Что было раньше в здании ленкома. Ленком


У каждого храма искусств есть свои вехи в развитии, о которых мало кто из зрителей знает. Ведь все мы привыкли посещать театры в давно состоявшемся внешнем виде и просматривать современный репертуар. Как же появился, развивался и стал таким, как его знают современники, театр Ленком?

  • В далеком 1926 году активные и творческие молодые люди объединились весьма оригинальным для того времени образом: именно тогда на Малой Дмитровке, дом 6 и был организован первый ТРАМ - театр рабочей молодежи. Во главе стал В.И.Берсенев, который привел вслед за собой огромное количество талантливейших актеров из МХАТа. Во времена этого руководителя, театр получил признание во всей стране, стал одним из известнейших сценических коллективов. Тому способствовали жесткая манера руководства Берсенева, организованность, умение сплотить труппу и вести её к достижению целей.
  • В 1938 году театр получил новое название и стал именоваться Московским Театром Ленинского комсомола. Но, как часто это бывает, постоянные посетители дали ему более короткое имя - Ленком. Так его называют и в наши дни.
  • В 1963 году наступила "золотая пора" в истории театра. Пусть она была и недолгой, но очень яркой, давшей путевку в жизнь многим талантливым актерам. А виновником всего происходящего был никто иной, как А.В.Эфрос. Так называемая "плеяда Эфроса", под его чутким руководством, поставила и сыграла на сцене не один десяток великолепных спектаклей. Но местные власти усмотрели в молодом режиссёре опасность для только что заложенных основ социализма и Эфроса отстранили от работы. Ленком стал приходить в упадок, зрители его оставили.
  • Немного оживилась ситуация только с приходом Р.Г. Экимяна в 1973 году. Позже, кроме режиссера, появился и свой композитор, и художник, и драматург. А ещё Николай Караченцев сыграл Тиля Уиленшпигеля и на следующий день о нем и Ленкоме знала вся страна. Также прославила театр и Инна Чурикова. Стали ставить спектакли, о которых постоянно спорили зарубежные и отечественные критики. Новая эра театра Ленинского комсомола стартовала!

Театр Ленком в наши дни

Московский театр Ленком сейчас проводит свой 90 сезон под чутким руководством Марка Захарова, который возглавдяет коллектив с 1973 года и до сих пор. Благодаря его таланту и умению контролировать даже мельчайшие детали, зал на Малой Дмитровке всегда был полон.

Зрители посещают этот храм искусства потому, что тут всегда по-особенному ставят даже самые известные спектакли, по много раз прочитанным произведениям. Каждый раз чувствуешь и осознаешь нечто новое, постоянно пребываешь в приятном волнении от ожидания необычного прочтения давно знакомого сюжета. Ленком - один из самых популярных среди поклонников театрального искусства. Когда приходишь под его своды, кажется, что пришёл в гости к хорошему другу!

Актеры и спектакли

На сегодняшний день труппа театра представлена огромным количеством талантливых актеров и актрис, среди которых:

  • Инна Чурикова;
  • Леонид Броневой;
  • Александр Збруев;
  • Дмитрий Певцов;
  • Виктор Вержбицкий;
  • Елена Шанина.

Большинство из этих артистов не только исполняют роли на сцене Ленкома, но и постоянно снимаются в кино. И это одна из причин, почему приходят зрители на спектакли, ведь это нечто необычное - увидеть любимого героя с экрана в нескольких метрах от себя, на подмостках Ленкома.

Репертуар также богат на различные произведения, от классики до современных постановок, самыми популярными из которых являются:

  • «Вишневый сад»;
  • «Пролетая над гнездом кукушки»;
  • «Борис Годунов»;
  • «Женитьба Фигаро».

Молебен по случаю открытия Московского Купеческого клуба отслужили летом 1909. А фундамент здания по проекту архитектора Иванова-Шица, рьяного последователя стиля модерн, был заложен в 1907 году.

В тех местах, где остался целым дубовый паркет, мы ступаем сегодня по тем же половицам, по которым до нас прохаживались промышленник и меценат С.И. Мамонтов, композитор Н.Г. Рубинштейн, адвокат Ф.Н. Плевако, государственный муж К.П. Победоносцев, профессор Т.Н. Грановский и многие другие. С 1909 по 1917 купеческий клуб гостеприимно принимал представителей аристократических фамилий, усилиями которых Россия вошла в десятку самых развитых стран мира, - Волконских, Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Апраксиных.

В октябре 1917 года блестящий интерьер Купеческого клуба на Малой Дмитровке был осквернен людьми, непримиримо враждебными по отношению к бывшим хозяевам дома. Прежде здесь регулярно игрались драматические и музыкальные спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты. Теперь здание превратилось в политический клуб - "дом анархии". С этого момента интерьер начал разрушаться самым непоправимым образом. Реставрация нижнего вестибюля сумела изменить очень немногое. И, увы, то, что воссоздано, не идёт ни в какое сравнение с оригиналом, запечатленным на исторических фотографиях.



В 1918 году очаг анархистского движения в Москве на Малой Дмитровке был ликвидирован с помощью оружия, что не замедлило сказаться на самом здании. После "дома анархии" в здании бывшего Купеческого клуба обосновался Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. Здесь 20 октября 1920 года состоялся III Всероссийский съезд РКСМ, где В.И.Ленин с обескураживающей простотой поведал миру о новой коммунистической морали: "Морально только то, что способствует победе пролетариата". Вождь мирового пролетариата первым в истории освободил вооруженную партию нового типа от такого досадного понятия, как совесть. Позднее у него появились знаменитые последователи. В 1923 году для коммерческой поддержки Коммунистического университета в его стенах был открыт кинотеатр, где шли преимущественно зарубежные фильмы.

Шедевры мирового кинематографа с участием Руфа Роллана, Гарри Пиля, Конрада Вейдта, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мэри Пикфорд, Дугласа Фербенкса демонстрировались не во всех кинотеатрах Москвы. Так что директор знаменитого кинотеатра "Кино Малая Дмитровка, 6" М. Бойтлер, по свидетельству историка нашего дома Л.Польской, "щедро раздавал контрамарки молодым студентам ГИКа - Сергею Эйзенштейну и Сергею Юткевичу, а также приезжавшим из Петрограда ученикам Фабрики эксцентрического актера - Льву Кулешову и Михаилу Ромму, будущим корифеям советского кинематографа.




Будто на роду у этого дома было написано служить Музам, - справедливо заметила Л. Польская,- и предопределение это каким-то неведомым образом сказывалось на решениях тех, кто волен был распоряжаться судьбами московских домов. Повезло не всем».

"Ленкому" повезло - он материализовался в стенах, которые благоприятствовали искусству. Пространство, в котором работает наш театр, бесспорно, обладает магическими свойствами. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком", - театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

В 1927 году по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. 20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». С 1990 года театр носит название «Ленком».

В ТРАМе (Театре рабочей молодежи) начиналась будущая звездная карьера Н. Крючкова. Первые актерские призывы театра — талантливая самодеятельность, которая была готова учиться у высоких профессионалов. ТРАМу пришлось осознать, что для любителей есть только один путь. Чтобы стать не просто театром, а войти в число лучших, — предстояло овладевать профессией. И когда руководителем театра в январе 1938 года стал мхатовец, бывший руководитель МХАТа 2-го (театр был закрыт в 1936 г.) Иван Берсенев, который привел за собой своих коллег: С. Гиацинтову, С. Бирман, Р. Плятта, А. Вовси, Б.Ю.Оленина, — то о Театре Ленинского комсомола вскоре заговорила театральная Москва. В берсеневский период, а он руководил театром до 1951 года, были открыты дарования Е. Фадеевой, Т. Куневской, Н. Кутасиной, К. Кручининой, О. Фрелиха, А. Шатова, Н. Паркалаб, И. Мурзаевой, А. Козловой, В. Маруты, А. Петроченко, С. Килигина, Т. Альцевой, Г. Карновича, Г. Валуа, А. Шешко, Г. Матвеевой и многих других. Литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной — И. Дунаевский, танцы ставила Н. Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.. Мейерхольда И. Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Н. Баталов, Н. Хмелев, А. Грибов, В. Станицын, И. Судаков, сценографию делали Е. Кибрик, Ю. Пименов, Кукрыниксы. В ТРАМе сформировались такие актеры как П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин.

В личности И. Бересеневе сочетались таланты актера, режиссера, руководителя театра. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Бирман, с которой (как и со своей женой С. Гиацинтовой) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой Студии МХТ. С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Афиногенова (совместно с А. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера. Берсенев первым оценил талант К. Симонова. Сначала в Театре им. Ленинского комсомола будет поставлена пьеса «История одной любви» (1940), а за несколько дней до начала Великой Отечественной войны состоится премьера пьесы молодого автора «Парень из нашего города». Герой пьесы Сергей Луконин знал, что будет война, и был готов идти воевать. Эта пьеса возобновлялась дважды — в последний раз в 1977 году в постановке Марка Захарова и Юрия Махаева.

В 1944 году театр поставит спектакль по пьесе Симонова «Так и будет», в котором играла знаменитая Валентина Серова — жена К. Симонова, его муза, та, которой были посвящены стихи «жди меня», и «я вернусь» заменившие военному поколению молитву.

Как часто случается, после ухода лидера (Берсенев умер в 1951 г.), в театре наступает период безвременья. Менялись руководители, но творческой жизни не наступало. Власти в короткий период хрущевской оттепели делают кадровые послабления. После успеха спектаклей А.В. Эфроса в Центральном детском театре талантливого молодого режиссера назначают в 1963 году в Театр им. Ленинского комсомола. Эфрос будет руководить театром всего три года: в начале 1967 года его снимут. Однако вклад режиссера в историю театра как такового окажется весомым.

За три сезона режиссер вернул публику в театр, ему удалось сформировать уникальную труппу, в которую вошли В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. А. Эфрос раскрыл талант таких актеров как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и др.

За короткий срок режиссеру удалось возродить театр. Как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии: ставил В. Розова, А. Арбузова, Э. Радзинского. Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова. Именно этого спектакля не простили неблагонадежному режиссеру. «Чайка» А. Эфроса бросала вызов мхатовской традиции, что побудил одних «заступиться за Чехова», других воспользоваться неоднозначными критическими суждениями и раздуть конфликт внутри театра. Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года.

В течение последующих семи лет театр скорее терял публику, чем завоевывал, пока в 1973 году не был назначен главным режиссером Марк Захаров. Опыт Студенческого театра МГУ, его работа в Театре Сатиры сделали свое дело. Режиссер пришел не только ставить спектакли, но осуществлять строительство своего театра.

Начал М. Захаров с постановки музыкального спектакля, что в последствие оформится в устойчивую традицию репертуара. В 1974 году был поставлен «Тиль Уленшпигель», в котором по достоинству оценили талант малоизвестного тогда Н. Караченцова и известной И. Чуриковой. Позднее эта линия репертуара будет поддержана такими спектаклями как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова и П.Грушко, «Юнона и Авось» А.Вознесенского и А.Рыбникова.

Захаров сгруппирует свою команду, в которую войдут композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин, драматург Г. Горин. Конечно же, режиссер приступит к формированию труппы, которая станет уникальной, своеобразной на карте Москвы. О. Янковский, А. Абдулов, Е. Шанина, выдающийся актер Е. Леонов, перешедший из Театра им. Вл. Маяковского, Т Пельтцер, перешедшая из Театра сатиры, Л. Броневой, покинувший Малою Бронную, — все они помогли М. Захарову стать театром мощных и неповторимых индивидуальностей, как впрочем, и режиссер сумел подчинить известные авторитеты, которые стали частью ансамбля.

Театр, начиная с 1974 г., каждый сезон выпускает общественно значимые премьеры как: «В списках не значился» Б. Васильева, «Иванов» А. Чехова, «Вор» В. Мысливского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Диктатура совести» М. Шатрова, «Мудрец» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Чайка» А. Чехова, «Королевские игры» Г. Горина и Ш. Каллоша, «Пер Гюнт» Ибсена, «Испанские безумства», «Ложь во спасение» и другие. Органично вошли в труппу, сформировали так называемое второе поколение Ленкома такие актеры как: Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, Н. Щукина, С. Степанченко, И. Агапов, А. Соколов, А. Леонов, А. Сирин, И. Фокин и другие. Также влились в труппу новые силы, проявив себя в репертуаре театра: среди них — М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и др., что свидетельствует о продуманной стратегии, программе вверенного М. Захарову театру.

Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась здесь самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. И всё же идея Ермоловой, днем работающей у токарного станка, популярная и в послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром профессиональным.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ - Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. "Консультантом по драматической части" был М.А. Булгаков (01.04.1930 - 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика - русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.

Новое имя театра

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: "Московский театр имени Ленинского комсомола". Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование - "Ленком". Это имя нам милее и дороже, хотя с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана. "Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменит. Но именно тогда театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, жена Симонова Именно ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то это название еще дважды появлялось в ленкомовской афише. Последний раз - в 1977 году была постановка Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за рамки злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое поколению, к счастью, войны не заставшему...

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...


Плеяда "Эфроса"

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссёра, и для всего нашего театра - "В день свадьбы" В.Розова, "104 страницы про любовь", "Снимается кино" Э. Радзинского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Мольер" М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами - В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром. По выражению А.Ширвиндта, "уникальная кардиограмма театра сделала очередной нырок". Дом на Малой Дмитровке стал быстро терять своих зрителей! Через пять-шесть лет театр почувствовал себя совсем плохо. Надежда забрезжила с приходом на директорскую должность Р.Г. Экимяна. То ли он предчувствовал изменение ситуации, то ли изменившаяся ситуация отрядила его выстраивать новый Ленком

Новый "Ленком"

В конце 1973 года в театре появился новый главреж (впоследствии - художественный руководитель), и свой драматург, и свой художник. Что случается нечасто. В 1974 году появилось нечто остроумное, музыкальное, стремительное, злое и веселое. Николай Караченцов, сыграв Тиля Уленшпигеля, проснулся знаменитым. Инна Чурикова придала спектаклю особое очарование и изящество. Заиграли все на удивление хорошо, особенно Д.Гошев, Е.Фадеева, М. Лифанова, Ю.Колычев, В.Проскурин, В.Ларионов, Б.Беккер и многие другие. Вдохновенно и весело зазвучали мелодии Геннадия Гладкова, впервые вживую исполненные музыкальным ансамблем "Аракс".

В музыкальное оснащение театра особый вклад внесли люди уникально одаренные: композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин. Бывший саратовский артист Олег Янковский вместе со студентом Александром Абдуловым и чудом российского искусства - Евгением Павловичем Леоновым заложили прочные основы новой актерской команды. Сюда скоро сбежала из театра Сатиры Татьяна Ивановна Пельтцер, из театра на Малой Бронной явился сам Леонид Сергеевич Броневой, из Ленинграда приехала Елена Шанина. Появились спектакли, о которых говорили и спорили зрители, критики, отечественные и зарубежные СМИ: "В списках не значился" Б.Васильева, "Иванов" А.Чехова, "Вор" В. Мысливского, "Жестокие игры" А.Арбузова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А.Рыбникова и П.Грушко, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, "Юнона и Авось" А.Вознесенского и А.Рыбникова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Мудрец" А.Островского, "Поминальная молитва" Г.Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, "Чайка" А.Чехова, "Королевские игры" Г.Горина и Ш.Каллоша, "Аквитанская львица", "Пер Гюнт" Ибсена, "Испанские безумства", "Ложь во спасение" и другие. Сформировалось так называемое второе поколение "Ленкома" - залог нашего долголетия: Д.Певцов, А. Захарова, Т.Кравченко, А.Лазарев, В. Раков, Н.Щукина, С.Степанченко, И.Агапов, А.Соколов, А.Леонов, А.Сирин, И.Фокин и другие.

Похоже, Ленкому удалось сегодня обеспечить преемственность актерских поколений и выпускать спектакли, становящиеся особо любимыми и посещаемыми. Причём, иногда благодаря одной только безвестной молодежи, которая через несколько месяцев становится и любимой, и популярной, и почитаемой в российском театральном и кинематографическом пространстве. Это Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие. Сегодня зрительный зал Ленкома переполнен, и наш театр продолжает уверенный путь к своему столетию.

Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию электронную версию книги «Девять десятилетий» о нашем театре. В ней собрана вся история «Ленкома» - с 1927 года до наших дней: хроника, программки, многочисленные фотографии - спектаклей, любимых артистов и режиссеров, эскизы костюмов и декораций. Работа длилась два года. Издание вышло ограниченным тиражом. И теперь на сайте театра у вас есть возможность познакомиться с книгой.
Книгу «Девять десятилетий» создавали: Сергей Николаев (автор), Игорь Яковлев (художник), Александр Стернин (фотограф), Андрей и Светлана Коробко (верстка макета и подготовка электронной версии).

Театр имени Ленинского Комсомола официально зарегистрирован в 1938 году, но эту дату нельзя считать отправной точкой в развитии нынешнего Ленкома. Первые удачные попытки создать театр для молодежи, загоревшейся идеями революции, датированы 1925 годом, когда, усилиями энтузиастов, удалось сформировать небольшую театральную организацию, которую было решено назвать ТРАМ.

Это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры.

Понятно, что подавляющее большинство поставленных спектаклей было проникнуто духом революции, который определял выбор пьес, сценографию и стиль актерской игры. Обращение к столь популярной теме привлекло к трамовским экспериментам внимание широкого круга ценителей всех возрастов и культурных уровней. Одни искали в разыгрываемых пьесах близкую себе тематику, других больше интересовало качество декораций, глубина режиссерской интерпретации и актерский талант, но все, без исключения, зрители получали искомое в избытке.

По мере того, как развивался творческий коллектив, со сцены исчезали случайные люди, а репертуар значительно изменялся. Театр Рабочей Молодежи уделял все больше внимания классическим сюжетам и постепенно понижал революционный градус в спектаклях, переходя на профессиональные рельсы. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое, Как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Театр рабочей молодежи был рожден самой эпохой, ее стремительным ритмом, могучей волной энтузиазма масс. "Днем у станка, вечером - на сцене" - таков девиз молодого театра. И как лозунги звучали названия новых спектаклей: "Дай пять", "Зови фабком", " " , " ", "Страна должна знать."

1932 год. Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства. Одного энтузиазма уже недостаточно. Советский зритель требует нового качества драматургии и актерского искусства. На помощь молодым энтузиастам приходят актеры прославленного МХАТа: В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев, Н.А. Баталов, В.С. Соколова во главе с известным советским режиссером и педагогом , возглавившим новое художественное руководство театра.

Через некоторое время в труппу театра влилась большая группа актеров из театра-студии, работавшей под руководством Р. Симонова. Это слияние произошло безболезненно, так как воспитанники Р. Симонова, ученика Е. Вахтангова, черпали свои творческие силы из одного общего источника - из могучего реалистического искусства, лучшим представителем которого был МХАТ.

Коллектив ТРАМа овладевает мастерством, позволившим преодолеть известный схематизм агитационных спектаклей и перейти к созданию произведений, в которых глубокая жизненная правда органично сочетается с яркой сценической формой. Из среды трамовцев вырастают такие яркие актерские индивидуальности, как , чьи имена неразрывно связаны с советским театром.

Только после образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга. Естественно, изменился (причем кардинально) и репертуар, все чаще обращавшийся к отложенным, до поры до времени, Толстому, Ибсену, Диккенсу и Ростану.

Возглавить трупу нового театра было доверено - талантливому актеру и режиссеру, не просто вставшему во главе Ленкома, но и приведшему с собой несколько знаменитых актеров из МХАТа, среди которых особо выделялись такие имена как , . Это вливание значительно обогатило творческий коллектив театра имени Ленинского Комсомола и открыло перед ним двери к мировой известности! ()

1941год. В годы Великой Отечественной войны на сцене театра появляются спектакли,посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками - А. Корнейчука, " " братьев Тур и Шейнина, "Так и будет" .Этими спектаклями театр утверждал высокие моральные качества советского народа и выражал уверенность в грядущей победе. Гимном свободолюбивому, жизнеутверждающему началу в человеке в те дни звучал образ Сирано де Бержераку, созданный И.Н. Берсеневым в спектакле по одноименной пьесе Э. Ростана. Группа актеров театра в составе фронтовой бригады прошла весь боевой путь нашей армии от Москвы до Берлина.

Произведения лучших писателей и драматургов того времени получают воплощение на сцене театра: Б. Горбатов, Б Лавренев, А.Ромашов, В.Киршон, Н. Островский, А.Арбузов - имена этих писателей стояли на афишах в предвоенные годы.Особой удачей театра был спектакль
по пьесе К.Симонова " ". В дальнейшем К.Симонов в тесном творческом контакте с театром, где многие его пьесы были поставлены впервые: " ", " ", " " и др. Большое общественное звучание имели спектакли того времени, поставленные по произведениям отечественной и зарубежной классики: " " Ибсена, "Зыковы", " " , М. Горького,
" " Л. Толстого, " " Лопе де Вега, " " Ростана, " " Ч. Диккенса, и другие. В 1948 году Ленком отмечает В 1949 году С.В. Гиацинтова поставила где она с высоким мастерством исполнила роль матери В.И. Ленина -М.А Ульяновой.
Центром спектакля был образ Ленина, в период зарождения его революционных идеалов.

Берсенев был со своим театром в самые трудные военные годы, он трепетно оберегал созданное и искал пути к развитию, даже когда казалось, что дороги вперед нет. Именно благодаря стараниям Ивана Николаевича, Ленком, хоть и с потерями, но все же пережил тяжелое время и вновь расцвет в послевоенные сороковые, когда людям особенно была нужна вера в завтрашний день, вера, которую можно было почерпнуть в театре.

После смерти Ивана Николаевича в 1951 году столкнулся со значительными трудностями и надолго впал в творческое оцепенение. Руководители и режиссеры театра сменяли друг друга, но их стараний было явно недостаточно, чтобы дать новый толчок развитию Ленкома. Следующее десятилетие оказалось не слишком плодотворным, но, тем не менее, не преподнесло никаких сокрушительных ударов, что позволило труппе театра сохраниться, практически, в том же составе, в котором ее оставил Берсенев.

1958год. Будучи пропагандистом современной темы, продолжая развивать генеральную линию спектаклей о молодом строителе коммунизма,театр постоянно обращается к живительному источнику классического наследия.

На его сцене с успехом идут пьесы Островского и Горького, Ибсена и Лопе де Вега, Тургенева и Гоголя, прочитанные свежо и современно. В 1958 году в спектакле " " по пьесе Б.Шоу в роли Жанны Дарк выступила замечательная актриса Ленкома .

В 1958 году Сергея Арсеньевича Майорова назначили главным режиссером театра Ленком. Майоров поставил на сцене Ленкома несколько спектаклей: " ", " "(совместно с )," "(совместно с ) , "Пароход зовут "Орлёнок". Майоров проработал в театре не долго, уже в 1960 году его место занял Борис Никитич Толмазов. Толмазов поставил блестящие спектакли « » Н.Погодина (1960) и « » Э.Брагинского (1963). Борис Никитич вскоре ушел в театр Маяковского.

Так продолжалось до 1963 года, когда у руля . Его приход ознаменовал новый творческий виток в жизни театра, которую Эфрос сумел значительно обогатить и разнообразить. Прежде всего потому, что принес собой множество свежих и смелых идей. Кроме того, с появлением Анатолия Васильевича на посту главного режиссера, Ленком пополнился многими перспективными актерами, почувствовавшими, что в театре имени Ленинского Комсомола теплится еще огонек свободы, а значит там есть поле для творческого развития. Эфрос поставил с театре имени Ленинского Комсомола замечательные спектакли: " ", " ", ", "Снимается кино...", " ", " ", " ".

Плодотворная работа в театре продолжалась недолго, словно волна разбившись о непробиваемые утесы идеологии. Эфрос был человеком далеким от политики, но отлично разбиравшимся в театральном искусстве. Неудивительно, что он не желал лепить из театра убогую карикатуру на это самое искусство и клепать бесталанные спектакли по заказу Партии. Именно поэтому он не задержался на своем месте и был отстранен от руководства Ленкомом. Его уход снова сбросил театр в пучину упадка. В 1967 году в театр пришел Владимир Багратионович Монахов. Он стал главным режиссером театра на несколько лет - с 1967 по 1971 год. В.Б. Монахов поставил в Ленкоме следующие спектакли; " "(совместно с С.В.Гиацинтовой), " ", " ", " ", "Перекресток судьбы". В 1971 году Монахов покинул театр Ленком.

Для театра опять наступили тяжелые времена. Тяжелые времена продлились с 1971 по 1973 года и были отринуты театром только после того, как руководство взял в свои руки Марк Захаров, являвшийся до этого времени режиссером театра Сатиры.

Сразу после вступления в должность сдвинул Ленком с мертвой точки и направил его по курсу, избранному, в свое время, Берсеневым и Эфросом. Театр имени Ленинского Комсомола совершенствовался от постановки к постановке, набирал былую мощь и приобретал новых поклонников, ставя жирную точку во всех досужих сплетнях, утверждавших, что «Ленкому недолго осталось»…

С 1973 года для театра Ленком началась новая эпоха - в театр пришел работать Марк Анатольевич Захаров. В те годы Ленком еще было принято называть Московский театр имени Ленинского комсомола. И находилось это прославленное заведение культуры в глубоком кризисе, начавшемся с тех пор, как с должности художественного руководителя сняли Анатолия Эфроса. Затяжной творческий кризис был прерван весело и оглушительно постановкой « », премьерным спектаклем Марка Захарова совместно с поэтом и журналистом . Эта постановка немедленно привлекла внимание как публики, так и театральных специалистов своей энергией и жизненным тонусом. На показы приходило много молодежи. Интерес к театру Ленком, который уже начал было угасать, разгорелся с новой силой. По мнению самого Марка Захарова, для назначения на должность главного режиссера Ленкома большую роль сыграли его работы в Театре Сатиры - успешные постановки «Темп-1929» (1972 года) и «Проснись и пой» (1970 год, в сотворчестве с ). Помимо этих ярких спектаклей, Марк Захаров представил публике постановки «Матушка Кураж и ее дети» (1972) и «Чудак-человек» (1973). Плодотворная работа в Театре Сатиры стала великолепным «трамплином» для блистательного старта Марка Захарова в Ленкоме, на руководящей должности, требующей колоссальной самоотдачи.

В 1974 году Марк Захаров на сцене театра Ленком выпускает по пьесе своего друга, выдающегося драматурга . Постановка имеет оглушительный успех. Создатели позиционируют ее как музыкально-поэтический спектакль - яркий, красочный, захватывающий - как комедию с элементами сатиры и драмы. Марк Захаров привлекает к работе в «Тиле» самых талантливых актеров Ленкома - , Колычева, Фадееву, Скоробогатова и многих других. После премьерного показа «Тиля» молодой проснулся знаменитым, а для Инны Чуриковой начался новый творческий этап. В целом, спектакль «Тиль» выводит Ленком на очередную ступень развития. Этой постановке рукоплещет не только весь Советский Союз, но также Польша, Чехословакия и Болгария, где Ленком гастролировал в 1977-1978 годах.

С первых же дней работы в театре Ленком Захаров начинает создавать и активно развивать собственный, авторский подход к режиссуре спектаклей. Очень большое внимание уделяет музыке, поэтике. Музыка становится едва ли не одним из главных действующих лиц в постановках Марка Захарова «Тиль», « », « », «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году Марк Захаров ставит на сцене Ленкома современную оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды с неподражаемым в роли Хоакина Мурьетты. Также в главных ролях были задействованы Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Спектакль посвящен жизни и смерти национального чилийского героя Хоакина Мурьетты и приурочен к военному перевороту в Чили, а также уходу из жизни знаменитого чилийского поэта Пабло Неруды. Опера пользуется грандиозным успехом - благодаря и злободневности, и блестящему актерскому составу, и новизне жанра. Вдохновившись успехом этой постановки, Марк Захаров совместно с композитором отправляются на поиски драматической основы для нового спектакля в подобном жанре. Судьба сводит их с поэтом А.Вознесенским - так в 1981 году рождается легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось»… В премьерной постановке главные роли исполняли Александр Абдулов, Николай Караченцов, .

С первой русской рок-оперой Ленком гастролирует во Франции, выступает в зале «Эспас Карден». Зрители принимают ее прекрасно и с восторгом, французская пресса печатает только восхищенные отклики. Марк Захаров вспоминает, что на «Юнону и Авось» в Париже некоторые зрители ходили по несколько раз, русские парижане приводили с собой детей, чтобы те могли услышать настоящую русскую поэзию… После Парижа были не менее удачные гастроли в Германии, США, Нидерландах и Греции.

Тем временем Марк Анатольевич Захаров продолжает работать не покладая рук во имя развития театра Ленком, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм. В 1978 году он ставит своеобразный эксперимент - тихий, камерный спектакль «Вор» В.Мысливского, без какого бы то ни было музыкального сопровождения. Главные роли в этой драматической притче исполняли Владимир Корецкий и . Работа в таком жанре пришлась по душе и самому режиссеру, и публике, поэтому Марк Захаров с особенным вдохновением продолжил раскрывать все возможности данного подхода. Позже появились спектакли «Три девушки в голубом» (1985) и «Чайка» (1994).

В 2000 году свет увидел новый спектакль в постановке Марка Захарова - «Город миллионеров». В главных ролях были задействованы Инна Чурикова и (сейчас «Город миллионеров» по-прежнему в актуальном репертуаре театра «Ленком», и пользуется огромным успехом; только партнером Инны Чуриковой по спектаклю стал Геннадий Хазанов). Марк Захаров создал эту работу совместно с Р.Самгиным, своим учеником. Самгин предложил идею постановки - взять за основу пьесу Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которая представляет собой классическое произведение, местами анекдотичное, а местами пронзительно обнажающее радости и горести человеческих душ.

Почти 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром Ленком. За это время выдающемуся режиссеру фактически удалось объять необъятное. Он поднял театр с колен и воздвиг на пьедестал одного из самых популярных театров страны и даже мира. Ленком неизменно вызывает интерес как у публики, так и у знатоков театрального искусства. Регулярные гастроли, гениальные спектакли, плеяда блистательных актеров… Об актерах следует сказать отдельно. Во все времена Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров, и на сцене Ленкома они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Кто-то из них позже переходил работать в другие коллективы и труппы, кто-то оставался верен любимому режиссеру - но все они бесконечно благодарны Марку Анатольевичу Захарову, этому великому человеку, за годы сотрудничества, за путевку в жизнь, за возможность выступать на сцене прославленного Ленкома. С Марком Захаровым работали такие звезды театра и кино, как И. Чурикова,