада,

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

Творожку я брат,

Сметанке - сват,

Маслу - племянник,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

Какой это звук? (гласный)

4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)

Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.

5. Поиграем в игру «Светофор»

Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

6. Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (мультимедиа)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Ты - худой, а я - толстяк.

Ешь поменьше натощак!

  1. Физкультминутка

- Сейчас мы с Мышонком поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

  1. Игра «Найди место звука » со звуковыми линейками

- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

9. Составление предложения по картинке (мультимедиа)

Мышь несёт сыр.

Сколько слов в предложении? (3)

Выложите схему.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)

Сколько слогов в слове усы? (2)

Сколько звуков? (3)

Назовите первый звук. (У)

Какой он? (гласный)

Назовите второй звук. (с)

Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

Каким цветом обозначим? (синим)

Назовите третий звук. (ы)

Какой он? (гласный)

Каким цветом обозначим? (красным)

11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

12. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Дым Сыр Усы Мыло

  1. Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
  2. СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?

Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.

В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].

  • Гласный или согласный звук [Ы]?
  • Какие еще гласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь согласные звуки?

Задание: печатная буква Ы для дошкольников

Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

Кара-ул!!!
- А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.

Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

Скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.

Кто больше?

Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)

Веселые стихи про букву Ы для детей

Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)

Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)

Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)

Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Обучение грамоте в подготовительной группе

Задачи:
- уточнить представления детей об осени;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- познакомить с гласным звуком [ы];
- закрепить представления о гласных звуках;
- развивать умение слышать и выделять звук в потоке речи, подбирать слова на заданный звук;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных, в анализе предложений, состоящих из субъекта, предиката и объекта.
Материал: иллюстрации «осень», «человек», «стрелка», «сыр», картинки для технологии «Карусель», корзинка, фишки и буквы для звукового анализа, рабочий лист.

Логика образовательной деятельности.
Педагог: Сегодня я для вас приготовила загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень).
- На этой неделе мы много говорим об осени. Давайте всё, что вы знаете об осени, сложим в нашу корзинку.

Технология «Корзина идей».
Дети по очереди называют факты, слова об осени и «складывают» в корзину.
- Что бы вы ещё хотели узнать про осень?
- Послушайте, как про осень говорит поэт М. Садовский.

«Осень .
Березы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело. Съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела».
- Какими словами поэт описывает осень? (зачитываются отрывки) какое настроение у стихотворения? Почему?
- Заметили ли вы, что в этом стихотворении много слов со звуком [ы]?

Игровое упражнение «Поймай звук»
Педагог повторно читает стихотворение. Дети хлопают в ладоши, «ловят звук за хвостик», услышав звук [ы].
- Что вы можете сказать о звуке [ы]? Какие ещё гласные звуки вы знаете? Чем они отличаются от согласных звуков? Придумайте слово, которое бы начиналось со звука [ы].
Звук [ы] особенный. Нет слова, которое бы начиналось с этого звука. Кроме того, если звук [ы] встанет в конце слова, он любой предмет превратит во множество предметов.

Игровая технология «Карусель».
1 этап - мотивационный.
Деятельность педагога. Вы любите кататься на карусели? Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Карусель».
Деятельность детей Включаются в деятельность, предложенную педагогом.
2 этап - организационный.
Деятельность педагога. Чтобы карусель заработала, договоритесь, кто с кем будет играть в паре.
Договоритесь в паре, кто возьмёт картинку, а кто букву «ы».
У кого в руках картинка – вы внутренний круг – «Карусель».
У кого в руках буква – вы внешний круг – катаетесь на карусели.
Деятельность детей. Дети договариваются о сотрудничестве, вспоминают правила: дослушивать ответы, осуществлять переход по хлопку.
Берут предложенный материал.
Занимают места, образуя два круга.
3 этап - деятельностный.
Деятельность педагога. Послушайте задание.
Дети – «карусель» будут называть слово. Те, кто «катается», подставляют в конце слова букву «Ы» и называют новое слово.
Деятельность детей. Дети активно взаимодействуют друг с другом. Называют слова.
Осуществляют переходы. Меняются внешний и внутренний круг.
4 – итоговый.
Деятельность педагога. Вам понравилось играть в нашу карусель? Вы назвали много слов со звуком [ы].
Деятельность детей. Обсуждают и оценивают своё участие в общей работе.
- Мне стало интересно, сколько звуков в слове «лимон»? Давайте проверять.

Звуковой анализ слова «лимон».
Дети проводят анализ самостоятельно на местах с выкладыванием букв на соответствующие фишки. Один ребенок работает у доски. Взаимопроверка. Выясняется, кто прав при первоначальном подсчете звуков в слове.
- Превратите один лимон во много лимонов. Как это сделать? (поставить букву "ы" в конце слова).

Игра «Назови слово»
Дети называют слова со звуком [ы] в середине слова.
После названного слова «сыр» на доске выставляются картинки «человек», «стрелка», «сыр».
- Придумайте предложения, которые бы подружили эти слова «человек» и «сыр».
Дети называют предложения. (Человек ест сыр. Человек режет сыр). Считают количество слов в предложении (всегда три) и количество предложений (чем больше, тем лучше).
Задание на рабочем листе.
Источник: Дружок. Уроки логопеда/ авт.-сост. И. Васильева. – М., Стрекоза, 2010. – с. 13.

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.