Характеристика героев пьесы гроза. История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А


Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Приложение 5

Цитаты, характеризующие действующих лиц

Савёл Прокофьич Дикой

1)Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

2) Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

3) Кудряш. …а этот, как с цепи сорвался!

4) Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может.

Действие первое, явление второе:

1)Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

1) Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы.

2) Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш. Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

3) Шапкин. Одно слово: воин.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Действие первое, явление первое:

1) Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Варвара

Действие первое, явление седьмое:

1) Варвара. Говори! Я хуже тебя!

Тихон Кабанов

Действие первое, явление шестое:

1) Варвара. Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя.

Иван Кудряш

Действие первое, явление первое:

1) Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он (Дикой) меня, он чует носом –то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

2) Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Сталь быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится.

3) Кудряш. … Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, я перед ним рабствовать не стану.

4) Кудряш. …Больно лих я на девок-то!

Катерина

Действие второе, явление второе:

1) Катерина. И никогда не уходится.

Варвара. Отчего ж?

Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

Кулигин

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для под -держки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Борис

Действие первое, явление третье:

Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а вс е-таки не привыкну никак.

Феклуша

1) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

2) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Нравы города:

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.

Борис. Отчего же?

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубое -ти да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным тру -дом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городни -чий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, го ворит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...

2) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Действие второе, явление первое:

3) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Взаимоотношения в семье:

Действие первое, явление пятое:

1) Ка б а н о в а. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы пере -нести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну, и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык....

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я вас
давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как
женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

К а б а н о в а. Да во всем, мой друг! Мать, чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Действие второе, явление второе:

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни -чего не могу.

В а р в а р а. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Гроза

Действие первое, явление девятое:

1) Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да Богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!


Разделы: Литература

Цели урока:

  • Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер
  • Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.
  • Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

? Слайд 6

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей

3. Информация учителя.

Слайд 7

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

Вывод: Пять реплик - пять характеров.

Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи Что узнаём о герое

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

Слайд 15

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.

Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

9. Домашнее задание.

Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • Мне удалось…
  • Не удалось..
  • Я понял…
  • Я не понял.
- 27.98 Кб

БОРИС И ТИХОН
Борис Дикой и Тихон Кабанов - два персонажа, которые наиболее тесно связаны с главной героиней, Катериной: Тихон является ее мужем, а Борис становится возлюбленным. Их можно назвать антиподами, которые резко выделяются на фоне друг друга. И, на мой взгляд, предпочтения в их сравнении стоит отдать Борису, как персонажу более активному, интересному и приятному читателю, в то время как Тихон вызывает некоторое сострадание - воспитанный строгой матерью, он, по сути, не может принимать собственных решений и отстаивать свое мнение. Для того чтобы обосновать свою точку зрения, ниже я рассмотрю каждого персонажа в отдельности и постараюсь проанализировать их характеры и поступки.

Для начала, рассмотрим Бориса Григорьевича Дикого. Борис приехал в город Калинов не по собственной прихоти - по необходимости. Его бабушка, Анфиса Михайловна, невзлюбила его отца после того, как тот женился на благородной, и после смерти оставила все свое наследство второму сыну, Савелу Прокофьевичу Дикому. И не было бы дела Борису до этого наследства, если бы не умерли его родители от холеры, оставив его с сестрой сиротами. Савел Прокофьевич Дикой должен был выплатить часть наследства Анфисы Михайловны Борису с сестрой, но при условии, что они будут к нему почтительны. Потому Борис на протяжении всей пьесы всячески старается услужить дяде, не обращая внимания на все упреки, недовольства и ругань, а затем и уезжает в Сибирь на службу. Из этого можно сделать вывод, что Борис не только думает о своем будущем, но еще и заботится о сестре, которая находится в еще менее выгодном положении, нежели он сам. Это выражается в его словах, которые он однажды сказал Кулигину: "Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. (...) Какова ей здесь жизнь была - и представить страшно".

Все детство свое Борис провел в Москве, где получил хорошее образование и манеры. Это так же добавляет его образу положительные черты. Он скромен и, пожалуй, даже несколько робок - если бы Катерина не ответила на его чувства, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, он ни за что бы не перешел границ дозволенного. Его поступками движет любовь, возможно, первая, чувство, которому даже самые разумные и рассудительные люди не в силах противостоять. Некоторая робость, но искренность, его нежные слова Катерине делают Бориса персонажем трогательным и романтичным, полным очарования, которое не может оставить равнодушным девичьи сердца.

Как человеку из столичного общества, из светской Москвы, Борису тяжело приходится в Калинове. Ему непонятны местные обычаи, ему кажется, что в этом провинциальном городе он чужой. Борис не вписывается в местное общество. Сам герой по этому поводу говорит такие слова: "...трудно мне здесь, без привычки-то! Все на меня дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что это все наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак". Бориса одолевают тяжелые размышления на счет его дальнейшей судьбы. Молодость, желание жить отчаянно восстают против перспективы остаться в Калинове: "А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу...".

Итак, мы можем сказать, что Борис в пьесе Островского "Гроза" является персонажем романтичным, положительным, а его необдуманные поступки можно оправдать влюбленностью, которая заставляет молодую кровь кипеть и делать совершенно безрассудные вещи, забывая о том, как они выглядят в глазах общества.

Тихона Ивановича Кабанова же можно рассмотреть, как персонажа более пассивного, не способного принимать собственные решения. На него оказывает сильное влияние его властная мать, Марфа Игнатьевна Кабанова, он находится у нее "под каблуком". Тихон стремиться к воле, однако, как мне кажется, сам не знает, что же точно он хочет от нее. Так, вырвавшись на свободу, герой поступает следующим образом: "...а я как выехал, так и загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил, так что кучу, что на-поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом и не вспомнил-то". В своем желании вырваться "из плена", Тихон закрывает глаза на чужие чувства, в том числе - на чувства и переживания собственной супруги, Катерины: "..а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я таперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?". Я считаю, что в этом заключается главная ошибка Тихона - он не послушал Катерину, не взял ее с собой, и даже не взял с нее страшной клятвы, как она сама просила в предчувствии беды. В произошедших далее событиях есть доля его вины.

Возвращаясь к тому, что Тихон не способен принимать собственные решения, можно привести следующий пример. После того, как Катерина сознается в своем грехе, он не может решить, как же ему поступить - вновь послушать свою матушку, которая называет невестку хитрой и говорит всем, чтобы ей никто не верил, или проявить снисхождение к любимой супруги. Сама Катерина говорит об этом так: "То ласков, то сердит, да пьет все". Так же, на мой взгляд, попытка уйти от проблем с помощью алкоголя тоже указывает на слабохарактерность Тихона.

Можно сказать, что Тихон Кабанов - персонаж слабый, как личность, вызывающий сочувствие. Сложно сказать, действительно ли он любил свою жену, Катерину, но можно с уверенностью предположить, что с его характером ему лучше подошла другая спутница жизни, более похожая на его мать. Воспитанный в строгости, не имеющий своего мнения, Тихон нуждается в контроле со стороны, в руководстве и поддержке.

Итак, с одной стороны мы имеем Бориса Григорьевича Дикого, романтичного, молодого, уверенного в себе героя. С другой стороны - Кабанова Тихона Ивановича, слабохарактерного, мягкотелого, несчастного персонажа. Оба характера, безусловно, ярко выражены - Островскому в своей пьесе удалось передать всю глубину этих образов, заставить переживать за каждого из них. Но если сравнивать их друг с другом, Борис привлекает больше внимания, он вызывает симпатию и интерес у читателя, в то время как Кабанова хочется пожалеть.

Впрочем, каждый читатель сам выбирает, кому из этих персонажей отдать свое предпочтение. Ведь, как говорит народная мудрость, на вкус и цвет товарищей нет.

ВАРВАРА
Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. В. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
В. хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся Кабанихе сокрушительный удар.
КУЛИГИН

Кулигин - персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстранение, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо - И. П. Кулибина (1755- 1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.
Как и Катерина, К. - натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калинов-цы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», - говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», - поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод - техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» - картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Кали-нова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов. Главное дело жизни К. - мечта об изобретении «перпету-мобиле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество - «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. - безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» - Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигин-ская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения. При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. - натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»
КАТЕРИНА
Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: "Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог - ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равноВ могиле лучшеОпять жить? Нет, нет, не надо нехорошо" Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом. Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на «свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров. И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам». Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин – и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины. Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший пусть на один миг – сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека. Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы


Краткое описание

Борис Дикой и Тихон Кабанов - два персонажа, которые наиболее тесно связаны с главной героиней, Катериной: Тихон является ее мужем, а Борис становится возлюбленным. Их можно назвать антиподами, которые резко выделяются на фоне друг друга. И, на мой взгляд, предпочтения в их сравнении стоит отдать Борису, как персонажу более активному, интересному и приятному читателю, в то время как Тихон вызывает некоторое сострадание - воспитанный строгой матерью, он, по сути, не может принимать собственных решений и отстаивать свое мнение. Для того чтобы обосновать свою точку зрения, ниже я рассмотрю каждого персонажа в отдельности и постараюсь проанализировать их характеры и поступки.

На уроке можно организовать работу в группах.

1-я группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой).

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

2-я группа. Значение названия пьесы « » (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом).

Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия:

Гроза в природе - освежает,

Гроза в душе - очищает,

Гроза в обществе - освещает.

3-я группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)

Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые - старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

«Хозяева жизни»

Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

«Жертвы»

Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Вопросы к классу. Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять - «зеркальные образы»?

4-я группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)

1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая ):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывяет характер героя:

Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»

Кудряш: «А что?»

Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

Борис: « ; что дома-то делать!»

Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

Кабанова : «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»

Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

3. Использование приема контраста и сопоставления:

Монолог Феклуши - монолог Кулигина,

Жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж,

Катерина - Варвара,